Как сделать красивую фотографию пейзажа
MoFoTo
Главный сайт о мобильной фотографии
Мобильная съемка пейзажа. Основные правила
Действительность предоставляет нам чрезвычайное богатство и многообразие объектов для мобильной съемки. Пейзажи! Весенние, зимние, утренние и вечерние, городские, сельские и горные, морские… они служат поистине неиссякаемым источником, питающим наше творчество. Сегодня наша страсть — мобильная съемка пейзажа. В этой статье разберем основные правила и ценные советы, как правильно запечатлеть окружающий нас мир при помощи камеры смартфона.
Мобильная съемка пейзажа — самое главное
Наиболее сложным при мобильной съемке пейзажа является обязательное умение выделить в снимке главное, акцентировать на нем внимание. Достичь этого можно прежде всего точным композиционным построением кадра: освободите его от перегрузки лишними деталями, отвлекающими внимание от основного в сюжете. Словом, вот несколько ценных советов, следуя которым, Вы получите первоклассные кадры.
1. Для четкой читаемости и стройности кадра используйте в композиционных целях элементы переднего плана — ветки деревьев, детали архитектурных сооружений, и тому подобные.
Четкое выделение элементов переднего плана придают стройность кадру
2. Не увлекайтесь широкими панорамными планами, если это не обусловлено точным сюжетным замыслом: они иногда хуже передают богатство и красоту данной местности, чем удачно выбранный ее характерный участок с выразительно расположенными и хорошо освещенными деталями.
3. Большое значение для выразительности кадра имеет характер освещения. Наиболее удачными снимки получаются при естественном боковом или заднем освещении, когда солнце еще (или уже) не слишком высоко. В этом случае пейзаж получается рельефным, с определенной глубиной, подчеркнутой чередованием светотени.
Для мобильной съемки пейзажа положение солнца в зените малоблагоприятно. В этом случае предметы почти не дают теней, и пейзаж на снимке выглядит плоским и невыразительным, а яркость полуденного солнца делает фото невыносимо контрастным.
4. Впечатляющее фото не сделать за несколько секунд. Как бы противоречиво это ни звучало, пейзажная мобильная съемка требует длительного изучения ее объекта. Иногда необходимо подождать, пока набежавшие облака полностью откроют солнце, или наоборот, скроют излишнее освещение.
5. Снимая на смартфон в лесу, надо учитывать, что блики от солнца, пробивающиеся сквозь листву, весьма осложняют мобильную съемку. Почти всегда такие снимки невыразительны: тени на них выходят черными, а блики — белыми пятнами, совершенно без деталей. Съемку в лесу лучше производить в тот момент, когда солнце закрыто легкими облаками, что позволит сделать снимок с деталями в тенях и светах.
Фотографируем на мобильный водную поверхность
Зачастую в камеру смартфона попадают небольшие участки спокойной или текущей воды, обширные поверхности рек, озер, морей. И конечно же, наибольший интерес представляет способность воды отражать окружающие предметы.
Изображения, в которых линия берега проходит строго посередине кадра, нежелательны.
При полном безветрии отражения в воде почти зеркальны, четко видны облака, небо, береговой пейзаж, но общее состояние воды маловыразительно. Наиболее эффектные отражения в воде возникают, когда на ее поверхности бывают крупные, но гладкие, как бы маслянистые, волны, образующиеся после внезапного ветра.
Чтобы подчеркнуть масштаб водного пространства, включите в кадр изображение лодки или корабля
Ну и в целом, большие водные поверхности лучше снимать с высокой точки, так как в этом случае изображение воды занимает большую часть площади кадра. При низкой же точки съемки основная часть кадра займет небо.
Мобильная съемка зимнего пейзажа
Основным элементом изображения при съемках зимнего пейзажа является снег, изморозь, покрывающие землю, деревья, строения. Зимние пейзажи — очень живописный и благодарный материал для мобильной съемки, но хорошее фото сумеет сделать далеко не каждый.
Для передачи рельефов заснеженных пространств, фактуры снега, его мягкого блеска, полутонов в переходах от света к тени огромную роль играет освещение. Снимайте на смартфон зимние пейзажи в утренние или вечерние часы, когда низкостоящее солнце отбрасывает от предметов длинные косые тени и своими скользящими лучами подчеркивает фактуру снега и рельефы местности.
Зимние пейзажи лучше всего получаются в утренние или вечерние часы
К слову, мобильная съемка зимнего пейзажа в пасмурную погоду редко бывает удачной, так как мягкий характер объекта съемки в сочетании с мягким освещением дает вялый и серый снимок.
В итоге
Несмотря на простоту мобильной съемки, есть ряд полезных советов, которые позволяют сделать действительно потрясающие фото: с основными из них я познакомил Вас в этой статье. Пишите в комментариях, пригодились ли Вам они, и присылайте Ваши результаты. Удачных Вам снимков!
Практические советы для фотографов-пейзажистов
По Деклану О′Нилу
Так много раз я фиксировал свою камеру на прекрасном пейзаже, просто потому, что это выглядело чрезвычайно красиво. Но это была ловушка. Я поддался соблазну, поверил, что это будет очень просто. Все, что я получил, это оказалось лишь зеркало природы. Я не сделал фотографии. Изображение не содержало никаких заявлений и не выражало ничего, о моей собственной точке зрения.
Ансель Адамс понял, что фотограф должен обрести дар речи через пейзаж. В течение многих лет я барахтался, потому что мне нечего было передать другим, кроме очевидной красоты земли. До меня дошло, что я должен найти общий язык с пейзажем, потому что, если я не смогу, то и зрители, которые увидят мои фотографии ничего не поймут.
Следующие советы отражают личный опыт на основе собственной философии по поводу того, что я считаю, очень важным в пейзажной фотографии.
1. Есть, что сказать о пейзаже
Требуется время, чтобы научиться читать и понимать землю. Вы нужно стоять на месте и наблюдать, как свет меняет очертания и формы. Когда солнце движется, оно по-разному освещает леса и реки.
Мне потребовалось много времени, чтобы понять, что именно свет наделяет пейзаж его собственным голосом. Свет создает настроение и эмоции в ландшафте. Земля – это огромный холст, на котором свет рисует сложный и изящный рисунок.
Для меня фотографирование связано с постижением явления, в котором свет преобразовывает землю. Следовательно, мое решение о том, что и как снимать связано с ответом на вопрос, который я сам себе задаю: «Этот свет мне что-то говорит о пейзаже?» Вопрос простой, но он заставляет меня отказаться от многих кадров, которые, красиво выглядят, но в данный момент не несут возможности для изучения выбранной мной темы.
2. Рано вставайте!
Если выбор стоит между рассветом и закатом, то я всегда выбираю первое. Я ничего не имею против захода, но считаю, что не осталось ничего оригинального, что я мог бы добавить к тысячам фотографий заката, которые уже видел.
Свет зари всегда удивителен. Вы никогда не знаете, что получите, пока ждете в темноте.
Это и есть настоящая фотоохота. Потому что вы можете сделать снимок, о котором мечтали в течение многих лет или ничего не получите. Свет зари может варьировать от самого тонкого темно-розового до теплого желтого цвета.
Следите за прогнозами погоды, потому что, если вам посчастливилось жить в широтах с очень холодными ночами и чистым небом, то вы можете поймать прекрасное облако пара с такими эффектами, которые исчезают к тому времени, когда весь остальной мир проснется!
Пейзажная фотография особенно трудна из-за обширного динамического диапазона, с которым вы сталкиваетесь. Не существует способа управления световым балансом в этой области.
ND фильтр иногда помогает, но я нахожу его неудобным и часто неподходящим для конкретно выбранного места. Приходится отклонять великолепную возможность, потому что есть слишком широкий динамический диапазон.
Я не являюсь поклонником методов HDR или программного обеспечения. Они выдают себя, и я чувствую, что они разрушают целостность кадра. Большинство снимков могут поддаться легкой компьютерной обработке. Иногда это действительно хороший способ улучшить изображение из-за все того же динамического диапазона.
Фото колыбели мидий в Новой Зеландии, вероятно, было бы отклонено большинством соревнований фотоклубов. Возможно, стоило захватить несколько деталей земли, но мне нравится тайна черного геометрического очертания против кованого серебра в воде.
Это технически довольно скудная фотография, но есть что-то, что влечет нас рассмотреть ее поближе. Посмотрите вне получения прекрасного освещения и увидите потенциал объекта.
4. Оглядывайтесь!
Настолько легко пропустить стоящий кадр, если забыть оглянуться.
Фотография деревьев ивы была снята в сумерках на берегу озера Ванака, Новая Зеландия. Озеро является одним из самых красивых перспектив в мире, но в сумерках солнце находится позади горы, и они, хотя и выглядят красиво, но, смею сказать, несколько банальны.
Решив, что водоем и закат не стоит моего внимания, я пошел к машине, а затем обернулся и увидел позади себя деревья.
Очевидно, снимок не всегда будет лучшим. Но научитесь высматривать настойчиво.
5. Используйте программное обеспечение для планирования
У меня есть две части программного обеспечения, которые являются жизненно важными для поездок. Первый называется эфемерид фотографа.
Короче говоря, это позволяет выбрать любое место в мире, в любой день и в любое время, с учетом местонахождения солнца. Вы сможете запланировать наиболее подходящий день и время, чтобы находиться в определенном месте, а также определить ракурс, из которого получиться самый удачный снимок. Если вы серьезно относитесь к пейзажной фотографии, то этот инструмент необходим.
Две фотографии наглядно иллюстрируют, как положение солнца может влиять на характер ваших снимков.
Фото с широким углом было предпринято вечером в сентябре (ранняя весна в Новой Зеландии). Отражение солнца на реке превращает его в серебряную гладь.
Другой снимок был сделан в середине утра в июле (середина зимы в Новой Зеландии). Второй жизненно важный инструмент – это карта 1:50000, на которой указаны контуры.
Для Новой Зеландии я использую Mapapp NZ SI из Apple App Store. Карты спутниковой навигации не достаточно подробны и они не имеют контурных деталей. Любые карты, загруженные из сети интернет, также бесполезны, как и из мобильного телефона. Хорошая карта дает представление о том, как выглядит местность и часто дает подсказки о линиях визирования. Будучи в состоянии разобраться в этих подробных топографических картах, сможете сэкономить много времени, ездя по грунтовым дорогам в надежде найти место для идеального снимка!
6. Оборудование не имеет значение
Лучшее оборудование само по себе еще не создает лучших фотографий, так же, как и лучшее перо не позволяет написать великий роман, который вы запланируете! Каждому фотографу необходимо оборудование, но вы должны относиться к нему как автор относится к своим письменным принадлежностям. Это всего лишь средство для передачи того, что есть в вашем мозгу. Сначала определяете объект (см. совет под номером один), а затем можете использовать все, что угодно, от смартфона до Nikon D800.
Помните, что вы создаете фотографии, а камера их фиксирует. Сфотографировать туманное утро можно на любую камеру. Если вы считаете, что большее число пикселей или скорость объектива создают лучшие фотографии, то определенно ошибаетесь.
7. Не пытайтесь скрасить пейзаж камерой
Существует довольно много популярных в интернете фотографий, которые были сильно отредактированы или, для которых используют такие приспособления, как фильтры ND x10, чтобы, например, сделать воду похожей на гладкий шелк.
Почему мы не можем позволить природе говорить самой за себя? Она просто отлично это делает без эффекта фильтра. То же самое относится к использованию программного обеспечения для редактирования изображений. Чуткое использование помогает пейзажу обрести свой собственный голос. Используя, грубую обработку, накладываем свое видение о том, как должен выглядеть пейзаж.
Лучшие фотографии затрагивают нас на сознательном и бессознательном уровне. Вот почему сильный фотошоп, идеализирующий версию пейзажа часто оставляет нас равнодушными. Мы смотрим на не правдивую историю. Ощущаем искусственность оранжевого неба и супер-насыщенной травы.
Это немые фотографии, потому что они не говорят своим собственным голосом. Фотографии с целостностью влекут нас исследовать их. Как абстрактная живопись, пейзажная фотография должна отбросить нас назад, к нашему внутреннему миру. Фотографии могут нести метафору, но она должна быть создана в сознании зрителя, а не фотографом.
Если вы хотите создать свою собственную версию того, как выглядит сцена, то займитесь живописью!
Облака и дождь не самые обнадеживающие погодные условия, но все же они часто представляют возможности гораздо более захватывающие, чем в безоблачный день.
Фото вечернего дождя в Новой Зеландии. Так принято было в конце удручающего дня, проведенного в поиске кадров найти что-то особенное. Чтобы ехать за сотни километров в дождь, требуется много терпения и оптимизма, но вы чаще всего оказываетесь вознаграждены. Если вы держите глаза открытыми, то всегда найдете что-то, что стоит сфотографировать.
Природа иногда удивляет необычными явлениями, которые не создать ни одним программным обеспечением.
9. Продолжайте возвращаться
Удача играет огромную роль в том, чтобы поймать хорошие кадры. Если вы нашли место, которое имеет большой потенциал, все время возвращайтесь к нему, потому что вы, почти наверняка, улучшите свои первые снимки.
Фотографии озера Taniwha в Новой Зеландии были сделаны с промежутком в пять дней. Но каждая говорит о своем. Они разные и я уверен, что в следующий раз, когда я возвращаюсь, это снова будет выглядеть несколько иначе.
10. Не прислушивайтесь ко всем советам, которые получаете!
Создание своего собственного голоса в качестве фотографа, означает тщательный отбор советов, которые вы воспримете.
Например, существует расхожее мнение, что вы должны заснять интересующий вас пейзаж с широкого переднего плана. Это предположительно основано на том, что пейзаж слишком скучен само по себе и нуждается в силуэте человека или в, пасущейся корове, чтобы привлечь ваше внимание.
Если вы собираетесь поместить объект между зрителем и пейзажем, то должны рассказать этим какую-то историю. Он не должен быть там просто так. Лучшие фотографии нарушают правила.
Все вышеперечисленное, на самом деле, можно резюмировать в одном предложении. Решите, что вас интересует в пейзаже, а затем снимите и отредактируйте свои кадры, но так, чтобы земля могла продолжать говорить своим собственным голосом.
Полуотставной профессиональный фотограф Деклан живет на юге острова Новая Зеландия.
Съемка пейзажей для начинающих
Пейзаж – это съемка природы и ландшафтов. Они встречаются нам ежедневно, и очень часто возникает желание запечатлеть мимолётную красоту. Но возникает вопрос: как правильно фотографировать пейзажи, как передать все, что видят глаза, посредством фотоаппарата, камеры телефона. Съемка пейзажей для начинающих фотографов – дело не простое. Для того чтобы фото выглядело красиво, нужно знать правила композиции, как можно управлять параметрами снимка, какое оборудование может помочь. Об этих нюансах мы и расскажем дальше.
Какими бывают пейзажи
Фотография пейзажа – это всегда красиво, привлекает внимание людей. Причем вести съемку необязательно в красивых экзотических местах. Можно сделать снимок места знакомого миллионам, но сделать это так, что все ахнут.
Можно выделить следующие виды пейзажа в фотографии:
Все эти виды могут сочетаться между собой. Например, фотография городской набережной, в которой присутствуют элементы городского и водного пейзажа. А если включить в кадр облака, освещённые заходящим солнцем, то и атмосферный.
Городской вид пейзажной съемки подразделяется на индустриальный и архитектурный. Водный – может быть озёрный, речной или морской. В сельском пейзаже съемка может быть сосредоточена на идиллии лугов и садов, а может на деревенской обстановке и быте. Атмосферный пейзаж – это прежде всего небо, облака, солнце, луна.
Главными элементами в пейзажной фотографии могут быть общие планы, где взгляд скользит по всему снимку. Но лучше, чтобы фотоаппарат акцентировал основной объект в кадре.
Дополнительное оборудование для съемки
Для съемки самым необходимым, конечно, является фотоаппарат. Но его возможности не безграничны и для улучшения качества фото нужны некоторые приспособления. Главным из них является штатив.
Штатив представляет из себя треногу с платформой, на которую крепится аппарат. Сами опоры могут раздвигаться в стороны и выдвигать от одной до трех секций. Положение фотоаппарата на штативе регулируется специальными зажимами, ручками, которые могут наклонять платформу в разные стороны и поворачивать по осям. Штатив даёт опору и возможность вести съемку, когда условия освещения неблагоприятны. Кроме того, без штатива невозможно сделать качественно такой популярный вид снимка как панорама.
Светофильтры на объектив фотоаппарата могут сделать съемку пейзажа интереснее, драматичнее и легче.
Прежде всего это касается поляризационного фильтра. Суть данного приспособления заключается в том, что два стекла со специальным напылением вращаются друг вокруг друга и отсекают часть световых лучей. Они могут устранять блики на неметаллических поверхностях при съемке пейзажа. Но для ландшафтной съемки эти фильтры помогают тем, что затемняют голубое небо, делают его менее ярким, лучше выделяют облака. При съемке с таким светофильтром можно сбалансировать большую яркость небесного свода и меньшую яркость ландшафта. Реально улучшают качество фотографий.
Градиентный фильтр служит для притемнения наиболее ярких участков кадра, когда характеристик фотоаппарата недостаточно для передачи всего светового диапазона пейзажа. Одна часть такого фильтра прозрачна и далее идет постепенное затемнение.
Ультрафиолетовый фильтр нужен для съёмки в высокогорье. Там меньше воздуха, который поглощает ультрафиолетовое излучение Солнца и на фото могут возникнуть цветовые или световые искажения.
Водо- и пыленепроницаемые куртка и кофр для фотоаппарата завершают набор фотографа. Помогают сохранить своё здоровье и работоспособность фототехники.
Экспозиция в пейзажной фотографии
Экспозиция всегда строится на трех основополагающих – выдержке, диафрагме и ISO. Выдержка – это то время, в течении которого шторка матрицы остается открытой и позволяет свету продолжать попадать на матрицу (пленку) фотоаппарата. А диафрагма – это величина отверстия в объективе, через которую проходит свет. ISO – показатель, влияющий на то, насколько светочувствительна матрица. Чтобы легче понять как это работает, представьте окно закрытое шторами. То время, на которое вы шторы распахиваете в фотографии будет означать выдержку, ширина раздвигания – диафрагму, насколько открыты глаза смотрящего на окно – ISO. Эта троица определяет, какое количество света окажется на снимке. Увеличение и уменьшение проникновения света в камеру можно осуществлять меняя эти параметры.
Фотография – это светопись, или рисование светом. Чем больше света, тем больше деталей, красок и в конечном счете – тем качественнее фото. Но ярким солнечным днем, особенно в середине дня, когда солнце находится в зените, света становится в переизбытке и его количество необходимо отсекать. То ли за счет нейтрально – серых фильтров, то ли обходясь закрытой диафрагмой и низкими значениями выдержки. ISO используется в минимальном своем значении, потому как, чем меньше ISO – тем менее светочувствительна матрица.
Но кроме количества света, на качество съемки влияет резкость и её глубина. Резкость будет тем выше, чем больше закрыта диафрагма, что увеличивает глубину резко изображаемого пространства. Также стоит проводить съемку со штатива, так как в пейзажах много крайне мелких деталей в кадре. Деталей, которые будут терять в четкости из-за дрожания рук или спуска затвора.
Построение композиции
При съемке пейзажа обязательно нужно соблюдать правила композиции, иначе природная красота, пройдя через фотоаппарат, превратится в унылое фото.
Основными законами компоновки кадра являются “правило третей” и “золотое сечение”. Для начала достаточно усвоить и “правило третей”. Оно является упрощенной версией “золотого сечения” и заключается в том, что кадр делится на три равные части (трети) вдоль каждой из сторон, образуя 9 равных квадратов. Главный объект кадра должен находиться в точке пересечения линий. Если главный объект один, то в левой части кадра. Если не сколько – то главный в правой нижней части кадра. Если в кадре присутствует линия горизонта, то она должна быть параллельной относительно сторон снимка и делить его не пополам, а по “правилу третей” или “золотого сечения”.
Для фотографии пейзажа очень важна перспектива. Она придает объем. Это достигается включением в кадр на переднем плане больших объектов, а на заднем – маленьких. Линии идущие по диагонали, улицы, ряд зданий, деревьев или других однородных объектов очень хорошо создают перспективу и придают фото глубину и объем.
Как добиться успеха при съемке природы
Фотография пейзажа может быть красива только в том случае, когда снимающий понимает, что именно он хочет показать. Не просто море, но конкретную волну. Не закат, но луч солнца пробивающийся через облака. Не городскую улицу, но конкретный дом или даже дверь или окно в обрамлении пейзажа. Стараться соблюдать основные критерии фотографии и не допускать распространенных ошибок:
Для получения результата в фотографии пейзажа нужно знать все тонкости и нюансы фотоаппарата. Уметь пользоваться дополнительными приспособлениями. В любое фото нужно вносить авторское видение и понимание сути снимаемого объекта.