Как сделать конец сказки
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего возраста. На тему: «Придумывание конца сказки к предложенному началу»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: Привить детям навыки сочинять рассказы по сказкам.
Задачи:
1. Развивать у ребят творчество, фантазию, воображение.
2. Продолжить развивать навык рассказывать связно, соблюдать в рассказе в рассказе композицию повествования.
3. Развивать навыки использования в речи различных средств языковой выразительности, точный разнообразный словарь.
4. Учить передавать свое отношение к героям и событиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 98 Московского района
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего возраста.
«Придумывание конца сказки к предложенному началу»
Подготовила: Абдрахманова Ляйсан Индусовна
воспитатель старшей группы
Цель : Привить детям навыки сочинять рассказы по сказкам.
1. Развивать у ребят творчество, фантазию, воображение.
2. Продолжить развивать навык рассказывать связно, соблюдать в рассказе в рассказе композицию повествования.
3. Развивать навыки использования в речи различных средств языковой выразительности, точный разнообразный словарь.
4. Учить передавать свое отношение к героям и событиям.
— Ребята, расскажу вам один секрет.
— Я очень люблю сказки. Я их люблю слушать и очень люблю читать. Сказки – это волшебство. В них живут добрые и веселые животные, птицы, которые как люди, умеют разговаривать, хитрить, смеяться, помогать людям и друг другу.
— Есть у меня любимые сказки, например, вот эта ( показ картинки, или обложки известной детям сказки). Что это за сказка?
— Кто герои этой сказки?
— Кто первым поселился в теремке?
— Кто развалил теремок?
— Почему он его развалил?
— Есть еще одна сказка, похожая на эту, где рассказывается о гостеприимстве зверей. Помните, как она называется? (показ обложки сказки)
— Но есть у меня ребята, самая любимая сказка « Как мишка потерял сапожки» (показ картинки).
— Хотите ее услышать? Сейчас я ее расскажу
— «Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему белые сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать.
Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки.»
— Ребята, я забыла конец сказки. Что же делать? Может, вы мне поможете? Как вы думаете, как он потерял и как потом нашел сапожки, Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки?
Дети по очереди рассказывают сказку от стандартного начала до конца. Но у каждого своя кульминация сюжета.
Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок
Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.
Присказка
Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.
С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».
Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.
Зачин
Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.
Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».
Концовка
Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».
Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.
Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.
Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.
Стихотворные части сказок
Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.
Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.
Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.
Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.
Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.
О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия
«Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка»
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.
Цель: Систематизация знаний по теории литературы (композиционные производные)
Задачи для учащихся:
1.Знать композиционные части сказки.
2.Научиться находить их в тексте.
3.Составлять сказку по композиционным частям.
1.Знают, из каких композиционных частей состоит сказка и их определение.
2.Умеют находить композиционные части в тексте.
3.Составляют свою сказку, используя все её композиционные части.
I . Мотивационный этап.
1.Психологический настрой на урок.
Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.
Вопросы после просмотра:
Учитель: Какие мысли у вас возникли? Кто желает поделиться?
Учитель назначает командиров групп:
-Выберите каждый для себя одного ученика – спикера, спикер выберет секретаря, секретарь – таймспикера.
-Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.
Повторение правил работы в группах.
— Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)
Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:
«+»-интересно и неожиданно;
«?»- не знаю, хочу узнать.
После заполнения таблицы задаётся вопрос классу:
-Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не знаю, хочу узнать»
-Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока.
-Что такое присказка, зачин, концовка в сказке.
-С какой целью вы хотите это узнать?
-Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.
-Запишем тему урока в тетрадь.
II . Операционный этап.
1.Определение композиционных частей. Работа в парах. Метод «Прогнозирование».
Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)
Грянул ворон во трубу.
Вышли в море паруса,
Встали тёмные леса.
2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
-Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….
3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.
1) А в лесной избушке
2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
-Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…
3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу в учебнике (стр.39-40. Литературное чтение, 2 класс)
-Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас вы прочитаете точное определение понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. (Самостоятельное чтение правил в учебнике Стр.39-40. Работа в группах)
-Чем сказка отличается от рассказа?
-В рассказе нет присказки, зачина и концовки.
-По каким признакам мы отличаем сказку?
-Слова «жили-были», «однажды». Положительные и отрицательные герои. Добро и зло. Добро побеждает.
3.Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)
-Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.
4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.
5. Физминутка «Весёлая зарядка» на интерактивной доске.
6.Закрепление изученного материала.
Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)
Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.
И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку… Она и не заметила, как растаяла вся… Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Карточки с разрезанным текстом.
Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.
3 уровень (талантливые и одарённые)
Задание: Устно составьте сказку, используя все композиционные части.
7.Представление выполненной работы спикерами групп.
1.Проверка усвоения темы.
-Перед вами тест. Вспомните то, о чём вы сегодня узнали и ответьте на вопросы.
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
— Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)
Поставьте оценку в свой тест.
все ответы верны – смайлик «улыбается»
один, два ответа не верны – смайлик «грустный»
3.Итог урока – приём «Незаконченные предложения»
По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Я выполнял задания…..
Я понял, что…..
Теперь я могу….
Я почувствовал, что….
-Повторить правило на странице 39-40.
-Читать страницы 40-48 сказку «Сивка-бурка», разделить сказку на композиционные части.
-Сочинить присказку, зачин или концовку – по желанию на выбор.
Урок развития речи по литературе «Сочини сказку» с презентацией
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Выбранный для просмотра документ Сочини сказку.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сочини сказку Урок литературы в 5 классе
Сестрицы-присказки: Было это дело на море, на океане, на острове Кидане. Стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт – песню поёт, вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. На море, на океане, на острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под тем дубом стол золочёный, Садись, кушай, Мою сказку слушай. Летела сова – весёлая голова; вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела. Будет сказка занимательна, слушайте её внимательно. Кто уши раскроет, тот много-много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснёт, тот ни с чем и уйдёт.
Сказочные зачины В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были…
Сказочные концовки Сказка вся. Боле врать нельзя. Я тут на свадьбе была, мёд-пиво пила. Всем гостям подавали ковшом, а мне подали черпаком. Взяли меня за нос да бросили за мост; я катилась да катилась, да здесь и очутилась. Вам – сказку, а мне – бубликов связку. Гречневой кашки в крашеной чашке, Масла горшок Да горячий пирожок. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Элементы сказки присказка зачин сказка концовка
Волшебные предметы скатерть-самобранка ковёр-самолёт пузырьки с живой и мёртвой водой волшебная дудка волшебная палочка
Друзья соломенного человечка Чучело, Пугало, Кузнечик-Прыгунок, Ячменное зёрнышко, Пшеничное зёрнышко, Камышонок, Горошек, Черенок
Выбранный для просмотра документ Урок 29 сочини сказку.doc
Урок 29. Развитие речи. Сочини сказку.
Цель: познакомить учащихся с присказками, зачинами, концовками сказок; развивать устную и письменную речь, их творческие способности; воспитывать интерес к устному народному творчеству; подготовить учащихся к созданию своей сказки.
Вступительное слово учителя:
Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что волшебные сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными. Что же случается в сказке с самыми обычными словами, что делает сказку такой красивой, необыкновенной? Сегодня нам с вами предстоит во всём разобраться. Вести наше занятие будет, как принято, главный сказочник. Кто же лучше него сможет ответить на все наши вопросы? Только давайте сидеть тихо-тихо, ведь сказочники не любят, когда их плохо слушают.
4. Этап подготовки учащихся к написанию сказки
Здравствуйте, ребята! Трудная у меня задача: поручили мне не просто рассказать вам ещё одну сказку, а показать, как она рассказывается. Придётся мне сегодня раскрыть ещё один сказочный секрет. Ну, да мне не жалко, владейте. Пусть он вам только на пользу пойдёт.
Знаете, что я сейчас держу в руках? Большой серый клубок, не простой клубок, а тот самый, который помог найти Ивану-Царевичу царство Кощея Бессмертного. Я его у Ивана-Царевича на одно занятие попросил. Давайте-ка бросим его перед собой и отправимся в страну Сказок. Ну, все готовы? Тогда в дорогу!
Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться у тесовых у ворот, там, где присказка живёт. Там, где присказка живёт, у тесовых у ворот. Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться…
Ну, вот, оглянуться не успели, а уже очутились у самых ворот в страну Сказок.
В резной избушке и живут присказки. Уж они такие красавицы, такие модницы-затейницы!
Эй, сестрицы-присказки, выходите на крылечко, покажитесь-ка ребятам!
Отчего же добрым людям не показаться?
Было это дело на море, на океане. На острове Кидане. Стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт – песню поёт, вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
А правда, красивая у меня сестрица? Я немного толстовата, но зато весёлая.
На море, на океане, на острове Буяне
Под тем дубом стол золочёный,
А я самая весёлая сестрица, забубённая голова, и самая бестолковая. Летела сова – весёлая голова; вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела.
Посмотрите-ка, сестрицы, как все ребята нас слушают, и шептаться. И вертеться перестали.
Ребята ждут, о каких же чудесах им дальше будут рассказывать. Вот для чего вы, присказки, придуманы. Мы, сказочники, народ хитрый, знаем, как своих слушателей сразу в волшебную страну перенести. Как сделать так, чтобы они и крутиться, и шуметь перестали, чтобы чудес ожидали. И тут без таких помощниц, как присказки, не обойтись. Присказки-затейницы так речь поведут, что сразу ясно, что история будет сказываться небывалая, сказочная, и слушать хорошо надо, а то начало пропустишь. Ну, присказки, а не откроете ли вы ворота? Нам надо в сказочную страну попасть.
Мы бы открыли, да ключей у нас нет, они у братьев-зачинов хранятся. Вы зайдите к ним, избушка их с нами по соседству.
До свидания, присказки. Задержались мы у вас. Пойдёмте, ребята, я вас со сказочными зачинами познакомлю. Вот он, их домик, крепкий, с высоким крыльцом, а на крыше петушок резной. Ну-ка, зайдём, ребята.
В некотором царстве, в некотором государстве…
Нет же, братец, совсем не так начинать нужно. Ну что это за некоторое царство? Не в некотором, а в тридевятом царстве, очень далёком, значит, за целых 29 царств от нас, да и звучит получше: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»
Нет, не так. Все сказки нужно начинать словами «Жил-был, жили-были»
Ну, как это с тебя начинать, ты у нас самый маленький, постарше тебя есть.
Маленький, да удаленький. Всё равно самые лучшие сказки с меня начинаются.
Нет, с меня: «В некотором царстве, в некотором государстве».
Нет, с меня: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
Нет, с меня: «Жили-были»
Да перестаньте вы, перестаньте, пожалуйста. Ну как же вам не стыдно, братья – и так заспорили. Ведь это мы, сказочники, выбираем, как сказку начать. Да все вы в сказке очень нужны. Но разве можно без конца одно и то же повторять? А вы, ребята, не смотрите, что они такие спорщики. Когда нужно, они верно свою службу справляют, без них ведь ни одна сказка не обходится. Они, зачины, помогают вас в сказочную страну ввести и заодно напомнить вам, что события чудесные, сказочные будут происходить; такие, какие в жизни обычно не случаются.
Ну, братья-зачины, откройте нам ворота в сказку.
Пожалуйста, милости просим в некоторое царство, в некоторое государство.
Вот сейчас ключ поверну, и вы – в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
Не забывайте про нас, вернётесь домой – всем ребятам расскажите, как жили-были у ворот в сказочную страну братцы-зачины, и для чего мы служим, тоже расскажите.
А вот и подошли мы с вами к речке Смородине, у которой на калиновом мосту находится дуплистое дерево. Странное дерево, а вот есть чем повеселить вас напоследок. На дереве не яблоки, не груши. А сказочные концовки растут. Весёлые они, только постоянно спорят, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает. Ну что ж, ребята, давайте послушаем их и выберем самую весёлую концовку.
Сказка вся. Боле врать нельзя. Вот какая я маленькая, да удаленькая.
Да, весёлая ты у нас, подружка. Я тоже люблю шутку, вот послушайте: «я тут на свадьбе была, мёд-пиво пила. Всем гостям подавали ковшом, а мне подали черпаком. Взяли меня за нос да бросили за мост; я катилась да катилась, да здесь и очутилась».
Смешная ты, подруженька, но невезучая. Тебе у меня немного поучиться нужно, вот слушай, как надо:
Вам – сказку, а мне – бубликов связку.
Гречневой кашки в крашеной чашке,
Да горячий пирожок.
Вот видите, ребята, какие весёлые и смешные концовки! Так они могут и улыбку вызвать, а иной раз обратить внимание и на самого сказочника, чтобы он получил благодарность, угощение или подарок.
Ребята, наше путешествие к сёстрам-присказкам, братьям зачинам и подружкам-концовкам закончилось. Не забывайте про них, ведь это они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают на особый лад, переносят в удивительный сказочный мир.
5. Написание чернового варианта сказки
А сейчас, ребята, мы попробуем сочинить волшебную сказку, но начнём её обязательно с присказки или зачина, а закончим концовкой, выбрав подходящую к содержанию сказки. А сказка у нас будет не совсем обычная. Героем её будет соломенный человечек. Он должен будет действовать, двигаться, заводить знакомства, подвергаться всякого рода случайностям, быть причиной определённых событий в строгом соответствии с материалом, из которого он сделан.
— Из какого материала сделан человечек? (из соломы)
— Каковы свойства соломы? (солома хрупкая, лёгкая, в воде не тонет, боится огня, несъедобная)
— Какое имя можно дать человечку? (Соломинка, Соломон)
— Как появился на свет соломенный человечек?
— Опишите соломенного человечка.
— С какого необычайного события начнётся ваша сказка?
— Каким испытаниям подвергнется человечек? (попадёт в город Разбойников, сражается с огнём, переплывает через бурные реки, сражается со злыми волшебниками)
— Появятся ли у вашего человечка друзья? Как он их обретёт, как их будут звать? (Чучело, Пугало, Кузнечик-Прыгунок, Ячменное зёрнышко, Пшеничное зёрнышко, Камышонок, Горошек, Черенок и др.)
— Будут ли помогать вашему герою волшебные предметы? Какие? (скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, пузырьки с живой и мёртвой водой, волшебная дудка, волшебная палочка)
— Выберите концовку, подходящую для окончания вашей сказки. (Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!, Вот и сказка вся. Больше врать нельзя!)
Как вы озаглавите вашу сказку? («Сказка про соломенного человечка», «Необыкновенные приключения соломенного человечка») и другое.
Приступаем к сочинению сказки (сочинение)
7. Домашняя работа: переписать в тетрадь без ошибок.