Как сделать литературную карту

Как схемы произведений помогают изучать литературу

Рассказываем, что такое схемы произведений, чем они полезны и как их составлять.

Как сделать литературную карту

Как сделать литературную карту

Схема — способ кратко и упрощённо изложить любую информацию. Сложные схемы с использованием разных шрифтов, цветов, графических элементов, стрелок и так далее, называют интеллект-картами. Они помогают быстрее разобраться в произведении, составить о нём целостное представление, написать сочинение и быстро повторить материал перед экзаменом. Разбираемся в основных плюсах использования схем.

Задействуют зрительную память

Нарисованную схему вспомнить легче, чем текст, особенно длинный и непонятный. Люди с хорошей зрительной памятью могут вспомнить информацию, записанную в той или иной части рисунка, вверху или внизу страницы.

Например, сюжет «Евгения Онегина» можно изобразить в виде такой схемы. При желании её можно дополнить цветом, деталями, рисунками и иными графическими элементами.

Как сделать литературную карту

Включают воображение

Благодаря схемам в голове читателя формируется чёткий образ, понятная и запоминающаяся картинка происходящего.

Пример — схема, посвящённая одному дню Евгения Онегина, его идеалам и материальному положению.

Как сделать литературную карту

Подобная схема меняет представление о персонаже: становится ясно, что Онегин вёл весьма активный образ жизни, у него был жёсткий распорядок дня. Глядя на схему, девятиклассники начинают лучше понимать героя, примеряют на себя его образ жизни, оценивают, насколько Онегин приятен или привлекателен. Схемы помогают воссоздать картину бытовой жизни человека в XIX веке, которая плохо знакома современному читателю.

Помогают систематизировать информацию

С помощью схем большие объёмы информации легко раскладывать по категориям или составлять определённую последовательность, создавать списки или диаграммы. В результате тексты воспринимаются легче, особенно если в них много персонажей, событий, подробностей времени и места.

Рассмотрим схему по повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Как сделать литературную карту

В повести автор описывает, в какое время и кто появляется на Невском проспекте. Читая текст, очень легко запутаться в обилии информации. Схема в виде часов даёт ясное представление: рано утром, около 4 часов, Невский проспект пуст, потом появляются рабочие, затем около 8 утра — чиновники, спешащие на работу, после 12 — гувернёры, гуляющие с детьми.

Такая схема составляется прямо во время чтения, по мере того как в тексте встречается нужная информация.

Схему можно составить и по системе героев произведения. В этом случае можно указывать степень родства (муж, жена, тётя, двоюродный брат), полное имя. Дополнить схему можно указанием на смену мест действия, если герои перемещаются.

Упрощают анализ текста

На схемах отмечают самые главные характеристики произведения, из которых легко сделать вывод. Возьмём для примера схему, составленную во время изучения пьесы А. С.Грибоедова «Горе от ума».

Как сделать литературную карту

Справа на ней кратко обозначены герои — Софья, Молчалин, Лизонька, Петруша, Фамусов и Чацкий. Рядом с героями подписаны их краткие характеристики: Софья — сообразительная, образованная девушка, Молчалин — секретарь, родом из Твери, для него главное деньги. Красными стрелочками обозначены их любовные интересы и симпатии: Софья влюблена в Молчалина, тому нравится Лизонька, Лизоньке мил Петруша, а Чацкий влюблён в Софью.

Из этой части схемы сразу понятно, насколько запутанную любовную коллизию создал автор, и что эта запутанность — один из элементов комедии.

Слева на схеме отражено, где происходит действие пьесы, упоминается о единстве места и времени (дом Фамусова, один день). Отсюда можно сделать вывод, что в произведении есть черты классицизма. Видно, что Грибоедов отходит от жёстких требований этого направления: единства действия не сохраняется. Таким образом, схема помогает проводить литературоведческий анализ.

Ускоряют подготовку к экзаменам

В схемах фиксируют основную информацию по произведению, необходимую для выполнения заданий. С помощью схем можно быстро повторить пройденный материал.

По каждому произведению, которое входит в школьную программу, можно и нужно составить схему по определённому шаблону. Выглядеть она будет примерно так:

Как сделать литературную карту

Схема заполняется в процессе чтения и анализа произведения или по итогам его изучения. При необходимости в готовую схему можно вносить изменения.

Возле названия кратко записана информация о первом издании, если с ним были связаны какие-то сложности или особые обстоятельства. Сбоку указан жанр, ниже, под названием, разобран основной конфликт произведения, в центре обозначено направление, в котором оно написано. Здесь схема требует доработки: нужно добавить в неё основные черты классицизма и реализма. Слева вверху перечисляются персонажи, справа вверху даётся краткая информация об авторе. Слева и справа внизу вертикально записаны ключевые цитаты критиков.

В итоге получается схема, которая помогает создать целостное представление о произведении.

Необязательно делать схему точно такой же формы, полет фантазии здесь только приветствуется. Можно добавлять в схему картинки, оформлять её разными цветами, менять шрифты. Отличия необходимы, чтобы схемы лучше запоминались, но при этом должен сохраняться примерно одинаковый шаблон, по которому она заполняется. При изучении лирики для каждого поэта можно выбрать цвет, с которым этот автор у вас ассоциируется.

Облегчают подготовку к сочинению

Если написание сочинения вызывает у вас сложности, попробуйте работать со схемой. Для этого оттолкнитесь от ключевых слов темы. Найдите для них определения, синонимы. Подумайте, какие фрагменты текста помогают раскрыть пункты схемы. В итоге у вас получится материал, который может пригодиться для раскрытия темы сочинения.

Например, так выглядит схема для написания сочинения «Береги честь смолоду» по книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Как сделать литературную карту

Как сделать литературную карту

Как сделать литературную карту

Сначала подробно разбираем понятие «честь»: что это такое и что означала честь в те времена, когда разворачивается действие повести.

Далее анализируем название темы. «Береги честь смолоду» — это:

2. эпиграф к книге; значит, эта фраза отражает главную идею произведения, что честь либо есть, либо её нет;

3. эти слова произносит отец Гринева, значит, понятие чести идёт из семьи.

После этого переходим к перечислению героев и соотносим их с понятием чести: у кого она есть, а у кого нет. Перечисляем эпизоды, которые это подтверждают.

Получившуюся схему можно использовать для составления плана сочинения.

Как сделать литературную карту

Из неё видно, какую информацию использовать для вступления, основной части и заключения. Основная часть сразу делится на абзацы. Всё, тема раскрыта.

Чтобы набить руку, такие схемы полезно составлять по всем темам, которые встречаются в демоверсиях ЕГЭ или приводятся в пособиях по подготовке к экзамену. Одновременно повторяется основной материал школьной программы.

Что нужно запомнить

1. Схемы активизируют зрительную память и развивают воображение.

2. Они помогают понять текст, проанализировать его и сделать выводы.

3. С помощью схем удобно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.

4. Полезно составлять схемы, раскрывающие темы сочинений.

5. Схемы лучше составлять сразу при чтении и изучении произведения.

6. Они могут быть любой формы, вида, размера, по-разному оформлены и украшены — главное, чтобы вам было удобно ими пользоваться.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Проектная работа «Литературная карта Калужского края»

Подойдёт и взрослым и детям

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15» ГОРОДА КАЛУГИ

«Литературная карта Калужского края»

учащаяся 5 «А» класса

учитель русского языка и литературы

Лотоцкая Яна Геннадьевна

Как сделать литературную карту

Данная работа посвящена исследованию литературных страниц истории Калужского края.

Автор проекта охватила широкий круг вопросов, касающихся данной темы. Работая над ним, автор проанализировал литературные и краеведческие материалы, связанные и жизнью и творчеством известных писателей и поэтов нашей страны .

Введение работы содержит сведения о Калуге и ее достопримечательностях.

Основная часть проекта представлена в форме экскурсии по литературным достопримечательностям региона. На данном этапе проводится анализ и систематизация информации о жизни и творчестве известных литературных деятелей разных исторических периодов.

В заключении автор проекта размышляет о необходимости изучения литературного исторического прошлого Калужской области.

Итогом проекта являются следующие инновационные продукты : «Литературная карта Калужского края» и «Путеводитель по литературным местах Калужского края».

Калуга – старейший русский город с богатой историей. С этим городом связана жизнь многих русских и советских писателей и поэтов, людей искусства. Одних сюда влекла прелесть живописных пейзажей, где сама природа создает поэтическое настроение, других связывали с Калугой служебные дела.

Актуальность данной темы в том, что каждому калужанину необходимо знать историю родного края и его литературные достопримечательности.

В ходе работы над данным проектом было обнаружено много новой интересной информации о литературном прошлом Калужского края.

Гипотеза: в разные исторические периоды на территории Калужской области жили и работали многие известные литературные деятели России.

Цель проекта – создание наглядного пособия «Литературная карта Калужского края» и путеводителя по литературным местам Калужской области.

Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:

Познакомиться с литературными местами Калуги и Калужской области.

Исследовать жизненный путь и творчество поэтов и писателей, связанных с нашим краем.

Создать литературную карту Калужской области и путеводитель по литературным местам нашего края.

Привлечь внимание сверстников к изучению литературного краеведения.

Объект – краеведческая литература.

Предмет – жизнь и творчество поэтов и писателей России, чья жизнь и творческая деятельность связана с Калужским краем.

Этапы проектной деятельности

ККак сделать литературную картуаждому калужанину необходимо знать историю родного края и его литературные достопримечательности. С этой целью я решила создать литературную карту Калужского края и путеводитель по литературным местам нашей области.

Свою работу я начала с того, что посетила школьную и Центральную городскую библиотеку, где изучила научно-популярную, художественную и справочную литературу, посвященную теме нашего проекта.

Потом я приступила к сбору информации в сети Интернет. Отобранный материал был систематизирован и обобщен в форме экскурсионного маршрута по интересным литературным местам нашего края. И вот что получилось…

Как сделать литературную карту Как сделать литературную карту

Вам будет интересно узнать, что известный поэт, первый министр юстиции Российской империи, Гаврил Романович Державин посетил наш город с проверкой деятельности действующего губернатора. После чего дело было передано в суд, а губернатора отстранили от должности.

А в 1914 году здесь дважды выступал с лекциями и чтением своих произведений поэт Владимир Маяковский.

Николай Васильевич Гоголь, п риехав в Калугу, поселился в Загородном саду (ныне – парк им. К.Э. Циолковского), во флигеле. Вставал Гоголь рано, в 5 часов утра. В 8 шел пить кофе, гулял по саду, а затем – запирался во флигеле и стоя писал «Мертвые души».

Недалеко от города Обнинска в селе Белкино жил Валерий Яковлевич Брюсов. Здесь он работал над книгой стихов «Зеркало теней».

В Малоярославец во время Великой Отечественной войны приезжал Борис Леонидович Пастернак. Он написал очерк «Поездка в Армию», в котором описал освобожденный от немцев Калужский край. В деревне Немцово (ныне Радищево) Малоярославецкого района родился Александр Николаевич Радищев.

С Тарусой были связаны последние годы жизни поэта Николая Алексеевича Заболоцкого. С этим прекрасным городом навечно сроднилось имя Марины Ивановны Цветаевой. Здесь она начала писать свои первые стихи, здесь умерла ее мать, когда Марине шел только 14-й год. Имя Константина Семеновича Паустовского особенно дорого калужанам. В городе Тарусе, он прожил около 15 лет. Здесь он написал следующие произведения: «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний», «Уснувший мальчик», «Ильинский омут», «Старая рукопись», «Городок на реке». Здесь в течение многих лет он по крупицам собирал материал для «Золотой розы».

Несколько лет в усадьбе села Богимово Тарусского уезда жил Антон Павлович Чехов. Сначала он туда приехал в гости. Ему так понравилось, что он, долго не размышляя, решил переселиться сюда. В письмах к друзьям и знакомым писатель не переставал хвалить здешние места.

А сейчас мы отправляемся на юг Калужского края. Жиздра . Упоминание об этом старинном городе мы находим в романе «Князь Серебряный» Алексея Константиновича Толстого, который посетил Калугу в 1850г.

В очерке «Настасья Яковлевна» Александра Трифоновича Твардовского мы встречаемся с жительницей деревни Коренево Жиздринского района Калужской области.

В 1847 году в журнале «Современник» был опубликован очерк Ивана Сергеевича Тургенева «Хорь и Калиныч», который стал главным произведением цикла «Записки охотника». В этом произведении мест сохранились многие названия Хвастовичского, Ульяновского, Жиздринского, Козельского и других районов Калужской области.

В Оптину Пустынь приезжал и Лев Николаевич Толстой. Он беседовал с богомольцами. Эти материалы стали основой для написания повести «Отец Сергий».

В июне 1878 года Федор Михайлович Достоевский приезжает в Оптину Пустынь побеседовать со старцем Амвросием и отвлечься от мрачных дум. Здесь он пробыл не долго, но множество деталей в романе «Братья Карамазовы» возникло.

Поэт-фронтовик, известнейший исполнитель собственных песен Булат Шалвович Окуджава свою первую поэтическую книгу стихов «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.

Но особое внимание хотелось бы уделить двум поэтам Василию Александровичу Жуковскому и Александру Сергеевичу Пушкину.

Семья Жуковского жила в селе Мишенское Тульской губернии. Уехал в Москву, с 1797 по 1800 жил и учился там. После окончания службы выехал из Москвы путь его лежал через Малоярославец, Калугу, Перемышль и Козельск в родные места.

Дружба с Василием Андреевичем Жуковским сыграла огромную роль в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. С юношей Пушкиным Василий Андреевич встретился в сентябре 1815 года в Царском Селе.

Жуковский для Пушкина был не только поэтом-учителем, но и старшим другом. 26 марта 1820 года на квартире у Жуковского Пушкин прочитал свою поэму «Руслан и Людмила». По окончании чтения Василий Андреевич вручил Пушкину свой портрет. Жуковский постоянно помогал юному поэту, старался уберечь его от невзгод и опасностей, сгладить резкость и вспыльчивость характера ученика-друга. Он как старший брат опекал Пушкина. А благодарный Александр Сергеевич Пушкин посвятил своему учителю удивительные строки:

Пройдет веков завистливая даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

Калуга является литературным городом. Здесь проводятся ежегодные экскурсии и праздники, посвященные известным людям, а особенно А. С. Пушкину. Во время экскурсии можно узнать о жизни поэта, прогуляться по одноименной аллее до его монумента, расположенного возле Танеевского зала. Также можно услышать его произведения, написанные великим поэтом на Калужской земле. В Полотняном Заводе, где проживал Пушкин А.С., проходят костюмированные праздники.

Я завершила работу тем, что весь собранный материал обобщила и сделала литературную карту нашего края, а также путеводитель по литературным местам Калужской области.

В результате работы над данным проектом я научилась:

Систематизировать информацию, полученную из книг, энциклопедий, а также с помощью сети Интернет;

Пользоваться электронными энциклопедиями;

Создавать наглядные пособия;

Приобрела навыки публичного выступления перед аудиторией.

В ходе реализации проекта я пришла к следующим выводам:

важное умение, приобретенное в ходе работы, — применение на практике полученных знаний;

проектная деятельность — это возможность для максимального раскрытия своего творческого потенциала;

интересная работа — стимул к дальнейшему изучению предмета.

Полученный в ходе моей работы ресурс содержит разнообразные сведения о литературном историческом прошлом нашего края. Он станет надежным помощником на уроках литературы для юных калужан, а также может быть использован как путеводитель для гостей нашего региона.

Источник

Исследовательская работа на тему: «Литературная карта России»

Подойдёт и взрослым и детям

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *