Как сделать клаксон на машину
Двухтональный автомобильный сигнал своими руками
В автомобилях часто устанавливают два клаксона, тем самым звук получается двухголосным — оба звучат одновременно. Один сигнал высокого тона с частотой звуковых колебаний около 430 Гц, другой низкого тона с частотой около 320 Гц.
Но при поочередном звучании клаксонов резко контрастирует автомобильный сигнал на фоне ему подобных. Ранее мы рассматривали похожую схему: «Электронный переключатель сигнала и светодиодных ламп.»
Есть ещё другой вариант…
… достаточно лишь на короткое время задерживать включение сигнала низкого тона относительно сигнала высокого, и различимость звучания в целом заметно улучшится. Для реализации задержки включения нужно ввести в цепь сигнала низкого тона автомобиля реле времени. После окончания времени выдержки реле (оно не должно превышать секунды) оба клаксона, как и обычно, звучат одновременно.
Разница в работе клаксонов незначительна, но зато различимость их звучания (или, как говорят специалисты, полетность, т.е. легкость слухового обнаружения звучания даже при значительном уровне шума) существенно выше. Следует заметить, что в первое время после переделки «голос» машины кажется чужим и даже неприятным, но очень скоро становится привычным и легко различимым среди подобных. Это важно, в первую очередь, в тех случаях, когда машина, оснащенная автосторожем, стоит на неохраняемой стоянке, где одновременно находится много автомобилей. Необходимо быстро и уверенно определить, не ваша ли машина подает сигнал тревоги. Такой необычный звук к тому же лучше воспринимают пешеходы и другие участники движения.
Есть разные варианты исполнения реле времени:
Первый вариант задержки
На рис. 1 показана схема одного из возможных его вариантов. Реле собрано на транзисторе VT1. Требуемую временную задержку обеспечивает цепь R1C1. Здесь НА1 — клаксон высокого тона, а НА2 — низкого; оба входят в состав системы электрооборудования автомобиля. Клаксон НА1 включает контактная группа К2.1 реле сигналов автомобиля (обмотка этого реле на рис. 1 не показана), а НА2 — контактная группа К1.1 дополнительного реле К1.
Диоды VD1, VD2, VD3 служат для подавления импульсов напряжения самоиндукции, возникающих на обмотках реле К1 и клаксонов НА1, НА2.
Когда устройство обесточено (контакты К2.1 разомкнуты), клаксоны выключены, конденсатор С1 разряжен. После срабатывания реле сигналов и замыкания контактов К2.1 немедленно включается клаксон НА1 высокого тона. Одновременно начинается зарядка конденсатора С1 через резистор R1. Когда он зарядится настолько, что откроется транзистор VT1 и сработает реле К1, контакты К1.1 включат клаксон НА2 низкого тона.
Задержка его включения зависит от параметров цепи R1C1. При указанных на схеме типономиналах деталей она близка к 1 с. Далее оба клаксона НА1, НА2 звучат одновременно.
После размыкания контактов К2.1 оба клаксона выключатся и конденсатор С1 очень быстро разрядится через резистор R2 и эмиттерный переход транзистора VT1 — устройство снова готово к работе.
Если нажатие на кнопку подачи звукового сигнала (на руле автомобиля) будет кратковременным (менее 1 с), сработает лишь клаксон НА1, а НА2 включиться не успеет. Ясно, что такой режим ручной подачи сигнала способствует уменьшению общего городского шума.
Описанное реле времени легко смонтировать на современном автомобиле с двумя клаксонами, у которого, как правило, они включаются контактами специального реле сигналов. Клаксон такой машины имеет всего один — плюсовой — зажим, минусовым выводом служит корпус клаксона.
На автомобилях старых моделей, например, ВАЗ-2101, для управления клаксонами не использовали промежуточного реле, а сами они были подключены на автомобиле по распространенной прежде двупроводной схеме. При этом каждый клаксон обычно имел два зажима, один из которых был постоянно соединен с плюсовым проводом бортовой сети.
Для таких машин более подходит схема, представленная на рис. 2.
Второй вариант задержки
По принципу работы это реле ничем не отличается от предыдущего. Укажем лишь, что здесь SB1-контакты рулевой кнопки звукового сигнала.
Они собраны на электромагнитных и тепловых реле, поэтому довольно сложны, а надежность работы невысока.
Ниже описаны два электронных аналога этих устройств. Несмотря на то, что в их составе также присутствует одно электромагнитное реле, они проще в реализации и работают лучше. При нажатии на сигнальную кнопку будет звучать клаксон высокого тона, а после ее отпускания кратковременно прозвучит клаксон низкого тона.
Схема такого устройства применительно к современному автомобилю показана на рис. 3.
Третий вариант задержки
Здесь диоды VD1, VD4, VD5 служат для подавления высоковольтных импульсов самоиндукции на обмотках реле К1 и клаксонов НА1, НА2.
При замыкании контактов К2.1 реле сигналов звучит клаксон НА1 и заряжается конденсатор С1 через резистор R2 и диод VD2. Транзистор VT1 в это время закрыт, так как закрыт диод VD3. Реле К1 обесточено, клаксон НА2 выключен.
После размыкания контактов К2.1 выключается клаксон НА1, открывается диод VD3 и конденсатор С1 разряжается через резистор R1, эмиттерный переход транзистора VT1, диод VD3 и обмотку клаксона НА1. При этом транзистор открывается, срабатывает реле К1 и контактами К1.1 включает клаксон НА2. После разрядки конденсатора (примерно через секунду) транзистор закрывается, реле К1 отпускает якорь, выключая клаксон НА2. Устройство снова готово к работе.
Четвертый вариант задержки
Если на автомобиле нет реле сигналов и клаксоны включаются непосредственно контактами сигнальной кнопки на руле, то устройство следует собирать по схеме на рис. 4.
В нем диоды VD1, VD4, VD5 — защитные, а VD2 и VD3, как и в предыдущем устройстве, коммутируют цепи зарядки и разрядки конденсатора С1. По порядку работы устройство тоже практически не отличается от предыдущего.
В заключение несколько замечаний, общих для всех описанных в этой статье устройств. Реле времени везде настроено на выдержку приблизительно 1 с. Если необходимо это время продлить, нужно пропорционально увеличить сопротивление резистора R1, и наоборот.
Транзистор КТ829А можно заменить любым из этой серии; годятся также транзисторы КТ972А и КТ972Б. Если же приобрести указанные составные транзисторы не удалось, можно использовать составленные, например, из транзисторов серий КТ801 или КТ807 и КТ815 или КТ817 (желательно выбирать наиболее высоковольтные по напряжению коллектор-эмиттер).
Во всех устройствах лучше всего использовать малогабаритные реле 111.3747, 112.3747, 113.3747, 113.3747-10, 114.3747-10, 114.3747-11, 116.3747-10,116.3747-11,117.3747-10 или 117.3747-11, рассчитанные на номинальное напряжение 12 В (см. статью В. Банникова «Малогабаритные автомобильные электромагнитные реле в «Радио», 1994, №9, с. 42 и №10, с. 41).
Диоды КД102А можно заменить на КД102Б, КД510А или любые из серий КД103, КД109, КД226. Вместо КД213А подойдут КД213Б или КД202 с буквенными индексами В, Д, Ж, К, М, Р. С диодами из серии КД202 габариты устройства придется несколько увеличить. Если пойти на еще большее увеличение размеров, то вместо КД213А можно использовать диоды серий КД204, Д242, Д305. В силу кратковременности работы устройств каких-либо теплоотводов для диодов или транзисторов не требуется.
При любом отказе устройства для возврата к стандартному варианту питания клаксонов достаточно замкнуть перемычкой контактную группу К1.1.
Схема поочередно переключающихся сигналов
О чем мы ранее рассказывали в этой схеме поочередно включаются то один сигнал, то другой.
Соотношение тонов сигналов обычно устанавливают близким к малой терции, которая, являясь основой минорного аккорда (трезвучия), вызывает у человека ощущение тревоги. Поэтому данный схемы можно также использовать для охраны своего участка, дома, дачи и т.д.
LandCruiser Tuning › Блог › Мега-мощные звуковые сигналы
Недавно к нам поступило 3 варианта альтернативных звуковых сигналов.
Наверно, они самые мощные, что когда-либо у нас были, так что, при просмотре видео, будьте аккуратны )))
Итак, первая новинка…
Сигналы Maruko Horn Supergiga
Аналогичный клаксон штатно устанавливается на автомобили марки Lexus.
Рабочее напряжение — 12V
Потребляемый ток — 4A X 2
Уровень звукового давления — 113dB
Частота — Hi: 500Hz, Low: 400Hz
Вес /180g X 2
Размер / мм 75 X D68mm
Производство: Япония
Цена: 4500 руб.
Сигналы MITSUBA MBW-2E23R
Среднечастотный звуковой сигнал MITSUBA MBW-2E23R – это самый громогласный сигнал среди себе подобных. А еще он очень интересен тем, что работает в двух режимах: стандартный отрывистый звук и звуковой сигнал типа «колокол» (медленное затухание звука). Подобное звучание достигается, благодаря очень сложной и дорогостоящей технологии «пьезо-звук», на основе которой разработана данная модель автомобильных сигналов. Кроме этого, сигнал на авто произведен в Японии, что говорит о его надежности.
В комплекте идет два сигнала MBW-2E23R и блок со встроенным микропроцессором.
Также, можем доукомплектовать данные сигналы кнопкой (для переключения режимов) под штатную заглушку.
Варианты звучания обычный и звук затухающего колокола
Тон сигналов среднечастотные
Рабочее напряжение 12V
Потребляемый ток 4Aх2
Громкость звука (2м от источника) 113dB
Частота сигналов Hi:480Hz / Lo:400Hz
Габариты блока 63.0×71.5×33.8 (мм)
Габаритные размеры 95.0×99.5×64.0 (мм)
Производство: Япония
Цена: 12500 руб.
Ну и третий вариант…
Сигналы MITSUBA SW-53
Звуковой сигнал Mitsuba SW-53 — самый мощный сигнал в линейке известного японского производителя Mitsuba. Данная модель с басовым звуком громкостью целых 114 дБ — превосходная замена традиционному «тихому» клаксону. SW-53 впечатляет и громкостью, и размерами.
Кроме этого, данный автомобильный сигнал очень интересен тем, что работает в двух режимах: стандартный отрывистый звук и звуковой сигнал типа «колокол» (медленное затухание звука). Подобное звучание достигается, благодаря очень сложной и дорогостоящей технологии «пьезо-звук», на основе которой разработана данная модель. А то, что сигнал на авто SW-53 произведен в Японии, говорит о его 100% надежности.
В комплект входят два сигнала SW-53 и блок со встроенным микропроцессором.
Варианты звучания обычный и звук затухающего колокола
Тон сигналов низкочастотные
Рабочее напряжение 12V
Потребляемый ток 4Aх2
Громкость звука 114dB
Частота сигналов Hi:390Hz / Lo:320Hz
Габариты блока 63.0×71.5×33.8 (мм)
Габаритные размеры 152.0×137.0×98.0 (мм)
Производство Япония
Цена: 25000 руб.