Как сделать комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Как сделать комплексный анализ текста

Основные сведения о тексте

В первую очередь надо обратить внимание на автора. Хорошо, если он нам известен и мы можем сделать вывод, типична ли для него такая тематика или система образов.

Затем необходимо определить жанр.

Кроме обычных жанров (очерк, рассказ, притча, стихотворение в прозе) для анализа может быть предложен отрывок произведения художественной литературы; если известен полный текст, можно рассматривать отрывок с опорой на него, но на самом деле это не требуется.

Какого стиля предложенный текст: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, стиль художественной литературы? Каков его тип (повествование, описание, рассуждение)? Только ответив на эти формальные вопросы, стоит переходить к дальнейшему анализу.

Необходимо не просто сказать или написать жанр, стиль и тип текста, но и в нескольких словах аргументировать свое мнение (например, как в этом образце: “В отрывке мы встречаем несколько терминов, а содержит он подробное и точное описание внешнего вида кенгуру, что позволяет определить стиль как научный, а тип – описание”).

Тема текста

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Надо поставить перед собой этот вопрос и таким образом определить тему. Если у текста есть название, объяснить его смысл; если нет, попытаться его придумать.

Форма текста

Переходим к формальной характеристике. Уже в 7 классе русский язык изучен достаточно, чтобы делать простой анализ.

Сколько в тексте абзацев и сколько микротем? Совпадают ли они?

Обычно, конечно, в тексте, который предлагают школьникам, они совпадают. Но не всегда. Уж тем более редко они совпадают в обычном художественном тексте.

Как связаны между собой абзацы? Предложения?

Связь может быть цепная (повтор слов, синонимы, местоимения и т.д.) и параллельная (по смыслу).

Композиция текста

В этой части анализа надо охарактеризовать построение текста. Как он развивается?

Возможно, автор использовал какие-то приемы: антитезу, например, или аналогию.

Изобразительные средства языка

Теперь пора охарактеризовать язык текста, сосредоточившись на изобразительных средствах.

Лексические средства – это

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись.

Морфологические средства: преобладание определенных частей речи.

Синтаксические средства: синтаксический параллелизм, парцелляция, многосоюзие, односоставные предложения и так далее.

Необходимо помнить, что автор использует изобразительные средства языка не просто “чтоб были”, а с целью подчеркнуть какую-то мысль или произвести какое-то впечатление на читателя. Желательно хотя бы в половине случаев разгадать и раскрыть цель автора (например, “чтобы подчеркнуть свою мысль, автор использует повтор”, “используя аллитерацию, поэт стремится передать шум ветра в ветвях” и т.п.)

Содержание текста

Теперь по плану комплексного анализа текста мы обращаем внимание на образы, а через них приходим к основной мысли. Что хотел сказать нам автор? В чем убедить?

И, наконец, собственное мнение. Какое впечатление произвел на анализирующего этот текст? Что особенно тронуло? Если это рассуждение, можно согласиться (или нет) с мнением автора. Если повествование или описание, сообщить, какие чувства вызвал текст, над чем заставил задуматься.

Что мы узнали?

Анализируя текст, надо упомянуть о его жанровых и стилистических особенностях, теме, композиции, изобразительных средствах, основной мысли и рассказать о своем восприятии текста. Можно менять последовательность, но лучше двигаться от формы к содержанию, а не наоборот. И крайне нежелательно все мешать без разбора в одну кучу. Цель автора – что-то сказать нам, и по анализу должно быть ясно, что мы это поняли.

Источник

Что такое анализ текста? Как делать комплексный анализ текста по литературе?

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

Как сделать комплексный анализ текста

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Алгоритм действий

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями – мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

Как сделать комплексный анализ текста

План анализа

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

Как сделать комплексный анализ текста

Содержание притчи

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения

Тема притчи – это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие – параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Как сделать комплексный анализ текста

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу – рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Стиль произведения – художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Завершение анализа

Автор использует следующие средства выразительности:

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере – линейно. Есть завязка – отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка – это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники – уставший – Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он – над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Как сделать комплексный анализ текста

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

Источник

Анализ текста. План комплексного анализа текста

Как сделать комплексный анализ текста

Чего хочет от ученика преподаватель, требуя провести комплексный анализ текста? План такого задания включает несколько пунктов, которые мы рассмотрим в данной статье. В работе должны быть учтены исторические реалии, в которых создавалось произведение, характеры и роли героев (как главных, так и второстепенных), особенности языка и построения структуры текста.

Контекст

Автор исследуемого вами произведения – обычный человек, существующий в какой-то исторический период времени. Проблемы в общественной жизни, политическая напряженность, личные переживания налагают неизгладимый отпечаток на публикуемые им произведения. Изучите, какие факторы способствовали написанию книги, а если сможете, найдите параллели между сюжетными линиями и реально происходившими в мире событиями. Всё это составит первый пункт плана анализа текста по литературе.

Как сделать комплексный анализ текста

Часто взаимоотношения героев разворачиваются на фоне крупных внутри- и внешнеполитических событий: гражданских и международных войн, революций, бунтов и восстаний, принятия резонансных законодательных актов. Бывают в тексте отражены природные явления: засуха и последующий голод, затмения, которым приписывается символическое значение, затопление территорий.

Основная идея

Выделите главную идею произведения. Каков посыл, что хочет донести автор до читателя? Вокруг какой темы строится повествование? Укажите, каким образом писатель подготавливает почву для содержательной части.

Как сделать комплексный анализ текста

Типы речи

Какими стилистическими средствами пользуется автор, выражая свои мысли? Возможно, он использует повествовательный тип речи: вы следите за действиями персонажей, процессом их общения в различном окружении. Временами фокус внимания переключается на «декорации» и формы – писатель уточняет детали, использует описание объектов с целью создания большей реалистичности картины, буквально «рисует» в воображении человека, держащего в руках книгу.

Как сделать комплексный анализ текста

Самым трудным типом для анализа является рассуждение, в котором приводятся аргументы, отстаивается определенная точка зрения автора, которая может быть отлична от вашей. Написание работы по произведению такого вида может стать настоящим испытанием, если вы в корне не согласны с представленными доводами. А подобрать свои аргументы бывает порой весьма непросто.

Стиль

Разговорный стиль используется обычно при описании общения героев. Если персонажи относятся к необразованному населению, к крестьянству и т. д., то автор может использовать даже сниженную и грубую лексику; если же общаются аристократы или представители иных «высших кругов», то им по тексту принадлежат зачастую чересчур возвышенные слова. Это стоит отметить при комплексном анализе текста (план предусматривает анализ используемых стилей).

Как сделать комплексный анализ текста

Текст может включать также художественный или публицистический стиль – язык газет, журналов и иной периодики. Существует также разновидность речи, применяемая в оформлении документов и иных деловых бумаг. Такой стиль называется официально-деловым.

Поведение героев

Авторские особенности

Отметьте, какие обороты речи, художественные и стилистические структуры выделяют творения выбранного писателя среди многих других? Какие лексические единицы он употребляет чаще, чем другие? Что вы можете сказать про авторскую морфологию, синтаксис, фонетику? Такие детали и создают в итоге полный портрет литературного классика.

Художественные средства

Какие конструкции вы можете увидеть в тексте? Какие из них используются чаще других? Этот пункт ни в коем случае нельзя опускать в плане анализа прозаического текста. Преподаватель рассказывал вам эту тему и будет рад увидеть применение полученных вами знаний.

Как сделать комплексный анализ текста

Возможно, автор часто иронизирует или отличается саркастическими выпадами в отношении персонажей? Это свойственно многим литераторам. В особенности отличаются обилием таких элементов произведения Бернарда Шоу или Марка Твена. Русские писатели также любили пошутить: и Пушкин, и Гоголь, и даже Маяковский, – почитав их творения, вы непременно увидите, о чем идёт речь.

С другой стороны, текст может изобиловать эпитетами, метафорами, гиперболами и литотами – все эти термины вы должны знать из уроков литературы. Все эти инструменты часто используются, например, при описании природы или оценке одними персонажами действий и характеров других.

План анализа текста также должен включать внимательный разбор фонотактической составляющей и ритмики, если вы работаете с произведением, написанным в стихотворной форме. Поэмы, эпиграммы, баллады, песни – каждый из этих жанров имеет особенности, которые необходимо выделить явным образом. В противном случае преподаватель снизит вам оценку.

Достижения

Переходя к заключению работы, в последнем пункте плана анализа текста запланируйте изучить, какой след оставило выбранное вами произведение в истории. Возможно, речь стоит вести не только о конкретной работе, но и о писателе: какие его произведения можно упомянуть наряду с анализируемым?

Как сделать комплексный анализ текста

В чем важность его работ тогда, в прошлом, и сейчас? Ни одно произведение не входит в курс уроков литературы случайно. Постарайтесь раскрыть эту тему.

Заключение

Итак, план анализа текста, рассмотренный в данной статье, состоит почти из десяти пунктов, каждый из которых должен быть освещен в вашей работе.

Если вы сделаете всё в соответствии с представленной рекомендацией, преподаватель будет доволен и поставит вам отличную оценку. Разумеется, от глубины и качества ваших рассуждений и аргументации многое зависит, однако уже само наличие структуры, затрагивающей все интересующие педагога вопросы, добавит к вашей отметке дополнительный балл.

Источник

Комплексный анализ текста на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Как сделать комплексный анализ текста

В статье рассматриваются особенности работы с текстом на уроках русского языка. Предлагается план анализа текста, задания по работе с текстом (они могут быть как коллективными, так и индивидуальными). Комплексный анализ текста может быть проведен учащимся в классе и самостоятельно дома. Это может быть полный либо частичный анализ. Подобная работа поможет учащимся подготовиться к будущей сдачи ЕГЭ. Элементы анализа текста целесообразно начинать с 5 класса и из класса в класс вести подобную работу, что приучит учеников к самостоятельному комплексному анализу текста и научит создавать свои собственные связные тексты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

на тему «Комплексный анализ текста на уроках русского языка»

учитель русского языка

Квалификационная категория: первая

В последние годы в преподавании русского языка используется текстоцентрический подход. Это значит, что любая единица языка должна изучаться в пространстве (в тексте). Соответственно изменились цели преподавания.

Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы произведения. Этому следует учить, начиная с 5 класса. Если учащиеся не готовы к восприятию художественно-языковой, поэтической формы литературного произведения, в 9 – 10 классах проходят занятия, на которых учащиеся по плану рассматривают те или иные особенности текста. Например, это могут быть такие занятия: «Анализ художественно-языковых средств, словесных образов (конкретного произведения)»; «Наблюдение над лексическими средствами языка в связи с идейно-образным содержанием произведения»; «Работа с текстом с целью выявления особенностей стиля писателя»; «Анализ подтекстового смысла»; «Характеристика лирического героя, его чувств, настроений, мыслей»; «Анализ отрывка (эпизода, сцены, части текста) с точки зрения его взаимосвязи с целостным содержанием произведения»; «Композиция литературного произведения» и т.д.

Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она охватывает и лексику текстов по разным предметам (терминологию и общенаучную лексику), и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам.

Начинать такую работу необходимо с 5 класса: выделение главного в абзаце и в более широком тексте, нахождение ключевых слов, находить, различать основное и его признаки в абзаце и тексте, овладевать приёмами сокращения текста, составлять план, пересказывать по плану, близко к тексту и сокращённо и т.д.

Учащимся предлагается план анализа текста, по которому они работают с текстом, но, так как каждый текст индивидуален, то анализ его может производиться с разной степенью полноты и может быть дополнен литературоведческими и другими сведениями.

План анализа текста

1.Определить тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:

Б)ключевые слова и др.

2.Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):

А)указать синтаксические особенности текста: количество предложений; преобладающие типы предложений; способ связи предложений в тексте (цепной и параллельный) и др.;

Б)отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности): порядок слов (чередование данного и нового и др.); ударение (расставить ударения для чтения); лексический повтор; местоимения; союзы и др.

3.Определить стиль текста:

А)отметить влияние речевой ситуации на стиль текста (где? с кем?);

Б)разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

В)отметить стилистические средства: фонетические, лексические, словообразовательные (морфемные), синтаксические.

4.Отметить качества хорошей речи.

5.Прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

Комплексный анализ текста требует много времени, поэтому этот вид работы полностью учащиеся выполняют чаще в качестве домашнего задания. Но предварительно на уроке должны использоваться фрагменты анализа.

Например, в 10 классе при изучении темы «Фразеологизмы» целесообразно предложить учащимся следующее задание: дать толкование фразеологизмов; пояснить их связь с обычаями, суевериями, историческими фактами, поведением человека и животных, мимикой и т.д; распределить их по семантическим группам.

Принципиальное значение в работе с фразеологизмами имеет и связь с развитием связной речи. Отсюда важность таких заданий, как группировка фразеологизмов, пословиц, поговорок по тематическому, смысловому, нравственно-этическому признакам, их толкование, описание речевых ситуаций, в которых уместно употребление пословицы, поговорки, построение текста с ними.

Одним из основных видов работы по лексике и фразеологии является лексико-фразеологический разбор текста, который включает раскрытие значений выделенных в тексте слов и толкование всех значений и т.д.

В ходе практических занятий школьники изучают и другие (стилистические, художественно-поэтические, исторические) аспекты лексической системы. Причём главной является характеристика анализируемой единицы языка, её разнообразные смысловые, стилистические оттенки в данном конкретном тексте.

Возьмем, к примеру, тему «Текст» в 10 классе.

Одновременно с осмыслением понятия «текст», определением его темы, основной мысли, выявлением средств связи между его частями и нахождением ключевых слов-понятий может быть проведена работа по разделению текста на части, выделению микротем, работа по обучению учащихся сокращению, сжатию текста, составлению простого и сложного планов.

Для домашней работы по выявлению средств цепной связи можно взять отрывок из учебника литературы – о жизненном и творческом пути того или иного писателя (2 – 3 абзаца).

Ещё один момент в анализе текста заключается в том, что учащиеся должны пройти путь от восприятия, понимания текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания. Сначала учащимся предлагаются тексты для сопоставления: чернового и окончательного вариантов; тексты на одну тему, но разных стилей; тесты разных авторов на одну тему; разных знаковых систем (например, поэтический текст и живописное изображение) и др.

Предлагаются упражнения, соотносящиеся с одним из видов заданий ЕГЭ. Собирая маленький текст из «перепутанных» предложений, ученик делает полезные наблюдения: как может начинаться текст (абзац), с помощью каких языковых средств осуществляется «движение мысли»… Упражнения целесообразно выполнять на уроке под контролем учителя.

Например: 1)Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить текст. Подчеркните грамматические основы предложений. 2)Какое утверждение не соответствует содержанию текста (даются варианты ответов). 3)Объясните значение слова… 4)Какое слово является лишним в ряду синонимов. 5)В каком слове букв больше, чем звуков. 6)В каком слове нулевое окончание. 7)В каком предложении есть однородные сказуемые и т.д.

Мною были подготовлены и использованы на уроках тестовые задания для комплексного анализа текста, карточки для анализа текста как полного, так и частичного (использовались и на уроках, и для выполнения индивидуально в качестве домашнего задания). Задания охватывают различные аспекты изучения русского языка: наблюдение над изобразительными средствами русского языка, работа с различными словарями, создание собственного текста на основе прочитанного, решение орфографических и пунктуационных задач, работа с правилами и т.д. Задания к тексту направлены на то, чтобы учащиеся глубоко осмыслили содержание текста, увидели, что именно в тексте проявляется живая сущность слова, поняли, что именно общение с текстом показывает нам, как в языке всё взаимодействует, всё взаимосвязано. Текст – это речевое произведение, это «язык в действии», так что в процессе комплексной работы с разными текстами учащиеся развивают свою речь, углубляют знания о русском языке, о литературе, о культуре. Выполняя данные задания, учащиеся постепенно готовятся к сдаче ЕГЭ.

Задания для комплексного анализа текста помогают учащимся снять языковые трудности восприятия текста и понять его содержание. Задания творческого характера направлены на подготовку связных высказываний, построенных на материале текстов различных стилей и жанров.

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля речи, составление плана и т.п. Затем предлагаются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Начальный этап работы с текстом проводится коллективно в классе. Затем работа может быть самостоятельной, классной, домашней, полной или частичной.

Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются чтение и работа с текстом, наблюдение над художественно-языковыми средствами, различные виды переложения текста в устной и письменной форме, самовыражение и литературное творчество учащихся, публичная речь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *