Как сделать критику произведения

Как стать литературным критиком

Содержание статьи

Как сделать критику произведения

Образование

Правильно истолковать, оценить литературное произведение, найти его достоинства и выявить недостатки можно лишь имея немалый багаж знаний по литературоведению, языкознанию, логике, психологии, истории, философии и т.д. Необходимо знать правила построения текста, определения фабулы, использования различных литературных приемов, анализа образной системы и т.д.

Для этого надо быть филологом и, возможно, писателем. Именно филологическое образование дает необходимые для данной профессии знания и направляет их в нужное русло. Хотя несомненна связь литературной критики и с журналистикой, так как первая носит публицистический характер.

Неделимость литературы и критики

Невозможно стать литературным критиком без огромной любви к чтению различной литературы. С головой окунитесь в мир литературных произведений, прочитывайте по возможности больше классических и современных произведений разных эпох и народов. Как известно, все познается в сравнении. Есть вероятность, что подобное изучаемому вами в качестве критика произведению уже встречалось в зарубежной или отечественной литературе ранее. Лишь узнав историю литературы, читая произведения известных авторов, можно выявить что-то новое, особенное.

Все же одних только знаний в этом творческом деле маловато. Только талантливый критик с врожденным литературным чутьем распознаёт «душу» любого произведения, раскрывает замысел писателя и может донести его до читателя. Иногда идея, которую заложил автор в произведение, настолько завуалирована, что без профессионального критика не обойтись.

Несомненно, полезным в освоении этой профессии будет экскурс в историю литературной критики. Это позволит вам, изучая рецензии, статьи таких известных миру критиков, как Н.А. Добролюбов, А.И. Солженицын и др. увидеть тонкости данной профессии. Многие из них – талантливые прозаики, поэты, драматурги.

В целом, деятельность критика литературных произведений довольно необычна и притягательна. Если вы филолог по образованию, обладаете литературным чутьем, талантливы, то, конечно же, смело можете пробовать себя в этой творческой работе.

В поисках ценных советов вы, будучи новичком на этой стезе, можете обращаться во всевозможные ассоциации и союзы профессионалов, в числе которых Академия русской современной словесности, Международная ассоциация литературных критиков, Норвежская ассоциация литературных критиков.

Источник

Как правильно критиковать

Как сделать критику произведения

Когда-то любовный треугольник из писателя, читателя и критика существовал вполне успешно. Писатель ваял нетленки, читатель их читал, а критик обращался к читателю, советуя ему, какую еще книгу следует почитать. Или литературоведчески обосновывал, почему та или иная нетленка является нетленкой. Что стало теперь? Допустим, критики остались. Всякие экзальтированные личности, ведущие блоги и получающие денежку от издательства за рецензии на ту или иную книгу. Или вы думаете, что кто-то, кроме меня, работает за еду? И литературоведы остались: тот же Кузьменков что-то еще пишет, не говоря о более филологических товарищах.

Поэтому критика одновременно ненавидят и тайно боготворят. Каждый несет ему свою нетленку, втайне надеясь, что именно этот рассказ будет одобрен на фоне всех остальных. Критик определенно обладает какой-то властью, так как зачастую оказывается единственным, кто оставил хоть какой-то отзыв. Само собой, в таких условиях легко потерять голову на фоне собственного величия. Вот пара советов, как следует правильно критиковать:

Ну, во-первых, лучше просто не лезть в дебри, которые вас не интересуют. Если вдруг критик, полжизни разбирающий поэзию, вдруг

вторгается в раздел прозы (а еще лучше вообще музыки или живописи) и начинает авторитетно вещать, следует задуматься: может ему тоже нужны комменты или их аналог?

Во-вторых, если уж беретесь за разные направления, то расширьте свой кругозор. Не позволяйте своей антипатии к конкретному автору или жанру затмить адекватность суждения.

3) Никогда не продавайте свою критику. Часто “критиками” становятся авторы, желающие привлечь к себе внимание, либо получить ответную рецензию. Это неправильно. Разбирать произведение в своекорыстных целях нельзя. Главное, чтобы все участники стали писать чуть лучше, а свет увидел чуть более читаемые произведения. Должно быть какое-то профессиональное достоинство. Если вы зависите от аудитории, то рано или поздно сорветесь и начнете мироточить, либо брызгать ядом и троллить. Обе эти крайности на самом деле освобождают от ответственности и превращают труд рецензента в фарс. С этого момента он критиком больше не является.

5) Не ведитесь на провокации и отмазки. Речь идет не о личности автора или критика, а о конкретном произведении. Не отходите от изначальной темы. Часто от литературных дарований можно услышать: “ Я же не хочу стать Толстым\Достоевским\Кингом\Гаррисоном\Пратчеттом и так далее”. А кем же ты хочешь стать, дите? Быть может, менеджером, официанткой, космонавтом? Для этого вовсе не обязательно писать стихи. Но если уж человек взялся что-то писать, а тем более выкладывать это на всеобщее обозрение, то спрашивать следует по полной. Это логично. Нет мягкой или жесткой критики. Только честная или лживая. Закрывая глаза на недостатки, критик становится как минимум соучастником.

6) Можно быть критиком и писателем одновременно. Но помните, что между двумя этими позициями существует определенная корреляция. Иногда неадекватные авторы будут мстить, оттягиваться уже на ваших произведениях.

“Вот, ты сам без таланта, а нас поучаешь”. С этим, видимо, просто надо смириться. В общем, если вы не хотите одним ремеслом усложнять себе другое, старайтесь как-то разделять их. В конце концов, если вы критик, то вам требуется меньше наставлений, чем начинающему писателю.

7) Совершенствуйтесь. Вы должны расти. Это вменяется вам в обязанность так же, как и авторам. Почему бы вам тоже не посмотреть, что пишут известные рецензенты или литературоведы? Научитесь новому. Практика должна сочетаться с теорией.

Грамотный и умный критик, готовый с вами работать, явление и редкое, и ценное. Не теряйте таких людей. И если кто-то думает, что критиковать просто, а творить сложно, то такой образ мысли пора

К сожалению, эти этические нормы не всегда выдерживались и выдерживаются критиком-журналистом; хотя расхождение между критиком и писателем может объясняться и иначе – общими законами литературы. Литературоведческая наука не раз высказывала мысль о том, что произведение, будучи созданным, как бы отделяется от своего автора, начинает жить самостоятельной жизнью. И в этой самостоятельной жизни допустимы иные истолкования литературного текста, чем тот смысл, который изначально важен для автора.

В этой сложной литературоведческой проблеме как раз и помогает разобраться анализ восприятия творчества художника критиком. В том случае, когда критик, действительно, искренне заинтересован в судьбе художника, когда его профессионализм сочетается с позицией собеседника, а не обличителя или наставника, писатель всегда заинтересован в такой критической оценке”.

Давно надо было написать этот мануал. И я буквально весь последний год собиралась, каждый раз, когда встречала фразы вроде:

• «ну вы же это написали, значит, должны быть готовы к критике»
• «вы неадекватно воспринимаете критику»
• «вы обижаетесь на заслуженную критику»
• «вас, видимо, нельзя критиковать, а можно только хвалить»
• «я просто даю вам обратную связь»
• «я вам помочь хочу, а вы!»

• «это интернет, детка»
И так далее, и тому подобное. Молчать больше не могу. Пишу.

Люди! Большое вам спасибо, что вы такие неравнодушные. Это невероятно круто, когда кому-то настолько тревожно за других, что он не жалеет времени и знаний на комментарии и критику. Это очень ценно, и это, правда, важно. Берегите, пожалуйста, в себе это неравнодушие.
Только вот насчёт того, что вышесказанное – именно критика, вас кто-то жестоко обманул.

Добавить, почему вы считаете, что информация именно о ваших эмоциях и реакции может быть важна. Если такое добавить невозможно – не говорить ничего.

2. Примитивная негативная оценка

Примеры:
Плохо, ужасно, бессмыслица какая-то, бред, чушь, отстой, ну и фигня, да это полная ерунда, и т.д.

3. Переход на личности

4. Агрессия

5. Гиперэкспертные выступления

6. Требование идеальности
Примеры:
Использованы не те слова, цвет неправильный, надо было по-другому, вот эта мелочь всё портит, ну разве так можно, вы всё неправильно делаете, вы не учли того-то, слишком эмоционально, и всё прочее из серии «не так стоишь, не так свистишь».
Почему это не критика:
Обычно это перфекционизм зрителя. Придирки, как правило, идут к конкретным мелким вещам, которые настолько вопиюще «неправильны», что перфекционисту становится почти физически плохо. Поэтому их исправление кажется важнее, чем сам главный объект, и акценты смещаются.

8. Требование контейнирования

1) есть убеждённость, что именно он виноват в возгорании и должен помогать тушить, либо;

Теперь давайте перейдём к самому важному – как НАДО критиковать. Как оформить ваши замечания так, чтобы не ранить, не демотивировать, не оскорбить, а поддержать и стимулировать.
Признаки хорошей критики:
• она исходит из позиции «плечом к плечу с автором»;
• она уважительна, то есть, принимает во внимание труд другого человека и/или результат этого труда;
• она мотивирует на изменения;
• она вызывает инсайты (озарения) о том, как можно что-то улучшить;
• она не задевает самооценку. В идеале, вообще её не касается, потому что не может быть никакой нужды ранить чужое Эго, чтобы донести свою мысль.

Как надо критиковать:

Источник

Сейчас покритикуем

Я довольно много читаю книг, блогов, форумов, а также различные рецензии и отзывы. И часто замечаю, что есть отрицательные отзывы, в которых заложен какой-то здравый смысл. Но при этом сообщение воспринимается как автором, так и другими читателями остро и вызывают бурю эмоций. Начинается словестная перепалка, обвинения в адрес друг друга и практически все читатели «ввязываются в драку».

Но с чего всё начиналось? С неправильно понятого комментария. Довольно часто люди хотят написать что-то не очень приятное, но не могут это сделать. И я задумалась над тем, как лучше написать критику, чтобы она принесла пользу автору и при этом его не обидела?

Восприятие и ценность

«Если я старше, значит я умнее»! Но если бы наш ум измерялся количеством прожитых лет, тогда можно было просто спокойно ждать пройденного времени и считать себя умнее остальных. Но это не так. Поэтому писать автору негативный комментарий только с позиции «Я давно этим занимаюсь, а вы только начинаете» не уместно. Часто мы забываем о том, что критика должна быть ценна и обязательно приносить пользу. Если такого нет, то вообще не имеет смысл критиковать действия человека.

Но из минусов можно отметить то, что мы не видим друг друга и не можем выражением лица предать необходимые эмоции. А поэтому дополнительно приходится соблюдать аккуратность в своих высказываниях.

Наши ошибки

Вот вы прочитали статью, и вас захватывают эмоции. Вас возмущает в первый момент абсолютно всё, и в голове вертится только один вопрос: как он посмел такое написать? И здесь допускается первая и очень грубая ошибка. Мы начинаете писать КАПСЛОКОМ и подчеркнутым, не соблюдая ни знаки препинания, ни абзацы. Мы буквально кричим: «А-а-а, сейчас ты у меня посмотришь!» На деле же выходит набор слов из разряда, как побольнее уколоть.

Бывает и так, что у вас плохое настроение и хочется вылить всё горестное существование на того, кто попадается под руку. Ну, просто попался этот мастер. А на самом деле мог быть и ваш ребенок, и кто-то из родных, и просто продавщица в магазине. Но главное найти жертву и с ней поругаться. Вы даже можете не отдавать себе отчет в таком желании.

Может ничего не писать?

Вам кажется, что вообще лучше не писать критику? «Меня всё равно никто не послушает, а могу только на грубость нарваться». Но это путь наименьшего сопротивления. В этом случае вы просто проходите мимо и не изменяете мир в лучшую сторону. Тем более что уж очень хочется, чтобы вас послушали и прислушались в вашему мнению.

Как сделать критику произведения

У меня есть другое предложение: не стоит бояться, что вас неправильно поймут, лучше напишите так, чтобы вас правильно поняли! Вы не приобретёте мастерство в написании критики, если не будете её писать. По секрету скажу, что у каждого автора есть свой чек-лист с нюансами, которые нужно исправить. Так что большинство людей открыто для конструктивной критики и постараются вас понять.

Решение проблемы

И если, вы хотите написать критику любому автору и по поводу любого вопроса, можете придерживаться простых правил:

Два отрицательных момента

Частенько видела нечто подобное: «Я не мастер и таковым себя не считаю. У меня нет достаточного опыта, поэтому не берусь писать статьи. А вот если вы назвали себя мастером, то должны всё сделать идеально!». Ну, про наш чек-лист уже писала ранее. И любой новичок может вырасти в знаменитого мастера. Нужна только тренировка. А вот желание передать опыт – это уже дело индивидуальное. И осуждению уж точно не подлежит.

Но к написавшим подобное у меня возникает вопрос: « Если вы не беретесь писать статьи, то почему вы думаете, что можете критиковать других?» В данной критике у вас явно преобладает не желание помочь, а желание распугать новичков и мастеров. Но тех авторов статей, кто себе сказал твердо: «Я не брошу это занятие», вряд ли что-то может остановить.

Как сделать критику произведения

Поэтому, если вы взялись критиковать, то отдавайте себе отчет в том, что вы действительно взрослый человек с жизненным опытом, имеющий определенный уровень мастерства. И на этом основании вы и можете научить другого человека. Иначе получится, что вы не взрослый человек, а маленький ребенок, который что-то где-то краем уха услышал, и даже толком не применял, но ему хочется кого-то научить (или сделать замечание).

Да, и ещё вопрос: «А где находится та самая планка по уровню мастерства, которую необходимо достичь, чтобы начать писать статьи?». А ответ прост: нет предела совершенству, и всегда найдется тот, кто лучше тебя это делает.

В итоге

И если подводить какой-то результат, то критика – это желание сделать мир лучше, прекраснее. В процессе критики не стоит забывать о своей доброте. Если у вас есть в критике отрицательные моменты, то помните, что то был чей-то труд. Какой-никакой, но всё-таки труд. И к нему надо относиться с уважением. Иначе вы рискуете создать о себе нехорошее впечатление как о злом человеке.

Если у вас нет уверенности в правильности и целесообразности критики, то лучше её не написать, чем написать. При этом создание критики – это целая наука. И только регулярные упражнения помогут достичь приемлемого результата. Поэтому не стоит забывать о тренировках.

А теперь, дорогие читатели, у вас есть прекрасная возможность оставить критику на мою статью, а также на мои работы из бисера. Буду рада, если мой труд пойдет вам на пользу.

Как сделать критику произведенияЧтобы не пропускать мастер-классы и другие новости, вступайте в группу Вконтакте или подписывайтесь на Инстаграм. Все мои работы вы можете найти на сайте в разделе Магазин.

Источник

Критика литературных произведений

Чужаки решают все!

Писатели — странные существа. Они жадно ищут первых читателей и в то же время боятся их. Ведь эти чужие люди, которые знать нас не знают, будут решать нашу судьбу. Они скажут, есть у нас талант или нет, получится из нас что-то или горбатого могила исправит.

Все это звучало бы смешно, если бы не было истинной правдой. Да, мы такие… Нам очень нужна критика, но интимная и доброжелательная (хотя мы с легкостью променяем ее на читательский восторг — так что обращайтесь, если что).

Как сделать критику произведения

Кого стоит слушать, а кого нет

Самый выгодный вариант — это профессиональные литературные коучи и консультанты. Коль скоро вы платите им деньги, они заинтересованы в вашем успехе. Такие консультации помогают на ранних стадиях выявить ошибки, дают заряд вдохновения и открывают глаза на очень многие вещи.

Но будьте осторожны: самозванцев на этом поприще — сколько угодно, поэтому проверяйте послужные списки и отзывы. А еще лучше — почитайте книги потенциальных консультантов. Обычно со второго абзаца уже ясно, сапожник с сапогами или без.

Собратья по перу

Еще один отличный вариант — это найти коллег, которые пишут в том же жанре и на том же уровне, что и вы. С ними можно договориться о взаимопомощи: вы будете вычитывать их рукописи, а они — ваши.

Не ищите тех, кто будет хвалить вашу книгу, — эти люди не способствуют развитию. Самый лучший критик — это тот, кто разберет произведение по косточкам и пояснит, что ему показалось удачным, а что — не очень. При этом он не будет голословен и не станет приклеивать ярлыки ни вам, ни вашей работе.

Бета-ридеры

Имеет ли смысл выкладывать черновики в интернет?

Я не советую выставлять рукопись в интернет и просить народ покритиковать. Во-первых, вы не знаете, кто именно откликнется на ваш призыв — нередко на литературных форумах обитают не совсем адекватные люди. Во-вторых, сырая рукопись создаст вам славу графомана. В-третьих, книга может разойтись по Сети — и вы уже не сможете контролировать ее судьбу.

Опросник для бета-ридера

Попросите своих бета-ридеров оценить рукопись по следующим параметрам:

Кого следует избегать

Члены семьи — не самые лучшие критики. Они любят нас и не видят в наших произведениях коммерческий продукт.

А бывает и так, что они не одобряют занятия литературой и критикуют произведение не потому, что нашли в нем ошибки, а потому, что хотят отвадить родную кровиночку от «бессмысленного занятия».

Случайные читатели, которые в порядке одолжения проглядывают текст по диагонали, — это тоже не подарок. Толку от них не будет.

Профессиональные литераторы, согласившиеся почитать вашу рукопись в нагрузку, т.е. в дополнение к основной работе, — еще один неудачный вариант. Во-первых, у них замылен взгляд, а во-вторых, им будет мешать снобизм. Чтобы был толк, с новичками надо возиться, тратить на них силы и время, а если человек и так целыми днями сидит над текстами, то ему не до начинающих авторов.

Самый худший критик — неудачливый злобный писатель. Он и сам ничего не добился, и другим не способен помочь. Он плохо начитан, и потому у него отсутствует вкус, он никогда не учился литературному мастерству, поэтому не знает, что такое писательская техника. Но он вполне способен закатывать глаза и брезгливо поводить плечами. Верный признак таких типов — самоутверждение за чужой счет.

Голословная критика

Со временем вы нарастите «толстую шкуру» и приобретете уверенность в своих силах, но пока этого не произошло, берегите свою нервную систему! Писать в обстановке травли практически невозможно, поэтому если вы чувствуете, что кто-то портит вам жизнь голословной критикой, изгоняйте таких людей со своих сайтов и социальных сетей. Если же вас критикуют в реале, не рассказывайте этим людям о своей работе.

Всегда надо помнить, что голословная и несправедливая критика не имеет к вам никакого отношения. Этим занимаются люди, беседующие не с вами, а со своими проекциями.

Справедливая критика

Больнее всего бьет публичная справедливая критика. Мы все люди, все ошибаемся, и, пока мы учимся, ошибки идут лавиной.

Дайте себе право на «косяки». Говорите «спасибо» справедливым критикам за то, что они потратили на вас время и научили чему-то. Благодарность необязательно выносить публично, но она нужна вам самому — как ритуал, который позволяет сбросить негативную энергию.

Мы сами в роли критиков

Иногда мы сами выступаем в роли критиков, особенно когда видим, что автор делает что-то не то.

Стоит или не стоит говорить об этом?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *