Как сделать коллективный намаз
Как совершить коллективный намаз?
Подскажите, пожалуйста, как совершается коллективный намаз и какие дуа нужно произносить вслух, а какие — про себя? Рамиля К.
Тот, кто участвует в коллективном намазе, должен совершать его так:
1) Каждый мусульманин должен сделать соответствующий ният, например: «Намереваюсь совершить фард утреннего намаза, следуя за имамом, ради Аллаха». Затем имам, подняв руки, со словами «Аллаху акбар» начинает намаз. Верующие следом за ним также поднимают руки, повторяют такбир про себя и приступают к богослужению. Имам и джамаат про себя читают «Субханака», после чего джамаат перестаёт произносить. Имам про себя читает «А’узу», «Бисмиллях» и делает кыраат.
При совершении первых двух ракаатов намазов субх, магриб и иша, в каждом ракаате намаза витр, двух ракаатах намаза джума и праздничных намазах имам читает «аль-Фатиху» и дополнительные суры или аяты вслух, чтобы слышали все собравшиеся. В этих молитвах также вслух читаются такбиры, «тасми» (самиаллаху лиман хамидах) и салямы. Третий ракаат намаза магриб, третий и четвёртый ракааты намаза иша имам произносит шёпотом. Все такбиры намазов зухр и аср, тасми и салямы читаются вслух, а «Субханака» и Коран — шёпотом.
2) В намазе субх имам читает в первом ракаате в два раза больше аятов, чем во втором, так как это является Сунной. Ибо так многие люди успевают присоединиться к джамаату в начале богослужения.
3) Джамаат произносит такбиры про себя. Выпрямляясь из рукуу, имам говорит «Самиаллаху лиман хамидах» вслух, а «Раббана ва лакяль хамд» — про себя. По мнению Абу Ханифы, имам не должен произносить «Раббана ва лакяль хамд», а обязаны читать про себя только те, кто следует за ним. Можно прочитать и «Аллахумма Раббана ва лакяль хамд», и «Раббана лакяль хамд». Затем верующие вместе с имамом выполняют рукуу, и каждый триджы про себя произносит: «Субхана раббияль азым» (я прославляю Аллаха, который превыше всего). Во время сажда все участники коллективного намаза опять три раза произносят «Субхана раббияль аля» (я прославляю Аллаха, который превыше всего).
4) Имам и джамаат при первом сидении читают шёпотом только «ат-Тахият», а во втором сидении вместе с «ат-Тахият» читают «салли-барик» и «Раббана атина». Когда имам вслух отдаст салям сначала в правую сторону, а затем в левую сторону, джамаат вместе с ним тоже должен отдать салям шёпотом.
Когда имам закончит чтение «аль-Фатихи» и шёпотом произнесёт «аминь», джамаат также шёпотом говорит «аминь».
5) Условия и требования к выполнению намазов основаны на указаниях Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Кроме того, существует единогласное мнение, закреплённое многовековыми традициями Ислама. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) повелел: «Совершайте намаз так, как я!» Поэтому богослужение, которое выполняется вразрез с его требованиями и советами, считается недействительным.
Намаз с джамаатом
Чтение намаза вместе с общиной является распространённой практикой. Согласно высказываниям Милости миров Мухаммада (с.г.в.), она заслуживает высокой награды для верующего.
В сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима приводятся следующие известные слова Пророка (с.г.в.): «Совершение молитвы вместе с джамаатом (общиной) в 27 раз лучше, чем её чтение в одиночку».
Кому быть имамом?
В другом хадисе говорится о том, что если трое мусульман, когда они находятся в селении либо в пустыне, не читают коллективно намаз, то, вероятно, между ними прошёл шайтан, нарушив их отношения. Так или иначе, люди, верящие во Всевышнего и в Его посланника (с.г.в.), должны объединиться, ибо одинокая овечка неизбежно станет жертвой кровожадного волка (Ахмад, Абу Дауд, Ан-Насаи).
Совершение молитвы с джамаатом предполагает, что у коллектива будет предстоятель, то есть имам. В сборнике хадисов имама Аль-Байхакый есть такое высказывание Пророка (с.г.в.): «Выбирайте из своего числа имамом того, кто является лучшим из вашего числа, ведь именно имамы будут вашими представителями перед Всевышним».
Имам избирается по принципу наличия знаний в области Шариата и Благородной сунны Заключительного Божьего посланника (с.г.в.). Вслед за таким человеком по предпочтительности следует тот мусульманин, который лучше знает текст Священного Корана. После этого имамом может стать тот, кто отличается наибольшей богобоязненностью. Наконец, вслед за ним идёт самый старший по возрасту верующий.
Женщины и коллективный намаз
Об участии женщины в коллективной молитве мнения факихов разделились. Если Абу Ханифа полагал, что совершать намаз пожилым женщинам без излишних украшений в утренней, вечерней и ночной молитвах допускается, то его ученики Абу Юсуф и Мухаммад полагали, что такие женщины могут присутствовать на всех намазах в мечети. Если говорить о молодых женщинах, то для них нежелательно принимать участие в коллективной молитве в мечети. Тем не менее, прямого запрета как такового на это нет. Пророк ислама (с.г.в.) сказал следующее: «Не объявляйте запрещённым присутствие рабынь Аллаха в Его мечетях» (Аль-Бухари). Главным моментом в вопросе участия женщин в коллективной молитве является безопасность семей и стабильность общественного порядка.
Если говорить о проведении женщинами молитвы отдельной общиной, то, согласно мнению богословов всех мазхабов, такое событие является нежелательным. Основанием является хадис, приводимый Ахмадом: «Нет пользы в общине, которая полностью состоит из женщин, если только она не в мечети или не образована по причине необходимости прочитать погребальную молитву (намаз джаназа)». Однако в случае, когда женщины всё-таки совершают молитву вместе, имам должна встать в середине первого ряда, на одном уровне с другими участницами молитвы.
Прочие особенности молитвы с джамаатом
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Включите уведомления о намазе в вашем городе
Необходим мессенджер Telegram
Всем Ассаляму Алейкум,хотел бы задать вопрос.При чтении за имамом нужно ли читать Такбир,Зикр,Ат-Тахият,Салям?
Особенности совершения намаза за имамом
Как известно, коллективная молитва в исламе превосходит индивидуальную в 27 раз. Обязательным условием при этом является наличие имама, который считается предстоятелем на намазе.
Существуют определённые правила поклонения с джамаатом.
Следование за имамом
В коллективной молитве возможны 4 различных ситуации:
— само следование, которое заключается в том, что верующий выполняет движения в намазе сразу же за имамом. Отставание в данном случае может составлять до нескольких секунд. Этот вид считается наиболее предпочтительным. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) предписал своей умме: «Когда имам выполнит рукугъ, то и Вы сделайте его…» (Муслим). Из этого хадиса следует, что верующий должен повторять все действия сразу же после предстоятеля молитвы;
— одновременное следование состоит в том, что человек выполняет каждое действие параллельно с имамом. Подобная практика считается нежелательной (макрух), поскольку в молитве имам должен быть чуточку впереди (доводом служит вышеприведённый хадис). При этом нежелательность синхронных движений относится лишь к видимым действиям в намазе –начальному такбиру, поклонам и так далее. Что касается элементов, которые увидеть трудно или невозможно (например, указывание пальцем во время сидения – кууд), то здесь одновременность не играет никакой роли;
— опережение имама, которое в видимых движениях запрещено. Если верующий сознательно делает это, то его намаз нарушается, а если нечаянно – молитва остаётся действительной, но мусульманин обязан далее следовать за имамом как полагается. В одном из хадисов сказано: «Не опасается ли поднимающий (после земного поклона) свою голову раньше имама, что Всевышний превратит её в ослиную?» (хадис согласован);
— отставание, которое подразумевается, что человек значительно отстаёт от имама. Это может быть как одно или несколько действий, так и целый ракаат. В первом случае мусульманину следует «догнать» предстоятеля молитвы и далее следовать за ним как полагается. Если же на целый ракаат – продолжить следование за имамом, а когда по завершении намаза тот даст салям в две стороны, верующему надлежит встать и совершить дополнительный ракаат, на который он и отстал. При этом отставание без уважительной на то причины – макрух.
Ошибки в намазе
Если имам совершит ошибку, по причине которой молитва считается недействительной, а люди, которые стоят за ним, не знали об этом, то им эта ошибка не засчитывается. В хадисе отмечается: «Имамы выполняют молитву для себя и верующих. Если они совершили её подобающим образом, то награда и имаму, и другим верующим. Если они ошиблись, то имаму ошибка, а верующим награда» (Бухари).
Имам и ряды в молитве
В крупных городах во время пятничной и праздничных намазов нередко бывает так, что джамаат образует несколько десятков рядов. И те, кто стоит в последних, не видят имама. В такой ситуации правоверные ориентируются на тех, кто стоит в передних рядах. Пророк (с.г.в.) наставлял: «Те, что стоят за Вами, должны следовать за Вами…» (Муслим).
Если же между имамом и частью рядов есть некая преграда, например, стена, то намаз действителен при условии, что ряды связаны друг с другом. Тем рядам, которые отделены стеной от предстоятеля, а значит, не могут его видеть, положено следовать по звуку (как правило, в отдельных помещениях и на наружных стенах мечетей есть колонки, транслирующие молитву).
Верующие, которые образуют ряды в джамаате, обязательно должны выравниваться по положению плеч и стоп. Кроме того, существует требование, чтобы плечи и стопы соседей по ряду прикасались друг к другу (правда, в связи с пандемией коронавируса эти правила временно не соблюдаются). Желательно, чтобы в первом ряду стояли уважаемые и почитаемые с точки зрения религии люди. Хадис гласит: «Пусть за мною (в молитве) встают уважаемые люди» (Муслим). При этом место с правой стороны ряда более предпочтительно, чем с левой. Поэтому мусульмане стремятся занять место в ряду как можно ближе к имаму, причём с правой стороны.
Если же с предстоятелем намаза молится только один человек (мужчина), то он встаёт рядом с ним по правую руку. Если двое и более, то они уже образуют ряд позади имама. Если же с мужчиной молитву выполняет женщина, то она так же располагается позади него.
Чтение Корана одновременно с имамом
По ханафитскому мазхабу верующим не следует проговаривать «аль-Фатиху» и дополнительную суру во время джамаат-намаза вне зависимости от того, громко их читает имам или нет. Основным аргументом здесь служит аят суры «Преграды»:
Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание… (7:204)
Многие алимы, среди которых имам Ахмад, утверждали, что в этом аяте речь идёт именно о чтении Книги Аллаха в намазе. В качестве ещё одного далиля служит хадис, приводимый имамом Муслимом: «Как только он (имам в намазе) проговорит такбир, то и вы сделайте то же самое, а когда начнёт чтение, то слушайте».
По маликитскому и ханбалитскому мазхабам правоверные должны молчать, если имам читает вслух, а если про себя, то и стоящие за ним должны делать так же. Доводом в пользу этого мнения считается хадис, который привели Абу Дауд, Тирмизи и Ахмад. Однажды Посланник Аллаха (с.г.в.) после молитвы обратился к верующим с вопросом, читал ли кто-нибудь суры вместе с ним. Один из мусульман сознался в этом. После чего Пророк (с.г.в.) сказал: «А я думаю, по какой причине мне было затруднительно читать?» Услышав это, верующие впредь прекратили читать Коран в намазе». Данное изречение маликиты и ханбалиты трактуют так, что имеется ввиду именно произнесение имамом аятов вслух. В другом хадисе говорится: «Чтением сур Корана для молящегося считается чтение имама» (Байхаки). Здесь так же подразумевается, что верующие освобождаются от рецитации сур, когда предстоятель намаза делает это вслух.
Согласно мазхабу имама Шафии, следует читать как минимум суру «Фатиха», даже если имам читает её громко. Доказательством этому они называют хадис: «Не выполнил намаз не прочитавший суру “аль-Фатиха”» (Бухари, Муслим). В другом изречении, которое содержит Пречистая сунна, отмечается: «В любом намазе присутствует чтение Корана, хотя бы “Фатихи”» (Муслим).
Чтение за имамом из другого мазхаба
Иногда джамаат составляют мусульмане из разных богословско-правовых школ. Должны ли в таком случае они во всём следовать за имамом, даже если что-то не соответствует их мазхабу? По этому вопросу мнения учёных тоже разделились. Одни утверждали, что необходимо всецело следовать за предстоятелем в молитве, другие считали, что это следование должно соблюдаться только в основных движениях намаза. Если же человек увидел, что имам нарушил омовение с позиции его мазхаба, а по своему мазхабу предстоятель остался в состоянии ритуальной чистоты, то за ним такому верующему молиться не следует. Например, если шафиит стал свидетелем того, как имам-ханафит прикоснулся к женщине, а после встал на намаз, то шафииту присоединяться к джамаату уже нельзя.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Коллективный намаз
Наша религия придает большое значение совершению намаза вместе с коллективом мусульман (джама‘атом). При совершении коллективного намаза мусульмане больше сближаются друг с другом. Человек, не обладающий знаниями, пользуется знаниями других, приобретая хорошие привычки и со временем оставляя вредные. Пребывание в джамаате улучшает взаимоотношения, усиливает любовь, чувство братства и взаимопомощи между мусульманами.
Помимо того, намаз, совершенный индивидуально, Всевышний может и не принять из-за наших упущений в нем. Но намаз, совершенный вместе с коллективом, Аллах принимает из уважения к джамаату, который собрался на намаз ради Него. Поэтому все обязательные намазы надо стараться совершать вместе с коллективом. Это может быть как в мечети, так и в другом месте.
Причинами, при наличии которых можно не посещать коллективный намаз, являются:
Неблагоприятные погодные условия (сильный дождь, ветер, непроходимая грязь на улицах, невыносимая жара или холод); если человек испытывает сильный голод (жажду) и еда готова; при прогрессирующей болезни и если есть риск потерять работоспособность какого-либо органа тела; если кредитор домогается; если человек скрывается от ареста или хочет избежать наказания; если поел что-то с неприятным запахом (например, чеснок); если приходится ухаживать за больным (за которым некому ухаживать); если человек является слепым и некому его сопровождать; если нужно омыть покойника, завернуть его в саван, похоронить; если человек отстает от спутников в пути; при землетрясении; если человек испытывает сильное желание спать; в первые семь ночей после женитьбы, если женишься на девственнице, и три ночи в противоположном случае, можно не присутствовать на коллективном вечернем и ночном намазах.
При коллективном намазе один человек стоит впереди (имам), а другой (маъмум) или какое-то количество молящихся стоят позади имама ровными рядами и следуют за ним в действиях. Если коллективный намаз совершают всего двое мужчин, следующий за имамом стоит чуть позади имама по правую сторону от него.
Условия и порядок следования за имамом
Нельзя совершать намаз: за имамом, намаз которого недействителен (если об этом точно известно); за тем, кто не умеет читать «Аль-Фатиха»; мужчине – за женщиной; за тем, кто умышленно совершает лишние ракааты. Также нельзя становиться даже чуть-чуть впереди имама; если самовольно опередить или отстать от имама в действиях на два рукну (не словесных), то намаз нарушается. Опережать имама на один рукн – греховно.
Совершая намаз за имамом, следует: стоять за имамом; произносить вступительный такбир после произнесения такбира имамом; иметь намерение в сердце следовать за имамом. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный полуденный намаз, следуя за имамом, ради Аллаhа»; необходимо ждать, пока имам не перейдет в следующую позицию в намазе, и затем самому переходить в ту же самую позицию. Нельзя опережать имама в своих действиях в намазе. Если маъмум в своих действиях ненамеренно опередит имама, то он возвращается в исходное положение и ждет, пока это действие не совершит имам, а затем следует за ним.
Маъмумы в своих действиях не должны и сильно отставать от имама. Отставание от имама на один рукн является неодобряемым (макрух). Если маъмум без уважительных причин (‘узру) отстанет от имама более чем в двух действиях, то его намаз нарушается, но если он не может читать быстро по объективным причинам (‘узру), например, из-за заикания, то ему разрешается отстать на три долгих рукна (Кроме выпрямления после поясного поклона (и‘тидаль) и сидения между обеими земными поклонами, все остальные арканы намаза являются долгими). То есть, к примеру, если он, имея уважительные причины, не успел прочитать суру «Аль-Фатиха» и последовать за имамом в поясном поклоне, то он обязательно должен дочитать «Аль-Фатиха» до того, как имам поднимется со второго земного поклона, и совершить поясной поклон, и затем далее следовать за имамом. Поэтому каждое действие желательно совершать сразу за имамом.
Также имам громко произносит «Сами‘аллаhу лиман хамидаh» при выпрямлении после поясного поклона и, завершая намаз, громко произносит заключительный «Салям».
Имам также вслух читает молитву «Кунут» (во множественном числе, см. Приложение 7) в утреннем намазе, маъмумы слушают его и произносят «Амин» после каждой паузы, до выражения «Фаиннака такзы валя юкза ‘аляйка…». Начиная с этого выражения и далее маъмум читает молитву вместе с имамом про себя. После этого все вместе произносят «Амин» и далее продолжают намаз как обычно.
Порицательные действия при совершении коллективного намаза
Порицается растягивание намаза имамом без согласия коллектива. Маъмуму нежелательно совершать действия намаза одновременно с имамом, также стоять дальше полутора метров от имама, стоять отдельно от ряда или на заднем ряду, не заполнив предыдущий. Если они (имам и маъмум) молятся вдвоем, то маъмуму нежелательно становиться слева от имама, или прямо за ним.
Все это препятствует получению полного вознаграждения за коллективный намаз. Если в ряду есть свободное место, нужно встать туда, а если нет, то из этого ряда попросить кого-то к себе. Вступив сначала в намаз, нужно притянуть к себе для ряда впереди стоящего, но если нет уверенности, что этот человек составит с тобой ряд, то можно стоять и одному. Желательно, чтобы имам и маъмум стояли на ровном месте. Но при необходимости можно стоять одному выше, а другому ниже.
Порядок выполнения коллективного намаза для тех, кто опоздал к его началу
Опоздавшим можно назвать того, кто пришел на коллективный намаз, когда не осталось времени, достаточного для чтения суры «Аль-Фатиха» до ухода имама в поясной поклон, или присоединился к коллективному намазу, когда имам выполнял поясной поклон, выпрямление после него, земной поклон или читал «Ташаhhуд» и т.д., до произнесения имамом первого заключительного «Саляма».
Если опоздавший успел совершить какую-либо часть коллективного намаза, то он получает соответствующее вознаграждение коллективного намаза, но не полностью.
Что должен делать опоздавший?
Опоздавший вступает в намаз, сделав намерение, и затем следует за имамом в действиях.
Если имам заканчивает чтение «Аль-Фатиха», а следующий за ним только начинает ее читать, то когда имам закончит читать и сделает поясной поклон, следующий за имамом прекращает чтение и следует за ним. Он не должен дочитывать суру «Аль-Фатиха».
Если имам совершает поясной поклон, то следующий за имамом тоже делает поясной поклон. Весь этот ракаат ему засчитается, если он успел находиться в положении поясного поклона вместе с имамом в течение времени, достаточного для произнесения «Субханаллаh», пока имам не совершил выпрямление после него. Если же не успел, то этот ракаат (цикл) не засчитывается. Ему нужно совершать этот ракаат полностью после того, как имам завершит намаз. Если имам находился в положении после поясного поклона: стоя, при земном поклоне или сидел, то следующий за имамом принимает то же положение, что и имам, но этот ракаат ему не засчитывается. Ему нужно совершить его после того, как имам завершит намаз. Если опоздавший присоединился к имаму, когда тот читал последний «Ташаhhуд», то он следует за имамом, но после того, как имам завершит намаз, ему нужно совершить намаз полностью.
Если руководящий намазом не сделает намерение совершить намаз в качестве имама, то он упускает вознаграждение за коллективный намаз. Однако его намаз считается действительным, кроме случая с пятничным намазом.