Как сделать костюм шекспира

Мода в произведениях Шекспира: «весь мир – театр», а каковы костюмы?

Шекспир не нуждается в представлении: во всём мире нет драматурга, чьи произведения играли бы чаще и охотнее. Наследие барда всеобъемлюще: трудно найти личность, оказавшую столь же значительное влияние на европейскую культуру. И модная индустрия — не исключение. Так что же вдохновляло и продолжает воодушевлять великих кутюрье? Истина, как зачастую бывает, на поверхности.

Человек — продукт своей эпохи. И в этом смысле шекспировского гения невозможно понять без учета исторического контекста: большая часть его жизни пришлась на тюдоровский период, когда монарх формировал не только политическое устройство, но и культурную составляющую. Мода, естественно, задавалась аристократами, которые заимствовали новшества у ведущих европейских стран (какой являлась на тот момент Испания) и приносили их в своё государство. Однако, несмотря на иерархичность общества, «тренды» проникали во все слои населения, ведь по внешнему виду судили всегда, а человеческой натуре присуще желание создать хорошее впечатление.

Модные тенденции зачастую были одинаковы и в мужском гардеробе, и в женском, поэтому не так легко определить, кто и что у кого заимствовал. Одной из таких особенностей стало некое «анатомическое преувеличение»: взгляните на портрет Генриха VIII и сразу поймете, о чем я. Верхняя часть костюма состояла из камзола (подобие легкой куртки), длинного кожаного жилета, надетого поверх, и, конечно же, куда без подплечников. Ниже шли «шорты» с пышными штанинами, верхний слой которых нарочно выполнялся в виде нарезанных полосок — всё для объема! К тому же подобный фасон позволял показать и нижнюю ткань, что в очередной раз намекало на благосостояние господина. В погоне за формами портные тех времен увеличивали штанины настолько, что в 1562 году вышел указ, который ограничивал допустимые размеры этих «шорт». Под них надевали обтягивающие чулки, которые демонстрировали развитость мускулатуры. Она в свою очередь являлась показателем того, насколько хорошо мужчина владеет фехтованием и танцами, и тем самым указывала на его статус. Сам Шекспир отмечал в «Ромео и Джульете»: «Хоть лицо у него приятней, чем у многих мужчин, но нога лучше, чем у кого бы то ни было». Венчался костюм объемным плащом, небрежно накинутым на плечи, так что фигура становилась поистине статной.

Что касается женского гардероба, корсет — это первое, что приходит на ум. Для того, чтобы он в полной мере оправдывал свое назначение, а именно создание осиной талии, его изготавливали из китового уса, хотя в народе был популярнее другой материал — тугие прутья. В погоне за кукольными пропорциями дамы использовали многоярусную шнуровку, а также пускали в ход булавки разной величины. Когда стояла задача произвести впечатление, ниже корсета помещали жесткую вставку, что удлиняло верхнюю часть платья и позволяло нанести оригинальный узор; примерно это мы и видим на портретах Елизаветы I. Вдобавок к корсетам особую популярность обрели фижмы — конструкции, позволяющие придать юбке небывалый объем. В сочетании с удлиненным корсажем — верхней частью платья — наряд обретал внушающий силуэт, который подчеркивал значимость персоны. Схожей традицией также было «пристёгивать» рукава и оставлять место для маневра, ведь, как нам известно, легкое движение руки способно на многое. Таким образом, контраст между многочисленными слоями и выверенными пропорциями позволял дамам демонстрировать хрупкость и величие одновременно.

Источник

Как выглядели герои «Виндзорских проказниц». Обзор костюма английского Возрождения на примере пьесы

Как сделать костюм шекспира Как сделать костюм шекспира

От Средневековья к Возрождению история костюма в Англии прошла путь, общий со всеми европейскими странами.
В XVI веке, когда во всех странах активизировалось национальное самосознание и государства обретали политическую и экономическую самостоятельность, английская аристократия и буржуазия проявили незаурядное упрямство, отстаивая право на национальное самоопределение в костюме. Влияние немецкой моды ландскнехтов не помешало наряду с прямым подражанием обрести самостоятельность суждений вкуса и независимость мнений. (Английский характер в костюме, очевидно, начинал проявлять себя с XIII века.)
Склонность к традициям в быту и в костюме была характерна для англичан, смена одежды происходила медленнее, чем во Франции. В течение XVI века мода заметно менялась дважды. Эти изменения соответствовали изменениям во французских модах первой и второй половины XVI века. Отличие английского костюма от испанского и даже французского заключалось в большей свободе, меньшей затянутости одежд, а также в своеобразии некоторых второстепенных деталей.
Добротная и удобная одежда отличает Англию от других стран, хотя она и была подвержена влиянию моды Франции и Испании: массивность и квадратность в пропорциях, преобладание суконных тканей, довольно резкая граница костюмов буржуа и аристократии.
Буржуа, отличавшиеся расчетливостью, бережливостью, были умеренней в одежде, в выборе цвета и фактуры тканей.

Как сделать костюм шекспира

Как сделать костюм шекспираКак сделать костюм шекспираКак сделать костюм шекспира

В перечне гардероба Генриха XVIII находим запись: «Три пары женских рукавов из пурпурного атласа, одна пара рукавов из полотна, отделанных золотыми полосами от плеча до кисти, простеганных черным шелком и расшитых цветами между полосами и у кисти, одна пара рукавов из пурпурного с золотом с золотым аксельбантом на каждом рукаве. «.

Как сделать костюм шекспира

Грандиозность рукавов как в мужском, так и женском наряде составила приоритет английской моды. Рукава же определили общую массивность и квадратность в костюме первой половины XVI века.

Как сделать костюм шекспира
Костюм эпохи Генриха 8
на женщине: платье придворной дамы, чепец в виде башни
на мужчине: дублет, штаны с буфами, короткий плащ на меху

Характерной чертой как мужского, так и женского костюма были брыжжи (фреза), разнообразные по размеру и форме, но всегда соответствующие таким же манжетам.

Как сделать костюм шекспира

Надо сказать, что англичане особенно изощрялись в изобретательстве фасонов фрезы. Вместо одного ряда ткани, набранного складками, фреза делалась из набора ткани в три-четыре этажа, а также могла быть исполнена из кружева. В 1564 году некий предприниматель, голландец по происхождению, начинает крахмалить брыжжи, а для обработки личных воротничков и манжет королеве Елизавете выписывают из Фландрии мастерицу.
В конце XVI в. появляются отложные воротники, сначала небольшие (см. портреты Шекспира ), а затем, в XVII веке, большие и распластанные по плечам.

Как сделать костюм шекспира

Мужской костюм состоял из пурпуэна-камзола, сделанного, как правило, из богатого материала, вышитого и украшенного прорезями, из которых выступала контрастного цвета подкладка. Штаны были широкие, подбивавшиеся до фантастических размеров в начале царствования Елизаветы; в дальнейшем они стали принадлежностью стариков, купцов и ремесленников. «Середина тела кажется раздутой, как воздушный шар, и напыщенность брыжжей достигает крайнего предела» (Хаунинг. «Рыцарские времена», 1575 г.).

Пожилые люди носили длинные свободные кафтаны.

В семидесятых годах в Англии, а затем и во Франции появляется вертугадэн («хранитель добродетели»), или фартингал (англ.),- искусственная конструкция, плоским колесом опоясывающая талию. Технически это достигалось надеванием стеганого валика под юбку и собранной из ткани платья фрезой, располагающейся на талии. К такой юбке полагался лиф с узким корсетом и удлиненным шнипом и с высоким воротником, спускающимся вдоль корсажа. Рукава при этом сильно буфонировались. Такую форму костюма даже современники не могли назвать красивой; в театре же она может пригодиться там, где режиссеру и художнику нужно дать гротескный или иронический образ.

Как сделать костюм шекспираКак сделать костюм шекспира

Как сделать костюм шекспираКак сделать костюм шекспира

Как сделать костюм шекспираКак сделать костюм шекспира

Елизавета Английская и ее придворные дамы на приемах появлялись в таких платьях, снабженных еще по английской моде огромными стоячими кружевными воротниками, что, несомненно, было прямым вызовом соперничавшей с надменной Англией испанской аристократии. Плоскости такой формы юбки давали возможность декорировать ее без ограничения.
Так на «большом наряде» «королевы-девственницы» была вышита географическая карта всех английских владений с изображением флоры и фауны.

Как сделать костюм шекспира Как сделать костюм шекспира
Парадное платье начала и конца правления Елизаветы 1.

Давайте попробуем проследить процесс работы над костюмами «Виндзорских проказниц». Это не «придворный» спектакль с костюмами аристократии. Английские буржуа разыгрывают перед вами комедию «добродетели». Их мир прочен и добротен, они сами в меру бережливы, домовиты и хозяйственны. Мужчины не одеваются в шелк и бархат, а предпочитают прочное сукно и тонкую шерсть. Их платье не изобилует разрезами и украшениями, а прически и шляпы не следуют строго моде. Вы знаете, что носили в Англии во времена Шекспира: плотные дублеты (камзолы), короткие и полудлинные широкие штаны, кожаные чулки и мягкие туфли, накидки и плащи.

Сэр Генри Форд и мистер Пэдж не франты, но и не игнорируют моду. Им подойдет одежда попросторнее и подобротнее: сукно, и не очень яркое, скромный воротник, наверное, стоячий с отложными концами. Волосы «колбой» или просто ежиком.
Нужно помнить также, что все мужские одежды типа пурпуэн, плотно прилегающие к телу, всегда не только простегивались, но и сажались на двойную и тройную подкладку, что давало возможность превратить поверхность их в гладкую округлую и немнущуюся форму (что и требуется в идеале).

Как сделать костюм шекспира Как сделать костюм шекспира

Хотя и в конце века на пурпуэне (камзоле) крылышки были обязательны, они отличались по форме: округлые, плоские, с прорезями, гладкие, двойные и т.д. Вот уж возможность разнообразия! А теперь проложите (в несколько рядов) тесьму на пурпуэн вдоль бортов, на баске и на крылышках. Можно то же самое сделать вдоль всего пурпуэна или поперек, и по диагонали. Помните, что в самой простой отделке есть всегда множество вариантов, которые, как и сейчас, были в распоряжении у портных XVI века, да и всех времен вообще. Не шили же они всем одинаковые одежды? Отнюдь нет. Так же, как и вы сейчас, они были ограничены модой и фасоном и вынуждены были ломать голову над возможностью отличить колет-камзол мистера Пэджа от камзола мистера Форда.
Попробуйте поищите форму воротника: можно два сразу на одном пурпуэне, можно стойку, можно и распахнутый, гладкий и обшитый, из полотна или из шелка.
Пуговицы: гладкие, цветные, круглые и шарообразные, металлические, деревянные, обшитые тесьмой и сделанные из тонкой проволоки с цветной эмалью.
Штаны: короткие, шарообразные, сделанные из двух частей, на одном поясе; они могут быть из лент разной ширины, с невидимой и видимой подкладкой, простеганные узором полосой и елочкой, собранные буфами (как шторы маркизы), одни или со вторыми, узкими штанами из этой же ткани.
Рукава: гладкие, прошитые тесьмой, стеганные узором, с прорезями, с буфами, продольно прошитые, прошитые поперек, с цветной тесьмой и с вышивкой.
Кожаный или суконный чулок, схваченный подвязкой выше колена или под коленом. Мягкие туфли или мягкие сапоги.
А шляпы? Нашим героям (шляпы) попроще: войлочные, шелковые или суконные, с высокой тульей и широкими полями, прямыми, загнутыми, с лентой на тулье, шнуром, розеткой, с тульей, похожей на сливу или дыню. Да можно ли все перечислить?

Итак, мы наградили мистера Пэджа и мистера Форда деталями костюма и отделкой. Принимайтесь за Фальстафа.

Как сделать костюм шекспира

Этот персонаж если даже и одет в лохмотья, то в лохмотья придворного платья. Поэтому обратитесь к рисункам Гольбейна и других художников, работавших при дворе Генриха XVIII и Елизаветы. Шелк и бархат, парча и сукно, длинные чулки-трико, плоская шапочка, берет, а может быть, ухарский ток с эгретом и пером. Обязательно плащ-тапперт без рукавов или с короткими буфами, неизменный пояс на месте прикрепления баски.

Мужской костюм

В первой половине XVI в. английский мужской костюм состоял из рубашки, дублета и «джеркина» — верхней мужской одежды наподобие французского пурпуэна.
Рубашки шились из белого или кремового полотна, без воротника, с вырезом, украшенным широким рюшем, или с вышитым стоячим воротником.
Дублет оживлялся вышивкой и маленькими розетками с драгоценными камнями, которыми скреплялись разрезы. Он имел плотную стеганую подкладку и съемные рукава, прикрепляемые к проймам шнурками. Часто рукава дублета делали из той же ткани, что и джеркин.
Лиф парадного джеркина был узкий, а от талии шла похожая на юбку широкая баска в складку.
Узкие штаны-чулки в XVI в. сменили узкие же обтягивающие ногу длинные штаны («незер-стокс»), которые шились из ткани, и короткие верхние («аппа-стокс»).
Парадной мужской верхней одеждой был «гаун» — длинный, без застежки, с откидными от локтя рукавами или вообще без рукавов, с большими проймами.
Во второй половине XVI в. мужской костюм изменился под влиянием испанской моды. Основные ее признаки — появление в джеркине жесткой прокладки и «испанского воротника».
У дублета появились баска и узкие рукава с «крылышками» у плеч, и он превратился в верхнюю парадную одежду. Поверх него накидывали «мендилайен» — небольшой плащ в форме полукруга с маленьким отложным воротником.
В середине XVI в. в Англии изобрели вязальную машину, и с этих пор англичане стали носить вязаные чулки.
Верхние штаны — аппа-стокс, набитые волосом, приобрели в этот период такую пышную форму, что в парламенте пришлось расширять места. В конце XVI в. в моду вошли «бричз» — свободные штаны ниже колен, которые стягивались внизу обшивкой.
Англия всегда славилась производством сукна высшего качества, которое окрашивали в яркие красный, синий, зеленый, коричневый, а также черный цвета. Из Италии и Франции в Англию привозили дорогие шелковые ткани. Богатые и нарядные костюмы знати и придворных шили из самых лучших тканей и украшали их вышивками, драгоценными камнями, а с конца века — кружевами.
Скромную одежду темных тонов носили лишь буржуа и пуритане. Крестьянская одежда менялась крайне медленно, долго сохраняя средневековую форму.
Женский костюмАнглийские дамы с 20-х годов XVI в. стали носить жесткие кожаные корсеты поверх рубашки. На таком корсете держался лиф платья котт. Декольте лифа принимает форму каре. Как верхнее платье англичанки носили гаун, который шили из тяжелой цветной ткани. Каркас юбки гауна делали из плотного проклеенного полотна. Сверху его покрывала цветная узорчатая юбка котт, которая была видна из-под скошенных впереди расходившихся пол гауна. Юбка верхнего платья могла быть и сплошной.
Нижнее и верхнее платья (котт и гаун) всегда шили из разной ткани. Гаун — из однотонной материи, а котт — из узорчатой. Котт мог быть комбинированным: те его части, которые не были видны через шнуровку лифа гауна, вырезы и т.д., делали из простого полотна, а те части, которые были видны (рукава, юбка или только низ ее и пр.) — из дорогой ткани.
Женский костюм первой половины XVI в. был красив своими пропорциями, красочными сочетаниями, чувством меры в украшении.
С 1553 г., в период царствования Марии Тюдор, в Англии распространилась испанская мода. У юбки появился испанский каркас, хотя и не такой широкий. Лиф верхнего платья стал закрытым. Низкое декольте прикрывалось вставкой.
Увлечение испанской модой приводит к увеличению форм, нагромождению деталей, экстравагантности. При дворе королевы Елизаветы внешний блеск и роскошь достигли апогея. В гардеробе королевы насчитывалось более трех тысяч дорогих платьев.
Лиф женского костюма становится очень узким с длинным мысом, который зрительно удлиняет талию, почти до уровня середины бедра. Пропорции фигуры при этом искажаются, и она кажется уродливо-коротконогой. Юбка сильно расширяется в боках; в парадных платьях ее натягивали на каркас с «плоеным колесом» на талии. У платьев появляются двойные рукава, несколько воротников. В моду входят «рафы» — плоеные воротники, которые во Франции назывались фрезами. Их делают огромных размеров и разных цветов — голубые, желтые и др. Эти рафы в одном костюме могли сочетаться с меховыми шалевыми воротниками.
В это время английские аристократки начинают носить платье для верховой езды.
В женском костюме средних слоев населения в первой половине XVI в. еще сохраняются черты готики. Со второй половины века простые горожанки начинают подражать дворянскому костюму.

Обувь

Прически и головные уборы

В первой половине XVI в. у англичан были короткие стрижки. Голову украшал барет с небольшими полями, с левой стороны которого драгоценной пряжкой прикреплялось страусиное перо.
Во второй половине века бареты стали частью официального костюма. А на каждый день начинают носить испанские шляпы.
Прически английских дам XVI в. были очень сложные. Иногда они надевали парики. Знатные дамы и простые горожанки носили чепчики. У богатых женщин они украшались вышивкой, драгоценностями и имели каркас. Кроме того, у леди вуаль была черная, а у простых женщин — белая.
Во второй половине XVI в. появился женский головной убор «френчхуд» («французский чепец»), который имел вид небольшой серповидной наколки, и к нему прикреплялась черная вуаль.
По постановлению королевы Елизаветы шляпы стали привилегией дворянства, средний класс не имел права их носить.

Украшения и косметика

Английские дамы любили парфюмерию, которой душили волосы и платье.
Женские прически богато декорировались нитями жемчуга, бархатными наколками с ювелирными украшениями, перьями, вуалями. Перчатки, которые были необходимым дополнением костюма, также украшались вышивкой и драгоценными камнями.
В XVI в. в Англии впервые появились роскошно вышитые, обшитые кружевами декоративные носовые платки.
В костюмах знатных дам можно было встретить драгоценные пояса, золотые розетки с драгоценными камнями, фестоны, вышитые золотом и шелком, бантики, кружева, жемчужные нити, маленькие зеркала в ювелирной оправе. Только появившиеся часы, которые прикреплялись к поясу цепочкой, имели овальную форму и назывались «нюрнбергское яйцо». Пояс из металлических резных пластинок с цветными камнями имел длинный конец с крупной подвеской — своеобразной имитацией четок.

Источник

Средневековые фактуры в костюмах фильма «Гамлет» (1990 г.)

Самым моим первым потрясением от красивых костюмов в кино был фильм «Гамлет» режиссера Франко Дзеффирелли. Нет — нет, я совсем не являюсь поклонницей этой экранизации знаменитой пьесы! Но, боже, какие замечательные там костюмы! Как я рада, что сегодня можно нажать на паузу в плеере и сколько угодно с удовольствием их разглядывать!

Как сделать костюм шекспира

Как сделать костюм шекспира

кадр из фильма «Еще одна из рода Болейн»

Но в итоге, в этих костюмах нет объема. Нет истории. Они похожи на купленное вчера платье. А какая история может быть у такого платья, которое еще никто не надевал?

Как сделать костюм шекспира

Как сделать костюм шекспира

Я — за живописность костюма, за богатство и глубину цвета и фактур. А не за плоскую яркую картинку комикса в историческом кино. Правды ради, надо сказать, что талант создавать сложно-фактурные костюмы дан не всем. Художник по костюмам Маурицио Милленотти (я писала о его работе над фильмом «Бессмертная возлюбленная» здесь) одарен им в избытке.

Как сделать костюм шекспира

Что в фильме дает нам понять, что это Дания в период холодного и мрачного позднего средневековья? Не все мы — историки и знатоки моды того периода, не так ли? И тем не менее, в фильме нам это сразу становится понятно. Создают это ощущение фактуры тканей: грубые, сложные, с отделкой из кожи и меха, с обилием вязанного вручную трикотажа.
В самой пьесе нет ничего веселого, легкомысленного, милого. Все погружено во мрак недоверия, предательства, измен. Поэтому, основная гамма костюмов темная. Самые светлые костюмы в фильме у Офелии.

Как сделать костюм шекспира

У героини юной Хелены Бонем-Картер душа безгрешная, ангельская. Это отражено и в ее костюмах.

Как сделать костюм шекспира

Платья сшиты из отбеленных льна и шерсти.
Только в сцене «Мышеловки» Офелия надевает шелковое сюрко.
Бархат, шелк, парча привозились из Италии, Франции, с Востока и были очень дорогими.

Как сделать костюм шекспира

Шерсть, лен — самые популярные ткани Северной Европы того времени: холодные, продуваемые ветрами замки, заставляли людей максимально утепляться. В основном, ткали сами, что мы видим в сцене Офелии и Гамлета.

Как сделать костюм шекспира

Шелком и золотом вышивали одежды богатых людей, но Гамлет, даром, что Принц Датский, пренебрегает пафосными, дорогими тканями, его голова занята не нарядами, а тяжелыми нравственными размышлениями, что подчеркивают фактуры костюмов.

Как сделать костюм шекспира

И заметьте, что его одежда кажется заношенной, настоящей. А ручная вязка имеет свой специфический ритм. Осмелюсь сказать, что он такой же сложный, как раздумья героя.
Каждый костюм трансформируется, как минимум, в три других.

Как сделать костюм шекспира

Например, снимается верхняя кожаная туника и принц остается в дублете, напоминающим корсет, к которому широкими, грубыми стежками пришивается вязаный верх.

Как сделать костюм шекспира

В пылу бушуемой внутри него страсти, Гамлет срывает с себя и эту одежду, оставаясь незащищенным, без брони многослойных одежд, в одной рубахе.

Как сделать костюм шекспира

Практически, все костюмы Гамлета черные. Процитирую Шекспира (в переводе Б. Пастернака), который вложил в уста Принца такие слова:

Как сделать костюм шекспира

Единственный раз, в сцене «Мышеловки», костюм Гамлета «запылал алым огнем».

Как сделать костюм шекспира

Опять-таки, по ходу сцены происходит трансформация костюма.

За счет того, что в одном костюме используется много разных фактур, таких, как кожа, мех, трикотаж, сукно, на которых по-разному преломляется свет, он не выглядит скучно. Его хочется долго рассматривать, обращать внимание на разные интересные детали. К тому же, поскольку, кино — это искусство визуальное, а костюмы подчинены драматургии, то дробность фактур Гамлета отвечает за его внутреннее беспокойное состояние. Помните, я уже вам рассказывала, что глядя на неравномерный ритм плетения мы подсознательно испытываем беспокойство, тревогу? Так и тут.

Как сделать костюм шекспира

В Гертруде костюмом подчеркнута ее невероятная женственность и хрупкость. Тяжелые средневековые костюмы и сложные прически обрамляют лицо, словно богая рама красивую картину. Они не могут затмить нежную акварельность лица Королевы.

Как сделать костюм шекспира

Этот наряд, хотя и сшит из тяжелого бархата и расшит серебром, прекрасно гармонирует с внешностью актрисы Глен Клоуз, и делает ее почти прозрачной, эфемерной.

Как сделать костюм шекспира

Такие пастельные цвета костюмов Гертруды, говорящие о ее беззаботном счастье, были у героини ровно до кульминационного момента — приезда бродячей труппы, показавшей «Мышеловку»: пьесу, сочененную Гамлетом о жене, предавшей память умершего мужа и вышедшей замуж за его убийцу.

Как сделать костюм шекспира

Как сделать костюм шекспира

И вот уже нежные, прохладные оттенки меняются на драматичные цвета: черный, бордовый, алый.

Как сделать костюм шекспира

Как сделать костюм шекспира

Как сделать костюм шекспира

Как сделать костюм шекспира

Как сделать костюм шекспира

Этот мягкий лавандовый оттенок, который так идет Королеве, словно последний отблеск надежды, на то, что все будет хорошо. Но нет, мы с вами знаем, чем закончилась вся эта история: «Не пей вина, Гертруда!»

Вот так интересно рассказал нам Милленотти христоматийную историю. А представляете, сколько труда вложено в создание каждого такого костюма? Как сложно подобрать нужные ткани, тесемки, шнурочки? Создать нужные объемы и соблюсти пропорции? К тому же, фильм не ограничивается тремя персонажами, о которых я сейчас рассказала. Кстати, в 1991 году художник по костюмам за эту работу был номинирован на Оскар, жаль, что он его тогда не получил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *