Как сделать климатограмму 7 класс
Построение климатограмм и определение по ним типов климата России. 8-й класс
Класс: 8
Тип урока: Практическая работа, проводится в кабинете информатики
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карты атласа.
1. Организационный момент
2. Постановка целей урока
3. Актуализация опорных знаний:
4. Практическая работа
Обучающиеся, в ходе практической работы, должны построить климатограмму, определить тип климата и разместить ее на климатической карте России.
Практическая работа проводится в кабинете информатики. Обучающиеся работают по парам за компьютером.
I. Построение климатограммы (алгоритм выполнения работы для учеников Приложение 1 )
На 4-м, заключительном шаге, необходимо указать, как расположить график (на отдельном листе или на имеющемся). Щелкаем по кнопке “Готово”
Щелкаем по любому столбику гистограммы. Выбираем закладку “Параметры”, уменьшаем ширину зазора до “0”.
Сохраните результаты работы (щелкните по “Файл” – “Сохранить как…”, присвойте имя файлу и выберите папку).
Преимущество электронных таблиц состоит в том, что в случае изменения исходных данных в таблице, наша климатограмма автоматически перестраивается.
II. Для определения типа климата, после построения климатограммы, обучающимся предлагается заполнить таблицу:
Температура января, о С | Температура июля, о С | Годовое количество осадков, мм | Режим выпадения осадков | Тип климата |
III. Разместить климатограмму на климатической карте России, используя интерактивную доску.
5. Подведение итогов
В нашей стране климат отличается большим разнообразием ввиду протяженности территории с севера на юг и с запада на восток. На формирование климата оказывают влияние определенные факторы: ГП, солнечная радиация, ВМ, подстилающая поверхность.
Обучающиеся сдают работу в виде файла на компьютере и записей в тетради, содержащих анализ построенной диаграммы с выводами.
В конце урока учителя подводят итоги и оценивают деятельность обучающихся.
Данные для построения климатограмм ( Приложение 2 ).
Методические рекомендации по работе с климатограммами при подготовке к ОГЭ
Алгоритм работы
Простейший алгоритм для подготовки учащихся к ОГЭ по географии. Для начала следует изучить климатограмму. На ней даны основные показатели климата: осадки и температура. Порядок работы: определить полушарие, удаленность от экватора и побережья, проанализировать распределение осадков, сделать вывод на основании всех данных.
Методические рекомендации по работе с климатограммами
Разработано учителем географии МБОУ СОШ №1, г.о.Подольск
Кониной Е.Н., 2015/16 уч.год.
Для решения задач по определению точки на карте мира, которой соответствует построенная климатограмма, мною разработан простейший алгоритм для подготовки учащихся к ОГЭ по географии.
Для начала следует изучить климатограмму. На ней даны основные показатели климата: осадки и температура.
Температура показана линейным графиком – ее значение среднемесячное (tᵒС).
Осадки изображены при помощи столбчатой диаграммы. Это также среднее количество (мм) по каждому месяцу. Кроме этого дано общее количество выпавших осадков за год – число, написанное на столбчатой диаграмме. Значения этих показателей и величины измерения для них подписаны по краям климатограммы.
Порядок работы для учащихся рекомендуем организовать по пунктам. Для наглядности решим задачу, поставленную в рисунке.
Если самая высокая температура приходится на июнь-июль-август – значит точка в северном полушарии.
Если самая высокая температура приходится на декабрь-январь-февраль – значит точка в южном полушарии.
Пример решения для представленой климатограммы: исходя из графика t на представленной климатограмме нужная точка будет в южном полушарии: либо D либо C.
Критерий – максимальные/минимальные температуры.
Чем дальше от экватора, тем ниже температуры. Эти данные можно найти на климатической карте и карте климатических поясов.
Критерий – амплитуда температур (разница между минимальной и максимальной температурой). Чем дальше от берега, тем больше амплитуда температур.
б) средняя t в июле +18, средняя t в январе +8. Амплитуда равна 10ᵒC – это небольшая амплитуда. Значит точка на побережье или рядом с ним.
Распределение осадков подчиняется нескольким основным закономерностям.
Первая: их количество уменьшается в направлении от экватора к полюсам
Вторая: их количество уменьшается в направлении от побережья вглубь материка.
Третья: если количество осадков выпадает равномерно в течение года – это основной климатический пояс (экваториальный, тропический, умеренный, арктический/антарктический), если осадки неравномерно выпадают в течение года, а по сезонам, то:
При влиянии муссонов большее количество осадков выпадает в летний период. ТО ЕСТЬ: в северном полушарии это май-сентябрь, а в южном – ноябрь-март.
В переходных климатических поясах количество осадков зависит от действующей там воздушной массы.
На основании всех данных делаем заключение о соответствующей точке.
Климатограммы: от первого знакомства до экзаменационных заданий. Пособие по географии.
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (7, 8, 9, 11 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Климатограммы Пособие по географии для изучения, повторения, закрепления и подготовки к экзамену в 9 и 11 классе Выполнено учителем географии МБОУ «СОШ № 25 г. Салаира» Чепаиновой Еленой Григорьевной
Что такое климатограмма Климатическая диаграмма – особый вид информации о климате. Климатограмма обычно составляется для конкретного пункта. По климатической диаграмме можно узнать климатический пояс, тип климата, климатическую область, годовой ход температуры, амплитуду температур, годовое количество осадков и режим их выпадения в данном пункте
Как читать климатограмму
Как составляют климатограмму
Как по климатограмме узнать, в южном или северном полушариях находится пункт? В нашем северном полушарии самый тёплый месяц – июль, самый холодный – январь. В южном полушарии – наоборот: лето в январе, зима – в июле.
Субэкваториальный пояс t° высокие весь год; в выпадении осадков видны сухой и влажный сезоны Проверь себя!
Тропический пояс Жарко; очень мало осадков Проверь себя!
Субтропический пояс По t ° выделяются 2 сезона года: один жаркий и сухой, когда приходит тропическая воздушная масса, второй – прохладнее и влажнее, когда господствует умеренный воздух Проверь себя!
Умеренный пояс Зимние t° близки к 0° или отрицательные, лето теплее. Осадков достаточное количество Проверь себя!
Арктический (антарктический) пояс Весь год отрицательные t° ; осадков мало Проверь себя!
Субарктический (субантарктический) пояс Зимой очень холодно и сухо, летом – теплее, часто около 0 °; осадков летом больше
Климатограммы климатических поясов России Умеренный пояс Арктический пояс Субарктический пояс 2 3 1
Климатические области умеренного пояса России Климатическая область Характеристика климата Умеренно-континентальный Самый близкий к Атлантическому океану. Поэтому западные ветры приносят много осадков. Зима мягче, лето прохладнее, чем в восточных районах. Амплитуда t° воздуха небольшая. Континентальный ВМ с Атлантики трансформируется: осадков становится меньше, зима холоднее, лето жарче. Увеличивается амплитуда t° Резко континентальный Ещё дальше от Атлантики. Осадков меньше, Зима очень морозная, лето жаркое. Большая амплитуда t ° Муссонный Летний муссон приносит тепло и много влаги с Тихого океана. Зимний муссон с материка приносит низкие t° и очень мало осадков.
Экзаменационные задания по географии 9 класс Пункт А и пункт Б расположены в Европе приблизительно на одной широте. Какой из пунктов расположен восточнее? Приведите 2 обоснования. Проверь себя! Восточнее пункт А. Меньше осадков, холоднее зима и жарче лето (больше амплитуда температур)
Экзаменационные задания по географии 9 класс Пункт Х и пункт Z расположены приблизительно на одной широте. Какой из пунктов расположен западнее? Приведите 2 обоснования. Проверь себя! Западнее пункт Х. Там больше осадков и меньше годовая амплитуда температур: зима мягче, лето прохладнее, чем в пункте Z
Экзаменационные задания 11 класс Какой из точек принадлежит данная климатограмма? A B C 4. D Проверь себя! 3
Экзаменационные задания 11 класс Какой из точек принадлежит данная климатограмма? А 2. B C 4. D Проверь себя! В
Работа с климатограммами.
Материал будет полезен учителю в работе с 7 классом на уроках географии.
Просмотр содержимого документа
«Работа с климатограммами.»
Работа с климатограммами
1. Описание климатограммы:
Столбцы в климатограмме – количество месяцев, снизу отмечены первые буквы месяцев. Иногда изображены 4 сезона, иногда не все месяцы.
Слева отмечена шкала температур. Нулевая отметка может стоять как первая снизу, так и посередине. Выше нуля – положительные температуры, ниже – отрицательные.
Изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная – синей.
Справа отмечена шкала количества осадков.
Каждый синий столбец – среднемесячные показатели осадков, если мы их сложим, получим среднегодовое значение.
Сверху или снизу цифрой показано годовое количество осадков.
2. По колебанию температуры можно определить климатический пояс:
если t +24-+26 в течении всего года – значит это экваториальный пояс;
если амплитуда t незначительная (3–7 градуса) выше +20, значит – это субэкваториальный пояс;
если амплитуда больше, но зимние температуры не опускаются ниже +10, то это тропический пояс;
если зимние температуры ок. нуля, +3-+5, то это субтропики;
если появляются отрицательные температуры, то это умеренный, субполярный или полярный пояса.
3. Тип климата можно определить не только по амплитуде температур, но и по количеству осадков и режиму их выпадения:
если годовое количество осадков более 2000 мм – это экваториальный или морской климат;
если осадков в течении года также много, но есть месяца засухи – это переменно-влажный климат;
если среднегодовое количество осадков менее 150 мм – это полупустынный или пустынный климат;
если в летнее время осадков очень мало, а зимой – много (среднегодовое от 700 до 1000 мм), то это средиземноморский климат;
если, наоборот, в зимнее время осадков мало, а 2/3 осадков выпадает летом, то это муссонный климат. В умеренном поясе в таком климате годовое количество не превышает 800 мм, а в субтропиках достигает 1500 мм.
Это экваториальный пояс, потому что температура в течение всего года +24 – +26°С.
Это подтверждает большое и равномерное количество осадков.
4. По режиму температур можно определить полушария:
если понижение температуры (зима) в январе – это климатограмма северного полушария;
если понижение температуры (зима) в июле – это климатограмма южного полушария.
Субэкваториальный от Тропического муссонного климата?
Режим осадков почти одинаков (летом жарко и сухо), да и количество тоже (в СЭ 2000 – 2500 мм, а в Т.мус. 1500 – 3500 мм). Разницу можно увидеть по амплитуде температур (СЭ – лето +30, зима – +26°С; Т.мус. – лето +30, а зима +20°С)
Это тропический пояс, потому что температура зимой выше +10.
Это южное полушарие, потому что зима в июле.
Это влажный климат, потому что годовое количество осадков более 2000 мм и достаточно равномерно.
– Экваториальный от Тропического влажного?
Режим осадков почти одинаков – количество осадков равномерно в течении года (в Э более 2000 мм, в Т.вл. – от 1500 до 2500 мм), а температуры в течении года отличны – в Э. в течении года почти одинаковые +24 – +26°С, а в Т.вл. – зимой +17, а летом +26.
– Тропический муссонный от Умеренного муссонного? от Субтропического муссонного?
Режим осадков почти одинаков (почти все осадки выпадают летом), а количество разное: в Т.и СТ.мус. более 1500 мм, а в У.мусс. 700-800 мм в год. И температуры также отличны:
1) в Тропическом муссонном: зима +20, лето +30;
– Умеренно-континентальный, континентальный и резко-континентальный Умеренного пояса?
Во-первых, прослеживается закономерное увеличение амплитуды температур (зима продолжительнее и холоднее, лето короче и жарче):
Во-вторых, количество осадков уменьшается (увеличивается удаленность от Атлантики):
Это умеренный пояс, потому что температура зимой ниже 0, а летом выше +10.
Это северное полушарие, потому что зима в июле.
Это резко-континентальный климат, потому что амплитуда температур очень большая 65 градусов, а годовое количество осадков менее 400 мм с летним максимумом (июль).
Алгоритм решения некоторых заданий из ЕГЭ по теме “климат”.
По данным, приведенным в таблице, постройте климатограмму, используя предложенные данные.
Для какого из нижеперечисленных городов – Москва, Норильск, Владивосток,
Красноярск – приведенные данные применимы?
Опираясь на данные климатограммы, обоснуйте свой ответ.
1. Построить климатограмму:
а) Нарисовать 12 столбцов – количество месяцев. Снизу их подписать первыми буквами.
б) Проанализировать данные и оформить легенду климатограммы. Я приняла решение – отмечать температуру через 10 градусов, а количество осадков – через 20 мм.
в) Сложить все показания количества осадков и снизу написать среднегодовой показатель.
2. Проанализировать климатограмму:
Главный вывод – это климатограмма города Красноярска, умеренный пояс, континентальный климат.
На рисунке приведены климатограммы, составленные для пунктов А и В, расположенных в Европе примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря. Определите, какой из них расположен западнее. Свой ответ обоснуйте.
Европа находится под воздействием Западных ветров умеренного пояса, значит под сильным влиянием теплого Атлантического океана.
Пункт В находится западнее, т.е. ближе к океану.
– Потому что на этой климатограмме показано, что осадков выпадает больше.
– потому что зимой, в январе, +4 градуса, т.е. зима теплее;
– потому что амплитуда годовых температур в пункте В меньше чем в пункте А, значит климат в пункте А более континентален (хотя не намного).
Определите в каком полушарии и в каком климатическом поясе расположен пункт, климат которого показан на климатограмме.
Дайте необходимые обоснования вашего ответа.
Зима, т.е. понижение температуры, в июле. Значит это южное полушарие.
Температуры зимы выше +10 градусов, но ниже +20. Значит это тропический пояс.
Осадков очень мало, значит это пустынный климат.
Практическая работа по географии в 7 классе «Определение типов климатов по предложенным климатограммам».
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Представлена разработка практической работы по географии в 7 классе. Умение работать с климатограммами является важным практическим навыком, задания по климатограммам часто встречаются в заданиях ОГЭ/ЭГЭ, олимпиадах, поэтому формированию данного умения я уделяю значительное внимание. Наша школа работает по УМК В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2014. Климатограммы (прил 1) я взяла из учебника Домогацких ЕМ География 7 кл, изд. Русское слово., инструкцию сформулировала, пользуясь различными источниками сети Интернет. Представленная таблица может заполняться полностью, если класс достаточно мотивирован и успевает выполнить все задание, либо можно разбить задание по вариантам, например, 1 вариант определяет тип климата для климатограмм А В Е, 2 вариант-БГЕ, Ж- можем заполнить для примера вместе.
Цель данной работы- научить работать с климатограммами. На следующих уроках можно предложить варианты олимпиадных заданий, либо из ОГЭ/ЭГЭ на закрепление данных умений, и применение знаний на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Определение типов климатов по предложенным климатограммам.
Цель: научиться работать с климатограммами, определять тип климата, полушарие
самый теплый месяц в году и значение его температуры воздуха,°С
самый холодный месяц в году и значение его температуры воздуха,°С
годовая амплитуда температуры воздуха,°С
среднегодовое количество осадков, мм
самый влажный месяц в году и количество осадков, выпавших за этот месяц, мм
самый засушливый месяц в году и количество осадков, выпавших за этот месяц, мм
климатический пояс и область
полушарие (Северное или Южное)
Прил. 2 Работа с климатограммами
1. Описание климатограммы:
Изотерма изображена линией, положительная – красной(выше нуля), отрицательная – синей(ниже нуля).
2. По колебанию температуры можно определить климатический пояс:
3. Тип климата можно определить не только по амплитуде температур, но и по количеству осадков и режиму их выпадения:
4. По режиму температур можно определить полушария:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Определение годового количества осадков, средних и абсолютных температур января и июля отдельных точек земного шара, преобладающего направления ветра января и июля по климатической к.
Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира.
Структура урока географии в 8 кл.
Практическая работа: Сравнение климата Евразии с климатомСеверной Америки; определение типов климата Евразии поклиматограммам.
практическая работа для учащихся 7 класса «Определение типов климатов Евразии по климатограммам».
Инструктаж по ОТ. Практическая работа №15. Построение диаграмм различных типов.
Технологическая карта урока с раздаточным материалом для учеников.