Как сделать кроссенс на компьютере
«Использование кроссенс-теxнологии на уроках в начальной школе»
методическая разработка (2 класс)
Мастер-класс для учителей начальной школы по использованию кроссен-технологии на уроках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель: Синёва О. Г., МАОУ СОШ №28 г. Балаково
Тема: « Использование кроссенс-теxнологии на уроках в начальной школе»
Цель: Продемонстрировать использование кроссенс-технологии на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.
Ожидаемые результаты мастер-класса
Принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса
— Добрый день, уважаемые коллеги!
Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня я попрошу Вас быть моими помощниками.Этот метод развивает, логическое и творческое мышления, а так же познавательную инициативу. Это является требованием ФГОС.
Сейчас попрошу Вас хором ответить на мои вопросы:
— Какого цвета чистый лист бумаги? (Белого)
— Какого цвета падающий снег? (Белого)
— Что пьёт корова? ( Молоко) ( Воду)
-Конечно, корова пьёт воду, но некоторые не задумываясь сказали «молоко», почему же так произошло? У Вас возникла ассоциация со словом «белый».
— Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках, используя прием «Кроссенс»
С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»?
— Что же такое «Кроссенс»?
Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят,,заинтересованность. Работа трудна, но достаточна интересна.
Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? ( У обоих есть иголки!)
А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)
Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.
Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках, используя прием «Кроссенс»
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
Значимый аспект урока – это его тема. Тема урока – главный предмет излагаемых знаний. Она предполагает постановку проблемы, предопределяет отбор учебного материала. На современном уроке тема, как правило, формулируется самими обучающими. В арсенале учителя есть множество методов и приемов, позволяющих «подвести» ребенка к формулировке темы урока. Один из них – прием кроссенс. С помощью данного приема можно «зашифровать» тему урока. Приём хорош тем, что служит средством развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся. А это значит, помогает формировать все виды универсальных учебных действий. То есть, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». [2].
«Кроссенс» как прием креативного мышления
учебно-методический материал
Использование метода «Кроссенс» на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Кроссенс» как прием креативного мышления
Цель мастер-класса: продемонстрировать использование метода «Кроссенс» на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся.
— Познакомить педагогов с понятием «Кроссенс»
— Познакомить педагогов с технологией создания кроссенса.
Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.
Основной смысл создания «Кроссенса» – это головоломка, интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.
Задача педагога – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
Использовать такой метод можно при изучении нового материала, выведение темы урока, установке проблемной ситуации или при закреплении и обобщении изученного материала. Так же можно использовать кроссенс в качестве домашнего задания.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Практическая часть № 1
Аналогичная работа проводится по серии картинок или слов. Например, таких: сколько – который – количество – порядок по счету –количество – целый – 1/3 – трое. По окончании работы вы сами «закроете» цепочку. Разберём первую пару слов.
1-2. Отвечает на вопрос сколько? Который?
3-4. Обозначает количество предметов, порядок по счету и количество
5-6-7-8. Количественные числительные бывают целыми, дробными и собирательными
9 – дети приходят к выводу, что это имя числительное.
Важно также отметить, что ассоциативное направление является одной из главных теорий в проблеме изучения памяти. Без этих связей невозможна нормальная психическая деятельность человека.
Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. С ребятами на уроках нам удобнее рассматривать связь между картинками по спирали, улиткой. В качестве подсказки дана нумерация квадратов. Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений.
1
3
Педагогический проект «Кроссенс как прием достижения планируемых результатов в контексте реализации ФГОС »
презентация к уроку (4 класс) на тему
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
сельского поселения «Село Пивань»
Комсомольского муниципального района
Фестиваль образовательных проектов- 2017
Кроссенс как прием достижения планируемых результатов в контексте реализации ФГОС
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 с.п. «Село Пивань
Объекты нашего мира многомерны во многих смыслах, и именно на
пересечении этих смыслов часто открываются крупицы истинного знания, новые свойства или скрытые глубины.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования диктует новые требования к процессу обучения школьников. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся», направленную на формирование таких личностных результатов, как «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности», а также таких метапредметных результатов, как «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы». Кроме того, стандарт предусматривает формирование личности способной видеть цель, добиваться осознанного получения знаний и применять их в жизненных ситуациях, личности способной работать в сотрудничестве, быть коммуникабельной, нестандартно мыслить.
Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностноориентированного обучения.
Сегодня мы встречает всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией.
Применяя на уроках различные приёмы и методы, учитель создает условия, когда ученики становятся «архитекторами» и «строителями» образовательного процесса, становятся исследователями. Именно этого требует ФГОС.
Считаю, технология интерактивного обучения является хорошей возможностью идти в ногу со временем, кроме того, предоставляет один из вариантов разрешения противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.
Одним из приемов развития и формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является кроссенс.
Использование развивающего метода “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности и коммуникации, повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией.
Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, применяя развивающие методы и приемы обучения
Концептуальной основой проекта являются общепедагогические технологии развития критического и визуального мышления, школа творчества Игоря Павловича Волкова, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера.
Обоснование актуальности проекта
В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Целевая аудитория – учащиеся начальных классов
Кадровое обеспечение – учитель
Ресурсное обеспечение – компьютер, проектор
ЧТО ТАКОЕ КРОССЕНС?
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов».
Кроссенс придумали художник и философ, доктор технических наук Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Первый кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Читать кроссенс можно одним из следующих способов:
Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:
А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ КРОССЕНСА
Алгоритм составления кроссенса можно представить следующим образом:
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ «СОЗДАНИЕ КРОССЕНСА»
Составление ассоциативных цепочек
Для более полного понимания работы приёма «кроссенс» проводили п одготовительные упражнения с учащимися, а именно: составляли различного рода ассоциативные цепочки.
Найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: корона – сорока
( корона блестит, а сороки любят всё блестящее ).
Ассоциативная цепочка: корень растения —> у моркови один корень —> один корень у слова —> однокоренные слова
Ассоциативная цепочка: молотком забивают гвозди, ударяют по ним —> не дает ударить —> кричит от испуга, гласная “а” —> корень есть у растения —> корень есть у слова —> безударная гласная в корне слова
Ассоциативная цепочка: число 6 —> 6 ног —> движение (ноги идут, самолет летит) —> у самолета иллюминаторы —> они похожи на круги —> 6 кругов + красный цвет —> божья коровка
Пробуем разгадывать и составлять кроссенсы
Аналогичная работа проводится по серии картинок или слов. Например, таких:
По окончании работы вы сами «закроете» цепочку. Разберём первую пару слов.
золотая корона блестит, притягивает взгляд, завораживает своей красотой и солнце такого же ярко-жёлтого цвета ( 1-ый вариант ответа ).
Это то, что лежит на поверхности, а вам надо мыслить масштабнее, глубже. Чтобы удобнее это было сделать, представьте себя рядом с этим предметом, вспомните, где вы его видели и при каких обстоятельствах.
видели на короле, царской особе, правителе;
человеке, который управляет государством, всеми людьми ;
по приказу, по установленным законам которого живут;
перед которым преклоняются и преклонялись;
сосна – это растение, как и любое живое существо, тянется к солнцу, к свету, к теплу, жить без него не может, погибает.
Ускорим процесс рассуждения.
Топор – это орудие труда, которым можно срубить дерево, заготовить дрова и ( закончите цепочку сами ) развести…( огонь ).
Вернёмся ко всем вашим высказываниям. Во время работы мы разбили материал на части. В каждой из них были ярко представлены самые важные, «опорные» слова. Вот ваши мудрые мысли.
Посмотрите, все эти слова в процессе рассуждений проговаривались по отношению к совершенно разным понятиям, и были сказаны не об огне, а в результате мы именно о нём получили полную картину.
Попробуйте одним предложением, можно эмоционально-окрашенным, сформулировать главную мысль этого текста:
Как велико значение огня для человека?!
На каких предметах возможно использовать данную ассоциативную цепочку? ( Окружающий мир, история, ОБЖ) А если цепочку продлить дальше, например такими словами: «горение», «вещество», «пламя», «цвет»? Какие предметы пополнят наш список? ( Физика, химия и даже изобразительное искусство ). Т.е. от вас и ответов детей зависит, какой мы получим результат.
Графически вариативность ответов можно показать с помощью дерева возможностей.
Кроме цепочки слов, большой популярностью в последнее время пользуется табличный способ изображения ассоциативных связей Вот как выглядит цепочка про «огонь» в таблице.
Увеличивая количество квадратов и наполняя их содержанием, можно переходить к составлению «кроссенса».
Девять изображений расставляются таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
1–2 – корону делают из золота;
2–3 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит;
1–4 – многих королей сравнивали с Солнцем;
3–6 – ворона и соловей – птицы;
4–7 – сосна тянется к Солнцу;
6–9 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива;
7–8 – топором рубят сосны;
8–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костёр.
2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О».
Применение кроссенса учителем
Существует множество вариантов применения кроссенса учителем. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на разных этапах урока:
Для учителя «кроссенс» – это хороший способ углубить понимание уже изученного школьного понятия (явления, темы); это возможность показать неординарное практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами.
Работа с «кроссенсом» отражает глубину понимания обучающимся изучаемой темы. Вместе с тем «кроссенс» способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании «кроссенса» развивается коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету. «Кроссенс» является прекрасным средством развития логического и творческого мышления обучающихся, умения работать с текстовой информацией, а значит развивает познавательные УУД, предполагает групповую работу, а значит развивает умение взаимодействовать с окружающим миром.
Кроссенс ученика ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение. С развитием информационных технологий такая работа доступна каждому ученику. Стоит только в поисковике Яндекс-картинки набрать нужное слово, и предоставляется огромное количество нужных иллюстраций. Останется только скопировать 9 образов и вставить в табличку. Сначала ребята изучают алгоритм работы, затем они так увлекаются, что проявляют нестандартные головоломки и их решения.
Возможно, применять и метапредметные кроссенсы. Можно дать один и тот же кроссенс, чтобы ребята объяснили его с точки зрения истории, обществознания, права и экономики (я использую именно на этих предметах, так как преподаю эти предметы). Но на самом деле какой простор для творчества учителей! Ведь много образов в истории перекликается и с физикой, биологией, МХК и даже с иностранными языками!. Созданные однажды, такие кроссенсы могут быть применимы не раз с различными целями. И создавать их одно удовольствие, ведь любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей. Для подобных понятий кроссенсы – просто находка, поскольку они позволяют задействовать самые разнообразные образы, работающие на один центральный объект
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры
это блестящая победа ученика и учителя.
Практика показывает, что воплощение идей сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся, самообразования и самоконтроля пробуждает познавательную активность ребят, ведет к результативному обучению.
Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностноориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.
» Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
— Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
— Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
— Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
— Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
— Что это вы всё спорите?
— Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
— Без кого же из нас человек не может обойтись?
— Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
— Может ли торговец обойтись без логики?
«Логика есть попытка понять действительный мир по известной созданной нами схеме сущего.»
«Чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия,
к которым она может привести»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы живем в век информационных технологий,когда меняется время,меняются люди и наша с вами задача-научить жить и адаптироваться новое поколение в новом времени.
Выступление на педагогических чтениях «Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС».
Что такое современный урок? Данный вопрос думаю задают себе и друг другу многие учителя. Это я попыталась выяснить и изложить в статье. В статье представлена характеристика изменнений деятельнос.
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.
Технологическая карта урока.
Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения.
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) – это документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов и родителей, в организа.