Как сделать коммуникативный альбом

Как сделать коммуникативный альбом

Как сделать коммуникативный альбом

Многие дети с аутизмом имеют задержку в развитии речи.
Если очень кратко, то карточки пекс это одно из средств альтернативных средств коммуникации.

Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению с помощью карточек ПЕКС базируются на принципах Прикладного анализа поведения.

Система ПЕКС описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Описание книги, как и купить книгу — легко можно найти в интернете – достаточно в поисковике задать название.

Более пробно про карточки ПЕКС — можно прочитать здесь Вспомогательный метод коммуникации РЕС S — все «за» и «против»
Там же (внизу) – дополнительные статьи – более подробные шаги…

Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.

В нашей небольшой статье мы хотим поделиться тем, как можно самому сделать эти карточки.

Практические советы по изготовлению карточек и папки ПЕКС
Что же нужно для того что бы изготовить карточки?

— ножницы, линейку, дырокол, клей;

— «липучки», т.е. ленты контактные. Их можно приобрести в магазине;

— бумагу для печати офисную (на которой распечатываются сами карточки).
Есть вариант, когда обычную бумагу заменяли на бумагу этикеточную самоклеющуюся, это уже Вам решать…

— «большая» папка с кольцами и несколько папок из которых будут делаться листы (пластиковые или картонные)Как сделать коммуникативный альбом

Как сделать коммуникативный альбом

В качестве редактора лучше всего использовать фотошоп, но если не умеете, это не страшно.
Можно воспользоваться и более простым встроенным (интегрированным) в Windows графическим редактором Paint
(кнопка “Пуск | Стандартные | Paint )Как сделать коммуникативный альбом

В крайнем случае для редактирования картинок подойдет даже Word – можно создать таблицу с одинаковым размером ячеек, куда и вставляются нужные (найденные и обработанные) картинки.
После этого распечатываем – желательно на цветном принтере.Как сделать коммуникативный альбом

Распечатанный лист наклеиваем на картон и нарезаем на карточки:

Как сделать коммуникативный альбом

Как сделать коммуникативный альбом

Многие, кто делает карточки своими силами, рекомендуют ламинировать – так долговечнее.
Это решать Вам.
Самое долговечное (и дорогое) решение – использовать ламинатор.
Альтернативный вариант – ручная ламинация широким скотчем

Последнее действие – отрезать кусочки липучей ленты и приклеить их к карточкам с обратной стороны.Как сделать коммуникативный альбом

2. Папка для карточек ПЕКС

Обложка книги — это папка с широким «корешком» и кольцами – в нее вставляются листы, отверстия для крепления делаются дыроколом.
3. Листы

— пластиковые папки для бумаг (непрозрачные)
Количество определяется так: из каждой папки получится два листа для книги. На каждом листе обычно умещают по 16-20 картинок.
Можно использовать не пластиковые листы а картонные, тогда можно их «ламинировать» цветной бумагой, как на фото :Как сделать коммуникативный альбом

Листы книги вырезаем по тем же размерам минус 0,5 сантиметра.
Можно сбоку оставлять небольшой кусочек, чтобы удобнее было листать.
Некоторые наклеивают на него название категории карточек на каждом листе.

Теперь аккуратно клеим ленту от липучки на каждую страницу с двух сторон, приклеивая (или прикладывая липучку к двухсторонему скотчу).
Лучше сначала приложить вместе с карточками, чтобы не ошибиться с расстоянием между линиями. Ребенку должно быть удобно снимать карточки с полосок.

Теперь отрезаем кусочек липучки, и разрезаем её пополам в длину.

Как сделать коммуникативный альбом

Вот такое получилось пособие.

Как сделать коммуникативный альбом

Желаем, что бы эта статья помогла Вам и принесла пользу!
Дополнительные ссылки :

О КАРТОЧКАХ ПЕКС подробнее…
Форумы

Как сделать карточки пекс….

Можно купить уже готовые элементы или целые альбомы…

Источник

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для аутистов

Что такое PECS

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Работа с карточками PECS

Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.

На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.

Как сделать коммуникативный альбом

Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

Как сделать коммуникативный альбом

Например: картинка с конфеткой. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.

Как сделать коммуникативный альбом

Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.

Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.

Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.

Как сделать коммуникативный альбом

Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.

Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.

Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.

Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.

Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.

Как сделать коммуникативный альбом

Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.

Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.

С какого числа карточек PECS стоит начать?

У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.

Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.

Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.

Как сделать карточки PECS своими руками

Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.

Как сделать коммуникативный альбом

Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.

После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?

Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!

Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

Источник

Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECS

Яна Кривошеина
Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECS

Основными задачами системы являются:

формирование мотивации к общению;

совершенствование понимания речи;

развитие коммуникативных навыков;

стимулирование речевой активности.

Практическое применение данной системы в нашем детском саду позволит решить ряд вышеописанных задач, а так же достичь положительного результата при достижении главной цели.

Случаи, в которых в данный момент в нашем учреждении реализуется система альтернативной коммуникации:

Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (РДА – 1 ребенок);

Стойкое тяжелое недоразвитие речи (моторная алалия – 1 ребенок).

Как это работает? Первоначальным и не всегда простым этапом является установление контакта с воспитанником (сложнее приходится с ребенком с РДА). После того, как контакт установлен, предстоит не менее сложная работа. Получив чёткое представление о ребёнке, переходим к 6-ти фазовому обучению по системе PECS. Обязательным действием, является поощрение. Программа PECS начинается с обучения втроем. Ребенок, который будет передавать сообщение. Педагог, который получает сообщение. Взрослый помощник (ассистент, который осознанно помогает человеку в выполнении целевой реакции (мама).

I фаза. Моторный ответ. «Как» осуществлять общение.

Конечная цель: увидев «наиболее предпочитаемый» предмет, ребёнок берёт карточку (с изображением этого предмета) и кладёт в руку педагогу.

Стратегия обучения – для того чтобы облегчить задачу быстрого упразднения подсказок, побуждение к действию даётся вне ситуации социального взаимодействия, подразумевается подсказка двух человек. Помощник, находится сзади и, не вступая с ребёнком в социальный контакт, постепенно отменяет подсказки, используя стратегию обратной последовательности, чтобы ребёнок начал самостоятельно производить необходимые действия.

II фаза. Расстояние (дистанция) и настойчивость.

Конечная цель: ребёнок подходит к своему индивидуальному альбому PECS, берёт карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладёт карточку в руку педагога.

Стратегия обучения – формирование – это обучение новым навыкам с помощью «повышения ставок» от пробы к пробе. Формируем навык «путешествовать» на всё большие расстояния от собеседника до альбома, суть заключается в том, чтобы изменения каждый раз были достаточно заметны для педагога и незначительными для ребёнка.

III фаза. Распознавание карточек.

Конечная цель: чтобы попросить желаемый предмет, ребёнок подходит к альбому PECS, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к педагогу и даёт ему карточку, либо закрепляет ее на специализированный планшет.

Стратегия обучения –представляет собой последовательность из 4 шагов:

1.Предложение педагога: он помещает 2 карточки на обложку альбома PECS и привлекает внимание ребёнка.

3. Результат – ребёнок получает желаемый предмет.

4.Небольшой перерыв перед следующим предложением: ребёнок кушает желаемое, либо играет с желаемым предметом. Происходит обучение «самостоятельного» навыка.

IV фаза. Структура предложения.

Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов,выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», помещает её на ленту для предложений, затем карточку с желаемым предметом, помещает на ленту, снимает ленту и приносит педагогу.

Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», карточки-определения и карточки с изображением желаемого предмета. Ребёнок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях на ленте.

Стратегия обучения –состоит из 4-х ступеней:

1. Выкладывание предложения из 3-х карточек.

2. Из 2-х признаков выбрать нужный. Научить различать признаки.

3. Уметь самостоятельно исправлять ошибки.

4. Если самостоятельно не удаётся исправлять ошибки, проводим работу над ошибками (фаза III).

V фаза – ответ на вопрос «Что ты хочешь?».

Конечная цель: ребёнок спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».

Стратегия обучения – поощрять каждый правильный ответ ребёнка, использовать «подсказку с задержкой» в процессе обучения на этом этапе.

VI фаза – Комментирование.

Конечная цель: ребёнок отвечает на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что это?», «Что ты слышишь?» Спонтанно (инициативно) просит и комментирует.

Стратегия обучения –4 ступени:

1. Продемонстрируйте, указать на правильную вводную картинку.

2. Подскажите, повторять вопрос «Что ты видишь?» и помочь выбрать ребёнку правильную вводную карточку PECS.

3. Переключитесь, предложить ребёнку выполнить другое задание.

4. Повторите, поместить вводную карточку обратно на обложку альбома и повторить вопрос.

Данная система PECS реализуется мной с ноября 2016г. в нашем детском саду.

Занятия проводятся индивидуально, с каждым ребенком. Время занятия учитывает возможности и особенности ребенка. Во время обучения педагогу следует постоянно контролировать наличие и состояние 7-ми основных категорий, ребенка с РДА,РАС:

эмоции и зрительный контакт;

коммуникация;

Так же следует фиксировать достижения воспитанников (детей с РДА, РАС, ТНР, ТМНР, отмечать как положительные, так и отрицательные моменты в работе с данной системой.

В работе с детьми с РДА, РАС характер занятия должен соответствовать учебному занятию; не должно быть эмоционально окрашено, эмоцией выражаем только на поощрения; в поле зрения ребенка находятся только необходимые предметы; для разгрузки включать переменки (они для каждого ребенка индивидуальны).

Как сделать коммуникативный альбом Как сделать коммуникативный альбом Как сделать коммуникативный альбом Как сделать коммуникативный альбом Как сделать коммуникативный альбом Как сделать коммуникативный альбом Как сделать коммуникативный альбом Как сделать коммуникативный альбом Как сделать коммуникативный альбом Как сделать коммуникативный альбом Как сделать коммуникативный альбом

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с ТНР Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные.

Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Задумывались ли вы когда-нибудь, насколько важно для вас и вашего ребёнка общение? Насколько важна возможность донести другому свои мысли,.

Консультация для воспитателей «Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Принцип «терапии песком» был предложен еще.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного.

Как сделать коммуникативный альбомТехнология Марии Монтессори в коррекционной работе с детьми Ребенок должен создавать свою внутреннюю жизнь, чтобы суметь выразить что-то. Он должен самостоятельно выбирать в окружающей среде материал.

Здоровьесберегающие технологии. Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда. В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *