Как сделать колонки для дома
i-from › Блог › Крутая домашняя акустика своими руками
В альтезза клубе люди знают меня как audiomaniac, но этот ник взялся не просто так. Все потому что раньше я увлекался музыкой и звукотехникой. Причем я не фанат автозвука, а предпочитаю слушать музыку в более подходящей обстановке — дома, где можно в полной мере воссоздать эффект присутствия, вслушиваться в детали и не отвлекаться на вождение.
Речь пойдет о сборке более или менее качественной двухполосной домашней акустики, способной передать самые мельчайшие нюансы аудиозаписей, и открыть для Вас мир качественного звука, не без (качественного усилителя разумеется).
Это не первая акустика которую мне довелось спроектировать и собрать, до этого был опыт как очень основательного апгрейда советской классики, так и сборки акустики с нуля. Супругу не устраивал форм-фактор моей советской классики, большие широкие гробы которые не вписывались в интерьер и занимали слишком много места
Но звучали они превосходно, на настройку кроссовера я потратил около года доводя звук до идеала.
Колонки получились довольно тяжелой нагрузкой для усилителей, но мой усилитель собранный по мотивам форума Vegalab без проблем с ними справлялся:
Однажды один знакомый американец сказал мне что самое крутое акустическое оформление которое он когда либо слышал это трансмиссионная линия (TL). Он же лабиринт или четвертьволновой резонатор или органная труба, не путать с резонатором Гельмгольца и с фазоинвертором. У нас в России большой опыт собрал по лабиринтам Рогожин Александр. С тех самых пор общения с американцем я и загорелся собрать что-то в данном оформлении.
Идейным вдохновением для меня стала акустика фирмы PMC Twenty 24 Можно погуглить обзоры на данную акустику, посмотреть замеры и сравнить их с замерами моей акустики ниже.
В качестве динамиков были выбраны привычные мне норвежские Seas CA18RLY и 27TDC. Их не сложно свести, они не имеют серьезных изъянов, в общем хорошие динамики за свои деньги.
После прогрева и обмера динамиков получил следующие параметры Тиля-Смолла:
Fs 49hz
Mms 10.7g
Rms 1.75 kg sec
Cms 0.0009 m N
BL 6.0
Vas 17 L
Qt 0.38
Qes 0.48
Qms 1,91
У пары динамиков параметры почти не отличаются, я привел параметры одного из них. Параметры указывают на повышенную жесткость подвеса, относительно паспорта. Я не знаю как их так надо размять чтоб подойти к паспортным параметрам, в реальной жизни они у меня скорее задубеют чем разомнутся. Поэтому взял за опору в расчетах эти параметры.
После сборки и тестов корпус получился в итоге такой:
Внутри корпус выглядит так:
В качестве материала для корпусов была куплена 18мм березовая фанера. МДФ не нашёл.
Поскольку корпуса будут оклеиваться шпоном, то нет возможности сделать какую либо стенку съемной, охота получить цельную монолитную конструкцию, поэтому съёмным будет дно, которое будет по совместительству выполнять роль подставки с винтовыми ножками. Лазить туда придется только за фильтром, в процессе его точной настройки.
Для того чтобы отверстия под динамики выглядели красиво их нужно фрезеровать после наклейки шпона, а шпон на лицевую панель лучше клеить в последнюю очередь, чтобы был нахлест на боковые листы шпона. Короче дырки под динамики пришлось резать в последнюю очередь.
Отец у меня увлекается столярным делом, поэтому корпуса мы забацали вдвоем с ним:
KubasovVV › Блог › Громкая и качественная музыка для дома своими руками
Еще в Августе решил собрать для себя акустическую систему для дома, обязательным условием было наличие саба, была совершена поездка в магазин и выбор пал на комплект компонентной акустики ivolga sb-63k, и сабвуфер ural as-d10.3D4, и простенький двухканальник супра чтоб потестить саб.
Да уж, колхозно, но что-то он сделал
прошел месяц и я так сказать решил заняться фронтом, изначально задумывалось все так, как на картинках
Кстати пвх труба 100мм задумывалась для того что бы сделать объем примерно 3 литра для среднечастотника, думал оклеить ее виброй, не знаю норм получилось бы или нет, но так я не сделал
Различные варианты расположения динамиков
в итоге решил оставить второй вариант и сделать мидбас по центру, в леруа мерлен было куплено и напилено ЛДСП 16 мм, цвет венге, конфирматы, герметик, и прочие вещи нужные для сборки, саморезы я сразу отсек, так как для дома это не эстетично и вкручивался я в торец лдсп а это не очень хорошо, плюс в конфирматах, что до окончания стяжки есть небольшой люфт, который позволяет выставить панели ровнее
Детали получились таких размеров 300*600*16 8штук 300*278*16 и две фанерки 300*278*16 для того чтоб отделить саб от мидбаса
Кстати, вы уже заметили, что появился 4й динамик, и твитер был заменен рупором
Да делать колонки я начал только в декабре после покупки Alphard HW800 8ом, рупоров URAL AS-DB44, лист металлической сетки(которая так и не пошла в ход) усилителя Mystery ma-2.150v2, двух грилей daxx 8 дюймов и проводов daxx синей линейки 14 ga
хотелось бы отметить что данный усь для дома подходит идеально, качество значительно лучше супры и больше мощность при той же цене
я стал подключать все ради интереса засунул альфард в короб от старой колонки, подключил уже переделанным БП от пк, ну какойто басс есть, как оказалось ход динамика не большой, но на форумах их хвалили что басят
опять производство встало, нету дрели, ни где у знакомых не нашел, денег нет, решил сверлить дедовским коловоротом, которым он построил балкон и целую дачу
начинаем разметку, по выбранному расположению, с помощью угольника и шила отмечаю центры окружностей, и подглядев тоже дедовский инструмент из двух саморезов и рейки прорезаю идеально ровные окружности, в крутив один саморез в центр, а второй прорезал ламинированный слой, затем все доработал лобзиком, для чего я делал это? чтобы лобзик не отколол куски лдсп при резке и у меня не было циркуля чтоб рисовать кружки
Как создать дома акустическую экосистему или что такое мультирум
Содержание
Содержание
Как сделать музыкальным весь дом? Когда-то многокомнатная аудиосистема (multiroom audio system) стоила как квартира, и позволить ее могли себе только законченные аудиоманьяки. К счастью, беспроводные технологии передачи аудио позволяют сегодня организовать музыку во всех комнатах и управлять ей со смартфона за разумные деньги.
Что такое мультирум
Сегодня вся техника умная. Умный холодильник подключается к интернету и заказывает себе продукты, умная колонка понимает речевые запросы и покупает билеты в кино, умный телевизор знает вкусы зрителя и показывает самое интересное. И все это располагается в умном доме, управляемом со смартфона и планшета. Для полного технологического счастья не хватает только, чтобы открытие входной двери сопровождал «Полет Валькирий». Но и это сегодня сделать совсем не сложно — на помощь приходят аудиосистемы типа «мультирум».
Мультирум-системы позволяют озвучить целый дом и управлять музыкой во всех комнатах с помощью смартфона, планшета или компьютера. Порой в такую экосистему можно объединить не только беспроводные колонки, но и саундбары, ресиверы AV, компоненты домашнего кинотеатра. Особенно часто такие штуки используются в малом бизнесе — ресторанов, кафе, баров, спортзалов, выставок и арт-проектов.
В темные времена проводных соединений за такое волшебство нужно было отдать горшочек с золотом, причем проектирование домашней акустической экосистемы начиналось еще до строительства или капитального ремонта. Нужно было учесть материалы стен, планировку, прокладывать кабели, устанавливать музыкальный сервер и т.д. Проектировалось все это по индивидуальному заказу, динамики встраивались в стены, усилители мощности часто делались на заказ.
Сегодня же существует несколько способов организовать такую систему с помощью беспроводных решений.
Приложение на смартфон
Как правило, смартфон может подключиться максимум к паре беспроводных колонок, но есть приложения, расширяющие возможности до дюжины устройств. Единственное, Bluetooth здесь не подойдет — последние его версии хоть и обеспечивают высокое качество звука вплоть до hi-res, однако десяток динамиков подключить с его помощью не выйдет, да и бьет он максимум метров на 20. Сказываются как сами ограничения формата, так и неустойчивость связи. Поэтому для таких целей используют Wi-Fi — он надежнее, сигнал мощнее, качество связи лучше, возможностей для настройки больше.
Приложения для таких фокусов можно найти и в Google Play, и в AppStore. Часто это фирменные программы и протоколы, к примеру, у Samsung это Multiroom link. Достаточно объединить все имеющиеся дома колонки и саундбары (а порой и беспроводные наушники) с домашней сетью, чтобы обрести настоящее могущество и управлять всей акустикой легким движением пальца. Источником музыки может быть как Интернет (стриминговые сервисы и радио со всего мира), так и память устройства, а также подключенные к сети хранилища мультимедиа.
Похожее ПО есть и у других производителей — LG, JBL, BOSE и т.п. Но чтобы случилась магия, нужно, чтобы сама беспроводная колонка поддерживала функцию мультирум. Проверить легко: например, в характеристиках JBL Playlist есть функция Chromecast — то, что нужно. Похожий протокол от Apple называется AirPlay.
В подобных приложениях есть различные пресеты и сценарии — можно даже расставить колонки так, чтобы получился объемный звук, как в домашнем кинотеатре. Таким способом можно объединить в экосистему совершенно разные устройства от разных производителей.
Фирменная экосистема
Конечно, успех операции по сбору разных колонок в аудиоимперию зависит, в том числе, от технической подготовки пользователя. Нет никаких гарантий, что все будет работать идеально. Поэтому для гарантированного результата можно приобрести комплект для создания мультирума от одного производителя. Это самый простой и надежный способ.
Многие компании выпускают наборы для создания акустической экосистемы. Первопроходцем в этом деле стала фирма Sonos, и с тех пор является эталоном таких систем. Ее продукция является одной из самых простых в настройке и самых надежных в использовании, однако не всегда поддерживает Hi-Res форматы. Подобные системы есть и у других компаний: Denon HEOS, Bose SoundTouch, Audio Pro Addon C3 и т.п. Отличаются они комплектностью, качеством звучания и различными дополнительными функциями. В некоторых, например, у Denon, есть функция контроля голосом с помощью Amazon Alexa.
В комплект входят, помимо колонок и сабвуферов, усилители, беспроводные ресиверы, передатчики и программное обеспечение. Но это не значит, что покупатель навеки застрянет в объятьях одного бренда: многие ресиверы поддерживают функцию подключения сторонней акустики от других производителей. Таким образом получается масштабируемая система с большими возможностями и гибкими настройками.
У такого решения есть свои преимущества. Во-первых, более качественный звук самой системы, в которой все идеально подобрано и согласовано друг с другом. Отсюда высокая стабильность работы и простота установки и настройки. Во-вторых, чаще всего такой системе даже не нужен сторонний источник звука типа смартфона или планшета — нередко она сама умеет подключаться к интернету по голосовой команде и транслировать музыку со стриминговых сервисов. Словом, будущее, как оно есть.
Hi-Fi-системы
Тем, кто фанатеет от Hi-Res и требует беспрецедентного качества музыки, стоит рассмотреть Hi-Fi и Hi-End-аппараты с возможностью организовать беспроводную аудио экосистему. Такая функция нередко есть в топовых решениях компаний, выпускающих акустику для меломанов и аудиофилов.
К примеру, Yamaha, Onkyo и Denon выпускают специальные мультирум усилители, в некоторых есть функция беспроводного мультирума: можно передавать звук из ТВ в гостиной на музыкальный центр в спальне. Одним из таких является, например, Yamaha CRX-N470.
Минус такого варианта в том, что нужно подбирать все компоненты отдельно и согласовывать по мощности, импедансу и другим параметрам. Чтобы жизнь была чуть проще, та же Yamaha обзавелась фирменным протоколом MusicCAST. Если выбранный ресивер, усилитель или саундбар поддерживает этот протокол, то его смело можно использовать в качестве компонента домашней аудио экосистемы. У компании Apple такой же протокол называется AirPlay, а конкуренцию ей составил целый альянс компаний (более двухсот, включая Intel, Sony, Samsung) с протоколом DLNA.
Сделать самому
Нет, для этого не нужно ничего паять. Достаточно купить готовый ресивер, например, от Arylic. Эта крохотная плата за 50 долларов позволяет сделать все то же самое, что и дорогие фирменные экосистемы, но придется повозиться с настройкой и придумать ей корпус. На самой плате есть разъем для внешней антенны, гнездо для питания (можно питать по USB) и аналоговый вход для 3,5 мм наушников, все провода идут в комплекте.
Эти девайсы представляют собой цифровой усилитель с поддержкой протоколов Airplay и DLNA, который подключается по Wi-Fi или Bluetooth. Может передавать по воздуху музыку с качеством до 24 бит\ 192 кГц, умеет воспроизводить ее как из памяти устройства, так и со стриминговых сервисов, радио и т.п. Эти коробочки можно использовать как самостоятельные усилители, так и подключить к более серьезным приборам.
Таких штук можно подключить до 10 к одной сети, управляются они с помощью приложения на смартфон и планшет. Приложение удобно распределяет по интерфейсу плееры-комнаты с музыкой, которые можно группировать одним слайдом. В комплекте к A50 также идет олдскульный пульт управления — для тех, кто хочет отдохнуть от смартфона после рабочего дня.
Песня, как известно, строить и жить помогает. Те, кто не видит свою жизнь без музыки, обязательно поставит хотя бы по колонке в каждой комнате, и мультирум система позволит управлять ими централизованно простыми касаниями экрана смартфона. Конечно, прожженные аудиофилы будут все делать по старинке, с золотыми проводами на дубовых подставочках, ламповыми усилителями и акустической обработкой комнаты.
Но если нужно создать не логово аудиомана, а организовать себе музыкальную экосистему для комфортной жизни, то ничего лучше беспроводных мультирум решений еще не придумали. А, главное, на них можно запускать не только музыку: шепот дождя на кухне, шум прибоя в ванной и шелест деревьев в гостиной создадут невероятный уют и атмосферу, сделав каждую комнату в доме особенной.
Hi-End акустика своими руками, или как сделать хорошие колонки
Посвящается тем, у кого есть свободное время
Открываем популярный журнал про хороший звук и с удовольствием смотрим на изящные образы (если не сказать образА) акустических систем, а посмотреть есть на что. Мощные башни ощетинились во все стороны динамиками, блестят своими лакированными боками, давят паркет острыми шипами и вообще вызывают чувство глубокого уважения. Похоже, у них есть только один недостаток – это, конечно, цена. Возникает вполне логичный вопрос, а что если сделать копию какого-либо монстра самому? Купить динамик несложно, собрать корпус, пускай и не такой красивый – тоже, катушки и конденсаторы можно отечественные, аккуратно спаять 3 детали – и вовсе задача для ученика 10-го класса школы.
С учетом количества готовых модулей, которые предлагает Ebay, сделать хороший усилитель не намного сложнее. Чего там только нет: коммутация, защита АС, платы класса A-AB-D, регуляторы громкости на любой вкус, красивые корпуса, сделанные специально для аудио, ручки, ножки и трансформаторы – знай только соединяй. В следующей статье мы обязательно расскажем, как собрать свой усилитель, который не уступит большинству «брендовых» образцов стоимостью до 60-70 тысяч рублей.
Возможно, далее в тексте вы встретите незнакомые слова. К счастью, нам пришел на помощь неизвестный аудиофил и оставил ссылку на свой личный архив информации по акустике и усилителям, там есть реально ВСЕ и даже и больше, настоятельно рекомендуем к ознакомлению.
Из чего делать? Фанера, МДФ, ДСП, пластик, массив.
Мир видел много странных акустических конструкций, например, из бетона или шлакоблока. Все же самыми «востребованными» остаются вышеперечисленные пиломатериалы на основе древесины. Попробуем понять, какой из них «правильнее». Базовое правило – вне зависимости от выбранного материала не экономьте на его качестве, то есть цене.
Первым идет король современной Hi-Fi и Hi-End индустрии – МДФ, из него сделано подавляющее большинство колонок, как дорогих, так и дешевых. Причина проста – невысокая стоимость, удобство обработки и отделки, в том числе варианты с готовым шпоном, отсутствие ярких резонансов. При грамотном проектировании получение оптимального результата гарантировано. Рекомендуем к применению, больше сказать нечего.
Пластик – понятие очень растяжимое, его «авторитет» значительно подточен дешевыми китайскими подделками, хотя преимуществ у него не меньше, чем у любого другого материала. Проблему недоступной для любителя возможности отливать свои заготовки из желаемого материала – проходим мимо.
Хорошим материалом для изготовления корпуса акустической системы может служить ДСП. Пожалуй, главный его недостаток – множество проблем с отделкой, не важно, что вы решите: красить, шпонировать или обтягивать. У ДСП есть огромный плюс: если нужно сделать быстро и очень дешево, то можно использовать заводскую ламинированную плиту (ЛДСП). Добиться в таком случае высокой эстетики вряд ли получится, но цена и скорость оставят далеко позади всех остальных претендентов. Если сравнивать резонансные свойства материалов в разрезе пригодности для колонок – ДСП занимает первое место, хотя разница по сравнению с МДФ невелика.
Капризная, но неизменно желанная «матерыми аудиофилами» госпожа фанера. Фанера бывает нескольких видов – березовая, хвойная, ольховая, ламинированная. Почему капризная? Любую фанеру «ведет», то есть при высыхании лист изменяет свою геометрию, при пилении часто появляются сколы. Также это не самый простой для отделки материал, если вы хотите получить «глухой» матовый цвет без проступающих граней, текстуры, ребер. Причина для того, чтобы терпеть эти мучения, довольно спорная: по мнению «бывалых» только фанера дает то самое живое дыхание, которое «убивают» ДСП и МДФ. Наиболее мне непонятно желание сделать себе корпус из «живой» фанеры и «убить» ее слоями шпаклевки, грунта, краски, лака в попытке скрыть «страшные» стыки с прожилками (слоями фанеры), которые днем и ночью смотрят с немым укором на своего владельца. Куда предпочтительнее варианты специальной пропитки, хотя бы тем же «датским маслом», не так уж страшны эти темные «полосочки» на ребрах корпуса…
Что за нищебродство этот ДСП-МДФ? Может сразу из цельного дуба, да потолще!? Не спешите вставлять динамик в первое увиденное дупло. Вопреки ожиданиям массив древесины ценных пород не обогащает звук пропорционально вложенным деньгам, более того, даже требует дополнительного демпфирования по сравнению с более дешевыми материалами. Хотя его несомненные плюсы – это удобство отделки: если акустика собрана аккуратно, довести ее до симпатичного эко-вида не составит большого труда. Вместо увеличения толщины рекомендуется добавить (приклеить) с обратной стороны еще один лист менее резонансного материала, например, того же МДФ, сделать «сэндвич». Наиболее удачный вариант применения массива – это акустика типа «щит», где требуется красивая и тяжелая передняя панель.
Экзотика. Часто выбор обусловлен тем, что есть под руками. Подобно тому, как птица может виртуозно вплести в гнездо всякий мусор, так и меломан тащит все, что плохо лежит. Можно найти на просторах сети идеи, воплощенные из сантехнических труб, искусственного камня, папье-маше, футляров и корпусов от музыкальных инструментов, примитивных строительных материалов, товаров IKEA, и.т.д., и.т.п.
Куда вставлять динамик?
Основную задачу акустического оформления можно сформулировать простым языком приблизительно так: максимально отделить колебания, излучаемые передней стороной диффузора динамика, от тех же противофазных колебаний, излучаемых задней стороной диффузора. Идеальным акустическим оформлением с точки зрения учебника считается бесконечный экран, такой невероятно огромный щит, в который установлен динамик. Понятное дело, слова «невероятно огромный» не подходят ни к нашему жилищу, ни к заработной плате, так что инженеры стали искать способ «свернуть» этот экран с минимально негативными последствиями для звука. Так получилось все многообразие вариантов, некоторые снискали себе наиболее обширную славу в интернете, их мы и рассмотрим в данной статье.
Просто динамик или корпус без корпуса
Тяжело себе представить, что есть такой вид «акустики», но, листая ленту фотографий в pinterest по теме аудио, все чаще натыкаюсь на грозди 12-ти дюймовых динамиков, которые собраны вместе без всякого оформления и явно представляют собой законченный агрегат. Наверное, замысел автора пронизан следующей логикой: любой корпус портит звук, лучше акустическое короткое замыкание, чем деревянные оковы, но чтобы был хоть какой-то «низ», надо взять динамики с максимальной площадью диффузора, на которые только хватит денег. Если это ваш путь – без комментариев.
Щит и «широкополосник»
Говорят, те, кто попробовал лампу, широкополосный динамик и открытое оформление, никогда уже не возвращаются к традиционному, транзисторно-резиновому образу жизни. Описывать свойства щита занятие не благодарное, вся необходимая информация есть в архиве, а для самых ленивых – и на youtube, где подробно объясняют, что это за зверь и с чем его едят, например:
Наибольший плюс такой конструкции – простота изготовления. Нужен лист любимого материала и лобзик. Самый главный критерий, который будет влиять на итоговое качество звука – стоимость установленной динамической головки. Неутихающую народную славу снискал себе динамик 4а32, даже такие гранды, как fostex, sonido, supravox, sica или сам visaton B200, остались далеко позади. Поговорка «размер имеет значение» – вот лучшая математическая формула для щита (чем больше – тем лучше). Далее идут вариации щита, например щит, со свернутыми боковыми стенками, щит, у которого низкочастотный модуль сделан в виде ящика с фазоинвертором, и.т.п. Фирменная особенность звука – «воздушное» звучание с минимумом резонансов, при этом сравнительно высокое звуковое давление.
ПАС – панель акустического сопротивления
Что если попытаться скрестить щит и закрытый ящик? Получится ящик с задней стенкой, в которой сделано множество отверстий. Количество отверстий, их суммарная площадь в сочетании с объемом ящика будет определять степень демпфирования (сопротивления), уровень низких частот (чем меньше «дырок» – тем больше баса, но и больше «бубнежа»). Количество подбирается экспериментально, по вкусу.
Линейный массив излучателей, групповой излучатель (ГИ)
На самом деле, такой подвид акустики касается больше динамиков, нежели конструкции самого корпуса. Думаю, вы уже видели колонки, каждая из которых состоит из большого количества одинаковых маленьких-маленьких динамиков, ну или не очень маленьких, кому как позволяет бюджет и жилое пространство:
Акустическое оформление – тот же щит или закрытый ящик, желательно хитрой формы, например треугольной. Одна из проблем, с которой предстоит столкнуться – высокое суммарное сопротивление, не всякий усилитель раскроет потенциал «массива». Серийные образцы, выпускаемые фабрично, имеют более сложные решения, динамики часто собираются в хитрые модули, добавляются фильтры.
Фазоинвертор, bass reflex port, резонатор Гельмгольца, он же ящик с «трубой»
Вот он – самый популярный вариант акустического оформления. Массовым становится самое выгодное по соотношению цена\получаемый результат, наш случай не исключение для данного правила. Для тех, кто не скачал архив неизвестного аудиофила, объясняем на пальцах. В трубе фазоинвертора есть некоторый объем воздуха, который зависит от его длины, он же «связан» с воздухом, который содержится внутри колонки. При удачной настройке длины трубы (не будем сходу погружаться в теорию) удается добиться более уверенного воспроизведения низких частот, чем просто в закрытом ящике. Если еще проще – с фазоинвертором получается глубокий бас. Для более углубленного понимания вот ролик с уже полюбившегося нам канала:
Хоть данный вид акустики и популярен, он далеко не так прост в изготовлении, одно тянет за другое. Динамики, которые подходят для такого оформления, называются «компрессионными», чаще всего имеют резиновый подвес и полосу частот, которая требует установки высокочастотного звена, твиттера или пищалки, то есть добавляется электрический фильтр. Выбор оптимального объема корпуса, его геометрии, точная настройка длины трубы имеют большое значение и не всегда соответствуют расчетным величинам. Ситуацию облегчает наличие в сети массы проектов, где авторы уже прошли тернистый путь и предлагают поэтапные инструкции с подробным описанием что, как, из чего надо делать. Впрочем, всегда находятся энтузиасты, которых не устраивает «готовое» и хватает упорства пройти своей дорогой. Недостатки фазоинвертора – «бубнеж» и «задавленная середина». Первое решается тщательным подбором формы, диаметра, материала и длины трубы; второе – добавлением отдельного среднечастотного звена. Верный путь к трехполосной акустике.
Обратный рупор TQWP и другие лабиринты судьбы
Чего только не придумали люди, чтобы усложнить путь колебаниям, идущим от обратной стороны динамика… Пожалуй, более всех отличилась фирма B&W со своими Nautilus, хоть памятник ставь этой морской раковине-мутанту. Но это гранды, а все, что можем мы, обычные аудиофилы, так это вспомнить свои ночные кошмары и поставить внутри прямоугольного ящика дощечки с гвоздями так, чтобы этому поганому звуку мало не показалось. Если серьезно – есть такие динамики, к которым оформление типа «фазоинвертор» не подходит, а щит не дает желаемого количества баса, от вида же сабвуфера что-то сжимается в животе. Тогда на помощь приходит обратный рупор или более сложный вариант – лабиринт. Для тех, кому интересно, как это работает, желаем приятного просмотра
Кто-то может возразить: обратный рупор – это не совсем лабиринт, отчасти мы можем согласиться, но что более достоверно – он ближе к лабиринтам, чем классический рупор:
Он напоминает о старом граммофоне. Как можно догадаться из названия, обратный рупор или лабиринт – далеко не самый простой вид акустического оформления, он требует хорошего понимания теории, точного расчета или хотя бы соблюдения заводских рекомендаций. Например, крупные фирмы-производители широкополосных динамиков, как правило, приводят в документации к своим динамикам пару вариантов чертежей корпуса.
Онкен, закрытый ящик (ЗЯ), рупор, пассивный излучатель и другие
Наше повествование идет по следам народной популярности, а это довольно узкий список. Закрытый ящик почти всегда бубнит, под онкен тяжело подобрать динамик, рупор велик по размерам, сложен в изготовлении и расчете, пассивный излучатель неплохо работает, но в конструкциях любителей почему-то не прижился. Наверное, можно найти еще несколько редких видов или подвидов оформления, которые здесь не упомянули, что поделать, всего не охватишь.
Демпфирование, «набивка», «заглушка»
Корпуса готовы, что с ними делать дальше? Правильно, демпфировать. Можно разделить демпфирование на два вида: вибропоглощение и звукопоглощение. Для вибропоглощения хорошо подходят автомобильные материалы, мастики и специальные листы с клейким слоем, предпочтительней последнее. Со звукопоглощением наблюдается разброд и шатание, кому-то нравится войлок, кому-то шерсть, ватин, синтепон, прочее. Ответ достаточно прост – для разного эффекта, в зависимости от типа корпуса и частоты, которую хочется подавить, будет зависеть выбор материала. Заполнение звукопоглощающим материалом корпуса увеличивает его виртуальный объем, однако определить универсальную норму, на мой взгляд, невозможно.
Настройка кроссовера (разделительного фильтра)
Вы решили делать многополосную акустику. Нужен ли измерительный микрофон? Если это разовый проект, то нет, не нужен, достаточно иметь тестовую подборку треков и некоторый опыт для понимания, какое звучание можно назвать более правильным. Просто придется дольше перебирать детали пассивного фильтра, слушать и сравнивать, но в итоге результат будет именно такой, который нужен вашим ушам, помещению. Чуть легче дело обстоит с активными кроссоверами. Раньше их приходилось делать самостоятельно, травить и разводить платы, паять, очень муторный процесс, особенно если схема имеет приличную крутизну среза и регулировки, для трехполосной акустики – просто дикая штука. Благо сегодня достаточно просто зайти на ebay и выбрать вариант себе по карману, хочешь на операционниках, хочешь на DSP. Регулировать частоту, а иногда и крутизну среза (в особо редких случаях фазу), можно плавно хоть каждый день.
Финал
Иногда мне кажется, что ситуация в мире аудио напоминает легенду о Вавилонской башне. Когда-то, в далекие времена, когда нога Van Den Hul’a еще не ступала на землю, люди строили вместе один комплект домашнего стерео. Большие-большие колонки, не менее большой усилитель, а к ним тянулись толстые-толстые кабели. Увидел это некто свыше и ужаснулся – ну и дичь, хоть бы книжки почитали какие… Суровая кара постигла незадачливых аудиофилов, с тех пор они спорят до хрипоты, но так и не могут договориться, как надо делать колонки-усилители, вот каждый и делает свои, как может.