Как сделать литературную газету

Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Целью данной работы является развитие тех способностей учащихся, которые нужны им самим и обществу, чтобы быть востребованными, конкурентоспособными в современном мире, развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления, речи учащихся, совершенствование навыков сотрудничества с младшими школьниками, одноклассниками и взрослыми людьми.
Основными задачами являются:

1.Образовательные
— повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;
— совершенствование и развитие навыков литературного творчества;
— повышение грамотности.

2. Воспитательные
— сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;
— воспитание информационной культуры;
— воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции;
-воспитание любви к своей Родине, языку;
-формирование активной гражданской позиции,
-проведение профориентации.

3. Развивающие
— повышение коммуникативных способностей детей
— повышение статуса детей в школьном коллективе
— развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность

III. ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И АВТОРСТВА
Данная методическая система базируется на личном опыте учителя и содержит материалы, разработанные и внедрённые в практику: применение коммуникативного метода обучения при работе с разными газетными жанрами, обучение теории стихосложения и написание стихотворных, а также песенных текстов, система работы над сочинением разных видов, краеведческая направленность в работе с текстами, практико-ориетированные проекты с дальнейшим воплощением учениками школы.
Особенность данной работы состоит в том, что она опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике. Занятия учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.
Методическая система по формированию творческих способностей учащихся посредством участия в создании школьной литературной газеты наполняет процесс обучения личностным отношением к происходящему на уроке и во внеурочной деятельности. Она формирует критическое мышление, способность видеть необыкновенное в обыденном, чувствовать красоту окружающего мира, широту душевных человеческих качеств; развивает умение логично и связно излагать свои мысли; учит быть патриотом России, гордиться своей малой родиной; выявляет одарённых детей, даёт возможность провести первые профессиональные пробы пера. Такая система повышает мотивацию школьников к овладению языком, следовательно, приводит к повышению качества знаний и прекрасным результатам на государственной аттестации.

Этапы работы над созданием литературной газеты.
1 этап

Рекомендации по распределению обязанностей в редакционной группе
Главный редактор
Учитель – филолог, владеющий современными компьютерными технологиями
Осуществляет контроль, помогает планировать номера, рецензирует, корректирует и даже подвергает цензуре поступающие в редакцию материалы
Редактор
Старшеклассник, хорошо владеющий компьютерными технологиями, коммуникативный, грамотный
Помогает планировать выпуск, направляет ребят в поиске тем для номеров, рецензирует.
Корреспонденты
Ребята разных возрастов, коммуникативные, интересующиеся жизнью вокруг
Осуществляют сбор материала для номера, активизируют учащихся школы на написание творческих работ
Фотографы
Ребята разных возрастов, желательно посещающие фотокружок
Предоставлять фотоотчёт о школьных мероприятиях, экскурсиях, встречах с интересными людьми.
Верстальщик
Старшеклассник, умеющий работать с современными компьютерными программами RageMaker, Gorel, Photoshop, QuarkXPress ( в крайнем случае Word или Microsoft Office Publisher).
Создает макет номера в компьютерной программе
Наборщик
Старшеклассник, быстро и грамотно набирающий тексты
Переводит рукописный текст статей в печатный
Корректор
Старшеклассник, хорошо владеющий нормами литературного языка,
Корректирует статьи, исправляет орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, стилистические ошибки

Тематика статей школьной литературной газеты.
Интересные факты из жизни писателей и поэтов.
Статьи о писателях-юбилярах.
Книги — юбиляры.
Нобел Виды стиха.

Стихотворные пробы учащихся.
евские лауреаты в области литературы.
Учёные-русисты.
Встречи с интересными людьми.
Интервью с местными поэтами.
Исследовательские проекты в области филологии.
Школьные и конкурсные сочинения.
Интересные подборки из школьных сочинений.
Впечатления об экскурсиях по губернии и России.
Репортажи со школьных праздников
Занимательные факты
Лингвистические задачи

С первых же выпусков газета приобрела популярность: многим хотелось познакомиться с её эксклюзивными материалами. Ребята открывали для себя удивительный мир языка, занимательные факты о пословицах, поговорках, фразеологизмах, этимологии слов. Знакомились с синквейном, акростихом, стихами в цифрах, ропаликом и другими видами стиха. Узнавали интересные факты из жизни и творчества писателей и поэтов.

Источник

Журналистика в школе

Журналистика в школе

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, тем более гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества обходятся без выпуска собственной газеты, журнала, Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в очень многих школах и выпускают свои газеты.

Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Школьный пресс-центр

Чем занимается школьный пресс-центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю школьную печать. И не просто объединяет, а координирует работу, проводит обмен опытом, организует учебу юнкоров. Также школьный пресс-центр проводит социологические опросы и исследования среди учеников, родителей и педагогов.

Пресс-центр организует: занятия в школе (студии, кружке) юнкоров, творческие отчеты и конкурсы юнкоров, юных литераторов, диспуты и дискуссии, экскурсии в местные редакции газет, смотры стенгазет.

Пресс-центр планирует и готовит выездные редакции и пресс-десанты, пресс-рейды, читательские “конференции”, дни открытого письма.

Пресс-центр проводит: юнкоровские летучки, пресс-конференции и встречи с интересными людьми за “круглым столом”, журфиксы, юнкоровские игры и праздники, консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий, Неделю молодежной и детской печати (по традиции проводится в мае каждого года. Во время недели проходят читательские конференции, пресс-коктейли, встречи с журналистами и писателями, устраиваются экскурсии и т.д.).

Пресс-центр отвечает за своевременный выпуск школьной газеты, пропаганду центральных и других детских и подростковых печатных изданий.

Как создать газету?

Обдумывать все эти вопросы вы будете, конечно же, дружным редакторским коллективом.

Редакция

Создание редакции и ее состав. Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты многих ребят, юнкоров. Сколько должно быть юнкоров? Это зависит от структуры редакции. Можно построить работу как в настоящих редакциях, организовать отделы: например, отдел школьной жизни, отдел спорта, отдел информации, отдел творчества и т.д.

Кто и что делает в редакции?

Редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – любыми судьбами сделать так, чтобы газета выходила вовремя и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи (оригиналы), следит за исполнением всех работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы.

Ответственный секретарь (ответсек) – тот, без кого газета тоже не выйдет, ведь ответсек в буквальном смысле определяет, каким быть каждому номеру: на какой полосе и каком именно месте будет стоять тот или иной материал, какие линейки его выделят, каким шрифтом будет набран каждый текст и заголовок, где поместят рисунок или фотографию, влезет ли материал в номер или его лучше сократить – эти и другие вопросы (конечно, вместе с опытным редактором и помощниками) решает ответсек, составляя макет номера.

Юнкоры – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй – об экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок.

Дизайнер – разрабатывает дизайн выпуска, обложку газеты, создает иллюстрации к текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д. Хорошо бы ему уметь работать в графических программах Adobe Rhotoshop, Corel Draw и т.д.

Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам и кто тоже может писать собственные материалы.

Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается макетированием издания и его выпуском.

Такой состав редакции может быть в вашем школьном пресс-центре.

Работа редакции

Главное дело редакции – выпуск школьной газеты. Впрочем, ребята помимо газеты могут выпускать приложения на разных языках, издавать литературно-публицистические альманахи и т.д. Но мы сейчас поговорим о газете, а также о формах работы редакции, которые могут помочь выпускать интересное издание.

Прежде всего, редколлектив должен обсудить структуру школьной газеты.

Структура газеты. Необходимо продумать, какое направление будет иметь ваша газета. Какой будет по содержанию и стилю – строгой и официальной? яркой и острой? Следующий шаг – создание модели газеты, обсуждение рубрик, возможных отделов, жанров газеты, составление плана, обдумывание тем, распределение работы внутри редакции и т.д.

Возможно, вся эта работа покажется вам сложной, возникнут вопросы, как делать макет, с какой стороны подойти к дизайну вашего издания и т.д. Не стоит опускать руки. Всему можно научиться. Организуйте в вашем пресс-центре школу юнкоров и обратитесь за помощью в школы (лицеи, гимназии и даже городские учреждения), где уже выпускаются газеты. Проводите теоретические уроки, сочетающиеся с практикой. Желательно приглашать на занятии профессиональных журналистов, печатников, поэтов или писателей, интересных людей. Занятия по дизайну может провести профессиональный художник, дизайнер. Но не стоит сводить всю работу в школе юнкора к “профессиональному” обучению Важно познакомить юнкоров с основами газетного дела. Делать их журналистами нет необходимости. В конце концов, не так уж важно, по всем ли правилам станут ребята писать заметки и репортажи. Важно, чтобы юнкоры принимали активное участие в тех делах, о которых они станут рассказывать потом в газете.

О чем писать ребятам? Где взять тему для материалов? Темы вокруг нас. Но часто ребята не представляют, о чем можно написать в газету. А написать можно практически обо всем. О том, например, как ребята учатся, как занимаются спортом, о любимом кружке, о своем друге. А разве мало вопросов волнует ребят. Часто они обсуждают, всегда ли правы взрослые, откуда в людях жестокость, как бороться с несправедливостью, кого можно считать настоящим другом. Разве это не может стать темой для заметки? Ребятам хочется получить ответ не от взрослых, а именно от своих сверстников, сравнить собственный взгляд на проблему с мнением одноклассников. Хочется научиться размышлять, спорить, доказывать. Пишите об этом. Самое главное – постарайтесь сделать газету интересной: заинтригуйте читателя материалами об интересных событиях, обсуждением на страницах газеты сложных проблем молодежной жизни, привлекайте к дискуссии читателей, печатайте школьную рекламу, истории с продолжением, фоторепортажи и т.д.

Очень обогащают портфель редакции конкурсы. Используйте в газете игры, забавы, шутливые мистификации, розыгрыши или конкурсы (например, на самый короткий юмористический рассказ). Проведите, например, Шуточное пятиборье остроумных, Соревнования юных энциклопедистов, или редакционную кампанию, посвященную какой-либо проблеме и т.д. (см. Приложение № 1)

Как распределить работу? Для сохранения творческого потенциала издания стоит создать редколлегию со строгим распределением должностей, привлечь как можно больше авторов разного возраста; постоянно заниматься изучением читательского спроса, повышением профессионального уровня.

В газете должны быть разные рубрики, должен помещаться злободневный материал, хроника. Если вы сможете давать в своей газете различные разделы, не ограничивайтесь обычными, публикуйте, например, такие тематические блоки: новости, спорт, бизнес, работа, книги, культура, телевидение, компьютеры, окружающая среда, средства массовой информации, семейные проблемы, путешествия, объявления, зарубежные новости, отдых, афиши, мода, разные сообщения…

Должен ли писать сам редактор? Не обязательно. Но хорошо, если он умеет написать сам, когда что-нибудь понадобилось, а не удалось вовремя найти исполнителя.

Полезные советы редактору. Принимая ребят в качестве юнкоров, спрашивайте себя: какие причины заставляют ребенка взять ручку, бумагу и начертать свои первые строки?

Удовольствие от общения, от результатов труда, от нового типа получаемых знаний пробуждает желание быть признанным. Важно заметить способности ребенка, дать ему возможность раскрыться, почувствовать себя нужным, лучшим. Первые работы авторов нельзя грубо редактировать. Неуверенные в себе дети при попытке навязать им чье-то мнение закрываются и теряют интерес к работе. Такие ребята не любят своих имен и подписываются псевдонимами. Ничего страшного. Со временем пройдет. С детьми нужна работа не только индивидуальная, но и коллективная: “круглые столы”, редакционные летучки, где все имеют право голоса, право отстаивать свою тему. Поначалу часть ребят сидят молча, но через некоторое время от стеснительности не остается и следа: у подростков даже голос становится тверже, отчетливее речь. Мотивами ваших дальнейших действий будут ответственность, признание и похвала юнкоров.

Финансы

Это один из самых важных вопросов. Где же взять деньги на выпуск газеты? Тут следует решить несколько вопросов: Какой будет ваша газета – цветной или черно-белой, какого формата? Обратиться за помощью или попытаться выпускать газету самостоятельно?

1. В черно-белом виде и формата А4 обойдется несравненно дешевле.

2. За помощью можно обратиться в родительский комитет или к городскому печатному изданию.

3. Еще один вариант (используемый, правда, редко) – акционирование. Пресс-центр школы выпускает акции на определенную сумму, распространяет их среди учеников, педагогов, собирая деньги для закупки бумаги и прочих расходов.

Какой бы способ финансирования вы ни нашли, его можно сделать полезным для газеты. Все зависит от вашей коммуникабельности желания.

Не забудьте о рекламе издания. Распечатайте листовки-объявления с рекламой нового выпуска, после выпуска проведите анкетирование с целью узнать общее мнение о газете. Если ваша газета будет продаваться, то после нескольких выпущенных номеров подумайте, куда можно вложить вырученные от продажи деньги. Рациональнее всего часть средств потратить их на закупку бумаги, краски для печати, необходимые канцелярские принадлежности. Некоторая часть денег может пойти на поощрения самых внимательных и активных юнкоров, их помощников и читателей. И, наконец, очень важный момент – потратить на благотворительность. Можно отправить в детский дом, на помощь инвалидам. Главное – вы помогаете нуждающимся людям и еще прибавляете уважения к газете.

Прежде чем приступить к работе над газетой, будущим журналистам полезно пройти курс первичной подготовки.

Виды школьных газет

ГАЗЕТА-ПРИЛОЖЕНИЕ. Это газета-спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.)

ГАЗЕТА-МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни школьной общественности (класса) (т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии” требует немедленного реагирования. “Молнию” можно выпускать: а) когда школе (классу, человеку) предстоит какое-то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как лучше всего его выполнить; б) когда в жизни школы (класса) возникли непредвиденные обстоятельства, серьезные трудности и нужно вместе решить, как эти трудности преодолеть; в) когда произошло какое-то событие и т.д. Рядом с газетой-“молнией” можно установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “Молния” не терпит шаблона, стандарта в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным. “Молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких красок, нужно дать броский заголовок, острый рисунок или фото. Газета-“молния” не должна висеть долго. И главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу.

ПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс-конференций и т.д.

Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс-бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в “телеграфном” стиле.

ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите. Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим.

Источник

Мы выпускаем классную литературную газету

Мы выпускаем классную литературную газету.

Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, чутких, внимательных друг к другу и окружающему учеников. Но, к сожалению, в жизни получается не совсем так. У сегодняшних семилетних детей, поступающих в первый класс, умение сосредоточиться на окружающем их мире, желание всмотреться в него, вдуматься или совсем не развито, или развито крайне слабо.

В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, в том мутном потоке, который льется на него с экрана телевизора, формируется неприятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.

Где же отыскать тот живительный оазис Добра и Красоты, те нравственные опоры, которые всегда спасали человечество? Как выводить детей из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного бездумным просмотром мультиков и компьютерными играми, где можно просто сидеть и смотреть на то, что «там» происходит?

Думается, Творчество — тот самый чистый источник, который помогает противостоять тем негативным тенденциям, что волнуют сегодня педагогов и психологов. Существует распространенное мнение,что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его в себе развивать.

Вот почему организация в школе творческих дел — необходимое, на мой взгляд, направление педагогической деятельности. Ведь именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.

Хочу поделиться с коллегами тем, как я решаю эту проблему. Второй год в классе, где я работаю, издается детская литературная газета «Радуга». Издание классной газеты (журнала) — это продолжение давней российской традиции. В большинстве учебных заведений России преподаватели поощряли литературное творчество своих учеников. Всем известен Царскосельский лицей, который пробуждал в своих воспитанниках желание творить, писать.

Сравнивая преимущества выпуска именно газеты перед другими формами печатных изданий, надо отметить его демократичность, доступность для прочтения всем желающим (газета вывешивается в классе на стене). У детей появляется возможность проявить себя для широкого круга читателей. Совместное участие детей и родителей в создании газеты способствует сплочению коллектива. Ненавязчиво идет работа по обогащению словаря, формированию орфографических навыков, развитию речи.

Не сразу я предложила детям издавать свою литературную газету. Сначала шла кропотливая работа по формированию интереса к слову, рифме, самовыражению в слове, сочинительству. Первые шаги литературного творчества. Выставки сочинений, рисунков. Наконец, первая ласточка-самодельная книжка «Зимний калейдоскоп». С каждым шагом убеждаюсь, что сочинительство надо поощрять, поддерживать вне зависимости от того, получится из ребенка литератор или нет. Более того, необходимо, чтобы и те дети, которые не пытаются сочинять по собственной инициативе, с бережной помощью умного, тактичного учителя ощутили трудные радости литературного творчества, сделали свои первые шаги к самовыражению в слове.

И вот, наконец, настал момент, когда дети были готовы двигаться вперед, за новые горизонты. С большим энтузиазмом дети восприняли идею об издании собственной литературной газеты. «Но сначала надо придумать газете название,» — сказали они. И разгорелись споры. Всем понравилось название «Радуга». «Ведь наши работы будут так же не похожи друг на друга, как цвета радуги. Они принесут радость, добро и любовь всем, кто прочитает нашу газету.» — аргументировали свое решение дети.

Название придумано. Что же дальше? Обсудили, о чем писать, где брать темы, названия рубрик. Стали творить. Выходит наша газета один раз в три месяца (по временам года).

Для более детального представления о том, какой является газета, коротко остановлюсь на содержании отдельных номеров, на некоторых материалах и их авторах.

Первая рубрика — «Классные новости». Здесь подводятся итоги всем общим делам класса: праздникам, походам в музеи, встречам с интересными людьми и т. д. Под этой рубрикой находятся блиц-опросы, рецензии.

Интересной оказалась рубрика «Наш алфавит». В качестве примера привожу работу третьеклассника Ноцык Никиты.

Как сделать литературную газету

Есть в нашей газете и рубрика, посвященная временам года. Здесь получают практический выход работы по природоведению, экологии.

Деев Дмитрий. Осторожно, листопад!

Осторожно, деревья, ведь пришел октябрь в леса! И скоро будет он сдирать ваши листочки. Мне так нравился шелест ваших листьев, похожий на шепот осени. Или вы, деревья, хотите уже спать?

— Нет, нам пока не хочется спать,- хором ответили деревья.

Вот и начался листопад, деревья начали мерзнуть. Потек лист, стелются желтые дорожки. И, вопреки своему слову, начал лес хандрить. Ему захотелось на отдых, под снега, в непробудную спячку берлог. Вошел октябрь в свои права, становилось все холоднее и холоднее. А в конце октября выпал первый снег.

Но вот что удивительно: старый дуб все никак не хотел отдавать свои листья. Так он простоял и конец осени, и всю зиму. А весной у него появились уже новые листочки, и пошло все по-прежнему.

В этой рубрике дети, увлеченные вопросами экологии, рассуждают на темы:»Почему лиственные деревья зимой спят?», «Чем дышит червяк?», «Путешествие Капельки», » Сказка о ветре, который путешествовал по Земному шару»,»Страшный колдун прошел по Земле и смел все леса», «Мир вокруг меня», «Весна среди зимы», «Как появились полезные ископаемые?» и др. Некоторые дети самостоятельно определяют тему своей творческой работы. Некоторые просят подсказать тему для размышлений и, если тема их заинтересовала, с удовольствием берутся за нее.

Известно, что дети любят сказки. Многие из моих учеников не только их читают, но и сочиняют сами. Знакомясь с их сочинениями, убеждаешься, что сказка — поистине неувядающий жанр. Некоторые сказки не умещаются в одном номере и печатаются с продолжением.

Ангелина Лаптева. Мимоза и Георгин

Однажды один садовод посадил Мимозу и Георгин. А когда они выросли и расцвели, Георгин начал хвастать, что он такой красивый, шикарный. А Мимоза стояла скромная, тихая, спокойная.

Вот Георгин и спрашивает ее:

— Мимоза, ты чего такая тихая, невзрачная?

— Я не люблю хвастать, — ответила она. И вообще, хвастаться — это некрасиво, а настоящий цветок должен быть прекрасным.

— Да какой ты цветок! Ты — веник, и в красивой вазе тебе не место!

Мимоза скромно промолчала.

И вот пришла осень. Цветы срезали и поставили в вазу. Георгин стоял три дня. А потом завял. Его, не задумываясь, выбросили на помойку. А скромная Мимоза радовала хозяев своей красотой до самой весны и тихо думала, что все-таки доброта и скромность живет дольше и ценится выше.

Я предлагаю вниманию детей такие «сказочные»темы: «О чем мечтала сосулька?», «Жила-была добрая-предобрая Баба-Яга», «Отчего у снегиря грудка красная?», «О чем думает грязная тарелка?», «Скучно жилось букве Т в слове «радостный»», «Сказка о математических знаках», всесезонные темы «Кот и солнце», «О чем чирикал воробей», «О чем шепчутся листья», «Сказка об облаке и солнце»и др.

Очень важная рубрика — «Россия — Родина моя!». Здесь ребята рассуждают о Родине, патриотизме, гражданственности. Темы творческих работ, предлагаемые детям: «Широка страна моя родная», «Если бы я был президентом», «Пусть всегда будет солнце!», «Мой город», «Люблю березку русскую», «Какие думы — такие и песни», «Что бы я рассказал африканскому мальчику о русской зиме», «Кусок хлеба к твоему обеду» и др.

Сергей Подкорытов. Какой я представляю себе Россию, глядя на карту.

Я представляю себе Россию так.

Это красивые города, пышные леса, большие поля, равнины, чистые реки, высокие горы, болота и толстые льды. На карте Россия выглядит очень чистой. Я бы хотел, чтобы она была такой на самом деле.Чтобы все люди очень любили Россию, как любят ее многие. Россию окружают замечательные страны.

Я представляю себе Россию большим лицом матери. Только не такой, какая у нас наша собственная мама, а такой, что она общая. Она любит нас всех одинаково.

Вот так я представляю себе Россию.

Рубрика, пользующаяся особой популярностью у моих учеников — «Есть мнение». Несомненно, это благодаря курсу М. Липмана «Философия для детей», который мы с ребятами изучали на протяжении двух лет (2-3 классы). Темы для размышлений следующие: «Жизнь на моей звезде», «Пустота», «Если бы я был волшебником», «Что такое красота?», «Мое «задумчивое» место», «Зачем людям сказки?», «Зачем людям игрушки?», «Зачем людям речь?»,» Что такое доброта?» и др..

Федор Калгашкин. Почему люди воюют друг с другом?

С давних времен люди жили в племенах и враждовали между собой. Они отбирали у своих соседей одежды, золото и многое- многое другое. Люди воюют между собой просто так, чтобы истребить всех людей и править миром.

Кроме того, по мнению ученых, численность человечества постоянно растет. Будет ли всем хватать пищи, одежды? Лучшим средством избавиться от «лишних ртов»некоторые люди считают болезни и войны.

Таким образом, войны существуют для того, чтобы уничтожать людей на Земле. На мой взгляд, это неправильно. Все люди равны и имеют право на жизнь. Поэтому люди должны дружить, любить и уважать друг друга. Я хочу, чтобы мы дружили с разными народами, ходили и ездили ко всем в гости и помогали друг другу в беде.

Рубрика «Читалочка». Здесь дети советуют друг другу прочитать какую-либо книгу, пишут рецензии.

Один из интереснейших разделов в газете — » Поэтическая страничка». На ней обнародованы первые поэтические шаги моих маленьких стихотворцев. Не могу не привести ряд поэтических опусов своих учеников.

Как сделать литературную газету

Родители тоже не смогли остаться в стороне от детского творческого энтузиазма и принялись сочинять стихи. Вот образец совместного творчества.

Как сделать литературную газету

Конечно, художественные достоинства приведенных творений не столь уж велики, но нельзя не отметить подлинную искренность начинающих литераторов, их стремление выразить свои чувства.Работы детей отражают их внутренний мир, содержат оценку поступков людей, жизненных явлений. Какой великолепный проводник обратной связи «ученик-учитель», не правда ли?

Анализируя работы детей, я вижу перспективу в своей работе, слежу за изменениями в поведении, настроении, мировосприятии каждого ученика. Через творческие работы можно проследить, как меняется у ребенка отношение к людям, школе, учителю, насколько результативны те средства воспитания, которые я применяю.

Мы помещаем в нашей газете рисунки, поздравления, юмористические зарисовки, страшилки, комиксы. Ведь детству так свойственны улыбки и смех!

Планировать тематику многих творческих работ лучше на длительный период. Продумываю цель каждой работы, какое воздействие окажет на ребенка, какое место займет среди других работ. Важна самостоятельность в работе, уровень заинтересованности.

Такие темы, как «Мое мнение о школе» (2 класс), «Моя школа — моя жизнь»(3 класс), «Сокровища школьных тетрадей» (4 класс), помогают определить уровень комфортности ребенка в школе. По результатам творческих работ этот уровень значительно поднялся.

Познакомиться с взаимоотношениями в семьях учеников помогают темы: «Моя мама» (2 класс), «Папа дома — и дом в порядке»(3 класс), «Мама, папа, я — дружная семья»(4 класс),

Для определения уровня самооценки у детей и коммуникабельности в коллективе были предложены темы:»Я — дверь»(2 класс), «Я — елочная игрушка»(3 класс), «Почему я лучше всех» (4 класс). Привожу в качестве примера работы Оли Кузьминых.

Я — дверь старая, скрипучая, грязная. Краска на мне облезла. Тяжело открываюсь. Ручка шатается. Мне надоело, что меня открывают, потому что заходят и выходят. Все думают, что они всех главней, но главнее всех я. Воры не зайдут, людям тепло. Вот зачем людям дверь.

Я — елочная игрушка (3 класс)

Анализ этих работ показывает, что уровень самооценки и коммуникабельности у девочки повысился, она стала больше симпатизировать окружающим. Тем не менее, поработать еще есть над чем.

Каждый номер газеты — это ступенька в развитии, в познании себя и других. Благодаря участию в создании очередного номера газеты формируется отношение ребенка к различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и правилам поведения, расширяются его представления об окружающем мире, а значит, и формируется тот нравственный барьер, который поможет ребенку противостоять окружающему его негативу.

Не могу не сказать и о том, как работа с газетой влияет на детей с отклонениями и особенностями в общем и психическом развитии (таких детей сейчас все больше и больше). Есть у меня в классе ученик, который, поступив в школу, свободно владел только ненормативной лексикой, отличался необычайной агрессивностью и жестокостью, совершенно не мог управлять своим поведением и эмоциями. Теперь это другой человек. Он контролирует свое поведение и речь, обладает чувством юмора, хороший товарищ и ученик, мечтает стать ветеринаром. Вот стихи, которые он посвятил своей маме ко дню 8 марта.

Как сделать литературную газету

Если даже такие дети «выравниваются»под влиянием литературного творчества, то выпуск классной литературной газеты — не пустое занятие. И я с полной ответственностью могу рекомендовать его коллегам. Кроме того, думается, что после перехода в пятый класс газета поможет новому классному руководителю ближе познакомиться с внутренним миром учеников, чтобы в дальнейшем успешно строить свою воспитательную работу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *