Как сделать либретто своими руками

Как пишутся либретто

КАК ПИШУТСЯ ЛИБРЕТТО

/ пособие для начинающих /

Все знают, как пишутся романы, повести, стихи.
Как пишутся пьесы и киносценарии, народ тоже наслышан.
А вот как создаются либретто для опер и балетов, для него
загадка. Не подумайте, будто они полные профаны.
Композитор пишет музыку, скажут мне, а что ещё надо?
А ещё нужен сюжет, без которого певец не раскроет рот,
а балерина не шевельнёт ногой. Так что из всей этой музыки
получится всего лишь очередная симфония.

Однако, воспроизводя примеры, как следует писать либретто
для балетов и оперных произведений, хочу обратить внимание
на принципиальную разницу между старыми, классическими
либретто, и новыми, неоклассическими, разумеется, не столь
распространенными,но рано или поздно, они утвердятся
в репертуаре наших театров. В прежних все упиралось в любовные
перипетии, так что было не понятно, чем живы персонажи? Неужели
духовная и любовная пища заменяет им пищу из духовки?
В отличие от предшественников, характеры персонажей современных либретто раскрываются не только в области чувства, но и производственной деятельности.

Чтобы повысить культурный уровень посетителей зрелищных
мероприятий, я и предпринимаю эту скромную попытку.
Конечно, я волнуюсь, понимая меру своей ответственности,
но меня утешает мысль, что попытка эта первая, и если даже
окажется неудачной, сравнивать будет не с чем.

ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ

В современно офисе, в престижном районе столицы, трудятся бок о бок Начальник и его подчинённый Кубиков.

Начальник только что вернулся из-за границы, где поиски спонсоров совмещал с посещением злачных мест. Непредусмотренные сметой траты он надеется покрыть ожидаемой прибылью.

Едва Начальник появляется в офисе, как навстречу ему спешит радостный Кубиков. Причина его радости в отмене правительственного налога на добавленную стоимость, что позволит фирме завершить финансовый год почти с двадцатипроцентной рентатабельностью. «Удача сама плывёт нам в руки», – радуется Начальник, выражая переполняющие его чувства в быстром, искромётном танце.

Однако, счастье Кубикова омрачено мыслями о Розмари, жене, которая, как ему кажется, отдаляется от него. Поэтому танец Кубикова напоминает меланхолический вальс: душа, склонная к подобострастию, замирает в предчувствии беды.

Появляется Розмари. Её легкое чарующее па-де-де предназначается одному, но принимаются на свой счёт обоими мужчинами. Розмари страдает. Она и Начальник любят друг друга, но высокие моральные принципы не позволяют им отдаться, в присутствии мужа, охватившей их страсти.

Ничего не подозревающий Кубиков рассказывает жене об успехах Начальника, превознося его сметку и деловую хватку. Розмари смущена, но приносит свои поздравления. Кубиков предлагает «вспрыснуть» возвращение Начальника и отправляется в гастроном. Розмари пытается его удержать, но тщетно: отнесясь к увещеваниям жены, как к очередному капризу, Кубиков убегает. Его танец подчёркивает мучительную раздвоенность души и тела: душа верит в светлое, а тело желает тёмного.

НАЧАЛЬНИК — бас, желательно профундо.

КУБИКОВ — его подчинённый, баритон, в лирических сценах
переходящий в тенор.

РОЗМАРИ — жена Кубикова и любовница Начальника, меццо-сопрано,
в лирических сценах переходящее в колоратуру.

Сцена представляет современный офис. В офисе — Начальник и Кубиков.
Начальник просматривает документы, Кубиков напряженно вглядывается в экран компьютера.

НАЧАЛЬНИК / поёт сейчас и в дальнейшем /. Как часто получаешь не то, что нужно, и всегда — не то, что хочешь. Наши кастрюли находят всё меньше сбыта на мировых рынках. Мы на грани разорения. Нужны новые формы. Новые фо-о-о-р-мы-ы нужны.

КУБИКОВ / поёт сейчас и в дальнейшем /. Не могу понять, что происходит с Розмари. Она печальней день ото дня. Небо послало ангела мне, дураку, в награду. Она в утешенье мне послана судьбою, за это небо я благодарю. Её тоска, её печаль невольно сердце мне тревожат и томят.

НАЧАЛЬНИК. Если фирма прогорит, Розмари разлюбит меня.

КУБИКОВ. Если фирма прогорит, Розмари бросит меня.

РОЗМАРИ / поёт сейчас и в дальнейшем /. О, береги цветок роскошный, что я доверила тебе.

НАЧАЛЬНИК. Не помня зла, в минувшем дне, шальным весельем дышит вечер. Мерцают в полумраке свечи, и тени пляшут по стене.

КУБИКОВ. Люблю тебя и повторяю: моё ты счастье, тебя я обожаю!

РОЗМАРИ / обнимает мужа, но глядит на Начальника /. Что произошло, дорогой?

КУБИКОВ. Кастрюли наши никому не нужны. Мы в неоплатном долгу перед нашими акционерами.

РОЗМАРИ / в ужасе /. Боже мой!

НАЧАЛЬНИК, КУБИКОВ /вместе /. Прости и сжалься, Розмари!

РОЗМАРИ. Та-ра-та-та. Труба напоминает! Та-ра-та-та. Мужчине долг велит! /Начальнику /. Какой позор! Его не смыть слезами!

НАЧАЛЬНИК. Сердце красавицы склонно к измене и к перемене.

РОЗМАРИ. Прощайте оба. В душе я свято сохраню воспоминанья.

НАЧАЛЬНИК, КУБИКОВ. Ещё, быть может, наши кастрюли.

РОЗМАРИ. Вы оба. Оба меня обманули! Кто бы он ни был, кто бы ни был ты, начальник или подчинённый, гордиться чином нет причин перед подругою влюблённой. Любила вас — теперь уж нет. Любовь свободна — мир чарует.

НАЧАЛЬНИК, КУБИКОВ. Печальный жребий наш!

Nota bene: Вниманию граждан и организаций! Желающим приобрести указанные либретто по наличному и безналичному расчёту, обращаться к автору.

Источник

Либретто оперы «Сказка про репку». Сценарий мероприятия в четвертом классе

Инна Ивановна Малинина
Либретто оперы «Сказка про репку». Сценарий мероприятия в четвертом классе

1. Музыкальное вступление. /Открывается занавес. Утро. Всходит солнце. Просыпаются птицы – чирикают. За сценой слышна песенка. /

2. Хор «Солнце на небо взошло»

–Солнце на небо взошло,

Стало весело, тепло,

Солнце землю осветило,

Птиц на ветке разбудило.

Здравствуй, солнце красное!

Здравствуй, утро ясное!

Просыпается внучка. Бежит к колодцу – умывается. За ней бегут кошка и Жучка. Внучка умывается и поёт.

–Рано утром у колодца

Ручейком прозрачным льётся

Кошка тоже умывается,

Мягкой лапкой утирается.

Стала кошка чистая,

Входит дед с лопатой.

Внучка: Здравствуй, дедушка!

Дедка: Здравствуй, внучка!

Внучка: Ты куда идешь?

Внучка: Давай я тебе помогу.

Оба копают землю и поют.

4. Дуэт дедушки и внучки.

Чтобы сделать грядку

Пусть большая – пребольшая

Репка уродится!

Дедка сеет семена. Разрыхляет граблями землю. Внучка приносит лейку и водой поливает грядку.

Вырастай ты, репка,

Крупная да крепкая,

Круглая да гладкая,

Дедка: Ну вот и посадили мы с тобой репку. Пусть теперь солнышко землю греет, дожди поливают, чтоб наша репка поскорей росла. Пойдем внучка домой. Бабка пироги печет. Хорошо мы с тобой поработали – теперь отдохнем!

Дедка и внучка уходят в дом. Прилетают бабочки – кружатся над грядкой. Приходит наседка с цыплятами. С кудахтаньем и писком роются они в земле.

5. Танец наседки с цыплятами и танец бабочек.

На шум выбегает бабка со скалкой. Она видит в огороде кур.

Вот беда-то, вот беда!

Ой, бегите все сюда!

Выходят дедка и внучка.

Ну какая там беда-то?

В огород зашли цыплята!

Да гони ты их, гони!

Внучка гонит кур. Они в испуге разбегаются во все стороны.

Что ты гонишь не туда?

Вот беда-то, вот беда!

Ты зайди-ка от ворот!

Ох, пропал наш огород!

Загони цыплят в сарай.

Прибегает Жучка. Она лает на цыплят. Те убегают.

Вишь, на грядке все разрыто!

Дедка поправляет граблями грядку.

Ой, Сгорели пироги-то.

Бабка убегает, потрясая в отчаянье скалкой.

Дедка: Это я сам виноват. Позабыл чучело сделать, чтобы куры его боялись и в огород не заходили.

Внучка: Сейчас, дедушка, сделаешь чучело. Я все что надо принесу.

Дедка втыкает в землю палку. Внучка приносит старый пиджак и шапку. Чучело одевают.

В рукава надеть пиджак.

Ветер колышет чучело. Оно шевелится, как живое.

Видишь, чучело какое!

Даже машет нам рукою!

Если этот сторож тут –

Куры к грядкам не пойдут!

Ох и гонка мне досталась

Дай-ка я вздремну хоть малость

В холодке на грядке.

Ну а ты домой беги,

Внучка убегает. Дедка ложится на грядки и засыпает. Пока он спит из земли появляется стебель, потом высокая ботва, как дерево. Дедка просыпается. Он удивлен. Протирает глаза. Ощупывает себя.

Репка-то уже выросла?

Ну, конечно ж, это сон.

/щиплет себя за нос/

Ой-ой, ой! Нет, не сон!

Настоящая репа-то! А ну-ка, попробуем, хороша ли она на вкус.

Бабка! Иди сюда скорей!

Смотри-ка – диво какое!

Батюшки! Репка какая уродилась!

6. Дуэт дедки и бабки. Тянут репку и приговаривают.

Видишь репка, какова!

Раз ботва такого роста,

Значит репка – чудо просто!

Да гляди,какое дело:

Как в земле она засела.

Ну давай поднажмем,

7. Вытягивание репки.

Дедка за репку

Бабка: Внучка, а внучка! Поди-ка сюда!

Бабка: Помоги нам, внученька, репку вытащить. Нам с дедом не под силу.

Тащат втроем, приговаривая.

Дедка за репку,

Вот так репка!

Вот так репка!

Так в земле засела крепко.

Внучка зовет Жучку.

Жучка! Жучка! Иди сюда!

Вбегает Жучка. Она сердито лает на репку.

Чего ты, Жучка, лаешь?

На репку рассердилась?

Жучка продолжает лаять.

Хочешь, Жучка, косточку?

Жучка лает и ласкается к ней.

Ну так помогай нам репку тащить!

Жучка лает с готовностью.

Дедка сокрушенно ходит вокруг грядки.

Что за диво? Почему репка все на месте?

То, что трудно одному, сделаем все вместе.

Дедка: Вот это верно. Где одному не справиться – все вместе всегда сделаем. Ну-ка, попробуем!

Дедка за репку,

Вот так репка,

Вот так репка!

Как в земле засела крепко!

Жучка лает, зовет кого-то. Кошка из-за сцены отвечает – мяукает. Потом прибегает сама.

Внучка: Киска! Киска! Иди сюда скорей!

Хочешь, киска, молока?

Ну так помоги нам репку тащить!

Тянут репку.

Дедка за репку,

Кошка мяукает. Зовет кого-то. Выбегает мышка, но пугается кошки и с писком убегает.

Мышка! Мышка! Куда ты? Иди сюда!

Мышка выглядывает и снова прячется.

Бабка: Кошки она испугалась! Иди сюда, мышка! Не бойся!

Дедка: Иди мышка, кошка тебя не тронет!

Внучка: Мышка, иди скорей!

Хочешь! Ну так помоги нам репку тащить!

Дедка за репку,

Дедка: Постойте! Постойте! Споем-ка мы репке песенку, попросим ее не упираться. Может быть она нас послушает.

8. Песенка «Ах, ты, репка».

Ах, ты, репка, крепкая,

Не играй ты в прятки.

Вылезай ты, репка,

Сколько репку мы не тянем,

Пропадают все труды!

Что же мы с ней делать станем?

Как достанем из гряды?

Дедка: И помочь нам больше некому.

Жучка лает в зрительный зал.

Внучка: Что ты, Жучка, перестань!

Жучка лает точно хочет спросить о чем-то.

Дедка: Постой, постой! Это она не зря лает! Как же я не догадался! Говорю помочь нам некому, а ребят-то в зале сколько сидит! Чем они не помощники? Ребята! Поможете нам репку тянуть? Вот спасибо! Ну так споем ей все вместе нашу песенку. Только громко споем, да дружно!

Ах, ты, репка, крепкая,

Не играй ты в прятки.

Вылезай ты, репка,

Репку вытаскивают. Все падают друг на дружку. Встают, весело смеясь.

Дедка: Ну спасибо вам, ребята! Помогли! Ох и крепкая же репка уродилась! А как все вместе взялись – Так и вытащили. Так всегда бывает!

9. Пляска. Все пляшут. Потом поднимают репку и под мелодию последней песенки несут ее к дому.

10. Заключительный хор «За работой мы с утра»

За работой мы с утра!

Отдохнуть теперь пора!

На ветвях уснули птицы,

На луга роса ложиться

Сказка для детей старшего дошкольного возраста «Сказка в Рождественскую ночь» Эта история произошла накануне волшебного праздника, когда происходят чудеса и исполняются желания. В рождественскую ночь на землю спускаются.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей 2 младшей группы «Поможем деду вытянуть репку» Программное содержание образовательной ситуации: Образовательная задача: Образовательная область «Познание». Стимулировать развитие разных.

Конспект ООД по трудовому воспитанию в средней группе «Сажаем репку» Задачи: 1. Учить сажать семена репки, ухаживать за ними; продолжать учить, понимать содержание произведения; познакомить с новым овощем.

Конспект открытого занятия Тема: «Посадил дед Репку» Цель: учить детей узнавать весенние явления природы. Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Учить различать форму, цвет, группировать.

Сценарий театрализованного представления «Сказка про репку на новый лад» СКАЗКА ПРО РЕПКУ НА НОВЫЙ ЛАД. (для детей старшей, подготовительной группы) (перед началом представления звучит весёлая мелодия, и на площадку.

Конспект занятия по разучиванию стихотворения М. Ю. Картушина «Песенка про Репку» Занятие № 3 Разучивание стихотворения М. Ю. Картушина «Песенка про Репку». Цель: 1. Вызвать эмоциональный отклик на произведение устного.

Экологическая сказка-инсценировка нравственного содержания для детей старшего дошкольного возраста «Осенняя сказка» Дети бегут под музыку и останавливаются возле стульчиков. Песня»Осень». Ведущий:Нельзя нам на свете прожить без чудес, Они нас повсюду встречают.

Источник

Либретто к детской опере «Чиполлино»

Как сделать либретто своими руками

Скачать:

Предварительный просмотр:

Либретто оперы – сказки по повести Дж. Родари «Чиполлино»

Либретто составила ученицы 5 класса Стрельцовой Софьи.

Граф Вишенка – Буданов Гриша

Чиполлино – Гецу Яна

Старый Чиполлоне Савельев Даниил

Земляничка – Гаврилова Оля

Синьор Помидор – Лаптев Тимофей

Принц Лимон – Аксенов Макар

Охранники – Кайгородов Кирилл, Шулепов Женя.

Синьор Груша – Стрельцова Софья.

Морковка – Хрящева Лера

Хор – все выше перечисленные герои, а также их друзья:

Кум Черника и другие овощи.

Маленькая гусеница, кусок пирога, фрукты, палка синьора Помидора, чемодан с вещами графинь вишен.

Базарная площадь. Замок графинь Вишен, тюрьма.

Чиполлино вместе со своими друзьями танцуют танец на базарной площади.

Вдруг появляется Принц Лимон со своей свитой. Чиполлино нечаянно наступает на ногу Принца Лимона. Принц Лимон рассержен.

Лимон: поймать разбойника!

Догнать, арестовать, повешать!

Толпа: держи, хватай, держи его, держи.

Там, где зреют апельсины,

И лимоны, и маслины,

Но под синим небосклоном

Не маслином, не лимоном –

Значит, деду Чиполлоне

Прихожусь я внуком.

У отца детишек куча,

Все мы выросли на грядках.

Оттого у нас в заплатках

Выход Принца Лимона и стражников : попался негодный мальчишка!

Схватить, арестовать, в тюрьму его.

Выход отца: Ваше Высочество. Отпустите моего сына, он не виноват. Это я случайно наступил Вам на ногу.

Лимон. Что…? Негодник…. Да как ты посмел! Схватить его в тюрьму!

Все уходят вслед за арестованными.

Парк рядом с замком графинь Вишен. По дорожке парка гуляет грустный граф Вишенка.

В руках у него маленькая гусеница.

даже корочки хлеба! (Гладит ее.)

Земляничка. Граф Вишенка, Вишенка!

Вишенка (испуганно). А, это ты, Земляничка! (Прячет гусеницу.)

Земляничка. Спасибо. А, вы знаете, что случилось вчера на базарной площади?

Вишенка. Вот ужас…! Что же теперь будет.

Я разыщу этого Чиполлино, но мне запрещено выходить за ограду.

Песня графа Вишенки.

Во время фортепианного вступления и проигрыша граф Вишенка медленно и грустно ходит по сцене.

Вновь без сладкого на ужин,

Никому я здесь не нужен!

Не согрет и не обласкан,

Не прибавка к урожаю,

Но поверьте, я не плакса

И не маменькин сынок.

Как в жизни счастья мало!

Все наука да наука!

А графини – детектив!

И плодами просвещенья

Сыт уже до возмущенья.

Что случиться – я не знаю,

Как в жизни счастья мало!

В замке графинь Вишен. Графини Вишенки пьют чай. Входит синьор Помидор.

Синьор помидор похваляется своей внешностью.

Песня синьора помидора.

А служу я с давних пор

Тот, кто денег не припас,

Убирайтесь с грядки!

Я – холеный помидор

И вступать со мною в спор

Графини Вишни. Присаживайтесь, синьор Помидор. Что нового вы нам сегодня расскажите? Нет

Помидор. Да, кажется, есть одна.

Графини Вишни. Так что же?

Да, да, да… И сломал ему ногу.

Собирайся немедленно, мы уезжаем.

Я не могу, у меня здесь друзья.

Какие еще друзья? Здесь одни бандиты и разбойники.

(Собирают чемодан. Тянут Вишенку за руку) и уходят.

Фу, наконец – то удалось от них сбежать. А самое главное ключ у меня.

За оградой парка показывается Чиполлино, Редисочка, Виноградинка и Кактус.

Редисочка. Синьор Вишенка! Синьор Вишенка!

Ну где же вы, идите скорей сюда.

Чиполлино (снасмешкой). Футы, нуты! Какой важный!

Синьор Вишенка! Вы не могли бы подойти к нам на минуточку?

Вишенка. К сожалению, не могу. Мне запрещено разговаривать с незнакомыми овощами.

Вишенка. Да, действительно! В таком случае я сейчас подойду к вам, особенно если вы – Чиполлино.

Редисочка. Меня зовут Редисочка, а вот это – Чиполлино.

Чиполлино Интересно от кого?

От синьора Помидора.

Виноградинка и кактус. Он еще не лопнул от злости и жадности?

Синьор Груша играет на скрипке, а Чиполлино и его друзья проникают в тюрьму и открывают дверь.

Синьор Чиполлоне освобожден.

Чиполлино. Да! Наверное, синьор Помидор ничего хорошего обо мне не сказал?

Источник

Либретто, программа – основа создания хореографического произведения

Работа над любым хореографическим произведением начинается с замысла, с написания программы этого произведения.

В программе автор излагает сюжет, определяет время и место действия, раскрывает в общих чертах образы и характеры героев. Удачно задуманная и написанная программа, играет большую роль для последующих этапов работы балетмейстера и композитора. В том случае, если в основу сюжета автор программы берет литературное произведение, он обязан не только сохранить сюжет и образы первоисточника, сохра­нить характер и стиль, но и найти соответствующее решение сюжета в хореографическом жанре. В связи с этим автору программы приходится иногда менять место действия, идти на сокращения и дополнения, если они не искажают характер и идею произведения.

Автору программы следует всегда помнить, что танец в хореог­рафическом произведении – это в первую очередь средство создания образа: именно танец должен раскрывать тему, идею спектакля, его сюжетные коллизии. Поэтому крайне важно при выборе сюжета мысленно видеть средства его сценического воплощения в хореографическом про­изведении.

Основа будущей работы закладывается автором программы. Он соз­дает основу драматургии будущего хореографического произведения, он должен уметь в образах героев раскрыть образ эпохи, образ современ­ника, выявить типичные черты и черты индивидуальные, свойственные только данному герою, данному персонажу,

Автором программы, либретто гложет быть любой творческий чело­век, знающий специфику хореографического искусства, чаще всего им является балетмейстер.

Композиционный план хореографического произведения

В нем разрабатывается сюжетная основа, говорится, какими средствами на сцене будут раскрываться образы действующих лиц, как будут рас­крыты идея и тема. В композиционном плане указывается место, время действия эпизода или сцены, костюмы и декорации, освещение, все мельчайшие детали будущего хореографического произведения. При про­чтении композиционного плана перед нами должна возникнуть картина будущего хореографического произведения.

Прежде чем приступить к работе, автор композиционного плана должен изучить материал, который берется в основу сюжета программы. Изучение жизни, быта народа, национальных черт, обычаев и обрядов также поможет балетмейстеру-автору композиционного плана. Культура народа, социально-экономические условия его жизни – все это важно знать и использовать в работе над произведением. Большое вни­мание следует обратить на литературные источники, исторические, ар­хивные материалы.

Заложенная в программе схема будущего хореографического про­изведения, находит в композиционном плане свое развитие: хореогра­фические образы приобретают зримые черты, разрабатывается действие, через которое раскрываются характеры героев.

Автор композиционного плана должен донести через действие, через сценические образы идею произведения, создать эмоциональную атмосферу, образный строй. Он также должен указать примерную дли­тельность, хронометраж, номера отдельных его частей. Длительность номера может указываться в секундах или количестве тактов, музыкальный размер.

Изучение различных материалов, необходимых балетмейстеру для написания композиционного плана, для работы над сочинением хореографического произведения, питает его творческую фантазию и находит от­ражение в композиционном плане. В композиционном плане видна также и технология балетмейстерской работы.

Методика составления композиционного плана.

Вступительные пояснения: место и время действия, на материале какого танца построено произведение, для какой возрастной категории предназначен, количество участников-исполнителей, название музыкального материала, его автор и т.д.

2. Идея произведения

3. Тема произведения

4. Задача произведения

5. Либретто произведения

6. Описание или эскизы декораций, оформление сцены

8. Описание или эскизы костюмов

9. Сюжет, краткое содержание действия, исходя из основного закона драматургии /по тактам/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *