коллективный прибор учета тепловой энергии
Общедомовый ли прибор учета тепловой энергии?
Если мы рассматриваем ОДПУ для определения объема тепловой энергии, поданной в МКД, то он, как правило, состоит из следующего измерительного, вычислительного и вспомогательного оборудования:
Аналогичные средства измерения и дополнительное оборудование присутствуют и для учета природного газа (корректор), для электрической энергии (трансформаторы тока) и т.п.
Таким образом, с технической точки зрения прибор учета тепловой энергии – это совокупность средств измерения и дополнительного оборудования, включающих в себя вычислитель количества теплоты, первичные преобразователи расхода, датчики температуры и(или) давления, а также источник электропитания, которые соединены между собой электрическими проводами.
Очевидно, что ОДПУ без всей совокупности средств измерения и дополнительного оборудования не будет работать вовсе или будет работать некорректно, что по факту приведет к утрате его коммерческого статуса.
В многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта, имеются приборы учета тепловой энергии. Если МКД многосекционный, то здесь ОДПУ может устанавливаться как на каждую секцию отдельно (этап строительства) по мере их ввода в эксплуатацию, так и сразу на весь объект целиком.
Как правило, в рамках таких мероприятий экспертиза проектной документации не проводится и выбор места установки ОДПУ у проектировщиков в таких случаях может вызвать затруднения, если отсутствует понимание о том, что прибор учета должен устанавливаться в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности (как правило, внешняя граница стены многоквартирного дома), и должен учитывать 100% энергии, поступившей в МКД. В противном случае этот счетчик не может быть использован для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в статусе ОДПУ.
Однако, на практике есть случаи, когда ОДПУ состоит из нескольких частей (например, №1 и №2): 1. На нежилые (офисные) помещения; 2. На жилую часть. При этом каждый из них установлен на отдельную теплопотребляющую установку и имеет собственную совокупность средств измерения и дополнительного оборудования (тепловычислитель, блок питания, расходомеры, термодатчики и т.д.). Такое количество частей ОДПУ может быть и больше 2-х, но это не отменяет того принципа, что все они в совокупности должны учитывать 100% энергии, поступившей в МКД, в том числе потребление в местах общего пользования. При этом все части ОДПУ должны быть включены в общий акт допуска прибора учета в эксплуатацию (пункты 57, 58 Правил №1034) и одновременно являться общим имуществом собственников помещений в МКД.
На ранее рассмотренном примере (когда ОДПУ состоит из нескольких частей) действует презумпция, что отсутствие любой из его части ведет к прекращению статуса ОДПУ в МКД, а остальные части ОДПУ уже выполняет роль технического, а не коммерческого учета. В случае ручного «регулирования» тепловых нагрузок (частичное открытие задвижки на теплопотребляющую установку) ставит в неравное положение одних собственников перед другими, которые не обеспечили сохранность прибора учета на свою теплопотребляющую установку, в части оплаты за потребленную тепловую энергию. Неравенство в оплате за потребленную тепловую энергию будет усиливать и гидравлическая разрегулировка системы отопления как результат ручного регулирования.
В МКД, изначально не имеющего в составе общего имущества ОДПУ или в случае признания его непригодным, в котором все помещения оборудованы ИПУ, также в своей совокупности не образуют ОДПУ в виду различной правовой природы этих приборов учета. Кроме того, теплотребление мест общего пользования, тепловые потери в транзитных трубопроводах (изолированных и без тепловой изоляции), стояках и отопительных приборах, расположенных в местах общего пользования, не будут учтены всей совокупностью ИПУ на 100%.
ИПУ в отличие от ОДПУ не может состоять из нескольких частей или быть установлен на системе отопления в каждой комнате отдельно взятого помещения или на каждом отопительном приборе в таком помещении. Для такого случая вместо ИПУ используют распределители тепловой энергии.
ИПУ с учетом положений статей Конституции РФ (статья 17 часть 3, статья 25 и статья 35) не может отнесен к общему имуществу всех собственников в многоквартирного доме и, соответственно, быть частью ОДПУ, так как не учитывает объем тепловой энергии, поставленный в иные помещения многоквартирного дома, места общего пользования. Правила №354 не содержат в этой части оснований, по которым в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ определение ИПУ, изложенное в абзаце шестом пункта 2 Правил №354, может быть ограничено. В противном случае включение ИПУ в состав ОДПУ повлечет необоснованное увеличение платы за отопление, причиняя убытки добросовестным и законопослушным собственникам, имеющим ИПУ, и будет стимулировать последних к массовому отказу от использования индивидуальных приборов учета тепла, что противоречит целям государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года).
Аналогичной позиции придерживается Минстрой РФ, который в своём письме №17943-ОГ/04 от 28.07.2021 делает вывод о том, что «индивидуальный прибор учета, установленный на одно нежилое помещение в многоквартирном доме, не может быть частью совокупности средств измерения и дополнительного оборудования коллективного (общедомового) прибора учета.»
На мой взгляд, для обеспечения правовой определённости, а также для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства термин ОДПУ может быть записан в Правилах №354 следующим образом:
Предложенное определение ОДПУ также далеко от совершенства и может быть более удачным, так как правовая неопределенность в этом вопросе до конца не исследована, о чем и свидетельствует многочисленная судебная практика.
Коллективный прибор учета тепловой энергии
Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 466-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ, от 26.07.2019 N 241-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
4.1. Для Республики Крым и города федерального значения Севастополя собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2019 года, а оснащение приборами учета используемого природного газа и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2021 года.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 26.07.2017 N 196-ФЗ)
5. До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. До 1 января 2015 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 197-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. Обязанность, предусмотренная частью 5.1 настоящей статьи, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
6. До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. До 1 января 2015 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года собственники объектов, указанных в части 6 настоящей статьи и объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения, принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) и подключенными к системе централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку на указанных объектах коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 197-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части.
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 03.07.2016 N 269-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. В части организации учета используемой электрической энергии предусмотренные настоящей статьей требования к организации и обеспечению учета электрической энергии, в том числе к приборам учета электрической энергии, порядку их установки, замены, эксплуатации, а также к расчетным способам определения количества электрической энергии подлежат применению, если иные требования не установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
(часть 13 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ)
О способах учёта тепла в МКД с вертикальной и коллекторной разводкой
Бытует мнение, что в многоквартирных домах с вертикальной разводкой системы отопления невозможно вести учёт индивидуального потребления теплоэнергии. Это не так. Разбираемся в вопросе технических возможностей установки систем учёта тепловой энергии в многоквартирных домах вместе с компанией «Учёт-Сервис».
При вертикальной разводке системы отопления в МКД используются вычислители и распределители тепла
На территории РФ сертифицированы вычислители тепла «Techem» (Техем), учитывающие количество энергии, произведённой отдельным отопительным прибором в Квт/часах, которые при необходимости можно перевести в гигакалории (Гкал).
Вычислители Техем являются теплосчётчиками. Их устанавливают и используют для учёта индивидуального потребления в отдельной квартире МКД. Эти приборы могут объединяться в единую сеть и автоматически передавать данные на сервер управляющей многоквартирным домом организации.
Вычислитель Техем для радиатора отопления
При вертикальной разводке системы теплоснабжения в МКД сегодня также используются распределители тепловых затрат. При этом есть условие: для индивидуального учёта этими приборами должны быть оснащены не менее 50% всех помещений в многоквартирном доме.
Распределитель тепловых затрат
Распределители намного проще и дешевле, чем ИПУ, и не являются теплосчётчиками. Внешне они похожи на вычислители, с той лишь разницей, что они считают долю тепловых затрат на отдельный отопительный прибор. Сумма этих чисел в отдельном помещении есть доля помещения в тепловых затратах всего дома. По ним вычисляется, сколько процентов ушло на одно помещение, сколько на другое, и таким образом производятся начисления.
Отметим, что застройщики с 2012 года обязаны оснащать новостройки индивидуальными приборами учёта тепла, и они ставят в квартирах как раз подобные распределители тепловых затрат.
Межповерочный интервал и у вычислителей, и у распределителей для вертикальной разводки отопления составляет 12 лет. И при истечении МПИ их меняют на новые.
При коллекторной разводке системы отопления используются механические и ультразвуковые ИПУ
Теплосчётчики для коллекторной разводки отопления в многоквартирном доме представляет собой вычислитель, установленный на расходомере с двумя датчиками температуры. Один датчик вкручивается в сам расходомер, второй – в кран, установленный на обратной трубе отопления. Таким образом теплосчётчик учитывает объём теплоносителя и разницу температур. Как правило, вычисления производятся в Гкал.
Счётчики тепловой энергии для коллекторной разводки системы отопления
В механических, как и в счётчиках воды, установлена крыльчатка, вращаясь, она передаёт информацию об объёме теплоносителя на соответствующее табло. В ультразвуковых эту функцию выполняет специальный ультразвуковой элемент, поэтому такие приборы учёта считаются более надёжными: в них нечему ломаться.
Пример ультразвукового счётчика теплоэнергии
Приборы учёта теплоэнергии для коллекторной разводки могут различаться интерфейсом передачи данных, что имеет значение, если в доме используется система удалённой диспетчеризации. Интерфейс может быть выполнен в трёх вариантах: импульсный выход, M-Bus и RS-485. По умолчанию счётчики комплектуются импульсным выходом или выпускаются вообще без какого-либо интерфейса передачи данных.
Заменить прибор учёта тепла проще, чем произвести его поверку
Вопрос поверки и замены приборов учёта теплоснабжения комментирует директор компании «Учёт-Сервис» Николай Федотов:
«Межповерочный интервал ИПУ теплоэнергии с термопарой может составлять от 4 до 6 лет. Последние свидетельства на счётчики с интервалом в 6 лет заканчиваются в 2021 году, далее все приборы учёта тепла будут выпускаться только с межповерочным интервалом в 4 года.
На текущий момент нет методики, позволяющей поверять приборы учёта теплоэнергии на месте, без снятия, как это происходит с квартирными счётчиками воды. Для поверки ПУ нужно везти в метрологическую лабораторию. Как правило, поверка одного прибора занимает 2-3 недели и стоит от 2 до 3 тысяч рублей. При поверке обязательна замена элемента питания, который рассчитан на один межповерочный интервал.
Собственники, как правило, выбирают замену прибора учёта теплоснабжения, а не его поверку: этот вариант быстрее и надежнее, а стоимость примерно такая же. Наша компания с 2010 года специализируется на установке и замене квартирных и общедомовых приборов учёта тепла и воды, а также на системах учёта ресурсов с удалённой диспетчеризацией.
Если вам нужна профессиональная консультация, обратитесь в “Учёт-Сервис”, оставив заявку на сайте или позвонив по телефону: 8 (911) 423-04-93».
5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла
Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ
специально для ГАРАНТ.РУ
Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?
По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).
Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.
В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.
Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?
Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).
Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?
Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.
Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.
Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.
ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.
Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).
В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.
Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).
Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?
Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.
В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?
Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:
Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.