Как сделать киношный размер кадра
3 способа изменить разрешение видеоролика:
оптимальные настройки для компьютеров, видеохостингов, мобильных устройств и DVD
Хотите загрузить видеоролик в социальные сети, отправить работу по электронной почте или посмотреть фильм на смартфоне? Для этого вам, скорее всего, потребуется перенастроить ширину и высоту кадра. В этой статье мы расскажем, как изменять разрешение видео с учетом особенностей устройства или сайта, для которых вы готовите запись, и как при этом сохранить хорошее качество ролика.
Что такое разрешение и зачем его изменять?
Перед обработкой контента необходимо рассказать, что такое «разрешение». Каждый цифровой видеофайл имеет определенные заданные размеры, измеряемые количеством пикселей. Например, значения «1920х1080» или «1080p» обозначают параметры кадра по горизонтали и вертикали. Чем выше количество точек, тем четче и детальнее будет изображение.
Различают несколько типов видеоразрешений:
Разница между разрешениями
Как правило, пользователям требуется сделать разрешение видео больше или меньше в нескольких ситуациях:
Соотношение сторон для YouTube и Instagram
Какую программу использовать для изменения разрешения видео?
Чтобы изменить разрешение, уменьшить размер клипа или конвертировать его для воспроизведения на мобильных устройствах, воспользуйтесь удобной программой для работы с видеофайлами. Конечно, вы можете изменить разрешение видео онлайн без потери качества, но веб-сервисы обладают рядом ограничений:
В программном обеспечении отсутствуют такие ограничения. Также вы сможете производить монтаж видео и использовать готовые профили экспорта. Воспользуйтесь редактором ВидеоШОУ, который предлагает простой интерфейс на русском языке и удобные инструменты. С его помощью вы сможете:
Инструкция по изменению разрешения ролика на компьютере
Для начала следует скачать редактор с функциями конвертера на ваш компьютер. Сделать это можно бесплатно, кликнув на кнопку ниже. Затем охнакомьтесь с пользовательским соглашением, укажите папку для установки и создайте ярлык на рабочем столе.
Скачайте редактор ВидеоШОУ и меняйте параметры видео в несколько кликов!
Для изменения разрешения видео запустите программу и выполните следующие действия:
1. Нажмите «Новый проект» и загрузите видеофайл. Вы можете импортировать несколько роликов и соединить их с помощью плавных переходов. При загрузке видеоклипов с разным разрешением при соединении у них будет установлен единый размер, который будет указан перед экспортом. Для импорта укажите папку и перетащите видео на временную шкалу.
Также можно дважды кликнуть по таймлайну
2. Если необходимо, произведите редактирование: добавьте музыку, примените фильтры, создайте титры.
Музыку можно обрезать
3. Кликните на надпись «Создать» на верхней панели инструментов.
Перед конвертацией необходимо сохранить проект
Дальнейшая последовательность действий зависит от вашей задачи. Выберите подходящий вариант и следуйте рекомендациям.
Как сделать HD или Full HD видео
В новом окне нажмите «Создать видео» и выберите подходящий вариант: «Создание HD-видео» или AVI-видеофайла.
Оба варианта подходят для просмотра фильма на ПК
Вам будет доступна опция указания кодека или типа HD-клипа (HD Ready и Full HD), изменения качества. Для коррекции частоты кадров, дискретизации и битрейта аудио кликните на строку «Дополнительно». Стандарт частоты в кино и телевидении — 25-30 кадров в секунду. Чем меньше значение, тем более плавная картинка. Клипы с меньшей скоростью воспринимаются, как нереальные и фантастические, поэтому частота в 24 кадра в секунду и меньше может подчеркнуть идею, например, в сказках и фэнтези.
Затем нажмите «Конвертировать»
Также вы можете экспортировать работу в HD-качестве в других форматах: MP4, MKV, WMV, ASF, MPEG. Для этого кликните на кнопку «Создание видео в других форматах». Если вам необходимо увеличить разрешение видео без потери качества и записать видео на DVD-диск, вы можете подготовить видеоролик в этом разделе. Для оформления DVD предусмотрены отдельные настройки.
Выберите «DVD-видео» и скорректируйте параметры вывода
Как изменить разрешение для Ютуба или других видеохостингов
Выберите «Создать видео для публикации в интернете». Вам будет предложено оформить проект для видеоплатформ и социальных сетей, а также вывести работу в FLV.
Второй вариант создаст код для вставки на сайт
Для публикации на YouTube, Facebook, ВКонтакте, Яндекс.Видео, RuTube, Vimeo, MySpace вы можете воспользоваться готовыми настройками экспорта, в которых уже учтены все особенности площадок. При подготовке ролика на Ютуб вам будет предложено указать в списке подходящее разрешение: 1080р, 720р, 480р, 360р, 240р. Чем выше значение, тем лучше качество и больше объем видеофайла.
Затем вы можете увеличить качество, частоту кадров и параметры аудио
Как изменить разрешение для мобильных устройств
Нажмите в редакторе кнопку «Создать видео» — «Создание видео для устройств». Вы можете подготовить видеоматериал для воспроизведения на смартфонах, игровых приставках, музыкальных плеерах, планшетах. Софт содержит предустановки для различных фирм и моделей: Айфон, Самсунг, Нокиа и другие.
Кликните на подходящий варианта, например, Samsung Galaxy S4
Чтобы уменьшить разрешение видео на компьютере, понизьте размер кадра или установите подходящий объем файла. Сжатие клипа необходимо для быстрого воспроизведения ролика. Для телефона подойдет соотношение сторон: 1280х720 или 800х480.
Кликните на подходящий вариант, например, Samsung Galaxy S4
Заключение
Теперь вы знаете, как изменить ширину и высоту видео и подготовить материал для воспроизведения на различных устройствах и сервисах. Вы сможете выбрать готовый профиль экспорта и настроить параметры вывода самостоятельно. Для коррекции соотношения сторон воспользуйтесь удобным редактором ВидеоШОУ. Он позволит не только изменить разрешение, но и смонтировать ролик из нескольких записей, применить эффекты и переходы, добавить титры и музыку, наложить водяной знак на видео и экспортировать работу в подходящем формате. Скачайте программу и получите впечатляющий результат прямо сейчас!
Скачайте видеоредактор ВидеоШОУ
И погрузитесь в захватывающий мир с безграничными
возможностями создания фильмов!
Как делать видео. Часть 3: съемка и монтаж
Валерий Кропачев подготовил серию публикаций о видеопроизводстве в диджитале. Эти знания помогут сделать видео в YouTube или Instagram, которые действительно зацепят подписчиков. Третья заключительная часть посвящена съемке и монтажу.
Обучение в онлайн-университете: курс «Видеомаркетинг: создание и продвижение видео»
В прошлых публикациях я рассказывал, что для низкобюджетных видео не обязательно использовать профессиональное оборудование, достаточно продуманного сценария и смартфона с хорошей камерой. На качество ролика в большей степени влияет работа оператора. Сегодня поговорим об основах съемки, звукового сопровождения видео и монтажа.
Крупность планов и их комбинация
По Кулешову есть шесть видов крупности плана.
Чтобы после монтажа видео не выглядело дерганым, не монтируйте стоящие по соседству планы, а прыгайте как минимум через один. То есть крупный органично монтируется со вторым средним, а общий — с первым средним. Исключения — деталь и дальний план. Они органично монтируются даже с соседними.
Объекты в кадре
Существует несколько общепринятых способов располагать объекты в кадре.
Правило третей. Если размещать объект не в центре, а вдоль вертикальных или горизонтальных линий, а также в точках их пересечения, картинка будет живописнее, как на этой примере:
По центру. Если разместить объект в центре, внимание зрителя будет приковано именно к этому объекту. Но появится ощущение принуждения, будто оператор говорит: «Смотри вот на это!». Сравните: картинка слева выглядит менее живописной, зато сразу приковывает взгляд к объекту. Используйте оба способа в зависимости от цели.
Вправо = вперед. Если что-то движется в кадре слева направо, мы воспринимаем это как движение вперед, по направлению к чему-то, а если справа налево — как движение назад, возвращение или уход от чего-то.
Воздух в направлении движения. Если объект движется, между направлением его движения и границей кадра должно быть свободное пространство. На примере ниже женщина идет вперед, но в кадре перед ней нет воздуха, из-за чего у зрителя появляется дискомфортное ощущение движения вслепую. На следующей картинке воздух есть, поэтому изображение воспринимается гармонично. Зритель видит не меньше героя и точно знает, что через мгновение в кадре внезапно не появится обрыв, препятствие или что-то еще.
Соотношение сторон или Почему современное видео смотрят из танка?
В фото и видеосъемке оператор может изменять фокусное расстояние на камере. Так сменяют друг друга общие и близкие планы, решаются определенные художественные задачи. Но у кадра существует еще один важный параметр, который влияет на восприятие зрителя — соотношение сторон. Каким оно должно быть, и каким его делают?
Начнем с фотографии. Если проанализировать самые знаменитые снимки ХХ века, то мы увидим абсолютный перевес горизонтально ориентированных кадров. Вертикальную картинку чисто композиционно сложнее сделать более выразительной. Существовали еще системы с квадратными пропорциями, в частности средний формат 6 х 6 см. Но в те времена, когда еще не было моды на Инстаграм и фильтры «под пленку», подобные квадратные кадры использовались не для понтов, а для дальнейшего кадрирования под нужды печати.
Классический ныне 35-мм кадр пришел в фотографию именно из киноиндустрии. Уже в 1909 году Конгресс кинопредпринимателей учредил ее в качестве стандарта. Что касается фотографии, в первой половине века все уважающие себя пацаны снимали на большие пластины или в крайнем случае на средний формат для репортажников. 35-мм пленка считалась форматом скоротечным и босяцким, фотоаппаратам Leica предрекали забвение. Тем не менее соотношение сторон кадра у 35-мм пленки сохранялось таким же, как и у большеформатной фотографии — 4:3 или 1:1,33. Об этом позаботился Томас Эдисон, представив в 1888 году свой «кинетоскоп» — первую систему домашнего кинотеатра. Как все мы знаем, эти пропорции живут в XXI веке в миллионах дисплеев и телевизоров.
В 30-х в кино пришел звук, и для него понадобилось немного места на пленке. Оптическая аудиодорожка немного уменьшила габариты картинки до 16 х 22 мм. Соотношение такого кадра составило 1:1,37 и с тех пор, согласно учрежденному американской киноакадемией стандарту, называлось «академическим».
Широкоэкранная картинка впервые появилась в кинотеатрах 50-х годов — как более зрелищная альтернатива набирающему популярность телевидению, использовавшему все те же пропорции 4:3. В начале это были системы панорамной съемки несколькими камерами, громоздкие и дорогущие. Но подобная техника в дальнейшем не получила массового распространения. Равно как и 70 мм пленка, которая до наших дней дожила лишь в системе IMAX. Но тогда индустрия искала более дешевый способ получить широкую картинку.
IMAX — это High End кинотеатрала: больше картинки, больше информации!
До появления анаморфных линз, широкоформатную картинку на 35 мм кадре получали так называемым кашетированием. Т.е. тупо наложением маски (каше) с целью уменьшения высоты кадра. А полученное изображение затем растягивалось под соответствующий формат полотна кинотеатра. Соотношение сторон картинки получалось 1:1,66 — для европейских залов, и более узкое 1:1,85 — для американских. Вот американское в конечном итоге и стало доминирующим.
При съемке с кашетированием у оператора в видоискателе была рамка, на которую он ориентировался, выстраивая композицию. При подготовке пленки к прокату в кинотеатре копировалась только широкоэкранная картинка внутри рамки. Остальное можно было увидеть только в телевизоре или домашнем видео. Open Matte — так называлась полнокадровая версия на профессиональном жаргоне. Поскольку создатели всегда фокусировались на кинопрокате, за ляпсусами в Open Matte следили менее строго. Так что фанаты любят развлекать себя, находя на телеверсиях любимых фильмов штанги с микрофонами и прочее оборудование, которое не должно было попасть в кадр.
Несложно догадаться, что кашетирование не прибавляло качества изображению. Вырезанная из кинопленки картинка имела всего 11-12 мм высоты. При проекции такого материала сильнее было заметно зерно и другие дефекты. Поэтому на помощь были призваны анаморфные линзы, растягивающие изображение по всей высоте кадра, а затем при проекции сжимающие его обратно. Таким образом, плотность изображения получалась выше, чем у кашетированного формата, но пропорции анаморфированного кадра стали еще более узкими по высоте — 2,35:1, которые сегодня считаются классическим голливудским стандартом. Никакой глобальной перестройки кинотеатров эта новая система не требовала, достаточно было анаморфной насадки на объектив проектора.
Много еще было предложено различных форматов. Среди них наблюдалась и совсем экзотика вроде 2,76:1, довольно остроумный способ развернуть кадр на 90 градусов, чтобы на него приходилось уже 8 отверстий перформации 35 мм пленки, а не 4, как обычно. Но самой устойчивой системой оказался формат Super 35, в котором выделили дополнительное место для изображения, раньше занимаемое оптической аудиодорожкой. Таким образом, индустрия вернулась к тому, с чего начинала — пропорциям кадра немого кино. Это пленка предназначалась исключительно для съемки, потому что прокатным копиям все-таки требовалась фонограмма.
В Super 35 также применялась система кашетирования, но в силу того, что качество фотоматериалов росло, итоговая деградация изображения носила более приемлемый характер. Эти же размеры 35 мм кадра перекочевали и в цифровые светочувствительные матрицы, поэтому вся оптика оборудования оказалась взаимозаменяемой.
В 80-х на телевидении при разработке стандарта HDTV решили сделать что-то среднее между «квадратным» и широкоэкранным кино. Так появились первые широкоэкранные видеодисплеи 16:9, которые все мы знаем и пользуемся. При соотношении сторон 1:1,78 придется мириться с черными полосками — либо сверху, либо по бокам.
Сегодня цифровое кино снимается на светочувствительную матрицу с такими же пропорциями, как и более ста лет назад — 1:1,33, но мало кто использует ее площадь на все 100%. Сегодня также применяется кашетирование и анаморфный процесс, как и в 50-х, только уже в цифровом виде. Широкий экран стал еще меньше по высоте — 1:2,39.
Все настолько привыкли к этому сверхширокому, а вернее сказать, узкому, как щель, формату, что при издании Blu-ray даже не удосуживаются делать адаптацию под наши телевизоры. А ведь они по-прежнему выпускаются с соотношением экрана 1:1,78. В итоге четверть экрана занимают бесполезные черные полосы. К счастью, часть фильмов можно найти в приемлемом 1:1,85, где можно даже нарваться на бонус в виде дополнительной площади телес Терминаторши из «Rise of the Machines».
В кинотеатрах и Blu-ray версии Терминатора-3 вы такого не увидите. В кадре соотношением 2,35:1 все самое интересное останется за рамкой
Но главным венцом абсурда сегодня выступает постпродакшен клипмейкеров. Претензия трехминутного опуса на голливудский Большой Стиль выражается в видеоряде 2,39:1 и знаменитых черных полосках, куда ж без них! В кинозал, собственно ради которого 60 лет назад эти пропорции и затевались, все эти пляски никогда не попадут. Зато черные полоски отправятся на телеканал. В трансляции влепят это видео в свое квадратное поле и повесят логотипы, рекламу и бегущую строку. Затем телевизор в парикмахерской или спортзале еще разок растянет картинку квадратного канала на 16:9 и сделает героев видеоклипа крабами, на которых смотрят из танка. Жалко, что из этого танка нельзя чем-нибудь стрельнуть.
В музыкальном видео «по-богатому» картинка должна быть зажата траурными плитами
Как выбрать соотношение сторон
Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон
Фото: Zach Ramelan
Академический кадр, анаморфированный формат, 16:9: современным кинематографистам доступно множество различных соотношений сторон. Сейчас изменить формат можно, просто подкрутив несколько настроек в монтажной программе. Для режиссера выбор соотношения сторон сродни выбору размера и формы холста для художника. Это, помимо внешних признаков, еще и способ рассказать историю.
Что такое соотношение сторон?
Соотношение длины и ширины кадра описывает форму изображения. К примеру, формат 16:9 — это экран, где на каждые 16 единиц измерения ширины (например, дюймов или пикселей) приходится 9 единиц высоты. Современные телевизоры с разрешением 1920x1080p (Full HD) или 3840x2160p (4K) имеют соотношение сторон 16:9, тогда как у видео с разрешением 1920x817p оно равняется 2.35:1 (вспоминаем уроки математики).
Фото: Zach Ramelan
Долгие годы стандартным форматом был академический, или 1.37:1. Затем крупные студии вступили в противостояние с распространяющимся телевидением, поэтому начали экспериментировать с новыми соотношениями сторон, чтобы зрители получали в кино нечто большее, чем дома у телевизора: большие и широкие экраны, которые погружали зрителей в действие.
В конце концов театральные форматы установились где-то между 2.35 и 1.85. 16:9 — это своего рода компромисс между театральным соотношением сторон и телевизионным (4:3).
Соотношение сторон и настроение
Некоторые форматы изображения стали так прочно ассоциироваться с кинотеатрами, телевизорами, домашним видео и прочими видами потребления контента, что даже человек, который мало что понимает в их исторической подоплеке, осознает их значение. Классический академический формат создает ощущение ретро, тогда как анаморфированное изображение ассоциируется с блокбастерами, эпическими приключениями и фэнтези. Да, в создании соответствующей атмосферы помогает и цветокоррекция, но начинается все именно с соотношения сторон.
Кадры из фильма «Отель «Гранд Будапешт»» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Кинематографисты могут использовать подобные коннотации в своих целях, чтобы погрузить зрителя в определенное настроение. «Отель „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона раскрыл потенциал этой идеи. По ходу фильма соотношение сторон меняется, чтобы соответствовать самому распространенному формату эпохи.
Что касается настроения, то пародийный фильм «Храбрые перцем», разворачивающийся в мире высокого фэнтези, снят с соотношением сторон 2.35:1, тем же самым, что Питер Джексон использовал в экранизации «Властелина колец». Если бы режиссер Дэнни МакБрайд снял эту комедию в формате 16:9, фильму бы не хватило ощущения эпичности.
Соотношение сторон определяет композицию
Вне зависимости от исторического и культурного значения, различные соотношения сторон повлияют на композицию кадров, поскольку от этого будет зависеть поле зрения и, как следствие, правило третей будет применяться к кадрам по-разному.
Правило третей позволяет кинематографистам создавать визуально привлекательные изображения, которые используют все пространство кадра. Пересекающиеся линии указывают, где именно должны располагаться основные объекты.
Чем меньше формат, тем ближе друг к другу они будут расположены, сужая пространство внутри. Это не обязательно плохо: это просто результат большей скученности, которую уже упоминавшийся Уэс Андерсон отлично использует в «Отеле „Гранд Будапешт“».
Трейлер фильма «Отеле „Гранд Будапешт“»
Тем не менее, как мы видим на примере «Касабланки», вы вполне можете создать динамическую композицию и в «академическом» формате.
Сцена из фильма «Касабланка» (1942)
Несмотря на уменьшенное пространство, мы все равно видим правило третей в действии, так что нас не смущает огромное пространство взлетной полосы. Движение камеры помогает создать глубину, но в какой-то момент оператор оказывается ограничен тем, как много персонажей он может поместить в кадр.
Кадры из фильмов «Касабланка» (1942) / Фото: Warner Bros. и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989) / Фото: Lucasfilm
Расширяя формат, мы можем показывать более масштабные сцены. Посмотрите, как это делает Стивен Спилберг в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход».
Сцена из фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989)
Спилберг и его оператор Дуглас Слокомб аккуратно располагают множество объектов по кадру, не перегружая зрителя визуальной информацией.
Скрытые объекты
Сцена из фильма «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980)
Формат 2.35:1 создает более глубокую и широкую композицию, а зритель будто оказывается внутри этого мира. Но если у вас нет достаточно красивых декораций, локаций или возможности правильно осветить кадр, вы рискуете сделать ваш фильм визуально неинтересным (если вы не овладели в совершенстве работой с негативным пространством).
Выбор формата
От соотношения сторон зависит композиция и настроение. Можете ли вы правильно расставить освещение и выстроить красивый кадр, работая с заданным пространством? Желаете ли обратить внимание зрителей на определенные детали? Погрузить их в красивые или фантастические декорации? Или же наоборот ограничить их поле зрения, чтобы не показывать пустые и плоские локации?
Соотношение сторон нужно выбирать еще до съемок. Изменять его на постпродакшне чревато для композиции. Проведите тесты в разных форматах до начала производства. Составьте список доступных локаций и проверьте, на сколько хватит вашего бюджета. Но самое главное — поймите, какие виды композиционного построения кадра помогут вам рассказать именно вашу историю.