Как сделать концепцию выставки

Искусство выставочного дизайна

Этапы создания выставочного стенда

Как сделать концепцию выставки

Особенности подхода к созданию выставочных экспозиций

Отношение к выставкам и даже подход к участию в них у всех предпринимателей сегодня различаются. Это не удивительно, с учетом достаточно сложной экономической и политической ситуации в стране.

Безусловно, положительное отношение к продукту формируется под воздействием целого ряда факторов, а не только выставочной экспозиции. При этом, во внешней среде именно стенд (павильон) способен точно воплотить замысел заказчика при соответствии реализации и понимания со стороны исполнителя.

Имеется в виду, что техническая и организационная часть полностью соответствуют креативной, а также эстетическому восприятию результата. Найдя опытного исполнителя, можно рассчитывать на:

Грамотный выбор дизайнера – одна из составляющих успеха для любого участника выставки.

Креатив – это что-то особенное. Он не поддается никакому определению, не влезает в среднестатистические рамки и схемы. Существует, однако, определенный стереотип, которому вполне можно следовать при создании будущей экспозиции. Стартуют мероприятия по созданию художественно-архитектурного образа участника выставки со сбора подробной информации об экспоненте и анализа полученных данных.

Если это первая выставка, а корпоративный стиль находится на стадии разработки или утверждения, у дизайнера есть даже шанс сыграть ведущую роль в процессе презентации новой компании, фактически, стать вершителем ее судьбы. Это налагает на исполнителя еще больше ответственности. Тут важно проявить не только свои знания и умения, но и бережное отношение к заказчику: неудача при разработке концепции проекта выставочного стенда для стартапа исключена.

Место экспозиции: проводим анализ и оцениваем функциональное зонирование

Место выбирает не дизайнер, а участник экспозиции, исходя из своих финансовых возможностей, оптимизируя их, приводя в соответствие с целями и задачами. Бюджет, особенно сегодня, играет неизбежную и основополагающую роль.Практически всегда принимается во внимание необходимость минимизации затрат, так что крайне редко дизайнеру достаются выигрышные позиции. Именно поэтому во главу угла ставится точный анализ экспоместа. Он позволит:

Далее проводится анализ экспонатов с выведением их оптимального и необходимого числа, соответственно размерам зон создаваемого стенда – рабочей, переговорной, технической, т.е. общим размерам презентационных площадей. Сюда входит оценка всех поверхностей (горизонтальные, вертикальные), подходящих для демонстрационных целей.

После этого определяется соотношение (вес) зон в соответствии с их значимостью. Принимается во внимание ориентация на:

В результате выводится точная категория стенда. Он может быть имидживым, торговым, комплексным (комбинированным, смешанным). Данная классификация очень важна при создании концепции экспозиции.

Концепция и художественно-архитектурное проектное решение

Определив функциональные зоны и их перспективное заполнение, специалист приступает к наиболее ответственному этапу. Он:

В результате грамотной работы исполнителя появляется уникальное дизайнерское решение. Оно должно полностью удовлетворить потребности и требования экспонента с учетом целей, задач, корпоративного стиля, прежних традиций, имиджа, перспективных и ожидаемых результатов.

При завершении данного этапа разработки заказчик получает художественно-архитектурный проект. Это эскизы, проекции стенда, план-схемы, т.е. все, что ложится в основу дальнейшей производственной деятельности тех, кто будет воплощать решения дизайнера в жизнь.

Технический проект

Следующий этап создания выставочного стенда – техническое воплощение дизайнерских проектных решений. Специалисту предстоит создать точную документацию, которая приблизит фантазии и идеи к материализации:

Вся суть технического проекта – привязка идей дизайнера к реальности, т.е. соединение технических и художественных направляющих. При выборе нестандартных конструкций данный этап создания выставочного стенда обретает еще большую значимость. Он требует особых решений – ноу-хау не только креативщиков, но и тех, кто воплощает идеи. Тут играют роль не только технические, но и маркетинговые знания в сфере строительных, отделочных, рекламных, осветительных, звуковых технологий и материалов.

Производство и монтаж: реализация чувственных и цифровых идей и расчетов

Как правило выбор заказчики останавливают на типовых сборно-разборных, модульных, масштабируемых конструкциях. Определяется тип выставочного оборудования, которое может быть:

Грамотные разработчики при создании проекта предусматривают оптимизацию монтажа/демонтажа стенда, который предстоит проводить в самые кратчайшие сроки. Очевидно, что успешно пройти все вышеописанные стадии и подвести заказчика к наиболее успешному и эффективному результату способны только настоящие профессионалы с огромным практическим опытом.

Речь идет о годах практики, когда нарабатываются не просто навыки, а изучаются бесчисленные тонкости процесса. Именно эти знания позволяют создавать лучшие решения в сфере построения выставочных стендов – неповторимых, имиджевых, стильных, нацеленных на результат.

Источник

Концепции и проектирование

Музейная сценография – это полифония, где сценарий экспозиции неотрывно связан с дизайном, аудиовизуальными средствами, графикой, светом, акустической картиной. Концепция сценографии – системообразующий документ в создании будущей экспозиции музея или другого социокультурного пространства. Детально выполненная концепция становится основой для дальнейшего проектирования и реализации.

Как сделать концепцию выставки

Как сделать концепцию выставки

Как сделать концепцию выставки

Концепция – это прежде всего структура экспозиции, затем поиск художественного образа, затем – дальнейшая детализация отдельных решений

Как выстроить концепцию сценографии так, чтобы экспозиция отвечала задачам музея и увлекала посетителей в нужном направлении? Универсального рецепта, как и в любой многосоставной проектной деятельности, не существует, однако можем дать несколько советов, которые структурируют мысли в нужном направлении.

1. Ограничьте свою аудиторию

Зачастую на вопрос «Для кого мы проектируем пространство?» мы получаем ответ: «У нас музей для всех». Такая позиция понятна. Сотрудники музея боятся сфокусироваться на определённом типе аудитории, чтобы не забыть кого-то охватить. Однако, если ограничения фактически есть, но они не проанализированы и не закреплены, проект может «потерять лицо». И наоборот. Когда музей чётко определил свою аудиторию, экспозиция становится интересной для многих.

2. Выберите базу для построения экспозиции

Чтобы выстроить экспозицию, недостаточно проанализировать лишь коллекцию музея. Нужно учесть истории, ожидания, цифровые архивы. Будьте готовы к тому, что в ходе проектирования экспозиции, с появлением новых материалов и открытий, она постепенно будет становиться иной, чем задумывали вначале.

3. Определите уровни повествования и слои транслируемой информации

Определение «своего уровня» принципиально влияет на смысловую архитектуру проекта. Так, например музеи автомобильных гигантов БМВ, Мерседес и Порше «говорят» на разных уровнях, что формирует и подход к музейному пространству. При этом музеи Мерседес и Порше расположены в Штутгарте, буквально в шаговой доступности друг от друга. Казалось бы, они должны быть конкурентами. Однако принципиально разный уровень повествования делает каждый из проектов уникальным, отличным от другого.

Как сделать концепцию выставки

Как сделать концепцию выставки

4. Примите особенности пространства и отберите инсталляционные решения

Пространство музея физически ограничено, оно формирует каркас и требует конкретных решений. Иногда особенности помещения для будущей экспозиции таковы, что именно они диктуют выбор языка повествования.

При этом, если выбирать для экспозиции универсальные решения (в дизайне, освещении, аудиовизуальных технологиях, графике), то можно лишить посетителя возможности получить уникальный пространственный опыт.

Чтобы пространство «говорило», нужно подобрать подходящие материалы и формы: интерьерные, световые и экспозиционные решения, инфографику, фото- и видеоматериалы, мультимедиа инсталляции, написать специфические «музейные» тексты, выбрать объём этих текстов и даже тип и размер шрифта.

5. Поработайте с информацией и цифровым контентом

Часто музея, обладая большими архивами, хотят представить в экспозиции максимально возможный объём материалов. Или, напротив, использовать исключительно перформативные практики для интерпретации материала. Однако надо оценивать специфику в рамках общей идеи сценографии и опираться на заданные концепцией принципы.

6. Проведите инженерную ревизию

Все оценки и описанный инструментарий актуализируется на этапе инженерной ревизии проекта, которую фактически необходимо проводить как можно чаще. Зачастую выбранная форма настолько плотно и неразрывно связана с содержанием, что её потенциальная нереализуемость может потребовать кардинальных изменений. Здесь куратор проекта становится не только идейным вдохновителем, но и тем, кто сможет помирить «физиков и лириков», – что, в конечном счёте, приведет к полноте проекта.

Источник

Методические рекомендации по разработке научного проекта экспозиций

Как сделать концепцию выставки

Методические рекомендации по разработке научного проекта экспозиций

Составитель: н. с. научно-методического отдела Центрального музея Великой Отечественной войны

При всем многообразии подходов к созданию музейных экспозиций этот процесс подчиняется определенным правилам, от выполнения которых во многом зависит успех работы. Прежде всего, они состоят в установлении последовательности проведения комплексов работ и хода проектирования экспозиции, что воплощается в разработке типовых документов.

При определении последовательности проведения работы (от планирования, научного проектирования, разработки художественного проекта до технического проекта, исполнения и популяризации экспозиции) создатели экспозиции, руководство музея осваивают и утверждают порядок «технологии производства». Это позволяет представить процесс в целом, сосредоточить внимание на тех участках, от которых зависит его своевременное завершение, и координировать усилия соответствующих отделов музея.

В ходе проектирования экспозиции создаётся комплекс документов, последовательно развивающих и уточняющих её содержание. Введение в практику работы музея унифицированных форм этих документов позволит повысить их научный и содержательный уровень, облегчит процесс их составления, что, несомненно, приведет к экономии времени и средств.

Всё вышеизложенное в основных моментах определено в утверждённом Министерством культуры РСФСР 12 мая 1985 г. «Порядке организации работы музеев, творческих коллективов художников и художественно-производственных организаций по научному и архитектурно-художественному проектированию, оформлению и монтажу, оценке и открытию экспозиций и выставок музеев местного подчинения (кроме художественных)».

В данных методических рекомендациях подробно рассматривается методика работы по научному проектированию экспозиций музея.

Музейная экспозиция является основной формой музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественного решения.

В связи с тем, что научное проектирование является только одним из этапов музейного проектирования экспозиций в целом, первый раздел рекомендаций посвящён характеристике этих этапов, последовательности их проведения. Таким образом, определяется место и роль научного проектирования в этом процессе.

Последующие разделы рекомендаций раскрывают методику работы и структуру проектных документов, которые, по сложившейся практике отечественных музеев, относят к научному проектированию экспозиции. Методические рекомендации составлены на основе опыта работы ЦМ ВОВ 1941-1945 гг., других музеев, теоретических достижений современного музееведения. Подробные сведения о современном подходе к проектированию экспозиции можно найти в специальной литературе, которая была использована автором.

I. Этапы музейного проектирования.

Подготовка музейной экспозиции проходит несколько стадий: проектирование, осуществление и популяризация экспозиции.

Создание новых экспозиций или реэкспозиция начинается с оформления планового задания в годовом плане работы музея и в планах соответствующих отделов, где фиксируются:

— ответственные исполнители (экспозиционные отделы) или авторский коллектив, ориентирующийся в проблематике темы, имеющий общее представление о фондах музея, знакомый с основными положениями методики экспозиционной работы;

— очередность проведения работы;

— сроки создания экспозиции.

Проектирование музейной экспозиции состоит из трёх взаимосвязанных элементов: научного, художественного и технического проектирования.

Научное проектирование выполняется в несколько этапов, каждому из которых соответствует комплект определенной документации. Научное проектирование на каждом этапе органично связано с разработкой художественного проекта, а именно, совокупности архитектурно-художественных решений, что предполагает совместную работу экспозиционера и художника.

На основе НК разрабатывается архитектурно-художественная концепция генеральное архитектурно-художественное решение экспозиции). В архитектурно-художественной концепции определяются основные художественные принципы построения конкретной музейной экспозиции.

Архитектурно-художественная концепция может быть представлена в эскизах, макетах и иных формах и сопровождается пояснительной запиской, в которой сформулированы основные архитектурно-художественные принципы раскрытия идей но-научного содержания экспозиции.

Одновременно разрабатывается план дополнительного комплектования.

На основе ТЭПа (за пределами научного и художественного проектов) осуществляется техническое и рабочее проектирование в организации, ведущей оформительскую работу в музее или силами музея в соответствии с существующей практикой. Технический проект включает монтажные листы, выполненные в масштабе, с точным обозначением размещения и размеров оборудования, экспонатов, текстов, технических устройств и т. д.

П. Разработка научной концепции

Разработка НК является первым и важнейшим этапом проектирования, на котором выбирается и обосновывается тема и главная идея экспозиции, определяется сё целенаправленность, общая тематическая структура и принцип построения крупных разделов и комплексов экспозиции.

Написанию НК предшествует исследовательская работа, которая заключается в глубоком изучении темы на основе:

— изучения исторического периода жизни общества, которому посвящен музей на основе исторической литературы, архивных материалов, публикаций в периодических изданиях;

— изучения предметной основы предстоящей экспозиции; фондовых собраний, коллекций вещевых и документальных памятников истории: параллельно с НК экспозиции разрабатываются документы об обеспеченности ее источниками, а также конкретные программы тематического и целевого комплектования;

— анализа существующих в стране и за рубежом музейных экспозиций однопрофильных музеев по данной или сходной тематике, их структуры и принципов построения.

Содержание научной концепции

НК дает первое, самое общее представление о будущей экспозиции.

3. Краткая историческая справка по теме экспозиции с выявлением основных этапов и главных действующих лиц.

4. Обоснование краткой тематической структуры экспозиции, намечаются её основные разделы, темы, подтемы в виде развёрнутого плана, но без указания экспонатов.

5. Обоснование принципов (подходов) построения экспозиции.

В экспозиционной практике, в зависимости от целенаправленности, характера и специфики экспозиции, используются основные принципы её построения.

* Проблемный принцип применяется когда необходимо всесторонне раскрыть какие-либо проблемы, имеющие основополагающее значение для освещения тех или иных событий и явлений исторического процесса. Эти проблемы могут быть ведущими концептуальными элементами для определенного раздела и темы экспозиции, или «сквозными» для всей создаваемой экспозиции. Хронологическая последовательность изложения материала если и соблюдается, то носит второстепенный характер, В качестве примера можно вспомнить нашу выставку «Женская военная судьба» или выставку «Военнопленные» Дома истории Федеративной республики Германия.

6. Выбор экспозиционных методов.

Положение и роль музейного предмета в экспозиции определяет методы её создания, которые заключаются в научно обоснованной системе группировки и организации музейных предметов.

Неправильное использование этого метода иногда приводит к показу исторических явлений повествовательно, книжно. Стремление проиллюстрировать все выявленные исторической наукой аспекты, явления и процессы приводит к перенасыщению экспозиции воспроизведениями музейных предметов и малоценными вспомогательными материалами. В результате роль музейного предмета сводится к простой иллюстрации или элементу схемы. При этом пропадает существенная разность между подлинным музейным памятником и его воспроизведением-копией.

Всё это дало повод критикам комплексно-тематического метода переименовать его в иллюстративный. Именно при понимании комплексно-тематического метода как иллюстративного неизмеримо возрастает роль художника: он становится не только оформителем, но даже автором экспозиции. Комплексно-тематический метод новаторы предлагают заменить образно-художественным. Проблема в том, что под предлогом замены одного метода другим из экспозиции вытесняется наука. Научная продуманность заменяется художественно-оформительским изыском. Дизайн берёт верх над наукой. Сам музейный предмет и его комплексы из источника знаний, впечатлений, чувств превращается в элемент оформления. Иными словами, музейный предмет из солиста превращается в статиста или, того хуже, в декорацию. Ярким примером последовательного воплощения в жизнь данного подхода является экспозиция музея в Москве. Сознательный отказ от серьёзной научно-концептуальной проработки экспозиционного замысла, пренебрежительное отношение к музейным предметам как носителям информации привели в результате к созданию экспозиции, имеющей мало общего как с эпохой, так и с биографией самого Маяковского: получилось изображение некоего абстрактного поэта на фоне столь же абстрактно отражённой исторической действительности.

Наряду с основным комплексно-тематическим методом существуют и другие методы.

Коллекционный (систематический) метод особенно подходит для демонстрации однородных музейных предметов (коллекций) в соответствии с классификацией профильной науки или принятой в музее. Это может быть показ в основной экспозиции, построенной по комплексно-тематическому методу, коллекции, например, фронтовых писем или открыток военного времени (здесь музейный предмет является целью исследования в экспозиции). Большой интересной коллекции может быть посвящена выставка.

Здесь используются разнородные музейные предметы, которые являются инструментом для создания образа экспозиции (например, рабочий кабинет маршала в экспозиции выставок Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., посвященных юбилеям выдающихся военачальников; или ряд сооружений в экспозиции Военно-Морского флота и в экспозиции военно-инженерных сооружений).

7. Даётся характеристика экспозиционной площади.

8. Анализ и характеристика предметной базы экспозиции: наличие фондовых собраний, коллекций по теме, указываются возможные источники целевого комплектования основного и вспомогательного фонда в плане предстоящей экспозиции.

По возможности указываются ведущие экспонаты (или комплексы), экспонаты повышенной аттрактивности, а также крупногабаритные экспонаты.

9. Определение основных требований к архитектурно-художественным решениям (замысел экспозиционера). Совместно с художником решаются вопросы о художественном образе будущей экспозиции: облике демонстрационного зала, его доминанте, характере оформления, освещения, возможность введения декоративных элементов, особые меры для обеспечения сохранности экспонатов и др.

Намечается позальное размещение экспонатов.

Намечаются технические средства и устройства (кино-, полиэкран, голография и др.).

10. Прилагается список использованной литературы.

Научная концепция экспозиции обсуждается на Научно-методическом и Учёном советах музея; научная концепция выставки обсуждается на Научно-методическом совете и утверждается директором музея. (Форма титульного листа НК в Приложении 1).

III. Создание расширенной (развёрнутой) тематической структуры экспозиции

При составлении РТС авторы экспозиции переходят от предварительного общего знакомства с собраниями музея к подбору будущих экспонатов в фондах музея, вносят предложения по возможной организации целенаправленного комплектования.

В отборе материала при ведущей роли научного сотрудника может участвовать художник, который к этому времени не только ознакомился с научной концепцией, но и предложил свои архитектурно-художественные решения.

Все типы источников могут «работать», но далеко не все подобранные материалы пойдут в экспозицию, а только экспонаты, способные в полной мере реализовать заявленную в научной концепции задачу экспозиции, способные донести особо важную информацию, содействующие пониманию широкой картины событий.

В процессе дальнейшего отбора происходит одновременно и формирование экспозиционных комплексов в пределах темы или подтемы РТС.

РТС составляется по форме, указанной в Приложении 2.

Частью РТС может быть методический эскиз расположения экспозиционного материала, основных разделов, тем, тематических комплексов, который выполняется в графическом схематичном виде с указанием основных размеров экспозиционной площади и выполняется экспозиционером совместно с художником.

IV. Составление тематико-экспозиционного плана

Здесь же фиксируется подобранный научно-вспомогательный материал: воспроизведения, модели или макеты предметов, иллюстративный и графический материал.

В ТЭП включается вея система текстов экспозиции. Эта система текстов включает в себя ведущие, объяснительные тексты и этикетаж.

В ТЭП в группировке экспонатов закладываются те методы построения: систематический, ансамблевый, комплексно-тематический, которые затем в своем сочетании составят всю экспозицию в целом.

Примерная форма тематико-экспозиционного плана дана в Приложении 3.

V. Особенности научного проектирования временных экспозиций (выставок)

Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея, по имеются отдельные специфичные моменты в научном проектировании выставок.

Выставочная деятельность имеет, во многом, эмпирический характер.

Временность выставок отражается на составе экспонатов. Здесь могут быть показаны музейные предметы, обычно не подлежащие экспонированию в целях обеспечения их сохранности. Для более полного и всестороннего раскрытия темы или исследования проблемы музей может привлекать экспонаты из частных коллекций, из других музеев и профильных организаций.

Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению. В создании выставок важно учитывать не только современный уровень развития музееведения, психологии и социологии, но и современный уровень экспозиционного дизайна и возможность использования новых технологии.

В планировании выставочной деятельности важно учитывать социально-демографические характер потенциальной музейной аудитории, со пожелания и предложения.

Список использованной литературы

2. Дружинин дело // Избранные труды. М., l988.

4. Методические рекомендации по разработке научной концепции стационарной экспозиции музея. Политехнический музей. М., 1994.

6. Музей в современном мире: традиционализм и новаторство / Труды ГИМ. Вып. 104. М. 1999.

7. Музейное дело. История XX века в музейных экспозициях. Сб. науч. тр. Вып. 22. М., 1995.

8. Музейное дело в СССР: Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции: Сб. науч. тр. / Центр. музей Революции СССР. М., 1982.

9. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. / Центр. музей Революции СССР. М., 1986.

10. Организация работы над музейной экспозицией: Метод. рекомендации / Гос. Исторический музей. М., 1986.

11. Особенности построения экспозиции: Метод. разработка / Гос. Политехнический музей. М., 1993.

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Директор музея Зам. директора по научной работе

«____»_________20 г. «___» ____________20 г.

на тему _______________________________

Автор разработки _________________

Зав. отделом ______________________

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

РАСШИРЕННАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОЗИЦИИ

НА ТЕМУ _________________________________________________

Экспозиционная площадь Автор разработки ____________

___________ кв. м ____________________________

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем и подтем

Наличие фонда, источники дополнительного комплектования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *