Как сделать конфекционную карту
Подбор материалов в пакет изделия. Разработка конфекционной карты
Рассмотрен процесс подбора материалов для проектирования швейных изделий, включающий в себя несколько этапов. Представлены необходимые наглядные и справочные материалы.
Предназначены для студентов специальности 280800 «Технология швейных изделий», изучающих дисциплину «Материалы для одежды и коифекционирование»; для студентов специальностей 280900 «Конструирование швейных изделий» и 052400 «Дизайн», изучающих дисциплину «Конфекционирование материалов для одежды».
Подготовлены на кафедре моды и технологий.
Печатаются по решению методической комиссии института технологий легкой промышленности, моды и дизайна
На практике конфекционирование материалов для верхней одежды осуществляется комиссией, включающей представителей всех служб предприятия, занимающихся вопросами проектирования и сбыта продукции, во главе с главным инженером производства. На все утвержденные к запуску модели составляют конфекционные карты.
конфекционер ст. преп. кафедры МТ, ИТЛПМД
1. Разработать модель изделия. Ассортимент изделия выбирается
самостоятельно или по заданию преподавателя.
2. Разработать и обосновать требования к проектируемому изде
лию.
3. Изучить и разработать требования к материалам для изделия,
проранжировать их свойства.
4. Проанализировать ассортимент материалов.
5. Определить показатели ряда свойств основного материала.
6. Подобрать пакет материалов к проектируемому изделию, со
ставить конфекционную карту.
7. Оформить отчет и сделать выводы.
Процесс подбора материалов для проектирования швейных изделий включает в себя несколько этапов, в том числе:
1) разработку эскиза и требований к изделию;
2) разработку требований к материалам;
3) анализ ассортимента основного материала, выбор материала
верха;
4) выбор подкладочного, прокладочного и отделочного мате
риалов;
5) заполнение предусмотренных форм карты технического
уровня и качества материалов;
6) составление конфекционной карты на изделие.
Разработка эскиза и требований к изделию
На первом этапе необходимо разработать и обосновать требования к изделию; представить зарисовку проектируемой модели, ее техническое описание (конструктивно-технологическую характеристику). Зарисовка модели изделия и его описание на примере мужского костюма предложены в прил. 1.
Все требования к одежде подразделяют на группы. Например, эстетические требования отражают соответствие одежды современным требованиям человека, выраженным в эстетических вкусах, в сложившемся направлении в моде. Эргономические требования к одежде учитывают взаимодействие элементов системы человек-одежда-среда. К эргономическим относятся антропометрические, гигиенические и психофизиологические требования. Психофизиологические требования, в свою очередь, обусловливаются взаимодействием тела человека с одеждой и учетом психологических, физиологических и психофизиологических особенностей; антропометрические, требования — соответствием одежды антропометрическим свойствам человека, приведенным в размероростовочных стандартах, и т. д.
Главная функция одежды определяется в зависимости от ее назначения, Так, для одежды нарядной важна эстетическая функция, например украшение внешнего облика человека и т. п.; основная функция специальной одежды — защита тела человека от вредных производственных факторов, например от повышенной температуры, действия кислот и т. п.
На основе анализа требований к одежде необходимо разработать потребительские и производственные требования к проектируемому изделию (не менее шести) и проранжировать их в порядке убывания значимости (табл. 1). При этом необходимо подробно описать характеристики этих требований. Например, главной целью унификации (из группы производственных требований) является уменьшение многооб-
разия существующих видов, типов и типоразмеров изделий одинакового функционального назначения. Унификация конструкций одежды состоит в приведении разнообразных форм деталей и узлов внутри каждого типа к разумному единообразию без ущерба для качества, внешнего вида изделия и интересов потребителей. В таблице также надо указать предпринятые пути решения рассматриваемых требований для выбранного ассортимента изделия.
Таблица 1 Значимость требований, предъявляемых к
наименование изделия
Требования и их характеристика
Мужской костюм для повседневной носки (сезон: осень-зима)
Разработка требований к материалам
На следующем этапе необходимо разработать требования к материалу. При этом важно учесть, что в зависимости от назначения и условий эксплуатации швейных изделий некоторые требования более значимые, чем другие. Требования к материалам проектируемого изделия указывают в таблице в порядке убывания их значимости (табл.2). При этом необходимо выделить комплексные (групповые) и
соответствующие им единичные показатели качества материалов (прил. 2) и оформить таблицу (табл.3).
Таблица 2 Значимость требований, предъявляемых к материалам для
наименование изделия
Характеристика материалов, комплектующих изделие. Конфекционная карта (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
3.3. Характеристика материалов, комплектующих изделие. Конфекционная карта
3.3.1. Характеристика покровного материала
По выбранному образцу материала визуально (органолептически) определяются и представляются в табличной форме (таблица 1) следующие характеристики:
· художественно-колористическое оформление (цвет, блеск, белизна или оттенок, соответствие модному направлению);
· фактура и вид поверхности (гладкая, шероховатая, узорно-рельефная, войлокообразная, начесано ворсовая, ворсовая и т. д.);
· вид отделки (крашение, печатание, беление, стрижка, аппретирование, прессование и т. д.);
· отличительные признаки (жесткость, драпируемость, сминаемость,);
· туше – восприятие на ощупь (мягкое, твердое, шелковистое, шерстистое, холодное, теплое, приятное, неприятное и т. д.).
Органолептическое исследование покровного материала
Цвет белый с оттенком кремового.
твердое, холодное, приятное
Основные характеристики свойств покровного материала рассматриваются по требованиям, предъявляемым к этому материалу. Эстетические требования характеризуются красивым внешним видом, соответствием материала направлениям моды на определенный сезон.
Эргономические требования характеризуются комфортом и удобством эксплуатации одежды в системе «человек – среда – изделие». К ним относятся гигиенические требования, определяющие микроклимат в пододежном слое; удобство пользования изделием и легкость ухода за изделием.
Конструкторско-технологические требования определяются условиями получения заданной формы одежды, минимальным расходом материала на единицу изделия и сокращением отходов при раскрое материалов.
Требования надежности определяются сроком службы покровного материала, его способностью сохранять внешний вид и форму изделия в условиях эксплуатации.
Экологические требования характеризуются уровнем воздействия на окружающую среду выделений вредных веществ при производстве и эксплуатации швейного изделия.
Требования безопасности определяются степенью безопасности и безвредности для человека изделия из данного покровного материала при эксплуатации.
3.3.2. Установление требований к материалам, составляющих пакет изделия
Требования к материалам, составляющим пакет изделия, устанавливаются в соответствии с видом и назначением предложенной модели, с учетом свойств покровного материала. К материалам, составляющим пакет изделия, относятся: покровный, подкладочный, прокладочный, скрепляющие, отделочные, прикладные, ленты, шнуры, крючки, пуговицы и т. д.
Значимость требований для всех материалов, составляющих пакет, указываются в таблице 2. Наиболее значимые требования обозначают цифрой 1, наименее – цифрой 5.
Конфекционная карта
Содержимое разработки
КОНФЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПАКЕТА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕМИСИЗОННОГО ПАЛЬТО ДЛЯ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 12-15 ЛЕТ
1. Установление класса и вида одежды
Форма. Кодовое обозначение одежды по ОКП
Высшие классификационные группировки по ОКП
2. Установление требований к качеству одежды
Потребительские показатели качества и требования к одежде определяют непосредственную, общественную и индивидуальную ценность одежды для человека. К этим показателям относятся:
Социальные: пальто должно соответствовать 42 размеру (рост 150-158 см), классического вида для девочки подростка.
Функциональные: должно быть предназначено для ношения в демисезонное время.
Эстетические: изделие должно быть средней длины, свободного покроя. Выполнено пальто из полушерстяных материалов ярких цветов. Изделие должно застегиваться на петли – пуговицы, изделие должно иметь карманы.
Эргономические: изделие должно соответствовать форме и размеру тела, легко надеваться, сниматься, застёгиваться. Его гигиенические характеристики должны обеспечивать комфорт (температуру, влажность, чистоту), хорошее самочувствие и работоспособность, защищающие от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Основными характеристиками этих свойств являются: средняя степень теплозащиты, средней степени гигроскопичности, средней степени воздухопроницаемости, должен обладать низкой степенью электризуемости. Изделие должно иметь следующие показатели комфортности: средняя толщина, поверхностная плотность средней степени, жесткость низкая. Эксплуатационные: Изделие должно быть на подкладе высокой степени прочности. Пальто должно быть средней степени износоустойчивости, должно иметь высокую степень несминаемости, обладать средней степенью пилингуемости. Технико-экономические: в изделии должно быть наличие унифицированных деталей кроя. Оно должно быть выполнено в соответствии со стандартами изготовления
3. Установление требований к качеству материалов
Показатели назначения характеризуют соответствие материала назначению одежды и представлены двумя подгруппами показателей качества – социального назначения и функциональным показателям:
Материал по художественно-колористическому оформлению должно быть ярких цветов.
Функциональные показатели: материал должен быть средней степени износостойкости, иметь среднюю степень теплозащиты, обладать средней степенью гигроскопичности, иметь среднюю степень воздухопроницаемости и низкую степень электризуемости.
Эргономические показатели: материал должен соответствовать требованиям качества детской одежды, доставляя удобство и комфорт при эксплуатации изделия. Основными характеристиками этих свойств являются: средняя степень теплозащиты, средняя степень гигроскопичности, средняя степень воздухопроницаемости, низкая степень электризуемости. Материал должен иметь следующие показатели комфортности: средняя толщина, поверхностная плотность средней степени, жесткость низкая. Показатели надежности: Материал должен сохранять первоначальный вид, размер и форму, устойчивость окраски при мокрых обработках и химической чистки.
Разработка изделия на производстве
Конструкторское бюро «Харбегон» предлагает услуги разработки одежды!
Разработка изделий — один из самых сложных процессов на производстве. От того, насколько правильно и грамотно будет разработана одежда, зависят качество изделий, простота их пошива и стоимость процесса изготовления.
Конструкторы, дизайнеры и технологи «Харбегон» разработают для вас изделие за 12 этапов:
1. Подготовка презентации
Презентацию делают совместно конструктор, дизайнер и технолог, а также руководитель проекта, который получает техническое задание от клиента и распределяет задачи. В ходе презентации специалисты определяют, как будут выглядеть готовые изделия, утверждают модельный ряд и цвета, подготавливают образцы.
2. Согласование и создание конфекционной карты
После презентации конструктор, дизайнер и технолог согласовывают все детали и утверждают конфекционную карту — список тканей, фурнитуры и прикладных материалов, которые потребуются для создания одежды.
3. Встреча для обсуждения
Далее конструктор, технолог и дизайнер собираются, чтобы обсудить форму, выточки, пошивы и членения. От этих деталей зависит то, насколько вещь будет удобной для носки.
4. Расчёт материалов
Технолог рассчитывает, сколько материала уйдёт на изготовление одной единицы изделия. На основе расчётов формируется полный заказ, а также размерный ряд, уже на основе которого экономист отправляет информацию специалисту по закупкам. После этого производится заказ материала у поставщика.
5. Разработка лекал базового размера
Специалисты «Харбегон» используют разные способы разработки лекал: чертят на материале от руки, накалывают на манекен, вырезают элементы и затем накладывают их на ткань. После этого лекала вводятся в программу Gerber.
6. Изготовление образца
Далее технолог и конструктор создают техническое задание с указанием используемых материалов для портного-лаборанта. В ТЗ входят методы обработки, узлы и оборудование, измерения и др. Портной изготавливает образец, попутно оценивая методы для того, чтобы изделие было максимально удобным и технологичным.
7. Примерка с участием всех специалистов
Во время примерки оценивается то, как изделие сидит на модели, прорабатываются все вопросы конструктора и технолога.
8. Утверждение образца
Образец в обязательном порядке снабжается ярлычком, на котором расписываются все участвующие в разработке изделия специалисты.
9. Разработка градации
Как только образец утверждают, конструктор приступает к разработке градации, в ходе которой проверяет длины срезов, их сопряжение, а также соответствия во всех разделах надсечек.
10. Создание технической документации
К каждой разработанной в «Харбегон» модели прилагается папка с технической документацией, которая включает в себя подробную технологическую последовательность для изготовления одежды.
11. Разработка раскладок
Лекала передаются специалисту-раскладчику, который составляет раскладки в специальной программе. После этого начинается раскрой и комплектование деталей строя. Все элементы, необходимые для изготовления одного изделия, связываются воедино, а затем передаются в швейный цех. В цеху детали проверяются на то, случится ли перекос, даст ли полотно усадку и т. д.
12. Запуск партии
И наконец, после всех проверок, изделие запускается в пошив.
Этапы создания одежды и роль технолога в этом процессе
Недавно в школе Fashion Factory прошел курс лекций по профориентации. Мы публикуем конспект лекции «Профессия: технолог». Елена Майорова, технолог с двадцатилетним опытом работы, рассказала об этапах создания одежды, о роли технолога на предприятии и его взаимодействии с конструктором и дизайнером.
В крупных компаниях технологический процесс состоит из следующих этапов:
Процесс создания модели включает в себя художественный эскиз, технический эскиз, конфекционную карту и схему узлов.
Все начинается с того, что дизайнер делает художественный эскиз. На его основе сам дизайнер или его помощники создают технический эскиз. На нем прорисованы все строчки и узлы, указаны материалы и фурнитура, которые будут использоваться. Технический эскиз в дальнейшем используется конструктором при построении лекал и предприятием при пошиве одежды.
Технолог должен заранее прописать технологию и понять, можно ли отшить модель на производстве. Дизайнеры обладают богатым воображением, и иногда невозможно произвести то, что нарисовано на бумаге. В таком случае технолог должен подсказать, как сделать правильно и получить то, что задумано.
Технолог должен заранее прописать технологию и понять, можно ли отшить модель на производстве. Дизайнеры обладают богатым воображением, и иногда невозможно произвести то, что нарисовано на бумаге
Например, дизайнер желает сделать карман с листочкой на хлопковой куртке, которой затем будут придавать «вареный» эффект. Процесс варки изделия — это стирка в большой машине с большим количеством химикатов. В этот момент происходит частичное разрушение волокон, ткань становится более мягкой и тонкой, поэтому карман с листочкой нельзя использовать на таких изделиях: он оторвется при использовании. Технолог должен предложить, что с таким карманом можно сделать, например, отделочную строчку или поставить закрепку.
При выборе фурнитуры технолог учитывает некоторые моменты: тип ткани, ее толщину, технологию производства модели. Если по каким-то причинам фурнитуру нельзя использовать на ткани, то технолог предлагает другие варианты. Все материалы, основные и подкладочные, а также фурнитура, фиксируются в конфекционной карте. В крупных компаниях подбором фурнитуры занимается отдельный специалист — конфекционер, который также закупает необходимую фурнитуру для предприятия.
Конструкция и лекала
Построением лекал занимается конструктор, но в любом случае он работает вместе с технологом. Например, именно технолог указывает, где будут припуски в конструкции изделия.
Готовые лекала раскладывают на материале, чтобы определить количество ткани, необходимое на одну модель. Для этого все детали выкладываются на ширину ткани. Стоит учесть, что чем плотнее они лежат, тем меньше будет остатков.
Кроме того, технолог составляет технологическую последовательность — описание всех этапов пошива изделия с указанием времени на каждую операцию (в секундах) и необходимого оборудования.
Отработка посадки на фигуре и технологии обработки модели
После этих этапов шьется образец в экспериментальном цехе или на фабрике. На примерке образца присутствуют дизайнер, конструктор и технолог. Они смотрят на результат, ищут неточности. Обычно после первого образца вносится много изменений в конструкцию модели или технологию ее изготовления.
После внесения всех изменений происходит утверждение образца-эталона. Именно по этому образцу фабрика будет шить партию. Образец должен быть таким, каким его запустят в партию, то есть из оригинальной ткани с фурнитурой.
его запустят в партию, то есть из оригинальной ткани с фурнитурой.
Перед раскроем изделия материал проверяют на брак на специальном станке. Если брак точечный, то ткань можно использовать, а бракованные участки вырезать. Если брак масштабный, например, полоса вдоль рулона, то тогда ткань возвращают производителю. Такие рулоны часто сложно использовать в массовом производстве, но если это небольшая партия или индивидуальный пошив, то материал можно оставить.
После проверки ткани на брак идет раскрой. В очень крупных компаниях используют машины, которые автоматически настилают ткани и вырезают детали.
Следующий этап — дублирование деталей кроя. Температуру и время дублирования закладывает технолог, определяя тип и свойства ткани.
В швейный цех все детали одного размера и с одного настила передают пачкой с указанием количества и размера.
Главная задача технолога при пошиве партии — это разделение операций между швеями. Допустим, в цехе работает 30 человек. Время изготовления изделия — 3500 секунд. Для определения такта потока нужно время изготовления изделия разделить на количество человек. Получается, что швеи должны передавать свою часть другой швее через 117 секунд.
В начале потока всегда идет ручная операция. Развязывается пачка, разбираются все детали и раздаются работникам. Постепенно все детали уходят на поток. На производстве задача технолога — объяснить каждому работнику его операцию, а также проконтролировать правильность выполнения процесса.
На производстве задача технолога — объяснить каждому работнику его операцию, а также проконтролировать правильность выполнения процесса
Отделка включает в себя:
— Чистку изделия от ниток, мусора, линий намелки;
— Окончательное ВТО (влажно-тепловая обработка);
— Маркировку изделия;
— Упаковку изделия.
Контроль качества
Для проверки качества существует система выборочного контроля по альтернативному признаку на основе AQL. По этой системе работают не только в швейной промышленности. Когда производится промышленная партия товара, дефекты брака все равно бывают. Нужно понять допустимое количество.
Например, в партии от 1200 до 3000 единиц. Для определения уровня брака нам нужно проверить 125 единиц. Дефекты на изделии бывают критические, важные и неважные. Если уровень брака в партии укладывается в норму, то изделие принимается.
Статья подготовлена по материалам лекции Елены Майоровой для курса Управление производством модного продукта