Как сделать макет рельефа местности
5. Создание рельефа местности на макете
5. Создание рельефа местности на макете
Рельеф местности на макете должен быть увязан с темой макета, его путевой схемой, искусственными сооружениями, а пейзаж дополнять и украшать общую картину. Рельеф может быть использован, чтобы скрыть от зрителя часть железнодорожных путей, перегружающих макет большим количеством рельсов.
Пространственное размещение путевой схемы следует начинать с перенесения рельсовой схемы перегонов и станций с чертежа на плоскость макета. Затем по контуру прямых и кривых участков пути из фанеры выпиливают полосы, служащие основанием железнодорожного пути, по ширине они должны соответствовать основным площадкам насыпей и выемок. Полосы закрепляют к подмакетнику по разметке на нужной высоте при помощи деревянных брусков соответствующего размера. Основания путей надо располагать на макете так, чтобы их середина совпадала с осью железнодорожного пути или междупутья на двухпутных участках. Будучи укреплёнными на брусках различной высоты, они образуют основу будущих насыпей с подъёмами и уклонами (рис. 33). Если в качестве основания подмакетника взята древесностружечная плита, то для укладки рельсов в нулевом уровне макета нет необходимости укладывать основания на дистанционные бруски. Здесь необходима только имитация балластной призмы (см. главу III).
Рис. 33. Нижнее строение пути на макете
За нулевой уровень на макете обычно принимают плоскость, расположенную на верхней кромке рамы подмакетника, или плоскость плиты, на которой собирают макет.
Если подмакетник построен в виде рамы, то для путей, проходящих в нулевом уровне, следует сделать твёрдое основание. Там, где будут расположены станции размеры основания должны соответствовать всей площади станции и прилегающей территории. Станционные площадки изготавливают из листов фанеры или аргиллита и крепят к раме подмакетника на требуемом уровне при помощи поперечных реек, которые в свою очередь закрепляют на боковых или диагональных брусках рамы. Для станций и разъездов, расположенных выше нулевого уровня, также устраивают жёсткие площадки, которые крепят к подмакетнику при помощи вертикальных стоек и стенок, придающих большую жёсткость второму, третьему и другим уровням макета. В тех участках макета, где рельсовый путь уходит в тоннели, заранее устанавливают каркасы тоннельных порталов, которые оформляют при отделке макета (рис. 34). На время монтажа макета станционные площадки нужно оставлять съёмными, так как в процессе работы возникает необходимость пропилить различные отверстия — люки для установки стрелочных приводов, реле сигналов, расцепителей, монтажа электрических цепей и т. д. Рельеф макета может быть и таким, что часть путей придется расположить в выемке, ниже нулевого уровня. На подмакетниках, сделанных из плит, для размещения путей ниже нулевого уровня возможности нет. В этом случае следует искусственно приподнять нулевой уровень на макете.
Рис. 34. Конструкция каркаса макета
Насыпи и выемки являются связующими элементами профиля пути со станционными площадками. И те, и другие должны естественно и гармонично сочетаться с окружающим рельефом местности. При устройстве горизонтальных и наклонных насыпей нужно применять деревянные бруски в виде равносторонней трапеции (рис. 35, а). Высота брусков, их боковые стороны задают размеры насыпи и направление откосов. Трапециевидные бруски при помощи шурупов крепят к подмакетнику на определённом расстоянии друг от друга по оси рельсовой колеи. Подъёмы и уклоны делают при помощи таких же брусков, но различающихся по высоте. Уменьшение или увеличение высоты возможно только за счёт уменьшения или увеличения основания трапеции. Верхняя часть бруска во всех случаях должна быть одинаковой и равняться ширине основной площадки насыпи. Сверху на бруски прикрепляют фанерные полосы — основание для верхнего строения пути.
Рис. 35. Бруски для изготовления насыпи (а) и установки сигналов (б)
При строительстве насыпей, полунасыпей, выемок и полувыемок не следует забывать об имитации водоотводных устройств — канав, кюветов. Если они воспроизведены на макете в определённых местах, макет только выиграет от таких подробностей и будет свидетельствовать о серьезном подходе автора к его постройке. Хотя водоотводные сооружения относятся к категории инженерных сооружений, о них целесообразно напомнить в этом разделе, так как формирование их на макете должно начаться в процессе изготовления рельефа.
Откосные стороны насыпей закрывают полосами картона, которые приклеивают или прибивают небольшими гвоздями к боковинам брусков. Чтобы скрепить стыки боковин с основной плоскостью насыпи и с углублением для водоотводного устройства, на всю насыпь с прилегающими участками макета столярным клеем ПВА наклеивают широкие полосы из марли или полотняной ткани с некоторым нахлёстом одной полосы на другую. После высыхания клея поверхности откосов офактуривают смесью столярного клея и мелких древесных опилок при помощи широкой кисти. В некоторых местах поверхность дополнительно присыпают мелкими опилками для того, чтобы придать ей неоднородность. При покраске поверхности, используя оттенки одного цветового тона краски, эти неоднородности можно художественно усилить. Так как основа насыпи является пустотелой, в процессе её сооружения нужно наметить места, где впоследствии будут установлены сигналы, и закрепить на них деревянные бруски — опоры для светофоров, семафоров и др. (рис. 35, б).
Неотъемлемой частью макета являются возвышения и холмы, которые в определённых местах разрезают путевыми выемками. Кроме того, возвышения на макете несут и другую побочную функцию: они скрывают часть путей, которые сознательно убирают из виду. Возвышенности можно сделать следующим способом. Из газетной бумаги делают плотные комки в виде шаров, которые на клею укладывают в том месте, где будет возвышенность (рис. 36). Комки также склеиваются друг с другом. Один слой комков наклеивают на другой и создают приблизительную форму желаемой возвышенности или даже горы с определёнными склонами и уступами. Затем всю высохшую массу бумажных комков оклеивают лоскутами хорошо промакаемой бумаги величиной с блюдце, смазанными с обеих сторон клеем. Каждый следующий лоскут должен заходить на предыдущий приблизительно на 2 см. На первый слой бумаги, образующий поверхность возвышенности, наклеивают марлю или нестирильный бинт, а затем ещё два слоя бумажных лоскутов. Для наклеивания бумаги и марли можно применить синтетические клен ПВА или «Бустилат», которые сохнут довольно долго. Чтобы придать поверхности возвышенности более интересную и естественную форму, пока окончательно не просох клей, в отдельных местах можно усилить неровности, слегка надавливая на поверхность твёрдыми предметами. В этой стадии работы хорошо вклеить в определённые места яркие фактурные детали, имитирующие осыпи, сбросы, срезы поверхности, застрявшие «в давние времена» валуны, для чего используют самые неожиданные материалы — сосновую кору, скорлупу грецкого ореха, обломки пемзы, обрезки корковой пробки и т. п.
Рис. 36. Изготовление возвышенности с использованием бумажных комков
После высыхания клея поверхность покрывают грунтом, состоящим из того же клея с добавлением серой и зелёной краски. Можно использовать анилиновые красители для хлопчатобумажных тканей. После грунтования поверхность готова для дальнейшей работы по офактуриванию. Подобным образом можно создавать рельеф пересеченной местности с небольшими возвышенностями, оврагами и др.
Поверхности склонов, холмов, возвышенностей и т. д. можно сделать, наклеивая на бумажные комки полотняную ткань, пропитанную клеем. Её поверхность легко принимает необходимую форму, например форму оврага или обрыва. Ткань вдавливают в нужных местах и после высыхания она сохраняет заданную форму. Комки бумаги, создав на первом этапе определённые высоты рельефа, в конечном итоге приобретают значение заполнителей пустот, усиливающих прочность сделанной поверхности.
Если внутри возвышенности скрыты рельсовые пути, то её постройку начинают с изготовления жёсткого каркаса из дерева и фанеры с тоннелем внутри. При устройстве участков пути, скрытых в тоннелях, необходимо предусмотреть возможность доступа к этим участкам извне на случай ремонта пути или схода с рельсов подвижного состава, Для этого на плоскости подмакетника пропиливают окна, позволяющие снизу подобраться рукой к тоннельным путям. Эти окна прикрывают легкосъёмными щитками, предотвращающими падение подвижного состава при сходе с рельсов.
Рис. 37. Каркасы рельефа, изготовленные: а — методом горизонталей; б — путём применения жёстких вертикальных рёбер; в — в виде нервюр
Для задних планов макетов, скрывающих в тоннелях часть рельсового пути, можно рекомендовать изготовление каркаса возвышенности при помощи вертикальных рёбер, которые выпиливают из фанеры (рис. 37, б). Задняя часть макета обычно скрыта от глаз зрителя, поэтому часть возвышенности, обращённую к фону, для удобства эксплуатации закрывают легкосъёмным щитком.
Достаточной жёсткостью и небольшой массой отличается конструкция каркаса рельефа, выполненная в виде комбинации вертикальных рёбер и горизонталей (рис. 37, в). Горизонтальные полосы могут служить основанием железнодорожных путей.
При любом способе обтяжки на клеевой основе поверхности макета в переходных местах от плоскости подмакетника или станционной площадки к склеенной поверхности возвышенности, насыпи, выемки и т. д. после высыхания клея возникают сильные поверхностные натяжения, которые приводят к образованию трещин. Поэтому при обтяжке макета в этих местах нужно наклеивать дополнительные полосы из полотняной ткани.
Для грунтовки и более детальной отделки поверхностей можно использовать смесь гипсовой кашицы, клейстера и порошковой краски в соотношении 10 частей гипса и 1 часть крахмала (масса красящего компонента не учитывается). Из крахмала заваривают обычный клейстер и в него постепенно подсыпают гипсовый порошок. Смесь доводят до густоты сметаны и к ней добавляют красящий порошок (зелёный с серым или жёлтый с коричневым). Образовавшуюся массу наносят на поверхность рельефа кистью, предназначенной для масляной живописи. В сочетании с клейстером гипсовая кашица не так быстро твердеет и некоторое время остается эластичной. Это качество особенно важно при усадке и растяжении макета, зависящих от изменения влажности и температуры.
Создавая рельеф местности, многие моделисты применяют пенопласт — лёгкий, хорошо поддающийся обработке материал. Из пенопласта делают отдельные части насыпей, примыкающие к мостам и путепроводам, он хорош как декоративный материал при имитации открытых скальных пород; очень похожа на каменные осыпи пенопластовая крошка. Однако вряд ли целесообразно применять пенопласт для заполнения объёмов гор, возвышенностей, которые лучше строить на каркасах, а пенопласт использовать для отделки наружных поверхностей. Пенопласт хорошо растворяется ацетоном, растворителем 646, давая сильную усадку. Пользуясь этим свойством, на пенопластовой заготовке можно создать русла небольших ручьев, сгладить склоны оврагов, осыпей. Наносить растворитель на пенопласт надо небольшими дозами, постепенно, так как процесс изменения его формы продолжается некоторое время после окончания обработки до тех пор, пока весь впитавшийся в пенопласт растворитель не испарится. Поверхность мелкопористого пенопласта после обработки растворителем заплывает и поры пропадают. Для подачи необходимой дозы растворителя следует применять шприц объёмом 5 см 3 с иглой. Пенопласт хорошо обжигается огнем, образуя причудливые неровности, которые на макете могут стать берегами речек, прудов, неровностями земли. Обработку пенопласта растворителем и его обжиг допускается проводить только на открытом воздухе, так как и в том, и в другом случае происходит выделение вредных паров и дыма. Пенопласт склеивают нитроклеями, во избежание образования раковин в местах склейки лучше пользоваться загустевшим клеем, который обеднен растворителем. Пенопласт можно также склеивать клеем ПВА. Участки макета, сделанные из пенопласта, можно окрашивать темперой на казеиновой основе и масляными художественными красками, в которые рекомендуется добавлять немного сиккатива, чтобы окрашенные поверхности не блестели и имели более естественную матовую фактуру.
Следует обратить внимание моделистов на то, что в работе по созданию рельефа на макете и по его отделке нужно очень осмотрительно пользоваться водорастворимыми клеями и красками, которые при некоторых обстоятельствах могут стать аккумуляторами влаги. Проникнув во внутренние узлы макета, сырость вызовет коррозию металлических и гниение деревянных деталей готового макета. Поэтому хорошо просушенные участки рельефа в местах склеек целесообразно покрыть олифой, которая остановит проникновение влаги.
Формируя поверхность макета, нужно постоянно думать о массе будущего сооружения, так как нередко случается, что подмакетник становится неподъёмным после того, как сделан рельеф.
Читайте также
Глава 24 Создание архива
Глава 24 Создание архива Программное кодированиеДиски Video-CD, Super-VCD, DVD можно с успехом создать на компьютере. Для этого в системный блок должен быть установлен CD– или DVD-рекордер. При этом CD-рекордер обеспечит запись Video-CD– и Super-VCD-дисков, а DVD-рекордер – DVD-дисков.Вы создали
Создание медоносного конвейера
Создание медоносного конвейера Если последовательно высевать огуречную траву, змееголовник, фацелию, горчицу и другие сильные медоносы, можно будет иметь в своем распоряжении своеобразный цветочный конвейер.Огуречная трава. Данная культура хорошо растет в
2. План и профиль железнодорожного пути на макете
2. План и профиль железнодорожного пути на макете План железнодорожного пути представляет собой проекцию оси пути на горизонтальную плоскость, а продольный профиль — на вертикальную плоскость. Необходимость подхода к населенным пунктам и обхода препятствий,
4. Прочие здания и сооружения на макете
4. Прочие здания и сооружения на макете К прочим зданиям, воспроизводимым на макете железной дороги, можно отнести здания сигнализации и связи, станционного и путевого хозяйства и др. Макеты этих зданий не имеют особых конструктивных сложностей и поэтому их можно
1. Имитация ландшафта на макете
1. Имитация ландшафта на макете После подготовки рельефа макета можно приступать к окончательному оформлению ландшафта. Для накопления опыта отделку первого макета лучше начинать с участков, расположенных на заднем плане, которые обычно менее деталированы, и затем
Основные материалы для макетирования: Часть 2: Основы макетирования: Смирнов В.А.
Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.
С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!
Продолжаем изучать базовый набор материалов для макетирования. В этом разделе мы затронем оргстекло, материалы для имитации поверхности и некоторые другие материалы.
Смирнов В.А. |
Краткий курс обучения профессиональным приемам макетирования и технического моделирования |
ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МАКЕТИРОВАНИЯ
Оргстекло
Хотя оргстекло в макетировании не столь популярно как вышеперечисленные пластики, большая часть работ возможна только с применением этого капризного материала. Существуют даже макеты, целиком выполненные из оргстекла. Это в основном рекламные, демонстрационные макеты, в которых все дома и строения на макете большого масштаба сделаны из оргстекла. Как правило, такие макеты имеют красивую разноцветную подсветку.
Из оргстекла часто делают защитные колпаки, накрывающие весь макет с подмакетником целиком. Они предотвращают макеты от пыли, грязи, повреждений. Позволяют транспортировать их или перемещать с большей безопасностью.
Из оргстекла методом лазерной резки делают различные детали макета. Всевозможные башни, шпили. В технических макетах трубки или стержни из оргстекла успешно имитируют трубопроводы всевозможных технических устройств. Оргстекло достаточно твердое для его обработки на станках. Тонкие листы можно подвергать горячей формовке. Один раз сделав пуансон и матрицу для горячего давления, из листового оргстекла можно давить однотипные детали макета в большом количестве (к примеру корпуса автомобилей).
Работа с оргстеклом имеет свои особенности. Отчасти это связано с хрупкостью пластика. Материал быстро царапается и желтеет на солнечном свете. При внутренних напряжениях или при длительном воздействии УФ, внутри может появиться «паутинка» мелких трещинок. И если деталь должна быть прозрачной, это значительно портит ее внешний вид.
Клеить оргстекло лучше всего дихлорэтаном, об этом мы поговорим чуть позже.
Материалы для имитации различных видов поверхности
Как выше уже было сказано готовый макет часто нуждается в имитации окружения, ландшафте.
Часто на занятиях по изготовлению различных видов ландшафтов задают вопросы типа: «Из чего делать землю»? Или: «Из чего делать песок и траву»? Такие вопросы несколько некорректны, поскольку в ответ на такие вопросы возникает сразу контрвопросы: «Земля какая? Какое время года? Какой тип почвы? В какой стране»? Тоже самое и с водой, травой, деревьями. Ведь никому не придет в голову, вокруг макета дома расположенного где-то в Хабаровске, «насадить» южные пальмы?
Таким образом, вопрос с имитацией окрестностей изображаемого строения зависит от вышеперечисленных вопросов. Где и когда?
Но это не значит, что нельзя привести примеры материалов, которые используются в имитации поверхности рельефа.
В имитации любой поверхности есть два пути. Но, как говорят макетчики, самая лучшая имитация любой поверхности это изготовить его и того же материала. Песок имитировать песком, деревянную поверхность деревом и т.д. Но, к сожалению, это не всегда возможно.
Итак: первый путь дешевый и самый доступный это подобрать фактуру поверхности из легкодоступных материалов. К примеру, песок или снег, можно имитировать любым сыпучим веществом. Подойдет сода, соль и подобные сыпучие материалы. После оклеивания поверхности в нужном участке, материал окрашивается в нужные цвета. А снег, лишь слегка подкрашивается.
Разные виды асфальтной поверхности хорошо имитировать листовой наждачной бумагой разной степени грубости. Соответственно чем крупнее масштаб макета, тем грубее наждачная бумага должна применяться (число на ней должно быть меньше). Очень грубая наждачная бумага обозначается Р40, или Р80. Чем больше число, тем мельче зерна (гранулы) в наждачке. Для имитации поверхности современных детских площадок в масштабе 1:150 (200) можно использовать наждачку до Р300. Наждачную бумагу можно также использовать для изготовления тротуаров, асфальтных покрытий, песчаных или гравийных дорожек в парках и садах. Разумеется, степень достоверности будет зависеть не только от правильно подобранной зернистости, но и от качества покраски и верно выбранных цветов.
Для травы на ваш макет подойдут природные материалы, к примеру, высушенный и немного измельченный лесной мох. После аккуратной неравномерной покраски он неплохо и натурально выглядит на макете. Мелкий поролон можно пропитать любыми водорастворимыми красками. Затем высушить его и перемолоть в блендере до нужной степени. Так вы сможете получить неплохую имитацию травы. Таким же способом пользуются при изготовлении листвы для деревьев.
Для разных имитаций подойдут и пенопласт, и материал флок, в общем, здесь большое поле для вашего творчества.
Второй вариант имитации разных более простой и менее творческий. Хотя во многих случаях пользуются именно им. Существуют магазины для моделистов и макетчиков. Там можно купить упаковки практически со всеми видами поверхностей. Галька, гравий, песок, камни, трава, глина, асфальт, снег. Конечно, все это стоит относительно дорого, но если важна скорость изготовления, и нет времени на эксперименты, тогда это способ для вас. Покупные материалы очень удобны еще в случае, когда окружение строения и ландшафт имеют второстепенное значение, не являются смысловым акцентом общей композиции.
Как ни странно, но обычный пластилин тоже может очень пригодиться при изготовлении рельефа местности.
Другие материалы
В макетировании часто приходится пользоваться самыми необычными материалами. Никогда нельзя заранее предугадать, что может пригодиться в следующей работе. Поэтому очень важен этап предварительной подготовки. Как уже писалось выше, вся работа разбивается на простые этапы. Так вот, для каждого этапа у вас должно быть четкое понимание что, как и из чего вы будете делать. И если с самим домом или механизмом все более или менее ясно, то для рельефа и ландшафта придется хорошо продумать технологию.
К разделу «Другие материалы» можно отнести довольно большую группу. Сюда может войти алебастр или гипс. Строительные смеси для штукатурки и выравнивания стен. Может пригодиться бинт для гипсования. Монтажная пена типа Макрофлекс, для создания «гор» и «холмов». Силиконовый герметик. Проволока и электропровода. Бисер для бисероплетения. Канцелярские скрепки и портновские булавки.
Много в макетировании применяется пенопласт. Только не тот пенопласт, который применяют в качестве упаковки для крупной бытовой техники. Там слишком большие гранулы, и он рыхлый. Есть другой пенопласт, мелкозернистый. Вот его применяют часто, в основном для создания рельефа. В разделе «Ландшафт» мы остановимся на методе создания сложного ландшафта из пенопласта.
Мы еще вернемся к применению обычных вещей в макетировании. Хотя сложно все перечислить. Макетирование процесс творческий, и каждый может открыть в нем что-то свое, свою технологию, методику.
Способ применения чего-то того, на что никто внимания не обращал раньше.
Спички, зубочистки, палочки для гриля и палочки для японской кухни, их используют для имитации домов из бревен. Крышки от лапши быстрого приготовления используют в качестве самого тонкого полистирола во всевозможных мелких деталях. Трубочки от известных леденцов могут подойти в качестве фонарных столбов. Из электропроводов делают стволы и ветки деревьев. И этот список можно продолжать бесконечно.
У каждого макетчика есть своя «фишка», свой метод, своя технология. В формы из строительного или автомобильного герметика, например, льют детали, которые нужно размножить. Так, имея один каток или трак для модели танка, можно размножить эти детали до нужного количества. И таких технологий, работы в домашних условиях – масса. Мы постараемся осветить эти нехитрые методы в следующих разделах.
Несколько слов необходимо сказать о самоклеящейся фольге. Она продается в строительных магазинах в рулонах наподобие малярного скотча. Насколько я понял, бывает двух видов: одна довольно толстая и грубая, вторая более тонкая с бумажной подложкой. И ту и другую фольгу можно использовать в макетировании.
Некоторые моделисты умудрялись даже полностью покрывать фольгой поверхности самолета. После некоторой полировки и лакирования такая поверхность выглядит как натуральные детали из алюминия или другого металла. Можно такую фольгированную поверхность тонировать, красить. На ней хорошо имитировать расшивку, клепанные и обычные швы.
Если перед приклеиванием фольги на модель наклеить деталь нужной формы, а потом приклеить фольгу и аккуратно разгладить по приклеенной детали, получается замечательная имитация всевозможных ребер жесткости и пр. Не обязательно оклеивать модель целиком фольгой. Достаточно имитировать только металлическую обшивку, накладные металлические листы, разные лючки и накладные элементы.
После покраски, если по фольге немного поработать зубочисткой с ваткой смоченной растворителем, можно отлично сымитировать потертости и сколы краски при эксплуатации. Они будут смотреться очень реалистично, ведь фактически мы имитировали процесс эксплуатации только в ускоренном варианте.