Как сделать кластер по чтению

Кластеры на уроках литературы
проект по литературе (9 класс) на тему

Кластер к уроку «Художественный мир Пушкина». Кластер » Характеристика героини романа в стихах А. С. Пушкина «Евлений Онегтн» Татьяна Ларина»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Достоинства применения приема

Он позволяет охватить большой объем информации. Вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно. Дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение кластера на уроках детям?

Прием кластера развивает системное мышление; учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения; учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний; развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Повышают мотивацию учащихся. Формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства. Дарят им ощущение творческой свободы.

Составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению инфомации. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.

Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

Составление кластера « Наследие Пушкина »

1. Объединение в группы для решения проблемы

Определить, с какими областями науки,

искусства мы можем связать мир Пушкина?

3. Анализ художественного наследия Пушкина

4. Определение центрального понятия: «Творчество А.С. Пушкина нашло отражение в русской истории, музыке, балете, живописи, кинематографе, опере.

6. Оформление кластера

Домашнее задание: составить проект по данной теме

Составление кластера « Образ Татьяны Лариной»

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

1. Объединение в группы для решения проблемы

Какие черты характера присущи Татьяне Лариной?

4.Опрседеление центрального понятия: Татьяна- любимая героиня Пушкина, «милый идеал»

5.Определение структурно-логических внутритекстовых связей.

6. Подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.

1.Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5

2.Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.

Источник

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры

Как сделать кластер по чтению

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Как сделать кластер по чтению

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Использование кластеров на уроках русского языка и литературы

Использование кластеров на уроках русского языка и литературы как один из приемов технологии развития критического мышления при реализации ФГОС.

Перемены, которые происходят сегодня в образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использования новых технологий проблему обучения и воспитания. Рабoтать над методической темой «Развитие творческих способностей, обучающихся через проектно – исследовательскую деятельность» помогает технология развития критического мышления.

Осмысленное чтение текста невозможно, если ученик не умеет извлекать из текста необходимую информацию, не умеет работать с ней.

Одним из эффективных методов технологии РКМ является кластер.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Как сделать кластер по чтению Кластер по литературе

Метод кластера может применять на всех видах уроков, при изучении любой темы. Форма работы может быть любой: индивидуальной, групповой и коллективной.

На стадии актуализации знаний – это индивидуальная работа, где каждый ученик создает свой кластер. На стадии осмысления данный метод позволяет работать с новой информацией. На этапе закрепления изученные понятия группируются и между ними устанавливаются связи.

Последовательность действий при составлении проста и логична:

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле.

Благодаря составлению кластеров развивается творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Он помогает превратить урок в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступали.

Например, при изучении темы «Имя существительное» предлагается вспомнить, что известно об имени существительном? (На какие вопросы отвечает? Что обозначает как часть речи? Какие морфологические признаки имеет существительное? Как оно изменяется? Каким членом предложения обычно бывает?) Учащиеся вспоминают материал, изученный в начальной школе по этой теме, узнают новое и добавляют в кластер, что позволяет им систематизировать материал. Создавая кластер, ребята многократно обращаются к тексту, а многократное повторение способствует лучшему запоминанию информации.

При изучении нового материала проводится парная или групповая работа. Например, на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы «Обособленные члены предложения» ученики знакомятся с новым материалом, анализируют условия обособления. На основе прочитанного или услышанного составляют кластер, что позволяет им обобщить и систематизировать материал. На уроках повторения по этой теме учащиеся по кластеру легко воспроизводят изученный материал.

Кластер помогает готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. На уроках русского языка в 9 классе при обобщении темы «Сложное предложение» учащиеся составляют кластер. Это позволяет обобщать теоретические сведения о сложных предложениях, видах связи в сложных предложениях, усваивать правила постановки знаков препинания.

При написании сочинений я предлагаю учащимся создать кластер, в котором можно отобразить, с чем может быть сопряжено данное понятие. Например, при написании сочинения 15.3 на тему «Сострадание», мы с учениками подбираем гиперонимы, синонимы, понятия и ситуации, где можно охарактеризовать с разных точек зрения нравственное понятие, приводим примеры из литературных произведений и на основе этого составляем кластер. Далее по нему учащиеся составляют текст сочинения.

На уроках литературы кластер можно применять при составлении характеристики героя. Например, при изучении произведения М.Ю. Леромонтова «Герой нашего времени» главный герой рассматривается с разных позиций: внешность, внутренний мир, взаимоотношения с другими персонажами и приходят к ответу на вопрос: почему герой стал таким? Все эти моменты способствуют развитию речи.

Кластер выступает в роли домашнего задания после изучения произведения. Ученики анализирует произведение с разных точек зрения: тема, идея, сюжет, композиция, система образов, проблемы.

Кластер помогает при подготовке учащихся к олимпиадам. Это может быть анализ произведения с точки зрения изобразительно-выразительных средств, темы, образов. Анализ можно проводить на фонетическом, морфологическом, синтаксическом, лексическом уровнях.
Применение кластера имеет следующие достоинства: охват большого объема информации, вовлечении всех учеников в процесс, активность и открытость детей.

Прием кластера развивает воображение и мышление, учит детей систематизировать учебный материал, высказывать свое мнение, развивает способности к творческой переработке информации. Таким образом, можно сделать вывод, что метод кластера способствует развитию познавательных, исследовательских, творческих способностей.

Источник

Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

учитель русского языка

«СОШ № 1» г. Мариинска.

В современном обществе в жизни школьников роль книги потеряла былое значение, всё чаще круг их интересов ограничен компьютерными играми и общением в социальных сетях. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных форм, методов, приёмов обучения литературе, способных активизировать познавательную активность обучающихся.

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

анализ содержания произведения;

определение центрального понятия, ключевого образа произведения;

определение структурно-логических внутритекстовых связей;

подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.

Примером может служить кластер по стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».

Как сделать кластер по чтению

Кластер другого рода раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель».

Как сделать кластер по чтению

В процессе составления данного кластера обсуждается система образов произведения, осуществляется анализ их душевного состояния, выявляются закономерности их поступков, подводится итог осмысления образа главного героя как типичного «маленького человека», находящегося в непримиримом конфликте с окружающей действительностью.

Как сделать кластер по чтению

Подводя итог такой работе, обучающиеся приходят к выводу, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.

Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.

Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.

Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5

Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.

Источник

Мастер – класс Моделирование на уроках литературного чтения как часть кластерной модели урока.
методическая разработка по чтению (3 класс)

Как сделать кластер по чтению

Цель : передать свой опыт использования способов и приемов моделирования

на уроках литературного чтения слушателям путем прямого и комментированного показа и научить составлять кластер.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия «Школа искусств» им. А.А. Цветкова г. Талдома

на уроках литературного чтения

как часть кластерной модели урока.

Учитель начальных классов

Субботина Елена Владимировна

Цель : передать свой опыт использования способов и приемов моделирования

на уроках литературного чтения слушателям путем прямого и комментированного показа и научить составлять кластер.

Оборудование: компьютер и презентация, картон, карточки с заданиями.

Создание ситуации мотивации. (слайд 1)

Учитель: Тема нашего методического занятия « Составление кластера по моделированию на уроках литературного чтения».

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

2. Выделение проблемы (слайд 2)

Хорошо поставленное чтение и умение работать с текстами произведений в начальных классах, создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих мышление, воображение, речь. Не научившись работать с текстом, испытывая затруднения при чтении, у детей возникает нелюбовь к чтению и негативное отношение к учёбе вообще.

В настоящее время остро стоит проблема пересмотра позиций учителя, преподающего литературное чтение по отношению к предметному пространству, а также личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС. Важно не наполнить головы детей знаниями, большим количеством ненужной информации, важно создать такие условия, как на уроке, так и в неурочное время, в которых ребенок становится исследователем литературных произведений, собеседником, творцом, генератором новых идей, связанных с открытиями, которые дарит ему автор.

Поэтому я решила формировать читательские умения младших школьников на уроках литературного чтения через моделирование, которое в период начального образования становится основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий.

— Как вы думаете, какова функция моделирования? (Модель выполняет эвристическую функцию выделения всех общих характеристик изучаемых объектов. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего.)

— К чему по-вашему мнению, может привести обучение моделированию? (Обучение моделированию обучающихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.)

III. Объединение в группы для решения проблемы.

— Уважаемые коллеги, у меня в руках стакан с водой. Многие подумают сто он полупустой, другие – полуполный.

Вывод: если воду не долили, то стакан полуполный, а если чай вылили, то стакан полупустой.

Я предлагаю вам разделиться на две группы.

IV Работа с материалом.

1. Представление своего опыта

Согласно ФГОС, приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется: (слайд 4)

Уважаемые коллеги! Сейчас я покажу Вам те способы и приёмы, которые использую на уроках литературного чтения для формирования читательской компетентности.

Способ «Моделирование обложек» (слайд 5)

Цель: Формировать умение обучающихся правильно называть произведения, определять его тему, жанр, а также знание детьми фамилий авторов произведений.

Моделирование обложки книг (слайд 6) происходит при помощи введения системы заместителей (условных обозначений) жанров и тем произведения.

Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами. Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения.

Это происходит на каждом уроке при знакомстве с новым произведением.

Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребёнка на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель, при этом не называя произведения. Затем учащиеся определяют жанр и тему произведения и при помощи «заместителей» составляют модель (подготовленные заранее цветные «заместители» приклеиваются на альбомный лист).

Вспомни и назови произведения к каждой модели. Чем похожи эти произведения? Чем отличаются?

Можно также использовать следующие упражнения (слайд 8)

Данный способ помогает мне заинтересовать детей, заставить думать, опираясь на ранее полученные знания ( об авторе, жанре, теме, названии).

Приём «Модель «Цепочка событий» (слайд 9)

Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения. Например, при работе над сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» в 1 классе вниманию детей предлагается схема:

Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки? Имеются ли лишние элементы?

В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагаю восстановить композицию.

Данный приём учит рассуждать над последовательностью частей, находить верное решение и доказывать свой выбор.

Приём «Модель – описание» (слайд 11)

Цель: Формирование умения обучающихся работать над образом героя.

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

Приём «Модель- сравнение» (слайд 12)

В таких произведениях, как рассказ Л.Пантелеева «Две лягушки» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.

Проблема: Одинаков ли характер у обеих лягушек?

Приём «Модель –рассуждение» (слайд 13)

Прямоугольнички – качества героя.

Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)

Построение модели –рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза».

Дети рассуждают какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

Приём «Составление кластера»(слайд 14)

Цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.

Так на обобщающем уроке по теме «Устное народное творчество» обучающиеся составляют следующий кластер:

Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.

ВЫВОД : Данные способы и приёмы я применяю как в индивидуальной, групповой, так и во фронтальной работе.

2. Работа в группах (слайд 15)

Первой группе раздаётся цветной картон, карточки с названиями приёмов и способов моделирования на уроках литературного чтения, карточки с целями приёмов и способов моделирования, клей-карандаш.

Второй группе – лист формата А-3 и цветные маркеры

— Во время самостоятельной работы детей я помогаю учащимся с более слабой подготовкой.

V. Представление результатов работы

Участники мастер-класса представляют свои работы

IVI. Обсуждения и корректировки результатов работы

— Каждая новая проблема не всегда вызывает интерес у обучающихся. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создаёт проблему. При поиске той проблемы ученик сталкивается с её исследованием и обобщением. Такую работу можно осуществлять через организацию моделирования.

— Уважаемые коллеги! Назовите преимущества предложенных мною способов и приёмов. Как вы можете применить эти приемы на своих предметах. Выберите, какой из приемов вам подходит.

VII. Рефлексия. (слайд 19)

Закончить свое выступление я хочу словами:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *