Как сделать коллекцию полезных ископаемых

ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ

Как сделать коллекцию полезных ископаемых

Малахит, 2 моих образца (приобретены в Лондоне).

1. Агат
2. Амазонит
3. Аметист
4. Ангидрит
5. Белломорит
6. Горный хрусталь
7. Змеевик
8. Кахолонг
9. Кварц розовый
10. Лабрадор
11. Лазурит
12. Малахит
13. Моховый агат
14. Нефрит
15. Обсидиан
16. Оникс мраморный
17. Опал
18. Родонит
19. Селенит
20. Сердолит
21. Солнечник
22. Уваровит
23. Чароит
24. Яшма

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

1. Апатит
2. Асбест
3. Барит
4. Боксит
5. Гематит
6. Гипс ангидрит
7. Графит
8. Гранит
9. Известняк ракушечник
10. Исландский шпат
11. Лимонит
12. Магнезит
13. Магнетит
14. Мрамор
15. Мусковит
16. Пемза
17. Пирит
18. Сера самородная
19. Сильвинит
20. Сфалерит с галенитом
21. Тальк
22. Уголь каменный
23. Флюорит
24. Фосфорит

РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

1. Аурипигмент
2. Барит
3. Берилл
4. Боксит
5. Вольфрамит
6. Галенит
7. Гарниерит
8. Гематит
9. Кварц
10. Киноварь
11. Лимонит
12. Магнетит
13. Магнезит
14. Малахит
15. Молибденит
16. Натролит
17. Пирохлор
18. Пирротин
19. Сидерит
20. Сфалерит
21. Халькопирит
22. Хромит
23. Целестин
24. Шеелит

НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

1. Алебастр
2. Апатит
3. Асбест
4. Габбро
5. Галит
6. Глина
7. Графит
8. Горный хрусталь
9. Гранит
10. Доломит
11. Известняк ракушечник
12. Исландский шпат
13. Калиевый полевой шпат
14. Мел
15. Мусковит
16. Натролит
17. Пирит
18. Сера самородная
19. Тальк
20. Туф вулканический
21. Уголь каменный
22. Фосфорит
23. Флогопит
24. Флюорит

ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ

1. Актинолит
2. Альмандин
3. Апатит
4. Биотит
5. Галит
6. Гипс
7. Доломит
8. Кальцит
9. Кварц
10. Кианит (дистен)
11. Магнезит
12. Микроклин
13. Мусковит
14. Нефелин
15. Оливин
16. Ортоклаз
17. Плагиоклаз
18. Пироксен
19. Роговая обманка
20. Серпентин
21. Сильвин
22. Тальк
23. Флогопит
24. Хлорит

МАГМАТИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

1. Андезит
2. Аплит
3. Базальт афировый
4. Базальт миндалекаменный
5. Габбро
6. Гранит
7. Диорит
8. Долерит
9. Дунит
10. Кимберлит
11. Обсидиан
12. Перидотит
13. Пироксенит
14. Порфирит
15. Лабрадорит
16. Нефелиновый сиенит
17. Пемза основного состава
18. Пемза кислого состава
19. Риолит
20. Троктолит
21. Уртит

ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

1. Алевролит
2. Алебастр
3. Аргиллит
4. Боксит
5. Брекчия
6. Глина
7. Доломит
8. Железо магнанцевые корки
9. Известняк ракушечник
10. Известняк хемогенный
11. Конгломерат
12. Песок кварцевый
13. Песчаник полимиктовый
14. Песчаник кварцевый
15. Мергель
16. Мел
17. Опока
18. Торф
19. Травертин
20. Трепел
21. Уголь бурый
22. Уголь каменный
23. Фосфорит
24. Щебень

МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ И МЕТАСОМАТИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

1. Амфиболит
2. Гнейс
3. Гранулит
4. Кварцит
5. Кварцит железистый
6. Кварцит фукситовый
7. Лиственит
8. Мрамор белый
9. Мрамор черный
10. Мрамор красный
11. Офиокальцит
12. Пегматит
13. Серпентинит
14. Скарн геденбергит
волластонитовый
15. Сланец кварц мусковитовый
16. Сланец кианит плагиоклаз
мусковитовый
17. Сланец тальк хлоритовый
18. Сланец фукситовый
19. Талькохлорит
20. Филлит
21. Шунгит
22. Эклогит
23. Яшма

ШКАЛА МООСА

1. Тальк
2. Гипс
3. Кальцит
4. Флюорит
5. Апатит
6. Ортоклаз
7. Кварц
8. Топаз
9. Корунд

Источник

Как собирать коллекции минералов

Одно из самых любимых занятий молодежи — собирать естественнонаучные коллекции. Одни увлекаются составлением гербария, другие — собиранием бабочек и жуков, третьи — минералов.

Попробуйте собрать коллекцию минералов для школы. Хорошо подобранная коллекция может быть очень полезна: по ней можно изучать минералы, их важнейшие свойства, узнать, какими ценными ископаемыми богат ваш район. Может быть, ваши сборы помогут обнаружить месторождения полезных минералов для промышленности.

Как сделать коллекцию полезных ископаемых

Минерал вивианит в раковине.

Некоторые считают, что собрать интересную коллекцию минералов можно лишь в горных районах, например на Урале, а в равнинных областях, например в Московской, Курской, ничего интересного не найдешь.

Это не так. Конечно, в таких богатых полезными ископаемыми районах страны, как Урал, Алтай, Забайкалье, коллекции минералов будут очень разнообразны, но и в любом другом месте можно найти немало интереснейших минералов.

Обратите внимание, например, на карьеры торфоразработок. Их очень много на Русской равнине. Нередко на темно-коричневом фоне торфа видны прослойки минерала вивианита очень красивого бирюзового или сине-зеленого цвета. Он состоит из соединения фосфора, бывшего в растениях, из которых образовался торф, и железа, широко распространенного в почвенных водах в виде окислов (ржавчины). Вивианит не только красивый, но и полезный минерал: высушенный и растертый с олифой, он дает синюю краску.

Следует взять в коллекцию и образец торфа: это тоже интересное и ценное ископаемое. Известно немало случаев, когда торфяники, обнаруженные комсомольцами и пионерами во время походов по родному краю, немедленно начинали разрабатывать.

Богатые сборы минералов можно иногда сделать и в районах, где распространены известняки. В пустотах и в трещинах этой горной породы можно найти «щетки» прозрачных кристаллов кальцита. Иногда попадаются кристаллы кварца.

Среди известняков можно увидеть скелеты некоторых ископаемых животных, раковины, иглы морских ежей, чашечки и стебли морских лилий, состоящие из кальцита. В пустотах среди слоев известняка могут встретиться своеобразные «сосульки» — сталактиты, образованные кристалликами кальцита, и сплошные, округлой формы желваки — конкреции, состоящие из кремнезема с незначительной примесью глинистых частиц и бурых окислов железа. Это всем известный минерал — кремень. Если расколоть такую кремнёвую конкрецию, то иногда можно обнаружить внутри небольшую пустоту, заполненную сверкающими кристалликами горного хрусталя. Недалеко от Москвы, близ деревни Русавкино (Горьковская ж. д.) можно найти конкреции, внутри которых встречаются кристаллы фиолетового аметиста.

Как сделать коллекцию полезных ископаемых

Горная бумага и кристаллы марказита в глине

Между слоями известняка в трещинах иногда находят минерал, очень похожий на картон или грубую бумагу. Он так и называется: «горная бумага», «горная кожа». Этот минерал в воде не тонет, а плавает на поверхности. Если горная бумага встречается в достаточном количестве в виде крупных листов, то ее применяют иногда как несгораемый картон в строительстве вместо асбеста. По составу это соединения магния, алюминия и кремнезема.

Кроме красивых минералов, бросающихся в глаза, есть много незаметных, но также нужных и интересных.

Вот что писал о составлении коллекции минералов крупнейший советский ученый-минералог акад. Александр Евгеньевич Ферсман: «Собирание красивых кристаллов обычно очень заманчиво, и поиски красивых камней нередко делаются своего рода спортом, увлекающим и вместе с тем требующим внимательности, наблюдательности и упорства. Гораздо сложнее и менее привлекателен сбор некрасивых, часто илистых или землистых минералов на земной поверхности. Простой любитель камней обычно проходит мимо них и неохотно кладет их в свою коллекцию, тогда как минералог, как химик земной коры, неизбежно должен обращать на них особое внимание»,

У нас в СССР в огромном количестве используются для разных отраслей производства многие сорта глин с самыми разнообразными свойствами.

Для кирпичного и фарфоро-фаянсового производства идут глины огнеупорные; они применяются также в металлургии. Некоторые сорта глин используются для очистки нефтяных масел и других веществ, для обезжиривания тканей, шерсти, а также как природные краски. Как же можно проходить мимо таких важных полезных ископаемых!

Образцы глин, которые вы встретите, всегда следует брать и сообщать о своих находках через учителя или директора школы в краеведческий музей.

В глине могут оказаться приятные сюрпризы: в некоторых случаях встречаются в довольно большом количестве кристаллы минерала марказита, очень похожего по металлическому блеску и латунно-желтому цвету на широко известный минерал пирит. Особенно интересны сростки кристаллов марказита в виде золотистых шариков-ежиков.

Как видите, и равнинные области нашей родины, где распространены осадочные породы, также очень интересны для минералога.

В горных районах, где преобладают метаморфические и магматические породы, можно собрать особенно разнообразные и богатые коллекции минералов. В них могут быть различные рудные минералы, вроде пирита, свинцового блеска, цинковой обманки, халькопирита, магнетита и др., а также минералы пегматитовых жил: слюды, полевые шпаты, горный хрусталь, дымчатый кварц и многие другие, образующиеся в глубоких недрах Земли, в условиях высоких и больших давлений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Открытый урок по естествознанию по программе VIII вида. Тема: «Минеральные удобрения. Калийная соль»

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, сигнальные карточки «открытый», «закрытый», «шахта», «карьер». Картины: шахта, карьер. Значки полезных ископаемых, контурные карты. Физическая карта России. Свежие овощи: лук, огурец, томаты. Загадки. Магнит. Вода. Видеосюжет о взрыве на Воткинской шахте.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

1. Оргмомент. Дыхательная гимнастика

Цель: создание положительного эмоционального фона. Активизация детей на учебную деятельность. Цель урока – изучаем полезные ископаемые.

2. Повторение. Фронтальная беседа

– Что называют полезными ископаемыми? (Это все тела и вещества, которые люди добывают из земли.)
– Почему их так назвали? (Ископаемые – так как добывают из земли, выкачивая или выкапывая. Полезными за то, что полезны для хозяйства человека.)
– На какие группы делят полезные ископаемые по их использованию? (Строительные – гранит, мрамор, мел, песок, глина, известняк. Горючие – торф, каменный уголь, нефть, природный газ, горючий сланец. Используемые для получения минеральных удобрений – фосфориты, калийная соль. Используемые для получения черных и цветных металлов – руды.)
– Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождения).
– Кто открывает эти месторождения? (Геологи).
– Вспомним, какими способами ведут добычу полезных ископаемых? (Открытым – карьер, закрытым – шахта, при помощи скважин.)

Картины: карьер, шахта, скважина.

3. Проверка домашнего задания

На столе разложена коллекция полезных ископаемых. Рассказать по желанию о свойствах любой группы полезных ископаемых.

Как сделать коллекцию полезных ископаемых

Приведите примеры. Показать образцы.

Строительные.
Горючие.
Минеральные удобрения.

Демонстрация опыта. «Растворение минеральных солей в воде»

4. Просмотр видеофрагмента «Взрыв на Воткинской шахте»

5. Групповая работа с классом

Установить соответствие. На доске способы добычи.

Открытый В шахтах С помощью скважин

Песок, глина Уголь Нефть
Торф, гранит Сланец Природный газ
Мрамор, известняк Руды

6. Физическая пауза под музыку

Как сделать коллекцию полезных ископаемых

7. Работа по физической карте России

– Вспомним, что показано на физической карте цветом? – формы поверхности
– Какие формы поверхности показаны на карте цветом? (фото карта)
– Зеленым – низменности, желтым – возвышенности, светло-коричневый – плоскогорье, темно – коричневый – горы.
– Как на карте изображаются полезные ископаемые? – условными значками.

Как сделать коллекцию полезных ископаемых

Вывод: при помощи условных знаков мы можем на физической карте определить основные месторождения полезных ископаемых.

8. Работа по контурным картам (фронтально)

На карте отметим крупные месторождения каменного угля. Кузбасс, Печорское, о. Сахалин.
Нефти – Западная Сибирь, Волго – Уральские, о. Сахалин
Природный газ – Север Западной Сибири, Астрахань.

Как сделать коллекцию полезных ископаемых

9. Фронтальная работа. Занимательная страничка

Каждый ученик получает загадку.

а) Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

б) Этот мастер белый – белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел, известняк)

в) Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть).

г) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

д) Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

е) Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

10. Объяснение нового материала

– Сегодня, мы подробнее познакомимся с группой Минеральных удобрений, а именно – Калийная соль.
Чтобы вырастить хороший урожай овощей, надо, чтобы в почве были питательные вещества – удобрения. Особенно нужны растениям калийные и фосфорные соли. Вместе с талыми водами эти соли поступают в почву. Сухие вещества не могут поглощать растения, поэтому на поля вносят те, которые хорошо растворяются в воде.
Такие соли и называются минеральными удобрениями.
Для получения калийной соли используют калийную руду.
Для фосфорной соли – фосфориты.

Растворить в стаканчике минеральные удобрения.

Как сделать коллекцию полезных ископаемых

Вывод: Минеральные соли хорошо и полностью растворяются в воде.

Калийные мин. Удобрения необходимы для лучшего созревания овощей, смогут выдерживать заморозки, устойчивы к болезням.
Фосфорные удобрения для лучшего созревания плодов. (Демонстрация томатов, лука, огурцы, картофель, морковь.)

11. Закрепление знаний и умений

Каждому выдается карточка, где перечислены основные группы полезных ископаемых. Необходимо зачеркнуть лишнее.
На той же карточке под диктовку написать значки полезных ископаемых.
Например. Горючий сланец, торф, антрацит, глина. (лишнее зачеркни)

Карточка №1

Вариант I1. Зачеркни лишнееГранит, песок, глина, торф, мрамор.2. Запиши условными значками торф, известняк, каменный уголь, нефть, глина.Ответ на задание 2:

Карточка №2

Вариант II1. Зачеркни лишнееКаменный уголь, природный газ, известняк, горючий сланец, торф.2. Запиши условными значками природный газ, нефть, торф, мрамор, песок.Ответ на задание 2:

12. Подведение итога урока

Оценки учащимся с комментарием.

13. Домашнее задание: стр. 120-121 вопросы, к\к, повторить значки.

Источник

Презентация к уроку

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок когнитивного типа

Форма урока: урок-исследование

Тема: “Полезные ископаемые”

Продолжительность: 2 урока по 45 мин.

Класс: 4 Б

1. Личностно-ориентированного обучения

2. Объяснительно-иллюстративного обучения

3. Педагогика сотрудничества

4. Информационно-коммуникативная технология

Задачи урока:

Этапы урокаДействия учителя и детейЭОР
1 этапОрганизационный момент. Психологический настрой.— Здравствуйте, ребята.

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребятки, ротики прикрыть,

Будем мы по теме только говорить.2 этапПроверка домашнего задания.1 вариант – тест

2 вариант – по карточкам

(см. приложение)3 этапМотивация и целеполагание.— Посмотрите на карту. Богата и разнообразна природа нашей Земли, нашего края. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (О полезных ископаемых)

— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?)

— Для чего нам необходимо это знать?

— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

Слайд 34 этапПланирование поиска способа решения.— Вы распределились в группы.

— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).5 этапРеализация плана.Фронтальная работа.

— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”?

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”

— Сегодня мы будем изучать полезные ископаемые по плану.

— Люди, какой профессии занимаются изучением и поиском природных богатств?

(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

— И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

– Посмотрите, у вас на партах лежат четыре образца, каждый их которых подписан: известняк, гранит, песок, каменный уголь, а

также исследовательская карта.

– Давайте рассмотрим карту. (Объяснение учителем).

– Вам необходимо разложить образцы в сектора в соответствии с их свойствами.

Слайд 56 этапПрактическая работа учащихся. Давайте проверим, как вы выполнили работу.

– Образец, под каким номером у вас в секторе “А”. (ИЗВЕСТНЯК)

– Прочитайте его свойства.

– Запишите название в этом секторе у себя.

(Аналогичная работа проводится с секторами Б, В, Г).

Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными.

Слайд 67 этапФизминутка.Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физминутку.8 этапЗадания по группам.1 группа – работает с текстом “Нефть”.

2 группа – работает с текстом “Железная руда”

3 группа – работают по учебнику с.49 “Строительные материалы”

4 группа – подготовка сообщения о соли.

5 группа – подготовка сообщения о природном газе.

6 группа – подготовка сообщения о ювелирно – поделочных ископаемых (Сбор информации при помощи пиктограмм (спроси у специалиста, подумай, выясни из беседы с другим человеком, обратись к книге, узнай из компьютера, пронаблюдай, проведи опыт. Во время исследования ученики могут свободно двигаться по классу в поисках необходимой информации (подойти к карте, компьютеру, учителю, к столу для проведения опытов и т.д.)

— Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”

В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее. (Дети читают приготовленные сообщения)

— Теперь по вашим рассказам составим схему.

— Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

— Чтобы узнать, где ещё используют полезные ископаемые, послушаем сообщения, которые приготовили ребята. (Дети рассказывают о соли и природном газе).Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18

Слайд 199 этапЗакрепление знаний. Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Как нужно охранять полезные ископаемые?

— С какими полезными ископаемыми вы встречались в своей жизни? (Ответы детей)

Слайд 2010 этапИсследование.Звучит песня “Наш край”

– Сейчас век новых технологий – исследование можно вести и через космические спутники. Вот так выглядит сейчас карта полезных ископаемых Тульской области, помещённая в Интернете (бумажный вариант у каждой группы – см. приложение). На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых, которые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйственных нуждах. Определите, что обозначают эти условные знаки? (чтение карты).

— Какие полезные ископаемые добывают в Тульской области? (бурый уголь, торф, известняк, песок и глину, минеральные воды)

Слайды 22, 23, 2411 этапИтог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся. Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *