Как сделать литературно музыкальную композицию
Особенности разработки сценария литературно- музыкальной композиции
Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:19, реферат
Описание работы
Композитор, написав ноты, создает само музыкальное произведение, даже ни разу не сыграв его, так и режиссер, написав детальный «нотный» сценарий, может и не ставить его, не запечатлевать на фотографической пленке, между тем как само художественное произведение уже будет создано. Придут другие исполнители, они поставят задуманное, воплощенное на бумаге художественное произведение, как и музыкант, воспроизводящий композиции Бетховена или Моцарта.
Содержание
Введение………………………………………………………. 3
2. Сценарий………………………………………………………… 4
3. Разработка сценарного плана…………………………………. 7
4. Литературно-музыкальная композиция…………………. 8
5.Заключение………………………………………………………. 13
6. Список используемой литературы……………………………. 14
Работа содержит 1 файл
РЕФЕРАТ.docx
Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.
Музыкальной называют композицию потому, что музыка такого вида представлений не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.
В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.
Еще одной важной для любого театрализованного представления чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.
Так монтажный прием “стыка”, служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.
Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.
Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.
Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно- художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.
Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции.
Создание литературно- музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому, должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.
При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.
Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.
Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение “оценивающей и усваивающей мысли”.
Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.
В сценарии театрализованного представления номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой.
Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.
Номер должен быть относительно коротким по напряженности. Его продолжительность находится в прямой зависимости от его функции, назначения, задачи в общем решении темы театрализованного представления: не меньше и не больше того, что ему отведено художественной логикой.
Следующим требованием для номера является высокая концентрация содержания: за предельно малое время нужно дать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально- эстетического воздействия.
В отличие от эстрадного концертного номера, номер в сценарии литературно-музыкального представления непременно должен, так или иначе, участвовать в решении общей темы. Поэтому от номера требуется четкая общая направленность, связь с другими номерами.
1). МОНОКОМПОЗИЦИЯ – создается по произведениям одного автора.
2). ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ – единая тема раскрывается путем использования музыки и литературных произведений нескольких авторов.
• Монтаж драматических сцен;
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЛМК:
1). Местный документальный материал.
2). Художественный и документальный, но не местный материал.
3). Художественный и документальный материал, связанный со сценарным ходом.
• Жизнь и творчество поэта.
• Художники и великие люди.
• Юбилеи местных произведений и фильмов.
• Политические и другие события.
ПОЧЕМУ ДЛЯ РЕЖИССЕРА ВЫГОДНА ЛМК:
1. Поэзия откликается на события более мобильно, поэтому за отсутствием крупного, цельного произведения режиссер обращается к литературному монтажу.
2. Литературный монтаж в отличии от пьесы не требует обязательного игрового элемента и обязательного минимума действующих лиц.
3. ЛМК дает возможность введения в сценарий местного документального материала.
В заключении можно сказать, что литературно-музыкальная композиция требует к себе особого внимания и подхода, так как она является средством эстетического воспитания, служит одновременно более интенсивному, по сравнению с традиционными методами обучения, развитию творческих способностей школьников и молодежи. Так же литературно-музыкальная композиция учит истории, поэзии, воспитывает чувство патриотизма к своей родине, любовь и уважение к своим родным.
Список используемой литературы.
1.(Литература: Курьянов Н. «Поэтический театр Данко» М. «Современная Россия» 1978 г.,
2.Яхонтов В. «Театр одного актера» М. «Искусство» 1974 г.,
3.Брехт Бертольд «Театр» М., 1965 г., «Поэтический театр Брехта»,
4.Савкова З. В. «Искусство литературной композиции и монтажа», М., 1985 г.)
Мастер-класс. Проведение литературно-музыкальной композиции. Праздник со слезами на глазах.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №6»
Сценарий литературно-музыкальной композиции
посвященный Дню Победы
Праздник со слезами на глазах
Авторы: воспитатель Круглова Л.Г
музыкальный руководитель Хрузина Р.И.
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом мудрость мы находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия- мать! Тебе хвала!
В веках ты видела не мало.
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Россия- мать! Тебе хвала!
В веках ты видела не мало.
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
В тот миг влезали в танки,
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких- то пять минут осталосось.
Летней ночью на рассвете,
Когда спокойно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ,
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.
От взрывов дрогнула земля,
И свет в дыму погас.
Война! Война!Огонь и смерть
Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
Отважно шли солдаты в бой
За каждый город и за нас с тобой!
До свиданья, города и хаты,
Нас дорога дальняя зовет.
Молодые смелые ребята,
На заре уходим мы в поход.
На заре, девчата выходите
Комсомольский провожать отряд.
Вы без нас, девчата, не грустите,
Мы придем с победою назад.
Мы развеем вражеские тучи,
Разметем преграды на пути,
И врагу от смерти неминучей
От своей могилы не уйти
Наступил великий час расплаты,
До свиданья, города и хаты,
На заре уходим мы в поход.
В атаку, стальными рядами,
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами-
Наш кровный родительский дом.
Не смять богатырскую силу.
Мы роем фашистам могилу
В холодных боях под Москвой.
Ведущая: Всю зиму 1941 г. шла битва за Москву. И Москва выстояла.
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны.
Ведущая: Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий.
Ведущая: После победы под Москвой началась блокада Ленинграда.
Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится, к уличным боям.
Гудят воздушные тревоги,
Опять бомбят. Опять бомбят.
В огне пожаров Ленинград.
И все отрезаны дороги,
Все ближе полчища врага.
Первый день блокады.
В кольце, в осаде Ленинград!
И город наш, со смертью споря,
Все одолеет, все снесет:
Обстрелы, холод, голод, горе.
Ведущая: Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце блокады Ленинград.
И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Ведущая: Много дорог пришлось пройти нашим солдатам. В редкие часы привала им удавалось отдохнуть. Кто спал, кто письма писал домой, а
кто-то перечитывал письма из дома.
Как из камня высечены сталью,
От сапог до самых плеч в пыли,
Разметавшись молча на привале,
Спят солдаты посреди земли.
Звезды в небе. Ночь вокруг.
И бойцу взгрустнется.
Только что-то вспомнит вдруг,
Все товарищи уснули,
А меня не гнет ко сну.
Дай-ка лучше я письмишко
Для любимой напишу.
Ведущая: Слушайте! Слушайте письма военных лет! Это письма погибших к родным, близким, любимым. Они писались под пулями. А под пулями не лгут. Слушайте письма военных лет.
(отрывки из К. Симонова)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ведущая: 1943 г. стал решающим годом наших побед. В течение 1944 года
от фашистских войск освобождены многие наши города. Долгих 4 года
Ведущая: Это была очень тяжелая война, она принесла много горя и слез, разруху и голод.
Ведущая: Больше 20 млн. солдат не вернулись домой с войны, многие пропали без вести, и их родные не знали, где похоронены их деды, отцы, братья.
Мы знаем, вы не зря страдали,
Вы гордо все стерпеть смогли.
Спасибо, что людей спасали
И нас ценою жертв спасли.
И сквозь столетья ваша слава
Мы знаем точно пролетит.
С людьми такими, как тогда вы,
Всегда Россия победит.
Еще стояла тьма ночная
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
Ведущая: 30 апреля 1945г. советские воины водрузили над рейхстагом в Берлине Знамя Победы.
Спасибо, спасибо, солдат
За птиц, что по небу летят.
За май, теплый дождь и грозу,
Упавшую наземь росу.
Спасибо, спасибо, за свет,
За мир и чудесный рассвет.
За жизнь и её красоту,
Победную нашу весну.
Спасибо, спасибо, солдат,
Не счесть ни заслуг, ни наград.
Как вечный огонь и покой,
Склонился закат над тобой.
Ведущая: А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех
героев, павших за мир и счастье на земле.
Нет- заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть,
Нам нужен разноцветный мир,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
Все пули и снаряды!
Пусть на Земле цветут сады,
Здоровы будут дети,
Не нужно нам войны- беды,
Пусть солнце ярко светит.
Звучит Довоенный вальс сл.Ф. Лаубе Муз. П. Аедоницкий
Выходят пары детей (девочки :в ситцевых платицах,
в косах атласные ленточки, в белых носочках,
белых рубашках) и танцуют вальс.
Звучит «Священная война» сл.В.Лебедев-Кумач Муз.М. Блантер.
Мальчики спокойно уходят из зала(берут «оружие» надевают пилотки)
Девочки остаются, перестраиваются в ряды.
выходят мальчики ,подходят к своим девочкам
Под продолжение музыки
мальчики прощаются с девочками, все выходят, остается одна девочка.
Танец « Синий платочек» сл.Ежи Петерсбурский муз. Куба Галицкий
Звучат музыкальные фразы Седьмой симфонии Д. Шостаковича .
Выходят 4 девочки, укутанные в вязанные платки уголки которых, завязаны через грудь на спине, на ногах валенки, в руках алюминиевые чайники.
«Блокадницы» уходят, выходят все дети исполняют :
Выходят девочки с цветами в руках.
Звучит сообщение о капитуляции Германии(дети слушают).
Девочки радуются, кричат: Ура! Встречают мальчиков цветами.
Звучит песня «День победы» сл.В. Харитонова муз. Д. Тухманова в исполнении Л. Лещенко.
Танец «Журавли» сл.Р. Гамзатов(перевод Н.Гребнев) муз. Я. Френкель
Исполняет вся группа. После танца все выстраиваются по залу.
Минута молчания (видеозапись с телевидения)
Песня «Солнечный круг» сл. Л. Ошанин муз. А. Островский.
(Дети дарят ветеранам Георгиевские ленточки, уходят).
Задачи: познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с подвигами русских солдат. Воспитывать патриотические чувства, гордость за мужество русского народа, сумевшему перенести голод, холод, расставание с близкими людьми и их потерю; желание быть такими же смелыми, отважными и благородными.
Номер материала: 372930
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.