Как сделать киношный звук

10 советов по сведению звука для короткометражных фильмов

Как сделать киношный звук

Сведение (микширование) короткометражного фильма может быть непростым делом для начинающего инженера. Рассматривайте эту статью как пошаговое руководство и обращайтесь к ней каждый раз, когда вам нужно разобраться, как свести короткометражный фильм. В этой статье мы расскажем вам о том, как правильно планировать свое время, сосредоточиться на монтаже и выполнять правильные отдельные действия в миксе.

1. Определите количество времени, которое, на ваш взгляд, вам нужно, и удвойте его

Прочитайте предложение выше и возьмите за правило: при работе с режиссером, продумайте, сколько времени понадобится на завершение фильма, и удвойте его, если можете. По крайней мере, добавьте на пару дней больше, чем считаете нужным.

Кроме того, никогда не знаешь, что может произойти во время сессии. Режиссер может решить, что им нужен повторяющийся диалог, чтобы заменить реплику, которую больше нельзя использовать. Вы можете получить новый вариант фильма на полпути, что, конечно же, случалось со мной. Или вы можете обнаружить, что реплика, которую, вы думали, можно спасти, на самом деле не спасена в контексте обработанного микса.

Я знаю, что время всегда на вес золота, и его наличие может стать определяющим фактором при получении работы. Тем не менее, для вашего же блага, постарайтесь выделить хотя бы один дополнительный день в вашем расписании. Если вы работаете с опытным монтажером, и все идёт отлично с самого начала, худшее, что может случиться – это то, что у вас будет больше времени на микширование.

Раньше я давал режиссеру короткие сроки и обнаруживал, что работаю целыми днями, чтобы в них уложиться. Теперь я задумываюсь о том, сколько времени это займет, и добавляю несколько дней к моим срокам, в зависимости от проекта. Это дает мне больше пространства в работе.

2. Организуйте вашу сессию

Это мог быть эргономический кошмар, если бы я не организовал сессию. Первое, что я сделал, когда добавил сессию в свою любимую цифровую DAW, это организовал и упорядочил каждый трек по цветам.

Чаще всего вы будете получать аудио из петличного микрофона каждого актера, а также аудио из «бума» на штативе, который охватывает всю сцену. Да, есть исключения, но обычно это так.

Как только вы организовали и упорядочили по цветам вашу сессию, прослушайте каждый трек, сцену за сценой. Это важно, потому что вы можете столкнуться с одним или несколькими сценариями:

Это некоторые из возможных проблем с диалогом. Возьмите свою первую сцену и принимайте быстрое решение для каждого трека во время прослушивания. Затем редактируйте и приглушайте области, сохраняя общий баланс. В этом контексте мы имеем в виду баланс между тем, что лучше всего звучит, и тем, что лучше всего работает.

С другой стороны, вы можете быстро сопоставить звуковой характер «бума» и петличного микрофона, используя такой плагин, как Dialogue Match.

4. С самого начала работы держите в уме ваш стандарт громкости

Мы всегда должны учитывать насколько громким должен быть финальный микс.

Тем не менее, вы можете столкнуться с режиссером, который сам все финансирует, без помощи такой компании. Режиссер будет полагаться на две вещи: ваше мнение и свою собственную интуицию.
Ваше мнение должно быть таким, что микс должен оставаться на нормальном уровне, позволяя вам быть динамичным. Интуиция режиссера неизменно будет говорить другое: им захочется самого громкого возможного микса.

Да, это печальная правда, даже в пост-продакшне.

вы должны сделать что-то относительно громкое, не взорвав чьи-то барабанные перепонки. То есть, вам понадобится достаточно интенсивная обработка, например, компрессия, но вы должны сохранять динамичность.

В целом, я считаю, что лучшие способы достижения этих целей схожи с теми, которые я предлагал ранее, в частности, в моей статье о подкастинге и в моей статье о сохранении динамического воздействия и высоких уровнях.

Подводя итог, можно сказать, что лучшим подходом является использование разумной предварительной нормализации треков и параллельной компрессии, когда это возможно, чтобы не утомлять слух.
Таким образом, каждая дорожка может заканчиваться небольшой параллельной компрессией, чтобы усилить уровни, и каждый субмикс может также содержать параллельную компрессию по той же причине.

Если вы новичок в пост-производстве, думайте об этом переходе от одной сцены к другой, как о чём-то подобном мастерингу альбома: точно так же, как ни один трек не должен казаться неуместным в альбоме, каждая сцена должна быть продумана с учётом того, что произошло до нее.

Теперь давайте рассмотрим инструмент, который поможет нам сохранить целостность наших сцен в процессе работы над фильмом:

5. Рассмотрим возможность использования субмикса или обработки «шины»

Может быть, в одной сцене у петличного микрофона были проблемы с шуршащей тканью, но в другой были проблемы у «бум»-микрофона. В этой ситуации помогает наличие двух субмиксов: я могу скопировать и вставить одну настройку в другой микс, и адаптироваться по мере работы, чтобы учесть отдельные элементы. Эквалайзер может измениться, но выравнивание будет осуществляться однородными процессорами.

Какую обработку мы наблюдаем на шинах? В своем рабочем процессе я часто использую эквалайзер и компрессию, чаще всего параллельную компрессию. Иногда я использую реверберацию на субмиксе сцены, чтобы смешать шумовое оформление и «атмосферу» с диалогом, снятым на локации. Подробнее об этой технике можно прочитать здесь.

6. Если производительность центрального процессора вашего компьютера оставляет желать лучшего, разбивайте сцены на отдельные сессии

Когда придет время собирать фильм, Вы сможете сделать баунс каждой сцены, загрузить их все в одну мастеринг-сессию и соединить их вместе, используя плавные или перекрывающиеся затухания.

Сделайте баунс всего фильма через сцену сессии с каждым баунсом; это, пожалуй, самый простой способ сохранить синхронизацию. Если все файлы начинаются точно с самого начала, с синхронизацией не должно быть проблем.

Если производительность вашего процессора недостаточна для обработки большого количества дорожек, вы, вероятно, не сможете использовать и обработку шины. Тем не менее, вы можете сохранить обработку шины для окончательной сборки, используя эту технику разбивки, работая с дорожками непосредственно в финальной сессии.

Итак, можно ли сказать, что это муторный обходной путь? Безусловно. Но должна ли вас сдерживать имеющаяся у вас аппаратура? Ни в коем случае. Если вам не хватает производительности процессора для обработки фильма, вы можете использовать этот метод, чтобы избежать отказа от проекта. Просто убедитесь, что вы не накосячите с синхронизацией!

7. Никогда не запарывайте синхронизацию. Вообще

Вы не можете накосячить с синхронизацией. Я повторяюсь: нельзя запарывать синхронизацию. Если губы не совпадают со звуком, вы не выполнили самую простую часть работы!

Как минимум, вы должны закрепить звук во время монтажа, что можно сделать в Pro Tools и Logic. Также следует быть осторожным с плагинами: иногда компенсация задержки при сведении чего-либо или при рендеринге обработки в файл может немного изменить синхронизацию.

Всегда следите за фильмом во время монтажа. Если вы заметили, что диалог не синхронизирован, сохраните его, а затем отмените до того места, где была синхронизация, и сохраните этот фрагмент как новый файл. Если вы не можете найти место, где пропала синхронизация, вы влипли, и вам, возможно, придется передвигать объекты вручную и на глаз, пока все не синхронизируется обратно.

8. Если возможно, настройте звуковой фон помещения, шумовое оформление и музыку до монтажа

Перед тем, как идти дальше, настройте звуковой фон помещения для каждой сцены. Кроме того, создайте или импортируйте нужное вам шумовое оформление, а затем прикрепите его к действию в фильме. Затем поместите на время музыку там, где режиссер указал, что будет присутствовать музыка. Если режиссер все еще ждет музыку, не работайте без своего рода временной замены: это очень важно. Обязательно согласуйте музыку с режиссером, но все равно используйте ее.

Почему перед монтажом необходимо получить звуковой фон помещения, шумовое оформление и музыку? Чтобы не тратить время впустую.

Вам меньше всего хочется тратить время впустую в пост-продакшне, так что упростите себе работу. Подумайте о том, сколько времени вы сэкономите, не говоря уже о качестве звука, которое вы сохраните, просто имея всю информацию под рукой, прежде чем принять решение о монтаже.

Возможно, вы сами захотите записать шумовое оформление, и здесь есть несколько советов, как это сделать. Или же вы можете купить звуковую библиотеку. Мне посчастливилось получить несколько звуковых библиотек для обзора, звуковые библиотеки, содержащие тысячи звуковых фонов и шумового оформления. Большую часть времени я использую эти звуковые библиотеки, если только не проще все сделать самому или если я хочу что-то сделать на заказ, и мне дали необходимое время и деньги.

9. Сделайте так, чтобы понижение уровня шума/монтаж проходили сами по себе

Даже если все элементы на месте, вам, возможно, придётся понизить уровень шума диалоговых дорожек, особенно если к ним позднее будет применяться компрессия, которая часто приводит к появлению фонового шума.

Для удобства, стоит использовать обработку inline, используя советы в этой статье, чтобы убедиться, что вы получаете лучший вариант шумоподавления.

Для достижения наилучших результатов, как правило, предпочтительнее использовать обработку offline. Это займет больше времени, но всегда звучит лучше, потому что у Вас есть более точный контроль.

Независимо от того, как вы работаете, постарайтесь посвятить отдельный этап очистке. Это ускорит вашу работу, если вы позаботитесь об этом отдельно, в пределах специально выделенного отрезка времени.

Кроме того, убедитесь, что следите за результатами подавления шума: создайте своего рода «манекен-компрессор», который поднимет вас на финальный уровень. Следите за отредактированным звуком с этой настройкой и без нее, чтобы убедиться, что все работает. Парадоксально, но на самом деле вы можете использовать обработку, чтобы определить, используете ли вы слишком много обработки!

10. Соблюдайте баланс во время микширования

Переходите от сцены к сцене, работая в хронологическом порядке. Как и в случае с музыкальными миксами, контрольная дорожка может очень пригодиться. Я использую звук из The Wire всякий раз, когда работаю над чем-нибудь, связанным с природой; трудно вообразить более натуралистический сериал, чем этот.

Контрольные дорожки очень важны, потому что они помогают мне сохранить равновесие. При сведении сцены все зависит от баланса между четкостью, окружающей средой и приятными впечатлениями.

Вот типичный сценарий: вы обрабатываете две диалоговые дорожки, и теперь они слишком сильно выделяются на общем фоне. Так что вы повышаете громкость звукового фона помещения, и теперь все звучит гораздо хуже: звуковой фон все перекрывает, ваш микс очень шумный, и ничто не звучит особенно правдоподобно.

Что же делать? Попробуйте эквализировать звуковой фон комнаты используя широкое значение добротности фильтра «Q», а не увеличивая общий уровень. Для того, чтобы максимально отполировать сцену, всегда требуется ряд небольших корректировок и изменений.

Заключение

Как видно из самого объема статьи, в пост-производственном процессе есть, на что обратить внимание. Но, тем не менее, это замечательный и приносящий удовлетворение способ зарабатывать на жизнь в контексте звукорежиссуры. Просто запомните эти три вещи: организуйте свой рабочий процесс, помните о балансе во время микширования, и, самое главное, всегда учитывайте то, что происходит на экране.

Источник

Делаем видеоролик интереснее: добавляем музыку, эффекты и весь этот саунд-дизайн

Как сделать киношный звук

Как сделать киношный звук

Содержание

Содержание

Когда музыкальный фон, шумы и различные эффекты органично вплетены в видеоролик, они совершенно незаметны и воспринимаются как данное. Поэтому немногие понимают, насколько значительную роль звуковое оформление играет в том, чтобы ролик стал эффектным и эффективно воздействовал на аудиторию. Сегодня, когда красивую картинку научился делать почти каждый, часто именно по звуку можно судить о качестве того или иного видео.

Как и зачем нужно добавлять музыку и шумы?

На радио различные отбивки и джинглы помогают отделить одну рубрику от другой и упорядочить структуру вещания. В кино звукоряд отражает эмоции героев и передает нужную атмосферу. Динамичным ритмом выделяется экшн, мажорные и минорные тональности служат для выражения тех или иных чувств, для смысловых акцентов часто применяется тишина и т.п. К примеру, большая часть истории в начальной сцене фильма «Дюнкерк» рассказывается через звук, а отсутствие какого-либо музыкального фона создает ощущение тревоги и держит зрителя в напряжении. Фильм получил Оскар за лучший звуковой монтаж.

В рекламе действует правило, пришедшее из анимации: любое действие на экране должно быть озвученным. Любой визуальный эффект с дополнительной подложкой или аудиоинформацией воспринимается намного более органичным и живым, чем без нее.

Поэтому каждая плашка с инфографикой или подписью, вылезающая из-за угла, должна сопровождаться собственным звуком. Эти звуки часто могут работать как переходы, склеивая между собой сцены и дополняя контекст, рассказывая больше об объектах в видео или акцентируя внимание на важных деталях.

Саунд-дизайн — то, что сегодня часто упускается из виду, но играет огромную роль в создании уникального стиля и атмосферы в любительских роликах для ютуба и блогов. Звук добавляет целое новое измерение в такие видео. Благодаря ему зритель лучше погружается в происходящее на экране. Ролик становится интереснее, атмосфернее. Некоторые даже находят в создании уникального саунд-дизайна свою индивидуальность:

В собственных видеороликах можно использовать ровно те же правила, что в кино, радио и рекламе. К примеру, тревел-блогеры в роликах о путешествиях могут делать переозвучку, добавляя эффекты из соответствующих библиотек, ведь аудио, записанное на микрофон камеры, не всегда достаточно качественное и эффектное.

Западные ютуберы используют много анимации и мини-скетчей в своих видео. Будь это научно-популярное видео, пародийная анимация или обзор фильма — почти в каждом видео с популярных каналов выполнена большая работа со звуком.

Типы звукового сопровождения в видеороликах

Кроме непосредственно речи в видеороликах содержится:

1. Музыка, эмбиент или звуковая текстура — фон, несущий настроение. К примеру, пульсация для создания саспенса (тревожного ожидания) в кино. Иногда всего одной звуковой деталью можно придать характер и уникальность целому фильму. Например, для фильма «Дюнкерк» композитор Ханс Циммер использовал запись карманных часов режиссера Кристофера Нолана. Итоговый микс тикания с тоном Шепарда — звукорядом с иллюзией бесконечно повышающегося тона — позволил добиться очень напряженной атмосферы без использования музыки в привычном понимании:

2. Спецэффекты: джинглы, отбивки, бас дропы и другие. Английские названия этих эффектов говорят сами за себя: whooshes и whoosh hits (эффекты “вжух” и “вжух-бум”), drones (монотонные синтетические гулы), booms, hits (различные удары), downers, risers (эффекты спада и нарастания) и т. п. Они отвечают за создание напряжения и служат для расстановки акцентов. В трейлерах ими часто маскируют переходы между кадрами, сценами и смысловыми частями.

Спецэффекты и их названия отлично показаны в рекламе соответствующих библиотек:

3. Шумы. Любое движение, шаг, вздох, топот копыт, хлопок в ладоши — все, что происходит на экране, должно быть озвучено. Сюда же часто относится озвучка текст-баблов, инфографики и анимации, хотя это не естественные шумы, а, скорее, спецэффекты.

Квентин Тарантино очень щепетильно относится к звуковому оформлению своего кино, применяя очень натуральные и сочные звуки. На ютубе есть подборки звуков из его фильмов, отлично иллюстрирующих эту внимательность:

Где взять спецэффекты, шумы, звуки и музыку для своего видеоролика?

Для некоммерческих видео главным источником любых звуков станет ютуб. Там можно найти практически всё, и качества звука будет достаточно, если только не планируется серьезная документалка или кинопостановка.

Если что-то не нашлось на ютубе, можно поискать в бесплатных библиотеках спецэффектов, «стоках» — таковых множество:

То же касается и фоновой музыки для видеоролика — всегда найдется ресурс, где подходящую по настроению композицию можно получить бесплатно:

В большинстве случаев вам придется указать авторство композиции в титрах или описании к ролику, но музыку вы получите официально и ютуб не отберет вашу монетизацию в пользу кого-то другого.

Сделай сам: звуки, шумы и спецэффекты

Если есть время, желание и минимальное оборудование, все нужные звуки можно сделать и записать самостоятельно. Для этого потребуется аудиорекордер — современные модели пишут аудио высокого качества на SD-карту и имеют неплохие встроенные микрофоны, а топовые устройства предусматривают разъемы для подключения внешних микрофонов с фантомным питанием.

Рекордер позволяет собрать коллекцию почти любых звуков самостоятельно. Если видео снимается про путешествия и прогулки, нужно выехать за город на природу и погулять с рекордером, записывая все, что попадется на пути: шум деревьев, пение птиц, шелест травы, стрекот кузнечиков, гул проезжающих мимо машин и т. п. Все это нужно впоследствии обработать и затем рассовать по соответствующим каталогам. Так можно записать и собственные «вжухи», «вшшш», и другие эффекты для озвучивания движения камеры — их можно изготовить из микса шуршания тканей и, например, выдвигающихся ящиков. При создании звукового оформления фильма все уникальные шумы создаются «с нуля» специальными сотрудниками — шумовиками. Так, например, они работают над звуком на студии Warner Bros:

Профессия фоли (foley artist, в советской киношколе — шумовик) предполагает разработку шумов и звуков для видеороликов, кино, а с некоторых пор и игр. Как правило, фоли работают в собственной студии, где уже собрана целая коллекция предметов для создания тех или иных звуков.

Решения бывают самые неожиданные: например, звук дождя за окном можно сымитировать жарящимся беконом. Звукорежиссер Бен Бертт использовал сильно обработанный собственный голос в сочетании с аналоговым синтезатором, чтобы создать звуки для робота R2-D2 из «Звездных Войн». А для озвучивания таракана — земного спутника робота ВАЛЛ-И в одноименном мультфильме (и настоящем шедевре саунд-дизайна) — записал щелчки наручников. А самые отвратительные звуки для Mortal Kombat, например, крошащихся костей и вытекающих внутренностей, были записаны вполне безобидно — пострадали только овощи, орехи и фрукты:

Обработка и автоматизация для шумов и эффектов

Сами по себе звуковые эффекты и их библиотеки — лишь сырой материал для работы. Чтобы он зазвучал в унисон кадру, нужно поместить все звуки в соответствующее окружение. Это делается с помощью обработки. При этом автоматизация — заранее спрограммированное изменение параметров этой обработки — позволяет получить более глубокий микс. Например, если человек входит в кадр слева и уходит вправо, то звук шагов необходимо автоматизировать: постепенно менять баланс звуковой дорожки с левого канала к правому.

Эквализация

В видеороликах при монтаже присутствуют десятки звуковых дорожек. Чтобы они не мешали друг другу, нужно их эквализировать, а в определенных случаях даже автоматизировать эквализацию. К примеру, если в какой-то момент необходимо сделать низкий кик или басс-дроп, нужно срезать низы с остальных дорожек хотя бы на этот момент, чтобы бас был четким и проигрывался как надо.

В музыке полезно подрезать средние частоты, чтобы оставить место под речь, в эффектах срезать немного высоких, чтобы задвинуть их немного на задний план и т. п. Чем больше в звуке высоких, тем он ближе, чем меньше — тем он дальше.

Реверберация

Реверберация добавляет пространство и объем в исходный сигнал. К примеру, если действие в кадре происходит в большом зале или пещере, то все звуки должны обладать длинным эхо, иначе они не будут сочетаться с картинкой. Звук совсем без реверберации будет звучать как бы вплотную к слушателю, как будто он издается прямо рядом с ухом. Чем больше в звук добавляется реверберации — тем больше он отдаляется от слушателя.

Панорамирование

Хороший способ оставить место для важных звуков по центру — разбросать менее важные по бокам. Многие шумы (шаги, скрипы, капание воды), спецэффекты (райзы, эмбиенс) и другие звуки могут быть панорамированы, и даже автоматизированы, чтобы гулять из стороны в сторону. Таким образом звук будет ощущаться более трехмерным и живым, поскольку человек воспринимает мир через оба уха, и звуки приходят то в левое, то в правое. По центру при этом обычно располагаются диалоги и другие важные звуки.

Громкость

Если в кадре, например, мотоцикл уезжает от зрителя, то его звук должен становиться тише. А если человек приближается, громкость нужно увеличить. Именно динамичное изменение уровней громкости и панорамы позволяет манипулировать глубиной картины.

Смешивание слоев (layering)

Смешивание разных звуков помогает получить что-то радикально новое. К примеру, для озвучения динозавров в оригинальном «Парке Юрского Периода» смешались высокий стрекот-писк дельфина и рык моржа. Работа со слоями — мощный творческий инструмент, позволяющий получить любые звуки, какие только можно представить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *