Как сделать макет поверхности местности
Как сделать макет поверхности местности
Часть 4. Варианты держателей для моделей кораблей. КРЮЧОК.
Всем желаю Здравия!
Начнем Мы с Вами с «крючков», которые можно купить на «invitinghome» (дословно, как Приглашение Домой анг.). Это магазин для различных поделок своими руками и не только. К сожалению больше пока данные «крючки» я не встречал. Однако ниже мы рассмотрим вариант изготовления своими руками. А те, кто часто заходит в строительные магазины, и возможно им, подвернуться подобные изделия нам об этом сообщат прямо в комментариях к данному топику.
Итак Вот фотографии оригинальных «крючков»-настенных держателей нашей модели.
Часть 3. Диорама. Имитация воды при помощи Vallejo Water effects и Vallejo Still water
ВСЕМ ЗДРАВИЯ!
Что такое спец-средства и как с ними «бороться»?
Vallejo Water effects акриловый продукт, предназначенный для создания основы рек, озер, заливов и океанов. Vallejo Still water являясь плотным гелем, идеально подходящим для имитации поверхности воды на цветном основании созданном при помощи Water effects, а также может быть использован для создания водопадов, волн, ряби и льда.
Часть 2. Диорама. Изготовление морской воды из акрилового клея
Если Ваша диорама предполагает всплеск воды например от упавшей в воду канистры, сделать его можно следующим образом: необходимо расположить канистру на поверхности, немного обмазать её шпаклёвкой и небольшими пощипываниями пинцетом «поднять» шпаклёвку вверх создавая основу для всплеска воды
Всем Здравия!
Пробежав неоднократно по всему, что есть в мировой паутине по созданию такой эффектной поверхности для моделей кораблей, как диорама, пришел к выводу, что есть три самых простых и абсолютно не затратных способа изготовления «синего моря» в домашних условиях. К сожалению не нашел автора данного метода, а рекламировать чужие сайты нет желания. Посему, найдется автор обязательно укажем в нашем с Вами блоге.
Изготовление поверхностей, подставок и держателей для моделей кораблей
Здравия желаю Всем, кого интересует и кто желает дополнить данное повествование!
Постройка действующего макета железной дороги. Часть IV
Наконец-то впервые смог осуществить движение поезда в полной и логичной последовательности. Все получилось даже лучше, чем я предполагал – даже несмотря на то, что мне пришлось делать остановки для фотографирования. На первой фотографии – 61626 Brancepeth Castle, который я считаю одним из самых красивых локомотивов. Поэтому далеко не случайно их у меня сразу несколько штук.
Обзор постройки модели линкора HMS Victory. Часть 2.
Итак, в прошлый раз, вопреки заветам Бернадетт, я приступил к сборке корпуса.
Вот как выглядит моя килевая рамка. Она была готова ещё в начале декабря.
Постройка действующего макета железной дороги. Часть III
Одним из важнейших моментов для меня является достоверная реконструкция деталей макета – они должны полностью соответствовать рассматриваемой эпохе. Основная сложность в том, что достоверных фотографий того времени, да еще и снятых с разных ракурсов, сохранилось очень мало. Но иногда мне везет и удается найти очень полезные изображения. Одна из таких фотографий приведена ниже.
Алгоритм этапов покраски и везеринга стендовой модели для начинающих моделистов.
Здравствуйте Уважаемые Моделисты и те, кто только делает первые шаги в Мир Моделей.
Купив в первый раз набор для склеивания, и собрав пластиковый «шедевр» строго по инструкции, очень хочется продемонстрировать его всем окружающим и сравнить с другими работами. Как? Естественно через интернет. Но глянув туда видим, что практически все размещенное там окрашено, покрыто пылью и забрызгано грязью и внешне ничего общего с пластиковой игрушкой, что стоит у Вас на полке, не имеет. Естественно, у тех кого «зацепило», возникает много вопросов. Как? Чем? В каком порядке? Информации в сети по вопросам окраски и везеринга огромное количество, но систематизировать ее человеку, для которого слова «прешейдинг», смывка, фильтры и т.д. пустой звук, на первых порах сложно и зачастую непонимание отбивает желание заниматься этим увлекательным хобби. Дабы минимизировать потери пополнения в армии моделистов, попытаюсь в этой статье дать общее понимание этапов покраски и везеринга стендовых моделей. (Не претендую на 100 % авторство всего, что будет изложено, т.к. данная статья основана на огромном количестве материала полученного из сети, периодических изданий и личного опыта. Поэтому сразу благодарю всех тех, чьи мысли, опыт и практика подсмотренные мной, будут использованы в данном материале.)
Обзор постройки модели линкора HMS Victory. Часть 1.
Не так давно мы обнаружили на популярном форуме Model Ship World, посвящённом судомоделированию, интереснейший обзор постройки линкора HMS Victory в масштабе 1:84, опубликованный участником под ником Canoe21. Так как не все могут похвастаться хорошими знаниями в английском, но многих может заинтересовать этот пошаговый обзор, мы решили опубликовать перевод этого обзора в нашем блоге. Всех заинтересованных и просто любопытных, милости просим на борт.
Мастерим из подручных материалов трехмерный географический макет Кольского полуострова
Представляю вашему вниманию идею: мастер-класс по созданию макета, в моем случае, макета Кольского полуострова.
Меня попросили сделать макет Кольского полуострова для детей в детский сад, в группу моего младшего сына. Итак, начнем.
Нам понадобится:
— толстый картон, тонкий картон;
— клей ПВА, Момент Кристалл, клеевой пистолет;
— рулон туалетной бумаги или салфетки;
— шпатлевка акриловая по дереву (белая) или белая гуашь (в общем, что-то белое);
— лак на водной основе.
Макет большого размера, поэтому берем большую коробку. Находим в интернете картинку и рисуем нужную форму нужного размера. Вырезаем с помощью канцелярского ножа.
Вырезаем две одинаковые части. На одной части я нарисовала несколько самых крупных озер и вырезала насквозь. Для выпуклых частей макета я подготовила массу (бумага + клей ПВА). Не буду подробно останавливаться на рецепте, в интернете их много, можно подобрать удобный для себя. Я делала из размоченной бумаги, измельченной блендером, перемешанной с клеем. Получившейся кашицей промазываю некоторые участки макета (имитирую горный рельеф).
Есть на макете одно место, где должны быть высокие горы. Если делать только из массы, не просохнет и осядет. Поэтому горы сделала из пищевой фольги и обмазала бумажной массой.
Даем подсохнуть. Свои карандашницы я покрываю специальной художественной акриловой пастой для моделирования, а здесь размер большой, поэтому я в строительном магазине купила акриловую шпатлевку по дереву (она недорогая). Можно просто побелить белой гуашью. Но шпатлевка удобна тем, что можно замазать ненужные пустоты и швы. Покрываю всю поверхность, шпатлевка дает дополнительный рельеф, жесткой кистью придаю фактурность.
На фото не вся поверхность покрыта, так как я спешила и покрыла, не просушив горки из массы, покрыла их позже.
В каждом крупном городе будет своя достопримечательность. Приступаем к созданию домиков, памятников, церквушек и т. д.
Для этого я взяла обычный картон (коробковый), можно и дизайнерский, можно вырезать из пенопласта.
У меня несколько фабрик, церковь, деревянный большой дом, многоэтажные дома. Вырезаю квадратики, склеиваю клеевым пистолетом. Трубы делаю из палочек для канапе. В общем, собираю, как конструктор. Все фиксирую клеем.
У меня нашлось немного запекаемой глины, некоторые памятники я слепила из запекаемой глины. И еще добавила некоторых животных, которые водятся на Кольском полуострове.
То, что из бумаги и картона, склеиваю клеевым пистолетом. Все, что из глины, склеиваю Моментом Кристалл (глина гладкая, не клеится клеевым пистолетом).
Вот такие получились здания. Теперь из глины кое-что: лодочки, кораблик, камушки для лабиринта, машина, памятник Алеше, три мишки и три тюленя. Для лося сделала каркас из проволоки и облепила. Запекла, и готово.
Примеряем, прикидываем все на свои места, намечаем карандашом дорогу.
Все приклеиваю клеевым пистолетом, глиняные фигурки приклеиваю к картонным подставкам клеем Момент Кристалл.
Когда все приклеено, покрываю той же белой шпатлевкой, замазываю швы у основания.
Приклеиваем второе основание. После сушки мой макет немного прогнулся. Поэтому намазываю основание клеем Момент, кладу сверху основание с фигурками и прижимаю грузами для выравнивания. Я использую гантели.
Пришло время росписи. Макет большой, поэтому вместо краски я буду использовать гофрированную бумагу (давно мне отдали целый пакет, вот и пригодилась). Способом декупаж я буду наклеивать на макет. Развожу клей ПВА водичкой и промазываю сам макет, накладываю кусочки бумаги и опять прохожусь клеем. Использую кисть широкую. Где-то гладко приклеиваю, где-то «скукоживаю» (если можно так выразиться). В общем, создаю рельефную поверхность.
Выемки под водоемы проклеиваю синей бумагой. Проклеиваю края макета.
Маленькие водоемчики просто намечаю мелкими кусочками синего цвета. Горы я проклеила целиком синим.
Расписываю все фигурки акриловыми красками, можно гуашью или акварелью. Рисую тонкой кистью реки.
На компьютере я распечатала названия городов и озер. Приклеиваю на клей ПВА. Города обозначаю звездочками красного цвета. Более ярким зеленым цветом прокрашиваю некоторые области. Промакиваю губку белой краской и прохожусь по краям макета, так выглядит более живописно.
Все хорошенько просушиваю и покрываю лаком на водной основе.
Вот такой макет у меня получился: легкий, прочный, можно убирать и доставать, когда надо.
Детям в детском саду очень понравился. Все с удовольствием рассматривали домики и животных. Водили пальчиками по дорогам. Искали свой город.
Спасибо за внимание 🙂 Всем хорошего настроения и творческих успехов!
Изготовление и использование объемных макетов формирования рельефа при изучении основ геологии
Разделы: География
Геология – наука, изучающая состав, строение и историю Земли, закономерности и процессы формирования земной коры, слагающих ее горных пород и их взаимные отношения, а также историю развития жизни на земле [3]. Именно геология является той областью естественнонаучных знаний, которая связывает воедино отдельные картины и явления Природы и Мира, целостного восприятия и понимания которых нет без общих геологических знаний [2].
Такие знания учащиеся получают в ходе обучения в школе в первую очередь при изучении следующих предметов и программ:
окружающий мир (природоведение) – общая информация о строении Земли и рельефообразовании; характеристика некоторых распространенных горных пород и минералов; общее представление о процессе выветривания и его роли в формировании рельефа;
физическая география – расширение информации о строении Земли; расположение и общая характеристика некоторых конкретных географических объектов; районы добычи полезных ископаемых;
неорганическая химия – горные породы и минералы как химическое сырье, основные районы их залегания, некоторые признаки и свойства;
общая биология – геохронологическая летопись Земли и некоторые сопутствующие знания;
а также в значительно меньшей мере – в курсах экономической географии, физики, астрономии.
Такой подход – интеграция геологических знаний в программы предметов школьного курса – полностью оправдан. Но, тем не менее, общий объем полученных школьником геологических знаний явно недостаточен.
Так, не смотря на наличие некоторых знаний о формировании рельефа и его последующем развитии, ребенок так и не получает четкого представления о причинах, закономерностях и направлениях развития данных процессов; не способен выявить факторы и явления, ведущие к образованию тех или иных горных пород, а также идентифицировать их; объяснить процессы, формирующие рельеф как обширных территорий, так и конкретных геологических объектов. Т.е. знания, получаемые учащимися в школе, по большей части сугубо теоретические и не применимы в деятельности.
Проблему недостатка практически значимых знаний, а также обобщения, систематизации и структуризации ранее изученного материала наиболее удобно решать через программу сжатого элективного курса различного содержания. Автором настоящей разработки уже ряд лет реализуется программа элективного курса «Введение в геологию» (авторская на стадии апробации); блок тем «Геология» является важной частью программы объединения «Экология и туризм » Городского детского эколого-биологического Центра.
Содержание знаний по теме «Геология», особенности подхода к ее изучению и исследованию во многом потребовали от автора нового, нетрадиционного, собственного подхода. Так стремление доходчиво, понятно и с максимальным охватом представить материалы по теме «Формирование рельефа поверхности Земли и трансформирующие факторы» потребовало от автора создания целой серии объемных макетов-трансформеров, изготовлению, использованию и значению которых для образовательного процесса посвящена настоящая разработка.
МЕСТО МАКЕТА И ИНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ
…Вряд ли стоит говорить о значении наглядности в образовательном процессе. Лучше отмечу, что в области геологических знаний, столь важных, на мой взгляд, для исследователя природы, вся наглядность во многих школах – немногочисленные рисунки и фотографии учебника да, возможно, чудом сохранившиеся древние наборы геологических образцов Главучтехпрома и пластмассовые объемные «Формы рельефа». Как раз с камнями дело обстоит проще – научить с помощью элементарного оборудования и небольшого набора приемов определять наиболее характерные для данной местности горные породы и минералы в кабинете и поле достаточно несложно [4]. А что по настоящему непросто, но необходимо показать и объяснить – доходчиво, четко, логично выстроено и объемно – так это пути формирования исходного рельефа (обобщенно – горообразование) и многообразие вариантов и путей его дальнейшего развития (формирование рельефа).
С этой целью нами (мною и воспитанниками) создавалась серия макетов по геологическому формированию рельефа. Всего в настоящий момент нами активно используется 4 макета, два из которых в настоящей разработке мы рассмотрим детально. Один из них используется при изучении материала по темам «Выветривание» и «Формы рельефа» и представляет собой небольшой лоток со сформированным на нем с помощью песка и обломков породы (типичные для изучаемой местности образцы метаморфических и магматических горных пород – будущие «останцы») образа «холмисто-увалистой местности» (подробнее – ниже). Второй макет посвящен в первую очередь теме «Рельефоформирующая деятельность ледников», имеющей большое значение для понимания процессов рельефообразования, но отсутствующей в школьном курсе – за исключение двух-трех фраз, пожалуй. Макет выполнен в большей части в технике папье-маше и представляет образ узла достаточно типичного горного района – с пиками, цирками, ледниками, горными озерами – трансформирующимися друг в друга согласно реально возможным картинам формирования рельефа, а также согласно желаниям человека, работающего с макетом (см. ниже).
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАКЕТОВ
Подробнее остановимся на технологии изготовления описанных макетов.
Макет «Выветривание». Как основа нами используется обыкновенный поднос размером ок. 40х50 см, хотя фактические его размеры реального значения не имеют. Единственно, желательно иметь в этом качестве нечто с бортиками – чтобы меньше песка попадало при работе на стол и на пол.
…С учетом очертаний будущих увалов мы располагаем на лотке две-три глыбы – куски сланца на «отрогах» и куски гранита либо базальта – на «вершине». Сами камни (выветрелые, «с возрастом») были собраны нами в ходе полевых выходов на хр. Большой Хехцир (изучаемый географический объект), и их расположение на макете (отрог, вершина) соответствует реальным вероятным местам залегания соответствующих горных пород на имитируемой нами местности.
С помощью просеянного песка формируем контур «хребта», скрыв под ним камни. Контур «хребта» создается, ориентируясь по фотографиям с достаточно высокой степенью схожести – с округлыми формами склонов, долинами ручьев, т.п.
Дальнейший процесс имитации «выветривания» осуществляется клеевой кистью, пульверизатором и водой. Итого, материалы и оборудование для изготовления и использования макета: лоток с бортиками (либо поднос, противень), 2-3 каменных глыбы (сланец, базальт либо гранодиорит), песок (не мелкий) в достаточном количестве (нам понадобилось около 5 кг), клеевая кисть, достаточно мощный пульверизатор.
Макет «Рельефоформирующая деятельность ледников» изготавливался целым коллективом в лице педагога и воспитанников. Будущий контур «гор» был навеян фотографиями пиков хр. Кодар (Читинская область). Изготовление макета включает ряд стадий:
— «Гора» накрывается слоем полиэтилена – для предотвращения приклеивания на следующей стадии папье-маше к основе. Далее: слой папье-маше – слой ткани («армирование» конструкции) – слой папье-маше – слой ткани – два слоя папье-маше. За счет такой многослойности макет получается достаточно жестким; при этом мы обладаем возможностью докорректировать его формы и контуры, создать «микрорельеф»;
— Подсохшую «гору» снимаем с основы, доклеиваем низ и бока из гофрокартона и слоя бумаги поверх него. Получаем достаточно наглядный «фрагмент горного узла»
— Поверх полученного макета натягиваем и закрепляем булавками слой ткани, придав ему форму некоей «исходной горы», ее «неизъеденного» варианта. В соответствии с тем, как это реально выглядит в горной местности, подготавливаем ложбины – места формирования будущих «ледников»;
— Закрепленная ткань оклеивается в той же технике. Высохший «колпак» снимается для дальнейшей обработки;
— Окраска. Цвета подбирались по фото, учтены разница в окраске осыпей, скальных выходов, зон активного выветривания. Мы применили два способа – на «основной горе» окраска гуашью производилась прямо поверх папье-маше; «верхняя гора» окрашивалась поверх слоя присыпки, сделанной манкой на слой клея ПВА (не совсем удачная попытка сымитировать шершавость реального рельефа; вскоре манка рассохлась и потрескалась). Рекомендуем первый способ;
— Отдельно из гофрокартона изготовлен набор «горных озер» разного размера, «снежников» и «ледников» – больших, маленьких, долинных (с языком), каровых (не имеют языка, располагаются в чашеобразных углублениях – карах) – всего более десятка предметов. Они также покрашены в соответствующие цвета; на «ледники» нанесены «морены» (скопления обломков – продуктов выветривания, попавших на ледник).
Итого, материалы и оборудование: лоток, газеты (достаточно одного газетного еженедельника), полиэтилен, ткань х/б, гуашевые краски (белая, синяя, коричневая, зеленая, их смеси), кисть, гофрокартон, бумага писчая или т.п., булавки. И воображение.
ПРИМЕНЕНИЕ МАКЕТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Излагаемый педагогом теоретический материал, сопровождаемый работой с макетами, а также использованием фото- и видеонаглядности, его объем и содержание могут варьировать в значительных пределах; в своих занятиях я учитываю и возраст участников процесса, и их возможности, уровень исходной подготовки, а также то, какие природные объекты станут в ближайшем будущем полигоном для проведения наших полевых выходов и экспедиций. Соответственно и макеты могут применяться в разных аудиториях по-разному.
Чтобы облегчить читателю процесс знакомства со способами и порядком применения макетов на занятии, настоящую часть методической разработки я представил в виде тезисов лекционных материалов по теме «Разрушение горных пород, Формирование и сглаживание рельефа» из «Горообразования и горного рельефа» А.А. Алексеева [1]. Текст (приведен курсивом) передает основное содержание темы; основным текстом, в виде отдельных вставок, я расскажу собственно о работе с макетами; рисунки и фотографии дополнят изложение.
Наиболее распространено среди денудационных явлений выветривание. Различают физическое и химико-биологическое выветривание.
Физическое выветривание обусловлено сменой температур в течение суток. При нагреве объемное расширение у различных минералов, входящих в состав горных пород, неодинаково. …Поэтому многократный нагрев и остывание ведет к расшатыванию, ослаблению сцепления между отдельными зернами минералов и их выкрашиванию. Поры и трещины в горных породах заполняет вода. При замерзании она расширяется, оказывая давление в 90 атмосфер на стенки пустот. Трещины увеличиваются, отдельные зерна и целые блоки отрываются от массива. Так возникают вечерние камнепады.
Химическое и биологическое выветривание является результатом воздействия на горные породы паров и газов из воздуха, а также растворов, содержащих углекислоту, кислород, органические кислоты. …Под действием растворенных веществ некоторые минералы окисляются. В результате химических реакций, отдельные элементы, переходя в раствор, удаляются, другие, нерастворимые, остаются, образуя рыхлые шлакообразные корки—коры выветривания.
Внешние проявления химического и физического выветривания можно продемонстрировать на примерах образцов геологических коллекций, фотографиях природных объектов (обратив внимание на разницу в окраске «старых» и «более молодых» выходов).
Обитающие в природе микроорганизмы выделяют продукты жизнедеятельности, ускоряющие химические реакции. Это явление называется биологическим выветриванием. Вслед за микроорганизмами следуют лишайники, мхи и высшие растения, вносящие свою лепту в разрушение гор.
Активно способствуют разрушению горных пород и сглаживанию рельефа вода и ветер. …Обломки пород постепенно уносятся водой и ветром, при этом обнажаются не затронутые выветриванием коренные породы, которые, в свою очередь, подвергаются разрушению. Движущиеся обломки сами служат причиной разрушений. …Сильный ветер, унося песок и мелкие камни, шлифует поверхность скал, выбивает ниши, оставляя, в конце концов, причудливые скопления останцев на месте скальных массивов, уничтоженных ветром. Этот процесс называется ветровой эрозией и характерен для сухих пустынных районов.
Огромную роль в сглаживании рельефа играет вода. Она не только разрушает горные породы, но и переносит обломки на большие расстояния, откладывая их на предгорных равнинах. Процесс разрушения горных пород текущей водой называется водной эрозией или просто эрозией.
Результатом эрозии на равнинах становятся овраги, а в горах, на крутых склонах—кулуары—долины горных ручьев. Обычно кулуары остаются сухими и служат путями схода камнепадов. Во время дождя и таяния снега они наполняются водой, и снос обломков резко возрастает. Зимой кулуары становятся путями схода снежных лавин.
Изложение вышесказанного мы можем сопровождать демонстрацией сути явлений на макете «Выветривание». Подготовленный макет скрывает под слоем песка каменные глыбы. Рассказав о выветривании, надо подчеркнуть, что его результатом является образование отдельных фрагментов породы. В нашем случае это верхний слой песка. «Эрозионными процессами» «выветрелая порода» постепенно выносится вниз, в «долины». Порядок «эрозионных» действий следующий: сначала грубо, кистью, сметаем сверху (участки рельефа, наиболее подверженные выветриванию) какое-то количество песка. Струей воздуха из пульверизатора обдуваем макет, дополняя процесс «выноса», попутно сглаживая очертания макета. Манипуляции требуют некоторой наработки. При наличии навыка можно с помощью того же пульверизатора использовать воду – по склонам побегут «ручьи».
Со временем из песка начнут выступать вершины камней – идет образование «останцев», более стойких к выветриванию (подчеркнем для воспитанников различную устойчивость разных горных пород к выветриванию).
Быстрое течение горных рек способно нести песок и гальку, перекатывать валуны. Ударная энергия речной воды в верховьях размывает дно и берега, переносит обломки и откладывает их в низовьях, на равнинах, где скорость течения падает.
Наш «обломочный материал» также окажется в «долине». Склоны «увалов» макета становятся в процессе несколько круче, «долины» – шире и положе.
Ледники и ледниковый рельеф
…Находящееся в активном движении скопление льда, образовавшегося при уплотнении и перекристаллизации снега, называется ледником. …Ледники – едва ли не самый важный фактор, формирующий горный рельеф. Льдом занято 11% всей земной суши. Но. лишь 0,5% от этой площади принадлежит горным ледникам. Все остальное относится к полярным областям.
…Ледники образуются за счет накопления снега и его преобразования (метаморфизации) в лед. Для образования ледника необходим холодный и влажный климат, при котором количество выпадающего снега больше или равно количеству таящего. Накопление снега возможно только при отрицательной среднегодовой температуре.
Линия, ограничивающая зону, в пределах которой среднегодовое количество твердых осадков равно их убыли, называется снеговой линией. Ледники образуются только выше снеговой линии. Положение снеговой линии зависит от широты местности. В Гренландии она совпадает с нулевой отметкой. на Кавказе – 3000 м. в Гималаях до 6000 м.
Как же образуется лед? Снег попадает на дно долин в виде твердых осадков, либо сносится туда лавинами. На плоских и вогнутых частях склонов снег может скапливаться многие сотни лет.
На макете «Рельефоформирующая деятельность ледников» («неизъеденный» вариант, накрытый верхним «колпаком») можно рассказать об экспозиции и форме склона, предположить и с помощью накладок-«снежников» изобразить места наиболее массового скопления снега.
Под воздействием солнца и ветра он (снег – прим.) преобразуется в фирн. Фирном называется снег, имеющий зернистую структуру и возраст более года. Зерна фирна постепенно растут, достигая величины от 5 до 100 миллиметров.
Верховья долины, длительное время занимаемые ледником, превращаются в глубокие впадины в виде амфитеатров. Такие, закрытые с трех сторон котловины, называются ледниковыми цирками.
Снимаем верхнюю часть макета, укладываем во впадины «большой ледник». Объясняем образование цирка: на границе стыка «лед-камень» скалы, нагревающиеся лучше льда, растапливают края ледника. Вода просачивается в щели, где вновь замерзает (процесс подчинен в первую очередь суточным, а также сезонным колебаниям температур) – идет физическое выветривание. Ледник, стекая, уносит обломки породы, все сильнее подгрызая склоны цирка.
…Подтачивая основания склонов, ледник ускоряет их обрушение, внедряется в скальный массив. Стенки ложа ледника становятся круче и начинают отодвигаться вглубь горного массива. При формировании двух «пятящихся» навстречу друг другу цирков гребень хребта понижается, образуя седловину. С самых высоких частей горного хребта ледники растекаются в разные стороны, а цирки, образующиеся на склонах, расширяясь, создают остроконечные пирамидальные вершины — хорны. Примером могут служить вершины Маттерхорн в Альпах или Ушба на Кавказе. Высочайшая вершина планеты – Джомолунгма (Эверест) – типичный хорн, остаток более значительной горы, «съеденной» ледниками.
…Отступающий ледник оставляет после себя валы отложенных морен. Отложенные морены имеют вид остроконечных гряд или пологих вытянутых холмов. Среди отложенных различают береговые и конечные морены.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Применение макетов, наглядных, объемных, и главное – легко трансформируемых согласно желанию педагога в соответствии с содержанием конкретного материала, позволяет сделать освещение и изучение на первый взгляд достаточно непростой темы формирования и трансформации рельефа доступным и, замечу также, увлекательным действием. А самостоятельное участие воспитанников в подготовке и изготовлении макетов, а также работе с ними не только гораздо глубже отложится в душе в виде знаний. Творчество, воображение, умение анализировать и предугадывать – все это есть в нашей деятельности. Сначала в кабинете. Затем – далеко за его пределами.