Как сделать красивые переходы акварелью
9. Акварельные техники. Часть I.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить 5 техник акварели, узнать, как не загрязнить работу и создать фантазийную работу на формате А4.
ТЕХНИКИ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ
Многослойная техника акварели (лессировка)
Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка– многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.
Особенности многослойной техники акварели:
Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.
Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).
Акварель по-мокрому (Английская акварель)
Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)
Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность – непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.
Шаги художника в технике акварель по-мокрому:
Смешанная техника акварели
Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.
Приемы комбинированной (смешанной) техники:
Основное правило техники: бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.
Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника.
Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:
Упражнение №1.
Разделить лист на 4 прямоугольника (между ними оставить промежутки), три из которых будут подмалевками и три исполнениями в техниках акварели.
Этапы выполнения задания:
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ АКВАРЕЛЬЮ «БЕЗ ГРЯЗИ»
1. В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Качество твоей работы будет зависеть от красок. Избегай наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.
2. СЛЕДИ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ
Помни, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать. И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми! Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.
3. НЕ СМЕШИВАЙ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ
Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок. В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.
4. АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙ КРОЮЩИЕ КРАСКИ
К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки. Помни, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя. Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем! В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь.
5. НЕ ПИШИ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ
Если ты рисуешь акварелью многослойно, накладывай один оттенок на другой, то иди от светлого к тёмному. Сначала пиши все светлые и удаленные участки, а затем постепенно иди к переднему плану и более тёмным оттенкам.
6. НЕ СМЕШИВАЙ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС
Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым. Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность. Запомни, чем больше красок ты смешиваешь, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у тебя шансов получить более звучный и прозрачный цвет.
Осваиваем лессировку
Я расскажу, зачем, с моей точки зрения, применять лессировку и покажу пошаговое её исполнение с применением акварельных красок и с минимальным количеством используемых цветов.
Почему акварельных? Исключительно потому, что они быстрее сохнут. А одним из условий успешной лессировки является 100% просыхания предыдущего слоя. Использовать же можно любые другие краски.
Почему я буду использовать только несколько цветов? Ну, во-первых, я постараюсь, чтобы стал понятен принцип лессировки, а так для меня проще объяснять. Ну чтобы показать, что результатов можно достичь с минимальным цветовым набором и всего в 9 шагов 🙂
В данном случае будет маленькая пейзажная зарисовка.
Каждый шаг я буду не только пояснять на бумаге, но и с края листа показывать, какой именно тон использовала.
Поехали?
Точное определение лессировки вы можете найти в словаре, своими же словами приблизительно так.
Лессировка — это живописный прием, который заключается в последовательном нанесении полупрозрачных слоев красок. Это настоящая классика живописи.
Она нужна как для создания сложных фонов, так и для передачи глубины изображения, смягчении тонов. С ее помощью можно создать тонкие цветовые переходы, не теряя объемности и воздушности изображения.
Сколько слоев можно наносить? Тут мнения разделяются. В общем, столько, сколько считаете нужным для достижения требуемого результата. Основываясь на собственном опыте могу сказать, что чем прозрачнее вы будете наносить слои, тем больше сможете их нанести. Но большое количество слоев вовсе не обязательно.
На той работе, которую я предлагаю вам сделать (фото № 1), их всего насколько. На той, которая на фото № 2, их очень много. Не считала, сколько. Но та лессировка, которая была нужна для передачи воздушности зарождающейся весны, прозрачности пробуждающегося леса (равно как и вида мутной весенней воды), совершенно лишняя для летней зарисовки. Всему свое время, не так ли?
Если вам это интересно, приступим 🙂
Что понадобится:
1. Плотная бумага. Лессировка предполагает многократное нанесение слоев краски на бумагу, а значит многократное её смачивание. Поэтому для черчения не подойдет. Лучше среднезернистая для акварели. Тем более, что одна из прелестей лессировки состоит в том, что через нее должна просматриваться структура бумаги или загрунтованного холста. Зачем же лишать себя подобной красоты?
2. Мягкая кисть. У меня № 5, белка.
3. Акварель. Понадобится всего 4 цвета: синий, зеленый, желтый и коричневый.
4. И, конечно, желание!
Вначале, как всегда перед работой, обезжирьте лист водой. То есть просто нанесите воду тонким слоем на лист и оставьте его высыхать. Даже если будете использовать не всю поверхность листа, обезжиривайте полностью. Иначе намоченная часть «вспучится» в противовес не намоченной и потом может получиться не слишком-то красиво 🙂
Шаг один.
Размечаем линию горизонта. С точки зрения композиции, она не должна проходить посередине. Это не выигрышно зрительно. Поэтому на небо отведем немного больше пространства. Тон неба — голубой, для почвы выберем желто-зеленый.
Сбоку я буду показывать тона, положив мазок кисти.
Голубой тон наносим снизу вверх от лини горизонта, желто-зеленый — сверху вниз. Кисть ведем по горизонтали. Таким образом на линию горизонта придутся наиболее плотные слои.
Оставляем до полного просыхания.
Важно: предыдущий слой должен полностью высохнуть! Не наносите новый до полного высыхания предыдущего. Иначе будет не лессировка, но грязь.
Шаг два.
Дописываем небо. Синюю краску разводим более плотно и набираем ее на кисть с большим количеством воды. Проводим по небу несколько широких косых полос и чуть размываем в одну из сторон. Это облака.
Шаг три.
Зеленой краской проводим две неровные полосы по линии горизонта — это лес вдали.
Шаг четыре.
Разводим сине-зеленую краску. Слой прозрачнее кладем широко по линии горизонта, зрительно увеличивая его глубину. Более глубокий слой — небольшое пятно на среднем плане. Зачем — будет ясно дальше 🙂 И тем же тоном — тонкую линию по верхушкам далекого леса.
Шаг пять.
Это самый темный из всех слоев. Опять смешиваем синюю и зеленую краску, но с преобладанием синей. Воды берем мало и кончиком кисти наносим небольшие вертикальные мазки слева направо. Это кроны деревьев, которые колышет ветер!
А пятно, которое мы рисовали в шаге четыре — тень от них. До ствола еще дело дойдет, а пока пусть повисят в воздухе 🙂
Шаг шесть.
Если вы его пропустите, зарисовка не пострадает. Но можно и придать чуть больше живости нашему изображению.
Цвет — синий с толикой зеленого. Наносим несколько мазков, как в шаге пять, немного заполняя зазоры между предыдущими мазками. Это придаст кроне иллюзию движения.
Шаг семь.
Бледно-желтым цветом наносим несколько мазков по переднему плану, выделяя его.
Перед тем, как сделать следующий шаг, я замечаю, что неверно рассчитала расположение тени и крон. Не беда. Заодно покажу, как все исправить 🙂 Зеленым цветом (шаг 4) дописываем тень вправо. А когда высохло — переходим к шагу восемь.
Шаг восемь.
Шаг девять.
И, самое ответственное — поставить подпись 🙂
Таким образом, с применением лессировки можно получить пейзажную зарисовку. Можно — картину. Можно сделать красивый, сложный фон к декупажу.
Главная хитрость — постарайтесь представить, какой результат хотите видеть. Представьте его в перспективе, как тоннель: первый слой — самый светлый, тот, что ближе к вам. И по мере накладывания слоев тоннель становится все глубже и глубже, слой за слоем. Или светлее и светлее — если выходите из него. Так и слои краски.
Акварельные приемы и техники
Растяжка цвета
Выполняется по-сухому. Желательно лист слегка наклонить в ту сторону, куда нужно делать растяжку цвета от насыщенного к менее насыщенному тону, чтобы вся влага и капельки собирались по краю внизу. Нарисуйте прямоугольник для практики. Наберите довольно густо краску. Нужно, чтобы наполнена была вся кисть от кончика до основания. Для этого используйте палитру. Важно не отжимать более одного раза кисточку о борд стакана с водой, иначе мазок получится слишком сухим. Начинайте закрашивать верх прямоугольника. Следите, чтобы капельки собрались внизу, затем ополосните слегка кисть, немного промокните салфеткой
и продолжите вести прямоугольник, захватывая капельки. И снова
так же остановитесь, промойте кисточку, промокните салфеткой
и завершите свою растяжку. В результате у вас должен получится плавный градиент от темного тона к светлому. Освоение этого приема вам поможет делать мягкие переходы между светом, полутенью и тенью.
Переходы цвета из одного в другой |
Соединение нескольких цветов, перетекание одного цвета
в другой, их смешивание и образование третьего цвета.
Всего этого можно достичь и по-мокрому и по-сухому.
Тут есть 2 способа:
1. Накладываем один цвет на первую половину прямоугольника, промываем кисть, набираем другой цвет и покрываем им снизу вторую половину прямоугольника, а там, где цвета встречаются, немного смешиваем краски между собой. Так в середине образуется третий оттенок;
2. Наносим одну краску на первую половину прямоугольника, промываем кисть, набираем другую и наносим, чуть отступив
от края первой, чтобы они не соприкасались, а потом немного отжатой чистой кистью проводим в серединке между двумя цветами, как бы соединяя их. Здесь мы увидим, что какая-то одна более активная краска начнет перетекать в другую, создавая интересные векторы и узоры. Или, если они равнозначны,
то между ними может образоваться четкая ровная линия состыковки цветов. Можно провести ряд экспериментов
со своими красками и изучить, какие являются более активными,
а какие более пассивными;
Лессировки Способ наслоения красок одна на другую. Главное, в таком приеме дождаться полного высыхания каждого нанесенного слоя. Смысл заключается в том, что накладывая вторую краску по уже высохшей первой, мы можем: |
1) сделать цвет более глубоким;
2) получить более темный тон того же цвета, таким образом добавить полутень и тень, необходимые рефлексы от других предметов;
3) поменять цвет по законам цветового круга смешения оттенков. Например, если поверх высохшего слоя красного цвета наложить желтый, то мы в итоге получим оранжевый оттенок.
Выбирание цвета с влажного, только нанесенного слоя краски
Допустим, Вы закрасили голубое небо. Для того, чтобы сделать облака, необходимо подождать секунд 30, отжать салфеткой чистую мягкую кисть, придать ей форму лопаточки или другую необходимую вам, и, аккуратно прикладывая кисть, формировать на небе облака. При этом важно после каждого прикосновения кисти промывать её и снова отжимать. Вы увидите, что
на рисунке появляются белые пятна, которые очень легко контролировать и исправлять, пока влажность бумаги позволяет. Данный прием очень часто применяют, чтобы заранее высветлить рефлексы.
Вымывание краски синтетикой по высохшему слою
(также называют отмывкой)
Этот метод немного похож на предыдущий, только применяется на уже абсолютно сухой работе.
Для него чаще используют в меру упругую синтетику,
и в основном такая кисть должна быть плоской, но бывают
и исключения. Её также смачивают в чистой воде, убирают лишнюю влагу о салфетку, и начинают как бы стирать краску там, где это необходимо.
Часто рисующие сталкиваются с образованием разводов после такого приема. Есть некоторые нюансы, которые Вам могут помочь сохранить работу:
1) после каждого мазка снова и снова промывайте и вытирайте кисть;
2) если на работе вдруг рядом с отмытым пятном появились яркие полосы, то, пока они не высохли, к ним надо с усилием приложить сухую чистую салфетку и резко её убрать. Как только сами попробуете, вы поймете, о чем я пишу.
Грануляция и флокуляция (флоккуляция) |
Они не совсем являются приемами. Это эффекты, которые создаются самой краской при соприкосновении с водой. Визуально это выглядит, как расслоение воды и пигмента. Обуславливается этот эффект свойством некоторых пигментов
в составе краски, который появляется за счет не слишком тщательного перетирания этих самих пигментов. В основном подвержены выпаданию в осадок ультрамарины, кобальты, оксиды и земли. Их гранулы являются более твердыми, из-за чего затрудняется и сам процесс перемалывания. Раньше такие свойства считали признаком некачественной краски. Однако
в наше время художники просто обожают применять в своих работах этот необычный эффект. Особенно, когда надо передать фактуру ржавчины, поверхность бетонных домов, обшарпанность и многое другое.
Соль |
Об этом приеме написано и сказано везде, где только даются какие-нибудь основы по рисованию акварелью. Тут всё очень просто. На ещё влажный слой акварели нужно посыпать солью,
и не снимать её, пока эта красота не высохнет. После соль достаточно стряхнуть, и нужный нам вид будет достигнут.
Но и здесь есть разнообразие для экспериментов. Эффект будет разным, если насыпать соль сразу же на свеженанесенную акварель и если её применить на чуть впитавшемся слое краски. А ещё можно брать разный помол: мелкий, средний,
как у каменной, и крупный, как у розовой гималайской.
Разницу вы можете заметить на фото. Создать звездное небо таким способом проще простого.
Процарапывание разными материалами |
В ход идут пластиковые карты, обратная сторона кисти, ключи, как у нас, например, в разделе Всякие Полезности, зубочистки и многое другое! Так же можно такими царапками и штрихами оставлять либо белые полосы, либо более темные цветные.
Использование салфетки, меламиновой или морской губки
К влажному слою нанесенного цвета можно прикладывать аккуратно скомканную салфетку или меламиновую губку.
Таким способом получается даже сделать кучевые облака. А вот морская губка в сухом или влажном виде поможет сделать необычные узоры. Но лучше её использовать всё-таки немного влажной, чего я не сделала на этом фото.
Поэтому обязательно поэкспериментируйте сами.