Как сделать кольца мокуме гане
Полное руководство как делать мокуме гане
В процессе обучения технике Мокуме Гане, я прочитал несколько учебников по данной тематике. И, обнаружил, что каждое пособие, каждый учебник дают лишь описание некоторых (не полностью) элементов этого подвида ювелирного искусства. И я решил написать свое руководство, в надежде добавить в эту отрасль свои идеи и наработки, так и поделиться знаниями с Вами.
Два месяца исследований, и практики, и вы уже сможете делать такое же мокуме гане.
Потрясающая пара обручальных колец для моих друзей. Это латунно-медные образцы, которые мы сделали, чтобы понять как выглядит и происходит процесс создания колец в стиле мокуме гане.
У меня было много неприятных моментов и откровенных проблем на разных этапах создания этих колец. На это ушло много времени и сил, было опрошено немалое количество людей, гораздо более осведомленных, чем я, которые дали множество разных советов, и, все из них я собрал как паззл по отдельности в единую картину для понимания сути процесса. Думаю, что важное различие между этим пособием по созданию мокуме и уже существующими заключается в том, что я не специалист, но все же смог понять суть процесса и добиться успеха.
В качестве отправной точки, я использовал книгу Яна Фергюсона «Мокуме Гане», которая входит в список ювелирной справочной литературы. Автор глубоко рассматривает некоторые направления в Мокуме, но не рассматривает все и сразу.
На данный момент, не могу сказать вам какие именно направления, поскольку я сам еще полностью погружен в процессы исследования и изучения, и трачу изрядное количество времени на обучение процессу. Автор имеет преимущество в оборудовании стоимостью 150 тыс долларов, купленного Оксфордским колледжом для экспериментов: аппарат контролирующий атмосферу, супер сплавы с эффектом памяти, и кучу других удивительных расходных материалов, которые, пожалуй, не купишь в ближайшим магазине за домом.
Я также получил немного знаний из учебника Джеймса Биниона в Art Metal. Сам Джеймс очень специфичен в одних моментах, но, как и многие авторы той или иной методики слабоват в других.
Не хотел бы сейчас рассказывать ни об одном конкретном шаге, о какой-то технической операции, как важной так или не очень важной. И это только потому, что техника Мокуме на самом деле очень точная и научная сфера ювелирного ремесла, в которой есть так много переменных, что какой-либо неуверенный шаг в процессе работы, какое-то действие, не будучи совершенным, отточенным, может привести всю вашу заготовку к разрушению и расслоению.
Цель данного пособия заключается в том, чтобы улучшить ваш процесс изготовления изделий в технике мокуме настолько хорошо, чтобы вы могли контролируемыми действиями и способами, вносить изменения в одном этапе изготовления не мешая и не портя изделие на других этапах.
Обломки моей крутящейся пластины после первичного сваривания, с прессом нависшим над «изделием».
Прежде чем вы научитесь делать мокуме может уйти некоторое количество времени, — мне потребовалось изготовить (и даже испортить) почти двадцать заготовок, прежде чем у меня появилось ощущение, что я смогу сделать точно один или несколько этапов изготовления изделия, не портя само изделие, что примерно можно сравнить с 25% из 100 % возможных от конечного успеха, но при этом, постоянно же увеличивается уровень знаний и опыта.
Я использовал метод крутящейся пластины, с использованием гидравлического пресса и электрической печи. Это промежуточный этап между традиционным способом «связывания» с помощью «метода с древесным углем» который используют японцы, и теплоизолирующим прессом из термопластичного материала Яна Фергюсона в печи с возможностью контроля температуры и нагрева окружающей среды (для определения состояния рабочей среды внутри печи). Вы сами можете найти спецификацию для такой пластины в пособии Джеймса Биниона.
Итак, до сего момента, вы терпеливо ожидали конкретику и особенно процесса создания Мокуме, моих наработок, что ж, вот они:
Набор инструментов и материалов, включая молочную магнезию слва и шлифовальная установка справа
Необходимые ингредиенты:
Процесс создания мокуме гане:
Прежде чем вы начнете:
Замечание по флюсу: ни в одном из предложенных мною источников не упоминается использование флюса при выполнении этого процесса. Почему то во всех источниках процесс происходит без него. Знакомый из студии реактивных металлов никогда не слышал о таком процессе с применением флюса. Я начал использовать флюс в очень кислородом насыщенной пропановой кузне, где мои заготовки в два раза меньше окисляются.
Мы используем активный флюс, он взаимодействует с оксидами и их выделениями. Кто-то, с небольшим количеством денег, как у меня, не может позволить себе терпеть неудачу в процессе работы много раз, особенно с серебром или другими драгоценными металлами.
Если вы используете флюс: обязательно поставьте керамическую тарелку на любой огнеупорный кирпич на полу кузницы или печи. Флюс, особенно тот который я использую, будет правильно просачиваться через огнеупорный кирпич. Я не знаю, почему, они просто плохо взаимодействуют между собой.
Всю эту часть процесса я ношу латексные перчатки, чтобы минимизировать загрязнение.
Материалы в печи на керамической пластине
Линии оксидации на вершине и боковых слоях. Длее я подрезал и обрабатывал стороны заготовки
Начиная с этого момента вы должны использовать заготовку для дальнейшей работы. В какой-то момент вы начнете чувствовать, что заготовка готова к дальнейшей работе по ударам молотка как по твердому блоку, а не как при спрессовывании или проковке слоев. Вы научитесь чувствовать это. Я рекомендую уменьшить, отковать блок, 1/2, 2/3 или даже ¾ от изначального размера вручную, прежде чем положить его через прокатный стан или в вальцы.
Вы можете вырезать куски или полоски из готовой заготовки и использовать их для изготовления колец и украшений, вы можете свернуть в кольцо в любую форму и фигуру используя красивый рисунок и текстуру и сделать все, что вы хотите. Я не собираюсь вдаваться в подробности, но вы можете оглядеться вокруг, поискать в интернете, и даже в других книгах все что нужно для вдохновения.
Удачи, и, если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, задавайте!
• Зеленые кружки означают, что металлы в данном сочетании наиболее легко соединяются и легко поддаются обработке.
Желтые кружки означают, что металлы в данном сочетании либо плохо сплавляются, либо плохо поддаются обработке.
• Красными кружками обозначены сочетания металлов, которые либо крайне тяжело сплавляются, либо их крайне трудно обрабатывать, либо обе трудности присутствуют одновременно.
Важное замечание: Если в таблице обозначено, что два (или более) металла совместимы, то это не обязательно означает, что их сплавление в одном брикете пройдет успешно. Необходимо принимать во внимание и другие факторы, как то: способы сплавления и температурный режим.
По материалам источника: http://www.jacoblefton.com
Огромное спасибо: Алексею Туеву и Дмитрию Татаурову за перевод статьи.
Мокуме Гане в почти домашних условиях
Пост будет не за военную реконструкцию, надеюсь это никого не разочарует.
Мокумэ Ганэ (от яп. металлическая древесина сосны, варианты названия: итаме-гане и касуми-ичи – облачный металл) — композитный материал, составленный из разнородных и разноокрашенных металлов, образующих декоративный узор, часто похожий на фактуру древесины.
Суть метода Мокумэ Ганэ (Mokume Gane) заключается в том что несколько листов различных ювелирных металлов (может быть несколько десятков) включая жёлтое и белое золото, палладий, платину, серебро, медь, латунь, нейзильбер имеющих разную толщину складываются слоями в определённой очерёдности, нагреваются при определённой высокой, но не приводящей к их плавлению температуре, так, что металлы спекаются между собой, образуя неразрывное соединение.
Так выглядит мокуме, вышедшее из рук профессионалов.
Возможности у меня есть, желание тоже и руки, как мне казалось, растут из плеч. Было решено обкатать технологию и, если удастся, поставить на поток.
После создания нужного давления на пакет, заряженный кондуктор отправляется в муфельную печь, шесть часов прогреваться при 900 градусах по Цельсию. За этот участок эксперимента спасибо замечательному ювелиру, Илье Шамову.
Результат длительного запекания под давлением. Пластинки меди и латуни сплавились воедино.
После была расковка. Фотографировать процесс и одновременно оперировать мехмолотом возможности не имел и никогда иметь не буду, так что вот уже готовый результат.
Раскованный пакет после шлифовки и полировки. В принципе, это можно считать конечным результатом, но я покажу, куда ушел этот пакет мокуме.
С него вышло несколько небольших, но очень необычных больстеров на ножи, а так же три вот таких вот подвески.
Спасибо за внимание!
Найдены возможные дубликаты
а можно поподробнее про предварительную подготовку пластин? просто зачистить наждачкой? или обрабатывались какой-то химией/флюсами?
Кусочек этого пакета ушел в раскат на блесны. Но фоток готовых блесен я так и не дождался.
900 градусов, это как раз граница плавления. При 9000 все сгорит нафиг. И печь, судя по цвету нагрева, там не более 1000 градусов по цельсию.
Опечатка. Сейчас исправлю.
Моя первая декоративная панель кумико
Давно было желание попробовать сделать подобную панель, и в перерыве между большими проектами получилось вот такое 🙂
Решетка и основной рисунок «Asa-no-ha» сделаны из сосны, верхний элемент «Kawari yae-zakura» из клена, нижний «Gomagara Kikkou» из бука и вставка «Asa-no-ha» из клена. Рамка из бука.
Столярный пазл. LVL 80+++
Я, конечно, знал о тамошней любви к точности и наплевательском отношении к затраченному времени. но чтобы настолько.
я в восхищенном шоке ))
Котики из войлока
Японская мастерица Tomoko Masakage создает миниатюру в масштабе 1:12
Ловец снов «Самурай»
Нам бы только упасть
лепестками вишни весной,
столь же чистыми и сияющими. ©
Хое Юджимаса
Мне очень нравится переход от кроваво-красного низа к черному, и завершается все это белым сияющим кольцом.
Будто и правда переход от крови и тьмы к свету
Этот ловец является аналогом Ловец снов «Ханами» Цветовая гамма и дерево остались без изменений, а хвост попросили сделать более брутальным.
Перья расписаны иероглифами вручную и по значению соответствуют тематике ловца
Диаметр кольца 20 см
Длина около 60 см
Материалы: хлопковые нити, бусины, перья гуся, акриловые краски, кружева, металлическая фурнитура
Японские мотивы
Это что-то новенькое и непривычное для меня ) Обычно всегда лес, иногда горы. А тут, видимо, от самоизоляции приходят новые мыслишки в голову, а руки тянутся рисовать =D
Мелкота невероятная как всегда, а кисть по-прежнему старенькая и кривая хD
Материалы: полимерная глина, акрил.
Крошечный Хаку)
Кицунэ
«Мелькнул хвост лисий.
Нет теперь мне покоя –
Кицунэ с девятью хвостами, прекрасная и мудрая
Другие подобные работы вы можете найти в моей группе
В духе Японии.
Только доделала и сразу делюсь с вами)
Каркасная игрушка в смешанной технике.
Приятного просмотра 😊
Выжигание.
Нарисована с японской цветной гравюры. Выжжена паяльником. Размер 38х60 см..
Как появляется светильник (Кумико)
Решил более подробней описать процесс появления светильника, а тут как раз закончил один проект.
Конечно идея изначально зараждается ещё в голове, но так как карандашом у меня рисовать получается не очень, то первые наброски я делаю в программе Corel. Отсюда же беру размеры ну собственно делаю полноценный чертёж. В изделии решил использовать комбинацию трёх пород древесины: Орех, дуб, липа.
Если изделие не плоская решётка, и хочется более реалистичной картинки, то ещё поднимаю 3D модель в программе Scketchup. Здесь очень удобно посмотреть, где может случится конструкционный косяк, да и в целом оценить сложность конструкции. Рисунок решётки в полтора цветка был выбран осознано.
В этот раз я попробовал более подробней показать, как рисовать сову, но ограничение по фотографиям в посте немного теснит.
Итак, поехали. Заготовил рейки, напилил пазы и собрал вот такие каркасы. Пазы пилю по настроению, иногда торцовкой иногда японской ручной пилой.
Каркасы я целенаправленно сделал конструкционно большие. Каждый такой каркас будет пилиться на 4 части. Ну собственно получится 4 стенки светильника. Лукавить не буду, я имею доступ к шлифовально-калибровальному станку и финишную шлифовку собранной решётки выполняю на этом станке, а там минимальный размер шлифуемой заготовки 400мм. Поэтому каркас изначально большой.
Теперь подробнее о деталях наполнения каркаса. Эти детали я решил делать и светлого дерева (липа). Липа очень мягкое дерево, а мой рубанок имеет угол заточки для работы с твёрдыми породами типа дуба, в следствии чего результат и скорость работы меня очень не удовлетворили.
Решено было попробовать поработать стамеской, так как у меня как раз была заточена широкая стамеска на 25 градусов, да и любопытство работы новым инструментом взяло верх. Признаться честно, в юности я думал, что стамеска нужна, чтобы банки с краской открывать.
Такой результат работы обусловлен только остротой стамески и ровностью шаблона для строгания. Как говорил Стэтхам, тупых стамесок существовать не должно.
Суммарный результат наполнения.
Заполнил весь каркас, смотрится не плохо, даже распиливать не хочется =)
Приступил к изготовлению каркаса самого светильника. Каркас будет изготавливаться таким образом, что сборка будет осуществляться без шкантов и шипов. Стенки будут вставляться друг в друга. Один из пазов получается довольно интересный.
Примерно так выглядит каркас в сборе (Лишнее ещё не отпилено).
Это задняя часть стенки, проверял зазоры.
А это уже заторцованные стенки, готовые к сборки.
Решётки я уже распилил, залакировал и заклеил бумагой. Бумага – традиционная японская бумага Васи’ (Washi), заказывал в Японии.
Каркасы склеил и покрыл маслом, и начал сборку. Решётки входят довольно прочно, даже пристукиваю резиновым молоточком. Одну из стенок клеем не промазываю, на случай, если кто решит узнать предел прочности этой бумаги, а сняв одну из стенок, будет хороший доступ для ремонта бумажного полотна.
Постарался показать на фото свечение древесины. Древесина под лаком или маслом отражает свет, словно катафот, но в живую это свечение выглядят гораздо контрастнее.
С предметной съёмкой всё же надо ещё потренироваться.
Так как цифровая камера имеет весьма ограниченный динамический диапазон, в отличии от человеческого глаза, то более подробное свечение бумаги сделал отдельно.
Кому интересно, многие фото процесса выкладываю в своём инстаграме kumiko.air, здесь стараюсь писать, когда работа закончена.
Всем спасибо, особенно дочитавшим до конца =)
Всех с Рождеством и наступающим Новым Годом!