Как сделать концептуальный анализ
Использование метода концептуального анализа текста при подготовке к ЕГЭ (часть С) по русскому языку
В этой работе представлена методика подготовки к сочинению на ЕГЭ на основе концептуального анализа текста. Данная методика представляется эффективной при работе с любым текстом, в особенности нравственной проблематики.
Цель концептуального (смыслового) анализа текста (термин “концепт” синонимичен термину “смысл”) – дать по возможности полное знание о концепте, существующем в сознании носителей культуры, или, согласно Д.С.Лихачёву, “концептоносителей”. Это знание выражено в определённых языковых единицах. В результате концептуального анализа расширяются знания ученика о мире, о культуре, о национальных традициях, о складе мышления, нравственном состоянии и духовности своего народа.
Пространство текста рассматривается как условие для создания диалога учащегося с концептом и с самим собой, развития индивидуального речевого смыслотворчества.
Приведём пример такой работы с текстом.
I этап работы – образно-ассоциативный.
1. Прочитаем текст. По ходу чтения создадим “поле ассоциаций” методом построения кластера. Для этого установим ключевое слово текста, вокруг него “накидаем” слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
(1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, “которым плюют в глаза, а они утираются” вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.
(4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, “честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”. (6)И тут же примеры: “Человек незапятнанной чести. По чести. Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью. Знал бы ты честь. Поле чести. Честь моя требует крови. ”.
(7) Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать в разговоре.
(13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14) А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель.
(16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, “невольник чести”, но ведь чести!
(18) 3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: “Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям”. (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. (Д.Г.Шеваров)
Комментарий: результатом работы являются выделение ключевого слова честь, построение кластеров, беседа по кластерам, выявление общих ассоциаций (внутреннее благородство, нравственное достоинство, благородство души, доблесть, честность, гордость, законы чести, личность, мужество, несгибаемая воля, доброе имя, малодушие, предательство, подлость, низменные побуждения).
На данном этапе работы происходит введение учащихся в проблемную ситуацию с целью создания творческой мотивации на понимание текста, личностного отношения к предмету обсуждения методом активизации ассоциативных связей. При этом выявляется субъективное восприятие и понимание концепта честь, что предшествует созданию объективного словесного портрета данного концепта.
II этап работы – словарно-контекстуальный.
Прочитайте текст. Какие три вида оскорблений рассматривались дворянским кодексом чести? Как характер оскорбления влиял на исход дуэли? Подумайте, где и как можно восстановить честь в наше время.
Дуэль (поединок) – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли – социально-знаковая.
Оценка меры оскорбления самим оскорбленным – незначительное (для его снятия достаточно показа готовности к бою), кровное (до первого ранения) или смертельное (до гибели одного из участников ссоры) – должна соотноситься с оценкой со стороны социальной среды (например, с полковым общественным мнением). Человек, слишком легко идущий на примирение, может прослыть трусом, неоправданно кровожадный – бретером. (По Ю.М. Лотману).
Слово честь в художественной литературе. Групповая работа.
Задание: Прочитайте доставшиеся вашей группе отрывки их художественных произведений. Определите, какие значения слова честь актуализированы в них. Представьте результаты группового обсуждения всему классу. (для работы может использоваться любой литературный материал: отрывки из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, романа “Евгений Онегин”, романов И.С.Тургенева “ Отцы и дети”, Л.Н. Толстого “Война и мир” и др.).
Комментарий: результатом работы на данном этапе является создание словесного портрета концепта “честь”. Посредством решения комплексных языковых и речевых задач выявляется, что знает сам язык об этом концепте и каким предстаёт концепт в исследуемом тексте. При этом субъективное восприятие концепта “честь” обогащается богатством смыслов, актуализированных в процессе работы над системным значением слова и использованием его в различных контекстах.
III этап работы – творческий.
Выполните работу по выбору.
1. Напишите сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту Д.Г. Шеварова. Сформулируйте основную проблему текста, определите позицию автора, его отношение к поднятой проблеме, героям; изложите собственное мнение по проблеме с привлечением двух аргументов.
2. Напишите эссе на одну из тем: “Устарело ли понятие чести в современном обществе?”, “Так ли мы понимаем слово честь, как понимали его во времена А.С.Пушкина?”, “Как сегодня можно защитить свою честь?”
3. Напишите сочинение о чести на литературном материале. Тема сочинения может быть сформулирована так: “Человек чести в художественном мире А.С.Пушкина”.
4. Напишите другу (можно воображаемому) письмо этического содержания о том, как не потерять честь и достоинство.
Комментарий: результатом работы является создание собственных речевых произведений, индивидуальное смыслотворчество учащихся. При этом каждый ученик вступает в диалог с нравственным концептом “честь” и с самими собой, что позволяет выявить степень усвоения нравственного понятия в сознании школьника.
Таким образом, предлагаемая работа над текстом направлена на решение задач духовно-нравственного становления личности ребёнка, преодоления фрагментарности мышления современного ученика и развитие творческого мышления, формирования речетворческих способностей, познавательной активности и обогащения словарного запаса, в том числе лексикой нравственного содержания, что способствует подготовке учащихся к созданию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
Методика проведения концептуального анализа
Одним из ярких и достоверных способов анализа ситуации, проблемы лингвистического плана является концептуальный анализ. Он предполагает изучение концепта с учетом особенностей его развития и текущей ситуации.
Одним из ярких и достоверных способов анализа ситуации, проблемы лингвистического плана является концептуальный анализ. Он предполагает изучение концепта с учетом особенностей его развития и текущей ситуации.
Для чего нужен концептуальный анализ?
С помощью концептуального анализа исследователи могут выяснить первые симптомы и проявления конкретной проблемы или тезиса, а также установить ход его развития, начиная от самых истоков и заканчивая сегодняшним днем. Этот прием позволяет связать и объяснить отдельные элементы языковой идеи, рассмотреть ее внутреннюю структуру и изучить, как единую систему.
Результаты концептуального анализа должны быть грамотно отражены исследователем. Фактически, они представляют собой качественную переработку источников информации и аргументированные выводы исследователя, который придерживался определенных взглядов, теорий и пр.
Чаще всего к использованию концептуального анализа прибегают лингвисты. Данный прием считается одним из самых молодых. Он продолжает изучаться, практиковаться и совершенствоваться.
На чем базируется концептуальный анализ?
Любой анализ предполагает изучение большого объема информации. В данном случае автору исследования предстоит изучить не только литературу, но и экспериментальные данные (исключительно в рамках выбранной темы). Он может провести собственный эксперимент и зафиксировать его результаты, или же воспользоваться актуальными данными по ранее проведенным экспериментам, подходящим к его работе.
Концептуальный анализ призван объяснить лингвистические нормы и особенности использования терминов, языков, историю их происхождения и развития.
Этапы концептуального анализа
Этап №1. Ключевые слова.
На этой стадии исследователю необходимо определить ключевое слово, которое будет исследоваться на протяжении всей работы: история возникновения, особенности развития и становления, образование производных слов и пр.
Этап №2. Сбор данных.
Здесь автор должен восстановить всю хронологию событий относительно ключевого слова: как и когда образовалось, какие изменения претерпел на пути утверждения и становления, когда и где (в каких текстах) получил наибольшее распространение, смысл, особенности словообразовательного процесса. Данный шаг призван определить структуру концепта.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №3. Исследование этимологических особенностей.
Здесь автор должен проследить особенности появления и изменения ключевого слова с помощью специальных этимологических словарей. Важно, приводить примеры по каждому выявленному изменению, чтобы подтвердит этот факт и сделать данные научной работы обоснованными, аргументированными.
В конце данного этапа исследователь должен сформировать выводы относительно текущей картины мира, языка, слова: актуальность, частота использования и пр.
Этап №4. Определение концептуальных признаков.
На данной стадии следует проанализировать, к какой группе предметов относится концепт: живая/неживая природа, отечественный/заимствованный, отражающий состояние или эмоции, отношение к человеку/животному/природе и пр. С помощью данного анализа можно определить смысл ключевого слова, возможности его использования в различных контекстах.
Этап №5. Анализ толкований.
Этот шаг предполагает изучение значения концепта со стороны различных научных теорий, ученых, словарей и пр. Он подчеркнет особенности использования ключевой единицы, выявить дополнительные концептуальные признаки (к чему может относиться слово) и пр.
Этап №6. Определение места концепта в современной лексике.
С помощью анализа значений выбранного концепта исследователь может определить, к какой категории (что характеризует или описывает), в каких случаях используется (в настоящее время) и пр. На этом этапе важно отследить применение концепта не только на «родном» языке, но и в иностранных лексиконах.
Этап №7. Выявление общепринятых стереотипов, связанных с концептом.
Например, если автор выбрал концепт «сибиряк», то он всегда ассоциируется и связывается с «Сибирью». Поэтому при выявлении подобных ситуаций важно отметить их взаимосвязь, проследить особенности формирования и использования этих слов.
Этап №8. Формирование результатов.
Данный этап производится на основе собранной и проанализированной информации. Исследователь должен определить и грамотно изложить: как и когда формировался концепт, особенности его становления, текущую картину мира и частоту использования ключевого слова и пр. Важно подтвердить текстовые выводы числами (например, экспериментальными данными).
Выводы
Концептуальный анализ проводится на основе достоверной и обоснованной информации, которая позволяет рассмотреть место конкретного языка, слова в современном мире, особенности его формирования и развития.
Следует отметить, что единого и утвержденного алгоритма проведения концептуального анализа на практике нет. Каждый исследователь самостоятельно определяет как, что и где рассматривать. Вышеприведенный порядок проведения является «стандартизированным» и наиболее популярным.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Как сделать концептуальный анализ
1.3.2. Концептуальный анализ
История когнитологии как новой научной парадигмы имеет давнюю традицию. Истоки когнитивистики можно найти еще в античности, в теоретических исследованиях Платона, Аристотеля. Новое развитие когнитология получает в период Средневековья и Нового времени в философских и богословских трудах Августина, Фомы Аквинского, Рене Декарта, Дж. Локка, Г.В. Лейбница.
В современном языкознании проблемы когнитивистики оказываются в центре внимания таких ученых, как Ч.Филлмор [290], Т.А. ван. Дейк [74], В.И. Герасимов и В.В. Петров [55], Е.С. Кубрякова [156; 157; 158], А.Вежбицкая [45; 46], Дж. Лакофф [162], Ю.С. Степанов [265; 266], Э.Лассан [163], С.М. Прохорова [220], Р.М. Фрумкина [296], Н.Д. Арутюнова [12], Т.В.Булыгина, А.Д. Шмелев [37] и др.
Когнитивный подход доказал, что оперирование понятиями в их «классическом варианте» не отвечает нуждам современных исследователей. Широкое распространение получил термин «концепт», хотя и по сей день он не имеет однозначного толкования.
Еще в 1928 году в сборнике «Русская речь» была опубликована статья С.А. Аскольдова-Алексеева «Концепт и слово», в которой автор рассуждает о природе концептов, анализирует значения концепта. По мнению С.А. Аскольдова-Алексеева, «чтобы подойти к уяснению природы концептов, необходимо уловить самую существенную их сторону как познавательных средств. Эту сторону мы видим в функции заместительства. Концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [14, с. 269]. Определяя содержание термина «концепт», автор, тем не менее, считает его синонимичным термину «понятие».
Полноправное использование термина «концепт» в русских текстах начинается только в 80-х годах с переводов англоязычных авторов (см., напр.: Новое в зарубежной лингвистике 1982; 1983; 1986).
Поиски за термином «концепт» зоны особой референции, отличной от других зон, приводят к закреплению за ним и совершенно особого содержания. По определению А.Вежбицкой, «концепт – это «объект из мира “Идеальное”, имеющий имя и отражающий определенные культурнообусловленные представления человека о мире “Действительность” [170, с. 31]. Таким образом, интерпретация термина “концепт” стала ориентироваться на смысл, который существует в человеке и для человека. Так, Д.С. Лихачев указывает на то, что “концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека. Рассматривая, как воспринимается слово, значение и концепт, мы не должны исключать человека. Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека” [173, с. 281].
В “Словаре когнитивных терминов” Е.С. Кубрякова дает следующее определение концепта: “Концепт – термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека [150, с. 90]. Исследователь трактует концепт как посредник между словами и экстралингвистической действительностью, что не позволяет сводить значения слова до концептов, его образующих. Эту точку зрения разделяет и Л. Процак, понимая под концептами “те смыслы, которыми оперирует человек в процессе мышления и которые отражают содержание опыта и знаний человека, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде действующих “квантов” знания” [221, с. 85].
А.П. Бабушкин предлагает свою дефиницию концепта как “любой дискретной содержательной единицы коллективного сознания, отражающей предмет реального или идеального мира, хранимого в национальной памяти носителей языка в виде познанного субстрата. Концепт вербализуется, обозначается словом, иначе его существование невозможно”, подчеркивая тем самым, что возникновение концепта, его содержание зависит от традиции, фольклора, идеологии и религии, системы ценностей определенного социума [16, с. 19].
Р.М. Фрумкина подчеркивает, что «наши концепты зависят от нашего способа толковать их содержание с необходимым уровнем прозрачности» [295, с. 46]. Ученый считает, что следует задуматься о том, как соотносятся между собой ментальные образования, соответствующие одному концепту, в психике разных людей.
Как видно из представленного обзора, концепт рассматривается под углом его содержания и адекватной дефиниции. Очевидно, этого недостаточно для практического применения понятия. Необходимо установить, как может исследоваться концепт и что в лингвистическом анализе должно рассматриваться для того, чтобы выявить его специфику. Структурную модель концепта, пригодную для использования в лингвистике, предлагает Ю.С. Степанов [265, с. 40-48]. Как считает Ю.С. Степанов, концепт структурирован следующим образом: 1) основной, актуальный признак; 2) дополнительные, «пассивные» признаки, являющиеся историческими; 3) внутренняя форма, запечатленная во внешней, словесной форме [265, с. 44]. Очень важным является, по нашему мнению, тезис Ю.С. Степанова о том, что для представителей данной культуры концепт существует и осознается в разной мере. В основном признаке концепт актуален для всех носителей языка и культуры. Его дополнительные признаки по-разному осознаются в социуме. Внутренняя форма, или этимологический признак, релевантна лишь для ученых и ими обнаруживается.
По нашему мнению, составляющими концепта являются: лексическое значение слова; отношение лексического значения слова к другим единицам языка; контекстуально-обусловленные сдвиги и приращения, заметные в дискурсе; коннотации; ассоциативные связи; культурный фон. Все эти составляющие создают для каждого понятия индивидуальный «язык», дающий возможность осуществить реконструкцию концепта и проследить особенности мышления, мироощущения человека, народа, в чьем языковом сознании полученный концепт актуализировался.
Создание структурированной модели концепта позволяет разработать соответствующие методики исследования.
Приемы и методы концептуального анализа могут быть разнообразными. Необходимыми и важнейшими этапами такого исследования являются этимологический анализ слова, его значения, лексического окружения, интерпретации его представителями различных слоев общества (в рамках нашего исследования – это представители женского и мужского полов), анализ ассоциативных связей, синтагматических и парадигматических отношений, возникающих в ассоциативно-вербальной сети.
Концептуальный анализ
В этнолингвистических и лингвокультурологических исследованиях наиболее популярной стала методика концептуального анализа, которая была разработана и убедительно представлена французским лингвистом Э. Бенвенистом в книге «Общая лингвистика». Ядро методики – семантическая реконструкция, суть её в том, что «значение» лингвистической формы определяется всей совокупностью её употреблений, её дистрибуцией и вытекающими из них типами связей. Реконструкция базируется на внимательном изучении совокупности контекстов, где может быть употреблена исследуемая форма [Бенвенист 1974: 332]. С помощью предложенной методики очевидной становится связь семантики и культуры, а сама методика оказывается надежным инструментом выявления происхождения «некоторых важных терминов современной культуры» [Бенвенист 1974: 18].
В авторской поэзии XVIII в. просматривается тенденция продолжения фольклорной традиции– У Жуковского (уже XIX в.) свеча – элемент магического действа гадания. В описании обряда венчания свеча передаёт настроение ослепляющего счастья и радости. «Бытовая» свеча у Жуковского связана с покоем, уютом, тишиной. У Пушкина, Лермонтова, Огарева свеча одинокая и печальная – в центре ситуации одинокого ночного бдения лирического героя. Язык лирики XX в. обнаруживает тенденцию к расширению круга синтагматических связей лексемы свеча, к поискам новых, нестандартных связей и характеристик (зеленые свечи у Анненского, зеленоватая страшная свеча у Ахматовой, синие к роговые свечи пейзажной лирики Есенина и Шубина, черные и вечнозолотые свечи философской поэзии Мандельштама и Ахмадулиной).
Примерно такова логика концептуального анализа в диссертационных исследованиях последних лет типа: Печенкина О.Ю. Содержание концептов «Бог» и «судьба» в текстах пословиц и поговорок, собранных В.И. Далем. Орёл, 2001; Костин А.В. Способы концептуализации обиходно-бытовых понятий в разножанровых произведениях В.И. Даля (на материале концепта «вода»). Иваново, 2002; Гергианова А.Ф. Концепты «рай» и «ад» в языковой картине мира В.В. Набокова (по роману «Дар»). Уфа, 2003; др. (см. также: [Тильман 1999]).
Многочисленные публикации о так называемых «ключевых словах культуры» в большинстве своём – упрощенные образцы концептуального анализа.
К сожалению, эффективность методики снижается из-за определенной атомарности в подходе к слову как автономной сущности. Желателен учёт совокупности концептов с повышенным вниманием к отношениям и связям между ними, на чем основывается методика кластерного анализа, речь о которой пойдёт ниже.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Сюжет и анализ
Сюжет и анализ Толстой в эпоху написания «Детства» тщательно изучал Стерна, но Стерн для него не был предметом подражания в развитой композиции.Десятого августа 1851 года Толстой записывает в дневнике: «Я замечаю, что у меня дурная привычка к отступлениям; и именно, что эта
5. Анализ первобытного отцеубийства
5. Анализ первобытного отцеубийства Проанализируем теперь пункт за пунктом гипотезы Фрейда и Джонса. Гипотеза о «первобытной орде» сама по себе не содержит ничего такого, что было бы неприемлемо для антрополога. Мы знаем, что первой формой человеческого и
1. Сравнительный анализ
1. Сравнительный анализ Остановимся сперва на различии вглядов Гёльдерлина и Вагнера.Мысль Вагнера о том, что упадок мифа о богах должен быть выведен из распада самой сферы нуминозного, не обнаруживается у Гёльдерлина. В наступлении этой ночи он винит людей и немилость
АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЕМ
АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЕМ Учение Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии является основополагающим в процессе перевоплощения актера в драматический образ. «От сверхзадачи родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено и творчество артиста», — говорит
Город как концептуальный фрактал
Город как концептуальный фрактал Наиболее существенными в историческом развитии и функционировании городской системы являются ее характеристики как концептуального фрактала. При этом те же самые геометрические архитектурные и градостроительные формы, а также
Столица как концептуальный фрактал культуры
Столица как концептуальный фрактал культуры Стохастические и алеаторные фрактальные модели пространственного и социокультурного типа можно наблюдать в таких столичных мегаполисах, как Нью-Йорк, Москва, Токио, Тель-Авив, Барселона, Сидней и др. Примечательно, что за
4.4.2. Анализ текста
4.4.2. Анализ текста Роман Аллы Бегуновой «Камеи для императрицы» отображает события, относящиеся к 70—80-м годам XVIII века. Для подготовки переговоров и одновременно сбора сведений в Бахчисарай отправляется русское посольство, в состав которого князь Потемкин включает
Дискурсный анализ
Дискурсный анализ Проблема «Язык и речь» тесно связана с понятием дискурса и дискурсного анализа. Дискурс (фр. discours – речь) – в широком смысле представляет собой единство языковой практики и экстралингвистических факторов… необходимых для понимания текста, т. е.
Доминантный анализ
Доминантный анализ Методика доминантного анализа предполагает наличие частотных словарей, представляющих текст или корпус текстов, и основывается на предположении» что среди наиболее частотных лексем присутствуют слова, обозначающие доминанты языковой картины