Как сделать красивую фотографию портрет
MoFoTo
Главный сайт о мобильной фотографии
Как фотографировать смартфоном. Портрет
Портретная съемка относится к наиболее сложным видам съемки, так как на снимке помимо внешнего сходства нужно уметь передать и настроение человека, особенности его характера, а также мысль, выраженную в его взгляде. Сегодня я дам Вам несколько советов, как фотографировать смартфоном и получать превосходные портреты. Начнем!
Немного теории. Какими бывают портреты?
Портреты бывают в полный рост, «поясной» (фото по пояс) или классический (по плечи). Портрет может быть постановочным, репортажным или официальным. Портретные снимки для документов — это тема отдельной статье, в ближайшем будущем мы обязательно ее затронем.
Постановочный портрет снимается в условиях студии или фотоателье, где фотограф имеет все, что необходимо для творчества: аппаратуру и оптику, осветительные приборы. В этом случае вряд ли уместно будет фотографировать смартфоном, когда под рукой несколько полноценных фотоаппаратов. Впрочем, постановочный портрет не всегда снимается в таких замечательных условиях (улица, природа и естественное освещение), а значит некоторые принципы студийной съемки мы можем позаимствовать для мобильной фотографии.
Репортажный портрет значительно отличается от студийного своей непосредственностью и динамичностью, а также включением в кадр обстановки, в которой живет или работает человек. Причем обстановка здесь не просто композиционный материал, заполняющий картинную плоскость. Она должна много рассказать о человеке, о его профессии или любимых занятиях с тем, чтобы углубить или расширить образную характеристику. Иными словами, как сделать идеальный репортажный портрет? Не иначе, как фотографировать смартфоном. Ведь именно мобильная съемка позволяет сделать снимок «врасплох», хотя, конечно, человек знает о съемке и готов к ней.
Официальный портрет. Здесь нам нужно показать не только характер и особые, присущие данному человеку черты, но также и его заслуги, достижения. Если не говорить о крупных военачальниках, чьи портреты висят в музеях, вспомните портреты руководителей организаций для веб-сайтов, периодических изданий (журналов и газет). Мобильная портретная съемка здесь будет очень кстати.
Пожалуй, главная идея о том, как фотографировать смартфоном и получать непревзойденные портреты, заключается в следующем. Создание портретов основано на наблюдении и непосредственно запечатлении характерного состояния человека, его деятельности, общения с другими людьми, природой и так далее. Это достигается, прежде всего, выбора точки съемки, крупности плана, момента съемки, соотношения объекта и фона. Качество каждой мобильной портретной работы в значительной мере определяет выражение лица и поза портретируемого.
Как фотографировать смартфоном портреты?
Бытует мнение, что камера смартфона совершенно не создана для мобильной съемки портретов. Ну не то в камере фокусное расстояние: оно заточено на мобильную съемку пейзажей, но никак не портретов. Впрочем, следующие 7 советов запросто разрушат этот стереотип. Ловите лайфхаки!
1. Держите горизонт ровным! Если Вы фотограф-профессионал, то экспериментируйте: иногда может выйти неплохой кадр. Во всех остальных случаях советую использовать «сетку» в настройках камеры смартфона – без труда выровняете кадр как вертикально, так и горизонтально.
Та же сетка поможет сформировать правильную композицию — располагайте человека на пересечении линий сетки, чтобы добиться наилучшего результата.
2. Выбирайте правильное время для съемки. Если только Вы не снимаете в студии (что весьма странно для работы со смартфоном), Вам нужно считаться с естественным освещением, которое идеально в определенное время. Поймайте час перед закатом или час после восхода, и Ваши мобильные фото нальются мягким и теплым светом.
3. Работайте с естественным освещением. Нет возможности ловить солнце за хвост? Приручите его. Занавесьте окна неплотной тканью, если Вы снимаете в помещении, отражайте солнечный свет подручным средствами на открытом воздухе. Только не смешиваете источники света по температуре: холодная подсветка на теплом фоне сделает цвет лица неестественно странным.
4. Подберите выгодный задний план. Фон — такая же часть композиции, как и человек, которого Вы снимаете. Если Вы решили научиться, как фотографировать смартфоном, Вам следует выбирать задний план без «информационного мусора».
Прекрасно, если Ваш смартфон умеет «размывать» фон, распознавая четкие границы ключевой фигуры. В этом случае про фон можно беспокоиться меньше.
5. Делайте больше фото! Не оставляйте Вашей модели последний шанс, делайте сразу серию фотографий — так Вы в разы повысите шансы получить выдающийся снимок.
6. Выбирайте правильный угол мобильной съемки. Основная проблема людей, которые не знают, как фотографировать на смартфон, — вытянутое лицо или непропорциональная фигура. Фотографируйте либо с уровня груди, либо пояса модели. Мобильную съемку с уровня глаз советую проводить только в том случае, когда портрет задуман «по пояс» или выше.
7. Держите безопасное расстояние. Угол камеры смартфона уверенно исказит модель, если ее снимать с близкого расстояния: объекты, которые будут ближе, станут больше, а те, что оказались поодаль — уменьшатся в размере. Так называемое «безопасное расстояние» — 1 — 1,5 метра (или, как минимум, на расстоянии вытянутого локтя). Теперь понимаете, для чего изобрели селфи-палку?.
8. Кадрируйте безжалостно. Помните, что мы говорили про «информационный мусор»? Убирайте его, но не обрезайте части тела. Модель смотрит в сторону? Оставьте ей немного места, чтобы взгляд не упирался в границу кадра.
Как фотографировать смартфоном: выражение лица и поза модели
Добиваясь сходства портрета с оригиналом, Вам следует изучить лицо модели и подметить, какое выражение лица более всего соответствует характеру человека, которого снимаете. Почти у всех людей правая и левая части лица не вполне симметричны, у одних эта асимметрия заметна меньше, у других больше.
Придайте голове и корпусу модели такой поворот, при котором асимметрия лица не была бы заметной
Выражение лица полностью зависит от состояния человека. Оно будет совершенно различным у человека работающего, сосредоточенно слушающего лекцию, отдыхающего, смеющегося и так далее. Поставьте перед моделью актерскую задачу, чтобы поведение перед камерой смартфона было осмысленным.
Поза тоже должна соответствовать характеру снимаемого человека, его возрасту и состоянию в данный момент. Ещё до съемки следует обратить внимание на то, как обычно сидит портретируемый, как держит руки, голову и во время съемки поставить или усадить его в наиболее естественную позу.
В итоге
Камера смартфона не сильно приспособлена для портретной съемки. Но если Вы настроены научиться, как фотографировать на смартфон, нужно придерживаться простых правил: вписывать модель в окружающий мир, работать с композицией, естественным светом и задним планом. Удачных Вам снимков!
Как правильно снимать портреты на смартфон?
Нужен ли особый талант, чтобы делать красивые фотопортреты? Иногда смотришь на собственные «шедевры» и хочется плакать: то чёткости не хватает, то горизонт пляшет, то лицо неудачно получилось… На самом деле это легко исправить. И даже не нужно покупать отдельную камеру! Чтобы снимать лучше, достаточно следовать простым принципам, которые используют профессионалы. Вооружившись смартфоном Honor View 10, мы подготовили гайд о создании крутых портретов, а красивые девушки помогли нам его проиллюстрировать.
Сразу уточним: под портретами подразумеваются не только снимки до уровня груди или пояса, но и фото в полный рост. Какие же правила нужно учитывать, чтобы делать отличные портреты на мобильную камеру?
1. Не заваливаем горизонт
Иногда «перекошенная» линия горизонта помогает созданию эффектного кадра. Но если вы не обладаете продвинутыми знаниями по композиции, лучше не прибегать к этому средству — старайтесь выравнивать кадры. Для этого достаточно активировать «Сетку» в настройках камеры гаджета. По её линиям легко выровнять объекты в кадре, которые расположены как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.
Ровный горизонт помогает создать правильную композицию и не отвлекает внимание от модели
2. Переходим на Светлую сторону
Наличие хорошего освещения — важнейший критерий того, насколько удачным будет фото. Лучше всего снимать при мягком рассеянном свете — обычно такой бывает на улице утром или ближе к вечеру. Однако есть и другая крайность. Яркое солнце может стать настоящей проблемой для автозамера экспозиции смартфоном. В результате получим сильный пересвет либо на лице, либо на заднем фоне.
Кроме того, прямые солнечные лучи, падающие сверху, создают жёсткие тени. То же относится и к источникам, которые подсвечивают модель сбоку. Как этого избежать? Следите за тем, чтобы кадр был хорошо освещён. А в разгар солнечного дня всё-таки постарайтесь переместиться в тень. Для этого хорошо подойдут деревья в парке или стена у здания.
В солнечный день постарайтесь переместиться в затемненное место, чтобы избежать жёстких теней на лице, которые могут исказить черты модели до неузнаваемости
3. «Золотой час» и другие хитрости освещения
Раз уж речь о свете, давайте определимся — когда лучше всего снимать? Полдень характеризуется резким переходом от света к тени, фотографировать в таких условиях труднее всего. Утром же свет мягче, лица в этот промежуток времени смотрятся куда лучше (при условии, что модель выспалась). В сумерках можно сделать хорошие портреты, наполненные покоем и умиротворением. Правда, в какой-то момент оптике смартфона может банально не хватить света. Это грозит обилием цифровых шумов в кадре, а также излишне тёмными либо размазанными снимками. Сумерки — время, которое нужно использовать по максимуму. Здесь дорога каждая секунда, потом может быть поздно.
Условно стоит выделить «золотой час», который хорошо подходит для съёмки портретов и не только. «Золотым» называют период последнего часа перед закатом или сразу после восхода солнца. В этот промежуток удаётся делать кадры с мягким и тёплым светом.
Лучшее время для съемки — за час до заката и в течение часа после рассвета
4. Смягчаем, рассеиваем и отражаем
Правильная работа с освещением — целая наука. Но многие хитрости, используемые опытными фотографами, применимы и для смартфона. Если мы собираемся провести съёмку в помещении, полезно самостоятельно создать в нём мягкий и рассеянный свет. На улице ярко светит солнце? Достаточно завесить окна неплотной тканью.
Использование отражателя — привилегия не только профессионалов. Сейчас нетрудно найти маленькие отражатели, которые компактно складываются. Их можно взять с собой на любую прогулку. Эти нехитрые приспособления помогают сделать тени на лице более мягкими, и некоторые умельцы даже мастерят их своими руками: из солнцезащитных автомобильных экранов, пищевой фольги и много чего ещё. Поймать солнечный свет и направить его в отражённом виде на лицо модели можно и самостоятельно, при этом удерживая второй рукой смартфон для съёмки.
Важно: цветовая температура источников света не должна сильно различаться. К примеру, не приветствуется сочетание тёплого света окружающей обстановки и холодной подсветки от лампы. В таком случае оттенок лица может получиться странным и неестественным.
Мягкий и рассеянный свет в помещении сделает кожу на лице модели ровной — без пересветов и излишних теней
5. Задний план — это тоже часть портрета
Понятно, что при портретной съёмке главным объектом в кадре является человек. Но если игнорировать объекты на заднем плане, итоговый результат может огорчить. Неприятно обнаружить при изучении полученного снимка, что предметы и люди, запечатлённые далеко позади, внезапно перетянули на себя всё внимание. Особенно это актуально для фотосессий в городе, на оживлённых улицах и внутри здания — там очень много визуального «мусора».
Как решить проблему? Нужно включить размытие заднего фона. Это стало возможным благодаря одновременной съёмке с двух камер телефона. Полученный эффект глубины резкости напоминает тот, которым ранее могла похвастаться лишь полноценная фототехника. Современные смартфоны научились точно определять границы объектов, хотя просчёты в распознавании мелких деталей всё-таки случаются. Что делать, если вы переборщили с размытием и потеряли важные детали? В таком случае очень удобно, когда девайс позволяет изменять глубину резкости уже после фотосъёмки. Это, например, реализовано в Honor View 10. Перейдя в «Галерею», выберите снимок, сделанный в режиме широкой диафрагмы, и отрегулируйте чёткость фона, пока не получите оптимальный результат.
Совет напоследок — старайтесь следить за тем, что находится за спиной у модели. «Растущий» из головы фонарный столб не исправить никаким размытием. Лучше просто измените местоположение при съёмке — достаточно сместиться в сторону на пару-тройку шагов.
Эффект «боке» поможет скрыть неудачный задний фон
6. Используем секреты композиции
Иногда даже качественно сделанный снимок не радует, хотя причина, казалось бы, не ясна. Секрет заключается в неправильно построенной композиции кадра — в фотографии это чрезвычайно важный пункт, который многие по неопытности игнорируют.
Чтобы расположить человека в кадре наиболее привлекательным образом, можно воспользоваться золотым сечением и правилом третей. Для этого нужно мысленно разделить экран на две горизонтальные и три вертикальные линии… Но зачем, если у нас есть старая добрая «Сетка»? Активировав её, следуйте нехитрому правилу: в крупных портретах размещайте глаза на верхней горизонтальной линии сетки или на точках пересечения этих линий. Хотите снять портрет в полный рост? Расположите человека на левой или правой вертикальной линии.
Некоторые смартфоны также предлагают в настройках активировать «Спираль». Её можно расположить как в левой, так и в правой частях дисплея. Экспериментируйте: попробуйте расположить голову в самом центре спирали или поместить в неё глаз. Таким образом выделяется элемент, который хочется подчеркнуть на снимке.
Для идеальной композиции изучите правило третей и золотого сечения
Лучше активировать для удобства «Сетку»
Функция «Спираль»
7. Кадрируем без сожаления
Многие снимки приходится кадрировать — мы ведь снимаем портрет, а значит, стараемся отсечь всё лишнее. При этом нужно учитывать пару простых правил. К примеру, если модель смотрит в сторону, оставляйте вокруг её лица некоторое пространство, чтобы взгляд не упирался в край кадра. И, конечно же, старайтесь избегать ненужной обрезки частей тела.
Чтобы быстро и качественно кадрировать изображение, не обязательно всякий раз открывать домашний Photoshop. С задачей легко справляются штатные средства редактирования в галерее смартфона. Сгодится и любой мобильный фоторедактор.
Старайтесь избегать ненужной обрезки частей тела
8. «Бьютификация» как благо
Частенько встречается проблема, когда крошечный дефект кожи может испортить всё впечатление от позирования. Будь то вскочивший наутро перед съёмкой прыщик, миниатюрная морщинка или тени под глазами из-за недосыпа. Чтобы этого избежать, воспользуйтесь встроенными в камеру гаджета режимами улучшения кожи. Это позволит устранить мелкие огрехи, сделает текстуру лица более гладкой.
Однако не увлекайтесь «украшательством»! Есть риск превратить человека в кадре в подобие пластикового манекена. Попробуйте вручную выставить настройки «бьютификации», но не берите слишком высокое значение. В умеренном режиме и кожа у модели станет чище, и мелкие детали вроде ресниц не потеряются.
Можно вручную выставить настройки «бьютификации»
9. Больше — значит лучше
Лучше заранее сделать десяток дополнительных фото, чем огорчаться потом из-за единственного испорченного. Даже в максимально неподвижном сюжете дама может некстати моргнуть, в кадр может попасть случайный прохожий. Или просто с первого раза не получится поймать удачную мимику.
Смартфоны, как правило, оснащаются достаточно большим количеством памяти, чтобы её хватило на несколько десятков продолжительных фотосессий. Если у вас девайс со встроенным накопителем на 64 или 128 ГБ, экономить на количестве снимков уж точно не нужно.
При съемке объекта в движении, делайте как можно больше кадров
10. Избегаем съёмки под неправильным углом
Основная проблема некорректного выбора угла съёмки — деформация пропорций лица и тела. Яркий пример: сфотографируйте идеальный круг на земле — и на кадре окажется овал. То же самое справедливо и при портретной съёмке. Будете снимать свысока — получите вытянутое лицо и непропорциональную фигуру. Или, если «щёлкать» слишком низко, добавите объекту второй подбородок и тяжёлую челюсть.
Фотографировать лучше либо с уровня пояса, либо с груди модели. Снимать на уровне глаз тоже можно, но желательно это делать, когда портрет по пояс или выше.
Снимать на уровне глаз можно, когда портрет по пояс или выше
11. Используем дополнительные возможности камеры
Ознакомьтесь с функциями, которые предлагает смартфон. Есть оптический двукратный зум? Превосходно. Ведь не всегда удаётся подойти к модели достаточно близко: вас может разделять ограда или небольшая речка. Зачем терять хороший ракурс и освещение, если аппарат умеет делать кадр с увеличением, не теряя в качестве? То же относится и к другим функциям. Прежде чем отправиться на фотосессию, внимательно изучите все возможности мобильной камеры. И подумайте, в каких ситуациях можно их применить.
Когда не удаётся подойти к модели достаточно близко, пригодится оптический зум
12. Не надо напрягаться!
Фотографу необходимо взаимодействовать с моделью. Придётся оценить, насколько удачно она встала и как выглядит в кадре. Особенно важно учитывать, что в начале съёмки многие испытывают невольное стеснение. Об этом сигнализируют поджатые губы и закрытое, скованное позирование. При этом модель может даже не догадываться, что не всё выглядит так, как полагается.
Постарайтесь привести человека, которого собираетесь снимать, в хорошее расположение духа, попробуйте нащупать интересную для него тему и поддержите разговор. И объясните, как следует расположиться в кадре — не все понимают фразу «красиво встать для снимка».
И ещё полезная рекомендация: перед началом съёмки найдите в интернете и возьмите с собой (скачайте на аппарат или распечатайте) правила хорошего позирования. Модель наверняка оценит такое проявление заботы, да и вам будет понятнее, на что ориентироваться.
13. Остальное — дело техники
Можно выучить назубок правило третей, выбрать наилучшее освещение и сделать десяток дублей. Но для наилучшего результата важно, чтобы смартфон мог похвастаться приличной камерой. Хорошая светосила (от f/1,9 до f/1,6 и ниже; чем меньше значение, тем лучше), качественная оптика (без всяческих неприятностей — от сферических абберраций до сильнейших паразитных бликов от фонарей) и грамотный алгоритм обработки снимков одинаково важны как для профессиональной техники, так и для телефонов.
Любые советы хороши, но мастерство рождается только благодаря упорной практике. «Щёлкайте» как можно чаще и не бойтесь экспериментировать — со временем научитесь делать отличные портреты. К слову, все фото в нашей статье сделаны на основную камеру Honor View 10. Мы постарались собрать самые главные пункты. Но если вам известны ещё какие-либо особенности и секреты, расскажите об этом в комментариях.
Автор текста: Александр Герасимов
Фотографии: Сафрон Голиков и Александр Герасимов