Как сделать лучину своими руками
ПОТОМКИ ЛУЧИНЫ
Есть у древесины замечательное свойство — легко расщепляться вдоль волокон. Это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину.
Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении (рис. 2А) и в радиальном (рис. 2Б). Если полено раскалывать так, чтобы плоскость раскола проходила через сердцевину, получатся баклушки, у которых поверхности будут радиальными. А если раскалывать в любом другом направлении, поверхности скола будут всегда тангентальными. Так, например, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои расположены поперечно (параллельны узкой его грани, рис. ЗА). Если же годичные слои в бруске параллельны самой большой его грани (рис. ЗБ), то лучины будут получаться с радиальным сколом.
Имейте в виду, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от центра, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание. При тангентальном расколе они, наоборот, словно суровыми нитками стягивают древесные волокна. Эти особенности дуба учитывают бочары, когда заготавливают колотые клёпки для бондарной посуды.
Рис. 1. Панно из лучины «Филин»
Рис. 2. Способы раскалывания чурбачка на бруски:
А — в тангентальном направлении; Б — в радиальном направлении
Рис. 3. Разметка чурбачка для раскалывания и вид полученных заготовок:
А — с поперечными слоями годичных колец; Б — с продольными (параллельными) слоями годичных колец
Рис. 4. Получение фигурных полосок благодаря прорезанным на заготовке желобкам
Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях — поэтому она является основным материалом при производстве спичек.
Хорошо колются во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.
Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.
Если поместить лучину напротив горящей лампы, то лучина как бы засветится мягким тёплым светом. Возьмите сразу несколько лучинок из древесины разных пород и сравните их цвет и рисунок. Каждая из них будет светиться по-своему. Древесные волокна осины против света из белых превращаются в золотистосоломенные. Примерно такой же цвет приобретают лучинки тополя и липы. А лучинки более плотной древесины берёзы просвечиваются слабее — они окрашиваются в густой жёлто-охристый цвет. Особенно красива на просвет древесина хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы и кедра. Лучины этих деревьев против света словно наливаются янтарём самых разнообразных оттенков — от светло-оранжевого до малиново-красного. Почти малиновый цвет приобретают те их участки, которые расположены близко к сучкам и содержат много смолы. На просвет хорошо различается текстура, которая делает древесину ещё более выразительной.
Все эти особенности нужно учитывать в первую очередь при работе над различными светильниками. С декоративными полями абажур можно набрать из лучинок с различной окраской, чередуя сосновую лучину с осиновой, липовую с еловой. Чередуя две темноокрашенные лучины с одной светлоокрашенной и наоборот, вы можете строить композицию на чётком ритме цветовых пятен. Лучины из цветной древесины ольхи, дуба, яблони, груши и вишни почти совсем не просвечиваются, поэтому для светильников их редко применяют.
Во всех щепных изделиях отдельные лучины лучше связывать друг с другом бечёвками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечёвки из синтетических материалов, которые плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечёвки, а для жёстких, например для абажуров, — корни ели, сосны и кедра.
Поскольку у абажура должна быть жёсткая конструкция, лучины между собой желательно соединять тонким еловым или сосновым корнем. Если такие корни заготовить не удалось, то вместо них используйте бечёвки из луба или пеньки. Только в этом случае с внутренней стороны абажура для жёсткости укрепите обручи из лучины или из ивового прута.
В лесу, где растут хвойные деревья, заготавливать корни удаётся в любое время года, кроме зимы. Их легко обнаружить у так называемых выворотней — деревьев, вывороченных с корнем бурей. Чаще всего от ветровалов страдают ели, поскольку у них корневая система расположена близко к поверхности. Но не ищите тонкие корни на самом вывороченном корневище — их там нет: при падении дерева они оторвались от корневища и остались в земле. Значит, искать их надо по краям лунки, оставшейся от вывороченного корня. Присмотритесь внимательно, и вы увидите торчащие из земли концы корней. Слегка потяните за такой конец — и он окажется у вас в руках. Длина отдельных еловых корней достигает нескольких метров, хотя толщина редко превышает диаметр обыкновенного карандаша. Собранные корни промойте в воде и очистите от коры. Очищенные, они станут примерно в два раза тоньше. Смотайте их в небольшие клубки и можете хранить долгие годы. Засохшие корни теряют эластичность. Поэтому перед применением распарьте их в течение 5 — 10 минут в горячей воде. Корни станут гибкими Слишком толстые корни расщепите на две — четыре части.
Заготовив необходимые материалы приступайте к работе. Прежде чем расщеплять отколотую заготовку на тонкие лучины, увлажните её: положите в какую-нибудь посуду и залейте горячей водой. Через полчаса сделайте пробу Если древесина плохо расщепляется то подержите её в воде ещё какое-то время. Если же, наоборот, она слишком набухла, немного подсушите её.
Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Для декоративных панно и светильников лучины дополнительно украшают фигурными прорезями. Совершенно одинаковые очертания прорезей на отдельных лучинах достигаются благодаря прорезанию желобков на заготовке до её расщепления (рис. 4 Готовые резные лучины в зависимости от назначения изделия переплетите бечёвкой или корнем.
Рис. 5. Виды фигурных прорезных полосок:
А — с фигурными концами; Б, В — прямоугольные с вырезами; Г— с переплетением
Рис. 6. Приспособление для массового расщепления заготовки:
1—доска-основание; 2—опорные бруски для ножа; 3—нож; 4—заготовка
Прорезные узоры, которые можно составить из лучины, имеют множестве вариантов. Некоторые из таких узоров вы видите на рисунках 5Б, В. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее.
Высокая пластичность, которой обладают тонкие лучины, даёт возможность придавать им определённый изгиб, необходимый при создании изделий более сложной формы (рис. 7). Чтобы изготовить, например, абажур, имеющий криволинейную боковую поверхность, образованную из множества гнутых лучин, нужно из толстой доски вырезать два одинаковых шаблона. Одна сторона каждого из них должна точно повторять линию изгиба поверхности абажура Шаблоны соедините рейками. Длина реек должна быть несколько больше периметра самой широкой части абажура.
Перед тем как вставить лучины в готовое приспособление, распарьте их в горячей воде в течение 5 — 10 минут. Приспособление вместе с лучинами поместите около тёплой батареи или печи. Сохнуть они должны не менее суток.
Освещение жилища
Русская рулетка или гусарская рулетка
Как пожать лапу медведю и остаться в живых
Если когда и случиться апокалипсис, то проблема освещения жилища, без привычного нам электричества, будет очень актуальна на любой широте всей планеты.
Никто не спорит, что на сегодняшний день лучше всего решать проблему освещения жилища с помощью привычного электричества, но это не всегда возможно. Тема по освещению жилищ актуальна на любой широте всей планеты. Человек спит, в среднем, восемь часов в сутки, а шестнадцать часов часов бодрствует. Если во время сна, по медицинским рекомендациям, желательна полная темнота, то во время бодрствования человеку, по тем же медицинским советам, нужен свет. Солнышко выручает, но не всегда и тогда приходится создавать искусственное освещение из подручных средств.
Свет от костра или от горящих дров в камине, самый простой вариант. И тепло, и светло одновременно. Только дров много тратится и не всегда возможно жечь дрова ради одного лишь освещения.
Есть старинный способ освещать жилище горящей лучиной. Наверняка многие видели в музеях светцы, это корытце (с водой) со специальным зажимом, с одной стороны корытца, для крепления лучины. Казалось бы чего проще. Крепим лучину над корытцем, под небольшим углом вниз и поджигаем лучину. Как только лучина начинает подгорать, зажигаем новую и крепим ее на место старой. Во всяком случае, нам так рассказывают всевозможные специалисты от истории и экскурсоводы.
Давайте проведем околонаучный эксперимент по сжиганию лучины. Заодно выясним сколько эта лучина будет гореть, освещая помещение. Меньше полуминуты, даже если лучинка будет в метр длиной.
У спецов от истории объяснение простое. Рядом с корытцем сажали ребенка и он (ребенок) менял эти лучинки по мере их сгорания.
Это значит, что ребенок, как робот-автомат, обязан был работать не покладая рук. А для малого ребенка длительная и непрерывная работа не под силу будет. Да и взрослому, одному на все помещение, такое освещение было бы ни к чему. Сидеть весь вечер и самому себе светить только для того чтоб было видно куда вставлять очередную лучину, в общем то бессмысленно. Да и лучины, на один только вечер, надо наколоть целый воз, иначе не хватит. А это опять (напрасно) затраченное время, но уже в светлое время суток.
Что же получается? Светцы для сжигания лучин в музеях не редкость, а лучину значит не жгли?
Жгли. Только все было несколько иначе. Если лучину смазать жиром, сливочным маслом, солидолом, и закрепив лучинку под небольшим углом вверх, поджечь, то лучинка, длинною в полметра, будет гореть не менее получаса. Вот теперь лучину жечь уже не бессмысленно. Между сменой лучин можно много чего сделать даже одному.
Корытце с водой выполняет сразу две функции. В корытце падают искры и угольки, а отражение в воде удваивает количество света. Жира, для подобного способа освещения, тоже тратится совсем немного. Но лучинки, все же, менять надо часто.
Если жиру достаточно много, то можно сделать жировую лампу (жирник). От количества жира в лампе зависит сколько времени будет гореть огонь в лампе.
Тут тоже во всех пособиях рассказано не совсем понятно. Что конкретно надо подкладывать в жировую лампу, подкожное или нутряное сало? Нет, сначала из этого сала следует натопить жира и подкладывать (добавлять) в лампу надо уже этот жир.
Разновидностей жировых ламп много. Берем небольшую сковородку (неглубокую металическую тарелку), на дно заливаем растопленный жир, посередине кладем кусочек тряпки и ее поджигаем.
Эскимосы и чукчи вместо тряпки клали растертый в крошку мох. Саму лампу делали в виде узкой и длинной тарелки. С одной, длинной стороны мох, с другой стороны можно подкладывать загустевший жир. От длины мохового валика, по сути фитиля, была и производительность, выделяющийся свет и тепло. Жители заполярья на жировых лампах еще и пищу готовили, и свое жилище обогревали.
Из жира можно сделать жировую свечу. Берем жестяную банку, располагаем по оси (банки) фитиль и заливаем в банку разогретый жир. Когда жир застынет, получится свечка. Фитиль крутится из ваты, тряпки. Можно применить кусок веревки, нужной толщины из натурального волокна. Жировая лампа та же свечка, только жиру побольше.
У жировых свечек и ламп есть «маленький» недостаток, сильно коптят и воняют крепко. Особенно из жира морского зверя. Самодельные свечки из парафина или воска, если они есть, горят не хуже и почти не пахнут.
Жидкие жиры, масла, солярка, керосин, спирт тоже годятся для освещения. Фитиль с помощью металлической трубочки, обычно немного приподнимают над резервуаром с горючим.
Спиртовка и лампадка как пример подобным светильникам-лампам.
Горящий газ также можно применять для освещения жилища.
Иногда, для наружного освещения, бывают нужны факела. Брать для этого из костра отдельную ветку, как советуют в художественной литературе, обычно бессмысленно. Пламя на ветке или полене тут же тухнет. Поэтому надо брать пучком несколько веток, но это тоже не надолго.
Лучше факела сделать заранее. Можно свернуть длинным рулоном бересту. С берестяными факелами даже рыбу лучили, идя по воде вдоль берега с острогой. Или навернуть на палку пучок сухой травы, пакли, тряпку, пропитанных жиром, или солидолом, гудроном, смолой… А чтоб не капало с горящего факела на руки, горючий материал хорошо бы сразу же заключить в герметичный, металлический корпус (консервную банку).
Немного о истории русского быта
Здравствуйте уважаемые пикабушники.
Мне бы хотелось сегодня вам рассказать кое что интересненькое.
Все мы знаем что такое лучина. Каждый из нас слышал или читал о том, что этой самой лучиной давным давно наши предки освещали избы. А знаете ли вы что такое светец? Хотите подробностей? Их есть у меня.)
Итак, светец – это такая нехитрая, но очень своеобразная подставка для лучины или для лучин. Да-да, были и для одной и для нескольких, на любую потребность, так сказать.) Но обо всем по порядку.
Как вы, наверное, догадываетесь, в давние-давние времена освещать помещения свечами было чутка дороговато. Например, есть сведения, что во второй половине XVII века сотня сальных свечей стоила 5 рублей (огого!), а 150 полен лучины стоило 15 алтын (где-то 45 копеек, если я не ошиблась в расчетах). И аж до второй половины XIX века лучинами пользовалось даже некоторое городское население, а для крепостных крестьян в деревнях (преимущественно в лесистой местности) лучина являлась чуть ли не единственным источником освещения.
Не все деревья для лучин были одинаково полезны. В основном выбирали берёзу или сосну. Берёзовая лучина давала ровное чистое пламя, но дымила и сбрасывала тлеющие угольки. Сосновая лучше щепалась, горела более ярким и широким пламенем, но сгорала быстрее, выделяя сильную копоть. А, и уголёк сосновой лучины спирально закручивался и мешал горению пламени. Для лучин использовали поленья без сучков, высушивали их на печи, за тем расщепляли. Длина лучины могла доходить до 1,5 м.
В 1768 году академик И.И. Лепёхин, путешествуя по России писал: «во весь мой проезд видеть не случалось, где бы в деревнях употребляли другой свет, кроме лучины, да и в самих городах бедные жители от сего не исключаются». В 1812 году, француз И. Руа в своих мемуарах писал о том, что лампу имели только самые богатые крестьяне, так как это был предмет роскоши, остальные же пользовались лучиной.
Соответственно этот, для многих единственный и пожароопасный источник освещения очень нуждался в специальном приспособлении. Да, в самых «убогих» избах лучины втыкали в выдолбы печных кирпичей, или же вообще в щель между брёвнами стены, но и тогда понимали, что это такое себе.)))
Железные рогульки для светцов находили при раскопках городищ X-XIII веков. Примерно с XVII века мы можем пронаблюдать большее усложнение и разнообразие форм. В основном это были железные зажимы «уши», которые втыкали острым концом в деревянную стойку. Деревянные стойки были малыми настольными, и высокими «поставными» стоявшими на полу.
Были полностью железные светцы, они так же могли быть как настольными, так и «поставными». Сами зажимы тоже были разнообразными, от простых рогулек с четырьмя и более отрогами, до сложных фигурных причудливо изогнутых зажимов с окончаниями в виде петель.
К светцу, под горящий конец лучины ставилось корытце с водой или снегом. Иногда светец укрепляли на специальной деревянной стойке с «встроенным» корытом. А были еще светцы с корытцем из листового железа, но это на Урале, где добывалось и выделывалось железо в больших количествах.
В основном отдавалось предпочтение более компактным светцам, так как использовались они только в холодное время года, когда световой день был короче, а в остальное время светец убирался под лавку или на чердак.
Художественное оформление самих стоянов и оснований тоже изобилует разнообразием: деревянные украшали резьбой и росписью, а кованые светцы могли иметь самую причудливую форму и декор, тут уж кузнецы развлекались как могли.
И так, это был мой первый пост на Пикабу. Постаралась написать коротко и чтоб легко читалось, надеюсь что получилось. Если вам было интересно и полезно, то с удовольствием буду писать ещё. Спасибо за внимание.