Как сделать лыжню своими руками
Моя лыжня
Проложим лыжню сами
Все мы любим в снежный период года побегать или погулять на лыжах. Но не всегда получаем максимальный положительный эмоциональный и физический эффект. Причиной этому может быть отсутствие нарезанной на лыжных трассах или натоптанной на прогулочных туристских маршрутах лыжни после снегопада. И ждём, когда штатные работники детских спортшкол нарежут беговую, а проснувшиеся раньше всех туристы натопчут прогулочную лыжню. Меж тем, можно не уповать на других людей и погоду, а проложить лыжню своими силами.
Рекомендации по подготовке лыжных трасс
В настоящее время используются два основных спортивных вида передвижения на беговых лыжах: классический ход и коньковый. Под эти ходы нужно готовить трассы по-разному. Для начала нужно найти подходящее место. Лучше, если это будет лесистая местность с рельефом и плавными поворотами: обширные открытые пространства быстро переметает снегом, и уже через час после нарезки от вашей лыжни может не остаться следа. Определитесь, для какого стиля вы будете делать трассу и, соответственно, нужно до выпадения снега очистить поверхность на определённую ширину от упавших стволов, кустов, высокой травы, срезать земляные бугры и засыпать ямы. Минимальная ширина прочистки под классическую лыжню составляет 1 метр (для снегохода Буран); под коньковую трассу — 2,5 м; под свободный стиль (коньковая и рядом сбоку классическая лыжня) — 3 м. На непологих подъёмах с предполагаемой только лыжнёй следует увеличить ширину прочистки для возможности заходить «ёлочкой». Как только выпадет необходимое для передвижения на снегоходе количество снега (около 10 см), можно приступать к его уплотнению. Для этого нужно проехать по трассе на снегоходе; гусеница примнёт мягкий снег к земле, создав плотную основу. После следующего снегопада можно приступать к подсыпке ям с помощью лопаты: видите перед снегоходом яму — присыпьте снегом, потом проезжайте гусеницей. После нескольких снегопадов, когда толщина уже уплотнённого снегоходом снега достигнет хотя бы 10 см, можно прицеплять оборудование, резак или борону, и доводить трассу уже непосредственно для катания на лыжах. Далее рассмотрим конкретнее подготовку трасс под стили.
Классическая лыжня.
Цепляем резак к снегоходу и нарезаем лыжню. Более-менее крутые спуски и подъёмы нужно укатать пошире гусеницами, отцепив резак. На спусках это даст возможность неуверенному лыжнику подтормозить «плугом» или выйти из лыжни.
На подъёмах не у всех уверенное держание против отдачи, поэтому должна быть возможность зайти «ёлочкой». Управляя снегоходом, представьте себя на лыжах и смотрите на оптимальную траекторию лыжни, особенно это важно на спусках. Не должно быть никаких резких поворотов и извилин. Одно неправильное движение рулём может дать извилину лыжне и впоследствии привести к падению лыжника. На особенно крутых спусках, и тем более с поворотами, не следует нарезать лыжню в целях безопасности.
Коньковая трасса.
Цепляем к снегоходу орудие борону-выравниватель и, придерживаясь какой-то одной стороны, проходим круг, затем, перекрывая предыдущую полосу примерно на 10 см, проходим по другой стороне. С бороной получится необходимая ширина в 2,5 метра. Острые зубцы срезают бугры, снежный валик тащится до ближайшей ямы и осыпается в неё. Регулярная работа с бороной даёт хорошую ровную поверхность. При обледенении трассы зубцы делают «начёс» на корке, взрыхляя её.
Трасса для свободного стиля.
Готовим сначала поверхность под «конёк», затем с одной стороны, краем захватив коньковую поверхность, режем резаком лыжню. При следующей подготовке бороной можно пройти, начиная с уничтожения лыжни. Таким образом, часть трассы, бывшая под лыжнёй, выравнивается, лыжня режется по другой стороне. На спусках лыжню нужно выводить на середину трассы и не резать на опасных участках.
Скорость движения.
Скорость движения снегохода должна обеспечивать возможность качественной обработки поверхности лыжной трассы и безопасность водителя. В среднем это 15 км/ч: в лесу около 10 км/ч, в поле не более 20 км/ч. При большей скорости движения прицепные орудия не смогут выровнять и уплотнить снег, а воздушно-снежные вихри заметут то, что сделала борона или резак. Помимо этого всегда есть вероятность зацепить скрытое препятствие, поэтому при первом проезде будьте особенно внимательны.
Существует общая рекомендация проводить окончательные работы на трассе при отрицательной температуре и лучше с последующим её понижением после окончания работ. В этом случае снежное полотно и лыжня окрепнут и будут более устойчивы к разбиванию лыжами. При подготовке основы под трассу, наоборот, лучше уплотнить снегоходом или катком мокрый снег, который впоследствии заледенеет и сохранится до середины весны, когда вокруг уже всё растает.
Выбор резака
В зависимости от условий местности и назначения лыжной трассы вы можете выбрать наиболее подходящий резак. Все резаки комплектуются съёмными накладками для работы по малому снегу. Вам предлагается три разных резака с одинаковой формой и размерами колеи. Различия в функциональных возможностях и удобстве в использовании. Расстояние между осями колей лыжни 26 см.
Резак «Мышь»
Резак-прокладчик «Мышь» предназначен для подготовки спортивной и прогулочной лыжни в любых снеговых условиях посредством буксировки за мототягачом. Состоит из трёх при необходимости отделяемых частей: санок, рабочей платформы и дышла. Лыжня формируется рабочей платформой. Санки предназначены для буксирования резака в нерабочем положении. С помощью дышла и сцепного устройства с упругим элементом резак прицепляется к тягачу. Обычно для буксирования резака используют снегоход. Если у вас он есть или имеется возможность приобрести ̶ очень хорошо. Существует и более дешёвый вариант тягача – мотобуксировщик с двигателем мощностью не менее 15 лошадиных сил, иначе он может не затянуть резак в рабочем положении в крутую горку. Резак «Мышь» изготовлен с учётом возможности его использования с мотобуксировщиком с шириной гусеницы не менее 500 мм. Лыжники, бегающие по рельефу и люди, режущие лыжню, знают, что на опасных крутых спусках лыжни быть не должно, чтобы она не мешала тормозить или поворачивать переступанием. Для быстрого перевода резака из рабочего положения в нерабочее и обратно нужно всего лишь потянуть ручку изменения положения рабочей платформы в нужную сторону: вверх для перевода в нерабочее и назад для перевода в рабочее. Нерабочее положение также является транспортным – когда надо дотянуть резак до начала нарезки, а также для пересечения препятствий, например, автодорог.
Формирование лыжни происходит следующим образом: вертикальные прорезатели отделяют две полосы от снежной массы, затем острые клинья разбивают и сдвигают снег в стороны и часть вверх под платформу, трапециевидные формирователи придают колее соответствующий профиль. Такая конструкция позволяет резать лыжню не только через наст (плотную корку), но и в насквозь до земли промороженном плотном леденистом снеге, по которому можно бегать без лыж, не проваливаясь. При выпадении первого снега или прокладывании лыжни в незнакомом лесу при мягком снеге рекомендуется на прорезатели установить специальные предохраняющие накладки (входят в комплект поставки), чтобы избегать зацепа за грунт или ветки под снегом. Узкие вертикальные полосы на полозьях санок стабилизируют резак при движении в транспортном положении по твердой поверхности или косогору и являются ограничителями против выдавливания снега в стороны в рабочем положении. Для получения плотной лыжни резак должен оказывать на снег достаточное для этого давление, что подразумевает его большую массу. В то же время, бывает необходимость погрузки в транспорт, ручной переноски, что тяжело при большой массе резака. Прокладчик «Мышь» изготовлен для применения со съёмными утяжелителями. Самый простой и бесплатный – мешок с песком, притянутый ремнём через проушины. Для удобства хранения, транспортировки в автомобиле дышло изготовлено откидываемым на корпус, что уменьшает габарит по длине, исключая затрату времени на снятие дышла.
Габариты при сложенном дышле (длина х ширина х высота) 100х56х20 см.
Масса без балласта-утяжелителя 26 кг.
Цена 23800 рублей.
Резак «Скат»
Принцип работы тот же, что и у резака «Мышь», но большая ширина, длина и масса. Особенность данного резака в способности уплотнять обочины лыжни для отталкивания палками лыжника. Многие двухлыжные снегоходы оставляют не примятый снег между следами лыж и гусеницы. Как раз в этот снег и попадают палки лыжника, проваливаясь. Прокладчик «Скат» оставляет за собой лыжню и ровные обочины под палки.
Габариты при сложенном дышле (длина х ширина х высота) 100х90х20 см.
Масса без балласта-утяжелителя 30 кг.
Цена 31800 рублей.
Резак «Медведь»
Самый функциональный в линейке резаков. Есть два небольших минуса относительно прокладчиков «Мышь» и «Скат»: дышло не откидывается на корпус и в транспортное положение «Медведь» ставится переворотом, что требует бОльших физических усилий. Эти мелкие недостатки компенсируются большими возможностями. Наклонная плоскость-скребок резака позволяет выравнивать полотно трассы: нижняя поперечная кромка срезает снежные бугры, наклонный щит тащит снег до ближайшей ямки. К данному резаку прилагается съёмный зубчатый модуль, который используется для уничтожения старой лыжни при обновлении. Он позволяет взрыхлить лёгкое поверхностное обледенение трассы и собирать упавшие ветки.
Если планируется длительная холостая буксировка прокладчика за снегоходом по мягкому снегу, целине, то следует снять с резака балласт, положить в снегоход. Это нужно для меньшего сопротивления движению. Данный резак в перевёрнутом (транспортном) положении выглаживает мягкую снежную поверхность, что хорошо подходит для выравнивания спусков.
Габариты без дышла (длина х ширина х высота) 100х90х25 см.
Масса без балласта-утяжелителя 40 кг. Утяжелитель входит в комплектацию и весит 40 кг.
Цена 42800 рублей.
Резаки изготавливаются из стали, окрашиваются порошковой краской.
Рекомендации по выбору резака-прокладчика
Если вы планируете готовить трассу для свободного стиля, вам будет достаточно резака «Мышь». Перед нарезкой лыжни трасса обрабатывается бороной. Данный прокладчик удобен для нарезания стартовой поляны со множеством лыжней к соревнованиям. Если вы хотите использовать в качестве тягача мотобуксировщик, то «Мышь» будет оптимальным выбором.
Если предполагаете прокладывать классическую лыжню в сильнопересечённой местности, с поворотами, используя снегоход, «Скат» будет наиболее удобен, потому что его можно быстро перевести в транспортное положение, отцепить и оттянуть в сторону, затем вытягивать застрявший снегоход.
В местности, где ваш снегоход наименее подвержен застреванию, лучшую работу сделает резак «Медведь».
Дополнительное предложение: комплект для балласта.
В комплект входят два полипропиленовых плетёных мешка, полиэтиленовый пакет, завязка и ремень для притягивания. Нужно один плетёный мешок вставить в пакет и эти два вставить во второй плетёный мешок. Два плетёных работают на прочность, пакет – для непросыпания песка.
Цена комплекта 300 рублей.
Подготовка лыжной трассы: нарезание классической лыжни
На этом этапе у нас уже сформировалась однородная твёрдая снежная основа. Толщина этой основы позволяет проложить лыжню для классического стиля передвижения.
Если вы пропустили статьи о подготовке лыжной трассы в начальный период, вот ссылки на статьи:
Какой должна быть классическая лыжня
Глубина трапециевидного профиля классической лыжни по нормативам составляет 42 мм. Она должна иметь чёткий, не разбитый профиль и соответствовать необходимым геометрическим параметрам.
Внутренняя поверхность лыжни чистая, не загрязненная лыжной смазкой. Поверхность рядом с лыжнёй, куда лыжник ставит палки, не имеет бугров и соответствует плотности основной трассы.
Мы добились плотной твёрдой подложки, поэтому сразу проложить качественную лыжню не получится. Нужно предварительно подготовить трассу, вернее не трассу, а участок под классику, которую обычно прокладывают сбоку.
Как нарезать качественную лыжню
Для этого необходимо разрыхлить поверхность на глубину прокладываемой лыжни. Мы используем Укладчики RF-3 «Урал» или RF-5 «Уралец». Они оборудованы подъёмным укладчиком классической лыжни.
Процесс заключается в том, что, мы буксируем оборудование в режиме максимального разрыхления трассы, опускаем и прижимаем укладчик классической лыжни, находящийся сзади, тем самым получаем необходимый профиль.
Когда классическая лыжня готова для тренировок и соревнований
Ни в коем случае нельзя пользоваться только что прорезанной лыжнёй. Необходимо, чтобы лыжня выстоялась 3-4 часа (зависит от температуры воздуха и влажности снега) и хорошо смёрзлась. Поэтому подготовку трассу лучше проводить в ночное время или перекрывать участок, на котором ведётся работа.
Смена классической лыжниЕсли мы увидели, что классическая лыжня уже не соответствует нашим требованиям: разбитый профиль, взрыхлённые участки по краям трассы или иные деформации, то мы понимаем, что необходимо восстановить её функциональность.
В этом случае нужно разрушать старую колею, перемешивать снег и прокладывать лыжню заново. И если мы хотим получить профессиональную трассу, то здесь есть нюансы.
Сначала мы проходим резаком (оборудованием) против направления движения по трассе. При этом мы максимально опускаем режущие элементы (бороны). И желательно нагрузить переднюю часть резака технологическим грузом.
При таком воздействии на классическую лыжню, профиль полностью разрушается, взрыхляются поверхности по краям лыжни. Происходит перемешивание, измельчение элементов снега. А после воздействия гребёнки, мы получаем на данном участке вельветообразный профиль.
Затем следует прокладывание лыжни. Укладчик классической лыжни расположен сзади корпуса резака и имеет форму корыта. Его можно легко снять и установить при необходимости.Устройство подъёмного укладчика
— функции подъема и опускания рычагом-фиксатором
— прижим к поверхности через рессору
— заглаживающие боковые пластины
— площадка для размещения технологического груза
— возможность смены резаков для получения различной глубины профиля.
Сменные резаки. Для чего
В начале сезона не хватает толщины снежной подложки, чтобы получить необходимые нам 42 мм глубины профиля. А тренироваться надо, поэтому есть возможность установить резаки меньшей глубины, например, 32 мм.
Это позволяет начинать тренировочный процесс раньше, не дожидаясь основных снегопадов. Так же это рабочий вариант для малоснежья вообще.
Но вернёмся к нарезке лыжни. Рычагом через рессору прижимаем и фиксируем к поверхности корыто, с закреплёнными под ним резаками. Устанавливаем на площадку небольшой технологический груз. Начинаем движение по направлению лыжника. При этом передние резцы основного корпуса не поднимаем, так как они дополнительно разрыхляют и перетирают снежные элементы.
Скорость движения снегохода – 5-10 км. в час. При такой скорости легко контролируется прямолинейность направления движения, безопасно проезжать рядом с деревьями, хорошо формируется трапециевидный профиль.
Очень важно, чтобы лыжня на трассе не была волнообразной!! Наша конструкция позволяет проложить действительно прямую лыжню. Потому что укладчик лыжни, помимо рессоры, соединён с основным корпусом через кронштейн. Это уменьшает его виляние во время работы.
На спусках лыжник развивает большую скорость. Поэтому нарезать лыжню при спусках на повороте нельзя. Это опасно. Перед таким участком, мы рычагом поднимаем укладчик лыжни и проходим его без нарезания лыжни.
Такая функция подъема-опускания лыжеукладчика очень удобна при нарезании лыжни при масс-старте. Нам приходилось нарезать до 11 параллельных линий длиной по 20 метров, которые надо было нарезать на стартовой поляне в короткий срок.
Кроме того, такая конструкция с функцией подъёма-опускания, позволяет легко очистить резаки классической лыжни, расположенные под корытом, от разного мусора (ветки, шишки), который мешает получить качественный трапециевидный профиль.
Найди свой спорт
Правильно выбранный ратрак для лыжных трасс является залогом удачной организации зимних спортивных мероприятий. Объединяя эту машину с дополняющими устройствами, можно создать лыжню, полностью соответствующую установленным нормам.
Общие требования к лыжне и лыжным трассам
Ширина лыжной трассы равняется:
Общая протяженность трека — от 0,5 до 70 км. Когда маршрут уже полностью разработан, формируется лыжня. Над созданием колеи работает команда лыжников или машина, уплотняющая (вдавливающая) снег.
Если лыжники планируют использовать классический стиль езды, то вдоль трека прокладывают одну лыжню. Свободная манера катания требует наличия колеи на горных спусках, а другие трассовые сектора нужно укатать полностью (на этих участках часто используется ходьба «елочкой»).
Как сделать лыжную трассу своими руками
Чтобы самостоятельно построить лыжную трассу, потребуется провести целый комплекс мероприятий, включающий в себя:
Также нужно определить, для чего прорезается лыжня:
Если трасса учебная, то основной маршрут дополняют срезками, позволяющими сокращать дистанцию, обходить трудные участки. При правильном проведении работ этот путь может использоваться летом для бега или езды на велосипеде.
Наилучший вариант — если строительство трассовой системы выполняется в соответствии со схемами и требованиями гомологации, установленными Международной лыжной федерацией (FIS).
Поверхность трассы
Полотно зимней трассы получается довольно ровным, если в отсутствие снега на ней нет ям или бугров (как на автодороге). Также для всех поворотов должны быть характерны плавность и хороший обзор.
Водоотвод
Водоотвод позволяет сохранять снег на дистанции зимой и обеспечивать твердость грунта летом. Обычно для удаления излишков влаги прокладывают дренажные канавки, а треку придают такую форму, чтобы в поперечном разрезе он был немного выпуклым. Также ликвидируют все впадины, в которых скапливается жидкость.
Характеристики дренажных канавок:
Система дополняется водоотводящими канавками, по которым жидкость уходит из дренажных выемок.
Растительность на треке
Растительность убирают с трассы не реже трех раз за сезон. Рабочий инструмент подбирают по своему усмотрению. Это может быть:
В редких случаях с пути приходится убирать деревья, рухнувшие от старости или сильных ветров. Для проведения таких работ требуется бензопила и обязательное присутствие напарника.
Отсыпка трассы
Отсыпка необходима, чтобы:
Для выравнивания трека используют:
Приемлемая толщина отсыпки — 10-30 см. Желательно, чтобы она покрывала всю ширину трассы. Если сделать это невозможно, то достаточно обработать наиболее проблемные участки.
Оборудование для прокладки трассы
Для подготовки лыжных трасс пользуются приспособлениями различных видов и от разных производителей.
Ратрак
Это устройство называют снежным трактором. Его используют, если толщина снега составляет не менее 15 сантиметров. Применение ратрака оправдано на участках с искусственным оснежением.
В Россию такие машины поставляют следующие производители:
Также есть американские марки ратраков, но на российском рынке они не представлены.
Пистенбулли
Машины от PistenBully многофункциональны. Они применяются для создания и обслуживания горнолыжных трасс. Все устройства оснащены парой лыжнеукладчиков, положение которых регулируется ручной или гидравлической системой управления.
Формируемые ратраком PistenBully лыжни отстоят друг от друга на 73,5 см, а ширина каждой из них изменяется в диапазоне 7 см. Некоторые модели рассчитаны на установку систем для массового катания (с 3-4 лыжнеукладчиками).
Принот
Ратрак PrinothHusky предназначен для создания трасс на равнинах или небольших горнолыжных склонах. Формирующие резаки крепятся к задней фрезе машины. Дистанцию между лыжнями, как и их ширину, можно регулировать.
Фаверо
FaveroSnowRabbit 3 — это самый компактный, легкий и недорогой из ратраков на российском рынке. Такие характеристики обеспечивают ему проходимость по снежному покрову любого типа. Стандартная комплектация устройства позволяет формировать полосу шириной 2 м. Дополнительные приспособления увеличивают охват до 4,5 м.
Ратрак можно перевозить на малогабаритных грузовиках, не демонтируя гусеницы. При этом сам «Фаверо Сноу Рэббит 3» имеет транспортировочный кузов для материалов.
Снегоход
Снегоходы дешевле ратраков, а при наличии прицепного устройства их используют для формирования лыжни после первого же снегопада. Хорошо, если у машины широкие (от 50 см), длинные ошипованные гусеницы. Последнее особенно значимо при ведении работ на обледеневшей трассе.
Наилучшей управляемостью обладают снегоходы с двумя лыжами впереди. При их приобретении следует отдавать предпочтение зарубежным моделям.
Прицепные устройства
Стандартный комплект прицепных приспособлений для формирования лыжни:
Эти устройства производятся преимущественно в США и Европе. Все они оснащены аварийной расцепкой, позволяющей высвободить их, если в процессе работы снегоход застрянет. Благодаря им необходимость создавать оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками уже не столь актуальна, как раньше.
Каток
Катками от SnowRoller трассовые полотна подготавливаются в любую погоду. Начинать работу можно уже после первого снегопада.
Борона
Бороной лыжня формируется на путях с устойчивым снежным покровом. Полотно выравнивается по всем направлениям.
Устройства марки Plain имеют дополнительное оснащение в виде зубчатых ножей. Если снега мало, то задействуется обратная сторона бороны.
Механизмы от SNOWPRO дополнены тремя съемными модулями из стали с порошковым покрытием. Эта модификация позволяет изменять технику снегообработки и уровень нагрузки.
Резак
Резаки для подготовки лыжных трасс — это формирующие элементы асимметричной формы, выдавливающие излишки снега на края дорожного полотна. Они прорезают лыжню фрезерованными частями из закаленной стали.
Резаки марки XCSPORT прокладывают лыжню для классического хода, а также имеют два режима работы: давящий и режущий.
Порядок подготовки трассы
Подготовка лыжной трассы проводится регулярно (при сильных снегопадах — ежедневно). Порядок работы зависит от характера снежного покрова.
Снег | Какие проводятся работы |
Свежий, толщиной 5-10 см. | 1-2 проезда на снегоходе, прокладка лыжни. |
Установившийся, плотно покрывающий все пни и корни. | 2-3 проезда бороной с зубьями (у полос должен быть небольшой перехлест). |
Если снег скрывает лыжню, то ее закатывают бороной и нарезают заново. На спусковых участках колею прокладывают по любому краю пути, на поворотных — по внешнему.
Внимание! Подготовительные работы проводят вечером, чтобы снежный покров успел затвердеть до появления лыжников.
Предсезонная подготовка трассы
В ходе предсезонной подготовки проводятся следующие работы:
Также до открытия сезона осуществляется профилактический ремонт всей техники для эксплуатации лыжных трасс и подготавливается спортивное снаряжение.
Как подготовить лыжную трассу зимой?
Подготовка лыжни связана с уплотнением кристаллов снега. Для этого достаточно давления в 50-100 г/см 2 (это меньше, чем оказывает лыжник или пешеход). Перемешиваемые ратраком или бороной снежинки ломаются и укладываются более плотно, даже при незначительной силе воздействия.
Однако каждый свежий слой снега приходится обрабатывать несколько раз, пока он не примет желаемую форму. Поэтому, даже подобрав подходящий ратрак и имея комплект прицепных устройств, нужно быть готовым к тому, что на выполнение этой работы потребуется время.