Как сделать климатограмму в excel
Практическая работа по теме «Климатограмма городов России», информатика, 9 класс. Работа в MS Excel
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Практическая работа № 8
Климатограммы городов России
Заполните таблицу следующим образом:
Вычислите среднее значение по каждому из месяцев и каждому из городов, используя формулу =СРЗНАЧ(…)
Вычислите максимум по каждому из месяцев и каждому из городов, используя формулу =МАКС(…)
Вычислите минимум по каждому из месяцев и каждому из городов, используя формулу =МИН (…)
Вычислите абсолютные значения температур по каждому из месяцев и каждому из городов, используя формулу =СУММ(…)
Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект
2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)
Свидетельство каждому участнику
Скидка на курсы для всех участников
Номер материала: ДБ-550382
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Практическая работа. Построение климатограмм России. (интегрированный урок) 8-й класс.
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Королькова В.Н. Практическая работа
Тема: Построение климатограмм России. (интегрированный урок) 8-й класс.
Образовательные задачи : отработка навыков работы с разными источниками информации, а также анализа данных и формулирования выводов, развитие навыков правильного оформления результатов работы с диаграммами, закрепить знания о климате и климатообразующих факторах, о принципах работы табличного процессора Microsoft Excel и оценить уровень освоения способов визуализации числовых данных.
Источники знаний : учебник география 8 класс, А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина.
Технические средства : компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карты атласа.
Способы познавательной деятельности : наблюдение.
По ведущей образовательной цели : обучающая
По форме проведения групповая
По месту выполнения : в классе.
По продолжительности : 45 мин в классе
По форме представления результатов : таблица и текстовый отчёт.
По форме речи : письменная и устная.
Организация учащихся на учебную деятельность (слово учителя)
Вы расширили свои знания по термину климат, мы рассмотрели какие климатические пояса и области выделяются на территории России, причины, влияющие на разнообразие климатических условий на территории России. На уроках информатики вы изучали визуализацию числовых данных, типы диаграмм. И сегодня на уроке мы выполним практическую работу.
Изучите повнимательнее, таблицу, которая лежит перед каждым и представлена на доске
Количество осадков, мм
В первой колонке таблицы представлены месяца года, вторая количество осадков, третья- температура.
На основе этих данных вы должны будете определить тип климата.
Столбцы в климатограмме – количество месяцев, снизу отмечены первые
буквы месяцев. Иногда изображены 4 сезона, иногда не все месяцы.
Слева отмечена шкала температур. Нулевая отметка может стоять как первая
снизу, так и посередине. Выше нуля – положительные температуры, ниже –
отрицательные.
Изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная –
синей.
Справа отмечена шкала количества осадков.
Каждый синий столбец – среднемесячные показатели осадков, если мы их
сложим, получим среднегодовое значение.
Сверху или снизу цифрой показано годовое количество осадков.
Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (при стандартной установке MS Office выполните Пуск/Программы/Microsoft Office /Microsoft Excel).
Для оформления шапки таблицы выделите третью строку (нажатием на номер строки), задайте перенос по словам командой Формат /Ячейки /вкладка Выравнивание / Переносить по словам, выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание – по центру
В ячейках третьей строки, начиная с ячейки A3, введите названия столбцов таблицы – “Месяц”, “Количество осадков, мм”, “Температура, ° C”. Изменение ширины столбцов производите из главного меню командами Формат/ Столбец/Ширина или перемещением мышью в строке имен столбцов (А, В, С и т.д.).
На Листе 1 создайте таблицу температуры и количества осадков города по образцу. В ячейке А4 задайте формат даты (Формат/ Ячейки/вкладка Число/числовой формат Дата, выберите тип даты с записью месяца в виде текста – “март”. В ячейку А4 введите месяц, далее скопируйте его вниз по столбцу автокопированием.
Заполните столбцы В, С таблицы исходными данными согласно Заданию
Количество осадков, мм
Построим климатограмму данного населенного пункта. Для этого используем возможности встроенной в Microsoft Excel программы “Мастер диаграмм”.
Выделим с помощью мыши набранную таблицу с учетом заголовков. Так мы указываем Мастеру диаграмм источник данных для построения климатограммы. Затем находим на панели инструментов, в верхней части экрана, кнопку с изображением стилизованной диаграммы (или Вставка/Диаграмма…). В отдельном окне запускается Мастер диаграмм, который начинает диалог с пользователем, состоящий из 4 шагов. На 1-м шаге Мастер диаграмм просит выбрать тип диаграммы, выбираем сверху “Нестандартные”, слева “График/Гистограмма 2”. Щелкаем по кнопке “Далее”
На 2-м шаге определяется источник данных для построения климатограммы. Но мы это уже сделали, выделив таблицу данных перед запуском Мастера диаграмм. Поэтому щелкаем мышью по кнопке “Далее”.
На 3-м шаге необходимо оформить наш график, настроив его параметры: название, подписи осей. Для ввода названий и подписей осей нужно щелкнуть в соответствующем поле (там появится текстовый курсор) и набрать на клавиатуре необходимый текст. Щелкаем по кнопке “Далее”
На 4-м, заключительном шаге, необходимо указать, как расположить график (на отдельном листе или на имеющемся). Щелкаем по кнопке “Готово”
Щелкаем по любому столбику гистограммы. Выбираем закладку “Параметры”, уменьшаем ширину зазора до “0”.
В полученной климатограмме нулевые отметки у правой и левой осей, не совпадают. Для их совпадения выполняем следующие шаги: щелкаем по левой оси значений, выбираем закладку “Шкала”, выставляет минимальное значение “-100”, максимальное “100”, цена деления “20”. Тоже делаем с правой осью.
II. Для определения типа климата, после построения климатограммы, обучающимся предлагается заполнить таблицу:
Температура января, о С
Температура июля, о С
Годовое количество осадков, мм
Режим выпадения осадков
В нашей стране климат отличается большим разнообразием ввиду протяженности территории с севера на юг и с запада на восток. На формирование климата оказывают влияние определенные факторы: ГП, солнечная радиация, ВМ, подстилающая поверхность.
Обучающиеся сдают работу в виде файла на компьютере и записей в тетради, содержащих анализ построенной диаграммы с выводами.
Памятка «Работа с климатограммами»
Работа с климатограммами
1. Описание климатограммы:
Изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная – синей.
Просмотр содержимого документа
«Памятка «Работа с климатограммами»»
Работа с климатограммами
1. Описание климатограммы:
Столбцы в климатограмме – количество месяцев, снизу отмечены первые буквы месяцев. Иногда изображены 4 сезона, иногда не все месяцы.
Слева отмечена шкала температур. Нулевая отметка может стоять как первая снизу, так и посередине. Выше нуля – положительные температуры, ниже – отрицательные.
Изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная – синей.
Справа отмечена шкала количества осадков.
Каждый синий столбец – среднемесячные показатели осадков, если мы их сложим, получим среднегодовое значение.
Сверху или снизу цифрой показано годовое количество осадков.
2. По колебанию температуры можно определить климатический пояс:
если t +24-+26 в течении всего года – значит это экваториальный пояс;
если амплитуда t незначительная (3–7 градуса) выше +20, значит – это субэкваториальный пояс;
если амплитуда больше, но зимние температуры не опускаются ниже +10, то это тропический пояс;
если зимние температуры ок. нуля, +3-+5, то это субтропики;
если появляются отрицательные температуры, то это умеренный, субполярный или полярный пояса.
3. Тип климата можно определить не только по амплитуде температур, но и по количеству осадков и режиму их выпадения:
если годовое количество осадков более 2000 мм – это экваториальный или морской климат;
если осадков в течении года также много, но есть месяца засухи – это переменно-влажный климат;
если среднегодовое количество осадков менее 150 мм – это полупустынный или пустынный климат;
если в летнее время осадков очень мало, а зимой – много (среднегодовое от 700 до 1000 мм), то это средиземноморский климат;
если, наоборот, в зимнее время осадков мало, а 2/3 осадков выпадает летом, то это муссонный климат. В умеренном поясе в таком климате годовое количество не превышает 800 мм, а в субтропиках достигает 1500 мм.
Это экваториальный пояс, потому что температура в течение всего года +24 – +26°С.
Это подтверждает большое и равномерное количество осадков.
4. По режиму температур можно определить полушария:
если понижение температуры (зима) в январе – это климатограмма северного полушария;
если понижение температуры (зима) в июле – это климатограмма южного полушария.
Субэкваториальный от Тропического муссонного климата?
Режим осадков почти одинаков (летом жарко и сухо), да и количество тоже (в СЭ 2000 – 2500 мм, а в Т.мус. 1500 – 3500 мм). Разницу можно увидеть по амплитуде температур (СЭ – лето +30, зима – +26°С; Т.мус. – лето +30, а зима +20°С)
Это тропический пояс, потому что температура зимой выше +10.
Это южное полушарие, потому что зима в июле.
Это влажный климат, потому что годовое количество осадков более 2000 мм и достаточно равномерно.
– Экваториальный от Тропического влажного?
Режим осадков почти одинаков – количество осадков равномерно в течении года (в Э более 2000 мм, в Т.вл. – от 1500 до 2500 мм), а температуры в течении года отличны – в Э. в течении года почти одинаковые +24 – +26°С, а в Т.вл. – зимой +17, а летом +26.
– Тропический муссонный от Умеренного муссонного? от Субтропического муссонного?
Режим осадков почти одинаков (почти все осадки выпадают летом), а количество разное: в Т.иСТ.мус. более 1500 мм, а в У.мусс. 700-800 мм в год. И температуры также отличны:
1) в Тропическом муссонном: зима +20, лето +30;
– Умеренно-континентальный, континентальный и резко-континентальный Умеренного пояса?
Во-первых, прослеживается закономерное увеличение амплитуды температур (зима продолжительнее и холоднее, лето короче и жарче):
Во-вторых, количество осадков уменьшается (увеличивается удаленность от Атлантики):
Это умеренный пояс, потому что температура зимой ниже 0, а летом выше +10.
Это северное полушарие, потому что зима в июле.
Это резко-континентальный климат, потому что амплитуда температур очень большая 65 градусов, а годовое количество осадков менее 400 мм с летним максимумом (июль).
Алгоритм решения некоторых заданий из ЕГЭ по теме “климат”.
По данным, приведенным в таблице, постройте климатограмму, используя предложенные данные.
Для какого из нижеперечисленных городов – Москва, Норильск, Владивосток,
Красноярск – приведенные данные применимы?
Опираясь на данные климатограммы, обоснуйте свой ответ.
1. Построить климатограмму:
а) Нарисовать 12 столбцов – количество месяцев. Снизу их подписать первыми буквами.
б) Проанализировать данные и оформить легенду климатограммы. Я приняла решение – отмечать температуру через 10 градусов, а количество осадков – через 20 мм.
в) Сложить все показания количества осадков и снизу написать среднегодовой показатель.
2. Проанализировать климатограмму:
Главный вывод – это климатограмма города Красноярска, умеренный пояс, континентальный климат.
На рисунке приведены климатограммы, составленные для пунктов А и В, расположенных в Европе примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря. Определите, какой из них расположен западнее. Свой ответ обоснуйте.
Европа находится под воздействием Западных ветров умеренного пояса, значит под сильным влиянием теплого Атлантического океана.
Пункт В находится западнее, т.е. ближе к океану.
– Потому что на этой климатограмме показано, что осадков выпадает больше.
– потому что зимой, в январе, +4 градуса, т.е. зима теплее;
– потому что амплитуда годовых температур в пункте В меньше чем в пункте А, значит климат в пункте А более континентален (хотя не намного).
Определите в каком полушарии и в каком климатическом поясе расположен пункт, климат которого показан на климатограмме.
Дайте необходимые обоснования вашего ответа.
Зима, т.е. понижение температуры, в июле. Значит это южное полушарие.
Температуры зимы выше +10 градусов, но ниже +20. Значит это тропический пояс.
Осадков очень мало, значит это пустынный климат.
Статья «Методика работы с климатическими диаграммами (на примере разбора задания № 18 по географии»)
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С КЛИМАТИЧЕСКОЙ ДИАГРАММОЙ ( на примере разбора задания № 18 ОГЭ по географии
Климатическая диаграмма — специальный график, предназначенный для отображения хода климатических показателей (температуры и осадков) в течение года.
По климатограмме можно определить температуру воздуха и количество осадков в каждый месяц года, рассчитать амплитуду колебания температур, годовое количество осадков, режим выпадения осадков и др.
Типовая климатограмма выглядит следующим образом:
По оси Х – отмечены месяцы года (я – январь, ф – февраль, м – март и т.д.)
По оси У – шкала температур, °С (слева), шкала осадков, мм (справа)
Значения температур показаны линейным графиком
Количество осадков – столбчатыми диаграммами.
Для выполнения задания понадобится карта «Климатические пояса и области мира» (7 класс):
Термины, которые нужно знать и понимать в данной теме:
Климатический пояс — область земной поверхности (широтная полоса) с относительно однородными климатическими условиями.
Климатическая область – это часть климатического пояса, обладающая относительно однородным климатом. На расположение климатических областей влияют близость морей и океанов, муссоны и пассаты, рельеф и др.
Амплитуда колебания температуры – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха.
Режим выпадения осадков – это распределение осадков по месяцам и сезонам года.
В таблице дается примерная характеристика климатических поясов мира:
Режим выпадения осадков
Равномерно в течение всего года
Влажный – более 1000
Умеренно-континентальный 500 – 800
Резко континентальный до 250
Муссонный 600 – 800
— Если максимальные температуры наблюдаются в период с мая по сентябрь (самый теплый месяц – июль), то точка расположена в северном полушарии. График температур для северного полушария будет выглядеть так:
— Если максимальные температуры наблюдаются в период с ноября по февраль (самый теплый месяц – январь), то точка расположена в южном полушарии. (Здесь нужно помнить, что в южном полушарии январь – это лето, а июль – зима). График температур для южного полушария будет выглядеть так:
— Чем ближе к морю, тем больше осадков и тем равномернее они выпадают (в течение всего года, а не в какие-то определенные месяцы).
— Следует помнить, что тропические (кроме области тропического влажного климата) и арктический (антарктический) пояса являются сухими климатическими зонами. Это значит, что здесь выпадает наименьшее количество осадков за год.
— Экваториальный пояс и умеренные пояса – получают наибольшее количество осадков в течение всего года.
— Если на графике появляются отрицательные температуры, то это умеренный, субполярный (субарктический, субантарктический) или полярный (арктический, антарктический) пояса.
В задании 18 предлагается определить пункт, для которого подходит климатическая диаграмма.
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
К заданию прилагается климатограмма и карта климатических поясов мира с вариантами ответов.
Рассмотрим некоторые задания.
Задание 18. Определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климатограмма которого показана на рисунке.
По климатограмме определяем тип климата: температура января +5°С, июля +15°С, годовое количество осадков 731 мм, осадки выпадают равномерно в течение года. Это умеренный пояс (морской климат).
Максимальные температуры наблюдаются летом (линия температуры повышается к июлю и понижается к декабрю), значит, это северное полушарие.
Обратная ситуация рассматривается в следующем задании.
Задание 18. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
По климатограмме определяем тип климата: температура января +24°С, июля +17°С, годовое количество осадков 1008 мм, осадки выпадают в течение года, максимум – зима. Это тропический пояс.
Максимальные температуры наблюдаются зимой (линия температуры понижается к июлю и повышается к декабрю), значит, это южное полушарие.
СОСТАВИМ АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 18
При выполнении задания подобного типа находим ответы на вопросы:
Определяется по графику путем совмещения месяца и значения температуры: Температура января = +5°С
Определяется по графику путем совмещения месяца и значения температуры: Температура июля = +15°С
Годовое количество осадков, режим их выпадения
Определяется по столбчатым диаграммам:
Годовое количество осадков = 731 мм, осадки
выпадают равномерно в течение года
Климатический пояс/тип климата
По карте «Климатические пояса и области мира» (атлас) находим местоположение умеренного пояса в северном и южном полушариях (приблизительно между 40° и 60° с.ш. и ю.ш.)
По внешнему виду графика температуры определяем полушарие:
График «выгнут» вверх, самый теплый месяц –
июль, значит, это северное полушарие
Находим нужную точку, записываем ответ
По карте климатических поясов в задании определяем подходящие точки:
В северном полушарии
располагаются точки A , В, C . В умеренном поясе лежит только точка С.
Правильный ответ – цифра 3) С.
КАК ВЫГЛЯДЯТ КЛИМАТОГРАММЫ В ЗАДАНИЯХ ОГЭ:
Температура высокая в течение года, осадков много, осадки выпадают летом, хорошо прослеживаются влажный и сухой сезоны года:
Тропический влажный (ЮП) Тропический влажный (СП)
Высокие температуры в течение года (температура не опускается ниже +10°С), очень маленькое количество осадков:
Тропический сухой (СП) Тропический сухой (ЮП)
Достаточно высокие температуры в течение года (не опускаются ниже +10°С), большое количество осадков на побережьях выпадает зимой, во внутренних районах количество осадков значительно меньше, но тоже основная их часть выпадает зимой:
Субтропический (СП) Субтропический (ЮП)
Муссонный (СП) Континентальный (СП)
Морской (ЮП) Морской (СП)
Умеренно-континентальный (СП) Резко континентальный (СП)
Низкие температуры большую часть года, летом – положительные температуры, среднегодовая температура отрицательна, небольшое количество осадков выпадает в течение года, большая часть осадков выпадает летом:
Самые низкие температуры в большую часть года, летом – температура немного выше нуля, среднегодовая температура отрицательна, очень незначительное количество осадков выпадает в течение года, больше осадков выпадает зимой:
Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект
2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)
Свидетельство каждому участнику
Скидка на курсы для всех участников
В данной статье рассматривается методика решения заданий ОГЭ по географии в 9-х классах, связанного с климатическими диаграммами.
Приводится теоретическая часть (что такое климатограмма, какие показатели можно по ней определить, ее условные знаки, термины, необходимые для понимания темы и др.) и практическая часть (разбор заданий № 18 ОГЭ, алгоритм выполнения заданий и др.).
Материал можно использовать как при подготовке учащихся к ГИА, так и на уроках географии в качестве рабочего материала.
Номер материала: ДБ-884757
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.