Как сделать коллаж натюрморта
Коллаж из журнальных вырезок своими руками
Коллаж своими руками. Мастер-класс
Автор: Винниченко Оксана Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «ЦДОД Суздальского района»
Мастер-класс. Коллаж. Натюрморт с цветами
Возраст детей – 9-10 лет
Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с одним из видов аппликации – коллажом.
Задачи:
Развивающие— развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с методом коллаж.
Методическое оснащение:
Образцы ранее выполненных работ.
Необходимые материалы: лист бумаги, формат А–3, гуашь, баночка с водой, кисти, клей карандаш, ножницы.
Ход занятия.
1. Вступление.
Коллаж (от французского collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
В основе любого коллажа лежит аппликация, с которой дети знакомы еще с детского сада. Наша задача более сложная. Вначале надо придумать декоративный натюрморт с цветами, а потом при помощи глянцевых журналов выполнить коллаж.
Для начала делаем эскиз, в котором мы должны изобразить вазу или кувшин с цветами. На дальнем плане размещаем окно или пейзаж.
(У детей всегда получаются работы более эмоциональными)
На помощь детям приходят поэты, стихи которых позволяют придумать композицию, в которой можно совместить все, что хочется.
Люблю чиркнуть в потрёпанном блокноте,
По ходу на работу пару строк.
Ведь чувствую себя как на охоте,
В людском потоке очень много тем.
Пишу «с натуры» данной свыше властью,
Блокнот ношу я именно затем!
А если не находится фактуры,
Переключаю мысли на пейзаж,
Окину взглядом лик архитектуры,
С природой составляющей коллаж.
Немало поразительных открытий
Я сделал, наблюдая на ходу.
Блокнот же помогает сохранить их,
Композиции детей напоминают о том, что пришла осень, но воспоминания о лете еще сильны. Почти все изображают именно летний пейзаж.
Приступаем к самому интересному, рассматриваем журналы.
Постепенно переходим к кувшину и столу, на котором стоит кувшин.
4. Подведение итогов занятия. Оценка личностного успеха в процессе создания коллажа.
Многообразие техник бумажного коллажа
Вообще, бумажный коллаж — техника простая и понятная. И еще бюджетная. Что может быть проще — взять разноцветные кусочки бумаги и наклеить их в соответствии с замыслом. Именно, благодаря этой простоте, перед автором открываются бесконечные возможности экспериментировать и привносить что-то свое. Поэтому я не берусь утверждать, что расскажу о всех техниках бумажного коллажа, но, думаю, охвачу основные, а в конце покажу свои любимые.
Самая распространенная техника коллажа — нарвать кусочки бумаги в произвольном порядке, а затем наклеить их по заранее подготовленному эскизу. Причем можно рвать на маленькие кусочки — как бы щипать пальцами, а можно рвать крупными кусками, чтобы заполнить большие элементы рисунка.
Крупными кусками:
автор Юлия Хохлова
«Щипать»
автор Kirsty Elson
Похоже на картины импрессионистов, правда?
К слову об импрессионистах. Самым известным мастером коллажа среди великих художников является Анри Матисс. Он придумал технику, которую назвал «декупаж», хотя она ничего общего с традиционным декупажем не имеет. Матисс вручную выкрашивал листы бумаги, а затем вырезал из них элементы. При этом свою стилистику, узнаваемую пластику художник не терял. Его почерк и в такой форме легко узнаваем.
Кто-то смотрит на эти работы и говорит: «И я так могу». Могут многие, но придумал, сделал и применил, применил и прославился именно он — великий Анри Матисс.
Выше описанными техниками коллажа можно интересно утилизировать неудавшиеся акварельные и гуашевые работы. К сожалению, я не смогла найти свои работы, которые получились в результате, поэтому попробую объяснить «на пальцах». Беру картинку, переворачиваю к себе обратной стороной, чтобы не видеть, как режу. Нарезаю на кусочки 1.5*2см. Плюс-минус. Произвольной формы. Перемешиваю и только после этого переворачиваю крашенной стороной вверх. Там, конечно, видны какие-то линии и мазки. Начинаю наклеивать эти кусочки, подчиняя их какому-нибудь смыслу (только, конечно, не пытаюсь собирать первоначальную картинку). Не ставлю целью наклеить абсолютно все кусочки, не страшно, если новая работа получится меньше размером, главное, чтобы она обрела какой-нибудь сюжет. Когда все наклеено, дорабатываю ее тоненькой кисточкой. Обычно у меня появляются холмы и деревья, которые надо лишь немного дорисовать.
Еще один способ создания бумажного коллажа — вырезать из бумаги кусочки таким образом, чтобы можно было «лепить» форму и пластику изображаемых предметов.
Давайте поближе рассмотрим, как это выглядит.
автор Dolan Geiman
Обратили внимание, какая интересная форма у кусочков? Он вырезает их зигзагом. Это придает удивительную фактуру объектам.
Мне так понравилась эта идея, что я сделала пару коллажей в таком стиле.
И, наконец, если вы еще не устали, любимое 🙂
автор Beatrice Alemagna
Beatrice Alemagna известная художница иллюстратор. Она работает не только в технике коллажа, поэтому часто совмещает его с карандашами, красками и так далее.
автор Claudia Bordin
Известный своими книжками для малышей Eric Carle также сначала окрашивает листы бумаги, а затем из них уже вырезает своих персонажей. Но в отличие от Матисса, он окрашивает не локальными цветами, а в том числе и кружками, пятнами и так далее.
автор Natsuko Kawatsu
Художница Rute Reimão использует не только бумагу. Она идет дальше в экспериментах с фактурой, и дополняет коллажи нитками, пряжей, кружевом, пуговичками.
автор Rute Reimão
И наконец, мой фаворит в этой технике.
автор Manon Gauthier
Меня подкупает ее наивный, простой и в то же время лаконичный стиль. Очень нравится использование намеренно-небрежно раскрашенной карандашами бумаги.
На этом мне хотелось бы закончить свой рассказ о техниках бумажного коллажа. Хотя тема его не исчерпана.
Разве можно исчерпать творчество?
Спасибо за внимание!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ТЕХНИКА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИЙ В ДЕКУПАЖЕ
ТЕХНИКА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИЙ В ДЕКУПАЖЕ.
Техника коллажирования и построение композиций в декупаже. Часть 4-я.
Решила снова вернуться к теме коллажа. Это тем более актуально сейчас, когда так популярна стала техника mixed-media, которая часто выполняется именно как коллаж и совмещает в себе и элементы скрапбукинга, и декупаж, и порой даже флористику, а в работе используются самые разнообразные материалы: бумага, картон, салфетки, декоративные элементы, пасты, гели, акриловые краски, краски по ткани, по стеклу, алкогольные чернила, природные и бросовые материалы и т.д.
Я нашла материал на сайте АРТСОРТИ (дизайн и декоративно-прикладное искусство), но он прекрасно подойдет и для нас, декупажниц.
Создание коллажей для декорирования помещений
Значения термина коллаж в век компьютеров и фотошопа несколько поменялось. В данной же статье пойдет речь о классическом коллажирование, когда под этим словом понимается создание художественного произведения путем наклеивания отдельных частей композиции на общую основу. Причем материалами для композиций может быть что угодно – от натуральных растительных элементов, фрагментов фотографий, вырезок из журналов или даже обрывков газет.
Принцип создания коллажей
Впервые термин коллаж появился у футуристов и кубистов, когда художники активно искали новые формы выражения, отличные от традиционной живописи. В наши дни техника коллажа может быть как самостоятельным художественным произведением, так и сугубо утилитарным элемента декора в общем дизайне интерьера помещения – квартиры, офиса, загородного дома.
В случае декорирования помещения коллажами в зависимости от общего стилистического решения могут быть использованы как только природные материалы (например засушенные листья, тростник, бабочки, мелкие камешки), так и коллажирования рукотворными материалами вроде кусочков ткани, цветной бумаги разной фактуры или упомянутые уже обрывки газет и журналов.
Неожиданное направление может придать коллажу использование разнородных, может быть даже кажущихся несовместимых материалов.
Встречаются интересные решения, когда в качестве материала для коллажа использованы денежные купюры разных стран. Но тут надо быть уверенным в собственных силах и четко представлять конечное произведение – иначе есть риск, что стоимость «сырья» превысит ценность самого коллажа.
Под стилем обычно подразумевают целостность, общность элементов дизайна, художественного произведения, гармонично укладывающихся в рамки единого целого.
В коллажировании существует пять основных стилей, направлений.
В абстрактном стиле коллажа, главным становится отказ от реальных изображений, запоминающихся элементов в пользу простых примитивов и красок, четких геометрических форм, при помощи которых выражаются чистые настроения или чувства замысла автора. При этом могут быть созданы очень яркие образы, не имеющие аналогов в реальном мире.
Главным элементом графического стиля является линия – ее направление, толщина, форма, фактура. При кажущейся простоте и бедности элемента в линейно-графической композиции путем сочетания линий, каллиграфичности элементов, их контраста можно достичь большого внутреннего напряжения коллажа. Этот стиль может быть достаточно сложным для восприятия, но, вместе с тем, работы выполненные в этом стиле очень эффектны.
В декоративном стиле на передний план выходит общая выразительность элементов. Сама композиция при этом чаще всего остается монотонной, не имеющей ярко выраженного центра или акцентированных деталей. Элементы коллажа могут трансформироваться любым образом для достижения общего эстетического эффекта.
Вегетативный стиль подразумевает использование естественных, растительных материалов и создание как правило таких же естественных образов. Наверное это самый сложный стиль коллажирования, требующий от художника уважительного отношения к растению, к максимально реалистичной передачи его внутренней сущности. Необходимо тонко чувствовать характер материала, его образ в естественной среде.
В основе пейзажного стиля лежит имитация природных ландшафтов при помощи природных же элементов. Коллаж, выполненный из флористических элементов может быть самостоятельным художественным произведением и не уступать в выразительности традиционным произведениям живописи.
При написании статьи использованы материалы книги «Коллажи и панно», автор Юлия Марьина.
А теперь, дорогие декупажницы, посмотрите, какие симпатичные работы в технике mixed-media я нашла.
Эта работа выполнена в стиле стим-панк, автор Эйнат.
Правда ведь вдохновляет? Панно выполнено Арлин.
А теперь интересный видео мастер-класс от нее. Рекомендую!