Как сделать лабораторную по биологии
Материал: «Как выполнять лабораторную работу по биологии»
Как выполнять лабораторную работу.
Прежде чем приступить к самостоятельной работе с изучаемым объектом, внимательно выслушайте объяснения учителя.
Перед началом работы прочтите задание инструктивной карточки, осмыслите его, наметьте план его выполнения.
До начала выполнения задания приведите в порядок все необходимые материалы и оборудование. Это значительно сэкономит ваше время.
В случае необходимости делайте пометки на посуде.
Ведите аккуратную запись. Работа, неправильно описанная, — это напрасно потраченное время. Старайтесь как можно полнее ответить на поставленные вопросы.
Там, где возможно, попробуйте выразить полученные вами результаты количественно. Однако при этом избегайте чрезмерной точности.
Зарисовки являются важной частью ведения записи. Никогда не начинайте рисовать, не изучив строения изучаемого объекта.
Перед зарисовкой изучаемого объекта ознакомьтесь с правилами рисования биологических объектов.
Выполнив задания, обязательно сделайте выводы и запишите их в тетрадь.
Окончив работу, приведите в порядок свое рабочее место. Всегда ставьте на место лабораторное оборудование.
Как приготовить микропрепарат.
Тщательно протрите предметное и покровное стекла. Чтобы не сломать очень хрупкое покровное стекло, поместите его в складку салфетки между большим и указательным пальцами правой руки и осторожно протрите круговыми движениями пальцев.
Нанесите на предметное стекло каплю жидкости
(воды, раствора реактива, глицерина или красителя).
Положите приготовленный тонкий срез или другой объект в каплю жидкости и аккуратно расправьте его препаровальной иглой.
Накройте объект покровным стеклом так, чтобы под него не попал воздух. Для этого покровное стекло берут двумя пальцами за грани, подводят нижнюю
грань к краю капли жидкости и плавно опускают.
Если жидкости много и она вытекает из-под покровного стекла, удалите ее кусочком фильтровальной бумаги. Если же под покровным стеклом остались места, заполненные воздухом, добавьте жидкость, поместив каплю ее рядом с краем покровного стекла.
Как правильно зарисовать изучаемый объект.
Рисуют только то, что видят на препарате или натуральном объекте.
Во время рисования осмысливают внутреннее или внешнее строение объекта.
Перед началом рисования продумывают расположение рисунков на листе бумаги.
Величина рисунков должна соответствовать величине тех деталей, которые надо изобразить: на слишком мелком рисунке их невозможно показать в правильном масштабе, а слишком крупный рисунок не красив и не экономичен.
При зарисовке нельзя нарушать пропорции между размерами органа, ткани, клеток.
Построение рисунка начинают легкими штрихами, отыскивая общие пропорции, затем ненужные линии стирают, а правильные прорисовывают сильнее.
Ни в коем случае нельзя сильно нажимать на карандаш («резать» бумагу).
Изображают главное, типичное для данного объекта. Опускают все несущественное и случайное.
Разумно сочетают детальный и схематичный рисунки.
При оформлении лабораторной работы, только после того, как рисунок выполнен простым карандашом, можно использовать цветные. На детальных рисунках показывают естественную окраску препарата или натурального объекта. На схемах цвета могут быть условными, как на географической карте.
При изображении внутренних органов животных пользуются цветными карандашами.
Рисунки должны быть отчетливыми, опрятными и по возможности художественными.
Рисунок должен «говорить», т.е. иметь пояснительные надписи. Чем лучше препарат изучен и осмыслен теоретически, тем содержательнее пояснительные надписи. Их делают простым карандашом обычным шрифтом.
Рисунок должен быть закончен на занятии, а для этого надо правильно рассчитать время.
Перерисовка с черновиков, таблиц, книг и т. д. недопустима!
Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект
2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)
Свидетельство каждому участнику
Скидка на курсы для всех участников
В материале представлены общие правила по выполнению лабораторных работ по биологии. В нем размещены памятки: «Правила выполнения лабораторной работы», «Как приготовить микропрепарат», «Как правильно зарисовать изучаемый объект». Эти материалы можно использовать при оформлении кабинета биологии, при подготовке дидактического раздаточного материала к лабораторным работам, как руководства к действию при проведении лабораторной работы. Подходят для использования на уроках с пятого по одиннадцатый класс.
Номер материала: 40644032753
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Шаблоны для выполнения лабораторных работ в 5, 6 классах по биологии.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Обучающиеся 5, 6 класса еще очень медленно пишут, поэтому на оформление лабораторных работ уходит много времени, драгоценного времени, при 1 часе биологии в неделю. Я нашла выход и хочу поделиться с коллегами. Предлагаю примеры шаблонов для лабораторных работ. Я их просто распечатываю каждому ребенку, они выполняют, сдают на проверку. Эти шаблоны нужно подшивать и хранить вместо тетрадей для лабораторных работ, т.к. при любой проверке их требуют предъявить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФИ________________________________________________, 5 класс. Дата:______________
Лабораторная работа №1
Тема: «Изучение строения увеличительных приборов»
Цель: научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа, штативная лупа, микроскоп, ткани плодов томата, арбуза, готовые микропрепараты.
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные его части. Подпишите эти части на рисунке.
2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Зарисуйте увиденное.
Лупа служит для______________________________________________________________
Микроскоп служит для_________________________________________________________
ФИ________________________________________________, 5 класс. Дата:______________
Лабораторная работа №2
Тема: «Знакомство с клетками растений»
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: лупа, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, ткани плодов томата, арбуз.
Задание 1. Рассматривание кожицы лука.
Задание 2. Рассматривание клеток томата под микроскопом.
ФИ________________________________________________, 6 класс. Дата:______________
Лабораторная работа №1
Тема. «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»
Цель : Изучить внешнее строение цветкового и спорового растения.
Оборудование. Лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, предметное стекло, белый лист бумаги. Растение пастушья сумка, папоротник, семена любого растения.
1.Рассмотрите цветковое растение.
2.Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.
3.Определите, где находятся цветки и плоды.
4.Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.
5.Рассмотрите плоды, определите их количество._______________
1.Рассмотрите лист папоротника.
2.Найдите на нижней поверхности листа коричневые бугорки.
3.Потрясите слегка лист папоротника над листом бумаги. Споры высыплются.
4.Рассмотрите споры под лупой и под микроскопом. Зарисуйте их.
5.Сравните размеры спор с семенами редиса.
ФИ________________________________________________, 6 класс. Дата:______________
Лабораторная работа №2
Тема. « Знакомство с клетками растений.»
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование : лупа ручная, микроскоп, пинцет, пипетка, предметное стекло, покровное стекло., бинт. Часть луковицы, томата (арбуза)
1.Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (арбуза) отделите препаровальной иглой маленький комочек мякоти плода и положите его в капельку воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой мякоть в капле воды и накройте покровным стеклом.
2.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки.
Рассмотрите препарат при малом и большом увеличении. Зарисуйте
3.Отметьте цвет клетки. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет и отчего это произошло.
4. Вывод. Клетки мякоти томата имеют:_____________________________
1.Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней стороны поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.
2.Положите её в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
3.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.
3.Рассмотрите клетку при большом увеличении.
4.Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите её части.
5. Вывод. Клетки кожицы лука имеют:_____________________________
ФИ________________________________, 6 класс. Дата:______________
Лабораторная работа №3
Тема. «Изучение строение семян двудольных растений. Семя фасоли»
Цель. Изучить внешнее и внутренне строение семени двудольного растения
Оборудование : Лупа ручная, препаровальная игла. Боб фасоли с семенами. Набухшие семена фасоли.
2.Рассмотритее внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску.
3.Найдите рубчик и семявход.
4.Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру
5.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.
6.Определите, в какой части семени находятся запасные питательные вещества.
7.Зарисуйте семя и надпишите его части.
8.Сделайте выводы и запишите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В методических указаниях рассмотрены основы работы с VBA.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно-заочной и заочной фор.
В работе приведены основные правила и приемы безопасной работы в химической лаборатории, описание методик выполнения лабораторных работ по неорганической химии, список рекомендуемой литературы.Издание.
Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа.
Инструкции безопасных условий труда при выполнении лабораторных работ по физике в 7- 9 классах. Предлагаю свою версию инструкций к лаб работам и в кабинет физики.
Инструкция и критерии оценивания учащегося при выполнении лабораторной работы.
Памятка при выполнении лабораторной работы по биологии.
В данном документе содержатся примеры инструкционных карт, которые используются учащимися при выполнении лабораторных работ по физике в 7 классе. Инструкционная карта содержит краткое описание методик.
Класс: 5
Презентация к уроку
Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.
Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.
Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.
В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).
Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация).
Методические рекомендации к практическим занятиям
Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”
Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.
Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.
1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.
Рис. 1. Строение ручной лупы
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.
3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).
Рис. 2. Строение микроскопа
2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.
1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
4 | 8 | |
10 | 40 |
2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с клетками растений”.
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Определение состава семян”.
Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.
Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):
1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.
3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?
Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений
5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.
Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”
Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).
Рис. 6. Строение цветкового растения
2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Рис. 7. Представители разных групп растений
Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”
Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для животных.