Как сделать лессировку в декупаже
Лессировка в декупаже: мастер-класс с фото и видео
Лессировка в декупаже – это очень интересная техника декорирования шкатулок, заключается она в необычном окрашивании, которое помогает создавать уникальные образы и эффекты. Если вы впервые слышите данное понятие или знаете и уже давно мечтаете попробовать, даже если вы просто хотите усовершенствовать свое мастерство в этом виде искусства, данная статья будет вам весьма полезна.
Лессировка – это своеобразная техника окрашивания, при которой слои краски наносятся один на другой, прозрачные слои наносятся на основу. В результате получаются разнообразные оттенки, разнообразная глубина и яркость цвета. Краску при такой технике разбавляют водой или растворителем, чтобы получить размытые, полупрозрачные штрихи. Кисти стоит выбирать средней жесткости, так как мягкими сложно смешивать краску, а жесткая не обеспечит правильного нанесения, но в любом случае, это индивидуальный момент, если вы привыкли работать своими кистями, возможно, вам будет удобнее не изменять своей привычке.
Декупаж шкатулки
Чаще всего в этой технике украшают деревянные шкатулки, они могут послужить прекрасным подарком для родственницы или подруги, так же неплохо бы заиметь у себя такой необычный аксессуар, который может стать не только удобным местом хранения ваших драгоценностей, но и необычным украшением интерьера. Предлагаем вашему вниманию подробнейший мастер-класс по декорированию самой неприметной шкатулки в этой технике.
Для работы необходимо подготовить:
Сначала нужно подготовить к нанесению краски саму шкатулку, нужно отшкурить ее до гладкого состояния при помощи наждачки.
Обратите внимание, что поверхность должна быть идеально гладкой, чтобы краска хорошо ложилась и не скатывалась.
Крышку, на которую будет наноситься рисунок, нужно отгрунтовать.
Теперь рисунок нужно приклеить на поверхность крышки. Сверху покрываем лаком, начиная работу от центра картинки к краям.
При помощи наждачной бумаги обрабатываем края, сглаживаем все неровности, при необходимости можно еще раз покрыть изображение лаком. Теперь берем самый светлый тон из выбранной нами палитры и покрываем шкатулку, это и будет база.
Основным цветом нужно прокрасить боковинки и донышко нашего изделия, после того как краска высохнет, нужно покрыть изделие лаком. Наждачкой снова убираем все неровности и лишние кусочки засохшего лака.
Смешиваем еще 2-3 цвета из палитры. В краску нужно добавить побольше воды, чтобы она стала совсем жидкой.
Кисть при работе должна быть влажной. Набираем краску на кисть, лишнее уберите на бумагу. Начинаем наносить краску на изделие. Кисть должна «ходить» параллельно поверхности шкатулки.
Если покрытие выходит плотным, можно снова смочить кисть в воде, чем более размытыми получатся контуры, тем будет лучше. Излишки воды можно убрать при помощи салфетки.
Таким же образом наносим следующие оттенки, необязательно дожидаться полного высыхания предыдущего слоя, ведь цвета должны перемешиваться между собой, а контуры должны быть размытыми. Здесь нужно дать свободу своей фантазии, не бойтесь экспериментировать. Лессировка в декупаже – это свобода творчества, а не строго ограниченные рамки. Грани желательно обработать при помощи губки.
Когда окрашивание завершено, изделие нужно отложить в сторону и дать ему высохнуть.
После того как краска высохнет, шкатулку нужно покрыть лаком, обработать наждачной бумагой. Обрабатывайте изделие лаком и наждачкой до тех пор, пока оно не станет приятным на ощупь.
Вот такая красивая шкатулка у нас получилась, никто и не догадается, что ее сделали своими руками.
Осваиваем лессировку
Я расскажу, зачем, с моей точки зрения, применять лессировку и покажу пошаговое её исполнение с применением акварельных красок и с минимальным количеством используемых цветов.
Почему акварельных? Исключительно потому, что они быстрее сохнут. А одним из условий успешной лессировки является 100% просыхания предыдущего слоя. Использовать же можно любые другие краски.
Почему я буду использовать только несколько цветов? Ну, во-первых, я постараюсь, чтобы стал понятен принцип лессировки, а так для меня проще объяснять. Ну чтобы показать, что результатов можно достичь с минимальным цветовым набором и всего в 9 шагов 🙂
В данном случае будет маленькая пейзажная зарисовка.
Каждый шаг я буду не только пояснять на бумаге, но и с края листа показывать, какой именно тон использовала.
Поехали?
Точное определение лессировки вы можете найти в словаре, своими же словами приблизительно так.
Лессировка — это живописный прием, который заключается в последовательном нанесении полупрозрачных слоев красок. Это настоящая классика живописи.
Она нужна как для создания сложных фонов, так и для передачи глубины изображения, смягчении тонов. С ее помощью можно создать тонкие цветовые переходы, не теряя объемности и воздушности изображения.
Сколько слоев можно наносить? Тут мнения разделяются. В общем, столько, сколько считаете нужным для достижения требуемого результата. Основываясь на собственном опыте могу сказать, что чем прозрачнее вы будете наносить слои, тем больше сможете их нанести. Но большое количество слоев вовсе не обязательно.
На той работе, которую я предлагаю вам сделать (фото № 1), их всего насколько. На той, которая на фото № 2, их очень много. Не считала, сколько. Но та лессировка, которая была нужна для передачи воздушности зарождающейся весны, прозрачности пробуждающегося леса (равно как и вида мутной весенней воды), совершенно лишняя для летней зарисовки. Всему свое время, не так ли?
Если вам это интересно, приступим 🙂
Что понадобится:
1. Плотная бумага. Лессировка предполагает многократное нанесение слоев краски на бумагу, а значит многократное её смачивание. Поэтому для черчения не подойдет. Лучше среднезернистая для акварели. Тем более, что одна из прелестей лессировки состоит в том, что через нее должна просматриваться структура бумаги или загрунтованного холста. Зачем же лишать себя подобной красоты?
2. Мягкая кисть. У меня № 5, белка.
3. Акварель. Понадобится всего 4 цвета: синий, зеленый, желтый и коричневый.
4. И, конечно, желание!
Вначале, как всегда перед работой, обезжирьте лист водой. То есть просто нанесите воду тонким слоем на лист и оставьте его высыхать. Даже если будете использовать не всю поверхность листа, обезжиривайте полностью. Иначе намоченная часть «вспучится» в противовес не намоченной и потом может получиться не слишком-то красиво 🙂
Шаг один.
Размечаем линию горизонта. С точки зрения композиции, она не должна проходить посередине. Это не выигрышно зрительно. Поэтому на небо отведем немного больше пространства. Тон неба — голубой, для почвы выберем желто-зеленый.
Сбоку я буду показывать тона, положив мазок кисти.
Голубой тон наносим снизу вверх от лини горизонта, желто-зеленый — сверху вниз. Кисть ведем по горизонтали. Таким образом на линию горизонта придутся наиболее плотные слои.
Оставляем до полного просыхания.
Важно: предыдущий слой должен полностью высохнуть! Не наносите новый до полного высыхания предыдущего. Иначе будет не лессировка, но грязь.
Шаг два.
Дописываем небо. Синюю краску разводим более плотно и набираем ее на кисть с большим количеством воды. Проводим по небу несколько широких косых полос и чуть размываем в одну из сторон. Это облака.
Шаг три.
Зеленой краской проводим две неровные полосы по линии горизонта — это лес вдали.
Шаг четыре.
Разводим сине-зеленую краску. Слой прозрачнее кладем широко по линии горизонта, зрительно увеличивая его глубину. Более глубокий слой — небольшое пятно на среднем плане. Зачем — будет ясно дальше 🙂 И тем же тоном — тонкую линию по верхушкам далекого леса.
Шаг пять.
Это самый темный из всех слоев. Опять смешиваем синюю и зеленую краску, но с преобладанием синей. Воды берем мало и кончиком кисти наносим небольшие вертикальные мазки слева направо. Это кроны деревьев, которые колышет ветер!
А пятно, которое мы рисовали в шаге четыре — тень от них. До ствола еще дело дойдет, а пока пусть повисят в воздухе 🙂
Шаг шесть.
Если вы его пропустите, зарисовка не пострадает. Но можно и придать чуть больше живости нашему изображению.
Цвет — синий с толикой зеленого. Наносим несколько мазков, как в шаге пять, немного заполняя зазоры между предыдущими мазками. Это придаст кроне иллюзию движения.
Шаг семь.
Бледно-желтым цветом наносим несколько мазков по переднему плану, выделяя его.
Перед тем, как сделать следующий шаг, я замечаю, что неверно рассчитала расположение тени и крон. Не беда. Заодно покажу, как все исправить 🙂 Зеленым цветом (шаг 4) дописываем тень вправо. А когда высохло — переходим к шагу восемь.
Шаг восемь.
Шаг девять.
И, самое ответственное — поставить подпись 🙂
Таким образом, с применением лессировки можно получить пейзажную зарисовку. Можно — картину. Можно сделать красивый, сложный фон к декупажу.
Главная хитрость — постарайтесь представить, какой результат хотите видеть. Представьте его в перспективе, как тоннель: первый слой — самый светлый, тот, что ближе к вам. И по мере накладывания слоев тоннель становится все глубже и глубже, слой за слоем. Или светлее и светлее — если выходите из него. Так и слои краски.
Лессировка в декупаже – тонкий и удивительный приём, который позволяет создавать неповторимые вещи своими руками
Лессировка в декупаже применяется довольно часто, так как позволяет создавать невероятные эффекты при окрашивании поверхности. В искусстве всё взаимосвязано, поэтому неудивительно, что лессировка «пришла» в данную технику из художественного искусства.
Разбираемся с техникой лессировки в декупаже для начинающих
Лессировка – это техника нанесения краски, в которой прозрачные слои наносятся друг на друга или на основу. Благодаря этой технике можно добиться разнообразных оттенков и глубины цвета. Смысл её заключается в том, что используемую краску разбавляют водой или растворителем, и уже эту жидкую консистенцию наносят на рабочую поверхность тонкими слоями. Кисти для этой цели лучше выбирать средние, чтоб были не мягкими (ими неудобно смешивать краску) и не жёсткими (сложно наносить тонкие слои краски). Но это лишь рекомендация, поэтому каждый выбирает рабочий инструмент исходя из своих предпочтений.
В 14 – 19 веках лессировочная техника использовалась художниками как окончательная обработка картин. Голландец Ян ван Эйк внёс корректировку в данную технику, улучшил её. Вскоре и итальянцы начали ею пользоваться. Так стали наносить грунт белого или телесного цвета, вскрывали его лаком, и после этого начиналась работа в лессировочной технике. Тона должны двигаться от холодных к тёплым оттенкам.
Новое усовершенствование внёс Караваджо. Он стал использовать в основе чёрный грунт. По сей день используется смешанная техника с нанесением разных грунтов.
Изучаем пошаговый мастер-класс с разбором техники
Рассмотрим мастер класс по этой технике. Раскрашивать будем деревянную шкатулку. Её нужно обработать наждачной бумагой перед началом работы. После того, как шкатулка подготовлена, приступаем к разведению краски водой. В данном случае используются акриловые краски, насыщенность в разбавленном виде зависит от количества воды. Выбор пал на четыре цвета: сиреневый, фиолетовый, голубой и розовый.
Сначала наносится основной слой, который не обязательно должен быть однотонным, можно наносить и полосками. Обрабатываются все поверхности шкатулки или выборочные. После нанесения последнего слоя краски одного цвета, необходимо дать ей высохнуть. На это уходит около 1.5 – 2 часов. Если нет времени на ожидание, то процесс можно ускорить при помощи фена, но использовать нужно только режим холодного воздуха. Когда краска окончательно высохла, нужно зашкурить поверхность, для этого используется наждачная бумага со средним звеном.
Далее наносятся следующие слои, высыхают, и обрабатываем их наждачной бумагой, пока не закончатся все подготовленные растворы. Если шкатулка получается более яркой, чем планировалось, то можно воспользоваться раствором натуральной охры, он приглушает и делает более мягкими цвета. Окончательным слоем в работе может послужить и перламутровая эмаль золотистого цвета, в данном случае выбрана именно она. Также не забываем развести её водой. Вот результат, которого удалось добиться:
После этого для защиты перед последующей работой нужно покрыть наружные стенки и дно двумя слоями акрилового лака, давая возможность высохнуть каждому слою. Верх шкатулки аккуратно грунтуем. Количество слоёв грунта зависит от того, насколько светлая картинка будет использоваться для декора. Грунт также следует ошкурить.
Приступаем к работе с картинкой, которую предварительно распечатали. Её нужно покрыть акриловым лаком в несколько слоёв, направление нанесения должно быть разнонаправленным, каждому слою нужно дать постоять 15 – 20 минут для высыхания. Следующим этапом вырезаем картинку по контуру и замачиваем в воде примерно на полчаса.
По окончанию указанного времени достаём картинку и кладём её на непромокаемую плотную поверхность вверх лицом. При помощи зубочистки или иголки аккуратно начинаем отслаивать край картинки, нужно снять весь слой бумаги с рисунком.
Отслоённый рисунок переворачиваем лицом вниз, при помощи воды пальцем скатываем остатки бумаги.
Скатанную бумагу можно удалить под тонкой струёй воды. Если этого не сделать, то в месте, где остался не удалённый слой, может скопиться воздух и покрытие может порваться.
На крышку шкатулки нужно нанести клей или лак и на него приклеить картинку. При этом на саму распечатку нужно положить пленку или файл и через них тряпочкой проглаживать, выгоняя воздух и разглаживая деталь. Остаточный воздух нужно удалить пальцем, смоченным в лаке или клее (смотря, что использовали), это делается после того, как защитный файл удалён, движения должны быть направлены от центра к краю.
Такой способ работы с декором можно использовать только для распечаток, салфетка от такого воздействия порвётся. Когда шкатулка полностью высохла, края распечатки нужно удалить грубой шкуркой и затонировать края крышки, чтоб смыть границу между материалом шкатулки и рисунка. Тонировка выполняется губкой. Последним штрихом в работе будет нанесение двух слоёв акрилового лака и окончательного слоя полиуретанового лака. Все покрытия обязательно должны поддаваться обработке наждачной бумагой.
Видео по теме статьи
И напоследок предлагается подборка видео уроков, которые помогут создать неповторимые вещи.
Мастер-класс по прозрачной лессировке на деревянной заготовке
Этот мастер-класс по лессировке-морению, как я её называю. Она имеет в своей основе «OneStroke», то есть технику двойного мазка. Поскольку в фотосъёмке мне никто не помогает, то фотографии будут всё-таки результата, а не процесса. Ну и описать словами попытаюсь максимально подробно.
Есть много способов добиться подобного эффекта. Кто-то пользуется вместо воды разбавителем акрила, кто-то лаком. Я пользуюсь своим способом, о котором я и расскажу.
Итак, начнём. Лессировка будет описана на примере моей последней ключницы.
Для работы нам необходимо следующее:
Для начала решаем, в каких цветах у нас будет лессировка. Цвета выбираем с картинки. Я решила, что моя лессировка будет приблизительно цветов тени под кувшином.
На одноразовую палитру выкладываем кучками краски тех цветов, которые планируем использовать. Отдельной кучкой наливаем замедлитель высыхания.
Берем плоскую синтетическую кисть. Я для себя поняла, что кисть для лессировки должна быть толщиной примерно 1/3 от ширины места, которое вы будете красить. То есть если толщина боковины шкатулки 6см, то кисть не больше 2см. По крайней мере, мне так удобно))), можно сделать 3 прохода.
Сразу скажу, считается, что начинать надо со светлых цветов и идти к тёмным, но в этом примере я так не делала)))) (и вышло хорошо).
Нашу кисточку макаем в воду. Немного отжимаем на бумажном полотенце (кисть должна быть мокрая!), макаем кисть в замедлитель высыхания, затем выбираем 2 краски (у меня синяя и розовая), одним концом макаем кисть в одну краску, а другим в другую краску. Вот так:
Берём ненужный лист бумаги, проводим по нему нашей кистью нескольку раз туда-сюда. Вы увидите, как 2 краски на вашей кисти смешались в середине мазка. И этой кистью вы начинаете красить ПО ВОЛОКНАМ (не поперёк. ) свою заготовку туда-сюда. Обычно после «сюда» краски на кисти окончательно смешиваются в один промежуточный цвет. Тогда я мою кисть и делаю набор красок на кисть заново.
После этого я беру мягкую натуральную кисть и чистой водой «размываю» красочный слой в некоторых местах (особенно если один цвет сильно где-то преобладает или несмотря на ваши усилия и воду слой получился не совсем прозрачным).
Вот что получилось на первом слое.
Сушим нашу заготовку.
Аналогичным способом набираем следующие 2 краски (у меня это аквамариновый и жёлтый) и проходимся «туда-сюда» по нашей заготовке (уже не везде, а местами). Там где предыдущий слой размыт до дерева, цвета лягут в чистом виде, там, где есть предыдущий слой, лягут поверх и дадут новый цвет, а там где вы не попали второй парой красок, цвета первого слоя останутся неизменными.
Вы всегда можете чистой мягкой кистью с водой сделать более плавные переходы и убрать излишек краски, можно добавить местами нужного тона мягкой кисточкой с сильно разбавленной краской.
Надеюсь, мастер-класс вам пригодится! Удачи!