Как сделать кроссворд по литературе
Создание литературных кроссвордов. Презентация
Это род задачи-головоломки – заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова
Кроссворд состоит из 2-х элементов: ключевое слово (ответ) и определение к ключевому слову (описание, значение, синоним)
Применение кроссвордов в библиотечной работе: организация индивидуальных и массовых литературных игр с читателями; оформление пособий; использование в оформлении книжной выставки; как закладка в текст литературного произведения и другое
с целью привлечение внимания читателя к книге к чтению
Просмотр содержимого документа
«Создание литературных кроссвордов. Презентация»
Создание литературных кроссвордов
Центральная городская детская библиотека
Город Большой Камень
Что такое кроссворд?
Это род задачи-головоломки – заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова
Кроссворд состоит из 2-х элементов: ключевое слово (ответ) и определение к ключевому слову (описание, значение, синоним)
Применение кроссвордов в библиотечной работе: организация индивидуальных и массовых литературных игр с читателями; оформление пособий; использование в оформлении книжной выставки; как закладка в текст литературного произведения и другое
с целью привлечение внимания читателя к книге к чтению
Сетка кроссворда, сведения о кроссворде (заголовок и при необходимости задание) и о его авторе (составителе)
по литературным произведениям
Литературный кроссворд: шаг за шагом
Виды и типы Литературных кроссвордов
Кроссворд «Малахитовая шкатулка сказов Бажова»
2. Кроссворды на знание героев произведения (произведений) одного автора
Кроссворд « Герои повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
3. Кроссворды на знание текста произведения
Кроссворд «Вечера на хуторе близ Диканьки»
4. Кроссворды общего характера (разные авторы, разные произведения, разные типы заданий)
Типы заданий: дополни фразу (строчку); вставь слово;
чтобы это значило; по описанию угадай, кто это (что это)
Литературный кроссворд: шаг за шагом
5. Работа в компьютерной программе по созданию кроссворда
6. Распечатка кроссворда
7. Организация работы (игры) с читателями
8. Подведение итогов и оформление результатов
Виды литературных кроссвордов
— компьютерная игра в формате html
— бумажный кроссворд в формате word
Список литературы
Генератор кроссвордов
Генератор титульных листов
Таблица истинности ONLINE
Прочие ONLINE сервисы
Как создать кроссворд из своих слов
Возможны три варианта создания кроссворда
— из слов имеющейся базы;
— из слов, загруженных пользователем при помощи текстового файла;
— из слов, введенных в форму ввода.
Второй вариант предполагает следующую последовательность действий:
1. Создаем файл Excel с выбранными понятиями следующим образом:
Примечание: максимальное количество слов в кроссворде равно 50.
— в первый столбец помещаем слова, из которых мы хотим сформировать кроссворд,
— во второй столбец – расшифровку – определение каждого из понятий
Примечание:
При созднии кроссворда не гарантируется использование всех загруженных слов. Сгенерированный кроссворд будет содержать 60-90% слов из загруженного списка (а в удачном случае и все 100%). То есть для кроссворда на 20 слов вам нужно составить список на 25-30 слов.
2. Сохраняем файл в формате CSV.
Для этого жмем Сохранить как
В раскрывающемся списке типов файлов для сохранения выбираем CSV (разделители – запятые)
3. На странице генератора кроссвордов в пустых полях вписываем Предмет и Тему создаваемого кроссворда.
4. Остается лишь выбрать файл, сохраненный на вашем компьютере, ввести код с картинки и нажать кнопку Создать.
5. После нажатия кнопки Создать откроется окно с таблицей, в столбцах которой вынесены слова – понятия, их длины и расшифровка – определение.
При необходимости, меняем кодировку:
6. Жмем Создать кроссворд
В реузультате получится кроссворд следующего вида.
Его можно скачать и открыть в текстовом редакторе (MS Word, OpenOffice Writer и т.д.)
Кроссворд по литературе за курс 5 класса
Кроссворд по литературе
Цели и задачи использования кроссворда: закрепить изученный в течение года материал (теория литературы и содержание произведений); способствовать повышению грамотности учащихся; развитию их мыслительной активности; развитию памяти и внимания учащихся; способствовать формированию положительных мотиваций к предмету «Литература».
Личностные: формирование интереса к изучению предмета «литература»;
Познавательные: готовность к принятию и решению учебных задач;
Коммуникативные: умение четко формулировать ответы на вопросы; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с учителем и учащимися.
Регулятивные: умение осуществлять действие по заданной инструкции.
Инструкция для учащихся:
Заполните кроссворд, отвечая на вопросы и вписывая ответы в пустые клетки. Если не можете ответить на какой-либо вопрос, пропустите его и переходите к следующему. Отгаданные слова помогут вспомнить ответ на пропущенные вопросы.
3. Автор французской сказки, чей сюжет повторил Жуковский в «Спящей царевне»
5. Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях
7. За какое время жены царевичей должны были соткать ковры (сказка «Царевна-лягушка»)?
10. Пояснение, которое дает автор в пьесе
11. Художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества, свойства, особенности изображаемого предмета
15. Произведение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом
16. Какой сказкой является «Царевна-лягушка» (в И.п.)
22. Имя главного героя сказа Бажова «Медной горы хозяйка»
23. Что Робинзон Крузо считал самым ценным из того, что он нашел на корабле?
24. С кем боролись жители Киева в «Подвиге отрока – киевлянина»?
25. Другое название зарубок на деревьях, с помощью которых Васютка находил дорогу в лесу (Астафьев «Васюткино озеро»)
27. Короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью
30. Прозвище Фильки в рассказе К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» (без пробела)
1. Короткая бытовая сказка о вытаскивании корнеплода из земли
2. От чьего имени ведется рассказ о Бородинском сражении (М.Ю. Лермонтов «Бородино») (в И.п.)
4. Кто вызывал ужас и отвращение в душе Алеши из повести А. Погорельского «Чёрная курица»?
6. Кого в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» татары называют смирным? (в И.п.)
8. Фамилия автора произведений «Игорь-Робинзон», «Кавказский пленник»
9. Осколки какого предмета ранили Кая в «Снежной королеве» Г.Х. Андерсена?
12. Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку
13. В чем обвинили Киша после того, как он начал приносить много мяса с охоты (Д. Лондон «Сказание о Кише»)?
14. В какое животное превращалась Хозяйка Медной горы?
17. Стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных или резко контрастных понятий и образов
18. Кто разрешил спор двух астрономов в пиру (стихотворение М.В. Ломоносова)?
19. За какими цветами отправилась героиня пьесы «12 месяцев»?
20. Имя девочки, ради которой Вася забрал куклу у сестры (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
26. Слово, оборот речи, употребляемое в переносном значении
28. Кличка домашнего питомца Герасима
29. Основные события художественного произведения – это…
30. Название стихотворения А.С. Пушкина, из которого эти строки: «Ты под окном своей светлицы/горюешь будто на часах,/и медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках»
1.Литература 5 класс. Учебник в 2 частях./Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2013 г.
2.Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 239 с.
Литературные кроссворды с ответами для начальной школы
Кроссворды с ответами для младших школьников «В мире литературы»
Кроссворд с ответами для младших школьников «Пословица недаром молвится»
О ком говорится в пословице?
По горизонтали:
1. Она одна много меду не натаскает.
3. Не надо учить ее плавать.
6. У нее много ног, да и то спотыкается.
7. Кого ноги кормят?
8. Он не велик, а горы копает.
По вертикали:
2. Та, кто и во сне кур таскает.
4. Куда он один, туда и все стадо.
5. Тот, кому не нужна золотая клетка.
6. На чужбине и она тоскует.
Ответы.
По горизонтали: 1. Пчела, «Одна пчела много меду не натаскает». 3. Рыбка, «Не учи рыбку плавать». 6. Сороконожка, «Сороконожка, да и то спотыкается». 7. Волк, «Волка ноги кормят». 8. Муравей, «Муравей не велик, а горы копает».
По вертикали: 2. Лиса, «Лиса и во сне кур таскает». 4. Баран, «Куда один баран, туда и все стадо». 5. Соловей, «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка». 6. Собака, «На чужбине и собака тоскует».
Кроссворд с ответами для младших школьников «Былины»
По горизонтали:
3. Рубашка из металлических колец.
5. Те, кто передавали былины из уст в уста.
8. Русский богатырь, который 33 года пролежал неподвижно в избе.
9. Защитник земли русской, победивший злодея Змея.
11. Былинный герой, который побывал у Морского царя на дне моря-океана.
12. Одного из противников Ильи Муромца звали Соловей-.
По вертикали:
1. Те, о ком рассказывают героические былины.
2. Он — «тугой, богатырский» — входил в вооружение Добрыни Никитича.
6. Имя славного богатыря, поповского сына.
7. Музыкальный инструмент, на котором играл Садко.
10. Водоем, где Садко ловил златоперых рыб.
Ответы.
По горизонтали: 3. Кольчуга. 5. Сказители. 8. Илья. 9. Добрыня. 11. Садко. 12 Разбойник.
По вертикали: 1. Богатыри. 2. Лук. 4. Песня. 6. Алеша. 7. Гусли. 10. Озеро.
Кроссворд с ответами для младших школьников «Герои русских народных сказок»
Кто из героев русских народных сказок так говорил? Заполнив кроссворд и прочитав слово в выделенных клетках, вы узнаете, кто поет эту песенку:
1. — Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
2. — Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой.
Не садись на пенек,
4. — Спи, глазок, спи, другой!
5. — Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
Несу косу на плечах:
7. — Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Ответы. 1.Лиса, «Лиса и волк». 2. Кот (Котофей Иванович), «Кот и лиса». 3. Маша, «Маша и медведь». 4. Хаврошечка, «Хаврошечка». 5. Щука, «По щучьему веленью». 6. Петух, «Заюшкина избушка». 7. Иванушка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Ключевое слово: старуха, «Как старуха нашла лапоть».
Кроссворд с ответами для младших школьников «Удивительные превращения»
Разгадав кроссворд, в выделенных клетках вы прочтете, в кого превращался принц из сказочной повести Я. Бонехвы «Академия пана Кляксы».
А в кого превращались.
1. Пиноккио из повести К. Коллоди «Приключения Пиноккио»?
2. Два брата из сказки Е. Шварца «Два клена»?
3. Курица Чернушка из повести А. Погорельского «Черная курица или подземные жители»?
4. Таня Заботкина из сказочной повести В. Каверина «Много хороших людей и один завистник».
5. Красивый мальчик Якоб, герой известной сказки В. Гауфа.
6. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.Х. Андерсена.
7. Чудовище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».
Ответы. 1. Осел. 2. Клены. 3. Человечек. 4. Сорока. 5. Карлик, сказка «Карлик Нос». 6. Лебеди, сказка «Дикие лебеди». 7. Принц.
Ключевое слово: Скворец.
Кроссворд с ответами для младших школьников «Братья Гримм»
По горизонтали:
4. Попутчица уголька и боба.
7. Музыкальный инструмент, на котором собирался играть осел в городе Бремене.
8. Имя одного из братьев.
По вертикали:
1. Родина братьев Гримм.
3. Зверь, на которого бросились в атаку семеро храбрецов.
4. Птица, чьи перья украшали головы запряженных в карету белых коней, которые доставили главных героев сказки «Принц-лягушонок, или Генрих Железное Сердце» в царство молодого принца.
5. Настоящее имя доктора Всезнайки.
6. Маленький человечек, герой многих сказок братьев Гримм.
Ответы.
По горизонтали: 2. Свечка, «Синяя свечка», 4. Соломинка, «Соломинка, уголек и боб». 7. Гитара, «Бременские музыканты». 8. Якоб.
По вертикали: 1. Германия. 3. Заяц, «Семеро храбрецов». 4. Страус. 5. Рак, «Доктор Всезнайка». 6. Гном.
Кроссворд с ответами для младших школьников «Приключения Чиполлино»
(по произведению Дж. Родари)
По горизонтали:
1. Тот, благодаря кому Чиполлино и его друзья смогли для побега из тюрьмы воспользоваться подземными ходами.
4. От названия этого фрукта происходит имя сапожника, в мастерской которого довелось работать Чиполлино.
5. Насекомое по кличке Хромоног, которое 5 лет работало тюремным почтальоном.
6. Животное, которое в зоологическом саду помогло Чиполлино и Медведю достать из кармана спящего сторожа заветные ключи.
7. Собаку-ищейку мистера Моркоу звали Держи-.
По вертикали:
2. Имя деревенской девочки, подружки Чиполлино.
3. Так зовут хозяина тачки, в которой перевозили огромный живот барона Апельсина.
6. Средство, которым доктор по имени Салато-Шпинато предложил лечить Вишенку.
Ответы.
По горизонтали: 1. Крот. 4. Виноград. 5. Паук. 6. Слон. 7. Хватай.
По вертикали: 2. Редиска. 3. Фасоль. 6. Салат.
Кроссворд с ответами для младших школьников «Игрушки»
(по произведениям А. Л. Барто)
О каких детских игрушках говорится в стихотворениях? Заполнив клетки кроссворда, вы прочтете ключевое слово.
Как будто я огонь зажег.
2. Кот кататься не привык —
3. Сонный мишка лег в кровать,
4. Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
5. Наша Таня громко плачет:
6. И скачут лягушки
7. Со скамейки слезть не мог
Весь до ниточки промок.
9. Пронесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
10. — Ой, доска качается.
Ответы. 1. Флажок. 2. Грузовик. 3. Слон. 4. Мишка. 5. Мячик. 6. Кораблик. 7. Зайка. 8. Барабан. 9. Самолет. 10. Бычок.
Ключевое слово: Агния Барто.
Кроссворд с ответами для младших школьников «Произведения К. И. Чуковского»
Допишите в клетках полные названия произведений К.И. Чуковского. В выделенных клетках вы прочтете название его книги-сказки.
Ответы. 1. «Тараканище». 2. «Мойдодыр». 3. «Бармалей». 4. «Крокодил». 5. «Телефон». 6. «Курица». 7. «Путаница».
Ключевое слово: «Айболит».
Кроссворд с ответами для младших школьников «Телефон»
(по произведению К. И. Чуковского)
Найдите в клетках кроссворда тех, кто звонил по телефону.
Одно слово мы уже разгадали.
А кто еще звонил по телефону?
Кроссворд с ответами для младших школьников «Федорино горе»
(по произведению К. И. Чуковского)
Найдите в клетках, какая посуда убежала от Федоры. Одно слово мы уже разгадали. Из букв в выделенных клетках составьте слово, и вы узнаете, что еще убежало от хозяйки-грязнули.
Ответы. Сито, сковорода, рюмки, блюдца, стаканы, чашки, кастрюля, вилки, тарелки, кофейник.
Ключевое слово: чайник.
Кроссворд с ответами для младших школьников «Стихи С.Я. Маршака»
По горизонтали:
5. Их надел необычный человек вместо валенок.
6. Серый, усатый, весь полосатый.
7. Его разыскивает милиция всей страны.
8. Они попали на каток.
9. Тот, кто нашел Олино колечко.
По вертикали:
1. Во что играли мышонок и сова?
2. Тот, кто чуть не проглотил воробья.
3. Его покупал рассеянный в буфете.
4. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
Ответы.
По горизонтали: 5. Перчатки, «Вот какой рассеянный». 6. Котенок, «Усатый-полосатый». 7. Парень, «Пожар». 8. Лодыри, «Кот и лодыри». 9. Оля, «Кто колечко найдет?».
Кроссворд с ответами для младших школьников «Детки в клетке»
(по произведению С.Я, Маршака)
По горизонтали:
4. Эй, не стойте слишком близко —
7. Отчего течет вода
Он недавно из пруда,
8. Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
По вертикали:
1. Когда пугаюсь, я бегу,
А вот летать я не могу,
Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире,
И не две, а все четыре!»
Есть ребенку не дают.
Только два таких ведра!
5. Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки.
От копыт до головы.
6. Когда не спят, они едят.
Когда едят, они не спят.
Ответы.
По горизонтали: 4. Тигренок. 7. Лебеденок. 8. Пингвин.
По вертикали: 1. Страусенок. 2. Слон. 3. Верблюжонок. 5. Зебры. 6. Совята.
Кроссворд с ответами для младших школьников «Повести-сказки Э. Успенского»
6. Место, куда хотел устроиться на работу Чебурашка.
8. Профессия Печкина.
9. Животное по кличке Анюта.
10. Помощница злобной старухи, откликающаяся на имя Лариска.
1. Старушка, прославившаяся «плохими делами».
2. Тот, кто изначально виноват во всеобщем беспокойстве, царящем в дома, в стихотворении «Над нашей квартирой».
3. То, что нужно, кроме удочки, хорошему рыбаку.
4. Кличка кота, друга дяди Федора и пса Шарика.
5. Заморские фрукты, которыми объелся Чебурашка, что и послужило началом всех его дальнейших приключений.
Ответы.
По горизонтали: 6. Зоопарк, «Крокодил Гена и его друзья». 7. Советы, «Вредные советы». 8. Почтальон, «Дядя Федор, пес и кот». 9. Жирафа, «Крокодил Гена и его друзья». 10. Крыса, «Крокодил Гена и его друзья».
По вертикали: 1. Шапокляк, «Крокодил Гена и его друзья». 2. Гром. 3. Река, «Рыболов». 4. Матроскин, «Дядя Федор, пес и кот». 5. Апельсины, «Крокодил Гена и его друзья».
Кроссворд с ответами для младших школьников «Чей нос лучше?»
(по произведению В. Бианки)
Разгадав кроссворд, составьте ключевое слово из букв, записанных в выделенных клетках.
А какие еще птицы хвалились своим клювом?
По горизонтали:
4. Он жаловался на свое горькое житье.
6. «Нос» этой птицы похож на мешок.
7. Птица, у которой нос, как долото.
8. Клюв этой птицы напоминает крестик.
По вертикали:
1. Клюв этой птицы острый, как шило.
2. Он ловит пищу клювом-сеткой.
3. Тот, кто разогнал всех птиц.
5. Тот, кого назвали «птица-долгонос».
Ответы.
По горизонтали: 4. Мухолов. 6. Пеликан. 7. Дятел. 8. Клест.
По вертикали: 1. Кулик. 2. Козодой. 3. Ястреб. 4. Бекас.
Ключевое слово: дубонос.
Кроссворд с ответами для младших школьников «Лесные домишки»
(по произведению В. Бианки)
Разгадав кроссворд, составьте ключевое слово из букв, записанных в выделенных клетках.
По горизонтали:
2. Хозяйка домика, который больше всего понравился ласточке.
4. Без рук, без топоренка построена избенка.
8. Посуда, на которую похоже гнездо лесного голубя.
По вертикали:
1. Легкая плетеная корзиночка— гнездо этой птицы.
2. Имя заблудившейся ласточки.
5. Тот, кто напугал береговых ласточек.
6. Там строит свое гнездышко зуёк.
Ответы.
По горизонтали: 2. Белка. 4. Гнездо. 7. Пеночка. 8. Решето.
По вертикали: 1. Иволга. 2. Береговушка. 3. Остров. 5. Сокол. 6. Песок.
Ключевое слово: круг. Просторная «комната» ласточки круглой формы.