Как сделать клип на сцене
Создание музыкального клипа: 7 советов как сделать клип лучше!
Создание музыкального клипа за 7 простых шагов
Музыкальные клипы считаются отличным маркетинговым инструментом, особенно для музыкальных групп, когда они выпускают альбом или разъезжают по гастролям. Но многие забывают о 7 простых правилах, которых нужно придерживаться при его создании. Возможно они не новы, но считаются фундаментом.
1. Запишите песню на цифровые носители перед съемкой, чтобы ее прослушивать при съемке и при записи музыкального клипа, что очень хорошо поможет вам соединить все отрезки видео фрагментов в одно целое, так как звуковая дорожка уже есть в видеоролике.
2. Когда вы инструктируете певца как ему петь песню в клипе, то не говорите ему, что нужно петь в пол голоса или, того хуже, просто изображать мимику на лице. Если певец будет изображать, что якобы поет, то соответственно и кадры будут выглядеть не правдоподобно, а это произойдет из-за того, что будет не совпадать голос и мимика певца, поющего в пол силы. Пусть певцы поют на полный голос, как при записи альбома в профессиональной студии.
3. Запомните навсегда, что в музыкальном клипе нужно снимать вашего главного героя с разных углов в большом количестве. Если вы будете снимать небольшое количество кадров, то чувство времени в песне будет очень сильно затянуто, из-за малого количества углов и кадров с певцом.
4. Записывайте большое количество перебивочного материала, чтобы музыкальный клип был более разнообразным и динамичным. Некоторые режиссеры делают кадры танцев, а потом совмещают с теми кадрами, которые имеют прямое отношение к песне и истории музыкального клипа. Такие прыжки из одного кадра в другой могут испортить понимание сюжета в фильме, но в видео клипах это работает идеально.
5. Запомните навсегда, что это не эффективно – снимать постановочные кадры, на которые было потрачено много времени на подготовку и создание декораций. В музыкальном клипе они должны быть короткими, по одной или две секунды.
6. Если в музыкальном клипе задействованы танцоры, убедитесь дважды, что танцоры отрепетировали все нужные движения в клипе, а также убедитесь, что главный исполнитель в клипе тоже хорошо знает эти движения.
7. Запомните, клип должен быть стилистически когерентным. Считается, что в самом лучшем музыкальном клипе визуальное представление совпадает с песней.
Немного более подробно остановимся на этом пункте. Нужно понимать, что стилистическим когерентным видео клипом можно назвать такой клип, где каждый кадр был сконструирован для этой песни и певца.
Сегодня большое количество музыкальных клипов не имеют грамотного понимания когерентной стилистики, так как свет и направление камеры сильно разрушают атмосферу клипа.
Отличный пример когерентной стилистики показано в клипе Eminem — Love The Way You Lie ft. Rihanna
Какими вопросами нужно задаваться перед написанием сценария для музыкального клипа?
Нужно провести небольшой брейн шторм (мозговой шторм) при многоразовом прослушивании музыкального клипа, чтобы определить его самые яркие точки, и лишь после этого записать их на бумаге, а если вы умеете рисовать, то лучше сделать их зарисовку в виде предварительной раскадровки.
Потом эти материалы можно использовать при общении с заказчиком и певцом, и, тем более, при создании финальной версии сценария и раскдаровки для музыкального клипа.
Надеюсь, что эта статья про создание музыкального клипа была вам интересна и полезна, и вы почерпнули для себя что-то новое. Если это так, то оставьте внизу комментарий и напишите, что вам понравилось и о чем бы вы хотели узнать еще?
В этой статье мы показали вам самое лучшее решение, которое есть на рынке, и прямо сегодня вы можете заказать съемку музыкального клипа для своей группы.
Как снимать клипы для известных артистов. Правила профессии от режиссера Тараса Голубкова
30 сентября исполняется 7 лет с даты премьеры первого музыкального клипа Тараса и начала карьеры клипмейкера. Специально для Marie Claire к профессиональной годовщине расспросили режиссера про его 7 основных правил работы с поп-артистами.
1. Создавайте сценарий клипа только после знакомства с артистом и его музыкой
Для меня всегда важен артист. Это касается работы с любым исполнителем – начинающим или топовым, дебютантом или тем, кому нужен ребрендинг.
Артист для меня – это ядро не только в рамках клипа, а еще и всего действия, настроения и энергии. Даже если он не появляется в самом клипе. Основная идея и концепция создается только тогда, когда я лично узнаю автора. Особенно это касается топовых артистов с историей, или когда мы делаем ребрендинг. В любом случае идет столкновение с почерком исполнителя, его вайбом и с тем, что он транслирует. В таких случаях очень важно личное общение.
Мы все меняемся – сегодня одни, а завтра другие и крайне важно перед запуском работы понимать, чем человек живет, чем дышит, чего хочет и какое у него настроение и планы на будущее.
Поэтому всегда, когда начинаю писать сценарий и креативить, пользуюсь своим первым правилом и знакомлюсь с артистом. Мне нужно пообщаться с человеком, уловить его настроение, обменяться референсами.
Отталкиваясь от этого, я буду предлагать свои варианты сценария, что же это может быть и как выглядеть.
Следующий фактор, от которого я отталкиваюсь в своих идеях и сценариях – это музыка артиста. Я никогда не использую идеи или концепции из заготовок или шаблонов. Меня часто об этом спрашивают, но я понял, что такому принципу следовать просто не могу. Мне обязательно нужно прочувствовать самого человека и его творчество, а потом придумывать идею. Иначе это превращается просто в математику.
На съемках клипа «Дежавю/Позови» Артема Пивоварова
2. Заразите артиста идеей
Очень важно “заразить” артиста своей идеей. Попасть ему прямо в сердце.
Нужно очень тщательно подготавливаться к этому процессу, набраться терпения и погрузить человека в вашу атмосферу, очень детально рассказав о процессе, вашей концепции и идее. Артисты – это всегда творческие люди, которые загораются идеями. Вам нужно так задеть их своими работами и концепциями, чтобы они влюбились в них.
3. Пишите собственные сценарии
Я приверженец того, чтобы работать по своим сценариям и идеям. Это не значит, что я абсолютно не слушаю артиста и не учитываю его желаний. Совсем нет, мы всегда в диалоге с артистом и он в любой момент может высказать свои пожелания и предложения. Но если говорить рекламным языком – я работаю по брифу. Бриф очень нужен и полезен. Бриф “делайте, что хотите” – это тоже бриф.
Мне сложно работать по готовым сценариям, где расписана каждая минута и действие, каждый спецэффект и костюмы для балета. Потому что когда я не могу ощутить все нюансы, я рискую не воплотить идею в жизнь так, как видел это другой человек. Для меня важным правилом является то, чтобы работа была выполнена именно по моему сценарию, относительно того брифа, который мне дают.
На съемках клипа для FOSHO
4. Хореография и синхроны – в первой половине съемки
Я советую всегда стараться снимать хореографию в первой половине съемки.
Я понимаю, что это не всегда получается с учетом тайминга, света и локаций. Но это моя рекомендация – хотя бы большую часть хореографии снимать в первой половине съемочного процесса.
Если есть важные синхроны, где предполагаются крупные планы артиста, когда он поет – их нужно тоже снять в первой половине съемок. Не стоит оставлять такие материалы на вторую половину или конец рабочего процесса. Мы все люди и все устаем, поэтому лучше снимать эту часть клипа в самом начале.
На съемках клипа SLEZA «Проблема»
5. Будьте точно уверены в каждой своей сцене
Пятое правило касается сценария – я должен четко быть внутри себя уверен в каждой сцене. Процесс отбора делится на две части: этап написания сценария и этап раскадровки.
Сначала ты рассматриваешь историю в контексте тех сцен, через которую ты ее рассказываешь. Все ли сцены нужные? Все ли правильно рассказаны? Все ли достаточно яркие и нужные с режиссерской точки зрения? Нужно сразу ответить на эти вопросы и максимально хладнокровно отсечь лишнее, чем снимать все подряд, а потом на этапе монтажа выбросить.
На этапе раскадровки мы историю иллюстрируем и переводим в кадры, ракурсы, понимаем, как именно это будет выглядеть. На этом же этапе ты понимаешь хронометраж и поместится ли твой визуальный ряд в трек. Возможно, какую-то сцену можно показать одним кадром, а не тремя, как задумывал. Можно даже брать нарисованные кадры и попробовать собирать их в видеоряд под музыку. Это тоже дает примерное понимание. На втором этапе ты еще раз себя проверяешь по сценам, все ли они нужны с режиссерской точки зрения. Рассказывает ли эта сцена твою историю. Яркая ли она? Имеет ли она право оставаться в видеоряде? Если такие вопросы или сомнения все же остались, то будьте готовы к ЧП на площадке. У вас не должно быть фраз “посмотрим, будем ли успевать” или “решим на площадке”. Все вопросы нужно решать “на берегу” на этапе раскадровки, когда вы с оператором и со всей командой пройдетесь по точкам, где все будет происходить. Вы можете импровизировать, но когда у вас есть четко спланированная основная история и вы можете позволить себе эксперимент, к которому все готовы. Это не экстренная ситуация. А экстренные ситуации возникают, когда вы откладываете принятие решений на потом.
6. Детализируйте сценарий
Даже самый абстрактный сценарий я стараюсь сделать максимально детализированным. Нужно зафиксировать всю основу до начала съемок.
Если это хореография – максимально проработать все движения на репетициях, сделать раскадровку с оператором.
Конечно, нужно оставлять место для спонтанных решений, ведь площадка всегда диктует свои правила. Иногда можно представлять съемку по-своему, а на деле, в кадре это смотрится совсем иначе. Тогда мы пытаемся найти максимально визуально выгодное решение уже на месте.
Чтобы вся работа была слаженной, я изначально обрисовываю картину действий и каждого члена команды посвящаю в курс дела. Таким образом команда углубляется в процесс все больше и больше и имеет лучшее представление о проекте и финальной картине.
Раскадровка всегда дает более предметное понимание вещей, с ее помощью людям легче ориентироваться. Это можно сравнить с передвижением по городу: когда ты знаешь улицы города – ты быстрее доедешь до нужного места, но не зная всех дорог, ты начнешь петлять, а путь станет гораздо длиннее.
7. Будьте требовательными
Нужно быть требовательным к себе, к продукту, который вы производите и к команде, с которой работаете. Тогда люди в команде будут чувствовать это.
Как правило, топ артисты максимально требовательные, нужно это принимать и понимать. Вам отдают трек, в который было вложено много сил. Автор передает вам свое творчество. Стоит вести проект так, как будто ты снимаешь клип для себя. Требовательность должна быть ко всему: начиная от идеи и локаций, заканчивая дедлайнами. Как только артист видит, что вы тоже живете в таком подходе, то сразу чувствует это и начинает доверять вам. Если этого не происходит, то могут возникать какие-то конфликтные ситуации, недоразумения и т.д. Именно поэтому нужно возвести в привычку ответственность к процессу и работу на максимум.
Как сделать музыкальный клип?
На первый взгляд создание музыкального клипа может показаться довольно сложной и трудоёмкой задачей. Но для начала давайте определимся и выясним, что же такое музыкальный клип. Фактически это тот же фильм, только очень урезанный, короткий.
Процесс создания музыкального клипа практически не отличается от процесса создания фильма, используются аналогичные приёмы и техники. А некоторые моменты даже превосходят по сложности создание фильма, к примеру, монтаж музыкального клипа длиться гораздо дольше. Непосредственно, перед тем как перейти к вопросу как сделать музыкальный клип, разберёмся ещё немного в предназначении и задачах клипа.
Предназначение, задачи, виды
С предназначением клипа всё обстоит довольно просто – иллюстрация песни либо музыкальной композиции, с целью показа по музыкальным телеканалам или в сети Интернет. Одним словом, что-то вроде рекламы, например, нового альбома или сингла. Задач же у видеоклипа гораздо больше, выделить можно три основных:
Все видеоклипы делятся на два вида – в первом основой является видео, сделанное на концертах, а во втором продуманная сюжетная линия. Итак, приступим, непосредственно, к этапам создания музыкального клипа.
Этап первый: Выбор композиции
Подбирая песню под будущий клип необходимо руководствоваться некоторыми критериями. Во-первых, длительность композиции не должна превышать пяти минут, а в идеале её продолжительность должна колебаться от трех до четырёх минут. Желательно чтобы в песне была рассказана какая-либо история, хотя придумать идею для композиции без слов можно тоже достаточно интересную. Нельзя брать без разрешения чужие записи – или использовать свои, или спросить мнение автора.
Этап второй: Шквал идей
Теперь необходимо обдумать идеи для иллюстрации выбранной композиции. Не обязательно в видео передавать текст песни, можно поэкспериментировать с настроением, музыкой или тематикой. Тогда для идей к видеоряду появится гораздо больше пространства. А иллюстрация композиции станет не банальным, шаблонным видео, а действительно настоящим творением.
Этап третий: Раскадровка
После окончательного выбора идеи, её следует раскадрировать, то есть составить список кадров, которые будут необходимы для создания видео. Некоторые кадры, которые являются неотъемлемой частью и несут в себе основную суть, нужно будет зарисовать. Именно качественная подготовка этого этапа позволит процессу идти более гадко и намного быстрее.
Этап четвёртый: Стилистика
Определиться со стилем клипа нужно заранее, может видео будет чёрно-белое, а возможно в нём будет присутствовать какая-либо анимация. Всё это необходимо продумывать и записывать. Ещё не маловажным фактом является мнение исполнителя, кто-то хочет присутствовать в видео в главной роли, а кто-то вообще не желает появляться в клипе.
Этап пятый: Съёмка
Итак, мы подошли к основным действиям в вопросе как сделать музыкальный клип – это съёмки. В основном в клипах звуковой дорожкой является само произведение, на которое снимается видеоряд, так что беспокоиться об аудиодорожках не стоит. Берём эскизы подготовленной заранее раскадровки и приступаем непосредственно к съёмкам.
Снимаем основные моменты задуманной идеи, не забывая делать на каждую сцену по несколько дублей. Если в видеоклипе планируются сцены с поющим исполнителем, то при съёмке необходимо фоном ставить песню, чтобы движение губ было аналогично записи. Затем по раскадровке следуют доснимать всё до конца, также не забывая делать все сцены по несколько дублей, ведь чем больше отснятого материала, тем легче его будет редактировать, а видео будет выглядеть качественнее.
Этап шестой: Редактирование
Теперь следует приступить к редактированию отснятого материала. Подобных программ существует достаточное количество, выбор будет зависеть от бюджета. Есть программы для редактирования видео стоимостью в тысячи долларов, а есть и совершенно бесплатные. Начинающим в этом сложном, но замечательном и творческом процессе подойдут недорогие варианты подобных программ, к примеру, Final Cut Express или iMovie.
Итак, готовый материал загружается в видео-редактор, обязательно нужно включить композицию, на которую снимался видеоклип и приступить к редактированию.
Главное в этом деле помнить, что хороший, качественный видеоклип должен быть иллюстрированной версией композиции, к примеру, звучит медленное гитарное соло – видеокадры должны соответствовать темпу и ритму музыки. Ведь было бы странно и неестественно наблюдать серию быстрых кадров во время медленной мелодии вступления. Так что, редактируя отснятый материал, следует руководствоваться настроением самой композиции.
Этап седьмой: Эффекты
В некоторых видеоклипах эффекты просто необходимы по сюжету композиции, а в каких-то можно обойтись и без них. Но всё же если решиться добавлять эффекты, нужно помнить, что они должны быть как завершающие штрихи, а не основа видеоряда. Можно, к примеру, некоторые кадры, а лучше сцены сделать размытыми, в некоторых, наоборот подкорректировать цветовую гамму, можно добавить замедленную съёмку. В общем, экспериментировать можно, главное не забываться и чётко видеть конечный результат.
Следуя в точности всем вышеперечисленным этапам подготовки, съёмки и редактирования видеоряда, можно отснять замечательный материал для композиции. В этом деле главное не переусердствовать, в некоторых моментах нужна «золотая середина», благодаря которой и сам процесс и его конечный результат принесут только позитивные настроения всем участникам этого трудоёмкого и сложного дела.
Со временем, после второго или третьего снятого видеоклипа, вопрос как сделать музыкальный клип не будет уже казаться таким уж сложным и непосильным, процесс будет доставлять только хорошие эмоции, а результат будет всё лучше и лучше.
Автор – Станислав Колесник
В завершении статьи посмотрите видеоролик о том, как сделать упрощённый вариант клипа, из фотографий и музыки:
Как написать сценарий для видео
Сценарист «Лаборатории Новых Медиа» Анастасия Попова написала для блога «Нетологии» колонку, в которой рассказала о том, как правильно делать сценарий для видео.
Определитесь с целью
Определите, для чего вы снимаете видео и какая у него конечная цель. Это может быть блог, инструкция или вирусный контент. У всех вариантов разные цели и задачи. Обдумайте их заранее, чтобы уже на этапе сценария пойти по нужному пути.
Сценарий для блога состоит из текста и описания кадра — здесь нет строгих рамок для формата. Пишите так, как удобно вам и оператору. А для рекламного ролика нужно представить и точно прописать, как показать продукт и его пользу. Используйте сториборды или раскадровку, нарисуйте примерный кадр, где появляется продукт.
Для вирусного ролика история о продукте должна быть неожиданной, чтобы вызвать у зрителя эмоции. Здесь нужен сценарий с подробным описанием каждой сцены. Пропишите текст, эмоции героев, крупность планов, нарисуйте раскадровку — представьте, что работаете над фильмом.
Узнайте, кто ваша аудитория
Здесь, как и в продвижении для соцсетей, важно представить типичного потребителя вашего контента. Опишите этого человека и подумайте, что заинтересует его в вашем видео.
Для примера обрисуем портрет зрителя канала «Супермамы». Это молодая женщина 20-30 лет, которая ухаживает за ребёнком 1-3 лет. Она читает заметки и смотрит видео о воспитании счастливых детей, здоровье, кормлении и развитии малыша. Такая молодая мама не забывает также о саморазвитии и уходе за собой.
Стиль и форма
Представьте заранее длину видеоролика. В целом, чем короче будет видео, тем больше шансов, что его посмотрят до конца. Проверить хронометраж текста в сценарии можно через хрономер. А чтобы сделать бренд узнаваемым, используйте элементы фирменного стиля: цвет, логотип и шрифт. Например, раскрасьте плашки в цвета компании или используйте в кадре предметы схожего цвета. Это привлекает внимание и запоминается.
Напишите сценарий
В видео зритель воспринимает текст на слух. Поэтому пишите в сценарии только простые слова, которые легко читать и слушать. Избегайте сложных конструкций и начинайте предложения с подлежащего и сказуемого. Это приучает к простоте. Прочитайте сценарий вслух несколько раз. Упростите предложения на которых вы спотыкались. Когда речевой текст готов, опишите, что будет происходить в кадре.
В «Лаборатории Новых Медиа» мы собираем текст и действия в кадре в одной таблице:
Добавьте к документу информацию о съемке: люди, место, время, оборудование и реквизит. Подробный сценарий упростит подготовку, операторскую работу, начитку и монтаж.
Чтобы описать кадр, мы используем несколько терминов:
Футажи — сопровождающий видеоряд. Мы используем для футажей крупные кадры, чтобы обратить внимание зрителя на предмет.
Пэкшот — показ рекламного продукта.
Дисклеймер — любого рода предупреждения. Например напоминание, что компания или фирма не несет ответственности за результат: имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом.
Подпечатка — текст для анимированной или неподвижной плашки.
План — степень крупности изображения в кадре. Мы используем крупный, средний и общий план.