Как сделать колонку центрального канала

i-from › Блог › Крутая домашняя акустика своими руками

Как сделать колонку центрального канала

В альтезза клубе люди знают меня как audiomaniac, но этот ник взялся не просто так. Все потому что раньше я увлекался музыкой и звукотехникой. Причем я не фанат автозвука, а предпочитаю слушать музыку в более подходящей обстановке — дома, где можно в полной мере воссоздать эффект присутствия, вслушиваться в детали и не отвлекаться на вождение.

Речь пойдет о сборке более или менее качественной двухполосной домашней акустики, способной передать самые мельчайшие нюансы аудиозаписей, и открыть для Вас мир качественного звука, не без (качественного усилителя разумеется).

Это не первая акустика которую мне довелось спроектировать и собрать, до этого был опыт как очень основательного апгрейда советской классики, так и сборки акустики с нуля. Супругу не устраивал форм-фактор моей советской классики, большие широкие гробы которые не вписывались в интерьер и занимали слишком много места

Как сделать колонку центрального канала

Но звучали они превосходно, на настройку кроссовера я потратил около года доводя звук до идеала.

Колонки получились довольно тяжелой нагрузкой для усилителей, но мой усилитель собранный по мотивам форума Vegalab без проблем с ними справлялся:

Как сделать колонку центрального канала

Однажды один знакомый американец сказал мне что самое крутое акустическое оформление которое он когда либо слышал это трансмиссионная линия (TL). Он же лабиринт или четвертьволновой резонатор или органная труба, не путать с резонатором Гельмгольца и с фазоинвертором. У нас в России большой опыт собрал по лабиринтам Рогожин Александр. С тех самых пор общения с американцем я и загорелся собрать что-то в данном оформлении.

Идейным вдохновением для меня стала акустика фирмы PMC Twenty 24 Можно погуглить обзоры на данную акустику, посмотреть замеры и сравнить их с замерами моей акустики ниже.

В качестве динамиков были выбраны привычные мне норвежские Seas CA18RLY и 27TDC. Их не сложно свести, они не имеют серьезных изъянов, в общем хорошие динамики за свои деньги.

Как сделать колонку центрального канала

После прогрева и обмера динамиков получил следующие параметры Тиля-Смолла:
Fs 49hz
Mms 10.7g
Rms 1.75 kg sec
Cms 0.0009 m N
BL 6.0
Vas 17 L
Qt 0.38
Qes 0.48
Qms 1,91

У пары динамиков параметры почти не отличаются, я привел параметры одного из них. Параметры указывают на повышенную жесткость подвеса, относительно паспорта. Я не знаю как их так надо размять чтоб подойти к паспортным параметрам, в реальной жизни они у меня скорее задубеют чем разомнутся. Поэтому взял за опору в расчетах эти параметры.

Как сделать колонку центрального канала

Как сделать колонку центрального канала

После сборки и тестов корпус получился в итоге такой:

Как сделать колонку центрального канала

Внутри корпус выглядит так:

Как сделать колонку центрального канала

В качестве материала для корпусов была куплена 18мм березовая фанера. МДФ не нашёл.

Поскольку корпуса будут оклеиваться шпоном, то нет возможности сделать какую либо стенку съемной, охота получить цельную монолитную конструкцию, поэтому съёмным будет дно, которое будет по совместительству выполнять роль подставки с винтовыми ножками. Лазить туда придется только за фильтром, в процессе его точной настройки.

Для того чтобы отверстия под динамики выглядели красиво их нужно фрезеровать после наклейки шпона, а шпон на лицевую панель лучше клеить в последнюю очередь, чтобы был нахлест на боковые листы шпона. Короче дырки под динамики пришлось резать в последнюю очередь.

Отец у меня увлекается столярным делом, поэтому корпуса мы забацали вдвоем с ним:

Источник

Колонка центрального канала с лабиринтом

Моделью колонки послужили акустические системы с лабиринтом Akai SW-30 JET ROAD SYSTEM.
В Японии, откуда родом эти колонки к природным ресурсам относятся очень бережно, все упаковочные ящики из досок, что попадались мне, служили только для доставки грузов.
Изготовить что – либо из них невозможно – из древесины выжато всё. По консистенции она похожа на высушенную репу с длинными волокнами внутри. Эти ящики были всегда соединены или специальными древесными саморезами с большим шагом и крупной резьбой, или специальными винтовыми гвоздями – обычные не держались.

Как сделать колонку центрального канала Как сделать колонку центрального канала

Так вот, стенки Акаевских колонок из тонких склеенных дощечек толщиной 9 мм. На фотографии хорошо виден скол в нижнем левом углу.
Внутри был установлен широкополосный динамик (тот, что позже переехал в корпус Fostex 103 Sigma) мощностью всего 5 Ватт (10 Ватт RMS). При воспроизведении музыки стенки ходили ходуном, и это несмотря на многие внутренние перегородки!
Ещё одна проблема лабиринтов с выхлопом на задней стенке заключается в том, что их надо ставить к стене дома не ближе полуметра. То есть при размерах 140х365×260мм они не могут быть истинно полочными.

Содержание / Contents

Как сделать колонку центрального канала

Мне потребовался центральный канал домашнего кинотеатра (на работе) в комнатку площадью около 50 м2 и с высотой стенок 5м. Под рукой оказались два автомобильных динамика по 30 Вт каждый. Коаксиальный Panasonic EAK-DC100 с пищалкой покрывает диапазон по верхам, за низы отвечает Nokia LBP-130. Может быть, кого-нибудь передёрнет от этой крамолы, но я соединил динамики паралельно, без всяких фильтров. Позднее, вероятнее всего, подключу их по схеме Bi-Amp.

В магазинах при фабриках мебели продают обрезки. Вот из них и сделаны стеночки этой колонки. Столешница кухонного стола из ДСП имеет толщину 26мм и антипригарное покрытие. Стенки собираются этим покрытием наружу, под обклейку. Внутри стенки покрыта какой-то бумагой к которой великолепно клеится вибропоглощающая прослойка.
Канал лабиринта собран из ДСП стандартной толщины 18 мм, закреплённых через стенки длинными (60мм) саморезами, что увеличивает жёсткость конструкции. Между громкоговорителями установлен экран из ДСП, длиной более диаметра бОльшего диффузора, и стандартной толщины 18 мм, для уменьшения взаимного влияния между динамиками.

Как-то на корпоративной вечеринке дал на эту колоночку 100 Ватт.
Динамики хлопали по защитным решёткам, но стеночки проявляли завидную жёсткость!

Как сделать колонку центрального канала

↑ Чертёж

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

↑ Спецификация на Loudspeaker Nokia lpb 130

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

AudioKiller’s site

Audio, Hi-Fi, Hi-End. Электроника. Аудио.

Материалы раздела:

Самодельные колонки: центр и тылы

Позже я усовершенствовал эти колонки: установил очень хорошие (и соответственно дорогие) динамики, переделал фильтры. Получилось просто здорово!

Все попытки улучшить звучание колонок Свен – 770, основная часть которых описывается в статье Доработка колонок Свен-770В, к значительному успеху не привели, за исключением фронтальных колонок. Поэтому я решил заменить полностью центр и тылы (фронты я переделал полностью, так что от них остались только изрядно доработанные корпуса).

Расчитал все полностью с нуля под НЧ динамики Visaton W130 S8 на тылы и 2 x W100 SC4 на центр. ВЧ динамики соответственно Vifa D27TG-05-06 и D19SD-05-08. Чертежи корпусов:

Как сделать колонку центрального канала

Как сделать колонку центрального канала

В ответ получил корпуса (на первом фото колонки стоЯт рядом с фронтальной от Свен-770):

Как сделать колонку центрального канала

Как сделать колонку центрального канала

Как сделать колонку центрального канала

Как сделать колонку центрального канала

Материал – 16 мм МДФ, покрыт винилом цвета “японская вишня”. С дури, наверное, я заказал настоящие фирменные (Визатоновские) терминалы, поэтому пришлось сэкономить – поставил винил вместо шпона (дороговато получилось, хотя и результат впечатляет, качество дешевым не бывает – дешевый Свен я уже покупал). Сделали достаточно быстро, доставка довольно дорогая, но зато дошло за неделю, все целенькое. Сделано качественно, гладенько, краси-и-иво. только решетки грилей несколько хлипковаты и не идеально ровные (что, впрочем, незаметно, если внимательно не рассматривать). В грили вставлены металлические штифты – не боишься сломать при установке/снятии.

Как сделать колонку центрального канала

Это для запланированного мною акустического оформления типа закрытый ящик (ЗЯ). По идее, если использовать фазоинвертор (ФИ), то можно получить нижнюю частоту порядка 50 Гц. Но:

На внешние размеры повлияла и толщина стенок – сам выбрал 16 мм – скажем нет вибрациям!

Вот как выглядят они с динамиками (динамики не прикрутил, а только положил), и вид внутри центральной колонки на распорки:

Как сделать колонку центрального канала

Как сделать колонку центрального канала

Как сделать колонку центрального канала

Кстати, вид тыловой колонки пусть никого не вводит в заблуждение – так и задумано, что НЧ динамик будет вверху, а ВЧ внизу – особенности расположения колонки в доме. Похоже изготовители проигнорировали заданные мной наружные размеры под ободок динамика (я задал большой припуск), и сделали исходя из собственного опыта – я ошеломлен: диаметр отверстия больше диаметра динамика на глаз – на 0,1 мм! Динамик садится без всяких зазоров! Как сделать колонку центрального канала

Первая попытка сделать фильтры (при отсутствии корпусов) сказать что была провальной – не скажу, но результат не понравился. Частично неудача объясняется с научной точки зрения: ВЧ и НЧ динамики не очень согласуются друг с другом – у них какая-то странная совместная АЧХ – на

7-8 кГц совпадают пики и провалы, ФЧХ такая, что динамики в фильтре 2-го порядка нужно включать синфазно (а фильтре 1-го порядка нужно включать противофазно – все наоборот от теории!), а если частота среза ФВЧ низкая, то ВЧ динамик перегружается, и его искажения проявляются “тяжелым” звуком. У НЧ динамика заметный подъем на 6-8 кГц, который лучше давить. Вообще эти Визатоновские динамики оказались крепким орешком – понадобилось множество экспериментов, чтобы нащупать, как с ними работать.

Теперь пришли корпуса, и я смог нормально делать фильтры. В общем, после нескольких дней экспериментов, расчетов и снова экспериментов, я пришел к двум возможным схемам фильтров: 1-го и 2-го порядков:

Как сделать колонку центрального канала

Я не скажу, что эти фильтры абсолютно оптимальны, но времени потрачено много (с перерывами на праздники), а еще центр делать – больше с ними возится не буду. Я сделал одну колонку с одним фильтром, а другую – с другим и сравню их. На первый взгляд 2-й порядок звучит лучше. Посравниваю еще…

Посравнивал – фильтр 2-го порядка мне нравится гораздо больше. Звук приятнее во всех отношениях, и разница достаточно хорошо заметна. Переделаю и другую колонку на 2-й порядок фильтра.

Внешний вид фильтра 2-го порядка:

Как сделать колонку центрального канала

А их сравнительные АЧХ (в области выше 300 Гц на расстоянии

Как сделать колонку центрального канала

Сразу сознаюсь, что быстро и качественно измерять АЧХ я еще не научился, поэтому они получаются страшненькими. Мне думается, что на самом деле они лучше, чем кажутся.

Waterfall колонки (выше 200 Гц = 5 мс):

Как сделать колонку центрального канала

АЧХ колонки с фильтром 2-го порядка, снятая с расстояния

0,6 м, промасштабированная и склееная с АЧХ, снятой с НЧ динамика на расстоянии 8 см (и еще учтен паспортный завал АЧХ микрофона на частотах выше 15 кГц). Сглаживание = 1/6 октавы. Этот график будем считать паспортом колонки.

Как сделать колонку центрального канала

Фото измерительной позиции (клик мышкой открывает большую картинку в новом окне

130 кБ). На большом фото микрофон и его крепление обведены желтым цветом.

Как сделать колонку центрального канала

Колонка с установленным фильтром:

Как сделать колонку центрального канала

Плата фильтра лежит на распорке и прикручена к ней проволокой (розовенькая такая). Такое вот супер высокотехнологичное решение! Как сделать колонку центрального каналаНа распорку наклеен изолон, так что фильтр держится крепко, и не дребезжит. Кстати, на фото хорошо виден герлен-изолон на задней стенке корпуса.

Весь корпус изнутри оклеен вибропоглотителем герлен + изолон 4 мм. Корпус изнутри протирается от пыли и высушивается. Перед наклейкой герлен нагревается над печкой (или на батарее), после чего он становится гораздо более липким. Также внутрь помещен распушенный синтепон (на фото его нет).

При сборке колонки впервые попробовал под динамик положить оконный уплотнитель (7мм). Похоже, что идея неплохая.

Как сделать колонку центрального канала

Центральная колонка

Корпус изнутри оклеен герлен-изолоном также, как и тылы. Заполнен синтепоном и использованы такие же уплотнители на динамики. Фильтры сразу делал 2-го порядка. Получилось неплохо (см. АЧХ), но если бы еще пару дней поковыряться, нашел бы наверное, вариант получше. Но и на этот не жалуюсь. АЧХ также получена склейкой среднего и ближнего полей.

Как сделать колонку центрального канала

Схема фильтров. Опять же ВЧ головка включена синфазно, что для фильтра 2-го порядка случается нечасто.

Как сделать колонку центрального канала

Впечатления

Как следует послушать еще не успел (а выходные закончились! Как сделать колонку центрального канала). Но первые впечатления уже есть: пукалки Свен и Микролаб и рядом не стояли! То, что было, теперь трудно приличным словом назвать, а тут появился нормальный звук! В центральной колонке басов меньше, и она чуть более склонна к бубнению. Но совсем чуть-чуть. Если прибавить низких темброблоком, то она способна их играть. Но это не ее стихия (хотя 50 Гц и слышно). Причем их играет без напряга. С высокими все ОК, даже вывел тембр в 0 (раньше был в +3 дБ). Средние чистые, легкие, разборчивые.

Тылы чуть получше на средних и высоких (там пищалки большего диаметра и с магнитной жидкостью, и мне их звук нравится больше), а на низких лучше заметно. Когда одна колонка играет от усилителя с макс. мощностью 20 Вт (а громкость не максимальна), то нормально озвучивает комнату 15 м2, да и во всей квартире неплохо слышно. И низких практически хватает. То есть их по количеству хватает и без темброблока, маловато по глубине – это после того, как я привык к сабвуферу, который у меня играет от 30 Гц (проверено). Но 50 Гц на них слышно нормально, хоть и слабовато уже. Зато бас “наполненый” и не “задушеный”. В Микролаб Соло-1 столько и такого баса отродясь не было даже со всякими эквализациями.

Прослушивание SACD и просмотр кино с DTS звуком (очень мало пока слушал и смотрел) показало, что звуковая картина создается. Виртуальные источники локализуются в пространстве, причем не только в пространстве, ограниченном колонкакми, но и вне его (звук пришел откуда-то издали справа).

В общем первый мой опыт по изготовлению колонок с нуля я считаю удачным. И, несмотря на то, что теперь кладовка забита Свенами, я не жалею, что их покупал – на них я набрался опыта, и целый год было что слушать.

Послушал некоторое время (но мало, мало…). Звучание колонки мягкое, приятное, не напрягающее. НЧ/СЧ динамики Wisaton W130S8 звучат мягче, чем Peerless 850122. Но не лучше (еще бы – разница в цене в 3 раза). Я не слушал на них рок, где необходим драйв – незнаю, как они со своим мягким звуком его воспроизведут. Остальные жанры (классику тоже не слушал) – очень мило.

Меньшие динамики W100SC4 звучат практически так же, но с низкими у них хуже. Ниже 80-100 Гц уже ловить нечего (хотя 50 Гц их не убивает и звук не портит, просто отдача сильно падает, но если поднять эквалайзером, то играют и без зажатости). А высокие (по паспорту максимум 10 кГц) до 8 кГц на слух вообще хорошо. Я даже задумался о применении их в качестве среднечастотного звена в 3-х полосной системе, с частотами раздела 200 Гц и 6-8 кГц. Только мощность у них маловата…

Дополнительные материалы

Здесь я добавляю некоторую информацию, которая может быть кому-то интересна (судя по вопросам, прозвучавшим на форуме). Постараюсь, чтобы получилось не очень сумбурно. Это все промежуточные результаты, которые я делал для себя, и они не всегда в лучшем виде.

Басовик Visaton W 130 S 8

Я все же сохранил его АЧХ, измеренную в корпусе тыловой колонки. Ниже 300 Гц кривой верить нельзя – тут и не совсем закрытый корпус влияет, и отражения. Черная линия – АЧХ, красная – ФЧХ:

Как сделать колонку центрального канала

Всплеск на 6-7 кГц на слух заметен не так, как на АЧХ, но видимо там творится что-то нехорошее, потому что если его подавить (всплеск а не слух), то звучит лучше. А вот ватерфолл басовика. Видно, что этот всплеск не спроста:

Как сделать колонку центрального канала

Хоть хребет и не длинный – всего 1,5 мс, на такой частоте это явно нехорошо. Диагноз подтверждается – его нужно давить.

И хоть фазовая характеристика выше 6-7 кГц не выглядит ужасно, тем не менее при фильтрах ВЧ и НЧ 2-го порядка пришлось динамики включить синфазно. Если включить “по науке” противофазно, на АЧХ получается жуткий провал. Вот один из ранних вариантов фильтров: синяя линия – противофазное включение, красная – синфазное.

Как сделать колонку центрального канала

Видно, что пики НЧ динамика пытаются пролезть на общую АЧХ несмотря на фильтр. Причем фильтр 2-го порядка подавляет эти пики довольно хорошо, а вот 1-й порядок работает неудовлетварительно. Самое интересное, что LSPCad упорно рисует наоборот – при синфазном включении – провал, при противофазном – нормально. Даже с введенной в него реальной (из даташита) АЧХ динамика. Я даже проверил – не перепутанна ли где у меня полярность? Нет. Все нормально. И на самих динамиках все правильно, ничего не перепутано.

ВЧ динамик

Разница между фильтрами ВЧ 1-го и 2-го порядков на низкой частоте среза (в районе 3,5 кГц) достаточно хорошо заметна. И заметна она на слух – ВЧ динамик перегружается низкими частотами и его диффузор выходит из области линейного смещения. Это проявляется как грязное звучание. Бороться с этим явлением помогает применение фильтра высокого порядка.

Кроме того, я проверил на практике, в чем различия между просто последовательным резистором, включенным последовательно с ВЧ динамиком и резистивным делителем (L-pad).

По теории у просто резистора преимущества такие:

Второй момент поясняю подробнее. На частоте механического резонанса динамика его сопротивление растет. При этом коэффициент деления делителя, создаваемого резистором и сопротивлением динамика падает. Т.е. на этой частоте резистор практически не ослабляет сигнал, а значит его амплитуда увеличивается (говоря по другому, добротность динамика растет). Амплитуда колебаний диффузора возрастает, ну дальше понятно. В случае применения L-pad, коэффициент деления делителя в меньшей степени зависит от импеданса динамика, и всплеск амплитуды на частоте механического резонанса динамика заметно меньше.

Это была теория, а теперь посмотрим, что получается на практике. АЧХ ВЧ динамика, включенного через фильтр 2-го порядка, причем в первом случае последовательно с динамиком стоял резистор 4,7 Ом (черная кривая), во втором – L-pad, образованный дополнительным параллельным подключением резистора 10 Ом (это не оптимально, просто я проверял разницу) – красная кривая:

Как сделать колонку центрального канала

Если кто-то, глядя на эти графики, скажет, что частота резонанса пищалки 1 кГц, то будет абсолютно прав! Из графиков видно, что демпфирование динамика параллельным резистором уменьшает напряжение на нем на

3 дБ. Т.е. амплитуда смещения диффузора уменьшается как минимум в 2 раза! Надо сказать, что на слух разница была заметна! Несмотря на снижение уровня высоких, звучание в целом стало приятнее. И это в динамике, в котором используется магнитная жидкость призванная снижать подобные явления!

Итак, выводы, которые я для себя сделал.

Это уже прикладная теория – руководство к действию. А в каждом конкретном случае нужно измерять и слушать, чтобы не промахнуться. Я сначала хотел использовать одиночный резистор, пренебрегая резонансом – типа он далеко, отфильтруется, и магнитная жидкость свою пользу принесет. Ан нет. Пришлось использовать L-pad, причем его сопротивления увеличены по сравнению с тем, что дает обычный для таких случаев расчет. Я стремился как можно сильнее увеличить сопротивления для получения максимальной “источникости тока” при достаточном демпфировании резонанса.

Применимость фильтра типа 0 + 1

Время от времени возникает вопрос: если НЧ динамик имеет естественный спад АЧХ на высоких, то зачем его вообще включать через фильтр? Включим его напрямую, пищалку состыкуем с ним, и все будет ОК. Такой вариант я тоже пробовал. Вот его АЧХ (я не уделил этому много времени, поэтому возможно это не самый лучший вариант такого включения). Синим – АЧХ ВЧ динамика, черным – общая АЧХ:

Как сделать колонку центрального канала

По поводу “кривизны” АЧХ делайте выводы самостоятельно. Я просто напомню про то, что выбросы на АЧХ и кривой ватерфол басовика никуда не делись. Мне звук не то, чтобы совсем не понравился… Просто с фильтрами заметно лучше. Чище, легче,приятнее… Заметно более “дорогое” звучание получается с фильтрами. Можете сравнить ватерфоллы колонки с фильтрами и НЧ динамика. Разница колоссальная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *