Как сделать красивые разводы гуашью
Как создать интересные текстуры: 16 необычных способов
Сначала нам с вами необходимо разобраться, что такое текстура и чем она отличается от фактуры.
Фактура — это то, что характеризует предмет, а точнее его поверхность. Например, гладкий, шершавый, рельефный, колючий, мягкий и так далее.
Текстура — это особый рисунок на гладкой поверхности. Примером могут послужить: мрамор, дерево, мыльные разводы, царапины и так далее.
Текстуры создавать очень интересно. Процесс создания текстур — неиссякаемый по своим ресурсам тренажер развития человеческой фантазии.
Для этих целей подходят не только специальные составы, порошки и иные средства, но и средства вполне доступные — те, что всегда под рукой.
Начнем, пожалуй, с самого простого:
1. Акварель + соль
У меня питерская акварель, хотя подойдёт и самая обычная, детская. Необходимо взять плотную бумагу (ватман или акварельную), намочить под краном и по мокрому нанести на поверхность нужные цвета. Незамедлительно после этого сыпем соль! Соль вбирает в себя воду вместе с красящим пигментом краски, образуются очень интересные и непредсказуемые разводы и абстрактные звёздочки.
Если сыпать соль уже по высохшей краске, то этого эффекта не получится, поскольку цвет проникнет в слои бумаги.
2. Акварельная текстура с раздутием
Делаем заранее акварельный фон на плотной бумаге (ватмане или акварельной) или берем готовый цветной матовый картон.
Также в этих целях можно использовать чёрную тушь.
3. Для третьей текстуры понадобится масляная пастель (или восковые мелки) и акварель
На ватмане рисуем абстракцию масляной пастелью: волны, завитки, зигзаги, пятна и точки. Затем покрываем фон жидкой акварельной краской. Вода (вместе с пигментом краски) скатывается со слоя масляной пастели. Если краска будет слишком густая, то текстура не получится, потому что густая краска ровным слоем покроет ваш абстрактный рисунок.
4. Листья — природный материал, который так здорово помогает всем художникам в их нелегком, но интересном творческом пути.
Мы тоже будем их использовать в создании двух текстур.
Листья+ масляная пастель
Для работы выбираем бумагу потоньше, чтобы через нее хорошо прощупывались прожилки листочка. Подойдет обычная, для принтера. Кладем листик «изнанкой» вверх, сверху накрываем бумагой. Левой рукой плотно прижимаем бумагу к листу (как показано на фото) и проводим широкой стороной мелка по поверхности бумаги. Получается оченасивый, ажурный оттиск.
Дальше продолжим работу с листьями, но уже с гуашью. Будем делать красочные отпечатки на плотной гладкой бумаге (ватмане). Красим листики густой краской и смело отпечатываем их.
5. Далее мы будем работать с гуашевыми красками, отпечатывать различные предметы и даже некоторые продукты. Накладываем густой слой краски на плотную бумагу и сверху сразу же кладем пуговицы с интересным рельефом, старые ненужные ключики, цепочки, нитки, насыпаем рис, гречку и ждем до полного высыхания (это очень важно — дождаться полного высыхания). Затем снимаем все предметы и смотрим, что у нас получилось.
У меня почему-то ассоциация с космосом.
6. Делаем отпечатки поролоном
Главное условие, чтобы губка была сухая, а гуашевая краска достаточно густая. Получается довольно тонкая, можно сказать, мелкозернистая текстура.
7. Отпечатки скомканной бумаги
Нам понадобятся всё те же гуашевые краски и два вида бумаги: жесткая (тонкая для принтера) и мягкая (салфетки или бумажное полотенце). Сминаем небольшой кусочек бумаги, выступающие части красим нужной нам гуашевой краской и ставим отпечаток на плотном гладком листе.
Теперь попробуем отпечатать салфетку. Эффект будет совершенно другой, с более мягкими очертаниями. Единственный минус в том, что салфетка быстро размокает и ее приходится часто менять.
8. Гуашь + вилка
Совсем неожиданный материал для работы с красками — это вилка. Обычная пластиковая, для наших любимых пикников. Просто поводите ей по непросохшему густому слою гуашевой краски. Можно сделать полосы или клетку.
9. Гуашь + детская машинка
Забрала я у сына сломанную машинку и единственной уцелевшей шиной провела несколько раз по влажному слою гуаши. Получилась текстура в мелкую точечку. Вот такая:
10. Целлофан
Далее я экспериментировала с целлофановым пакетом. Скрутила его, намазала гуашью и отпечатала на плотной бумаге.
11. Сухая щетинистая кисть дает очень интересный эффект. Если ее слегка смочить в гуашевой краске, затем постучать о крышку или баночку и поводить по бумаге, то получатся лёгкие волокнистые разводы. Иногда этот способ используют в живописи, когда передают кору дерева или прописывают волны.
12. Упаковочный целлофан с пупырышками.
Да-да, тот самый, что мы так любим хлопать. Главное — перед созданием текстуры этого не делать, а то ничего не получится. Итак, намазываем густо гуашью и смело отпечатываем на бумаге.
13. Зубная щётка
Предмет универсальный! Подойдёт и для тонировки мишек-тедди и для создания текстур! Разбрызгивать мы будем гуашевую краску при помощи наших умелых пальцев. Причем есть два варианта: разбрызгивание на сухую поверхность и на мокрую —смотрите сами, что вам больше по душе:
Зубная щетка — эффект по-сухому.
Эффект по-мокрому фону (в этом случае плотная бумага смачивается под краном):
14. Карточка рекламная
Иногда раздают в пешеходных переходах или просто на улице. Её легко применить для создания интереснейшей текстуры. Смотрите как:
Для работы используем все те же гуашевые краски
15. Штампик, связанный крючком
Мой сын недавно нашел на улице шахматную фигурку. Сама в шахматы не играю, но, думаю, пригодится….И точно. Как раз для штампика. Связала крючком небольшой фрагмент из обычного шпагата и приклеила ее к пешке. Затем красим штамп гуашью и прижимаем к поверхности бумаги! Получается замысловатый узор.
Если присмотреться, то тут еще просматривается рисунок моего сына, который всё же добрался до маминых акварельных карандашей!
16. Самой последней будет текстура масляными красками
Делайте ее только в хорошо проветриваемом помещении. У меня цветов масляной краски всего два и совсем не интересные: марс и ван дик (все коричневые). Но это же не главное. Самое главное показать вам принцип создания этой текстуры. Нам понадобится пластиковая ёмкость высотой хотя бы 5 см, крышки, палочка и уайт-спирит. Всё вышеперечисленное необходимо будет потом выбросить. Так что берите то, что не жалко.
Итак, наливаем в ёмкость воды. Разбавляем в крышечках масляную краску уайт-спиритом, размешиваем палочкой. Далее выливаем содержимое крышечек на поверхность воды и с помощью палочки распределяем по всей поверхности воды.
Затем опускаем лист и сразу достаем его, переворачиваем и смотрим что получилось. Повторяем процедуру несколько раз и каждый раз будут получаться разные узоры, похожие на мрамор.
Получается вот такая красота, правда пахнет плохо и сохнет долго! Но оно того стоит 🙂
Поделилась Яна Сугробова.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Основные правила при работе гуашью
Гуашевые краски разводятся водой до состояния жидкой сметанообразной массы. Ввиду склонности гуашевых красок к расслоению их следует тщательно размешивать. Излишек воды делает красочный слой тонким, просвечивающим», и краска теряет плотность, при этом краска высветляется, а после высыхания красочный слой обычно пачкается и растрескивается.
Работая гуашью, не следует размывать краску и растирать ее кистью в одном и том же месте.
Нужно помнить, что гуашь при нанесении ее на бумагу не должна собираться «островками», так как, высохнув, они образуют пятно, которое последующим нанесением краски перекрыть уже невозможно. Гуашь, положенная толстым слоем, образует клеевое блестящее пятно.
Гуашь наносят на бумагу или холст тонким ровным слоем, вписывая один цвет в другой, когда предыдущий слой еще влажный. Перекрывать слой краски несколькими слоями не рекомендуется. При работе гуашью рекомендуется вначале покрывать бумагу в горизонтальном направлении, а затем поперек вертикальными мазками, тщательно сохраняя четкость очертаний рисунка.
Чтобы закрасить поверхность ровным по цвету слоем, необходимо кисть предварительно смочить в воде и только после этого брать ею краску, но краску не следует брать из банки, так как смоченная кисть будет брать краску различной густоты и при высыхании на живописи могут быть полосы. Поэтому краски перед работой следует разводить в отдельных чашечках.
Кроме этого, для получения ровного по цвету поля следует пользоваться шероховатой бумагой или картоном.
Необходимые поправки в процессе работы вносят только по смачиванию или удалению краски, соскоблив ее бритвой или скальпелем.
Для работы гуашью применяют мягкие, но упругие кисти, как плоские, так и круглые; некоторые живописцы-станковисты используют эластичные круглые щетинные кисти.
Гуашь широко применяется при работе плакатными перьями и рейсфедером. Для этого ее разводят так, чтобы краска легко сходила с пера или рейсфедера.
При закрашивании больших плоскостей гуашь разводят и наносят аэрографом.
Перед работой непосредственно на ткани ее следует покрыть смачивателем № 1, предотвращающим скатывание краски в капли.
Главная трудность работы гуашью заключается в том, что крас¬ка, высыхая, резко изменяет свою светлоту, и художнику трудно следить во время работы за правильностью цветовых и тоновых соотношений.
Светлеют: окись хрома, кобальты, кадмии, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая.
Темнеют и вновь высветляются: сиена натуральная, сиена жженая, краплаки, ультрамарин.
Темнеют: ганза желтая, оранжевая.
Темнеющие краски и краски высветляющиеся обычно разбеливают цинковыми или серебристыми белилами, входящими в ассортимент гуашевых красок. В разбеливании нуждаются также лессировочные и полулессировочные краски для повышения их укрывистости.
Для определения цвета высохшей гуаши можно пользоваться заранее составленными накрасками, что упростит работу начинающему живописцу; вообще же работа гуашью требует определенных навыков. Хранить гуашь следует в плотно закрытых банках при комнатной температуре, не допуская охлаждения ниже нуля.
В случае, если гуашь засохла, ее можно легко восстановить. Для этого краску заливают водой или лучше однопроцентным раствором желатинового или столярного клея н растворяют в течение двух-трех суток, после чего тщательно размешивают до получения однородной массы.
Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках. Сворачивать такие работы в трубки нельзя из-за хрупкости красочного слоя.
Кроме того, нельзя, чтобы листы живописи терлись друг о друга, поэтому нужны прокладки из папиросной бумаги.
Растрескивание или осыпание красочного слоя возможно в случае если краска нанесена очень толстым слоем.
Как правильно рисовать гуашью
Как правило, для первых живописных работ выбирают гуашь, кстати, именуют гуашью не только сами краски, но и живописные работы, которые выполнены этими красками. Для начинающего художника техника гуаши кажется, наиболее простой, но у данной техники имеются определенные тонкости, которые следует обязательно учитывать. Связанны данные особенности с физическими качествами краски.
Что такое гуашь?
Гуашью является клеевая краска на водной основе. Растворяется она водой и быстро сохнет, за что ее так любят новички и в школах учителя рисования. Но в то же время, ее достоинства могут выступать и недостатками. Попробуем объяснить.
Содержится в гуаши значительное, по сравнению с прочими красками, количество пигмента, который связан с гуммиарабиком. И если в воде растворяется клеевая составляющая, то цветные пигменты не растворяются. Кроме этого, в краски при производстве может добавляться мел, который также трудно будет разбавить водой. В результате, не равномерно растворяется гуашь, не будет однородной жидко разведенная краска, появиться может цветной осадок. А смесь нескольких разбавленных сильно цветов совсем выглядит непривлекательно.
Отсюда можно сделать вывод, что не должна быть прозрачной гуашь! Это кроющая краска, и должна она быть достаточно густой, настолько, чтобы сама бумаги и выполненные ранее мазки из-под верхнего слоя не просвечивались.
Однако большинство делают в начале работы подмалевок именно жидкой гуашью. Дело заключается в том, что не слишком хорошо густая краска ложиться на бумагу, особенно, если эта бумага обладает глубокой фактурой. Это вполне допустимо, при условии, что достаточно плотными будут мазки верхнего слоя. Еще можно встретить такой совет: прогрунтовать до начала работы лист акриловой грунтовкой или разведенной краской.
Хотя гуашь сама по себе не требует специального грунта, но может быть легче рисовать на подготовленной основе.
Поскольку неважно выглядит в разбавленном виде гуашь, то она для лессировки не годиться.
Лессировка является живописным приемом, при котором поверх основного цвета наносятся полупрозрачные слои краски.
То есть, можно гуашью только перекрашивать работу, так писать, чтобы более глубокие мазки просвечивали, не получится.
Следующий недостаток гуаши заключается в том, что она заметно светлеет при высыхании. Дело заключается в том, что для лучшей укрывистости, при изготовлении гуаши, добавляют в нее белила. Это же придает особую бархатистость и мягкость гуашевой живописи – в случае, если не забываете вы о данном свойстве красок.
Очень быстро высыхает гуашь. С одной стороны, удобно это для внесения правок в уже готовую работу. С другой стороны, теряется практически возможность менять или дополнять цвет прямо на бумаге, пока еще влажный слой краски. Кроме этого, видны на готовой работе все мазки, а если больше воды в гуаши, чем необходимо, то будут высыхать эти мазки в виде не слишком красивых полосок.
Подытожим
Как вы сами видите, достоинств получилось больше. В гуаши всего имеется только два минуса, но они весомые. Художники уже несколько столетий используют в работе гуашь, правда, как правило, для эскизов. Но для того, чтобы пробовали вои силы, цвет почувствовать, для определенных декоративных работ, подходит гуашь просто идеально.
Правила работы с гуашью
Водой разводятся гуашевые краски до жидкого сметанообразного состояния. Ввиду склонности к расслоению гуашевых красок их необходимо тщательно перемешивать. Делает излишек воды тонким красочный слой, просвечивающим и плотность теряет краска, при этом высветляется краска, а после высыхания обычно красочный слой пачкается и растрескивается.
Работая гуашью, размывать, не следует краску и кистью растирать ее в одном и том же месте.
Необходимо помнить, что гуашь при ее нанесении на бумагу собираться не должна «островками», так как, высохнув, образуют они пятно, которое последующим нанесением краски уже перекрыть невозможно. Гуашь, положенная достаточно толстым слоем, образует блестящее клеевое пятно.
Тонким ровным слоем наносят гуашь на холст или бумагу, вписывая один цвет в другой, когда влажный еще предыдущий слой. Перекрывать несколькими слоями слой краски не рекомендуется. Рекомендуется при работе гуашью покрывать вначале бумагу в горизонтальном направлении, а затем вертикальными мазками поперек, при этом сохраняя тщательно четкость очертаний рисунка.
Чтобы поверхность закрасить по цвету ровным слоем, необходимо предварительно в воде смочить кисть и только после этого ею брать краску, но не следует из банки брать краску, так как смоченная кисточка будет различной густоты брать краску и при высыхании могут получиться полосы на живописи. Поэтому перед работой необходимо разводить краски в отдельных чашечках.
Кроме этого, для того чтобы получить по цвету ровные поля необходимо пользоваться картоном или шероховатой бумагой.
Работу гуашью, как при исполнении композиций, так и на этюдах необходимо вест на хорошо натянутой бумаге, будет коробиться плохо натянутая бумага. Используют для ее натягивания фанерный планшет или стиратор. Положив бумагу на планшет, отгибают ее края на 2-3 сантиметра и лицевую сторону смачивают губкой, края при этом смазывают мучным клейстером. При наложении на планшет бумаги необходимо не допускать образования морщин. Начинают наклеивание бумаги с середины планшета, натягивая ее. Наклеивания бумаги не требует стиратор. Состоит он из доски, которая вставлена в раму, или из двух рам (без досок). Края бумаги в обоих случаях зажимаются плотно рамой.
Под живопись гуашью применять вполне можно и хорошие сорта картона. Если низкого сорта картон и его поверхность волокниста, то следует его покрыть раствором рыбьего клея (в пропорции 15 грамм сухого клея на 150 грамм воды), добавив при этом 10 капель формалина. Можно проклеить картон и слабым раствором желатина и покрыть клеевым грунтом.
Если на материи необходимо выполнить работу, то материю натянув предварительно на подрамник, проклеивают крахмальным клейстером. Случается, что приходиться гуашью выполнять работу и на холсте (к примеру, эскиз театральных декораций) с применением при этом клеевых красок. На подрамник натянутый холст проклеивают и покрывают, как правило, казеиновым или клеемеловым грунтом.
В процессе работы необходимые поправки вносят только по удалению или смачиванию краски, соскоблив ее скальпелем или бритвой.
В гуаши больше, чем в темпере и акварели, проявляется силуэтность на плоскость нанесенных смежных цветовых пятен, а также резкость мазка. Поэтому в гуаши лепить труднее форму, добиваясь мягкости перехода одного тона в другой. Так, чтобы в этюде передать гуашью цветовые тонкие и тональные градации в изображении человека, нужен большой опыт в живописной моделировки формы.
Практически не применяется в гуаши прием лессировки. Пастозным качеством гуаши соответствует больше живопись, которая построена на декоративности цветового решения, а также силуэтности тональных масс изображения.
В работе над этюдами натюрморта и пейзажа писать уместно мазком, создавая игру цветовых пятен при выявлении формы предметов. Необходимо при этом использовать в живописи различные приемы, выбор которых будет во многом зависеть от характера формы наблюдаемых предметов, структуры поверхности и контрастности цветов. Красочные тонкослойные покрытия сочетать можно с пастозными, и изображение крупных масс широкий мазок – с мелкими мазками, которые заостряют характеристику формы, выявляющими необходимую деталь и т.д.
Для работу гуашью используются мягкие, но достаточно упругие кисти, как круглые так и плоские, некоторые живописцы применяют круглые эластичные щетинные кисти.
Применяют в гуашевой живописи преимущественно колонковые и беличьи кисти, в декоративных работах – крупные номера щетинных кистей. Х необходимо после окончания работы хорошенько промыть.
Когда следует покрыть каким-либо колером большую поверхность (к примеру, в работе над плакатами), применяют плоскую большую щетинную кисть – флейц. Рекомендуется поверхность покрыть два раза гуашью. Сначала проводят флейцем полосы слева направо, по всей площади последовательно, после – поперек первого покрытия. Необходимо избегать слишком пастозного письма, так как легко растрескиваются красочные слои и осыпаются.
Гуашь широко используется при работе рейсфедером и плакатными перьями. Ее для этого разводят так, чтобы с рейсфедера или пера легко сходила краска.
При закрашивании довольно больших плоскостей разводят гуашь и наносят аэрографом.
Прежде чем начинать работу непосредственно на ткани ее необходимо покрыть смачивателем, который предотвращает скатывание в капли краски.
При работе над плакатом, который предназначен для улицы, в краску необходимо добавить 5-6 процентный раствор желатина или столярного клея, а также алюмокалиевые квасцы, выступающие для клея дубителем.
Заключается основная сложность работы гуашью в том, что краска, высыхая, изменяет резко собственную светлоту, и трудно художнику следить во время работы за правильностью тоновых и цветовых соотношений.
Высветляющиеся краски и темнеющие краски, как правило, разбеливаются серебристыми или цинковыми белилами, которые входят в ассортимент гуашевых красок. Нуждаются в разбеливании также полулессировачные и лессировочные краски для повышения собственной укрывистости.
Для того чтобы определить цвет высохшей гуаши воспользоваться можно составленными заранее накрасками, что начинающему живописцу упростит работу, вообще же определенных навыков требует работа гуашью. Следует хранить гуашь в закрытых плотно банках при комнатной температуре, при этом не допускать охлаждения ниже нуля.
В случае, если засохла гуашь, то ее легко можно восстановить. Для этого заливают краску водой или лучше будет разбавить однопроцентным раствором столярного клея или желатином. Не растворяют на продолжении 2-3 суток, после чего размешивают тщательно до получения однородной массы.
Хранить, гуашью выполненные работы, необходимо в папках. Нельзя в трубки сворачивать такие работы из-за хрупкости красочного слоя.
Кроме того, нельзя, чтобы друг о друга терлись листы живописи, поэтому необходимы будут прокладки из папиросной бумаги.
Осыпание или растрескивание красочного слоя возможно лишь в случае, если очень толстым слоем нанесена краска.
Для гуаши наиболее удачна пластмассовая или фарфоровая палитра по краям с лунками для красок. Смешивают краски в середине палитры. После работы следует промыть палитру водой при помощи ваты и губки. В течение одного часа высыхает гуашь при комнатной температуре.