Как сделать кнут индианы джонса
Как «Индиана Джонс и последний Крестовый поход» едва не стал полной катастрофой
В 2019 году картина “Индиана Джонс и последний Крестовый поход” (Indiana Jones and The Last Crusade) отметила 30-летие. Для многих поклонников “Крестовый поход” стал лучшей частью серии. Ведь этот фильм представляет собой идеальную смесь искренне смешного юмора, захватывающего экшна и изобретательных приключений. Яркость всех этих элементов выделяет фильм из всей трилогии (хотя два других фильма в целом не менее хороши).
Разумеется, чем меньше мы вспоминаем четвертую часть, “Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа” (Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull) тем лучше. Однако, верите или нет, но “Крестовый поход” был буквально в одном шаге от того, чтобы стать таким же провалом, как “Хрустальный Череп”.
Специалист по аналитике повествования Майк Фитцджеральд сравнил ранние версии сценария “Последнего Крестового похода” с итоговой версией, над которой потрудился известнейший британский драматург и признанный “сценарный доктор” Том Стоппард.
Но при этом ни в коем случае не стоит умалять заслуги автора оригинального сценария, Джеффри Боума, работы которого включают в себя “Мертвую зону”, “Внутреннее пространство”, вторую и третью части “Смертельного оружия” и многое другое. Просто “Последний Крестовый поход” вышел не лучшей его работой, пока в нее не внес изменения Стоппард.
Полный отчет о сравнении можно прочитать здесь. Мы же выбрали наиболее значительные изменения от Стоппарда для того, чтобы показать, как они спасли фильм от провала.
В версии Стоппарда у героев вообще не оставалось патронов, и тогда Генри решал использовать свой зонт, чтобы напугать чаек. Это один из лучших моментов фильма, и трудно поверить, что он появился в последнюю минуту. Просто прекрасный пример визуальной комедии.
Едва ли не самая зрелищная сцена фильма в оригинальном сценарии Боума была гораздо короче и проще. А заканчивалась она гэгом, когда с Инди сваливались штаны.
В этой сцене появилось, возможно, наиболее впечатляющее изменение во всем сценарии. В оригинальной версии на пути ко встрече с рыцарем Грааля Инди сталкивался только с одним испытанием и преодолевал его достаточно легко. Инструкция перед испытанием в сценарии Боума звучала так: “Сделай три шага от щита святого Георгия. Почувствуй дыхание Господа и иди вперед”. Инди находил мозаику святого Георгия, делал три шага вперед и ждал, пока выдвигающееся лезвие не сбивало с него шляпу.
В версии Стоппарда всё стало значительно сложнее. Он переделал первое испытание. Теперь Инди нужно было отгадать загадку. “Дыхание Господне. Только богобоязный человек сможет пройти”. Инди понимал, что это означало необходимость встать на колени перед Богом, и пригибался, спасая свою жизнь в последний момент.
В фильме герою пришлось использовать сообразительность для решения загадки, а не просто следовать инструкциям. И вместо одного испытания он сталкивался с тремя: добавились “слово Господне” и “путь Господень”.
Они перекликаются не только с темой фильма, но и с общей аркой самого главного героя. А вставки в сцене кадров с Генри, цитирующим текст своего же дневника, способствуют развитию и самого персонажа, и связи между отцом и сыном.
Здесь не обойтись без упоминания заслуг режиссера фильма Стивена Спилберга — он чувствовал, что фильму не хватает экшна, поэтому попросил Стоппарда добавить ещё одну сцену. В оригинальном сценарии Инди и Генри уезжали из замка без каких-либо проблем. Стоппард же увидел здесь возможность добавить эпическую сцену погони на мотоциклах. И только подумайте, что этой запоминающейся сцены в фильме могло и не быть.
И вновь малозаметные на первый взгляд коррективы: в оригинале повторяющаяся шутка про “младшего” (потому что Индиану Джонса на самом деле зовут Генри Джонс-младший) не была столь частой и не оправдывала себя, когда в ключевой момент Генри называл своего сына “Индиана”, пытаясь спасти его от падения в бездну — это подчеркивало драматичность финала картины.
Секрет того, почему Индиана не любил, когда его звали “младшим”, и всё открытие “так звали нашу собаку” в сценарии Боума происходили раньше. Стоппард же сдвинул этот момент на кульминацию, в результате чего он получился гораздо легче и приятней, чем несколько странный “клиффхэнгер” в оригинальном сценарии.
Стоппард также добавил больше моментов, когда герои обращались друг к другу “папа” или “сын” — это усиливало их связь и делало персонажей более человечными в экстраординарных ситуациях.
В сценарии Боума Эльза пила из неправильного Грааля и умирала. В версии Стоппарда же ее жадность и желание заполучить Грааль привели к тому, что Инди не удалось спасти ее. То есть изъян в её характере прямо вел её к гибели.
Когда перед Инди вставал тот же выбор, он выбирал жизнь, в поддержка отца помогала ему в этом. Это прекрасная иллюстрация различий между героем и злодеем.
Конечно, всё приведенное ранее — это лишь вершина айсберга, если говорить о том, сколько изменений внес Стоппард в сценарий. Лучше увидеть это самому — как то, что добавлено, так и то, что удалено. Но даже сейчас объем проделанной работы впечатляет, не так ли?
Эта статья не создана участником Лиги Авторов. Это адаптированный перевод. Источник: Yahoo! Movies.
Indiana Jones and The Emperor’s Tomb
Indiana Jones and the Emperor’s Tomb представляет собой приключенческую игру, где вам предстоит примерять на себя роль не безызвестного Индианы Джонса.
«Хотите стать археологами — выбирайтесь из библиотек. »
На дворе 1935 год. Безстрашный археолог отправляется в джунгли Цейлона на поиски идола Куру Вату. Победив не одну группу бандитов и преодолев все ловушки, Индиана Джонс сталкивается с большим крокодилом — зубатой пасти которого, он успешно избегает, и добывает искомую реликвию. Когда главный герой казалось бы в безопасности с артефактом в руках — на сцене появляются вооружённые фашисты, требующие идола. Однако пару приёмчиков и Джонс скидывает главного немца в воду, а также разбирается с его напарниками. За тем, нам показывают как ранее скинутый бандит сопротивляется уже в пасти огромного крокодила, а Индиана благополучно возвращает идола себе и спокойно уходит от поверженных врагов.
В следующей сцене нам показывают уже интеллигентно одетого профессора университета доктора Джонса, рассматривающего добытую реликвию. К нему заходят мужчина и женщина, которые представляются как маршал Китайской республики Кай Ти Чан и его ассистентка Мей Инь. Пока маршал разговаривает с профессором о гробнице первого императора Китая — его ассистентка, тем временем, разбивает недавно найденного идола Куру Вату, внутри которого оказывается частичка «зеркала снов». Китайская делегация объясняет Джонсу, что если «зеркало снов» собрать полностью, можно обнаружить гробницу первого императора Китая и за одно ценный и могущественный предмет — «Сердце дракона».». «Сердце» — довольно опасная штука.Используя его — можно управлять людьми. Прибывшие убеждают главного героя помочь им и заинтригованный Индиана Джонс отправляется в Прагу за вторым фрагментом «зеркала» и покатилось…
Путешественник с кнутом.
« Вжик, вжик, вжик, уноси готовенького,… »
« Упала шляпа, упала на пол… »
Мелодии сопровождающие нас в течении всего действия — записаны оркестром. Музыку к игре написал композитор Клинт Баджакян на основе главной темы оригинального фильма, созданной Джоном Уильямсом. Хотя Клинт писал музыку для The Bard’s Tale (2004) и и всех Uncharted (кроме 4-того) — лично я музыку в данной игре не сильно запомнил, она подчёркивает колорит некоторых уровней, но особо в памяти не остается. Разве, что главная тема, довольно часто выделялась. И это не удивительно, ведь большая часть треков использует очень известную оригинальную мелодию.
Подумывая, как оценить игру, я осознал, что являюсь каким-никаким фанатом персонажа. Значит оценку нужно ставить немного приподняв розовые очки. Хотя у игры довольно много недостатков, но и плюсов хватает. Например анимация — довольно старенькая, особенно это заметно в роликах ( персонажи даже не раскрывают рта при разговорах ). Правда игровой процесс достаточно, разнообразен, да и сюжет вполне хорош. Стоит ещё отметить, что данное произведение пестрит отсылками к фильмам и только побуждает пересмотреть их, и даже возможно больше узнать о вселенной из других источников. В 2003 году — она была очень хороша, но сейчас некоторые её элементы устарели, а некоторые наоборот — дают фору современным играм.
По пятибалльной шкале я бы поставил 4. Но не я устанавливаю правила. Посему, «похвально» вполне считаю достойной оценкой для этой игры.
Занимательные факты о фильмах про Индиану Джонса
24 мая 1989 на экраны США вышел фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход». Классическая тетралогия об авантюрных похождениях Индианы Джонса была и остается одной из самых популярных серий приключенческих фильмов всех времен и народов, полюбившихся зрителям самых разных возрастов.
Мы предлагаем вам несколько занимательных фактов, связанных с созданием фильмов об отважном археологе.
1. Актер Джефф Бриджес отказался от предложенной ему роли Индианы Джонса.
2. Во время съемок фильма в Тунисе почти все актеры и члены съемочной группы заболели дизентерией, за исключением Стивена Спилберга. Как полагал режиссер, ему удалось избежать болезни только потому, что он питался исключительно привезенной с собой едой (в основном это были консервированные спагетти).
4. Первоначальный вариант имени главного персонажа был Индиана Смит, но Спилберг забраковал его, так как на дух не переносил фамилию «Смит».
5. Кнут из кожи кенгуру Индианы Джонса был продан в 1999 году на аукционе Кристи за 43 000 долларов.
6. Гигантский валун, который преследует Индиану Джонса в начале фильма, был сделан из стекловолокна.
7. Фильм стал актерским дебютом Альфреда Молины, сыгравшего Сатипо. В 27 лет он впервые оказался перед камерой, а Стивен Спилберг не преминул обвешать дебютанта тарантулами, которых Молина боялся до полусмерти.
8. В перерывах между съемками фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» Стивен Спилберг и Мелисса Матисон работали над будущим сценарием не менее знаменитой фантастической картины «Инопланетянин».
9. Туземцы, гнавшиеся за Индианой Джонсом, кричали голосом известного актера озвучивания Боба Папенбрука.
10. В сцене драки возле самолета Харрисон Форд повредил себе колено, что привело к разрыву связок. Вместо того чтобы отправиться в госпиталь, актер наложил повязку со льдом и продолжил съемки.
11. Все трое главных персонажей фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы» получили свои имена в честь собак своих создателей. Коротышкой звали собаку сценариста Уилларда Хайка, имя Вилли являлось кличкой кокер-спаниеля Стивена Спилберга, а Индиану назвали в честь аляскинского маламута Джорджа Лукаса.
12. Ради роли Мола Рама в «Храме судьбы» актер Амриш Пури побрился наголо. Его герой так понравился индийским зрителям, что с тех пор актер был вынужден брить голову до конца своих дней и тем самым поддерживать образ одного из самых популярных индийских кинозлодеев.
13. Специалистам по кастингу пришлось обойти множество школ в поисках мальчика с азиатской внешностью, который должен был сыграть роль Коротышки. Джонатан Ке Кван тогда привел на кастинг своего младшего брата. Сам он не планировал пробоваться на роль, а только оказывал брату моральную поддержку. Именно Ке Кван привлек внимание помощника режиссера, так как во время проб он постоянно подсказывал брату, что нужно делать, а чего не стоит.
14. Ради участия в съемках фильма актриса Кейт Кэпшоу брала уроки, чтобы научиться кричать.
15. В сцене разрушения моста с него упали 14 манекенов. Руки и ноги кукол приводились в движение вставленными в них батарейками, чтобы создалось впечатление натуральных размахиваний.
16. Актер Д.Р. Нанаяккара, исполнивший роль шамана деревни, совершенно не умел говорить по-английски. Свой текст он произносил, подражая речи Стивена Спилберга. Актер делал паузы в диалогах не ради драматического эффекта: он ждал, когда режиссер произнесет следующую фразу.
17. В оригинальном сценарии была сцена погони на мотоцикле через Великую Китайскую стену. Однако правительство Китая не дало на нее своего разрешения, поэтому она была заменена сценой с авиакатастрофой.
18. Когда Джордж Лукас вел переговоры со Стивеном Спилбергом по поводу съемок третьего фильма о приключениях Индианы Джонса, то предложил ему сделать картину в духе «особняка с привидениями». Однако Спилберг, недавно спродюсировавший фильм «Полтергейст», отклонил его задумку, так как хотел снять что-нибудь отличное от предыдущей картины. Тогда Лукас придумал идею со святым Граалем, а Спилберг ввел в действие историю с пропавшим отцом Индианы Джонса.
19. На самом деле в этой сцене Харрисон Форд и Шон Коннери сидят без штанов, так как на съемочной площадке было невероятно жарко, а Коннери не хотел вспотеть.
20. Незадолго до начала съемок фильма у актера Денхолма Эллиотта, сыгравшего Мариуса Броди, диагностировали СПИД. Он был серьезно болен в течение многих дней.
21. В фильме юный Индиана Джонс демонстрирует свой шрам от кнута. Однако рубец на подбородке уже у взрослого Джонса имеет реальное происхождение. Когда Харрисону Форду было 20 лет, он повредил подбородок в автомобильной аварии.
22. Когда начались съемки в Венеции, съемочная группа получила в свое полное распоряжение известный Гранд-канал, куда был ограничен доступ туристам на один день с семи утра до часу ночи.
23. Для съемок фильма было выращено около двух тысяч крыс.
25. «Последний крестовый поход» — самый любимый фильм Стивена Спилберга об Индиане Джонсе.
26. Нацистская форма, которую носили статисты в сценах в Берлине, — это подлинное военное обмундирование солдат времен Второй мировой войны. Форма была случайно найдена в хранилищах Германии, а художник по костюмам Энтони Пауэлл решил задействовать ее в фильме.
Помимо трилогии об Индиане Джонсе, существует и четвертый фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», который больше запомнился зрителям уже ставшей «легендарной» сценой спасения от ядерного взрыва в холодильнике, породившей популярную фразу, или интернет-мем, «nuke the fridge» («ядерный холодильник»). В свою очередь, она заменила другую фразу-метафору «jump the shark» («прыжок через акулу»), обозначающую момент, когда фильм проходит пик успешности и становится скорее абсурдом.
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Даже сегодня сложно найти фильм, в котором дух приключений был бы таким же авантюрным и увлекательным, как в классической трилогии об Индиане Джонсе. Все три ленты словно пропитаны магией странствия, древними артефактами и новыми открытиями. В этом посте отдадим должное гению Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, вспомнив, как снимались «В поисках утраченного ковчега», «Храм судьбы» и «Последний крестовый поход».
Сегодня в kak_eto_sdelano рассказ о том, как снимали три первых фильма об Индиане Джонсе.
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Идея снять масштабное кино о похождениях археолога возникла у Джорджа Лукаса еще до съемок «Звездных войн». Тем не менее сначала гуру голливудского кинематографа увлекся космической сагой, в которой надолго завяз. Снимать приключенческую картину об Индиане Смите (имя главному герою досталось от собаки Джорджа Лукаса) не было сил, поэтому автор «Звездных войн» доверил проект своему другу Стивену Спилбергу, который сильно переживал из-за провала малоизвестной у нас комедии «1941».
В процессе подготовки сценария фамилия главного героя изменилась на теперь уже привычную уху «Джонс», поскольку Спилберг отчего-то на дух не переносил фамилию Смит. А вот вопросов с исполнителем роли героя-археолога почти не было — в его образе Стивен видел только Харрисона Форда. Был, конечно, кастинг с пробами других актеров, но в конце концов роль досталась пилоту «Тысячелетнего сокола».
«Индиану Джонса» многое связывает со «Звездными войнами». Не только имена Джорджа Лукаса и Харрисона Форда, но и другие «мелочи». Так, ленту снимали на той же студии Elstree близ Лондона, где проходили съемки (и были налажены нужные связи) знаменитой космооперы. Песчаный Египет на самом деле снимался в Тунисе, где, опять-таки, с местными ребятами из администрации сумел раззнакомиться Джордж Лукас. Фильм «В поисках утраченного ковчега» буквально шел по следам Люка Скайуокера!
Если присмотреться, даже в декорациях Колодца душ на испещренных иероглифами стенах можно разглядеть изображения роботов C3PO и R2D2. К слову, эпизод с Колодцем душ стал одним из самых проблемных для съемочной группы. Сначала пришлось построить соответствующую декорацию, а потом ее надо было заполнить змеями. Кинематографисты скупили семь тысяч змей в английских зоомагазинах, но этого было мало. Пришлось «разбавить» их обрывками шлангов.
В сцене противостояния Индианы Джонса с коброй Харрисон Форд был отделен от змеи стеклянной перегородкой, отблески которой отлично заметны в фильме. Только спустя 22 года в цифровом переиздании их заретушировали.
Зато в другой сцене актер действительно мог пострадать, поскольку работал без защитной перегородки, а к услугам каскадеров было решено не прибегать. Речь идет об эпизоде в самом начале ленты, когда археолог убегает от гигантского валуна. Камень был сделан из стекловолокна и оказался довольно тяжелым — около сотни килограммов. И все же во время съемок этого эпизода Харрисон Форд не пострадал, зато, как и большинство участников съемочной группы, мучился от 50-градусной жары и дизентерии.
За визуальные эффекты, конечно же, отвечала студия Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic, здорово поднабравшаяся опыта во время съемок «Звездных войн». Любопытно, что все «взрослые» спецэффекты (если не считать мелочей вроде полета самолета на фоне карты) были сосредоточены в финале фильма. Когда нацисты открывают ковчег, из саркофага вылетают духи, буквально сжигающие плохишей. Для создания сцены художники отсняли актрису, лицо которой мелькает среди духов, а также поместили в аквариум с водой несколько макетов, которые сняли с разных ракурсов. Вода дала эффект воздушности, колыхающейся эфемерности, а актриса привнесла немножко индивидуальности. Затем нужные «потусторонние» кадры слоями наложили на пленку, создав впечатление взаимодействия с актерами.
Самых эмоциональных школьников шокировали кадры с гибелью главных антагонистов. Взрывающиеся, в мгновение ока высыхающие и тающие головы могли довести до инфаркта кого угодно, тем более при просмотре фильма, ничего подобного не предвещающего!
«Индиана Джонс и храм судьбы»
Бюджет картины о новых приключениях археолога вырос в полтора раза. На этот раз по сюжету основные действия происходили в Индии. Правительство страны, правда, не разрешило съемки из-за «оскорбительного» содержания, поэтому помимо студий в США и Англии натуру пришлось снимать в Китае и Шри-Ланке. Вдохновением для сценаристов послужили баллада Редьярда Киплинга, а также старый фильм о спасении индусом британского офицера из рук почитателей богини Кали.
Харрисону Форду снова не повезло со съемками и сопутствовавшими травмами. Сначала он повредил спину и даже был вынужден срочно сделать операцию. Потом пострадал во время съемки драки с медведем (любопытно, что эпизод так и не вошел в финальную версию ленты). После этого все трюки за актера выполнял каскадер — именно его мы видим во время драки Индианы Джонса с индийцем на транспортной ленте, в погоне на вагонетках и т. д. Актер появлялся лишь при съемке крупных планов.
Примечательно, что большинство экшен-сцен в «Храме судьбы» были придуманы для «Ковчега», но по разным причинам они так и не вошли в первый фильм. Вторая серия была фактически набором старых трюков, вокруг которых строили сюжет и сценарий.
Взять ту же погоню на вагонетках, которая стала самой эффектной сценой в «Храме судбы». Снимали ее очень долго, напряженно и в разных местах. Было построено несколько полноразмерных вагонеток, оснащенных электроприводом и способных разгоняться до 16 км/ч. Они передвигались по рельсам в построенных на студии Elstree тоннелях. Эффект быстрого передвижения создавался благодаря замедленной съемке и последующему проигрыванию эпизода с нормальной скоростью 24 кадра в секунду.
Сами искусственные катакомбы были совсем небольшими, поэтому оператору приходилось снимать их с разных ракурсов и с разным освещением, чтобы создать иллюзию протяженности тоннелей.
Для съемки погони общим планом прибегли к помощи миниатюрных тележек, изготовленных в США. Их пускали по сконструированной ландшафтной модели, после чего оставалось объединить получившийся материал со съемками крупным планом и наложить звук, записанный в американском «Диснейленде».
Подвесной мост снимался в Шри-Ланке. Из толстых металлических канатов его специально для съемочной группы построили британские инженеры, возводившие неподалеку гидроэлектростанцию. И Спилберг, и оператор боялись моста как огня и никогда не выходили на его середину. Если режиссеру надо было перейти на другую сторону, он предпочитал проехать два с половиной километра в объезд. Большинство сцен оператор снимал либо с одного, либо с другого конца моста.
На две части мост разрывали с помощью дистанционно управляемых пиропатронов. Падают же с сооружения не подстрахованные каскадеры, а манекены, оборудованные механизмами с движущимися ногами и руками. Как только срабатывали пиропатроны, манекены падали, а во время полета активировались механизмы. Ответственную сцену снимали аж восемь камер.
Но над большинством самых эффектных эпизодов работали все-таки в британской студии. Например, драка Индианы Джонса с главным злодеем на повисшем мосту была снята на небольшой высоте на специально построенной по этому поводу стене, имитирующей скалу. Потом оставалось лишь скомбинировать отснятые кадры с общим планом настоящего обрыва. Точно так же отсняли сцену с бьющим из скалы потоком воды и замершими на узкой площадке главными героями.
Как таковых спецэффектов в «Храме судьбы» еще меньше, чем в предыдущей серии. К тому же они выглядели весьма органично и предназначались для усиления впечатлений от просмотра фильма, не преследуя цели поразить зрителей компьютерными молниями или превращениями. Помните одну из финальных сцен, в которой Мола Рам срывается с остатков моста и падает в пропасть с аллигаторами? При этом камера следует за падающим телом жреца, показывает, как оно отскакивает от скалы. На то время это был один из самых сложных спецэффектов, на которые была способна студия Industrial Light & Magic.
В большинстве же случаев старались обходиться простой и всегда действенной бутафорией. Как, например, в эпизоде с поеданием замороженных обезьяньих мозгов. Разумеется, никакого мозга и никаких голов не было, вместо них кинематографисты использовали макеты обезьяньих голов, начиненных заварным кремом с малиновым джемом.
По сборам «Индиана Джонс и храм судьбы» немного не дотянул до предшественника, да и отзывы были не столь благодушными. Многие обвинили картину в излишней «чернушности» и даже скатыванию в ужастики. Тем не менее «Оскар» за визуальные эффекты был получен, деньги на следующий фильм собраны, дело оставалось за малым — собраться с силами и выдать что-нибудь эдакое, что было бы ничуть не хуже «Ковчега».
«Индиана Джонс и последний крестовый поход»
Стивен Спилберг и Джордж Лукас прислушались к отзывам зрителей и кинокритиков. «Крестовый поход» было решено сделать таким же светлым, приключенческим, комедийным и авантюрным, как и первая часть трилогии об Индиане Джонсе.
Археолог снова сражается с фашистами и занят поисками христианского артефакта — Святого Грааля. Для придания ленте дополнительного веса на съемки пригласили Шона Коннери, к тому времени уже очень известного, причем не в последнюю очередь в качестве исполнителя роли Джеймса Бонда. «Я знаю только одного человека во всем мире, способного сыграть роль отца Индианы Джонса. Конечно же, это Джеймс Бонд! Причем первый и самый великолепный Джеймс Бонд!» — вспоминал затем Спилберг.
Большинство студийных съемок, как и в предыдущие два раза, прошли в британской Elstree, а вот натуру искали в Иордании, США, Испании, Италии и Турции. Подходящее для Храма Грааля строение, например, нашли в иорданском городе Петра.
Одной из самых запоминающихся экшен-сцен стал эпизод с погоней за танком. Махину кинематографисты сделали сами, по образу и подобию 36-тонного британского танка Первой мировой войны Mark VII. На постройку стальной копии ушло почти четыре месяца, от оригинала она отличалась наличием башни с пушкой. Это был функционирующий танк, построенный на тракторной платформе и приводимый в движение с помощью двух двигателей Range Rover.
Управлял махиной специалист по спецэффектам Брайан Лисс. Он сидел внутри танка, лишенного подвески и мало-мальски эффективной вентиляции. Стивен Спилберг вспоминает, что в перерывах между съемками выходивший из танка Брайан не мог поднести ко рту чашку с чаем, настолько сильно у него дрожали руки от вибрации.
Еще один танк был создан из алюминия и оснащен пластмассовыми гусеницами. Самостоятельно передвигаться он не мог, его тянул грузовик. Макет использовался для съемок крупным планом драк на танке, тогда как действующая модель применялась для съемок общих планов.
Третья модель была миниатюрной и использовалась в эпизоде с падением танка. Для этого сделали макет в масштабе 1:4, который уронили с выступа высотой около 15 метров.
В эпизоде с невидимым мостом над пропастью обошлись без спецэффектов. Сначала были созданы декорации ущелья, после чего художник нарисовал мост так, что под определенным углом зрения он полностью сливался со скалами и пустотой под ногами археолога. Как только камера смещается с этой точки, перспектива меняется и зрители отчетливо видят мост.
Землетрясение, конечно же, было ненастоящим. Съемки эпизода проходили в студии с декорациями храма, пятью гидравлическими системами и десятком кардановых подвесов. В нужный момент они приходили в движение, имитируя землетрясение и создавая трещины. Между дублями платформы снова принимали ровное положение, засыпались песком и уже через 20 минут были готовы к работе.
С большой выдумкой Спилберг подошел к съемке эпизода погони на катерах. В самом конце герой Харрисона Форда оказывается на моторной лодке, попавшей под корабельный винт. Сцена полностью снималась на студии в Англии, в искусственном озерце. В месте, где находился гигантский винт, глубина «водоема» достигала пяти метров, под днищем же самой лодки было всего около метра водной толщи. Удлиненный для пущего эффекта катер установили на спрятанные под водой рельсы и с помощью лебедки подтягивали его под вращающиеся лопасти. Чтобы зрителям казалось, будто герои фильма вот-вот попадут под винт, во время съемки использовались линзы с большим фокусным расстоянием.
Как и в предыдущих двух сериях об Индиане Джонсе, в «Крестовом походе» не обошлось без животных. Вместо змей и пауков роль гадов досталась крысам. В питомниках специально для нужд кинематографистов вырастили около двух тысяч грызунов. К слову, на самом деле в картине мы слышим писк не крыс, а цыплят, только воспроизведенный в более высокой тональности. Стивен Спилберг любит подчеркивать, что не собирался поджигать настоящих животных, в ленте в пламени гибнут механические куклы.
Но сложнее всего было работать не с крысами, а с чайками, которых герой Шона Коннери зонтом гонит с берега прямо на немецкий самолет. Птицы совершенно не поддавались дрессировке и отказывались взлетать, предпочитая покрикивать на сотрудников съемочной группы. В итоге вместо настоящих чаек на берегу расставили муляжи, а на кадрах с якобы взлетающими чайками на самом деле были запечатлены белые голуби.
«Индиана Джонс и последний крестовый поход» — редкий пример того, как продолжение получается ничем не хуже первой серии. Фильм попал во множество самых разных рейтингов, вошел в топ любимых картин американцев и заслуженно собрал кассу на уровне «Ковчега».
На то, чтобы выпустить четвертую часть, у Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса ушло почти 20 лет. Картина «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» вышла в 2008-м, но повторить успех трилогии не смогла.
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано
Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.