коллективный правовой акт регулирующий трудовые социально экономические и профессиональные отношения

Что представляют собой коллективный договор и соглашения

Коллективный договор и соглашения — это правовые формы регулирования трудовых отношений, в основе их лежит взаимная договоренность сторон. Колдоговор и соглашение – разные документы, несмотря на присущие им схожие черты и функции. Регулирует подписание колдоговоров и соглашений ТК РФ.

Как связаны колдоговор и соглашение

В Кодексе коллективным договорам и соглашениям, их содержанию, работе с этими документами, посвящена глава 7.

Коллективный договор — правовой акт, принятый для урегулирования трудовых, социальных отношений между работником и работодателем в рамках юрлица (или у ИП). Из ст. 40 ТК вытекает, что колдоговор может заключаться не только по организации в целом, но и в ее в структурных подразделениях: филиалах, представительствах, любых обособленных структурах. Подписывают колдоговор уполномоченные заинтересованных сторон или представители.

Соглашение – правовой акт со схожей тематикой. Соглашениями (ст. 45 ТК РФ) устанавливаются общие принципы, одновременно делается акцент на решение экономических вопросов в указанной сфере. Подписывают документ уполномоченные представители сторон – работников и работодателей. Особенностью соглашений является то, что уровни социального взаимодействия могут быть разные, от общефедерального к региональному, уровню двух-трех регионов, территориальному. Выделяют также разделение по отраслям и межотраслевому признаку.

Компетенция подписывающих сторон также различается.

На заметку! Соглашения достаточно часто бывают трехсторонними, а коллективные договоры – единственно двусторонними.

В коллективный договор, представляющий собой ЛНА фирмы, всегда включаются нормы действующих соглашений по труду, иначе он может быть признан ухудшающим положение работающих, с соответствующими негативными последствиями для руководства фирмы.

Итак, оба документа регулируют социально-трудовые отношения работника и работодателя, однако различаются уровнем, на котором «работают» содержащиеся в них нормы.

Содержание документов и их виды

Виды соглашений, отражающие уровень и «охват» масштабов социально-трудовых связей, характеризуются законодателем таким образом:генеральное соглашение регулирует вопросы труда и оплаты на федеральном уровне, межрегиональное – в масштабе 2-х (и более) регионов РФ, региональное – это уровень одного субъекта РФ, территориальное регулирует условия труда, гарантии, льготы, компенсации – на территории отдельного муниципального образования.

Отраслевое и межотраслевое соглашение относятся к условиям труда отрасли (отраслей). Оно может быть принято на всех указанных уровнях, от федерального до уровня муниципального образования, территории.

Все названные соглашения могут заключаться один раз в трехстороннем порядке.Трехсторонний порядок означает следующее: соглашения, в которых содержатся обязательства, предполагающие расходование бюджетных средств, принимаются при участии органов госвласти, местного самоуправления. Они выступают одной из сторон соглашения.

В качестве примера можно обратиться к действующему Генеральному соглашению, принятому совместно объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ.

Допускает законодательство по труду заключение и любых иных соглашений сторон на разных уровнях социального взаимодействия, если возникает необходимость разрешения конкретных проблем в сфере труда и занятости.

Колдоговоры по видам не разделяются, вместе с тем на их содержание могут влиять различные факторы: направление и специфика бизнеса, размер предприятия, применяемая система оплаты труда и структурные особенности фирмы.

Если речь идет о заключении отдельного колдоговора в обособленном подразделении, руководитель поручает вместо себя представлять интересы администрации на переговорах руководителю подразделения или иному лицу (ст. 33-1 ТК РФ). Интересы трудового коллектива этой структуры защищают представители (по общим правилам ст. 37 ч. 2-5 ТК РФ).

Содержание и структура колдоговора может определяться тематикой:

Соглашения в основе схожи с колдоговором по содержанию и структуре. В документе могут оговариваться:

Обязанность или право?

Нередко на практике вопрос обязательности порождает путаницу. Является ли заключение и следование нормам принятых документов правом участников рынка труда или обязанностью?

Начнем с коллективного договора. Его заключение не является обязательным, иначе говоря, если администрация и работники не желают заключать документ, можно обойтись без него. Такой вывод следует из ст. 21, 22 ТК РФ. В то же время работники наделены правом инициировать подписание колдоговора, уведомив об этом работодателя. В таком случае он обязан вступить в переговоры по колдоговору. Такое же право есть и у самого работодателя (ст. 36 ч. 2 ТК РФ).

Согласованный и принятый документ обязателен к исполнению подписавшими его сторонами.

Более сложная ситуация с соглашениями. В ст. 48 ТК РФ говорится, что соглашение обязательно исполняется работодателями:

Однако соглашения в сфере труда по большей части относятся к федеральному уровню. В таком случае федеральные власти (обычно Минтруд) предлагают письменно, через прессу, не присоединившимся руководителям фирм и компаний сделать это. Если в течение 30-дневного срока работодатели не предоставят мотивированный отказ, документ начинает действовать также и в отношении этих работодателей.

У работодателя, «не заметившего» предложения Минтруда и на это основании игнорирующего соглашение, существует риск реальных санкций.Однако, если отказ оформлен законно, заставить исполнять соглашение нельзя (Апп. опред. СК по гражданским делам ВС Респ. Коми от 4/02/13 по д. № 33-735/2013).

Правонарушения, связанные с заключением колдоговоров и соглашений наказываются согласно КоАП. Могут применяться ст. 5.28, 5.29, 5.30, 5.31. За уклонение от переговоров, затягивание сроков подписания, сокрытие необходимой информации, немотивированный отказ от подписания документов, нарушение взятых по колдоговору, соглашению обязательств либо невыполнение их этими статьями устанавливаются различные штрафы от 1 тыс. до 5 тыс. рублей. Работодатель, не выполняющий своих обязательств по соглашению или колдоговору, кроме того, может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности (ст. 419 ТК РФ).

Источник

Статья 40. Коллективный договор

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Комментарий к ст. 40 TК РФ

1. Понятие коллективного договора как правового акта по регулированию социально-трудовых отношений у данного работодателя, заключаемого работниками и работодателями в лице их представителей, в основном соответствует положениям Рекомендации МОТ N 91 «О коллективных договорах» (1951 г.).

2. Устанавливая максимальный трехмесячный срок для ведения переговоров с целью заключения коллективного договора, ТК обязывает стороны подписать согласованные условия коллективного договора с одновременным составлением протокола разногласий, которые должны быть разрешены в соответствии с законом.

3. При заключении коллективного договора в обособленных структурных подразделениях организации применяются правила, аналогичные тем процедурам коллективных переговоров, которые установлены для организации (см. комментарий к ст. ст. 33, 37 ТК).

Судебная практика по статье 40 TК РФ

Правом представлять интересы работников обособленного структурного подразделения в соответствии с ч. 5 ст. 40 Трудового кодекса РФ наделяется представитель, определяемый в соответствии с теми же правилами, установленными ст. 37 Трудового кодекса РФ.
Как установлено в судебном заседании, в ОАО «РЖД» работают свыше 1,3 миллиона человек, в числе которых более 117000 работников локомотивных бригад, а количество членов РПЛБЖ согласно представленной им справке составляет 2640 человек, что значительно меньше половины всех работников.

Согласно ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации, и заключаемым работниками и работодателем в лице их представителей.
В силу ч. ч. 3 и 4 ст. 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха, и утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Признавая недействительным решение фонда, суды руководствовались статьями 40, 41, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8 и 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в спорный период), статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции, действующей в спорный период) и исходили из того, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование, поскольку произведены обществом в рамках трудовых отношений с работниками и на основании коллективного договора, в связи с чем подлежат включению в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. При этом судами также учтено, что суммы стоимости проезда на железнодорожном транспорте на основании заявлений работников включены в их доход, отражены в их расчетных листках в качестве дохода в натуральной форме, полученного в рамках трудовых отношений.

Прокурор полагал, что оспариваемые нормы в силу статьи 9, пунктов 1, 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, частей 1, 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приняты вне пределов полномочий субъекта Российской Федерации; в части выплаты заработной платы до устройства на новое место работы не соответствуют части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статье 172 Трудового кодекса РФ, поскольку выплата установлена не в связи с осуществлением полномочий, а на период после их прекращения; в части выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии также не соответствуют части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в связи с тем, что установленная доплата к трудовой пенсии не является гарантией осуществления полномочий, а является дополнительной льготой в области пенсионного обеспечения.

Указанная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 15-П от 27 июня 2013 года по делу о проверке конституционности положений ч. ч. 3 и 10 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и п. 3 ч. 1 ст. 83 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, руководствуясь положениями статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, статьями 15, 16, 40, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, суды сделали вывод о том, что такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Признавая требования общества обоснованными, суды руководствовались статьями 3, 20.1 Закона N 125-ФЗ, статьями 15, 16, 40, 129 Трудового кодекса Российской Федерации и исходили из того, что приобретение обществом путевок на санаторно-курортное лечение работников не является оплатой труда работников (вознаграждением за труд), это выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре общества, которые не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы или трудового вклада работников, не исчисляются из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа. Следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 15, 16, 40, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», суды пришли к выводу о том, что общество правомерно не включило в облагаемую базу выплаты работникам в целях оплаты стоимости их проезда к месту использования отпуска.

Источник

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях»

ГАРАНТ:

См. постановление ВС РФ от 11 марта 1992 г. N 2491-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»

Глава I.
Общие положения

Статья 1. Задачи и сфера действия Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.

Действие Закона распространяется на предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта)

Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются.

Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

Статья 4. Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений

Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются:

соблюдение норм законодательства;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;

добровольность принятия обязательств;

реальность обеспечения принимаемых обязательств;

систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и хозяйственного управления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

Глава II.
Коллективные переговоры

Статья 6. Право на ведение переговоров

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры.

От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется профессиональным союзам в лице их соответствующих органов, иным уполномоченным работниками представительным органам.

При наличии на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях, на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.

Работодатели, органы исполнительной власти и хозяйственного управления обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами.

В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

Статья 7. Порядок ведения переговоров

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.

Органы исполнительной власти, работодатели и их объединения должны предоставлять профсоюзам, иным уполномоченным работниками представительным органам имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к установленной законодательством ответственности.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по не зависящим от них причинам, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроке возобновления переговоров.

Статья 8. Разрешение разногласий

Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры.

В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон.

Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по существу спора.

При недостижении согласия между сторонами относительно вынесенных рекомендаций допускается организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству.

В поддержку своих требований при ведении переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право проводить собрания, митинги, пикетирования, демонстрации в нерабочее время и без нарушения деятельности предприятий.

Статья 9. Гарантии и компенсации за время переговоров

Лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссий, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и хозяйственного управления, работодателями (их объединениями).

Представители профсоюзных организаций и трудовых коллективов, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Глава III.
Коллективный договор

Правом на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем обладают профсоюз в лице его полномочного органа, иной уполномоченный работниками представительный орган, или непосредственно общее собрание (конференция) трудового коллектива.

Статья 11. Стороны коллективного договора

Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по предприятию и решением профсоюза, иного уполномоченного работниками представительного органа.

Если со стороны работников выступает одновременно несколько профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, ими формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.

Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива и подписывается со стороны работников всеми участниками объединенного представительного органа.

При недостижении согласия в объединенном представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу, иному уполномоченному работниками представительному органу, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.

Профсоюз, иной уполномоченный работниками представительный орган вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать и заключать приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.

Работодатель обязан обеспечить профсоюзам, иным уполномоченным работниками представительным органам возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.

Подписанные сторонами коллективный договор, приложения, протоколы разногласий в семидневный срок направляются работодателем в соответствующий орган Министерства труда и занятости населения Российской Федерации для уведомительной регистрации.

Статья 13. Содержание и структуры коллективного договора

Содержание и структуры коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);

добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;

отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей предприятия могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Статья 14. Действие коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет.

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока.

По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления предприятием, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия.

При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.

При смене собственника имущества предприятия действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.

В ходе пересмотра коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности сохранения льгот для работников и выполнения других условий, предусмотренных прежним коллективным договором.

При ликвидации предприятия в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

Статья 15. Изменения и дополнения коллективного договора

Статья 16. Гарантии при ликвидации предприятия

При ликвидации предприятия претензии трудового коллектива по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемого предприятия до расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий трудового коллектива по коллективному договору, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с профсоюзным, иным уполномоченным работниками представительным органом, подписавшим коллективный договор и приложения к нему.

Статья 17. Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а также соответствующими органами Министерства труда и занятости населения Российской Федерации.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Статья 18. Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых отношений могут заключаться соглашения генеральные, отраслевые (тарифные), специальные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики.

Отраслевое (тарифное) соглашение устанавливает направления социально-экономического развития отрасли, условия труда и оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп).

Специальное соглашение устанавливает условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть трехсторонние и двусторонние.

Статья 19. Участники соглашений

Соглашения могут заключаться:

Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.

Статья 20. Порядок и сроки разработки и заключения соглашения

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, и оформляются ее решением.

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов), иных уполномоченных работниками представительных органов (их объединений) члены комиссии со стороны работников определяются по договоренности между этими профсоюзами (объединениями профсоюзов), иными уполномоченными работниками представительными органами (их объединениями).

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается полномочными представителями участников соглашения.

Статья 21. Содержание соглашений

Содержание соглашений определяется сторонами.

Соглашениями могут предусматриваться положения:

об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

о содействии занятости, переобучении работников;

об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины.

В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.

Статья 22. Действие соглашения

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении.

Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяются сторонами в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.

Статья 23. Изменения и дополнения соглашения

Статья 24. Контроль за выполнением соглашений

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а также Министерством труда и занятости населения Российской Федерации.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Статья 25. Ответственность за уклонение от участия в переговорах

Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок, установленный частью второй статьи 6 настоящего Закона, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до десятикратной величины минимального размера оплаты труда за каждый день после истечения предусмотренного срока, налагаемому в судебном порядке.

Статья 26. Ответственность за нарушение и невыполнение коллективного договора, соглашения

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении и невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере до стократной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

По требованию профсоюза, иного уполномоченного работниками представительного органа собственник, орган хозяйственного управления обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются и не выполняются обязательства коллективного договора.

Лица, представляющие работодателя, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашений, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до трехкратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Статья 28. Порядок привлечения к ответственности

Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов, предусмотренных настоящим Законом, регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Дела, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются по представлениям сторон коллективного договора, соглашения, соответствующих комиссий либо по инициативе прокурора.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

11 марта 1992 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»

Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 28 апреля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 890

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с Федеральным законом о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *