Как сделать красную глину

Приготовление раствора на основе красной глины для кладки печей

Как сделать красную глину

В печном деле нет мелочей. Конечный результат одинаково зависит от всех компонентов: соблюдения технологии, качества исходных материалов. Среди таких важных моментов стоит отметить кладочный раствор. От того, как правильно он будет приготовлен, от его свойств во многом зависят долговечность, прочность печи. Поэтому приготовлению кладочного раствора всегда нужно уделять должное внимание.

1. Функции раствора в конструкции, его свойства

Традиционно существует несколько способов возведения бытовых печей. Если отбросить редко применяемые сегодня (например, глинобитные или из сырцового кирпича), то в сухом остатке имеем одну привычную массивную печь из красного керамического кирпича, возведенную на глиняно-песчаном растворе.

Кладочный раствор удерживает все элементы конструкции на месте, герметизирует ее. Собственно, правильно рассчитанная и возведенная печь не должна развалиться даже в том случае, если по какой-то причине весь раствор из швов исчезнет. Так что раствор в конструкции играет роль именно герметика и некоторого стабилизатора, удерживающего все элементы в едином порядке. Следовательно, раствор должен прочно скрепляться с кирпичом и обладать определенной долей прочности. Это достигается подбором состава раствора по жирности.

Второе важное свойство кладочного раствора – огнестойкость. Он не должен выгорать или выделять при нагреве какие-то посторонние вещества. При этом требуется выдерживать температуру примерно такую же, что и сам кирпич.

Еще важный момент. При нагреве любой материал расширяется. Какой-то подвержен тепловым деформациям в большей мере, какой-то – в меньшей. Но расширяются абсолютно все. Проще говоря, КТР (коэффициент теплового расширения) свойственен всем материалам, но у каждого данный параметр свой.

Печь работает в большом температурном диапазоне, поэтому значение КТР и разницу его у различных материалов важно учитывать. И, порой, каким-то образом компенсировать. В кирпичной кладке разницу КТР компенсировать нельзя. Следовательно, КТР связующего кладочного раствора и самого кирпича должны совпадать. Что решается довольно просто. Главным компонентом раствора является глина – точно из такой же глины формуется и кирпич. После обжига глина спекается, меняет свои свойства. Но КТР при этом остается прежним.

Приобрести кладочные огнеупорные растворы в готовом виде проблемы не представляет. Тем более, что объем шамотной кладки в бытовых печах небольшой. А вот с приготовлением глиняно-песчаной смеси (при обозначении смеси первым принято указывать связующее, а вторым – отощитель) могут возникнуть проблемы. Сейчас встречаются в продаже готовые работы на основе красной глины. Но большинство печников все равно предпочитают готовить раствор самостоятельно.

2. Инструмент и материалы

Инструмента требуется немного. Емкость для воды, емкость для замачивания глины, емкость для смешивания компонентов, миксер. В роли миксера, как правило, выступает мощная малооборотистая ручная дрель, оборудованная смесительным шнеком. Можно месить раствор и вручную, но тогда потребуется много сил и времени. Бетономешалка для таких целей не подходит – глина весьма капризный материал. Еще нужно сито для песка (сетка с ячейкой 2 или 1,5 мм) и, иногда, сетка для процеживания глиняного раствора.

Сложнее всего с глиной. Требуется обычная красная, самая распространенная. Она различается по содержанию песка. Есть жирная, нормальная, тощая. Готовый кладочный раствор должен иметь нормальную жирность. Тощий непрочный, жирный сильно трескается при высыхании. Жирность до нормы доводят добавлением песка. Если глина тощая, то приходится ее отмульчивать, удаляя излишки песка. Процедура довольно длительная и хлопотная, поэтому прибегать к ней следует только в случае крайней необходимости.

3. Подготовка материалов для приготовления раствора для кладки печи

Проще всего подготовить песок. Его сушат, поскольку сырой невозможно просеять. А потом сеют на сетке с размером ячейки 1,5 – 2 мм. Задача убрать камушки и примеси.

С глиной хлопот больше. В классическом варианте поступали так. Заранее накапывали глину, формировали из нее гряды высотой примерно в метр, увлажняли и оставляли на зиму. Вода, проникая в поры глины, замерзая, разрушала структуру глины, размельчала ее. После такой выдержки глина легко расходилась в воде, создавая однородную взвесь – глиняное молоко.

Дальше глину отмульчивали. Размешивали с излишком воды в высокой бочке и оставляли. Тяжелые примеси (камни песок) собирались внизу емкости. Легкие (корни, трава, другой мусор) примеси попросту всплывали. Их было несложно собрать и удалить. Немного обождав (день или два), посветлевшую отстоявшуюся воду сверху удаляли, а средний слой с чистой глиной собирали и использовали для дальнейшей подготовки. Если глина оказывалась тощей или сильно загрязненной, процедуру отмульчивания повторяли несколько раз. Сегодня тоже к ней прибегают, но в полном объеме только в случае крайней нужды – когда нет жирной или нормальной глины.

После глину оставляли «перепреть». Просто заливали водой и ждали, когда вся органика перегниет. Процесс достаточно зловонный и длительный – около полутора-двух месяцев. «Протухшую» воду не меняли. Маркером завершения процесса служил запах. Как только зловоние пропадало, глина считалась готовой. Это означало, что все органические примеси в глине удалены.

Сегодня редко кто позволяет себе подобную роскошь долгой подготовки глины. Поэтому процесс подготовки максимально сокращен.

Прежде всего, глину замачивают на несколько дней, ежедневно перемешивая миксером. Всплывшие траву и корни (или намотавшиеся на шнек миксера) удаляют. Как только вода отстаивается, излишки ее аккуратно сливают, а размокшее глиняное тесто вычерпывают для приготовления раствора. Камни со дна удаляют, а оставшиеся комки глины снова заливают водой.

Если комков и инородных включений много, ее процеживают через сито с такой же ячейкой, что и для просеивания песка.

4. Приготовление кладочного раствора. Определение жирности

Сам процесс приготовления кладочного раствора прост. В нужных пропорциях берут глиняное молоко, просеянный песок, тщательно размешивают миксером до однородности. Сложность заключается в определении пропорций, поскольку даже в пределах одного месторождения глины могут иметь значительный разброс по жирности. Собственно, вся тонкость состоит в правильном определении жирности раствора.

В печной литературе описываются способы с лепкой колбасок, оборачиванием их вокруг палочки, пробами на растяжение и обрыв, катанием шариков и сдавливание их между двумя дощечками… Собственно, все они малопонятные и невразумительные для новичка. А поэтому лучше применять что-то другое.

Печник Михайлов С. П. в своей книге предложил оригинальный способ определения жирности смеси. С небольшими дополнениями его можно смело рекомендовать как для новичков, так и опытных мастеров.

Прежде всего, берут какую-то стандартную емкость. Например, консервную банку. Она сгодится в качестве единой меры объема. С помощью этой емкости делают несколько проб с разным содержанием глины и песка. Соотношение 1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6. Хорошо перемешивают каждую пробную партию. И смотрят, как она себя ведет. Можно сделать пробы на всех шести, но тут просто перепутать их и запутаться. Поэтому сначала смесь оценивают по поведению на мастерке и на тактильные ощущения.

Сначала смотрят, как каждая из партий налипает на мастерок. Просто перемешайте мастерком смесь и вытащите его. Тощий раствор сходит с мастерка почти весь, практически не задерживаясь на мастерке. Нормальный раствор равномерно налипает. Жирный раствор ложится отдельными комками.

Дополнительно проверяют на ощупь, перетирая раствор между большим и указательным пальцами. Нормальный раствор ощущается как сплошные крупинки, равномерно скользкие, точно мыльные. Если раствор больше похож на абразив – он тощий. Если есть выраженные скользкие участки без признаков абразива – это жирный.

Отобрав из шести пробных замесов наиболее приближенные к нормальному, окончательно делают заключение на годность. Из каждой отобранной партии лепят небольшой шарик – где-то как комок снега для игры в снежки. И этот комок кидают на что-то железное. Не важно, на какой. На лист железа, стенку ведра, очищенный штык лопаты. Нечто металлическое и более-менее ровное. Бросают с таким усилием, чтобы при ударе получилась лепешка толщиной миллиметров пять. И лист с такой лепешкой оставляют подсыхать в тени.

Не стараясь форсировать процесс. Подсохнуть должно до кожистого состояния или чуть сильнее.

Если лепешка растрескалась или легко отлипает с металла, даже не разваливаясь, единым куском – это жирный раствор. Требуется прибавить песка.

Если проба на металле больше похожа на уличную грязь и легко счищается отдельными крупицами, как песок – раствор тощий. Не помешает добавка глины.

Нормальный раствор крепко держится на металле, счищается с трудом. Как только получили подобный результат – выясняют, из какой партии была взята проба. Следовательно, данная пропорция оказалась оптимальной. И теперь раствор для печи готовят именно в таком соотношении.

5. Раствор для других случаев

В раствор можно добавить немного цемента. Примерно мастерок на ведро. Топливники лучше выкладывать все же на чистом глиняно-песчаном. Это рекомендации финских печных руководств. И, следует заметить, весьма полезный совет – результаты получаются неплохие.

Когда требуется замазать трещины в кладке или для какого иного ремонта, в раствор хорошо добавить обыкновенную пищевую поваренную соль. Где-то полкило на ведро. Раствор тогда получается прочнее, надежнее держится на поверхности кирпича.

Многие, устанавливая чугунный настил кухонных плит, используют не чистый раствор, а добавляют в него немного листового асбеста, предварительно размоченного в воде. Рвут на небольшие кусочки листовой асбест (много не надо) и замачивают клочки в воде. Буквально через несколько минут обрывки расходятся на отдельные волокна, способные армировать огнестойкий кладочный раствор. Поэтому асбестовую кашицу, полученную таким образом, замешивают с песком и глиной, и затем применяют при монтаже чугунным плит. Этот же состав годится и как первый слой (набрызг) при штукатурке печей. Последующие укрывающие слои уже накладываются без асбеста.

Источник

От свистульки до сервиза: удивительная глина

Керамика…Податливая глина, узнавшая опытные руки мастера, прошедшая сквозь огонь и воду и ставшая кувшином для масла, кофейной чашкой, ярким изразцом, сказочной свистулькой и веселой игрушкой. Секреты изготовления керамики были известны нашим предкам, жившим тысячи лет назад. В Китае за 2000 лет до нашей эры делали не только глиняную посуду – в ходу уже был фарфор. А первые упоминания о гончарах и их изделиях можно найти в Ветхом Завете. В век космических технологий и электронных гаджетов мы продолжаем пользоваться плодами древнейшего ремесла – наливая утром кофе в фарфоровую чашку, отправляя в духовку жаркое в глиняном горшочке и украшая дом изящными статуэтками – напоминаниями о чудесных путешествиях и людях.

Как сделать красную глину

На пути к печи

Двадцать лет мастер Виталий Гычев из Барнаула занимается гончарным делом. Первый свой круг, еще будучи мальчишкой, он соорудил из проигрывателя: накопал на ручье глины, включил пластинку и начал крутить на нем бурый комочек. Волшебный кувшин тогда сделать не удалось. Зато сегодня в руках мастера рождаются настоящие чудеса – древнерусские крынки и квасники, статные амфоры и вазы.

Как сделать красную глину

Виталий Гычев, гончар:

– Для работы подходит практически любая глина. Правда, если глина тощая, с большим содержанием песка, как в нашей местности, она менее пластична, мелкие изделия лепить из такого материала сложно. Поэтому сначала глину очищают от примесей: высушивают, чтобы легче расходилась в воде, а затем на сутки-двое замачивают в бочке – тяжелые частички песка оседают, а глина остается во взвешенном состоянии.

Жидкую глину пропускают через сито – очищают от корней растений и камней, а потом долго-долго вымешивают, как тесто. Это необходимо, чтобы выгнать из глины воздух, иначе при сушке она пойдет трещинами. Перед тем, как попасть на гончарный круг, она снова подсыхает – консистенция глины зависит от типа материала и того, какое изделие задумал создать гончар. По пловам Виталия, путь от эскиза до его полного воплощения иногда занимает месяцы.

С дружиться с гончарным кругом и вылепить простой горшок или чашку с первого раза не получается почти ни у кого из новичков. Поэтому, если вы решили попробовать себя в роли гончара, не расстраивайтесь, если глина не поддастся сразу – терпение и тренировки, и вот уже изделие после просушки можно отправлять в печь.

Температура, при которой мягкая податливая глина обретает каменную прочность, составляет 900-1000 градусов Цельсия.

Как сделать красную глину

Виталий Гычев:

– При обжиге есть критические точки – 300, 600 градусов, проходить которые нужно очень плавно. Глина может лопаться: при сушке прошел где-то сквознячок, обсохла глина неравномерно, и при нагревании ее начинает разрывать. Поэтому до 30% брака – это обычное дело у гончаров.

У каждого мастера гончарного дела есть свои секреты работы.

Виталий Гычев:

– Мой омский друг – гончар с большим стажем – как-то пришел ко мне в мастерскую и спросил: «А почему ты горшки не переворачиваешь, когда сушишь? У них ведь донышки выпучиваются». А я, чтобы не выпячивалось, когда горшок делаю, внутри бугорок на дне оставляю – он и тянет глину внутрь, и не наружу.

Молоко, свинец, глазурь

Чернолощеная, краснолощеная, обварная, майолика…Каких только разновидностей и способов отделки керамики за тысячелетия не придумали гончары! После обжига необработанная глина имеет пористую структуру и пропускает воду, а значит, такую посуду нельзя использовать на кухне. Чтобы сделать материал водонепроницаемым, мастера используют старинные техники обработки. По словам Сергея Зацаренского, гончара из Ростова-на-Дону, наиболее популярные – молочение, обвара и ганозис.

Как сделать красную глину

Сергей Зацаренский:

– Молочение так называется потому, что обожженное изделие окунают в жирное молоко, а потом прокаливают при температуре 300 градусов. Казеин склеивает поры, глина становится водонепроницаемой, а изделие приобретает красивый цвет – от коричневого до черного, а также блеск. А вот чтобы получить черные разводы с хаотичными пятнами, делают обвару: раскаленное докрасна изделие окунают в мучную болтушку с дрожжами, отрубями и кисломолочными отходами. Также чтобы глина не пропускала воду, ее вощат – эта технология называется ганозис. Воск с маслами слегка подогревают, пропитывают ими нагретое изделие, а затем полируют тряпочкой из сукна или войлока.

Как сделать красную глину

Появляются и новые технологии – так, фасадную керамику для водонепроницаемости теперь модно пропитывать аквастопами.

Придать цвет керамике можно не только с помощью молока, воска и мучной болтушки. Богатую палитру цветов дают смеси различных минералов, солей, пепла и шлака. Глазури медью и малахитом окрашивают в голубые, синие оттенки, свинцовые – в зеленые и так далее.

Как сделать красную глину

Сергей Зацаренский:

– В прежние времена для получения цвета гончары пережигали на чугунной сковороде свинец в муку, просеивали через сито. Для зеленого цвета добавляли медный купорос, для красного – железный, для желтого – сурьмы и белил, для коричневого – окись марганца. Само изделие обмазывали солидолом и керосином, обсыпали приготовленной мукой и ставили на обжиг – приставший глет образовывал яркую блестящую глазурь.

Блестящие крынки глубокого черного цвета – это чернолощеная керамика. Такая изготавливалась еще в третьем тысячелетии до нашей эры. В чернолощеной посуде долго не киснет молоко и сливки, не засахаривается мед, она стойко выдерживает перепады температуры. Рецепт изготовления черных горшков на протяжении веков оставался неизменным: сначала изделие формируют на гончарном круге, сушат и обжигают в печи, а затем помещают в чан с опилками, закрывают крышкой и коптят. После этого натирают до блеска.

Как сделать красную глину

Виталий Гычев, гончар:

– Гончарное искусство сегодня перестало быть утилитарным, а носит декоративный характер. Крынки и квасники теперь редко используют по назначению, а чаще приобретают для украшения интерьера. Хотя лично я дома люблю готовить и хранить пищу в глиняной посуде – это не только красиво, но еще и очень удобно.

Гостья с Майорки

Вершина глиняного перевоплощения – яркая майолика – разновидность керамики, изготавливаемая из обожженной глины с использованием расписной глазури. В технике майолики выполняют изразцы, посуду, статуэтки, декоративные панно. Секретами этой техники владели еще мастера Древнего Египта. Но по-настоящему популярной расписная керамика стала в эпоху ренессанса, попав в Италию через испанский остров Майорку – от географического названия и произошел термин «майолика».

Как сделать красную глину

Одним из крупных центров майолики в России еще в XVII веке стал Ярославль, где изготавливали изразцы для украшения храмов и домов. И сегодня Ярославль славится своей керамикой – таких сервизов и скульптур не производят больше нигде в мире.

Создание ярких статуэток начинается с лепки пластилиновой миниатюры. На этом этапе будущая майолика мягка и податлива, а скульптор может проработать даже мелкие детали. Далее мастера заливают миниатюры гипсовым раствором, который, застывая, принимает форму скульптуры. Затем гипсовую форму заполняют шникером – жидким раствором глины. Спустя несколько минут форму освобождают от шникера и оставляют сушиться. После того, как гипсовые оковы снимают, остается тонкий глиняный черепок – через несколько суток его отправляют в печь.

Обожженную керамическую фигуру окунают в белую эмаль и расписывают матовыми стекловидными красками, которые мгновенно засыхают. Это невероятно кропотливый процесс, ведь у художника нет права на ошибку – если рука дрогнет, лишнее пятнышко уже ничем не закрасишь. После обжига матовая блеклая фигурка обретает яркость и глянец. Получается такая вот красота:

Как сделать красную глину

Если вы хотите украсить свой дом изразцами, почитайте советы наших форумчан в этой теме. Также советуем посмотреть наше видео, в котором подробно рассказывается о производстве изразцовой плитки. Рекомендации по выбору правильной посуды для готовки в печи вы найдете здесь.

Источник

Красная глина для лица

Если вы считаете, что маски из глины сушат кожу лица и совершенно не подходят тем, у кого она и так от природы сухая, а тем более чувствительная, — спешим обрадовать, вы ошибаетесь. Доказательства — в статье, посвященной такому чуду природы, как красная глина.

Как сделать красную глину

Как сделать красную глину

Как сделать красную глину

Мария Невская Дерматолог

Польза красной глины для кожи лица

Эта глина чрезвычайно богата оксидами меди и железа — именно они придают ей характерную окраску, также в составе можно обнаружить магний, кальций, кремний.

Оказалось, что именно этот набор минералов и микроэлементов идеален для сухой и чувствительной кожи. Красная, в отличие от других разновидностей глины, не пересушивает кожу, а напротив улучшает ее состояние при обезвоженности.

Как красная глина действует на кожу

А теперь рассмотрим влияние на кожу красной глины более детально. В чем заключается ее польза и какого ее применение?

Как сделать красную глину

Красная глина применяется в спа-программах и в домашнем уходе. © Getty Images

Очищает поры

Впитывая избытки кожного сала и вытягивая загрязнения из пор, маски из красной глины служат хорошей профилактикой несовершенств, подходят жирной коже. Кроме того, красная глина обладает легким антибактериальным эффектом.

Обновляет и отшелушивает

Красную глину включают в состав скрабов и очищающих масок, так как она обладает мягким отшелушивающим эффектом.

Улучшает микроциркуляцию крови

Пожалуй, именно этот эффект отличает красную глину от ее «коллег». Благодаря высокому содержанию железа и меди в составе аппликации красной глины оказывают тонизирующее действие, а значит, улучшают цвет лица и тонус кожи.

Согревающий эффект

Действительно, красную глину называют «теплой», так как она оказывает легкий согревающий эффект за счет стимуляции кровообращения. Это свойство используется при спазмах мышц и болях в суставах.

Успокаивает

Как пользоваться красной глиной для лица

Маски с красной глиной можно приготовить в домашних условиях, но чтобы получить желаемый эффект и действительно эффективный продукт, нужно придерживаться некоторых правил.

Глина должна быть свежей и хорошего качества: однородной, без видимых и ощутимых комков и примесей.

Разводить глину важно минеральной фильтрованной водой (только не хлорированной) до кашеобразной консистенции. Воду можно заменить отваром трав.

Не используйте металлическую посуду и ложки: только керамическую или деревянную, иначе металл вступит в реакцию с минералами и вашей коже ничего не достанется.

Протестируйте маску на запястье, прежде чем нанести на лицо. Особенно, если вы обогатили состав эфирным маслом.

Не давайте маске полностью высохнуть на лице, а тем более потрескаться. Если хотите увеличить время экспозиции, накройте лицо с нанесенной маской пищевой пленкой или влажной марлей, которые защитят состав от пересыхания.

Глиняные маски не наносятся на область вокруг глаз и губ. На всякий случай можно защитить эти зоны жирным кремом.

Маски смываются большим количеством теплой воды с помощью спонжа или ватного диска

Красную глину после разведения водой нужно использовать сразу, хранить остатки ее нельзя.

Противопоказания

Обычно кожа, даже чувствительная, хорошо реагирует на красную глину. Единственное противопоказание — индивидуальная непереносимость.

Обзор косметических средств для ухода за кожей

Мы включили в наш обзор маски на основе глины самых разных цветов — чтобы было веселее.

Маска-скраб для лица «Магия Глины. Отшелушивание и сужение пор», L’Oréal Paris

Как сделать красную глину

Маска, основанная на трех видах глины, обогащена красными водорослями. Обладает отшелушивающим эффектом, смягчает кожу и сужает поры.

Маска для лица «Магия Глины. Очищение и сужение пор» с водорослями, L’Oréal Paris

Как сделать красную глину

Как сделать красную глину

Маска для лица «Магия глины. Сияние и ровный тон», L’Oréal Paris

Как сделать красную глину

К трем видам глины добавлен лимон юзу. Маска жизнерадостного желтого цвета дарит коже обещанное сияние.

Маска с глиной, очищающая и отшелушивающая, для нормальной и жирной кожи Purefect Skin 2-in-1, Biotherm

Как сделать красную глину

Маска на основе белой глины с включением красных водорослей абсорбирует загрязнения и отшелушивает мертвые клетки. Наносится всего на 1 минуту.

Минеральная маска с глиной, очищающая поры, Vichy

Как сделать красную глину

Основана на сочетании двух видов глины — каолина и бентонита, которые интенсивно очищают от загрязнений и избытка себума. Аллантоин и алоэ оказывают увлажняющий и успокаивающий эффекты.

Детокс-маска с глиной и древесным углем, Vichy

Как сделать красную глину

Черная маска с каолином и древесным углем, замешанная на минерализующей воде Vichy, помогает коже освободиться загрязнений. Наносится на 5 минут.

Матирующая маска для жирной проблемной кожи Effaclar, La Roche-Posay

Как сделать красную глину

Для борьбы с сальным блеском и интенсивного очищения жирной кожи в эту маску включены: два вида глины, впитывающие кожное сало, а также фирменная термальная вода, богатая селеном — одним из самых сильных антиоксидантов.

Маска для мгновенного сияния кожи Turmeric & Cranberry Seed Energizing Radiance Masque, Kiehl’s

Как сделать красную глину

Желтая маска с куркумой, экстрактом и семенами клюквы очищает поры, снимает следы усталости, работает как скраб, удаляя мертвые клетки. Результат — гладкая, сияющая кожа.

Как еще можно применять красную глину?

Базовый рецепт маски с красной глиной вы уже знаете. Его можно обогатить разными добавками — вот уж раздолье для фантазии. Приводим несколько примеров.

Как сделать красную глину

Эффективность красной глины зависит от ее качества. © Getty Images

С маслом

Маску маслом не испортишь — нужно добавить немного, 1-2 чайные ложки. Главное, чтобы оно было нерафинированное, холодного отжима и соответствовало типу кожи.

Для жирной — масло виноградной косточки.

Для сухой — жожоба, зародышей пшеницы, кокосовое.

Для нормальной — оливковое, масло авокадо.

С белой глиной

Смешав белую и красную глину, можно получить розовую глину и сделать из нее очищающую и в то же время смягчающую маску для жирной чувствительной кожи.

Смешайте по половине столовой ложки каолина и красной глины.

Добавьте овсяные хлопья, смолотые в муку.

Разведите водой (примерно 2 столовые ложки).

С розовой водой и медом

Эти добавочные ингредиенты усилят успокаивающие и увлажняющие свойства красной глины и придадут вашему спа-сеансу восточный акцент, а коже — сияние и эластичность.

Смешайте глину с ложкой меда и аргановым (или оливковым) маслом.

Разведите розовой водой до подходящей для маски консистенции.

Можно добавить каплю розового масла.

С алоэ и сливками

Смешайте красную глину с соком алоэ и сливками, получится отличная увлажняющая маска для сухой кожи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *