Как сделать макет местности самому
Как сделать макет горы: идеи, варианты, примеры
Нередко детям в школу, для игры или других целей требуется макет горы. Как сделать его дома из подручных материалов, представлено ниже. Это занятие увлекательное. В процессе создания ландшафта может быть задействована вся семья. Список материалов, из которых можно сделать макет, огромен и разнообразен.
Из пластилина
В качестве основы можно использовать конус из плотного картона. Предварительно можно сделать набросок будущей поделки.
Сначала нужно установить конус на подставке и зафиксировать пластилином. Обмазать коричневым цветом основание горы. Вершину можно превратить в заснеженный пик, используя белый цвет. Зеленым оттенком по основанию изобразить травянистую растительность. Красный и желтый цвета будут имитировать цветы.
Осталось прорисовать стеком ущелья, вымытые водными потоками, и расселины, чтобы гора приобрела натуральный вид.
Из соленого теста
Использование соленого теста существенно расширяет простор для творчества. Вылепленное основание раскрашивается красками.
Необходимо замесить тесто, смешав в равных пропорциях муку, соль и воду. Тесто должно быть тугим. Если добавить в него красители, то оно приобретет цвет. Но для макета горы их не обязательно добавлять.
В качестве основы используется конус из картона, фольга или пластиковая бутылка. Установить ее на подставке и зафиксировать. Обклеить кусочками теста, придав нужную форму и проработав детали. Эту заготовку нужно хорошо просушить перед тем, как продолжить работу. Во время высыхания на поверхности могут появиться трещинки. Но в данном случае это лишь добавит натуральности.
Раскрасить гуашью или акриловыми красками. Вот так можно сделать макет горы из соленого теста.
Горы из бумаги
Самый доступный материал, который есть в каждом доме – это газеты. Как сделать горы своими руками из бумаги, описано ниже.
Нужно установить пластиковую бутылку на подставке. Из картона вырезать полоски шириной 2-3 см и длиной, равной высоте горы. 5-6 штук расположить вертикально, скрепить на вершине степлером или клеем, оформить склоны. Чтобы гора обрела форму, нужно приклеить горизонтальные полоски по всей окружности на разной высоте. Получается «скелет».
Листы старых газет или журналов скомкать и положить под каркас, чтобы придать ему прочности. После этого нужно обклеить листами белой бумаги поверхность. Для крепления используется двусторонний скотч или клей. Заготовку раскрасить.
Папье-маше
А вот, как сделать из бумаги горы для макета, имитирующие горную цепь:
Как сделать макет горы более реалистичным? Промазать склоны тонким слоем клея и посыпать песком, солью или манкой. После высыхания его можно покрасить, чтобы выровнять фон.
Макет из пенопласта и монтажной пены
Перед тем как сделать макет горы из монтажной пены, нужно подготовить основание. Это может быть лист картона или кусок фанеры. На него из флакона выдавить струю из баллончика и сформировать гору. Нужно учесть, что при застывании монтажная пена расширяется, поэтому размеры увеличатся. При работе нельзя трогать не застывший материал руками!
Оставить на сутки для уплотнения. Острым ножом срезать лишнее. Верхний слой можно сделать из папье-маше, либо просто выкрасить в нужные цвета.
Сделать макет горы можно из толстого куска пенопласта. Несколько слоев этого материала накалывают друг на друга, скрепляя их зубочистками. Затем срезаются излишки, производится декорирование верхнего слоя.
Как сделать макет горы, подскажет фантазия. Можно использовать большое количество подручных материалов. Для декорирования можно применить веточки, шишки, искусственные растения. Имитацию воды можно сделать с помощью клеевого пистолета.
Делаем интерактивный план местности за 15 минут
На Тостере часто спрашивают о том, как сделать интерактивную схему дома, план его внутреннего устройства, возможность выбора этажей или квартир с выводом информации о них, вывод информации о деталях того или иного товара при наведении мыши на них на фотографии и.т.д. Речь там идет не о трехмерной модели, а именно о картинке с возможностью подсветить те или иные детали. Все эти задачи похожие и решаются достаточно просто, но тем не менее вопросы продолжают появляться, так что сегодня мы рассмотрим, как подобные вещи делаются при помощи SVG, графического редактора и щепотки javascript.
Выбор именно SVG обусловлен тем, что это максимально простой для разработки и отладки вариант. Я встречал людей, которые советовали все это делать на canvas, но там гораздо сложнее понять, что происходит, да и координаты всех точек на кривых нужно как-то заранее рассчитать, а здесь – открыл инструменты разработчика и сразу видишь всю структуру, все объекты, с которыми идет взаимодействие, а все остальное можно накликать мышкой в человеко-понятном интерфейсе. Производительность между обычным 2d-канвасом и SVG почти не будет отличаться. WebGL может дать некоторый бонус в этом плане, но и сроки разработки вырастут в разы, не говоря уже о дальнейшей поддержке, что не всегда вписывается в бюджет. Я бы даже сказал “никогда не вписывается”.
В этом туториале мы сделаем что-то вроде виджета для вымышленного сайта по аренде частных домов в каком-то районе, но понятно, что рассматриваемые принципы создания таких вещей применимы к любой тематике.
Начинаем начинать
Я буду все показывать на примере Inkscape, но все те же действия можно провернуть и в любом другом редакторе используя аналогичные функции.
Для работы нам понадобятся два основных диалоговых окна:
Сразу запускаем их и переходим к созданию документа.
Если вы случайно перетянули их в отдельное окно, то можно кликнуть под верхней рамкой этого окна (где ничего нет), и перетянуть их обратно в основное. Это не совсем интуитивно понятно, но довольно удобно.
Открываем фотографию с видом на район. Мы можем выбрать – вставить саму картинку в виде base64-строки или внешней ссылкой. Поскольку она большая, выбираем ссылку. Путь к картинке потом поменяем руками при внедрении всего в страницы сайта. Создастся SVG-документ, в который фотография будет встроена через тег image.
Для растровых картинок, встроенных в SVG, встроенных в HTML, можно будет использовать lazy loading, так же, как и для обычных картинок на страницах. В этом примере мы не будем останавливаться на таких оптимизациях, но не стоит про них забывать в практической работе.
На текущем этапе видим перед собой примерно такую картину:
Теперь создаем новый слой (Ctrl+Shift+N или Menu > Layer > Add layer). В XML-редакторе видим, что появился обычный элемент g. Пока далеко не ушли, можем задать ему class, который потом будем использовать в скриптах.
Не стоит полагаться на id. Чем сложнее интерфейс, тем проще схлопотать их повторение и получить странные баги. А в нашей задаче от них все равно пользы нет никакой. Так что классы или data-атрибуты – наш выбор.
Если пристально посмотреть на структуру документа в XML-редакторе, то можно заметить, что там много лишнего. Любой более-менее сложный векторный графический редактор будет добавлять что-то свое в документы. Убирать все это руками – дело долгое и неблагодарное, редактор постоянно будет что-то добавлять заново. Так что очистка SVG от мусора производится только в конце работы. И желательно в автоматизированном виде, благо есть готовые варианты, тот же svgo к примеру.
Находим инструмент под названием Draw Bezier curves and Straight Lines (Shift+F6). С его помощью будем рисовать замкнутые контуры вокруг объектов. В нашей задаче нужно обрисовать все здания. Для примера ограничимся шестью, но в реальных условиях стоило бы заранее выделить время для того, чтобы аккуратно обрисовать все необходимые объекты. Хотя часто бывает, что есть много похожих сущностей – те же этажи на здании могут быть абсолютно идентичными. В таких случаях можно немного ускориться и копипастить кривые.
После того, как обвели нужные здания, возвращаемся в XML-редактор, добавляем классы или, что скорее всего будет даже удобнее, data-атрибуты с индексами для них (можно и с адресами, но т.к. у нас район вымышленный — есть только индексы), и перемещаем все в ранее созданный слой, чтобы все было “разложено по полочкам”. И картинку, кстати, тоже будет полезно туда переместить, чтобы все было в одном месте, но это уже мелочи.
Теперь, выбрав один path – кривую вокруг здания, можно выбрать их все с помощью Ctrl+A или Menu > Edit > Select All и редактировать одновременно. Нужно их все закрасить в окне Fill and Stroke, а заодно там же убрать лишнюю обводку. Ну или добавить ее, если она нужна из соображений дизайна.
Имеет смысл закрасить все контуры каким-нибудь цветом с минимальным значением opacity для них, даже если это не нужно в плане дизайна. Дело в том, что “умные” браузеры считают, что нельзя кликнуть по пустому контуру, а по залитому – можно, даже если никто этой заливки не видит.
В нашем примере оставим небольшую подсветку белым цветом, чтобы лучше видеть, с какими именно зданиями работаем, сохраним все и плавно переместимся в браузер и более привычный редактор кода.
Базовый пример
Сделаем пустую html-страницу, вставим полученную SVG прямо в нее и добавим немного CSS, чтобы ничего не вылезало за границы экрана. Тут даже комментировать нечего.
Вспоминаем, что добавили зданиям классы, и используем их, чтобы CSS был более-менее структурированным.
Поскольку мы задавали инлайновые стили в Inkscape, в CSS нужно их перебить. Было бы удобнее все делать в CSS? И да, и нет. Зависит от ситуации. Иногда выбора нет. Например если дизайнер нарисовал много всего разноцветного и переносить все в CSS и раздувать его до невозможности как-то не комильфо. В данном примере я использую “неудобный” вариант, чтобы показать, что и он не особенно то и страшный в контексте решаемой задачи.
Предположим, что к нам прилетели свежие данные по домам, и добавим им разные классы в зависимости от их текущего статуса:
Получим что-то такое:
Уже виднеется что-то похожее на то, что нам нужно. На данном этапе мы имеем подсвеченные объекты на плане местности, которые реагируют на наведение мыши. И не составляет труда добавить для них реагирование на нажатие кнопки мыши через стандартный addEventListener.
Leader Line
Часто встречается задача сделать линии, которые будут соединять объекты на карте и какие-то элементы на странице с дополнительной информацией, а также сделать минимальные всплывающие подсказки при наведении на эти самые объекты. Для решения этих задач очень неплохо подходит мини-библиотека leader-line, которая создает векторные стрелочки на любой вкус и цвет.
Давайте добавим к данным цены для всплывающих подсказок и сделаем эти линии.
Как можно заметить, ничего сложного не происходит. У линии есть “места крепления” к элементам. Координаты этих точек относительно элементов обычно удобно определять в процентах. В целом там есть много разных опций, перечислять и запоминать которые не имеет смысла, так что рекомендую просто полистать документацию. Одна из этих опций – startLabel – понадобится нам для создания маленькой всплывающей подсказки с ценой.
Никто не мешает все подсказки рисовать в графическом редакторе. Если у них предполагается неизменный контент, то это может быть даже удобно. Особенно если есть желание задавать им разное положение для разных объектов.
Мы также можем добавить опцию hide, чтобы все линии не отображались в виде веника. Будем показывать их по одной при наведении мыши на здания, которым они соответствуют:
Здесь же можно выводить дополнительную информацию (в нашем случае просто текущий статус объекта) в место для информации. Получится уже почти то, что нужно:
Такие штуки редко проектируют под мобильные устройства, но стоит вспомнить о том, что их часто делают на весь экран на десктопе, да еще и с какими-нибудь панелями сбоку для дополнительной информации и нужно все красиво растянуть. Как-то так к примеру:
При этом пропорции SVG-элемента определенно не будут совпадать с пропорциями картинки внутри. Что же делать?
Несовпадающие пропорции
Первая вещь, которая приходит на ум – это свойство object-fit:cover из CSS. Но есть один момент: оно совершенно не умеет работать с SVG. А даже если бы и работало, то дома по краям плана могли бы вылезти за края схемы и стать абсолютно недоступными. Так что здесь нужно пойти несколько более сложным путем.
Шаг первый. У SVG бывает атрибут preserveAspectRatio, который в некоторой степени аналогичен свойству object-fit (не совсем, конечно, но. ). Задав preserveAspectRatio=»xMinYMin slice» для основного SVG-элемента нашего плана получим растянутую схему без пустот по краям и без искажений.
Шаг второй. Нужно сделать перетаскивание мышкой. Технически такая возможность у нас осталась. Вот тут уже задачка посложнее, особенно для новичков. В теории у нас есть стандартные события для мышки и тачскрина, которые можно обработать и получить значение, на сколько нужно подвинуть карту. Но на практике можно в этом увязнуть очень надолго. На помощь придет hammer.js – еще одна небольшая библиотека, которая берет всю внутреннюю кухню на себя и предоставляет простой интерфейс для работы с перетаскиваниями, свайпами и.т.д.
Нам нужно сделать перемещение слоя со зданиями и картинкой во все стороны. Сделать это несложно:
По умолчанию hammer.js включает распознание еще и свайпов, но они нам не нужны на карте, так что выключаем их сразу, чтобы не морочили голову:
Теперь нужно как-то понять, что именно нужно поститать, чтобы перемещать карту только до ее краев, но не дальше. Нехитрым представлением двух прямоугольников в голове понимаем, что для этого нужно узнать отступы слоя со зданиями от родительского элемента (SVG в нашем случае) со всех четырех сторон. На помощь приходит getBoundingClientRect:
И почему у нас до сих пор нет более цивилизованного (и стабильно работающего) способа это сделать? Каждый раз дергать getBoundingClientRect очень нехорошо в плане производительности, но выбор не очень богатый, да и на глаз заметить торможение практически невозможно, так что не будем придумывать преждевременные оптимизации там, где и так все работает приемлемо. Так или иначе, это позволяет нам сделать проверку положения слоя со зданиями и перемещать все только если это имеет смысл:
По краям обычно стоит замедлить движение, чтобы не было резких остановок или рывков. Таким образом все туда-сюда превращаются во что-то такое:
Вариантов замедлений можно придумать много. Этот – самый простой. И да, он не очень красивый, но зато тупой как пробка и понятный. Коэффициенты в таких примерах обычно подбираются на глаз, в зависимости от желаемого поведения карты.
Если открыть браузер и поиграться с размером окна в инструментах разработчика, то можно обнаружить, что что-то пошло не так.
Нечистые силы
На десктопных устройствах все работает, а на мобильных происходит магия, а именно – вместо перемещения карты перемещается элемент body. У-у-у-у-уууу! Только приведения там не хватает. Хотя ладно, это бывает потому, что что-то где-то переполнилось и какой-то обертке не задали overflow: hidden. Но в нашем случае может случиться такое, что совсем ничего не двигается.
Загадка для зеленых верстальщиков: есть элемент g, внутри элемента svg, внутри элемента div, внутри элемента body, внутри элемента html. Doctype естественно html. Если для перетаскивания элемента g добавить к нему transform: translate(…), то на ноутбуке он переместится, как и задумано, а на телефоне — даже не шелохнется. Ошибок в консоли нет. Но баг определенно есть. Браузер – последний Хром и там и там. Вопрос – почему?
Предлагаю вам подумать минут 10 без гугла перед тем, как смотреть ответ.
Ха-ха! Я вас обманул. Точнее не так. Я описал то, что мы бы наблюдали при ручном тестировании. Но на самом деле все работает так, как и должно работать. Это не баг, а фича, связанная с CSS-свойством touch-action. В контексте нашей задачи (внезапно!) обнаруживается, что оно есть, и, более того, имеет некоторое значение, которое ломает всю логику взаимодействия с картой. Так что поступаем с ним очень грубо:
Но вернемся к нашим баранам и посмотрим на результат (лучше, конечно, открыть в отдельной вкладке):
Я решил не подгонять код под какой-то из модных фреймворков, чтобы он остался в виде нейтральной бесформенной заготовки, от которой можно отталкиваться при создании своих компонентов.
5. Создание рельефа местности на макете
5. Создание рельефа местности на макете
Рельеф местности на макете должен быть увязан с темой макета, его путевой схемой, искусственными сооружениями, а пейзаж дополнять и украшать общую картину. Рельеф может быть использован, чтобы скрыть от зрителя часть железнодорожных путей, перегружающих макет большим количеством рельсов.
Пространственное размещение путевой схемы следует начинать с перенесения рельсовой схемы перегонов и станций с чертежа на плоскость макета. Затем по контуру прямых и кривых участков пути из фанеры выпиливают полосы, служащие основанием железнодорожного пути, по ширине они должны соответствовать основным площадкам насыпей и выемок. Полосы закрепляют к подмакетнику по разметке на нужной высоте при помощи деревянных брусков соответствующего размера. Основания путей надо располагать на макете так, чтобы их середина совпадала с осью железнодорожного пути или междупутья на двухпутных участках. Будучи укреплёнными на брусках различной высоты, они образуют основу будущих насыпей с подъёмами и уклонами (рис. 33). Если в качестве основания подмакетника взята древесностружечная плита, то для укладки рельсов в нулевом уровне макета нет необходимости укладывать основания на дистанционные бруски. Здесь необходима только имитация балластной призмы (см. главу III).
Рис. 33. Нижнее строение пути на макете
За нулевой уровень на макете обычно принимают плоскость, расположенную на верхней кромке рамы подмакетника, или плоскость плиты, на которой собирают макет.
Если подмакетник построен в виде рамы, то для путей, проходящих в нулевом уровне, следует сделать твёрдое основание. Там, где будут расположены станции размеры основания должны соответствовать всей площади станции и прилегающей территории. Станционные площадки изготавливают из листов фанеры или аргиллита и крепят к раме подмакетника на требуемом уровне при помощи поперечных реек, которые в свою очередь закрепляют на боковых или диагональных брусках рамы. Для станций и разъездов, расположенных выше нулевого уровня, также устраивают жёсткие площадки, которые крепят к подмакетнику при помощи вертикальных стоек и стенок, придающих большую жёсткость второму, третьему и другим уровням макета. В тех участках макета, где рельсовый путь уходит в тоннели, заранее устанавливают каркасы тоннельных порталов, которые оформляют при отделке макета (рис. 34). На время монтажа макета станционные площадки нужно оставлять съёмными, так как в процессе работы возникает необходимость пропилить различные отверстия — люки для установки стрелочных приводов, реле сигналов, расцепителей, монтажа электрических цепей и т. д. Рельеф макета может быть и таким, что часть путей придется расположить в выемке, ниже нулевого уровня. На подмакетниках, сделанных из плит, для размещения путей ниже нулевого уровня возможности нет. В этом случае следует искусственно приподнять нулевой уровень на макете.
Рис. 34. Конструкция каркаса макета
Насыпи и выемки являются связующими элементами профиля пути со станционными площадками. И те, и другие должны естественно и гармонично сочетаться с окружающим рельефом местности. При устройстве горизонтальных и наклонных насыпей нужно применять деревянные бруски в виде равносторонней трапеции (рис. 35, а). Высота брусков, их боковые стороны задают размеры насыпи и направление откосов. Трапециевидные бруски при помощи шурупов крепят к подмакетнику на определённом расстоянии друг от друга по оси рельсовой колеи. Подъёмы и уклоны делают при помощи таких же брусков, но различающихся по высоте. Уменьшение или увеличение высоты возможно только за счёт уменьшения или увеличения основания трапеции. Верхняя часть бруска во всех случаях должна быть одинаковой и равняться ширине основной площадки насыпи. Сверху на бруски прикрепляют фанерные полосы — основание для верхнего строения пути.
Рис. 35. Бруски для изготовления насыпи (а) и установки сигналов (б)
При строительстве насыпей, полунасыпей, выемок и полувыемок не следует забывать об имитации водоотводных устройств — канав, кюветов. Если они воспроизведены на макете в определённых местах, макет только выиграет от таких подробностей и будет свидетельствовать о серьезном подходе автора к его постройке. Хотя водоотводные сооружения относятся к категории инженерных сооружений, о них целесообразно напомнить в этом разделе, так как формирование их на макете должно начаться в процессе изготовления рельефа.
Откосные стороны насыпей закрывают полосами картона, которые приклеивают или прибивают небольшими гвоздями к боковинам брусков. Чтобы скрепить стыки боковин с основной плоскостью насыпи и с углублением для водоотводного устройства, на всю насыпь с прилегающими участками макета столярным клеем ПВА наклеивают широкие полосы из марли или полотняной ткани с некоторым нахлёстом одной полосы на другую. После высыхания клея поверхности откосов офактуривают смесью столярного клея и мелких древесных опилок при помощи широкой кисти. В некоторых местах поверхность дополнительно присыпают мелкими опилками для того, чтобы придать ей неоднородность. При покраске поверхности, используя оттенки одного цветового тона краски, эти неоднородности можно художественно усилить. Так как основа насыпи является пустотелой, в процессе её сооружения нужно наметить места, где впоследствии будут установлены сигналы, и закрепить на них деревянные бруски — опоры для светофоров, семафоров и др. (рис. 35, б).
Неотъемлемой частью макета являются возвышения и холмы, которые в определённых местах разрезают путевыми выемками. Кроме того, возвышения на макете несут и другую побочную функцию: они скрывают часть путей, которые сознательно убирают из виду. Возвышенности можно сделать следующим способом. Из газетной бумаги делают плотные комки в виде шаров, которые на клею укладывают в том месте, где будет возвышенность (рис. 36). Комки также склеиваются друг с другом. Один слой комков наклеивают на другой и создают приблизительную форму желаемой возвышенности или даже горы с определёнными склонами и уступами. Затем всю высохшую массу бумажных комков оклеивают лоскутами хорошо промакаемой бумаги величиной с блюдце, смазанными с обеих сторон клеем. Каждый следующий лоскут должен заходить на предыдущий приблизительно на 2 см. На первый слой бумаги, образующий поверхность возвышенности, наклеивают марлю или нестирильный бинт, а затем ещё два слоя бумажных лоскутов. Для наклеивания бумаги и марли можно применить синтетические клен ПВА или «Бустилат», которые сохнут довольно долго. Чтобы придать поверхности возвышенности более интересную и естественную форму, пока окончательно не просох клей, в отдельных местах можно усилить неровности, слегка надавливая на поверхность твёрдыми предметами. В этой стадии работы хорошо вклеить в определённые места яркие фактурные детали, имитирующие осыпи, сбросы, срезы поверхности, застрявшие «в давние времена» валуны, для чего используют самые неожиданные материалы — сосновую кору, скорлупу грецкого ореха, обломки пемзы, обрезки корковой пробки и т. п.
Рис. 36. Изготовление возвышенности с использованием бумажных комков
После высыхания клея поверхность покрывают грунтом, состоящим из того же клея с добавлением серой и зелёной краски. Можно использовать анилиновые красители для хлопчатобумажных тканей. После грунтования поверхность готова для дальнейшей работы по офактуриванию. Подобным образом можно создавать рельеф пересеченной местности с небольшими возвышенностями, оврагами и др.
Поверхности склонов, холмов, возвышенностей и т. д. можно сделать, наклеивая на бумажные комки полотняную ткань, пропитанную клеем. Её поверхность легко принимает необходимую форму, например форму оврага или обрыва. Ткань вдавливают в нужных местах и после высыхания она сохраняет заданную форму. Комки бумаги, создав на первом этапе определённые высоты рельефа, в конечном итоге приобретают значение заполнителей пустот, усиливающих прочность сделанной поверхности.
Если внутри возвышенности скрыты рельсовые пути, то её постройку начинают с изготовления жёсткого каркаса из дерева и фанеры с тоннелем внутри. При устройстве участков пути, скрытых в тоннелях, необходимо предусмотреть возможность доступа к этим участкам извне на случай ремонта пути или схода с рельсов подвижного состава, Для этого на плоскости подмакетника пропиливают окна, позволяющие снизу подобраться рукой к тоннельным путям. Эти окна прикрывают легкосъёмными щитками, предотвращающими падение подвижного состава при сходе с рельсов.
Рис. 37. Каркасы рельефа, изготовленные: а — методом горизонталей; б — путём применения жёстких вертикальных рёбер; в — в виде нервюр
Для задних планов макетов, скрывающих в тоннелях часть рельсового пути, можно рекомендовать изготовление каркаса возвышенности при помощи вертикальных рёбер, которые выпиливают из фанеры (рис. 37, б). Задняя часть макета обычно скрыта от глаз зрителя, поэтому часть возвышенности, обращённую к фону, для удобства эксплуатации закрывают легкосъёмным щитком.
Достаточной жёсткостью и небольшой массой отличается конструкция каркаса рельефа, выполненная в виде комбинации вертикальных рёбер и горизонталей (рис. 37, в). Горизонтальные полосы могут служить основанием железнодорожных путей.
При любом способе обтяжки на клеевой основе поверхности макета в переходных местах от плоскости подмакетника или станционной площадки к склеенной поверхности возвышенности, насыпи, выемки и т. д. после высыхания клея возникают сильные поверхностные натяжения, которые приводят к образованию трещин. Поэтому при обтяжке макета в этих местах нужно наклеивать дополнительные полосы из полотняной ткани.
Для грунтовки и более детальной отделки поверхностей можно использовать смесь гипсовой кашицы, клейстера и порошковой краски в соотношении 10 частей гипса и 1 часть крахмала (масса красящего компонента не учитывается). Из крахмала заваривают обычный клейстер и в него постепенно подсыпают гипсовый порошок. Смесь доводят до густоты сметаны и к ней добавляют красящий порошок (зелёный с серым или жёлтый с коричневым). Образовавшуюся массу наносят на поверхность рельефа кистью, предназначенной для масляной живописи. В сочетании с клейстером гипсовая кашица не так быстро твердеет и некоторое время остается эластичной. Это качество особенно важно при усадке и растяжении макета, зависящих от изменения влажности и температуры.
Создавая рельеф местности, многие моделисты применяют пенопласт — лёгкий, хорошо поддающийся обработке материал. Из пенопласта делают отдельные части насыпей, примыкающие к мостам и путепроводам, он хорош как декоративный материал при имитации открытых скальных пород; очень похожа на каменные осыпи пенопластовая крошка. Однако вряд ли целесообразно применять пенопласт для заполнения объёмов гор, возвышенностей, которые лучше строить на каркасах, а пенопласт использовать для отделки наружных поверхностей. Пенопласт хорошо растворяется ацетоном, растворителем 646, давая сильную усадку. Пользуясь этим свойством, на пенопластовой заготовке можно создать русла небольших ручьев, сгладить склоны оврагов, осыпей. Наносить растворитель на пенопласт надо небольшими дозами, постепенно, так как процесс изменения его формы продолжается некоторое время после окончания обработки до тех пор, пока весь впитавшийся в пенопласт растворитель не испарится. Поверхность мелкопористого пенопласта после обработки растворителем заплывает и поры пропадают. Для подачи необходимой дозы растворителя следует применять шприц объёмом 5 см 3 с иглой. Пенопласт хорошо обжигается огнем, образуя причудливые неровности, которые на макете могут стать берегами речек, прудов, неровностями земли. Обработку пенопласта растворителем и его обжиг допускается проводить только на открытом воздухе, так как и в том, и в другом случае происходит выделение вредных паров и дыма. Пенопласт склеивают нитроклеями, во избежание образования раковин в местах склейки лучше пользоваться загустевшим клеем, который обеднен растворителем. Пенопласт можно также склеивать клеем ПВА. Участки макета, сделанные из пенопласта, можно окрашивать темперой на казеиновой основе и масляными художественными красками, в которые рекомендуется добавлять немного сиккатива, чтобы окрашенные поверхности не блестели и имели более естественную матовую фактуру.
Следует обратить внимание моделистов на то, что в работе по созданию рельефа на макете и по его отделке нужно очень осмотрительно пользоваться водорастворимыми клеями и красками, которые при некоторых обстоятельствах могут стать аккумуляторами влаги. Проникнув во внутренние узлы макета, сырость вызовет коррозию металлических и гниение деревянных деталей готового макета. Поэтому хорошо просушенные участки рельефа в местах склеек целесообразно покрыть олифой, которая остановит проникновение влаги.
Формируя поверхность макета, нужно постоянно думать о массе будущего сооружения, так как нередко случается, что подмакетник становится неподъёмным после того, как сделан рельеф.
Читайте также
Глава 24 Создание архива
Глава 24 Создание архива Программное кодированиеДиски Video-CD, Super-VCD, DVD можно с успехом создать на компьютере. Для этого в системный блок должен быть установлен CD– или DVD-рекордер. При этом CD-рекордер обеспечит запись Video-CD– и Super-VCD-дисков, а DVD-рекордер – DVD-дисков.Вы создали
Создание медоносного конвейера
Создание медоносного конвейера Если последовательно высевать огуречную траву, змееголовник, фацелию, горчицу и другие сильные медоносы, можно будет иметь в своем распоряжении своеобразный цветочный конвейер.Огуречная трава. Данная культура хорошо растет в
2. План и профиль железнодорожного пути на макете
2. План и профиль железнодорожного пути на макете План железнодорожного пути представляет собой проекцию оси пути на горизонтальную плоскость, а продольный профиль — на вертикальную плоскость. Необходимость подхода к населенным пунктам и обхода препятствий,
4. Прочие здания и сооружения на макете
4. Прочие здания и сооружения на макете К прочим зданиям, воспроизводимым на макете железной дороги, можно отнести здания сигнализации и связи, станционного и путевого хозяйства и др. Макеты этих зданий не имеют особых конструктивных сложностей и поэтому их можно
1. Имитация ландшафта на макете
1. Имитация ландшафта на макете После подготовки рельефа макета можно приступать к окончательному оформлению ландшафта. Для накопления опыта отделку первого макета лучше начинать с участков, расположенных на заднем плане, которые обычно менее деталированы, и затем