Как сделать кубановедение 4 класс
«Мой край», кубановедение, рабочая тетрадь, какие ответы, 4 класс?
«Мой край» кубановедение 4 класс рабочая тетрадь?
«Мой край» кубановедение 4?
«Мой край» кубановедение 4 класс?
«Мой край» кубановедение?
«Мой край» кубановедение 4 класс рабочая тетрадь ответы?
«Мой край» кубановедение 4 класс рабочая?
«Мой край» кубановедение 4 класс рабочая тетрадь ответы Науменко Матвеева?
Красивый, а еще полезный своими источниками, здравницами приморский край, омываемый двумя морями. Широко развиты сельское хозяйство, растениеводство и выращивание многих культур от овощей и злаковых до фруктов в садах, винограда. Также, получают полезные ископаемые, в том числе впервые была получена нефть именно здесь. В этом крае родились многие знаменитые люди.
Ответим на вопросы из рабочей тетради Т. А Науменко, Ю. А. Матвеевой. Данные задания помогут еще лучше узнать и больше изучить особенности Краснодарского края.
Покажем Краснодарский край, где находится на карте, какой части России принадлежит:
Впишем в пустые строчки недостающие по смыслу слова и цифры.
Ответ, когда был образован край, подставляем точно: 13 сентября 1937 г.
Какой административный центр (края, области)?
Как составная часть государства является субъектом РФ. Находится на юге страны.
Какие воды омывают территорию? Это два моря: Черное и Азовское.
Заполним и запоминаем площадь территории края: 76 тысяч квадратных километров.
Далее работа с контурными картами.
Далее обозначим соответствия между городами, которые граничат с Краснодарским краем, то есть являются соседями:
Викторина по кубановедению. Тема: «Занимательное кубановедение». 4-й класс
Класс: 4
Цель: обобщить знания детей о родном крае, своей малой Родине.
Задачи:
План занятия
Организационный момент. Демонстрация домашнего задания
Сегодня у нас необычный урок – урок-викторина, урок-путешествие. Мы совершим виртуальное путешествие по нашей малой Родине Кубани. А во время путешествия устроим маленькие испытания, чтобы проверить ваши знания, узнать новую информацию, а также выявить самых умных и начитанных учеников.
Наше виртуальное путешествие будет осуществляться по станциям.
1. Формирование команд (название, капитан команды)
Заранее мы разбились на команды и выбрали командиров. Командиры, озвучьте названия ваших команд.
Какое правило работы в группе вы знаете? (Уважать мнение товарища, помогать друг другу, нести ответственность за успех всей команды. Один за всех и все за одного).
Наше уважаемое жюри будет оценивать нашу работу.
4 станции:
За каждый правильный ответ 1 балл. По окончанию викторины баллы суммируются.
2. Демонстрация домашнего задания – выставка рисунков «Кубань – ты наша Родина»»
Первое испытание – проверка домашнего задания. На доске работы ребят. Оцените их работу.
3. Разминка
Задания викторины.
4. Станция «Мир растений»
Задания викторины.
1. На какие группы можно разделить деревья, растущие в Краснодарском крае? (хвойные, лиственные)
2. Какие деревья растут в садах жителей Кубани?
3. Назвать дерево – медонос (липа).
4. Назвать хвойные деревья (сосна, ель, пихта)
На Кубани есть замечательное дерево. Его называют дерево-защитник. Послушайте легенду и назовите это дерево.
Обычай сажать это деревце пошел от древних греков и римлян. Средневековые жители верили, что оно способно защитить от злых духов, болезней и прочих напастей. Ветви этих деревьев прибивали к воротам и входным дверям домов. Веря, будто это дерево и от злой силы защищает, и от печали излечивает, и счастье дарит, люди старались посадить его ближе к дому возле окон, выходящих на улицу.
Испокон веков дома на Руси рубили из деревьев. Топились дома по черному и чуть что – вспыхивали враз. Огонь за считанные минуты охватывал целые деревни. Особая опасность исходила от кузнецов да плавильщиков. Поэтому их мастерские отселяли подальше от жилья на окраины, а кругом обсаживали этим деревом.
На Руси был еще обычай выносить под это дерево больного, ибо верили, что дух этого дерева отгоняет болезни. Оказалось, что и цветы, и листья, и ягоды, и даже кора этого дерева содержат летучие вещества – фитонциды, губительные для болезнетворных микробов. (Рябина. Исстари было замечено, что древесина этого дерева загорается с большим трудом, да и пышная крона не сразу поддается верховому пламени).
5. Какие зерновые культуры выращивают на полях Кубани? (пшеница, рожь, горох, подсолнечник, кукуруза, рис, овес, ячмень, просо, гречиха).
Существует об этом растении притча. Послушайте и назовите это растение.
По преданию он появился самым первым из всех растений на Земле. Пришлось первому Человеку выполнять много важных дел: построить дом, засеять поле, огородить его от диких зверей. Во всем этом очень помогало Человеку Солнце. Оно светило не сходя ни на минуту с неба. Человек прилег отдохнуть.
— Я не могу без тебя! – сказал Человек Солнцу.
Так появилось на Земле это растение. Человек лелеял его, поливал, но цветок не обращал на него никакого внимания – он смотрел только на Солнце и чувствовал его даже за тучами. Присмотрелся Человек к растению и подумал: как хорошо, что есть на свете такие верные сердца, которые и понимают и чувствуют друг друга. (Подсолнечник).
5. Станция «Народы, обычаи»
Задания викторины.
1. Кто руководил переселением казаков на Кубань? (Савва Белый, Захарий Чепега, Константин Кордовский, Антон Головатый)
2. Какие национальности живут в Краснодарском крае? (русские, армяне, цыгане, татары, белорусы, украинцы, молдаване, адыги)
3. Кто такие «казаки»? (Казак – воин, защитник Отечества и веры православной).
4. Одень казака, казачку и коня.
5. Одень казака. Форма:
6. Вставь пропущенные слова.
Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в …….. (седло), снимал ……. (папаху), осенял себя крестным знамением, привставал на …….. (стремена), взглянув на чистую белую хату, на палисадник перед окнами. Потом нахлобучивал ….. (папаху) на голову, огревал ……. (нагайкой) коня и карьером уходил к месту сбора.
7. Приведите в соответствие названия посуды с картинкой:
Кувшин, макитра, глечик, цыбарка,
Сказка про то, как макитра помогла казачке выйти замуж.
В казачьей семье было принято женщине вставать утром раньше мужчины. Нужно было печь натопить, воды наносить, тесто замесить,пироги испечь.
Зашел в избу. Встретила его хозяйка смущенно: «Печь еще не топила, воды не наносила».
Зашел в другую избу. Хозяйка проспала, воды не принесла.
Зашел в третью избу: в избе чистота, печь натоплена, а на столе макитра стоит с тестом. Подала солдату хозяйка воды напиться: «Заходи, гость дорогой, угощайся!» И взял в жены казак приветливую казачку.
8. Подчеркни съедобные слова:
Перед вами предметы быта казаков. Найдите разные виды утюгов. Как их применяли? (Рубель – наматывали на скалку белье и рубелем гладили).
6. Станция «Поэтическая тетрадь»
Задания викторины.
На доске таблички с фамилиями. Нужно выбрать кубанских поэтов. Дети читают наизусть стихи. Команды называют автора.
Ой, да на Кубани зори ясны,
Ой, да на Кубани вишни красны,
Ой, да на Кубани под высоким небом
Золотом горят хлеба! (Бакалдин Виталий Борисовичн)
Полюбуйся полем этим –
Щедрый будет урожай.
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край! (Нестеренко Владимир Дмитриевич)
Даль степей сквозная
Гор простор орлиный –
Сторона родная,
Край наш тополиный! (Подкопаев Виктор Стефанович)
На зорьке румяной
Шиповник проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ,
Бутоны окрасила
В розовый цвет… (Голуб Татьяна Дмитриевна)
Хвастал Витя шоколадкой,
Перед грустною лошадкой,
А лошадка вдруг заржала:
Отойди, воображала,
Сено слаще и-го-го
Шоколада твоего! (Неподоба Вадим Петрович)
Шумит пшеница на Кубани
Среди натруженных, полей
И тает в жёлтом океане
Зелёный парус тополей. (Варавва Иван Федорович)
Там, где выгнула
Русло река, как подкову,
У глинистой кручи,
Свиток царский
Был предком раскручен
И прочитан под гул тростника.
-Здесь границу держать,
Защищать от врагов,
И пшеницу сажать,
И растить казаков… (Бардадым Виталий Петрович)
7. Подведение итогов
Давайте подведем итоги. Уважаемое жюри подсчитает баллы.
А мы с вами расскажем:
тесты по Кубановедению 4 класс
тест (4 класс) на тему
данные тесты о контрольные вопросы составлены по Кубановедению для 4 класа по учебнику Кубановедение 4 класс. Авторы: М.В.Мирук, Е.Н. еременко, Т. А. Науменко, НЯ. Паскевич.
Этот материал будет актуален и полезен для учителей начальных классов в качестве проверочных работ или обобщающих уроков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Береги землю родимую, как мать родимую
1.Как называется край, в котором ты живешь?
А) Красноярский край
Б) Краснодарский край
В) Ставропольский край
2.Краснодарский край расположен на:
А) Западно-Сибирской равнине
Б) Среднесибирском плоскогорье
В) юге Восточно-Европейской равнине
3.В каком году был образован Краснодарский край:
Б) 13 сентября 1937 г.
В)23 февраля 1040 г.
4.С кем наш край граничит на севере?
А) Ростовская область
Б) Ставропольский край
5.Какой природной зоны нет в Краснодарском крае?
6. К какой природно зоне относятся следующие признаки: равнина, проросшая травянистой растительностью, отсутствуют деревья?
А) Южную часть края
Б) Западную часть края
В) Северную часть края
8. Как называется заповедник, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края?
А) Южный государственный заповедник
Б) Кавказский государственный природный биосферный заповедник
В) Краснодарский государственный заповедник
9.На каких реках строят гидроэлектростанции:
1.Административный центр края:
2.Территория Краснодарского края омывается водами каких двух море:
А) Черное и Каспийское
Б) Азовское и Краснодарское
В) Азовское и Черное
3.В каком году был образован город Краснодар:
4. Какой из регионов не граничит с Краснодарским краем?
А) Ростовская область
Б) Республика Абхазия
В) Воронежская область
5.Какая природная зона находится на севере края?
А) Смешанные и широколиственные леса
6. Какой природной зоны нет в горной части?
7. Черноморское побережье Кавказа расположено:
А) В арктической зоне
В) В субтропической зоне
8.Чтобы сохранить животный и растительный мир, природные богатства, люди создают:
9.Что строят на горных реках, чтобы в доме был свет:
А) Тепловые электростанции
1.Почвы, на которых растут пшеница, подсолнечник, сахарная свекла называются:
2.Для защиты почв на полях необходимо:
А) Вносить большое количество удобрений и ядохимикатов
Б) Использовать для обработки тяжелую технику
В) Сажать лесополосы для защиты от воздушной эрозии и сохранения влаги в почве.
3.От чего зависит плодородие почвы:
4.Кто занимается поиском полезных ископаемых:
5.К какому виду полезных ископаемых относятся нефть, природный газ:
6. Из какого полезного ископаемого изготовляют синтетические ткани, стиральный порошок, красители:
7. В каком городе находится судоремонтное предприятие:
8. Из какого растения получают манную крупу:
9. Какие сельскохозяйственные отрасли есть на Кубани:
1.Какой вид почвы подходит для возделывания риса:
А) Луговые и болотные
Б) Бурые горно-лесные
2. Самые плодородные почвы нашего края :
3. В состав почвы входит :
А) Углекислый газ, известняк, воздух, вода.
Б) Вода, воздух, песок, глина, гумус, соли.
В) Поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
4.К полезным ископаемым относятся:
А) Кирпич, бетон, бензин
В) Песок, стекло, древесина
5. К какому виду полезных ископаемых относятся песок, глина, гранит:
6.Какое полезное ископаемое добывают в Новороссийске, из которого производят цемент:
7. В каком городе находится судоремонтное предприятие:
8. Из какого растения получают подсолнечное масло:
9. Какие сельскохозяйственные отрасли есть на Кубани:
Земля отцов – моя земля
1.Кто занимается древними раскопками:
2.Когда на Кубани жили меоты:
А) Около двух с половиной тысяч лет назад
Б) Около двух тысяч лет назад
В) Около трех тысяч лет назад
3.Что собой напоминало жилище меотов :
В) Деревянный шкаф для посуды
6.Где располагались в хате лавки, сундук:
1.Когда на Кубани появились первые люди:
А) Около тысячи лет назад
Б) Около ста лет назад
В) Около миллиона лет назад
2.Из чего была сделана крыша жилища меотов:
Б) Из соломы, камыша
3.Из чего сшили одежду скифы и меоты:
Б) Из льна и шерсти
4.Что должно стоять посреди хаты казака :
5.На сколько частей делилась хата казака:
6. Где располагался святой угол с иконами:
Б) По диагонали от печи
1.Как называется наука, которая изучает о прошлом человечества:
2. Кто помог ученым узнать о существовании Тмутараканского княжества :
3.Что собой представляет курган:
А)Земляная насыпь над могилами
В) Углубления в земле для хранения вещей
4.Кто занимается изготовлением изделий из железа:
5.В каком городе находится самый большой краеведческий музей, основателем которого был Е. Д. Фелицын:
6.Какой народ на Кубани в предновогоднюю ночь опускали мешок на веревке в дымоход для получения подарков:
1.Ученый, который изучает историю, обычаи, традиции, фольклор различных народов:
3.Где находилось Тмутараканское княжество:
А) На территории Таманского полуострова
Б) На берегу Кубани
4.Плотник работает с:
5.В какое время года греки отмечали праздник Сирандонас:
6. Кто из народов, живших на Кубани готовил на праздник хортарике («травяную еду»):
Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:»Обычаи и праздники народов живущих на Кубани».
методическая разработка (4 класс) по теме
Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, уважение к старшему поколению, доброту и уважение к традициям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок кубановедения по теме:
Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани
Автор: Репина Наталья Ивановна
Учитель начальных классов
г.Гаджиево Мурманская область
Тема: Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани
Цель: Познакомить учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививать любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, доброту и уважение к традициям.
Оборудование : предметы быта, рисунки с изображением народов, живущих на Кубани, компьютер, мультимедийный проектор.
— Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке?
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,(3слайд)
-Сегодня мы поговорим о традициях и обычаях кубанского народа.
В чудесном краю, где растет виноград,
Хлеба колосятся и реки шумят,
Где солнце над морем лазурным встаёт,
Тепло свое дарит почти каждый год,
Единой семьёю народы живут,
Кубань хлебосольную “мамой” зовут,
Любимую землю теплом украшают,
Ей песни, легенды свои посвящают.
Одна из легенды докатилась до нас.
Её мы поведаем миру сейчас.
Сотворяя землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благородный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарёк Кубанью. Населил он сей край народами разноязычными и благословил их, глаголя:
— «Живите и украшайте землю сию, но помните и исполняйте заповедь мою: «любите ближнего, как самого себя, и когда радость и счастье не покинет вас».
— «Но ослушались люди Творца своего каждый народ возгордился и стал возносить лишь свою культуру». И тогда произошло страшное несчастье: не слышались больше песни и смех. Старики перестали рассказывать внукам сказки и былины, старинные предания.
Ушли из жизни традиции и обычаи. Некогда благоухающая земля стала увядать. Мрак и холод опустился на неё. Холод и мрак.
-И воздели люди руки к небу, обратили лицо своё к создателю и
-О, Всевышний! Помоги нам, наставь на путь истинный!
-И ответил им создатель:
-О, всемогущей, единый и неделимый для всех народов, пошли нам свой свет небесный, позволь нам при свете дня показать друг другу то, «что все народы, населяющие сей край», достойны украшать его своими песнями, обычаями и традициями :
Кубань – земля такая:
«Гостей она встречает,
2.Работа над новым материалом.
У меня она – вишня у окна,
Прямо у дверей золото полей,
Дума вековая стройных тополей.
Здесь моя тропа пролегла в хлеба,
Здесь моя судьба – радость и борьба,
— «Ребята, а сейчас мы с вами совершим экскурсию и наши экскурсоводы познакомят нас с обычаями и праздниками разных народов, живущих у нас на Кубани».
1 экскурсовод. (7 слайд)
Родную Кубань полюбили навеки
Весёлые, щедрые, вольные греки.
Покинув когда-то родную Элладу,
В Кубани цветущей нашли мы отраду.
Кубани мы песню свою посвящаем
И Щедрое сердце её прославляем
О, Адыгея, родная моя!
Благословенная предков земля.
Здесь по законам чести живут,
Чтут стариков и обычаи чтут.
Каждый адыг может гостя принять,
Может коня на скаку оседлать.
Друг адыг не оставит в беде,
В горе поможет ему и нужде
Поселились они на территории края с 1 тысячелетия нашей эры по всему левому берегу реки Кубань. Национальностей у адыгов было много: ЖАНЕЕВЦЫ, ХАТУКАЕВЦЫ, ШЕГАКИ, ТЕМИРГОЕВЦЫ. Основного занятия у них не было. Одни занимались скотоводством, в основном овцами и козами, так как в горной местности это удобнее чем пасти коров. Другие выращивали виноград, ловили рыбу. Но все они очень ценили коней. Многие сказки и легенды посвящены этим животным.
3 экскурсовод. (9 слайд)
Живою изгородью мы
Селились здесь от Бога,
А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи – казаки – запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов. Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи.
Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.
Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.
4 экскурсовод. (10 слайд)
С вершин Арарата, то древней земли
Обычаи предков с собой принесли
Армяне – веселый и дружный народ,
Который прекрасные песни поет.
В армянских поселениях на Кубани в предновогоднюю ночь ряженые забирались на плоские крыши домов и опускали в дымоход на верёвке специальный мешок, а хозяева складывали в него подарки. Когда конструкция домов изменилась, изменился и обычай: ряженые в масках или с лицами, вымазанными сажей, стали подбрасывать свои мешки на крыльцо дома.
5 экскурсовод (11 слайд)
«Ненька моя Украина моя:
Хлебные нивы от края до края,
Вдаль убегают белённые хаты…
Мы на Кубань расселили когда-то,
Домом родным этот край почитаем,
Земли Кубани, «Як матерь кохаим»
Лето кружится вышивкой пёстрой
По лужайке льняного холста…
У большого таланта есть сёстры –
Красота, простота, доброта.
Живут украинцы давно на Кубани,
Сыны плодородной земли.
Весёлые песни, горячие танцы
Они на Кубань принесли
И был вечер, и было утро, а танцам, песням и всеобщему веселью не было конца. И стекались культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полную реку, оросившую землю.
Зацвели на ней сады, зашумели хлеба.
И поняли люди разных национальностей, что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.
Что жизнь коротка – не беда,
В ней можно успеть очень много,
Лишь мирно бы солнце светило всегда,
Сияло над каждым порогом.
Всем ясно, что стала мала
Сегодня Земля для сражений.
И только, как прежде она
Просторна для добрых свершений.
5.Самостоятельная работа учащихся.
— Ребята, а сейчас ответьте письменно на вопросы.
— С традициями каких народов мы сегодня познакомились?
— Какие народные праздники, обычаи вам известны?
— Опишите, как проходят эти праздники.
— Проведите исследование и выясните, какие обычаи и традиции пришли из глубины веков в нашу жизнь.
1.Мирук М.В., Ерёменко Е.И., Науменко Т.А. Учебник по кубановедению 4 класс. – Краснодар: Перспективы образования, 2012.
2. Науменко Т.А., Матвеев Ю.А. Рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс.- Краснодар: Перспективы образования, 2013.
3.Ерёменко Е.Н. Методическое пособие для учителя 1-4 класс. – Краснодар: Перспективы образования, 2011.