Как сделать крутой дизайн
Как стать крутым дизайнером и научиться работать с правками клиента
Руководитель образовательного направления «Нетологии» для дизайнеров рассказывает, как выбрать дизайн-профессию, подготовить портфолио и научиться работать с правками клиента.
Руководитель направления «Дизайн и UX» в онлайн‑университете «Нетология».
«Чтобы стать хорошим дизайнером, лучше не быть творческим человеком»
— Чем занимаются в «Нетологии» сотрудники образовательного направления «Дизайн и UX», которым вы руководите? Какие задачи конкретно у вас?
— Я работаю руководителем отдела дизайна. Создаю образовательные программы для людей, которые хотят стать дизайнерами разных направлений: веб‑дизайн, гейм‑дизайн, моушен и много других. Со мной эти программы делают ещё семь человек. Продюсеры — менеджеры проекта, они следят за общей канвой. Методисты общаются с экспертами и прорабатывают контент. Координаторы ведут студентов, которые проходят курс, отвечают на все вопросы.
— Сколько разных профессий сегодня объединяет слово дизайнер?
— В «Нетологии» мы пока выделяем четыре направления, на основе которых строим образовательные линейки. А в рамках этих направлений уже формируются разные профессии и более нишевые специализации.
Ещё есть кросс‑дисциплинарные профессии, например на стыке дизайна и программирования. Допустим, full‑stack‑дизайнер — это универсальный игрок. Он верстает страницы, разрабатывает дизайн.
Научиться можно любой из этих профессий. Всё зависит от самого человека: хочет ли он новых знаний или смотрит на курс как на волшебную пилюлю. Ведь задача образования — дать систему теории и практики, чтобы человек не бегал по разрозненным информационным каналам, где половина сведений основана на личном мнении, а не понимании запросов рынка.
— Каким был ваш путь к профессии дизайнера и этой работе?
— Я самоучка. Начал работать в этом направлении больше 10 лет назад. Тогда не было таких образовательных проектов, которые есть сейчас, особенно заочных. Может быть, в Москве что‑то было, но я тогда жил в Астрахани. Там реальность была чуть оторванной от мира. Интернет, конечно, был. И вот он меня сильно увлекал.
Мне казалось очень крутым, что в интернете можно получить так много информации, рассказать свои истории людям со всего мира.
Я начал изучать, как именно информация живёт в интернете. Так и пришёл к интерфейсным решениям — сайтам.
Параллельно я занимался организацией ивентов и должен был разбираться в рекламе: знать, как выделиться на фоне других, найти аудиторию. Так что я стал погружаться в разные графические аспекты и механизмы привлечения внимания. По сути, я брал то, что было сделано до меня, и адаптировал это под решение своей задачи. Важно избегать чистого листа и уметь работать с референсами. Многое уже придумали за нас.
Потом я пошёл на курс «Нетологии» по веб‑дизайну. Он был рассчитан на новичков, поэтому я знал больше, чем давал этот курс. Начал помогать с развитием этой образовательной ветки. Чтобы стать директором, мне понадобилось 4,5 года. Как видите, я начал студентом и прошёл все этапы.
«Дизайн требует эмпатии. Ты создаёшь продукт для людей, поэтому должен уметь погружаться в их проблемы и контекст»
— Какие навыки, не связанные непосредственно с дизайном, каждый день помогают вам в работе?
— Мне помогла дикая любознательность и любовь к тому, что я делаю. Я убеждён, что невозможно хорошо делать то, что тебе не нравится, и глубоко копать там, где неинтересно. Ещё коммуникабельность. Я открытый человек, не стесняюсь заводить разговор, ко мне тоже всегда можно подойти и пообщаться.
Дизайн — это сфера, которая требует большой эмпатии. Ты создаёшь продукт для людей, поэтому должен хорошо их чувствовать. Плохих и хороших людей не бывает, есть контекст, который на нас влияет. Дизайнеры должны это понимать практически на уровне психолога.
— Что важнее для успеха дизайнера: узкая специализация и отточенное мастерство в одной сфере или универсальные умения? Талант или опыт?
— Сейчас узких направлений практически нет, есть декомпозиции больших продуктовых веток. Но современный дизайнер — это чувак, который живёт всей сферой. Некоторые люди приходят в дизайн и думают, что сейчас научатся делать лендинги на Tilda и начнут зарабатывать бешеные деньги. А на самом деле это только начало. Нужно научиться работать с бизнесом и понять: ты трудишься на результат.
Дизайнер ведь прорабатывает очень много внутренних вопросов, чтобы прийти к внешней составляющей. Даже выбирая молоко в супермаркете, мы сначала считываем, как выглядят разные пачки. Берём ту, которая нам нравится, и только потом смотрим, сколько она стоит, какой состав. То, что нам не нравится внешне, мы, скорее всего, даже в руки не возьмём.
Дизайнер должен хорошо исследовать поле работы, понять, на что обратят внимание его пользователи, и составить правильную карту пути.
Я не верю в талант. Он слишком зависит от окружения и сил, которые в вас вкладывали родители ещё в детстве. Во взрослом возрасте тяжелее что‑то осваивать. В голове сначала включается ленивая обезьянка и только потом рациональная личность. Главное — начать. И максимально простым языком объяснять текущую задачу ленивой обезьянке у себя в голове. Когда начнёт получаться, что‑то щёлкнет и даже ваша ленивая часть начнёт кайфовать. Но до этого этапа доходят не все.
— Обязательно ли быть творческим человеком, чтобы стать хорошим дизайнером?
— Лучше вообще не быть творческим, чтобы стать хорошим дизайнером. Дизайнер — это в первую очередь проектировщик, а творческий акт больше для чувства красивого. Творческие люди всё время уходят в художника, который делится своим внутренним миром. А дизайнер — это другая история. Он работает в рамках бизнес задачи.
Чтобы стать хорошим дизайнером, нужно творчество приравнивать к пользовательскому результату. Важно иметь хороший вкус и находить креативные способы решения задач. И это всё можно оттачивать. Например, смотреть работы других дизайнеров или читать книгу и визуализировать образы. Нужно подходить ко всему с позиции анализа: почему сделано именно так, какой смысл в это заложен и как он помогает людям.
— Насколько легко переходить из одной дизайнерской профессии в другую? Например, начать веб‑дизайнером, перейти в UX‑дизайн, а потом создавать упаковку и рекламные макеты для брендов FMCG?
— Переходить из одной профессии в другую можно. Вопрос, скорее, в том, как развиваться: вертикально или горизонтально. Нужно стремиться быть профи в своей нише и хорошо понимать соседние. В основе любого направления лежит одна цель — проектирование пользовательского опыта и его визуализация. Для графических дизайнеров этот образ живёт в мире маркетинга. Для продуктовых — в мире бизнеса. Моушен живёт в видео, а геймдизайн — в сфере игр. Нужно понимать, что, если ты крутой моушен‑дизайнер, но терпеть не можешь компьютерные игры, вряд ли ты станешь классным геймдизайнером.
Но дизайнерам часто нужно брать инструменты из соседних сфер. Например, продуктовый дизайнер понимает, что статичным изображением его пользователей не удивить, и идёт ресёрчить в 3D и моушен, берёт что‑то для своего продукта. В любом случае чем дольше ты в дизайне, тем большего количества сфер ты успеваешь коснуться.
— Без чего невозможно представить ваше рабочее место? Какие гаджеты вам необходимы?
— Нужен ноутбук с хорошей матрицей. Если есть деньги, можно купить софт для работы. Нет — не страшно, есть бесплатные решения. Остальное — это вопрос удобства каждого человека. Одним нужна мышка, другие любят работать на планшете, третьим требуется гигантский монитор или клавиатура особенного цвета.
— Чем ASUS VivoBook S15 качественно отличается от вашего предыдущего ноутбука? Для вас, как для дизайнера, важен его внешний вид?
— Он лёгкий, его удобно таскать повсюду с собой. При этом базовые задачи по созданию интерфейсов он закрывает. Хорошее качество экрана, отзывчивый и удобный трекпад, операционная система работает быстро — памяти хватает. А, и ещё у него есть важное ценовое преимущество. В рамках этого бюджета у него хорошее соотношение параметров, без явной переплаты за бренд.
Внешний вид важен отчасти. Не столько цвет, сколько фактура. Мне, например, нужно, чтобы ноут был приятным на ощупь: менее глянцевым, более матовым, шероховатым. И чтобы клавиатура меня не бесила сложностью считывания. У Asus клавиатура имеет хороший ход и считывание. Я бы ещё сделал её темнее.
— Есть мнение, что ноутбуки для дизайнеров — это всегда компромисс между большим дисплеем и портативностью, производительностью и размерами. Что, с этой точки зрения, представляет собой ASUS VivoBook S15?
— У каждого своя зона комфорта по диагонали. Я могу спокойно работать и на ноутбуке. Для меня суперкомфортная диагональ — 15 дюймов. Если есть какая‑то большая задача, которая требует точности и концентрации, лучше подключить монитор. Ноут — это больше история про то, что можно работать в любом месте и носить его с собой.
К дисплею ASUS VivoBook S15 у меня нет никаких претензий. У него хорошая матрица и показатели, его хватит для решения большинства базовых дизайнерских задач без захода в истории, где нужна тонкая работа с цветом. Особенно если учесть бюджетную стоимость — это очень хорошее соотношение цены и качества.
— Для многих дизайнеров мышка — инструмент более удобный, чем тачпад. Чем вы пользуетесь обычно? И насколько удобной для вас оказалась работа с интеллектуальным тачпадом ScreenPad 2.0?
— Я стараюсь работать с тачпадом. Мышку не люблю таскать с собой. Обычно подключаю её для более тонкой работы, где тачпадом будет пользоваться не так удобно. Плюс у тачпада есть свои плюшки: быстрое свёртывание страниц, горячие клавиши. Для менеджерской работы его хватает. Мышку привлекаю для более серьёзных задач.
ScreenPad 2.0 — хорошая задумка, что‑то свежее на массовом рынке. Позволяет быстро переключаться на другие задачи или запустить окно мессенджера, где ты не будешь отвечать, но тебе нужно видеть, о чём идёт речь. Это прикольно.
«Финальный результат и количество правок нужно обговаривать заранее»
— Как реагирует на правки клиента хороший дизайнер? Когда можно и нужно настаивать на своём?
— В первую очередь нужно разобраться в одном моменте: ты дизайнер из крупной компании или фрилансер.
Дизайнер из компании знает бизнес и понимает, к чему его приведёт какое‑то визуальное решение. Он должен уметь обосновывать, почему нужно сделать именно так, что это принесёт компании. Фрилансер работает с бизнесом. Зачастую у него нет времени разбираться во всех тонкостях компании. Поэтому ему может быть полезно прислушаться к клиенту, который знает этот бизнес лучше. Если от решения отказываются, нужно обсуждать и объяснять, почему предпочтительно будет сделать именно так.
Если ты позволяешь себя продавливать и подвергать сомнению свои скилы как специалиста — это плохо.
Один вариант — ты сделал проект на коленке, думал, что прокатит, но нет. Второй — этот клиент просто тебе не по зубам. Хороший дизайнер должен заранее обговорить количество правок и финальный результат. Всегда нужно искать коммуникационный компромисс. Бизнес дал комментарии, которые тебе не понравились, но зато после них заказчик остался доволен. Значит, ты закрыл его потребность, а для этого он тебя и нанимал.
— Какие проверенные личным опытом советы вы могли бы дать новичкам в дизайне, мечтающим о крутом портфолио, но не имеющим пока классных заказчиков?
— Это очень просто. Если нет заказчиков — не нужно тратить 100% времени на их поиск. Заходишь на любой известный сайт и делаешь ребрендинг выбранного продукта. Описываешь свой подход, вижн и выкладываешь, например, на Behance. Такие вещи могут сработать круче, чем реальный кейс. Они могут запустить «сарафан», и все в комьюнити будут говорить, что какой‑то новичок замахнулся на ребрендинг Mercedes.
Нужно развивать личный бренд. Можно долго рассказывать на районе, что ты дизайнер, но если Google не знает твоего имени, то тебя как будто и не существует. Надо найти соцсеть, где тусуются люди из твоей сферы, и заниматься селф‑менеджментом. Твой аккаунт в соцсетях — это то, каким тебя будут знать много людей. Они могут знать весёлого парня с вечеринок, а могут знать профессионала. Нужно ходить на дизайнерские тусовки, знакомиться, перелопачивать интернет, и главное — не ждать, а делать.
25 шагов, которые помогут стать крутым дизайнером
Поскольку мало кто [в Америке] может позволить себе высшее образование, я решил создать простую 25-ступенчатую программу, которой вы сможете следовать, чтобы стать следующим Джони Айвом. Это сэкономит вам немного денег, и вам не придется беспокоиться о том, что ваш проект будет публично раскритикован другими студентами-всезнайками.
Я предполагаю, что вы никогда не слышали слова «кернинг», и не знали, что Tiffany сделали один конкретный оттенок (бирюзовый с голубоватым), как у яиц зарянки, своим торговым знаком. Однако, если что-то звучит для вас элементарно, не стесняйтесь пропускайте эти этапы, и переходите к тем, которые кажутся вам подходящими.
1. Наблюдайте
Положите графический планшет Wacom, мы еще не готовы перейти к цифровому дизайну. Первый шаг — просто раскрыть глаза на мир дизайна.
Он. Буквально. Везде.
Почему вы ненавидите этот бигборд? Почему именно эта бутылка вина выделяется на полке? Этот дорожный знак установлен в правильном месте?
Мир поглощен дизайном. Первый шаг — осознать это.
Автор: maryanne для Atlassian
2. Освойте инструмент
Любой инструмент. Просто выберите один. Ворчуны скажут, что их инструмент лучше, но в действительности это неважно. Вы сможете спроектировать все, что захотите, как только вы станете достаточно хороши. Поэтому просто выберите один инструмент.
Распечатайте эту таблицу, а затем сделайте из нее дартс. Отлично, вы выбрали инструмент.
Автор: Rachel He
3. Читайте
Учебники. Курсы. Дизайнерские статьи. Дизайнерские обсуждения в Twitter.
Погрузитесь в культуру дизайна. Может быть вы поймете только 10% из того, о чем говорят люди, но вы начнете изучать профессиональный жаргон. Вы узнаете, что действительно важно, а что нет.
Автор: Dumitru Ochievschi
4. Копируйте что-нибудь
Бьюсь об заклад, что около 72% всех нынешних дизайнеров начали с изучения урока, как сделать горящие буквы в Photoshop.
Обучение по учебнику или прямое копирование дизайна, избавляет ваш мозг от всех видов дополнительного давления. Вместо того, чтобы пытаться придумать дизайн и определить цвета, выбрать интервалы, заполнить проект фиктивными данными и освоить инструмент, все, что вам нужно сделать, это освоить инструмент.
Это как научиться готовить жаркое, но кто-то уже нарезал для вас ингредиенты, приправил их и нагрел казанок. Буквально все, что вам нужно сделать, это бросить все туда и не сжечь блюдо.
Автор: Emrich Office
5. Лучше изучите инструмент
Хорошо, вы еще не шеф-повар… то есть не дизайнер, но вы начали получать удовольствие от выбранного инструмента дизайна.
Теперь станьте лучше.
Изучите горячие клавиши. Загрузите плагины. Найдите вспомогательные инструменты.
Лучшие в мире дизайнеры, вероятно, могли бы создать сносный интерфейс с закрытыми глазами, используя только клавиатуру.
Ваш инструмент дизайна никогда не должен быть препятствием.
6. Скопируйте что-нибудь еще
Сделайте еще один урок. Найдите еще что-нибудь на Dribbble, что вам действительно нравится, и попытайтесь это воссоздать. Попытайтесь расширить это. Можете ли вы подражать стилю и добавить что-то свое?
Это дизайнерские тренировки. Вы вроде как заглядываете в дизайн-тренажерку и подражаете мускулистым качкам. Они все делают правильно, поэтому учитесь у профессионалов.
Автор: Strava
7. Сосредоточьтесь на визуальных эффектах
В самом деле! Все, о чем вам нужно сейчас беспокоиться, это как сделать, чтобы что-то хорошо выглядело.
Не беспокойтесь, что дизайн, которым вы гордитесь сегодня, будет казаться вам ужасным через неделю или около того. Вы становитесь лучше. Как говорил мой наставник Christian Beck: «Вы не закончили проектирование, пока ваша первая версия не будет выглядеть как дерьмо».
Автор: Bianca Toloi
8. Делайте *что-то* идеально
Выбирайте отдельные обыденные детали во время проектирования и станьте безумно дотошными, чтобы всякий раз делать их идеально.
Будьте щепетильны в подборе цветовой палитры. Выравнивайте элементы идеально по сетке. Убедитесь, что все объекты идеально центрированы.
Вы тренируетесь делать дизайн согласованным и единообразным на глаз.
Автор: Studio-JQ
9. Переделайте свой ранний дизайн
Переделайте свой первый урок, и первый дизайн, который вы копировали с Dribbble.
Сделайте его заново.
В этот раз вы будете быстрее и точнее, и конечный продукт определенно будет выглядеть лучше, чем ваша первая попытка.
Автор: Alex Suprun
10. Попросите фидбек
Возможно, вы еще никому не показывали свою работу, так что сейчас самое время. Получать отзывы может быть очень трудно. Вначале критика дизайна может ощущаться как оскорбления, направленные на вашего ребенка.
Со временем вы поймете, что критика нужна лишь для того, чтобы сделать что-то лучше.
Сделайте глубокий вдох и попросите дать честную оценку вашей работе. Это будет больно, но помните, что вы — не ваш дизайн.
Автор: Ashley Siebels
11. Защищайте свой дизайн
Попробуйте это, когда вы впервые получите отзывы о своем дизайне. Довольно быстро вы усвоите, что вы не всегда знаете, почему спроектировали что-то так, как вы это делали.
Никогда не забуду первый раз, когда мой менеджер спросил меня, почему я использовал флажки вместо выпадающего списка. Мое решение было правильным, но я не знал, почему. Чем больше вы проектируете, тем обширнее становится ваша энциклопедия логики дизайна.
Не бывает банальных вопросов! Раньше у меня были трудности с выбором цвета кнопок, и я должен был защищать свой выбор.
Автор: Alexandrov Alexandr для Fireart Studio
12. Учитесь на ошибках
Да, да, неудача — лучший учитель. Мы слышали это тысячу раз.
Но это действительно так.
Вы спроектировали что-то неправильно, но вместо того, чтобы расстраиваться, определите проблему. Вы пропустили важное требование? Забыли отдать текст на вычитку редактору? Вы предварительно не получили достаточно деталей?
Есть много способов, как вы можете потерпеть неудачу, но трудно учиться, если вы не знаете, где все пошло не так.
Автор: Mary Kotyshova
13. Копируйте кого-нибудь
Вероятно, вы довольно хорошо разбираетесь в своем инструменте дизайна и вам нравятся ваши креативные продукты.
Теперь попробуйте скопировать чужой стиль. Вы удивитесь, ведь вам покажется, что вы ничего не знаете. Внезапно вы снова изучаете новые методы. Вы изучаете как Meg Robichaud добавляет столько движения в свои статичные иллюстрации, или как Pablo Stanley так эффективно использует символы в своих работах.
Автор: Meg
14. Найдите, как упросить работу
Для устранения препятствий дизайна и минимизации умственной работы найдите как работать быстрее, умнее и эффективнее.
Упрощениями может быть что угодно, от готовых наборов иконокдо полнофункциональных систем дизайна.
15. Повторно используйте дизайн
Если ваш дизайн был успешным, поймите почему и повторно используйте его. Вам не нужно буквально дублировать файл дизайна, но, если что-то сработало, нет причин изобретать велосипед (при условии, что не существует юридического конфликта интересов…).
После того, как вы спроектируете пару тысяч экранов для различных продуктов, вы увидите, что в принципе они похожи. Определите паттерны дизайна и узнайте, когда их использовать.
Автор: Steve Wolf
16. Сосредоточьтесь на пользователе
Кажется, сумасшествием упомянуть пользователя в программе на 25 шагов, но до сих пор вы совершенствовали свои дизайнерские навыки. Теперь пришло время применить свои навыки решения проблем, сосредоточившись на пользователях и правильно решив их проблемы.
Вы познакомитесь со множеством UX методов, но пользователи настолько сильно отличаются друг от друга, что вы потратите всю карьеру, пытаясь понять их.
Это помогает сосредоточить внимание на решении одной конкретной проблемы. Это может быть что-то маленькое, например, проектирование сценария смены пароля, но как только вы поставите себя на место пользователей, вы действительно начнете понимать, как они работают.
Автор: TheGreenHorse
17. Наблюдайте, как кто-то презентует свою работу
Больше всего я люблю смотреть на людей. Плохие примеры — развлекают… но хорошие? Хорошие — вдохновляют.
Наблюдать, как кто-то, полностью завладел аудиторией, которая с нетерпением жаждет увидеть и услышать, что будет дальше… это потрясающе. Вы почти можете почувствовать легкий ветерок ожидания, циркулирующий над столом в конференцзале.
Послушайте, как они говорят. Как они делают паузы. Смотрите, как они двигаются и где они стоят. Запомните их истории. Их шутки. Как они организовали выступление.
Автор: Aqualoopa
18. Наблюдайте, как кто-то презентует вашу работу
Это странное чувство, потому что это похоже на то, что другие получают всю благодарность за ваш тяжкий труд. Но помните, вы — не ваш дизайн.
Делайте заметки о том, как они презентуют ваш дизайн и сравните с тем, как бы вы его презентовали. Много отличий? Чему вы можете у них научиться?
Автор: Michele Rosenthal
19. Презентуйте работу своей команде дизайнеров
Прежде чем вы будете готовы устроить шоу перед настоящим клиентом, потренируйтесь, представив работу своей команде дизайнеров. Это «безопасное место», и они смогут дать вам отличные отзывы.
Они также будут умнее, чем клиент, когда дело дойдет до разбора вашего дизайна, поэтому вопросы, которые они зададут, помогут укрепить вашу презентацию, обоснование и защиту.
20. Презентуйте свою работу клиенту или заинтересованному лицу
Прошло около 8 месяцев, прежде чем мой менеджер по дизайну позволил мне представить проект клиенту. Я ужасно нервничал.
Но я был хорош. Не потому, что я какой-нибудь гений презентации … Я был просто оченьхорошо подготовлен. У меня было много практики, мой дизайн был основан на паттернах, и каждая часть моего решения была преднамеренной и продуманной.
21. Презентуйте свою работу другому заинтересованному лицу
Итак, представьте, что вы представляете свой дизайн клиенту, и все идет плавно. И вы на радостях даже выпили пивка после работы.
Но затем клиент хочет, чтобы вы представили проект новому директору по маркетингу. Или новому руководителю отдела продаж.
Это совершенно другой уровень, когда вам нужно показать вашу презентацию тому, кто может совершенно ничего не знать о проблеме, пользователях или, ну … как вас зовут.
22. Презентуйте чужую работу
Этот этап не случайно в конце нашей программы, потому что для того, чтобы представить чужую работу, требуется серьезный навык.
Вам не только нужно полностью понять дизайн, который не вы создали, но и защищать его, даже если вы не согласны с тем, где этот младший дизайнер разместил главную кнопку действий.
Так просто сказать: «Я бы сделал это по-другому, потому что…»
Теперь представьте, как это звучит для клиента.
Автор: Bene
23. Давайте фидбек
Вы дадите много отзывов на 23 этапе нашей программы, но бывает, как хорошийфидбек и плохой.
Плохой фидбек может испортить дизайн и заставить дизайнера, принимающего проект, устроить охоту на химер.
Автор: Jenny Speirs
24. Сосредоточьтесь на ценности
Ваши проекты выглядят красиво, и они решают проблемы пользователя.
Но не забывайте о бизнесе, которому вы служите.
В зависимости от ситуации ограниченный дизайн может быть столь же ценным для клиента, как полненный проект.
На этом этапе программы, вы начинаете смотреть на пиксели как на средство доставки ценностей для бизнеса, а не только, как на красивые картинки.
25. Пишите о дизайне
Я не могу сказать, сколько я узнал о дизайне от написания статей. Когда вам нужно разобрать процесс, чтобы другие могли понять его, ваши знания по этой теме становятся глубже.
Не все должно быть вычурно философским. Также полезно написать руководство, разбирающее дизайн или процесс на очень простые, понятные для других дизайнеров (всех уровней) тезисы.
Попробуйте это когда-нибудь. Может быть вам даже понравится!
Автор: Tea Tom
Когда я не философствую, я работаю над инструментами проектирования Sketch в UXPower Tools, чтобы сделать вас лучшим, более эффективным дизайнером.