Как сделать кластер по химии

Использование кластеров на уроках химии

Разделы: Химия

«Кластер» в переводе с английского – ячейка, с латинского – гроздь, пучок, созвездие. В образовании кластер – это графически оформленная в определённом порядке в виде грозди совокупность смысловых единиц текста. В центре – название темы, проблемы, вокруг неё суждения – крупные смысловые единицы, соединяющиеся с разнообразными аргументами, фактами, примерами.
Таким образом, кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Кластер использую на самых разных этапах урока, при изучении различных тем курса химии. Например, на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. На стадии осмысления применяю этот приём для структурирования учебного материала. Кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадиях рефлексии, т. е. при подведении итогов изучения материала, ученики, группируя понятия в соответствии с индивидуальными представлениями, графически изображают логические связи между ними, что даёт возможность отразить индивидуальные результаты обучения.

Обычно в начале урока предлагаю учащимся выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Так, в начале изучения темы «Арены» школьники создают произвольный, или бессистемный, кластер, т. е., опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно определяют вопросы, которые будут изучать в данной теме: определение, гомологический ряд, получение, строение, номенклатура, изомерия, физические и химические свойства, применение аренов.

Записываю информацию на доске или листе ватмана сначала в том порядке, в каком её предлагают учащиеся, а затем после объяснения материала школьники перестраивают кластер.

Прочитав текст учебника или прослушав объяснение учителя, ученики легко могут построить более логичный кластер (Приложение).

Очевидно, что ценность систематизированного кластера, в котором есть установленные отношения между компонентами, больше, чем ценность кластера, выстроенного беспорядочно.

Размеры кластера могут быть различны. На уроке объём содержания создаваемого учащимися кластера иногда определяю заранее, ограничивая его, например, только областью химии. Вообще же, при создании кластера школьники могут использовать информацию из любых областей знаний, но из-за отсутствия времени не всегда удаётся рассмотреть их предложения. В этих случаях оставляю некоторые вопросы для работы во внеурочное время. Кластер может содержать не более трёх-четырёх элементов. Вместе с тем он может чересчур растянуться в какую-то одну сторону, поэтому важно заранее определить направления его развития.

Приём составления кластера может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Результат, который может быть представлен в виде сообщения, реферата, презентации, проекта, учащиеся сообщают либо во время следующего урока, либо при проведении внеклассных мероприятий. Например, в медицинском классе при изучении темы «Металлы» вопрос о применении металлов в медицине был вынесен на самостоятельную работу, и на одном из последних уроков по данной теме группа школьников выступила с сообщением и презентацией.

Кластеры, создаваемые при изучении различных тем курса химии, включают разный объём информации. Крупный кластер обычно содержит совокупность существенной и несущественной информации, которую отдельные учащиеся почерпнули прежде – намеренно или случайно. Для закрепления представленных в кластере идей необходимо предлагать учащимся домашние задания, рассчитанные на интеграцию всех имеющихся сведений, и обращаться к его содержанию на последующих уроках.

Графическое, наглядное представление информации помогает учащимся уяснить структуру понятия, явления, легче воспринимать идеи своих одноклассников и вырабатывать собственные, выделять главное и делать правильные выводы. Использование кластеров позволяет активизировать учащихся на начальном этапе урока и обобщить приобретенные знания в конце его.

Источник

Синквейн и кластер как прием технологии развития критического мышления на уроке химии.
статья по химии на тему

Как сделать кластер по химии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Синквейн и кластер как прием технологии развития критического мышления на уроке химии.

Случайные открытия делают лишь подготовленные умы. Паскаль

Критическое мышление — система мыслительных стратегии и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

Познавательная технология развития КМ — система учебных стратегий, методов, приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Приемы ТРКМ Чтение с остановками Пометки на полях Эссе Зигзаг Тонкий и толстый вопрос Знаю — > хочу узнать — > узнал Прогноз Кластер Синквейн, хокку Алфавит

Синквейн Синквейн — «пять строк» пятистрочная строфа нерифмованное стихотворение Синквейн — концепция знаний, ассоциаций, чувств, суждение оценки явления, события, выражение свей позиции, взгляда на предмет. При внешней простоте формы, синквейн — быстрый, мощный инструмент рефлексии.

Составление синквейна требует от учащихся: А) находить в учебном материале учебные элементы; Б) выражать свое мнение; В) делать заявления. Синквейн — форма своеобразного творчества, осуществляемая по определенным правилам.

Обучение и закрепление происходит в ходе выполнения задания — составление синквейна. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои способности: — интеллектуальные — творческие — эмоциональные Во время составления синквейна сочетаются три основные системы: — информационная — деятельностная — личностно-ориентированная

Правила написания синквейна 1 строка — существительное (тема) 2 строка — 2 прилагательных (раскрывают тему) 3 строка — 3 глагола (действие к теме) 4 строка — фраза или предложение, цитата, свое мнение к тебе 5 строка — слово-резюме, итог (личное отношение к теме).

Примеры синквейна Тема «Элементы VII группы» Галогены Солеобразующие, ядовитые Отравляют, реагируют, поляризуют Активные неметаллы Хлор Автор: Овчаров Владислав 9 «Б» класс.

Тема: «Элементы VI группы» Кислород Газообразный, бесцветный Окисляет, оживляет, поджигает Вокруг кислорода вращается вся земная химия. Жизнь. Автор: Савенок Алена 9 «А» класс.

Тема: «Оксиды» Оксид Газообразные, безразличные Взаимодействуют, отравляют, перекисают Самый распространенный оксид — вода Окисел Автор: Максимова Надежда 8 «А» класс

Тема: «Оксид водорода» Вода Прозрачная, холодная Освежает, растворяет, дает жизнь Без воды нет жизни Жидкость Автор: Харитонова Наталья 8 «Г»

Схема Признак Предмет Действие Предложение Слово-вывод Действие Действие Признак

Кластер — «пучок», «созвездие». Кластер — метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи изучаемой темы. Составление кластера позволяет учащимся открыто рассуждать по теме. Синквейн Кластер Примеры Заключение

Кластер — систематизирует знание учащимся по теме, проблема это географическая организация учебного материала. В центре ключевое слово или предложение Смысловые умозаключения по теме (слова, словосочетания) Все идеи записываются Классифицируем идеи и понятия соответственно теме.

Кластер можно использовать на различных этапах урок. Стадия вызова — организация мыслительной деятельности. Стадия осмысления — структурирование нового учебного материала. Стадия рефлексии — подведение итога, систематизация знаний по теме. Можно использовать на уроке и как домашнее задание; для индивидуальной, парной, групповой работы.

Составление кластера. Виды кластеров.

Примеры кластеров Автор: Михалева Татьяна 9 «В» класс AL Физические свойства Получение Химические свойства Природные соединения Строение, химическая связь

Автор: Мамонтова Анастасия 9 «Б» класс Fe Биологическая роль Fe Гемоглобин — это Продукты, содержащие Fe Fe — это Последствия недостатка и избытка в организме

Автор: Ефимова Виктория 10 «А» класс Витамины 1881 год Лунин Н.И. Авитаминоз Водорастворимые: C, B Болезни, вызывающиеся нехваткой витаминов Жирорастворимые: D, A

Автор: Янголь Яна 11 «Б» класс Коррозия Влага. Кислород. Соли Металлы Кислоты. Ржавчина. Разрушение

Умение учащихся кратко, логично выражать мысли по теме — это умение владеть знаниями по учебной теме. Можно судить о том, что ученик: — знает содержание учебного материала — умеет выделять главное — умеет применять знания для решения новой задачи

Библиографический список: О. В. Галезина «Развитие критического мышления на уроках химии» Е. Е. Вишнякова «Не только о технологии», «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С. С. Кашлев «Современные технологии педагогического процесса» А. Гин «Примеры педагогической техники»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время общество изменило свои приоритеты. Поэтому важно развивать у ребенка умение логически мыслить, принимать решения, работать с информацией. анализировать различные стороны явлений, отб.

В работе содержится краткое описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); возможностии использования РКМЧП на уроках химии на примере урока «Химия пищи».

Технология развития критического мышления на уроках химии.

В статье рассматриваются основные элементы технологии критического мышления и на примере химии показано использование приёмов данной технологии на уроках.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термин.

Приводится отчет по работе над темой самообразования.

Главной идеей образования становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения проявляемые в конкретных ситуациях. Информационная функция об.

Источник

Кластеры: сущность и методика работы с ними при изучении химии

В настоящее время все больший интерес учителей вызывают педагогиче- ские технологии, методы и приемы, способствующие формированию универ- сальных учебных действий. Одна из них – технология «кластери».

Просмотр содержимого документа
«Кластеры: сущность и методика работы с ними при изучении химии»

КЛАСТЕРЫ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМИ ПРИ

МОУ «Школа №141 г. Донецка»

В настоящее время все больший интерес учителей вызывают педагогиче- ские технологии, методы и приемы, способствующие формированию универ- сальных учебных действий. Одна из них – технология «кластери». Ее можно рассматривать и как прием технологии развития критического мышления, ко- торый заключается «в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди» [2, с. 32-33]. Работа с кластерами используется на разных этапах урока, в разных организационных формах обучения [2, 3, 4, 5, 6 и др.].

В разных областях знания под кластерами понимают весьма различные объекты. В химии термин «кластер» начал активно использоваться в 70-е годы ХХ века в связи с бурным развитием химии координационных соединений. В этой области химии было принято такое определение кластера: «Кластер (буквальный перевод «рой») представляет группу из трех или большего числа атомов металла, каждый из которых связан со всеми остальными атомами металла или с большей их частью» [1, с. 43]. На мой взгляд, именно это определение лучше всего отражает особенности составления кластеров как методического приема. В широком смысле слова кластер – это схема, но схема, в которой выявлено и отражено как можно больше взаимосвязей между элементами, а также их иерархическая структура (соподчиненность). Кластер – это графически оформленная совокупность смысловых единиц текстовой информации в виде многоуровневой схемы (грозди), построенной в определенном логическом порядке и отражающей взаимосвязи этих смысловых единиц и их взаимоподчиненность (иерархию). Построение кластера – это своего рода проектирование, придание нужной графической формы распределению имеющейся текстовой информации на основе представлений о том, как связаны между собой смысловые единицы этой информации, и соорганизации разных знаний. При построении кластера, отражающего сведения о веществе (группе или классе веществ), считаю необходимым выделять на первом уровне кластера следующие признаки (смысловые единицы): состав, строение, физические свойства, химические свойства, применение, получение, нахождение в природе, получение, биологическая роль, история открытия (изучения), присваивая номера этим смысловым единицам, что облегчает восприятие логики изучения материала и построение плана, рассказа (с опорой на кластер) в дальнейшем.

Составление кластера. Обычно кластер выполняют на отдельном листе. В центре кластера помещают название темы, проблемы, понятия; вокруг располагают суждения: крупные смысловые единицы, отражая их связи с разнообразными аргументами, фактами, примерами. Возможны две формы (условно): кластер в виде круга и в виде полукруга. Если структура кластера предположительно будет круговой (в кластере будет 5 и более смысловых единиц), т.е. линии связей (лучи) расходятся по всем направлениям в разные стороны, то тогда ключевое понятие (заглавный термин) записывают в центре листа, а от него в разные стороны исходят стрелки-лучи (именно стрелки-лучи, отражающие направленность, а не просто черточки! в некоторых случаях это могут быть две стрелки, направленные в противоположные стороны, как знак обратимости), соединяющие это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее, так происходит образование гроздевидной структуры. Если кластер будет содержать 2-3 смысловые единицы, то он скорее будет напоминать полукруг, тогда начинаем составлять его от верхней кромки листа. Объем информации, содержащейся в кластере, может быть разным, и сама информация может обладать разной степенью значимости (быть более или менее существенной и несущественной). Крупный кластер, как правило, содержит совокупность существенной и несущественной информации, которую составитель (учитель, учащийся) почерпнул ранее – намеренно или случайно, причем, эта информация может быть из любых областей знания, в том числе и гуманитарных. Важно, чтобы содержание кластера позволяло работать с ним как с источником информации и в дальнейшем. Это надо иметь в виду учителю, который использует или намеревается использовать кластеры в своей работе. Интересны и полезны следующие виды работы учащихся с кластерами:

1. Составление нового кластера (в том числе, и по готовому простому или развернутому плану).

2. Составление краткого рассказа по готовому кластеру (с использованием слов, входящих в состав кластера).

3. Составление простого и развернутого плана темы, проблемы, характе- ристики вещества, группы или класса веществ по готовому кластеру.

4. Коррекция готового кластера.

5. Анализ готового кластера с целью укрупнения одной или нескольких «гроздей» кластера, выделения новых «гроздей» и смысловых единиц.

6. Анализ неполного кластера без указания заглавного термина и опре- деление этого термина.

7. Анализ неполного кластера без указания одной или нескольких его смысловых единиц и определение этих единиц.

8. Анализ неполного кластера без указания одной-двух его «гроздей» и составление этих «гроздей».

9. Публичная презентация готового кластера (в том числе, в режиме ограниченного времени).

Организационные формы работы с кластерами:

1. Совместно с учителем на уроке (фронтальная работа при ведущей роли учителя).

2. Индивидуальная или парная работа на практическом занятии (возможно, с последующей публичной презентацией; роль учителя – консультационная или ведущая).

3. В составе малой творческой группы с последующим конкурсом на лучший кластер по заданной учителем теме.

4. Выполнение контрольного задания на составление кластера (или его фрагмента – «грозди»), корректировку кластера, написание короткого рассказа или ответов на вопросы с использованием готового или неполного кластера.

5. Самостоятельно при выполнении домашнего задания.

Практический опыт показывает, что включение кластеров в процесс обучения активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет им самостоятельно диагностировать уровень имеющихся у них знаний и выявить возможные области недостаточного знания, дает возможность отразить индивидуальные результаты обучения.

Кроме того, все виды и формы работы с кластером способствуют формированию и развитию различных метапредметных умений: анализа, синтеза, систематизации, классификации, обобщения, выявления причинно-следственных связей, перекодирования информации, адекватной работе в паре, группе, самоконтроля, взаимоконтроля, самокоррекции знаний и др.

1. Коттон, Ф. Современная неорганическая химия / Ф. Коттон, Дж. Уил- кинсон. – Ч. 3. – М.: Мир, 1969. – 596 с.

2. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие / И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.

3. Павлищева, А.Ю. Из опыта использования кластеров / А.Ю. Павлищева // Химия в школе. – 2010. – №6. – с. 28–30.

Источник

Презентация по химии на тему «Преимущества использования кластеров на уроках химии»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Как сделать кластер по химии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Преимущества использования кластеров в процессе обучения на уроках химии Подготовила: Учитель химии МБОУ «СУВУ №14»Подросток» Шулятьева М.Д. 2016г.

Кластер как один из методов критического мышления Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ использования кластеров систематизация имеющейся информации структурирование учебного материала фиксирование фрагментов новой информации графическое изображение логических связей

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия

Кластер — универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока. На стадии «Вызов» можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возник-нут противоречия или вопросы. На стадии «Осмысление» Учитель переводит урок в стадию «Осмысление» и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

стадия «Рефлексия» Большой потенциал имеет этот прием на стадии «Рефлексия»: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным блокам) Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляю-тся новые данные.

Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Основные правила составления кластера 1 этап — посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. 2 этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»). 3 этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»). 4 этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Пример по составлению кластера в химии

Правила оформления кластера на уроке В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Самостоятельные работы В зависимости от цели урока учитель химии может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем. Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Размеры кластера могут быть различны. На уроке объём содержания создаваемого учащимися кластера иногда определяю заранее, ограничивая его, например, только областью химии. Кластер может содержать не более трёх-четырёх элементов. Вместе с тем он может чересчур растянуться в какую-то одну сторону, поэтому важно заранее определить направления его развития.

Пример составления кластера на уроке химии Записываю информацию на доске или листе ватмана сначала в том порядке, в каком её предлагают учащиеся, а затем после объяснения материала школьники перестраивают кластер. Прочитав текст учебника или прослушав объяснение учителя, ученики легко могут построить более логичный кластер

Достоинства и результаты применения приема позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: ставить вопросы; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках химии детям? Графическое, наглядное представление информации помогает учащимся уяснить структуру понятия, явления, легче воспринимать идеи своих одноклассников и вырабатывать собственные, выделять главное и делать правильные выводы. Использование кластеров на уроках химии позволяет повысить мотивацию учащихся, активизировать учащихся на начальном этапе урока и обобщить приобретенные знания в конце его.

Тема урока: Физические свойства металлов Назовите самый распространенный материал на службе у человека?

Самостоятельная работа: Назовите недостающий элемент в схеме кластера по неметаллам и раскройте его.

Как сделать кластер по химии

Как сделать кластер по химии

Как сделать кластер по химии

Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект

2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников

Как сделать кластер по химии

Как сделать кластер по химии

Номер материала: ДВ-420872

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *