Как сделать ладью викингов

Постройка моделей судов викингов

Суда и ладьи викингов относятся к открытым судам, у которых продольные и поперечные связи открыты или частично прикрыты палубой. Обшивка этих судов набрана в клинкер. У моделей обшивка будет видна и изнутри, поэтому ее следует выполнять достаточно тщательно. Вообще моделирование судов викингов требует твердых навыков, которые у начинающих моделистов, как правило, отсутствуют.

Постройку модели следует начать с рассмотрения масштаба и определения возможных упрощений. При очень малом масштабе возникают трудности в изготовлении клампов, если применяют отдельные планки, так как их толщина обычно больше, чем требуется по масштабу, или если их вырезают из самих планок обшивок, или при подвязывании планок к шпангоутам. Для показа обводов и конструкции судна викингов в целом достаточен масштаб 1:25. При этом готовая модель будет длиной меньше 1 м. Тогда ее можно устанавливать в квартире и даже перевозить.

При изготовлении моделей нескольких судов следует выбрать один масштаб, чтобы можно было сравнивать их друг с другом.

Такие упрощения, как, например, применение плоских планок, использование клея вместо вязки или заклепок, наклеивание клампов на планки, не должны портить общего впечатления от работы. Пояса обшивки и, если можно, шпангоуты следует выполнять из целого дерева, а не из клееной фанеры. Шпон же как материал для обшивки слишком тонок. Планки толщиной 1—2 мм необходимо вырезать тонкой дисковой пилой из сухого выдержанного дерева.

Модель и ее строительные детали следует делать из того же материала, из которого строились суда-прототипы.

При постройке модели надо иметь в виду, что викинги вначале изготовляли всю обшивку вместе с килем или до главного пояса, а затем устанавливали шпангоуты и другие связи. Викинги для изготовления киля, штевней и поясов подбирали подходящий материал из имевшегося в их распоряжении.

Г. Тиммерман, руководивший постройкой нескольких новоделов для музеев, выполненных в масштабе 1:10, полагает, что викинги не знали чертежей, поэтому каждое судно имело свои индивидуальные размерения. При постройке судна они опирались на знания и представления, накопленные к моменту постройки. Это надо учитывать при постройке модели и стремиться передать существенные и типичные признаки судов викингов. К ним относятся: расположение поясов и шпангоутов, способ крепления мачты, положение внутренних креплений на судне-прототипе или его реконструкции. При этом на модели должны быть показаны типичные конструктивные особенности: например, форма штевней и шпангоутов, а также расположение банок и бимсов,

Длина, ширина и высота модели должны соответствовать размерениям выбранного судна, хотя в литературе для реконструкции одного и того же судна приводятся различные данные.

Вначале изготовляют стапель, в качестве которого используют жесткую выструганную деревянную доску. После разметки необходимых продольных и поперечных линий устанавливают шаблоны шпангоутов посредине судна и на расстоянии от этой линии в нос и корму приблизительно на ¼ длины судна. Выпиленные из фанеры шаблоны после сборки обшивки модели заменяют шпангоутами. Шаблоны вычерчивают, используя теоретический чертеж, а так как они имеют вырез для киля, при постройке он не может быть сдвинут в сторону. На шаблонах отмечают положение отдельных поясов обшивки, включая планширь. Шаблоны устанавливают так, чтобы между стапелем и планширем было небольшое расстояние, которое позволяло бы использовать зажимы для крепления поясов обшивки при их склеивании. Фор- и ахтерштевни скрепляют со стапелем или непосредственно, или через деревянные прокладки.

Пояса обшивки, начиная с килевых, устанавливают симметрично относительно киля. Пояса обшивки в носовой и кормовой оконечностях викинги изготовляли из изогнутой древесины (кривуль), для чего на правый и левый борта укладывали доски, полученные из одного ствола, зеркально. Контур планок для модели нужно вырезать терпеливо, с многократными пробами. Профиль необходимой планки определяют, используя шаблон из бумаги или картона. Вырезанную планку следует устанавливать без натяжения. Полагают, что викинги, прежде чем изогнуть доски, подогревали их над огнем после предварительного замачивания. При постройке модели с помощью клея подогревать планки в кипящей воде или над паром нецелесообразно. Лучше подогревать сухие планки, проводя их над металлическим кожухом нагревательного элемента паяльника.

После установки обшивки штевни отсоединяют от стапеля. Внутренние детали достраивают уже без стапеля и шаблонов при нормальном положении модели, т. е. когда судно стоит на киле.

После окончания работ по дереву, а значит и после изготовления мачт, шпиртов и весел, модель покрывают лаком. Так как суда викингов были осмолены, в лак для корпуса следует добавить темный пигмент.

При оснастке модели такелажем следует решить, будет ли на ней установлен парус и потребуется ли для перевозки модели ее разоружать. В этом случае парус и стоячий такелаж не следует делать жесткими и пропитывать их разведенной скипидарной краской, лучше оставить их мягкими. Отметим, что бегучему такелажу при вооружении модели трудно придать естественное натяжение. Прямой парус у викингов состоял из вертикальных полос материи, продубленных и через одну выкрашенных в красный цвет. У модели парус можно изготовить из одного куска материи, если швы покажутся слишком грубыми и будут привлекать внимание.

Выкроенный и обликованный парус закрепляют на рее, предварительно вымочив его в настое дубовой коры или чая и раскрасив в характерной манере. Если парус должен выглядеть как наполненный ветром, то, раскрасив его и придав ему соответствующую форму, парус высушивают на месте. Понятно, что после этого его нельзя будет ставить на разные галсы относительно ветра.

Для изготовления стоячего и бегучего такелажа следует использовать нити различной толщины в соответствии с выполняемыми ими функциями. Взять ли собственноручно изготовленные «тросы» или готовые нити, провощить или покрасить их красками для материи — следует решать в каждом случае индивидуально.

В заключение скажем несколько слов о головах и хвостах зверей — символах, которыми викинги украшали свои суда. Лишь на судне из Усеберга были найдены остатки головы дракона в типичной для викингов орнаментовке. Однако в сагах при описаниях судов говорится об украшении штевней: «Рауд имел большое драконовское судно с позолоченной головой дракона» или «Король Харальд повелел построить судно. Впереди оно имело голову дракона, а позади закругленный хвост». Наряду с драконами, которыми чаще всего украшали суда, особенно «длинные», упоминались, например, журавль или зубр: «Магнус командовал «Большим зубром». Он имел более 30 отделений, спереди на штевне — голову зубра, а позади на киле — хвост».

Источник

Как строили ладьи и драккары

В 1967 году в местечке Ральсвик на легендарном острове Рюген была сделана весьма значительная находка. При проведении дорожных работ, ковш экскаватора вынес из земли несколько, соединённых между собой деревянными нагелями дубовых досок. Строитель отнёс свою находку работавшим неподалёку археологам и те в скором времени приступили к раскопкам, в ходе которых было обнаружено четыре древнеславянских корабля и целое торговое поселение. Поселение существовало там с VIII века и было в средневековье одним из важнейших портов балтийского моря. Предполагается, что именно здесь, в защищённом от штормов заливе, а не на малопригодном для этого скалистом, с многочисленными мелями, морском берегу, и располагался флот руян. Ральсвик был уничтожен в результате вражеского, скорее всего датского, нападения. Об этом свидетельствуют следы пожара и клад в 2 203 арабских дирхем; предполагается, что и ладьи были в спешке закопаны руянами, во избежание их разрушения врагами.

Вот так сейчас выглядит бухта Ральсвика. Когда тут стоял мощный флот руян, а теперь – декорации для ежегодных спектаклей, рассказывающих о знаменитом пирате Штёртебекере (о немецком пирате и предводителе витальеров, или Виталийских братьев как-нибудь позже).

История раскопок была непростой. Раскопанные в конце 60-х корабли, пришлось зарыть обратно в землю, так как не были выделены средства для консервации. Во второй раз их выкопали в 1980 г., для показа на международной конференции. И в этот раз не придумали ничего лучше, чем снова зарыть ценнейшие находки. Неизвестно, сколько бы ещё длились эти странные манипуляции, если бы не произошло объединения Германии. В новом государстве нашлись деньги для адекватного отношения к историческим ценностям и в 1993 ладьи выкапывают в третий раз, с последующей консервацией, а через некоторое время некоторое время создаётся рабочая группа для реконструкции наиболее хорошо сохранившегося корабля. По расчётам археологов, построена эта ладья была около 977 г. из дерева, выросшего на Рюгене или в Поморье; использование деревянных гвоздей – нагелей доказывает, что строителями были славяне (скандинавы использовали металлические гвозди).

Реконструкция производилась вполне аутентично, по технологиям тех времён, с использованием аналогов старинных инструментов.

Другая ладья и сейчас находится в Гросс Радене. Её тщательно скрывают по адресу: Arch?ologisches Freilichtmuseum Gro? Raden
Kastanienallee
19406 Gro? Raden

Особенно тщательно скрывают ладью и музей славянского быта с 10 до 16:30.

Больше всего восхищает та ответственность и качественность, с которой немецкие реконструкторы выполнили работу.

УчОные же всё скрывают, всё придумали рептилоиды и протоукры. Вот ещё один из центров, где всё скрывают, ежедневно с 9 до 18 часов, по адресу: Huk aveny 35, 0287 Oslo.

Музей кораблей викингов (норв. Vikingskipshuset) расположен на полуострове Бюгдё в пределах Осло. Является частью Музея истории культуры при Университете Осло и хранит археологические находки из Туне, Гокстад (Саннефьорд), Осеберга (Тёнсберг) и кладбища насыпи Борре. Работает с 1926 года.

Милости просим посетить.

Корабль был построен в 1985—1987 годах на судоверфи в Пирее на средства ВМС Греции и британского мецената банкира Фрэнка Уэлша (Frank Welsh). В роли научных консультантов при строительстве выступали историки Джон Синклер Моррисон (John Sinclair Morrison), Джон Ф. Коутс и Чарльз Уиллинк (Charles Willink).

В 1993 году «Олимпия» была перевезена в Великобританию для участия в торжествах, приуроченных к 2500 летию с возникновения демократии. В 2004 году доставила в Пирей Олимпийский огонь.

С тех пор «Олимпия» размещается в сухом доке в афинском пригороде Фалер.

Музей ВМС Греции (Афины)
Марина Флисвос, П. Фалиро 175 19 Афины
Тел.: 210 9852578, Факс: 210 9836539
Информация для образовательных программ: тел.: 219 9888211 (сайт чёй-то не работает, видать ВМС Греции опять в раздрае, ищите так, фото и видео миллион или мой предыдущий пост о Флоте Рима посмотрите).

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

Источник

форум моделистов Судомоделизм

ShipModeling форум моделистов Верфь на столе

Как сделать ладью викинговКак сделать ладью викингов Как сделать ладью викинговКак сделать ладью викингов Как сделать ладью викинговКак сделать ладью викингов Как сделать ладью викинговКак сделать ладью викингов Как сделать ладью викинговКак сделать ладью викингов Как сделать ладью викинговКак сделать ладью викингов

VIKING SHIP от Amati

VIKING SHIP от Amati

#1 Сообщение Poros » Вт янв 08, 2008 1:16

Заранее прошу прощения за своё дилетанство

Как сделать ладью викингов

#2 Сообщение Dedal » Вт янв 08, 2008 2:07

#3 Сообщение Horst » Пн янв 21, 2008 20:42

Как сделать ладью викингов

#4 Сообщение MBrick » Вс апр 13, 2008 4:28

Как сделать ладью викингов

#5 Сообщение ZORRO » Вс май 17, 2009 10:24

Как сделать ладью викингов

#6 Сообщение Bekas15 » Вс май 17, 2009 12:01

Как сделать ладью викингов

#7 Сообщение ZORRO » Пн июн 01, 2009 10:07

Как сделать ладью викингов

#8 Сообщение ZORRO » Пн июн 01, 2009 11:02

Упаковка. Как правило очень красочная картонная коробка, на лицевой стороне большая фотография модели, на боковых сторонах несколько фотографий отдельных мест модели. Листы фанеры или шпона находятся в различных отделениях, мелкие детали в коробочке со специальными отделениями, исключающими повреждение или потерю. Рейки связаны вместе или группами.

Инструкция. Инструкция средняя, иногда с фотографиями по сборке, иногда в схемах. Присутствуют чертежи хорошего качества.

Детали. Качество деталей высокое, брак бывает редко. Все плоские деревянные детали вырезаны лазером. Рейки и заготовки под мачты хорошего качества.

Детализация моделей. Модели фирмы BILLING BOATS имеют довольно хорошую детализацию, много металлических деталей тонкого литья. Часто используются фототравленные элементы. Широко применяется пластик.

Источник

Викинги и их корабли (часть 2)

Что и говорить, не повезло археологам с находками доспехов викингов. Всего-то один единственный «шлем из Гъермундбю» это, конечно, явно недостаточно. Но зато им повезло с их кораблями, которых нашли вполне достаточно для того, чтобы как следует изучить. Причем, что особенно интересно, находили корабли викингов как на суше, так и под водой, причем последние удалось даже поднять на поверхность, собрать, законсервировать, защитить от дальнейшего разрушения и выставить в музее. Речь идет о кораблях викингов, обнаруженных на дне датского фьорда Ро́скилле (дат. Roskilde).

Как сделать ладью викингов

Здание музея кораблей викингов в Роскилле.

А было так, что местные рыбаки знали о корабле, лежащим в этом районе, уже давно. Более того, существовала легенда, что этот корабль приказала затопить великая королева Маргрете, правившая Данией в XIV веке, чтобы таким образом преградить вражескому флоту путь в порт Роскилле. Однако, когда в 1956 году два спортсмена-аквалангиста подняли с морского дна дубовую доску с этого корабля и передали ее специалистам из Датского национального музея, выяснилось, что оно старше этой королевы на целых четыреста лет! То есть этот корабль мог принадлежать только викингам!

Как сделать ладью викингов

Опыты проведения подводных археологических исследований у датских историков не было никакого, да и сам акваланг, позволивший проводить такие исследования, появился не так и давно, и его только начали по-настоящему осваивать. Поэтому особых надежд на результаты подводных работ они не возлагали. Кроме того, они опасались, что за долгие годы лед и приливы должны были бы разрушить большую часть корабля. Тем не менее в 1957 году поисковая группа, состоявшая из пяти человек, взяв напрокат акваланги, пожарный насос для удаления ила, понтон для размещения оборудования, приступила к подводным изысканиям.

Как сделать ладью викингов

Работа была очень трудной. Пожарный нанос поднимал тучи ила, так что нужно было ждать, пока его не унесет течением и только тогда продолжать работу. Кроме того, остов корабля был завален тяжелыми камнями. И вот тут, разбирая их, подводные археологи сделали свое первое открытие – рядом с килем первого корабля они увидели второй! Значит корабль здесь лежал не один?

Как сделать ладью викингов

За первые три года работы под водой археологи подняли на поверхность наиболее крупные и хорошо сохранившиеся деревянные детали, а то, что еще оставалось на дне, они вновь осторожно прикрыли сверху камнями. В таком виде корабли оставались на дне до тех пор, пока место раскопок не обнесли специальной дамбой.

Затем уже в 1962 году внутри этой дамбы установили понтон с насосами и начали осторожно откачивать из него воду. Существовала опасность, что камни при этом могут сдвинуться и раздавить хрупкое дерево. Поэтому воду откачивали очень осторожно, снижая ее уровень всего на несколько дюймов в день.

Как сделать ладью викингов

Когда корабли оказались уже поверхности воды, к работе были привлечены студенты, которые начали высвобождать их из каменного плена. Приходилось лежать ничком на узких деревянных мостках, устроенных над местом раскопок, и сначала расшатывать камни струями воды из шлангов, а затем собирать их в ведра и вывозить на тачках.

Любые металлические инструменты использовать запрещалось, чтобы случайно их не уронить и не повредить хрупкую древесину. Приходилось использовать ведра из пластмассы, а также детские совки для песка и кухонные скребки из пластика – единственные инструменты, облегчавшие рабочим их ручной труд.

Как сделать ладью викингов

Вот так под водой трудились аквалангисты, расчищавшие детали найденных кораблей и поднимавшие их на поверхность.

Кроме того, приходилось опасаться и того, что дерево, оказавшись на воздухе, станет высыхать и при этом коробиться, то есть детали уменьшатся в объеме и потеряют свою форму! Поэтому над местом работы установили специальные разбрызгиватели и непрерывно поливали место работ водой, из-за чего работать приходилось в дождевиках и в сапогах.

Объем работы был проведен поистине колоссальный. Так, каждую находку фотографировали и прикрепляли к ней бирки с описанием к какому кораблю она принадлежит и на каком месте ей следует находиться. Всего таким образом удалось поднять с морского дна 50000 обломков и все их тщательно каталогизировать!

Как сделать ладью викингов

Интересно, что в процессе раскопок оказалось, что два корабля из пяти не боевые, а торговые. То есть викинги умели не только воевать, но и торговать и даже строили для этой цели специальные суда.

Причем один из этих кораблей, так называемый «кнорр», оказался достаточно крепким и вместительным, чтобы выдерживать бури Атлантического океана. Так, что возможно, именно на таких судах викинги-переселенцы и отправлялись осваивать Исландию и Гренландию, а вовсе не плавали туда на боевых судах – драккарах. Другой, относительно небольшой и легкий корабль, был типичным каботажным судна, каких викинги использовали для плаваний по Балтийскому и Северному морям. Борта у этих кораблей были выше, а сами они шире, чем боевые корабли, узкие и обтекаемые. В средней части находился вместительный трюм, который можно было при необходимости закрыть кожаным тентом для защиты от влаги. Интересно, что оба торговых судна несли на себе очевидные следы эксплуатации, причем многолетней, настолько они были потерты и побиты во многих местах.

Как сделать ладью викингов

Трудно себе представить, но вот этому дереву около 1118 лет!

Между прочим, более легкое суденышко, уступая в размерах тому, второму, оказалось самой ценной находкой. Дело в том, что в отличие от других кораблей, найденных на дне фьорда, оно сохранило свои первоначальные очертания. Причем, 75 процентов длины его тринадцати с половиной метрового корпуса вообще не пострадали. От кормы, правда, практически ничего не осталось, зато его выгнутый нос из цельного куска дубовой древесины прекрасно сохранился, несмотря на тысячелетнее пребывание под водой. Он не имел украшений, поскольку это было торговое судно, но несмотря на это очертания его были очень красивы и эстетичны. На судне были отверстия для весел, однако следы износа были не во всех. Это дало возможность установить численность его экипажа – всего 4-6 человек, и также то, что оно чаще ходило под парусом нежели на веслах.

Как сделать ладью викингов

Как только стало известно о находках на дне фьорда Роскилле, сразу несколько датских городов заявили о своей готовности обустроить для их хранения соответствующее музейное помещение. Выбрали Роскилле, так как там уже было запланировано строительство музейного комплекса из стекла и стали. Правда, тут начались чисто технические неприятности уже с самими находками. Дело в том, что для того, чтобы дерево не высыхало и не теряло своей формы, его обрабатывают в ваннах с водой и специальным веществом – гликолем, причем операция эта занимает от шести месяцев до двух лет. По идее это должно было защитить древесину. Однако, когда все было готово и ученые начали сборку деталей в одно целое, было замечено, что древесина некоторых деталей все же подвергалась усушке. Оказалось, что гликоль проник в них только в верхние слои древесины, но не вглубь. Понимая, к чему со временем это приведет, ученые решили удалить гликоль, для чего принялись купать деревянные детали в ваннах сначала с горячей водой, а затем промывать холодной, после чего дерево вновь набухло и приобрело прежний объем.

Теперь процесс решили усовершенствовать. Воду заменили бутанолом – разновидностью спирта, который способствовал равномерному внедрению гликоля в поры древесины, что позволило ее укрепить, но усушкой уже не грозило. В итоге реставраторы смогли продолжить свою работу по сборке кораблей и довести ее до конца.

Как сделать ладью викингов

Рядом с музеем находится судоверфь, где современные мастера по технологиям прошлого создают точно такие же корабли, как и те, что экспонируются в музее.

Детали кораблей помещали на специальные металлические остовы, имитирующие обводы корпуса, причем недостающие части так ничем и не заменялись, хотя общие очертания корпусов сохранились при этом полностью. Один из залов пришлось удлинить, поскольку корабль, который в нем должен был находиться, оказался для него слишком уж большим. Двум торговым кораблям отвели почетное место на фоне огромного окна с видом на фьорд, ставшего превосходной декорацией для их силуэтов.

Как сделать ладью викингов

А потом на них за деньги (всего-то 80 крон!) катают всех желающих. Ощущения от этого плавания, как говорят, остаются незабываемые!

Самое главное, что даже частичная реконструкция всех этих судов показала, что те люди, которые их строили, обладали большим опытом и являлись настоящими мастерами своего дела. То есть умели создавать одновременно и функциональные, и красивые суда. При этом работали они, используя самые примитивные орудия труда, не знали математики и сопромата, и тем не менее смогли построить корабли с прекрасными мореходными качествами. С другой стороны, все эти пять кораблей викингов являются также и памятником современным ученым, которые сумели добыть их обломки со дна моря, предохранить от неминуемого разрушения при высыхании на воздухе и спасти их для нас и наших потомков.

Как сделать ладью викингов

Ну, а вот этот корабль нашли лишь в 1996 году здесь же в Роскилле, причем совершенно случайно. Это оказался самый большой среди всех найденных на сегодня кораблей викингов. Уже подсчитали, что на его постройку в то время, а построен он было около 1025 года, ушло примерно 30 тысяч человекочасов труда судостроителей, да еще к этому следует добавить работу лесорубов и перевозку материалов к месту строительства. Длина корабля превышает 36 метров, что на целых четыре метра больше длины флагманского корабля Генриха VIII «Мэри Роуз», который построили пять столетий спустя. На борт корабль мог взять 100 воинов, которые по очереди гребли 39 парами весел, если вдруг ветра для его шерстяного квадратного паруса было недостаточно. На борту было тесно, спать приходилось, устроившись между своими сундуками, да и места для припасов было тоже очень мало. Поэтому брали их по минимуму и лишь в один конец, поскольку плавание было недолгим. Опытными плаваниями судов-копий кораблей викингов удалось доказать, что они легко выдерживают среднюю скорость хода в 5,5 узла, а при свежем ветре они могут мчаться со скоростью 20 узлов. Осталось от этого корабля не так уж и много, но, тем не менее, вполне себе можно представить, как именно выглядел этот самый настоящий супер-драккар…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *