Как сделать концовку сочинения
Заключение в сочинении ЕГЭ. Виды заключений с примерами
Заключение в сочинении – финальная часть всей работы.
Как и введение, заключение в сочинении ЕГЭ должно органично соединяться с основной частью работы и являться логическим завершением всех рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
Правильно написанное заключение ещё раз обращает внимание эксперта на самое главное в сочинении.
Заключение в сочинении что это?
Заключение – утверждение, сделанное на основе вывода.
Заключение представляет собой логически завершённую мысль, высказанную во введении, и является результатом рассуждения о рассматриваемых темах и проблемах исходного текста.
Оно может быть этически корректным возражением автору или согласием и дополнением к его мыслям.
Задача заключения
Задача заключения: логически завершить сочинение, сделать вывод из всех размышлений, написанных в тексте сочинения и подвести итог, если таковой необходим.
Объём заключения в сочинении
Цельность текста сочинения обеспечивается за счёт правильного соотношения частей.
Введение и заключение должны быть не более 1/8 от объёма всего сочинения.
Схематично сочинение должно быть похоже на форму круга, то есть должно быть замкнутым.
Объём заключения: 1 — 3 предложения.
Виды заключений в сочинении
Ниже описаны все возможные виды заключений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.
Тот или иной вид заключения можно использовать в зависимости от замысла автора сочинения, темы и проблемы анализируемого текста, а также творческих возможностей выпускника.
1. Заключение-вывод
Cамая типичная и логичная концовка сочинения.
Чаще всего выпускники используют этот вид заключения как самый простой в написании, так как сразу понятно, что подведён итог всех размышлений в сочинении.
Прочитав текст В.А.Каверина, начинаешь осознавать, что главное в человеке не внешность, а душа. И казалось бы, внешне человек некрасив, но он может обладать внутренней красотой, широкой душой.
2. Развёрнутая мысль
Мысль автора сочинения, выраженная во вступительной части.
Такой тип заключения помогает создать кольцевую композицию сочинения и показывает связь начала и конца работы.
А также показывает проверяющему, что достигнуто смысловое единство работы.
Материнская любовь животного и человеческая любовь одинаковы. Любая мать готова отдать жизнь за своего ребёнка! И пока мы будем осознавать это, мы будем учиться мудрости у матушки-природы.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
Данный вид заключения позволяет автору сочинения показать неравнодушное отношение к теме и проблеме анализируемого текста и подчеркивает активную жизненную позицию автора.
Рассказ К.Г.Паустовского никого не может оставить равнодушным. Я согласен с автором, что порядочность человека не зависит от его образования. Поэтому люди всегда должны относиться с уважением к другим людям, кем бы они ни были.
4. Концовка — афоризм
Используя афоризм в конце сочинения его автор показывает свою эрудицию и умение соединять в единое целое разные тексты в зависимости от их проблематики, что делает выигрышным все сочинение в целом.
В жизни любого человека может настать такой момент, когда он будет готов пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных и близких людей, ради защиты Отечества. «В жизни всегда есть место подвигу»!
5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Если в начале сочинения выпускник использовал риторические вопросы, то, подводя итог размышлениям, уместно в конце сочинения дать краткий ответ на вопрос.
Это придаст смысловую целостность всей творческой работе.
Герой В.А. Каверина сумел разглядеть за не очень привлекательной внешностью девушки её чистую и прекрасную душу. Сможем ли мы оценить по достоинству человека, не погнавшись за внешней обёрткой? Очень хочется надеяться, что да. Ведь о красоте человека правильнее судить по его характеру и поступкам.
6. Цитата
Цитаты в заключении сочинения – это итоговые суждения, которое отражает идею или проблему текста.
Родина значима для человека своей историей былых времён, славными предками. Родина — это основа бытия всякого человека, его родной дом, это великий русский народ с его выразительным языком и богатейшей культурой. Поэтому я полностью согласен с автором, что «на каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину».
Цитаты также используют в качестве введения в сочинении, но там у них другие задачи.
7. Корректное возражение автору
Иногда бывает необходимость выразить своё несогласие с позицией автора по проблеме исходного текста, и сделать это необходимо корректно, чтобы не снизили балл за не соблюдение этических норм.
Данный вид заключения позволяет тактично высказать свою точку зрения, отличную от автора анализируемого текста.
Сложно не согласиться с Л.Ф.Воронковой. Она права, когда говорит, что каждый молодой человек имеет право сам выбирать, кем ему стать в будущем. Взрослые лишь дают советы, куда пойти учиться. Стоит ли учитывать опыт родителей или лучше выбирать профессию самостоятельно? Думаю, в различных семьях этот вопрос можно решать по-своему.
Таким образом, познакомившись с различными видами заключения в сочинении, выпускник может при проведении тренировочных работ выбрать наиболее приемлемый для себя вид заключения.
Заключение, как и введение в сочинении, не оценивается отдельными баллами, но оно необходимо, чтобы получить высший балл за 5-й критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» (2 балла).
Как написать идеальные непредсказуемые концовки историй (которые будут шокировать и радовать даже пресыщенных остросюжетным жанром читателей)
Автор: Стефани Врубель (Stephanie Wrobel)
В лучших книгах сюжетные повороты — это вишенка на торте. Но, как читатель, я не хочу гоняться в книге за ними. Скорее я хочу быть полностью застигнутой врасплох, когда история достигнет своей развязки. Конечно, лучшие сюжетные повороты умны, неожиданны и кажутся непринужденными. Но писатели знают, сколько усилий уходит на их разработку.
Сначала мы должны определить, что именно такое сюжетный поворот. Мне нравится описание, которое Софи Ханна придумала в своем эссе в «CrimeReads»: сюжетный поворот опровергает или переворачивает с ног на голову уже сделанный вывод или прочно укоренившееся и разумное предположение. Сюжетный поворот — это больше, чем неожиданный финал.
Я провела много времени, изучая сюжетные повороты: что в них есть и чего нет, что делает их захватывающими или предсказуемыми, и есть ли какие-то правила, которые мы, писатели, должны соблюдать, когда придумываем их. Один небольшой совет, который запал мне в голову, достался от моей наставницы Мако Ешикавы, которая предполагала, что это нечестно, когда рассказчик от первого или почти третьего лица знает что-то, но не делится этим с аудиторией. Теперь я могу вспомнить о множестве триллеров, которые не подчиняются этому правилу, где интрига была известна рассказчику всё время, — и моё удовольствие от этих историй, конечно же, не пострадало. Но я стараюсь придерживаться этого правила. Каждому свое!
В литературе есть множество типов сюжетных поворотов, поэтому я не хочу сказать названием этого эссе, что их всего девять. Но следующие девять преобладают в остросюжетном жанре. Если вы не знаете, что делать дальше с вашей собственной незавершенной работой, то вы можете рассмотреть один из следующих поворотов сюжета.
1. Тот, кого вы считали плохим, оказывается хорошим.
— И — 2. Тот, кого вы считали хорошим, оказывается плохим.
Оговорка: лучшие персонажи сочетают в себе как хорошие, так и плохие черты. Никто из нас не является абсолютным злом или совершенным ангелом. Я просто упрощаю заголовки для большей ясности. Проще говоря, эти сюжетные повороты — классический случай, когда читатель доверяет не тому персонажу. Многие из нас прочитали сотни остросюжетных романов. Мы знаем, как должен выглядеть и вести себя «плохой парень». Мы пытаемся опознать преступника при первой же возможности. Хитрый писатель знает это и играет на нашей врожденной потребности анализировать и судить. В таких книгах, как «Станция Одиннадцать» Эмили Сент-Джон Мандел, «Женщина в окне» Эй-Джей Финна, «Исчезнувшая» и «Острые предметы» Гиллиан Флинн, один из центральных персонажей, который воспринимается читателем как добрый или, как минимум, благонамеренный, оказывается виновным. Также можно вспомнить подобный пример в несравненной «Ребекке», где наше восприятие главных героев скачет между хорошим и плохим, как игра в настольный теннис.
3. Тот, кого считают мертвым, оказывается живым.
— И — 4. Тот, кого считают живым, уже мертв.
Эти резкие перемены оставляют читателя ошеломленным, но (надеюсь) восхищённым. Лучшим примером такого поворота, на мой взгляд, является книга Лайонел Шрайвер «Нам нужно поговорить о Кевине» (на русском роман вышел под названием «Цена нелюбви»). Я до сих пор помню, как, дочитав до конца, расплылась в улыбке от потрясающей гениальности сюжета. Эти сюжетные повороты также хорошо выполнены в «Элеонор Олифант в полном порядке» Гейл Хонимен и «Женщине в окне».
5. Тот, кого считают здравомыслящим, оказывается сумасшедшим.
Этот поворот сложно осуществить при тесном повествовательном стиле. Проницательные читатели могут сказать, когда что-то не так с их рассказчиком. Писатель должен создать персонажа, которому мы доверяем на протяжении всей истории, а также того, кто, как мы полагаем, был на самом деле сумасшедшим все это время — и они должны быть одним и тем же человеком! Деннис Лихейн закрепляет этот сюжетный поворот в своем шедевре «Остров проклятых».
6. Два персонажа оказываются одним и тем же человеком.
Если его тщательно не отработать, то этот сюжетный поворот может показаться корявым или неубедительным. Но я верю, что читатели, особенно читатели детективов, насладятся от ощущения, будто из-под них выдернули ковёр, если вы всё сделали идеально. Два варианта этого сюжетного поворота: у вас есть два рассказчика, фактически являющиеся одним и тем же человеком, но в разное время его/её/их жизни, а-ля «Жена между нами» Грира Хендрикса и Сары Пекканен. Или же вы можете сделать так, чтобы один рассказчик плюс другой важный персонаж оказались одним и тем же человеком, используя такой характерный приём, как раздвоение личности. Классический пример тому — «Бойцовский клуб» Чака Паланика.
7. Главным является не тот, на кого вы можете подумать.
Иначе говоря, человек, который, по вашему мнению, рулит этой историей, на самом деле просто пассажир. Мне нравится этот сюжетный поворот, потому что он вызывает рассуждения о вопросах власти — разных движущих силах и дисбалансе, с которыми мы сталкиваемся в триллерах, а также в повседневной жизни. Для убедительного примера достаточно взглянуть на роман «Ангел для сестры» Джоди Пико. На протяжении всей книги мы предполагаем, что именно Анна прикладывает все свои усилия по эмансипации в суде, потому что она устала существовать исключительно для того, чтобы сохранить здоровье своей сестры Кейт. Позже мы узнаем, что на самом деле это Кейт попросила Анну подать в суд для получения медицинской эмансипации, потому что она устала бороться со своей болезнью. Речь о развороте на сто восемьдесят градусов читательского восприятия в том, кто главный в этой истории.
8. Он не тот, кем представляется.
Этот персонаж мог бы сделать что-то не так, но читатель этого ещё не знает. Возможно, он выдаёт себя за кого-то другого или утаивает информацию, которая может впутать его в какое-либо преступление, расследуемое в данный момент. И наоборот, какой-нибудь персонаж оказывается более значительным и важным в данной истории, чем в этом изначально убедили читателя. Этот человек обычно прячется у всех на виду. Примеры такого поворота событий включают рассказы «Прежде чем я усну» С. Дж. Уотсон, «Молчаливый пациент» Алекса Майклидиса и «За закрытыми дверями» Б. А. Париса.
9. Временные рамки этой истории совсем не такие, как вы ожидали.
Опять же, требуется много тонкой работы, чтобы использовать на практике этот сюжетный поворот, так как слишком много временных скачков могут запутать читателя. (Попутное замечание: чтобы отчетливо разобраться в частых временных скачках, способных поглотить всё читательское внимание, прочитайте «Станцию Одиннадцать».) Мне кажется, чтобы это провернуть, требуется много чего распланировать заранее. И как раз «Жена между нами» служит хорошим примером. Мы предполагаем, что Ванесса и Нелли — это два разных персонажа, оба в настоящем времени. На самом деле это один и тот же человек — Ванесса в настоящем, а Нелли в прошлом. Манипулируя временем таким образом, вы можете обмануть читателя.
Еще несколько наблюдений в моем разборе сюжетных поворотов: чем больше у вас рассказчиков от первого лица, тем труднее реализовать сюжетный поворот. Вероятно, вы захотите связать интригу с одним из главных персонажей, поскольку это (обычно) получается не столь убедительно, когда всех в заблуждение вводит второстепенный персонаж. Вы захотите, чтобы «за этим стоял» один из главных героев. Если вы собираетесь действовать по правилу «знать и не делиться как способ обмана», то чем больше у вас рассказчиков, тем труднее иметь главного героя, который не знает замысла, как мы хотим этого и от читателя.
Роман «Дорогая Роза Голд»
Если вы стремитесь использовать нескольких рассказчиков, то легче создавать сюжетные повороты, когда персонажи действуют в разных отрезках времени. В прошлом временном отрезке «событие» ещё не произошло. В настоящем временном отрезке рассказчик ещё не знает, что другой рассказчик осуществил это «событие». Именно эту идею я использовала в своем собственном романе «Дорогая Роза Голд». Патти Уоттс, мать с делегированным синдромом Мюнхгаузена (человек с данным синдромом создаёт ложные симптомы у другого, в частности, у ребенка), рассказывает в нынешнем временном отрезке, подозревая мотивы своей дочери, но не имея ни малейшего представления о том, что ее ждёт. Её дочь, Роза Голд, рассказывает во временном отрезке в прошлом, который охватывает пять лет, пока Патти находится в тюрьме. История Розы Голд начинается с того, что она — беспокойная молодая женщина, пытающаяся найти своё место в этом мире. Она понятия не имеет, на что будет способна потом.
Об авторе статьи: Стефани Врубель выросла в Чикаго, но последние три года жила в Великобритании со своим мужем и собакой Барквинклом. У нее есть степень MFA (колледж Эмерсона), и она печатала короткие истории в литературном обозрении «Bellevue». Прежде чем обратиться к художественной литературе, она работала креативным копирайтером в различных рекламных агентствах. Ее новая книга «Дорогая Роза Голд» теперь доступна в издательстве «Berkley Books».
Как написать сочинение в задании С1? Часть 1
1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2. Проблема, поднятая в тексте.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция.
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Как начать сочинение
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
— В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
— В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …
— В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….
— Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
— Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
— Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …
Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
• На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных …, как …
• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
• Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
• Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.
В тексте должно быть, как минимум, 5 абзацев:
• вступление;
• проблема;
• анализ исходного текста с опорой на авторскую позицию;
• выражение и аргументация собственной позиции;
• заключение – выводы.
Автором проблема может быть:
Памятка 2. Оценочные слова
Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!
Памятка 3. Аргументы
Аргументами также являются:
ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
имена исторических деятелей
ссылки на признанные авторитеты и их произведения
свидетельства очевидцев
названия событий
цитаты
даты
различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
собственные наблюдения и выводы
положения официальных документов
различные общественные законы
законы природы
народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)
статистические данные
примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
примеры из жизни окружающих
Памятка 4. Авторская позиция
Авторская позиция может быть выражена:
1. Чётко, прямо, непосредственно
в названии текста
в отдельных предложениях текста
через ряд аргументов
Памятка 5. Комментарии
В комментарии не должно быть:
пересказа исходного текста или любой его части
рассуждений по поводу всех проблем текста
комментариев о действиях героев текста
общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)
Памятка 6. Этическая ошибка
Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.
Речевая агрессия – это грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.
Образец сочинения-рассуждения по прочитанному тексту
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию.
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте. а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию. (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага. (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,
словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить. »
(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права. – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
Каждый человек в определенный период жизни проходит путь взросления. Большинство людей взрослеет в течение ряда лет, постепенно набираясь жизненного опыта. Кто-то становится взрослым быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих взросление происходит мгновенно, неожиданно.
Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление?
Комментарий к сформулированной проблеме
Так, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня многие юноши и девушки окружены заботой близких людей, обеспечивающих их материальное благополучие и душевный комфорт, большинство из них не испытывает чувства ответственности за других, не знает войн и голода. А ведь именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать ответствественные решения.
Так, герой представленного текста становится взрослым именно на войне. Леонид Леонов, размышляя над проблемой взросления человека, показывает условия – необычные, неожиданные – этого взросления. Он утверждает, что необязательно «семь раз кровью облиться», чтобы стать мужчиной. Порой молодому человеку достаточно получить скромный букетик цветов от маленькой девочки, чтобы почувствовать ответственность не только за себя, но и за таких вот детей, желание защитить их, уберечь от страшной беды.
Моя позиция. Аргументы
Трудно не согласиться с позицией автора. Взросление может произойти с человеком порой неожиданно, и война часто служит, образно выражаясь, катализатором обретения зрелости. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов.
Если мы обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», то, конечно, вспомним юного Петю Ростова, который в пятнадцать лет, несмотря на уговоры семьи, добровольно отправился на войну с французами, чтобы постоять за Отечество, защитить своих близких от врага.
Из повести Валентина Катаева «Сын полка», посвящённой другой Отечественной войне, мы узнаём, что герой её, Ваня Солнцев, потерявший в военное время всех близких и оказавшийся на оккупированной фашистами территории, хлебнувший лиха, попадает наконец на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Он, совем ещё мальчик, став сыном полка, храбро воюет, ходит, рискуя жизнью, в немецкий тыл. Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за Родину, за жизнь людей.