Как сделать лингвистический разбор слова

Урок «Лингвистический разбор слова»

Подойдёт и взрослым и детям

Тема: Лингвистический разбор слова.

Создать условия для развития умения осуществлять лингвистический разбор слов.

Предметные: научатся решать лингвистические задачи

Познавательные: работать с лингвистической информацией, представленной в разных формах; преобразовывать лингвистическую информацию из одной формы в другую;

Регулятивные: обнаруживать и формулировать лингвистическую проблему, устанавливать последовательность действий для решения задачи;

Коммуникативные: решать учебные лингвистические задачи в форме дискуссий( устно и письменно); доказывать свою позицию, понимать точку зрения другого;

Личностные: осознавать задачи изучения предмета в целях общения

Узнать что такое лингвистика и что она изучает.

Развивать умение анализировать значение и происхождение слова;

Вести наблюдение над функционированием слова в речи.

С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.

Формировать умение работать в группе.

Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, любовь к родной речи.

плакат с буквами для составления слова «Доброта»;

«Толковый словарь Ожегова, словари синонимов и антонимов

карточки с заданиями для каждой группы исследователей;

Прочитайте девиз нашего занятия
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!

2.Актуализация знаний (7 мин)

А общение на сегодня обещает быть очень интересным и увлекательным.

— Послушайте отрывок из стихотворения и попробуйте назвать тему нашего исследования:

«Много слов на земле …

Словом можно спасти,

— Верно, ребята, это слово «Доброта». –

— Научиться делать лингвистический анализ слов. А вы знаете, что такое лингвистика? А где можно узнать значение этого слова?

Прочитаем в словаре Ожегова (Лингвистика-наука о языке. В русском языке

Эта наука называется языкознание. Сегодня мы проведём исследование в разделах науки о языке.

Вы хотите сегодня на занятии стать исследователями? (Да).

2)Постановка проблемы и целеполагание:

Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое)

— И сегодня мы исследуем слово «доброта» с разных сторон науки о языке.

— Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык!

— Как много в нем тайн и неожиданностей!

— Работать будете в группах.

Каждая группа работает и отчитывается по своему плану.который лежит у вас на столах. По окончании своего исследования каждая группа выступает с результатами исследования.

Рядом с каждым из вас лежат квадратики красного и зеленого цвета.

Красный — если нужна моя помощь

Правила работы в группах:

Уважай мнение товарища;

Говори кратко и ясно

3. «Открытие» нового знания (10 мин).

1 )Итак, мы начинаем исследование слова «доброта» через разделы науки «Лингвистики»

— Что же означает это слово «доброта»

— Может быть это все хорошее, красивое. Например, улыбка…

— Что же это, по-вашему? (дети продолжают)

Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.

1.Что такое «доброта»? Дайте свое определение.

2.Как узнать, прав ты или нет?Где ты можешь найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение?

3. Найди и прочитай точное определение этого слова и узнай его лексическое значение в толковом словаре Ожегова С.И.и сравни со своими высказываниями.

4.Слово «доброта» однозначное или многозначное? Докажи.

Составь предложения со словом «добро» в разных значениях. (2-3 предложения)

Вывод: Нам удалось выяснить, что

1.«доброта» – это слово.

2. Имеет лексическое значение. Не имеет лексическое значение. (подчеркнуть нужное)

3. Многозначное или однозначное.(Подчеркнуть нужное)

4. Можно составить предложение.

Исследование слова “Доброта” через ФОНЕТИКУ

1.Выполните звуко-буквенный анализ исследуемого слова «доброта»

2. Исследуйте слово “доброта” и выясните, все ли звуки и буквы в нем совпадают?

3.Выясните сколько звуков [ о] в слове «доброта» ты слышишь

Нам удалось выяснить:

2.Все звуки совпадают(не совпадают) (нужное подчеркнуть)

3.В слове « доброта» мы слышим ( не слышим ) звуки(о) (нужное подчеркнуть)

Исследование слова “Доброта” через МОРФЕМИКУ.

5. Разберите слово «доброта по составу. Давайте выясним, из каких морфем состоит слово

Нам удалось выяснить:

1.слово “доброта» состоит из окончания …., корня……, суффикса…

Исследование слова “Доброта” через ОРФОГРАФИЮ

1.Исследуйте почему мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове, а букву О пишем в двух случаях? Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове ?( подберите проверочные слова)

Нам удалось выяснить:

1.что в слове «доброта» (есть или нет звука 0)

(Дети находят значение слова в словаре, читают вслух)

Словари ещё бывают не в книгах, а виртуальные.

— В интернете есть словарь, который называется ВИКИПЕДИЯ.

— Я вам покажу, как им пользоваться.

— Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да).

— Значит, каким оно будет? ( Однозначным).

— А теперь попробуйте, составить предложения с нашим исследуемым словом в разных значениях. (Называют предложения).

Дети (зачитывают предложения)

— А знаете ли вы историю слова «добро»?

— Это слово является исконно русским.

— Доброжелательность всегда ценилась русским народом.

— Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорки

1. «Собери пословицу»

— Учись доброму, на добрые дела.

— Жизнь дана кошке приятно.

Интересный, вкусный, прекрасный.

Коней, ручей, воробей.

Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики ?

оно имеет лексическое значение, однозначное;

с данным словом можно составить любые предло

4. Первичное закрепление (10 мин)

— Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ.

Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?

(Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию).

Теперь исследуем наше слово “доброта” и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают?

— Звукобуквенный анализ слова “доброта”.

— А сейчас скажите, пожалуйста, сколько звуков [о] вы слышите в слове ДОБРОТА ? (Ответы детей).

— Давайте, выполним транскрипцию данного слова и выясним, правы ли мы?

( Один ученик выполняет звукобуквенный анализ слова – у доски, остальные работают в тетрадях)

Доброта [дабрата] – 7 букв, 7 звуков,4 согл,3 гл.,3 слога.

— Итак, сколько же звуков [о] в слове ДОБРОТА? (Звука [о] в этом слове нет).

— Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове, а букву О пишем в двух случаях? ( Они безударные, в слабой позиции ).

— А какой же раздел науки о языке подскажет нам правильное написание этого слова? ( Орфография).

Ребята, значит, что же изучает орфография? (Правильное написание слов).

— Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове ? (Нужно знать правило).

Напомните, пожалуйста, это правило.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.

— Безударные гласные в I и II слогах;

— Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”;

— Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.

— Все безударные гласные в этом слове проверяемые ударением.

— Следующий раздел науки о языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

— Ребята, он изучает состав слова.

— Из каких частей может состоять слово?

— Итак, слово “доброта” состоит из корня, суффикса и окончания

— Много теплых добрых слов в нашей речи.

— Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.

— Но только ли добрые слова нужны людям?

— Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

— Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

— Великие писатели говорили:

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен

— А вы знаете, что 17 февраля – это День спонтанного проявления доброты.

— Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.

— В России этот праздник пока еще мало известен.

— В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

Домашнее задание: сделать анализ слова « вода» через разделы лингвистики.

Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие

— Такова настоящая доброта

— Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Д.З.: сделать лингвистический разбор слова ключ.

Что же такое лингвистика? С какими разделами лингвистики мы сегодня работали?

Давайте оценим свою работу на уроке(1 ст.-вопросы,2 и 3 ст.-ответы.)Если ваш ответ во 2 столбике-ставим+, если во 2 ст.-Если у вас больше +,значит день у вас прошёл не зря, плодотворно.

Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд, за большой интерес к научным знаниям. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на нашем занятии.

Как сделать лингвистический разбор слова

Как сделать лингвистический разбор слова

Как сделать лингвистический разбор слова

Как сделать лингвистический разбор слова

Номер материала: ДБ-1598798

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по русскому языку для 5 класса «Лингвистический анализ слова»

Подойдёт и взрослым и детям

Белова Нурзифа Галиулловна

Учитель русского языка и литературы

Лебяжьевского района Курганской области

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 5 классе.

Тема : Лингвистический анализ слова.

– обобщить и углубить знания по анализу русского слова;

-повторить все известные учащимся виды разбора по русскому языку;

2. Развивающий аспект:

— обогатить и усложнить словарный запас учащихся;

— способствовать усложнению смысловой функции речи;

— развивать выразительность речи учащихся, усиливать коммуникативные свойства речи;

-развивать овладение учащимися художественными образами и художественными

— формировать умения осуществлять мыслительные операции( сравнение, различение, выделение главного, анализ, сообразительность и т.п.)

-формирование нравственных качеств, мировоззрения учащихся (любовь к русскому слову, к русской природе, к Родине);

— Формировать положительный интерес к предметам русской словесности.

-Репродукция картины В.Н.Бакшеева «Голубая весна»;

— Рисунки, иллюстрации детей;

— Сочинения учащихся по картинеИ.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;

-выставка книг русских писателей;

-компьютер, мультимедийная установка;

2.Слово учителя. Объявление темы.

3.Стихи «Березка». «Родина»

4. Работы детей. Представление исследований

5. Разные виды разборов ( словообразовательный, морфологический, лексический, синтаксический).

6. Работа с репродукциями картин.

Вступительное слово учителя. Эпиграфом нашего урока служат слова Н.Рыленкова

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,

Какими к ним в свой час

И сколько отдал им

Объявление темы (Лингвистический анализ слова), целей урока, формы его проведения (интегрированный), типа урока (обобщающее повторение).

Запись в тетради числа, темы.

Рассмотрим слово «БЕРЕЗА». Береза – это тотемное растение.

Береза. Родина. Россия.

5.Стихотворение К.Симонова «Родина» читает………………..

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину – такую. Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть…Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

О березе, как о примете родины, упоминается и в русских народных сказках.

Выступление ученицы………. (отрывок из сказки, записанный А.Н.Афанасьевым.) («Русская речь» Е.И.Никитина 5-7кл. стр35.)

«Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас луга зеленые, реки синие. У нас поля бескрайние, у заводей березки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарей сходится, месяц на небе звезды пасет. У нас росы медвяные, ручьи серебряные. Выйдет утром пастух на зеленый луг, заиграет в берестяной рожок, не хочешь, а за ним пойдешь».

Учитель: В произведениях многих русских писателей и поэтов упоминается о березе (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Н.Некрасов, С.Аксаков, И.Тургенев, М.Пришвин, С.Есенин, К.Паустовский, Вс.Рождественский, В.Шукшин и мн.другие)

На пушистых ветках

В сонной тишине, и горят снежинки

1)Словарно-орфографическая работа со словом. (СЛАЙД)

Обратимся к словарям. В словаре С.И.Ожегова «Словарь русского языка» на стр….. читаем:

Берёза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

-Что можно сказать о лексическом значении слова БЕРЕЗА, исходя из словарной статьи толкового словаря? (это слово однозначное, одно лексическое значение)

-А что можно отметить в слове БЕРЕЗА с точки зрения орфографии? (его правописание нужно запомнить, т.к. гласная в корне не проверяется ударением, или обратиться к орфографическому словарю. Это орфограмма №2)

-Познакомимся со словарной статьей из этимологического словаря русского языка (Г.П.Цыганенко, с 38) СЛАЙД

БЕРЕЗА – древнее слово. Развилось из праславянского berza –от индоевропейского «светлый», «сиять», «блестеть». Слово с подобным корнем есть в албанском, литовском и др. языках.

Производные слова: СЛАЙД

Берёста – «верхний слой берёзовой коры»

Берёстовый – (или берестяной) – «сделанный, добытый из берёсты»

2) В «Школьном фразеологическом словаре русского языка» (п\р К.П.Жукова читаем:

«Берёзовая каша» (мн.ч. не употребляется) устар- «розги», «наказание прутом».

Ученик представляет своё исследование по топонимике «Что значит Березина?»

А теперь послушаем стихотворение А.Прокофьева «Берёзка».

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

с зелеными сережками.

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, да не ломится.

Какими эпитетами наделили это дерево поэты, писатели? (о толщине, высоте, форме, цвете)

Баженова М: О цвете-белая, белоствольная, белоногая, бледная, зеленая, прозрачная, светлая, светло-зеленая, серебристая,серебряная, ясная.

Григорьев Ж: о возрасте березы – многолетняя, молодая, старая, столетняя, юная.

-А теперь распределим в синонимические ряды эпитеты по форме кроны, толщине ствола. Я буду снова называть эти слова, а вы запишите в два столбика.

Форма кроны: толщина ствола:

-Прочитайте синонимические ряды, назовите доминанту.

-Эти слова-эпитеты употребляются в произведениях художественной литературы достаточно часто. Но встречаются редкие, единичные эпитеты. Они тоже приводятся в «Словаре эпитетов»: беззащитная, зябкая, кипучая.

-Помимо красочных определений, мы собирали и названия пород берез:

бородавчатая, даурская, декоративная, дикорастущая, железная, желтая, каменная, карельская, карликовая, кустарниковая, пушистая, ребристая, тяньшанская, черная.

Словообразовательный анализ, разбор слова по составу.

Мы уже упоминали о том, что многие писатели и поэты воспевали березу. Теперь обратимся к отрывкам из произведений вот с какой целью: будут произноситься цитаты, нужно выписать из них слова с корнем БЕРЁЗ, обозначив не только корень, но и другие части слова.

– Как называются все-все выписанные слова с корнем БЕРЕЗ? (однокоренные, родственные слова)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ АНАЛИЗА.

Как птицы, скачут и бегут, как мыши,

Сухие листья кленов и берез. (С.Я.Маршак)

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком… (С.Есенин)

В лесу дрожала от холода берёзина (Чевелихин)

Работы должны были вестись в нетвердых породах березИта, сланцев и песчаников. (Д.Мамин-Сибиряк)

Нина присела перед молоденькой березкой, пальцы её перебирали тонкие, прозрачные листки. (Д.Гранин)

Он пошел в березник неподалёку – поесть костяники.

Ельник мой, ельничек! Частый мой березничек! Приволье моё! (А.Островский)

С треском ломался сухой березняк. (Н.А.Некрасов)

Народ дал некоторым грибам названия деревьев: берёзовик, или подберезовик.

У крайней березы, внизу, один бок был точно кровью залит, потому что весной из неё точили берёзовицу. (Салтыков-Щедрин)

Лечим лошадей сенной трухой да березовкой смачиваем. (Н.Успенский)

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой! (Н.Некрасов)

ПРИМЕЧАНИЕ: (значение слов, помеченных, уточняется)

Берёзина – берёза (устар)

БерЕзник –устар. Собирательное –березовый лес

Берёзовица –сок берёзы (обл.)

Берёзовка –настойка, лекарство

БерезИт – горная порода, близкая к граниту. (БерезОвское месторождение)

У доски разбор №2. (по составу): берёз-к-а, берёз-оньк-а, берез-ин-а, берез-ник, берез-н-як, берез-ов-ый, под-берез-ов-ик, под-берез-ник, берез-ит, березовское, березовица, березовка.

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.

-Теперь вернёмся к репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Недавно мы писали сочинение по этой картине. Прочтем некоторые из творческих работ. Да и время подходящее – за окнами тоже февраль. (СЛАЙД)

(Чтение сочинений Каткова В, Баженова И)

-Перед вами на партах у каждого –текст. Нам предстоит поработать с ним, чтобы углубить знания по анализу слова.

Учащиеся выразительно читают текст.

Хороши березовые рощи! Как только сойдет в лесу снег, набухнут на березах смолистые почки. Весной березки угощают нас живительным березовым соком. Чудесным ковром расстилаются под березами голубые подснежники. Далеко разносится в роще веселая песенка голосистого дрозда.

Хорошо в березовой роще и в летнюю пору! Под дуновением легкого ветерка шелестит сочная листва. Пахнет спелой земляникой. Хочется лечь в высокую густую траву и смотреть на вершины берез, где по синему небу плывут белоснежные облака.

— О чем мы прочитали? Тема.

— Как озаглавить? (Березовые рощи)

-На какие части можно разделить? (2)

-Как это показано расположением частей? (Два абзаца)

-Каким стилем написан текст? (художественным)

ВИДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВА.

-Обратимся к разным видам разбора слова. Материал в предложенном для анализа тексте.

(Учащиеся выполняют разбор на доске и в тетрадях)

Фонетический разбор слова БЕРЁЗА.

Синтаксический разбор словосочетания БЕЛАЯ БЕРЁЗА.

Синтаксический разбор простого предложения : Весной берёзки угощают нас живительным соком. (Повеств., невоскл., простое, распр., ничем не осл.)

Морфологический разбор имени существительного БЕРЁЗА.

Морфемный разбор слова БЕРЁЗКИ.

Словообразовательный разбор слова БЕРЁЗОВОЙ.

(ответы проверяются, дополняются, рецензируются, комментируются оценки)

УПОТРЕБЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА, СВЯЗАННОГО С БЕРЕЗОЙ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ.

-Теперь после такой серьёзной работы можно и отдохнуть. В народе сложено немало пословиц, поговорок, загадок, песен и сказок о березе.

Учащиеся подготовили материал.

(Учащиеся знакомят с собранным материалом)

Загадки. 1.Церковь белена, кисти зелены.

2. Стоит красавица на поляне в белом сарафане, в зеленом полушалке.

3.Изба белена, а маковка зелена. Летом цветет. Зимой греет. Настанет весна – потечет слеза.

4. Зелена, а не луг. Белена, а не снег. Кудрява, а не человек.

5. Стоит в поле древо древенское. На этом дереве 7 угодьев:

Первое угодье –в избе обихода,

Второе угодье –в кругу вертится,

Третье угодье – старому да малому потеха,

Четвертое угодье –на церкву крышка,

Седьмое угодье – всему миру масло. ( Береза и все то, что из неё изготовляют: веник, веретено, банный веник, крыша,лапти, лучина, дёготь).

Примета : коли береза первой распустится – жди сухого лета, коли ольха – мокрого.

Пословицы : Береза ума дает. (о розгах)

Береза не угроза, где стоит, там и шумит.

Много интересного узнаем о березе из «Толкового словаря живого великорусского языка» Вл.Даля.(т1, с 83)

Береза была ответом свахе согласием, а сосна и дуб – отказом.

Весенние месяцы МАРТ или АПРЕЛЬ назывались БРЕЗОЗОЛОМ.(устар)

Из сока березы готовили напитки, плели лапти, делали домашнюю утварь, посуду.

В праздник девушки гадали на березе, заплетали ей косы.

-Напоследок послушаем русскую народную песню «Во поле береза стояла», споем вместе.

(прослушивают и исполняют песню)

Итог. Вот и подошел к концу наш урок. О чем говорили? Чем занимались?

Вместо заключения прочту такое стихотворение:

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Слова бывают смелые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

1.Лингвистические словари (Орфографический, Толковый, Этимологический, словарь эпитетов, Топонимический, Словообразовательный, Фразеологический)

2. Произведения русских писателей и поэтов о березе (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Н.Некрасов, С.Аксаков, И.Тургенев, М.Пришвин, С.Есенин, К.Паустовский, Вс.Рождественский, В.Шукшин и мн.другие). Цитаты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *