Как сделать курай размеры
Новое в блогах
Сообщество «Тюрки.»
Курай- божественный инструмент
Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.
В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.
Средняя длина курая составляет 57-81 см.
Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.
Диапазон курая — около трех октав.
Классический курай
Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.
Копшэ курай
Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.
Агач курай
Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.
Медный курай
Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.
Казан курай
Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.
Ногайский курай
Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.
Курай из соломки
Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.
«Музыка, рождённая ветром. Орган и курай»
Для любителей курая немного современной техники изготовления курая.
Дубликаты не найдены
Туристические места России
538 постов 3.4K подписчиков
Правила сообщества
Запрещены оскорбления других участников, использование ненормативной лексики.
Разрешено размещать информацию о местах отдыха с подробным описанием места отдыха, фото, режимом работы, стоимостью проживания для категории двухместный стандарт (для ориентира ценовой политики) и контактной информацией.
Первый российский регион введет антиковидные паспорта
Власти Башкирии первыми решили ввести антиковидные паспорта для местных жителей, в организме которых сформировались антитела к коронавирусу. Об этом заявил глава республики Радий Хабиров, передает «Интерфакс».
Подобное удостоверение будет давать некоторые преференции его обладателям. Например, скидки в магазинах, снятие некоторых ограничений. Жители старше 65 лет с антителами смогут не соблюдать обязательную самоизоляцию.
Хабиров отметил, что паспорта решат «целый ряд проблем» и сделают вакцинацию более популярной среди населения.
Не хватало еще призы разыграть, лучше бы больничный на неделю давали после вакцинации 🙂
Туманное утро на горе Сусак-Тау. Башкортостан. Сентябрь 2020
Canon EOS 80 D, 50 mm f1.8 stm.
Халява скоро кончится: безработным платят слишком много?
Чиновница из Башкирии имела неосторожность заявить, что безработным платят слишком много. Эти слова были сказаны сотрудницей центра занятости Нефтекамска в ходе оперативного совещания с мэром, но вызвали резкую критику и осуждение общественности.
На совещании сотрудница ЦЗН информировала мэра, что на 1 марта 2020 года на учёте по безработице стояло 780 жителей города Нефтекамск, но за время пандемии зарегистрированных на бирже стало в 5,5 раз больше. На начало августа «на бирже» стоят уже 4 262 человека.
При этом работодатели испытывают острый кадровый дефицит, отметила чиновница. Предприятия не могут укомплектовать свой штат, рабочие места пустуют, вакансий очень много.
Мэр Ратмир Мавлиев задал вопрос: почему же люди не спешат трудоустроиться, если предложений достаточно?
Вот здесь и прозвучали слова, задевшие чувства граждан. Сотрудница Центра занятости честно ответила, что зачем, мол, гражданам работать, когда у них большое пособие по безработице.
Пособия таковы: минимальный размер выплат безработным — 5 175 рублей. Но сумма увеличивается на 3 000 рублей на каждого ребёнка, который есть в семье.
Таким образом, безработный с тремя детьми получает от государства почти 15 тысяч, практически ничего не делая, просто зарегистрировавшись на бирже. И надо отметить, что эта сумма даже выше местного уровня минимальной оплаты труда. Так если ли смысл трудоустраиваться, когда деньги дают «за так»?
Вопрос риторический, но местный общественный активист Александр Афанасьев решил выяснить всё сам. Он отправился в Центр занятости и изучил список представленных вакансий.
Кухонному рабочему предлагали зарплату 13 тысяч, пекаря III разряда искали на 18 тысяч, а учителю начальных классов, как и уборщице, были готовы платить по 14 тысяч рублей в месяц.
Кадр из видео, сделанного Александром Афанасьевым при посещении Центра занятости г. Нефтекамска
Афанасьеву пришлось удивиться и задаться новым вопросом: а ведь говорили, что зарплату у нас подняли?
Рынок труда испытывает огромные проблемы из-за низкооплачиваемых вакансий. Наниматели не могут или не хотят повышать оплату. Наверное, их можно понять: «ковидный кризис» подкосил многие предприятия. Те, что выжили и не закрылись навсегда, пытаются залатать дыры в своих финансах. Но напрасно они делают это за счёт своих сотрудников. Если не платить людям нормальную зарплату, то работать будет некому, — это очевидно.
Люди быстро смекнули, что если оплата за тяжёлый труд такая же, как за «ничегонеделанье», то выбор очевиден. По крайне мере, на тот восстановительный период, на который президент ввёл повышенные пособия для безработных.
Кстати, другая башкирская госслужащая — министр труда Республики Башкортостан Ленара Иванова, — тоже позволила себе грубую реплику, что «халява» когда-то закончится, и надо задуматься, чем кормить семьи. И за это, в общем-то, справедливое высказывание, её тоже гневно осудили.
В Башкирии в селе Насибаш отец до больницы выпорол сына
Нетрезвый отец ремнём решил наказать сына
Мужчина, придя домой в состоянии алкогольного опьянения, «проучил» своего ребенка, в результате чего мальчика госпитализировали.
Как оказалось, мужчина устроил порку ребёнку и нанёс не менее 15 ударов кожаным ремнем по спине.
Как объяснил сотрудникам правопорядка «учитель-изверг» он взял ремень исключительно «в воспитательных целях».
В ситуации разбирается полиции.
«Новые строительные технологии»
Смертельный эксперимент
В столице Башкирии на улице Первомайской 62-летний уфимец вчера ценой собственной жизни провёл уникальный эксперимент, показывающий, насколько плохо работают абсолютно все социальные службы. Приличного вида мужик в элегантных туфлях и брюках на глазах у очевидцев схватился за сердце, после чего упал и немного умер. Далее начинается стандартный отечественный хардкор. Приехала скорая помощь, медики укрыли тело и спокойно уехали, успокоив собравшихся словами: «Что вы волнуетесь? Он уже мертв». Далее приехали правоохранители, которые долго не могли установить личность погибшего. По словам очевидцев, труп пролежал на асфальте около 9 (. ) часов прежде чем его увезли. При этом рядом недалеко от тела играли дети.
О П Е Р А Т И В Н Е Н Ь К О
Саундтрек из сериала «Игра престолов» на курае.
От сумы и от тюрьмы не зарекайся
«От сумы и от тюрьмы не зарекайся», поговорка знакомая всем. Если с тюрьмой все более менее понятно, то что же означает сума? На мой взгляд историю происхождения и смысл этой пословицы лучше всего поясняет этот отрывок из произведения Александра Николаевича Энгельгардта «Письма из деревни»:
«. «Старуха» же, как хозяйка в застольной, подает «кусочки».
У меня нет правильно организованной раздачи печеного хлеба нищим с веса, как это делается, или, лучше сказать, делалось, в некоторых господских домах. У меня просто в застольной старуха подает «кусочки», подобно тому, как подают кусочки в каждом крестьянском дворе, где есть хлеб – пока у крестьянина есть свой или покупной хлеб, он, до последней ковриги, подает кусочки. Я ничего не приказывал, ничего не знал об этих кусочках. «Старуха» сама решила, что «нам» следует подавать кусочки, и подает.
В нашей губернии и в урожайные годы у редкого крестьянина хватает своего хлеба до нови; почти каждому приходится прикупать хлеб, а кому купить не на что, то посылают детей, стариков, старух в «кусочки» побираться по миру. В нынешнем же году у нас полнейший неурожай на все: рожь уродилась плохо и переполнена была метлой, костерем, сивцом; яровое совсем пропало, так что большею частью только семена вернули; корму – вследствие неурожая яровой соломы и плохого урожая трав от бездождия – мало, а это самое трудное для крестьян, потому что при недостатке хлеба самому в миру можно еще прокормиться кое-как кусочками, а лошадь в мир побираться не пошлешь. Плохо, – так плохо, что хуже быть не может. Дети еще до Кузьмы-Демьяна (1 ноября) пошли в кусочки. Холодный Егорий (26 ноября) в нынешнем году был голодный – два Егорья в году: холодный (26 ноября) и голодный (23 апреля). Крестьяне далеко до зимнего Николы приели хлеб и начали покупать; первый куль хлеба крестьянину я продал в октябре, а мужик, ведь, известно, покупает хлеб только тогда, когда замесили последний пуд домашней муки. В конце декабря ежедневно пар до тридцати проходило побирающихся кусочками: идут и едут, дети, бабы, старики, даже здоровые ребята и молодухи. Голод не свой брат: как не поеси, так и святых продаси. Совестно молодому парню или девке, а делать нечего, – надевает суму и идет в мир побираться. В нынешнем году пошли в кусочки не только дети, бабы, старики, старухи, молодые парни и девки, но и многие хозяева. Есть нечего дома, – понимаете ли вы это? Сегодня съели последнюю ковригу, от которой вчера подавали кусочки побирающимся, съели и пошли в мир. Хлеба нет, работы нет, каждый и рад бы работать, просто из-за хлеба работать, рад бы, да нет работы. Понимаете – нет работы. «Побирающийся кусочками» и «нищий» – это два совершенно, разных типа просящих милостыню. Нищий – это специалист; просить милостыню – это его ремесло. Он, большею частью, не имеет ни двора, ни собственности, ни хозяйства и вечно странствует с места на место, собирая хлеб, и яйца, и деньги. Нищий все собранное натурой – хлеб, яйца, муку и пр. – продает, превращает в деньги. Нищий, большею частью калека, больной, неспособный к работе человек, немощный старик, дурачок. Нищий одет в лохмотья, просит милостыню громко, иногда даже назойливо, своего ремесла не стыдится. Нищий – божий человек. Нищий по мужикам редко ходит: он трется больше около купцов и господ, ходит по городам, большим селам, ярмаркам. У нас настоящие нищие встречаются редко – взять им нечего. Совершенно иное побирающийся «кусочками». Это крестьянин из окрестностей. Предложите ему работу, и он тотчас же возьмется за нее и не будет более ходить по кусочкам. Побирающийся кусочками одет, как и всякий крестьянин, иногда даже в новом армяке, только холщовая сума через плечо; соседний же крестьянин и сумы не одевает – ему совестно, а приходит так, как будто случайно без дела зашел, как будто погреться, и хозяйка, щадя его стыдливость, подает ему незаметно, как будто невзначай, или, если в обеденное время пришел, приглашает сесть за стол; в этом отношении мужик удивительно деликатен, потому что знает, – может, и самому придется идти в кусочки. От сумы да от тюрьмы не отказывайся. «
Как делают курай
Дубликаты не найдены
Да, курай завораживает)))
Кочевники против Наполеона
Отечественная война 1812 года завершилась изгнанием войск Наполеона, вторгшихся на территорию страны, и крахом глобальных планов французского императора. Это была победа не только русского, но и многих других народов, населявших обширную территорию Российской империи. Свой вклад в нее внесли и жители казахских, башкирских и калмыцких степей.
Во французском походе на Москву непосредственно приняли участие 480 тысяч человек. Кроме самих французов, это были поляки, итальянцы, испанцы, португальцы, бельгийцы, швейцарцы, шведы, австрийцы, хорваты, голландцы, немцы, литовцы и представители других европейских народов, которые составляли около половины всей армии вторжения. Сам император утверждал, что в его войске едва ли насчитывалось 140 тысяч человек, говоривших по-французски.
Учитывая огромные просторы России, Наполеон особое значение придавал кавалерии, которая составляла примерно пятую часть его армии. В составе императорской конной гвардии была и отдельная рота египетских мамелюков (в основном арабизированные потомки тюрков-кыпчаков), вывезенная Наполеоном из Египта во время экспедиции 1798-1799 гг. Наполеон высоко ценил их за беззаветную преданность и храбрость. Мамелюки составляли личный конвой императора, сопровождали его во всех сражениях и вместе с ним вошли в Москву. В захваченном французами Кремле, где находился Наполеон со своим штабом, охрану несли именно воины-мамелюки. Известно также, что императорской каретой, в которой Наполеон возвращался из Москвы обратно в Париж во время бесславного отступления из России, управлял его верный слуга, мамелюк по имени Рустам.
Для русского народа это было первое со времен хана Батыя столь крупное нашествие иноземцев. Но если тогда неприятелю противостояли разрозненные русские княжества, то теперь он имел дело с единой империей, обладавшей обширной территорией, неисчислимыми людскими ресурсами, необходимым экономическим потенциалом, мощными вооруженными силами во главе с опытными полководцами.
Надо сказать, что в тот период колониальная политика царизма в Казахской степи только набирала обороты, ее влияние ощущали лишь прилинейные казахи. Большинство населения отдаленных территорий вообще не подчинялось царской администрации и продолжало жить согласно привычным устоям и традициям. Поэтому свой праведный гнев они направляли не столько против царизма, сколько против собственных правителей, недостаточно, по их мнению, защищавших интересы простого народа перед новой властью.
Конечно, казахи не воспринимали царскую Россию своей новой родиной, но вековой менталитет кочевников был таким, что война для них всегда была привычным занятием, делом чести, геройства и доблести. Поэтому многие храбрые джигиты рвались на фронт: стыдно было воину-мужчине в это время сидеть дома и не служить в армии, а участвовавший в боях, да еще вернувшийся с медалью был всегда окружен почетом и уважением соотечественников.
К тому же есть отрывочные сведения о том, что еще до этого казахские ополченцы в составе легкой конницы русской армии принимали участие в Семилетней войне 1756-1763 гг., в осаде и взятии Берлина, а также в русско-шведской войне 1788-1790 гг.
Открытка «Бержере. Александр I-ый представляет Наполеону казаков, башкиров и калмыков русской армии 8 июля 1807 года»
Судя по сохранившимся архивным и музейным документам, а также воспоминаниям современников, многочисленные степные добровольцы принимали самое активное участие в Отечественной войне 1812 г., в изгнании неприятеля из пределов страны и преследовании отступавшей наполеоновской «великой армии» вплоть до Парижа. Многонациональное население края также посильно участвовало в сборе пожертвований на нужды войска (скота, денег, одежды, вооружения, продовольствия, транспортных средств и т.д.). Известно, например, что старшина рода жаппас Байсакал Тилекулы, коллежский асессор Байжазык Кушукбаев и некоторые другие ездили по аулам, собирали скот, продовольствие для армии и народного ополчения, организовывали отряды добровольцев, которые затем вливались в ряды ополченцев и даже партизанских отрядов.
Отдельные воинские формирования из казахов, в отличие от представителей других народов, не создавались (согласно историческим договорам, казахов на регулярную военную службу не призывали). Поэтому они сражались в составе иррегулярных войск, то есть уральских и оренбургских казачьих полков, а также в рядах т.н. «инородческих полков», формировавшихся в Оренбургском крае из башкир, татар, мещеряков, мишарей, мордвы, тептярей, калмыков, нагайбаков, черемисов, чувашей и других малых народов Поволжья.
В инородческих полках казахам-добровольцам разрешалось выбирать командиров из своей среды, носить национальную одежду, они, помимо традиционного лука со стрелами, имели казачье вооружение: сабли, пики, ружья. Лошади у степняков были свои, местной породы, неприхотливые и привыкшие к дальним переходам. На них казахские воины и прошли всю Европу, от Москвы через Варшаву и Берлин до Парижа и берегов Сены, где напоили коней, а сами, наверное, задолго до наших олигархов, попробовали знаменитый французский коньяк.
Русский поэт — знаменитый партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался так: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных. Судьбоносные старые времена… свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой».
Опасность, исходившую от воинов-кочевников, признавали и сами французы. Командир 23-го легкого конно-егерского полка барон де Марбо вспоминал, что «башкиры» (так французы называли всех нерусских воинов), прокрадываясь повсюду, носились вокруг них словно «рой ос», непрерывно обстреливая из луков. Барон вспоминал, что настигнуть их было очень трудно, и он сам был легко ранен в ногу «этим забавным снарядом». Он писал, что кавалеру ордена Почетного легиона унтер-офицеру Малену стрела вошла в грудь и вышла из спины, отчего тот сразу умер. Французы называли летучие отряды степняков «северными амурами» за экзотическое вооружение, которое уже давно забыли в Европе.
Всего от Оренбургского края в действующую армию было направлено свыше 30 иррегулярных конных полков: пять уральских и пять оренбургских казачьих, 15 башкирских, два мещерякских, два калмыцких, два мишарских и один тептярский. В их состав входили и казахские сарбазы-добровольцы. Предполагается, что они служили в составе 1-го и 2-го башкирских, 1-го тептярского, 1-го и 2-го оренбургских казачьих полков.
Петер фон Гесс «Переправа через Березину 17 ноября 1812 года»
История сохранила имена казахских джигитов, храбро воевавших с непобедимыми до этого французами. Например, есаул Оренбургского казачьего войска крещеный казах Яков Беляков еще в 1809-1810 гг. участвовал в войне с Турцией, за мужество и храбрость был награжден командующим русской армией М.Кутузовым. Позже воевал с французами. Он был жив еще в 1830 году, когда обратился к Оренбургскому военному губернатору Эссену с просьбой об освобождении его от службы по слабости здоровья. В прошении Беляков писал, что является казахом по происхождению, добровольно вступившим когда-то в казачье сословие и участвовавшим в битвах с французами.
Доказательством участия казахов в войнах с Наполеоном служат и картины художника-баталиста А.Орловского. Он их рисовал с натуры, под впечатлением живых наблюдений, когда на фронт двигались т.н. инородческие полки из башкир, калмыков, татар, казахов и других. В каталоге его произведений имеются картины маслом, посвященные казахским воинам: «Всадник киргиз» (1807 г.), «Всадник киргиз с пикой» (1807 г.), «Киргизы» (1808 г.), «Два всадника киргиза» (1809 г.), «Киргиз» (1810 г.), «Киргиз на лошади» (1810 г.). А еще 45 рисунков на эту же тему: «Киргизский патруль» (1807 г.), «Конная группа киргизов» (1811 г.), «Голова бородатого киргиза в круглой меховой шапке» (1812 г.), «Бивуак киргизов» (1813 г.), «Киргизский отряд» (1813 г.), «Киргизский лагерь» (1815 г.), «Беседа киргизов с уральским казаком» (1817 г.) и другие. Вообще, среди персонажей его картин и рисунков чаще попадаются казаки и киргизы (т.е. казахи), чем башкиры, калмыки, татары, черкесы и др.
Немецкий художник Петер фон Гесс, сам участник войны 1813-1814 гг., много позже по приглашению императора Николая I приезжал в Россию, где объездил поля сражений, изучал вооружение, военную форму, знакомился с портретами героев войны и документами. В итоге он написал 12 картин, посвященных различным эпизодам Отечественной войны. Одна из них называется «Переход через Березину 17 ноября 1812 года». В правом нижнем углу картины изображена группа всадников в типичных одеждах степняков: ватные халаты, высокие меховые шапки, с пиками в руках они атакуют французов. В них легко угадываются казахи, башкиры, калмыки, татары, нагайбаки и другие восточные народы. Кстати, при этой переправе едва не был взят в плен сам французский император, чудом вырвавшийся из окружения.
Немногочисленный калмыцкий народ также внес достойный вклад в общее дело разгрома наполеоновской армии. Три калмыцких полка доблестно с боями прошли до Парижа и Фонтенбло и со славой вернулись в свои родные степи.
Калмыки принимали участие в крупномасштабных сражениях, рейдах по тылам противника, в партизанской войне. Калмыцкие всадники, будучи мастерами дальних переходов «о двуконь” (с основной и запасной лошадьми), могли отменно поддерживать в походах физические кондиции своих скакунов, а сами отдыхать и даже спать при необходимости в седле и неожиданно появляться там, где противник их не ожидал. Быстрота передвижения, маневренность, внезапность, умелое управление боевыми единицами в походе и в бою основывались на давних воинских традициях.
На вооружении калмыцких воинов была не только лёгкая конница, но и конница, имеющая латную защиту. Она была обеспечена мортирами, пищалями. Пушки устанавливались на верблюдах, которых выводили в круговую оборону, и картечью эффективно поражали врага.
Следует отметить, что за героизм и воинскую доблесть калмыки получили право одними из первых, 18 марта 1814 года пройти на лошадях и верблюдах по улицам Парижа.
Стараясь привлекать на службу воинственные степные народы, жившие на периферии российского государства, русские цари обратили внимание на башкир. Когда в 1557 г. башкиры окончательно приняли русское подданство, они сохранили за собой право иметь собственные вооруженные формирования, которые и выставляли для участия в походах и войнах России. 10 (21) апреля 1798 года башкиры и мишари были переведены на права военно-служилого сословия. В их обязанности входило несение пограничной службы на границе с киргиз-кайсацкими степями. В 1798—1849 годах башкиры выставляли на Оренбургскую линию каждый год по 5,5 тысяч человек. Такая служба продолжалась до середины XIX века, когда в результате расширения империи, государственная граница сдвинулась на юг и восток. Помимо пограничной службы, Башкиро-мещерякское войско выделяло бойцов для участия в походах русской армии. Так, в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 гг. принимали участие 28 башкирских полков.
Многие полки принимали участие на всех этапах войны. Вначале по два башкирских, оренбургских, уральских и один тептярский полки в составе русских войск участвовали в сражениях с наступающими французами.Во время Бородинского сражения 26 августа 1812 года, когда французам удалось захватить батарею Н.Н. Раевского, генерал А.П. Ермолов с одним батальоном Уфимского полка и Оренбургским драгунским полком остановил покинувшие батарею части и повел их в контратаку. Чтобы оттянуть силы противника от оказавшегося в тяжелом положении центра и левого фланга русских войск, М.И. Кутузов отдал приказ казачьим частям атаковать левый фланг и тыл французов. Конница М.И. Платова, в составе которой был 1-й башкирский полк, выйдя в тыл французов у д. Валуево на Новой Смоленской дороге, посеяла панику на левом фланге противника.
В период подготовки контрнаступления русской армии конные полки из Башкирии входили в состав подвижных конных отрядов, действовавших в тылу наполеоновских войск.
Участвуя в дальнейшем наступлении русской армии, 9 башкирских полков победоносно вступили в Париж. Воины всех полков были награждены серебряными медалями “За взятие Парижа 19 марта 1814 года”. Все участники войны получили серебряные медали “В память войны 1812 года”.
Глава Башкирии предложил законодательно запретить укладку асфальта зимой
Нарушителей, по словам Радия Хабирова, необходимо будет наказывать
УФА, 6 ноября. /ТАСС/. Врио главы Башкирии Радий Хабиров предложил установить на законодательном уровне предельную дату укладки асфальта, чтобы дорожные работы не велись в минусовые температуры и во время снегопада. Об этом он сообщил во вторник на заседании правительства республики.
Сейчас в регионе нет нормы, которая датой ограничивает завершение дорожных работ.
Башкирская юрта – старинное жилище народа
Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару.
Традиционная юрта как жилище у башкир ныне не сохранилась. Ее можно видеть на башкирском народном празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана. Однако, она бесследно не исчезла. Любуясь знаменитыми готическими соборами Западной Европы с их стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), невольно задаешься вопросом: не юрта ли является их прототипом, так как в их конструкции много общего.
Ниже немного истории и процесс сборки юрты. В конце традиционное видео.
Башкирская юрта поражает разнообразием способов изготовления, а орнаментация предметов ее убранства соперничает с красотой и яркостью красок природы. Переносная сборная юрта идеально соответствовала основному принципу полукочевой жизни: все свое ношу с собой. Для перевозки этого сравнительно компактного и легкого дома требуются два-три верблюда или три-четыре лошади. Картина, когда женщины собирают юрту, схожа с картиной сотворения мира. Вначале устанавливается дверь – врата из одного мира в другой. Порог как граница между миром внешним и миром человеческим.
Поднявшись в юрте в полный рост, человек вспоминал Аллаха, возносил купол своего дома и делал его окном в небо. Кочевничество – одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры. Юрту, несомненно, можно отнести к числу важнейших достижений материальной культуры. Она прошла длинный эволюционный путь, прежде чем развиться до своего настоящего вида. Приспособленная к местным условиям, кочевая юрта сейсмобезопасна – за счет подвижной конструкции стен, дешева – за счет доступности «строительного» материала, в ней есть возможность варьировать величину жилой площади. Круглая форма стен устраняет патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами, в ней всегда чистый воздух. Эти и многие другие свойства юрты складывались в течение двух-трех тысячелетий.
Главным типом жилища древних башкир оставалась тюркская юрта. Ее преимуществом перед другими видами кочевнических жилищ была мобильность при довольно больших размерах. Она универсальна – из тех же элементов можно было собирать обычные, парадные и походные юрты. Сходство названий юрты в языках народов, у которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятием в прошлом (башкир, казахов, киргизов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, алтайцев), указывает на определенное единство ее происхождения. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является народ, Родина. В одних тюркских языках этим словом обозначается только переносное жилище или кибитка, а в других – пастбище, родовая земля и даже Родина.
С середины I тысячелетия нашей эры юрта распространилась у кочевников степей очень широко – от Восточной Азии до Восточной Европы – и вытеснила другие мобильные жилища. Этот новый для евразийских степей тип жилища везде стали именовать тюркской юртой, представлявшей собой у народов Центральной и Средней Азии и Южной Сибири переносной «дом» из войлока на решетчатом каркасе, преимущественно круглый в плане, с куполообразной крышей. Существуют два типа юрт – тюркская и монгольская. Главным отличием этих двух типов юрт друг от друга является купольная жердь, которая образует купол юрты. В тюркской юрте она имеет изгиб, в монгольской такого изгиба нет. Благодаря изогнутости жердей кровли в тюркской юрте получается купольный свод, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство. Тюркский тип юрты используется башкирами, киргизами, казахами,татарами, туркменами и каракалпаками, а монгольский тип используют практически все остальные кочевые народы Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы и Тибета.
Устанавливали юрту поэтапно. Разобранную юрту башкиры вместе с имуществом перевозили во время перекочевок на вьючных животных, преимущественно на лошадях. После того как части жилища и утварь снимали с вьючных животных и определяли место, где будет установлена юрта, туда складывали имущество. Затем устанавливали в соответствующем направлении дверную раму и расставляли по кругу решетки, скрепляя их между собой и обвязывая веревками. После установки остова юрту покрывали войлоком, привязывая его к каркасу с помощью пришитых к углам волосяных веревок. Войлочные покрытия накидывали по определенному, издавна установленному порядку: сначала юго-западную кошму, потом юго-восточную, затем две другие набрасывали так, чтобы их края придавливали концы двух первых. Самыми лучшими, плотными кусками войлока покрывали стены и кровлю юрты с северной стороны для защиты от северо-западных ветров, чтобы дождевая вода не попадала на домашний алтарь. Величина юрты и цвет ее войлоков, покрывавших ее крышу, говорили о достатке ее владельца.
Разнообразный и богатый иконографический материал, характеризующий развитие юрты с XIII в., содержится в среднеазиатских, иранских, турецких миниатюрах и китайских произведениях изобразительного искусства. Средневековые графические источники, изображающие башкир IX–XIII вв., характеризуют их юрту как жилище, крытое войлоком, с деревянным решетчатым остовом. «Их шатры (юрты татаро-монгольских кочевников) состоят из жердей, покрытых войлоком, они совсем круглые и сделаны так искусно, что их складывают в связку и легко могут перевозить с собой. При их установке они всегда обращают входную сторону на юг» – такие наблюдения оставил Марко Поло в конце XIII в. Древнейшие изображения деталей юрты сохранились на погребальных статуэтках из Северного Китая. Их относят к началу VI века. Эти статуэтки изображают навьюченных деталями юрты верблюдов. Ясно различимы сложенные звенья стен и верхний обод юрты с отверстиями для жердей кровли. Если конструктивное устройство юрты у кочевых народов Средней Азии в целом одинаково, то самобытность жилища у каждого из них проявляется через особенности внешнего декора и интерьера.
В прошлом башкиры вели полукочевой образ жизни, и благодаря этому возникли уникальные атрибуты быта, выполненные в ковровом стиле. В быту кочевников ковровые изделия пользовались самым широким спросом. Удобные и практичные при перевозках ковры удовлетворяли различные хозяйственные нужды, употреблялись для утепления жилища, заменяли собой мебель, играли роль сундуков и чемоданов, чехлов для бытовых вещей. Ковровое изделие никогда не было просто украшением, оно имело конкретное и определенное утилитарное назначение. Большими коврами застилали пол в кибитках; своеобразные ковровые мешки, вешавшиеся в кибитке на стену, употреблялись для хранения одежды, домашней утвари, посуды; длинная дорожка применялась в убранстве жилища; ковровая накидка завешивала вход в юрту. Маленький узкий коврик выполнял роль порога. Плотники и мастера-кузнецы чинили юрты. Женщины плели тесьму для крепления юрты из верблюжьей шерсти.
Из овечьей шерсти валяли красивые, художественно оформленные узорами кошмы на пол юрты, белые и темные однотонные войлоки для покрытия юрты. У разных этнических групп башкир юрта различалась по форме купола, украшению декора и другими деталями. В период выпаса скота на степных пастбищах на кочевье ставились от 3–4 до 10–15 переносных юрт и такой аул являлся главной формой временного летнего обитания кочевников. Горизонтальное членение юрты на две половины – мужскую и женскую – отражает всеобщий дуализм мира. Напротив входа в юрту, там, где смыкается мужская и женская половины, находится почетное место – тур. На почетном месте могут сидеть хозяин дома и особо уважаемые гости. К туру примыкает сакральная часть жилища – очаг, символизирующий благополучие дома. В годы перехода башкир на оседлость многие считали, что юрта – это символ тяжелого прошлого и ее как можно скорее надо навсегда устранить из быта, оставив лишь в качестве экспоната музеев. Этого не произошло уже потому, что юрта и доныне сохраняет в человеческом восприятии образ комфортного жилища, уберегающего человека и от зноя, и от стужи. Многие владельцы частных подворий, имея современные, благоустроенные дома, не отказывают себе в удовольствии поставить во дворе юрту, чтобы принимать в ней гостей, наслаждаясь традиционным уютом древнего жилища. И уж конечно, ни один башкирский народный праздник Сабантуй не обходится без сооружения поселения юрт, способного принять всех дорогих гостей.
Башкирская юрта, появившаяся тысячи лет назад, остается актуальной и сегодня. Небольшой вес, компактность, мобильность, всесезонность и унифицированность деталей в сочетании с невысокой стоимостью делают это жилище конкурентоспособным на рынке легких сооружений. Сейчас возрастает интерес со стороны предпринимателей, которые могут изготовить юрту на заказ. Также следует отметить низкую эксплуатационную стоимость — установка и обслуживание не требуют от персонала высокой квалификации, а компактность является основой низких складских расходов при хранении.
Распределение жилищного пространства
Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.
Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:
1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее
2. мужскую. Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.
Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.
Как собирают традиционную юрту (кратенько в фото):