Как сделать малахитовая шкатулка 4 класс
Малахитовая шкатулка своими руками из пластилина: мастер-класс с фото
Малахит — это полудрагоценный камень, используемый как ювелирный и поделочный материал. Он прекрасно подходит для украшений, но более интересно и завораживающе выглядят предметы декора, изготовленные из малахита. В первую очередь при его упоминании на ум приходит цикл сказок Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». Именно такую шкатулку в подарок от Хозяйки медной горы получил герой рассказа — Степан. Получить такую полезную и красивую вещицу и, возможно, почувствовать себя героем сказки захочется каждому, и сделать это можно самостоятельно. О том, как изготавливается малахитовая шкатулка своими руками, расскажет эта статья.
Выбираем поделочный материал
Узор малахита знаком каждому — дуги, петли и разводы зеленого цвета всех оттенков от самого бледного, почти белого, до темно-изумрудного. В целом можно сказать, что малахит — зеленый, но в этот «зеленый» на самом деле может быть составлен из множества других цветов и оттенков. Повторить такой узор можно очень разными средствами — красками, при помощи кисти или тканевого валика, вылепить его из подкрашенного соленого теста, изготовить из полимерной глины или из пластилина.
Следует выбирать материал сообразно целям, которые могут быть не только декоративными, но еще и утилитарными, а также собственным возможностям.
Наиболее доступным и простым в работе материалом является пластилин. Несмотря на то, что он довольно мягкий и податливый, при последующей обработке затвердевающим лаком он может стать замечательным украшением. Из него можно сделать малахитовую шкатулку вместе с ребенком, и результат обязательно приятно удивит всех.
Каменный узор
Даже не имея в руках настоящего малахита и инструментов для его обработки, создать подобный узор возможно, имея под рукой самые простые средства.
Изготовлению малахитовой шкатулки из пластилина и посвящен этот мастер-класс.
Кроме инструментов и материалов, необходима основа шкатулки — по желанию можно приобрести заготовку в магазине, использовать старую ненужную шкатулку или картонную коробку. Также можно сделать основу самостоятельно из картона и бархатной бумаги.
Чтобы воспроизвести малахитовый камень, потребуется пластилин нескольких оттенков: черный, темно-зеленый, изумрудный, светло-зеленый и белый. Можно получить новые цвета, смешав имеющиеся зеленые с белым или желтым цветом, в любом случае, подбор оттенков всегда остается на выбор мастера.
Для финальной обработки изделия потребуется лак — можно выбрать лак для творчества или стекловидный лак для декупажа.
Чтобы повторить узор камня, необходимо кусочки пластилина раскатать в «колбаски», а затем в полоски различной толщины:
Получившиеся полоски нарезаются на примерно одинаковые квадраты, при этом не нужно следить за порядком набора цветов — узор природного малахита всегда случаен, и эту случайность как раз требуется воспроизвести.
Разноцветные кусочки пластилина собираются в стопки примерно одинаковой высоты, которые затем необходимо немного сплющить, чтобы слои пластилина скрепились плотнее.
Для того чтобы продолжить работу, нужно взять стержень для основы — годятся карандаш или палочка для суши – и загнуть стопочку вокруг конца стержня:
Таким же образом на стержень налепливаются остальные собранные слои пластилина. Стержень нужен только для начала работы, если полученный столбик держится крепко, стержень можно убрать и продолжить без него. Когда все слои собраны, пластилиновый столбик нужно раскатать так, чтобы получилась ровная «колбаска». Уже на данном этапе срез будет немного напоминать малахитовый узор:
Пошагово этот этап работы можно изучить по фото:
Дальнейшая работа будет состоять в том, чтобы нарезать пластилиновую колбаску и из полученных срезов выложить большую пластину. После выкладывания, для скрепления срезов, эту пластину тоже следует раскатать. После раскатывания пластина должна быть по возможности тонкой, но и это также зависит от уровня мастерства:
Основная работа пройдена, получившиеся «малахитовые» пластины можно закреплять на основе. Для деревянной заготовки этот этап сложности не представляет. Если же есть желание сделать основу самостоятельно, можно воспользоваться следующей схемой шкатулки-сундучка:
После покрытия основы слоем пластилинового малахита, если имеется твердая основа шкатулки, ее можно покрыть лаком.
Готовая шкатулка привлекает взгляд уже своим интересным и неповторимым узором, однако, при желании, из простой лаконичной шкатулки можно сделать настоящее произведение искусства. Чтобы малахитовый сундучок не смотрелся пусто и скучно, его можно украсить фурнитурой или кусочками пластилина, оставшегося после работы над самой шкатулкой:
Для этого можно использовать специальные формы — молды — или обойтись без них.
Видео по теме статьи
Воспроизведение фактуры камня, повторение процесса творчества самой природы — очень интересное занятие. Вариантов такой имитации камня множество, некоторые из них представлены в предложенной подборке видео:
Презентация по технологии на тему «Малахитовая шкатулка» (4 класс)
Подойдёт и взрослым и детям
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок : «Технология» 4 класс Работа с пластилином Учитель: Бичан Н. В.
Мастерская Хозяйки Медной горы
В нём застыл зелёный камень, Красив своим рисунком минерал. Скажите, как зовётся этот камень, Во всех краях прославивший Урал?
Тема: «Малахитовая шкатулка»
Цель: Изготовить малахитовую шкатулку в технике «мозаика»
Что нам нужно для работы: Коробочка Пластилин (зелёный- тёмный и светлый, белый) Стека Тряпочка Доска
Правила работы с пластилином Работай на подкладном листе. Перед лепкой смочи руки. Разомни пластилин. Упавший пластилин нужно немедленно поднять. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.
Повторим правила работы со стекой Стека должна лежать в правом углу парты. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею. Держи стеку как ручку.
1. Из брусочков делаем пластины
2. Из пластинок скатываем рулет
3. Рулет разрезаем на части
4. Из нарезок делаем плиточки
5. Плиточками покрываем крышку
6. Плиточками покрываем стороны коробочки
7. Украшаем шкатулку
Какие труды-такие и плоды.
Правила мастеров Работаем дружно. Каждый на своем рабочем месте. Работу делаем аккуратно, материалы бережём. Во время работы держим своё рабочее место в порядке.
План работы: 1. Из брусочков делаем пластины 2. Из пластинок скатываем рулет 3. Рулет разрезаем на части 4. Из нарезок делаем плиточки 5. Плиточками покрываем крышку 6. Плиточками покрываем стороны коробочки 7. Украшаем шкатулку
Оцениваем результат Оцени работу (украшение изделия в технике «русской мозаики») Оцени всю работу в целом (доволен ли ты своей работой) отлично хорошо
Номер материала: ДБ-1557772
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок технологии в 4 классе по теме: «Малахитовая шкатулка»
Цель данного урока:изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитирующей «русскую мозаику».
Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 4 классе по теме: «Малахитовая шкатулка»»
КОНСПЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».
Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика
Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитирующей «русскую мозаику».
Тип урока: развивающее обучение
-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.
-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, иллюстрации по теме.
Подготовка к уроку
-Ребята достаем свои папки для технологии
Подготовка материала, самоконтроль
Р:Умение настроиться на работу
-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.
Л: действия смыслообразования
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)
Это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей.
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)
Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)
Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)
Шкатулки бывают разные. Посмотрите у меня на столе разные виды шкатулок.
— формулировка темы урока
-формулировка целей урока
-усвоение новых понятий
-ответы на вопросы в беседе
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Объяснение нового материала: анализ образца
Что такое шкатулка? Для чего она используется? Шкатулка-это ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.
Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?
Из сборника уральских сказок Павла Петровича Бажова.
По моей просьбе дома в толковом словаре В. И. Даля Вероника нашла, что такое малахит и сейчас прочитает нам. Давайте послушаем.
Малахит-минерал ярко-зелёного цвета, используемый для различных поделок или как сырьё для получения меди. Этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень. Изумрудный и тёмно-зелёный малахит получил название из-за сходства своего цвета с цветом листьев мальвы. Интересно, что уральский малахит, чья красота воспета П.П. Бажовым в «Малахитовой шкатулке» и известный сегодня как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 г. использовался лишь в качестве медной руды.
Давайте по учебнику прочитаем о малахите на с.25
(рисунок малахитовой шкатулки)
Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка на с.24? (из камня)
(рисунок камня малахита)
Рассмотрите, пожалуйста, замечательные узоры малахита, созданные природой.
(рисунки поделок из малахита)
Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.
Молодцы, конечно, это мозаика.
Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)
Итак, сегодня мы будем изготавливать имитацию малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».
Мастер-класс «Малахитовая шкатулка»
Жанна Казанцева
Мастер-класс «Малахитовая шкатулка»
Для ознакомления детей с творчеством П. Бажова мне понадобилась малахитовая шкатулка, ее я решила изготовить своими руками. За основу взяла деревянную коробку (мне повезло, попалась зеленого цвета)
Так же мне понадобилась золотая тесьма,деревянная ящерица (ее можно приобрести в магазине сувениров)портрет писателя,разноцветные камушки, зеленая органза и атлас.
При помощи клея «Момент» я наклеила ящерицу на крышку шкатулки, по краям украсила ее золотыми пайетками в виде веточек рябины.
На дне коробки закрепила картон обтянутый зеленой органзой.
Портрет Бажова при помощи степлера обтянула золотой тесьмой и наклеила на внутреннюю поверхность крышки, по краям украсила разноцветными камушками.
После занятия, вместе с детьми мы решили организовать в группе сокровищницу Хозяйки Медной горы, Зеленым атласом украсили стену. В шкатулку поместили камни, урашения из малахита, фигурки персонажей из сказов Павла Бажова.
Центральное место в сокровищнице заняла корона Хозяйки Медной горы, ее я изготовила из фетра, обшив его разноцветными пайетками.
Экскурсия по детскому саду Центральная стена холла «Хозяйка Медной горы» (образное название детского сада № 102 г. Павлодара «Малахитовая шкатулка» Фотогаллерея.
Урок с технологической картой ««Малахитовая шкатулка» 4 класс ТЕХНОЛОГИЯ
Подойдёт и взрослым и детям
УМК «Перспектива»
ТЕХНОЛОГИЯ 4 класс
Технологическая карта № 3
Человек и Земля (21 час)
Полезные ископаемые (2 часа)
Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.
— этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти ;
— технику «русская мозаика».
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание
темы, термины и понятия
Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Освоение техники «русская мозаика». Выполнение шкатулки из пластилина.
Бронза, буровик, буровая вышка, геолог, золото, малахит, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, поделочный камень, пуд, русская мозаика, серебро, скважина, талисман, чёрное золото.
— интерес к изучению темы;
— бережное отношение к природным богатствам России;
— ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
— желание оформлять суждение о человеческих ценностях;
— понимание успешности при освоении темы.
— раскрывать значение понятий «бронза», «буровик», «буровая вышка», «геолог», «золото», «малахит», «месторождение», «нефть», «нефтепровод», «нефтехранилище», «полезные ископаемые», «поделочный камень», «пуд», «русская мозаика», «серебро», «скважина», «талисман», «чёрное золото» и использовать их в активном словаре;
— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;
— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;
— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
— определять материалы и их размеры для использования в технике «русская мозаика» и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.
— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
— распределять обязанности для выполнения учебного задания;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.
— формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
— согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно представлять результат собственной деятельности.
— месторождение нефти на карте России и обозначать его, используя условный знак;
— этапы операции по добыче и транспортировке нефти.
— модель буровой вышки;
— изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина в технике «русская мозаика».
Оформлять суждение о человеческих ценностях.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Организация образовательного пространства
Тема «Полезные ископаемые и их обозначение на карте».
Тема «П. Бажов. Малахитовая шкатулка».
Учебник, рабочая тетрадь «Технология».
— образцы изделий из нефти.
— «Работа с пластичными материалами»;
— «Критерии оценки работы».
Презентации «Буровая вышка», «Поделочные камни».
индивидуальная — ;
парная — ;
I этап. Самоопределение в учебной деятельности
Мотивировать к изучению темы.
Стимулировать желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.
Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.
Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».
Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное — это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.
Ребята, кто из девочек прав?
Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить своё суждение.
Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?
— проявлять интерес к изученной теме;
— проявлять желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Блок А. Чёрное золото
— интерес к добыче полезных ископаемых;
— бережное отношение к природе.
Актуализировать умение работать по плану.
Ввести понятия «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «чёрное золото», «нефтепровод», «буровая вышка», «полезные ископаемые».
— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;
— рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;
— рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;
— определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;
— определять этапы операции по добыче и транспортировке нефти;
— выполнять модель буровой вышки;
— выполнять учебное действие, используя план;
— выполнять самооценку учебного задания;
— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. В зависимости от площади месторождения, его называют «район месторождения», «провинция месторождения» или «бассейн месторождения».
Область науки и технологии, посвящённая добыче полезных ископаемых, называется горным делом, благодаря которому изучают месторождение, например, нефти.
Месторождение нефти находится в осадочных породах — слоистых, пористых пластах земли.
Богаты нефтью Западная Сибирь, остров Сахалин, полуостров Ямал. Её месторождения встречаются на суше и в море. Существуют специальные значки для обозначения месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, например:
Сначала геологи ищут нефтяные месторождения и подготавливают их к разработке. Затем буровики бурят скважину и строят буровую вышку — сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. Специальными насосами из скважины нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающий завод.
Нефть — природная маслянистая горючая жидкость, имеющая в основном красно-коричневый цвет, но иногда бывает и чёрного цвета. Нефтяная жидкость имеет специфический запах.
Сегодня нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых, которое используется для производства бензина, керосина, пластмасс, краски, ткани, лекарств. Её считают «чёрным золотом», по цене она не уступает жёлтому металлу. Нефть — это богатство России. Нефтяная промышленность тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики.
Задание 1 (З) Учебник, с. 18.
Объясните значение слов «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «нефтепровод», «буровик», «геолог».
Объясните значение выражений «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы», «чёрное золото».
Назовите профессии, связанные с добычей нефти.
Расскажите о добыче нефти в древности.
Расскажите о добыче нефти в XXI веке.
Расскажите об использовании нефти древними и современными людьми.
Задание 2 (П)
Верно ли, что для добычи нефти достаточно пробурить скважину? Обоснуйте своё мнение.
Можно ли утверждать, что месторождения нефти встречаются только на территории России? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 4—5, с взаимооценкой.
Определите на карте России месторождения нефти и отметьте их общепринятым условным обозначением.
Оцените работу по пятибалльной системе.
Представьте свою работу.
Задание 4 (У) Учебник, с. 18—19, с самооценкой.
Определите по фотографиям учебника технологическую операцию по добыче и транспортировке нефти. (Выкачивание нефти на буровой вышке, доставка нефти по нефтепроводу, доставка нефти в вагоне-цистерне.)
Задание 5 (У) Учебник, с. 21—23, с взаимооценкой.
Выполните модель буровой вышки, используя план учебника.
Оцените работу по пятибалльной системе.
Представьте свою работу.
Диагностические задания:
1. Допишите предложения:
Чёрное золото — это…
2. Отметьте условный знак, которым обозначают на картах нефть:
—
;
— ;
— ;
3. Определите и подчеркните названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:
— проявлять интерес к изучению природных богатств России;
— проявлять бережное отношение к природе.
— раскрывать значение понятий «нефть», «чёрное золото», «месторождение», «нефтепровод», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы» и использовать их в активном словаре;
— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;
— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение.
— выполнять учебное действие, используя план;
— выполнять самооценку учебного задания.
— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
— рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;
— рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;
— определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;
— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
— выполнять модель буровой вышки.
Блок Б. Малахитовая шкатулка
Стимулировать интерес к работе с полудрагоценными камнями на примере малахита.
Актуализировать знания о работе с пластичными материалами.
Ввести понятия «малахит», «пуд», «поделочный камень», «русская мозаика», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».
— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
— определять размеры материалов, используемых в технике «русская мозаика», и обосновывать своё мнение;
— рассказывать об использовании малахита в России;
— рассказывать о процессе создания изделий из малахита способом «русская мозаика»;
— рассказывать правила работы с пластичными материалами;
— выполнять изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина;
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять взаимооценку учебного задания;
— адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
В природе существуют такие полезные ископаемые, которые человек использует для изготовления предметов искусства, например ваз, шкатулок, панно, украшений. Это поделочные камни: агат, яшма, малахит, оникс и др.
Изделия из полудрагоценных камней — это хороший подарок как женщинам, так и мужчинам. Выбор полудрагоценных и поделочных камней очень большой. Их стоимость вполне доступна.
Название «малахит» произошло от древнегреческого слова malakos — мягкий. Очень важно знать значение камня для его обладателя. Как амулет, приносящий здоровье, и красивый камень для украшений, малахит использовался ещё древними греками и египтянами. Узор на камне часто напоминает глаз, поэтому малахит применяли как амулет для защиты от сглаза. В Средние века малахит использовался для защиты детей от всяческих неприятностей, а также ведьм. На Руси малахит считался камнем исполнения желаний. Древние русичи вырезали из малахита «солнце» для защиты от ядовитых животных и злых духов.
Благодаря большому содержанию меди малахит помогает очищать тело от токсинов и загрязнений. Он поглощает отрицательную энергию, помогает укрепить нервную систему и устранить эмоциональный дисбаланс, освобождает сознание от обид и неурядиц прошлого. В старину носили перстень с малахитом как оберег от холеры и чумы.
Считается, что малахит приносит удачу и исполнение желаний, он популярен как детский амулет. Украшения из малахита оправляют серебром, золотом, бронзой. Часто из малахита выполняют изделия в виде животных, например: черепаха — символ долголетия, мудрости, защиты, здоровья и движения вперёд. Это один из самых счастливых талисманов в мире. (Талисман — магический предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. Талисманом может являться любой предмет — от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева.)
Задание 1 (З) Учебник, с. 24—26.
Объясните значение слов «малахит», «пуд», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».
Объясните значение выражений «поделочный камень», «русская мозаика».
Назовите синонимы слова «талисман». (Амулет, оберег.)
Расскажите о значении малахита для его обладателя.
Расскажите об использовании малахита в России.
Представьте процесс создания изделия из малахита способом «русская мозаика».
Расскажите о правилах работы с пластичными материалами.
Задание 2 (П)
Могут ли в составе одного изделия использоваться поделочные камни и драгоценные металлы? Обоснуйте своё мнение.
Верно ли, что для выполнения изделия в технике «русская мозаика» используются поделочные камни только больших размеров? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3(У) Учебник, с. 26—27, с взаимооценкой.
Выполните изделие «Малахитовая шкатулка», используя план из учебника.
Оцените работу партнёра, используя пятибалльную систему и критерии:
Участие в работе группы
Диагностические задания:
1. Допишите предложения:
— Поделочный камень — это…
2. Рабочая тетрадь, с. 18.
Восстановите последовательность изготовления малахитовой шкатулки из пластилина:
Свернуть сложенные пласты в трубочку и сформировать брусок.
Раскатать небольшие кусочки каждого цвета.
Выбрать пластилин нужных цветов.
Прикрепить пластинки к стенкам и крышке коробки.
Сложить раскатанные пласты друг на друга.
Разрезать полученный брусок на тонкие пластинки.
— проявлять интерес к работе с полудрагоценными камнями на примере малахита.
— раскрывать значение понятий «малахит», «пуд», «серебро», «золото», «бронза», «талисман», «амулет», «оберег», «поделочный камень», «русская мозаика», и использовать их в активном словаре;
— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
— определять размеры материалов, используемых в технике «русская мозаика», и обосновывать своё мнение.
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять взаимооценку учебного задания.
— адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
— рассказывать об использовании малахита в России;
— рассказывать о значении малахита для его обладателя;
— представлять процесс создания изделий из малахита способом «русская мозаика»;
— применять правила работы с пластичными материалами;
— выполнять изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина.
Блок К. Диагностика качества освоения темы
Установить степень освоения данной темы, а именно:
— выполнять задание в соответствии с целью;
— формулировать фразу-конструкт о создании изделий в технике «русская мозаика»;
— определять последовательность операций по добыче и транспортировке нефти.
1. Определите последовательность операций по добыче и транспортировке нефти:
поиск нефтяных месторождений;
транспортировка нефти по трубопроводам или в цистернах;
строительство буровых вышек;
подготовка месторождений к разработке.
2. Допишите фразу-конструкт:
Для того чтобы создать изделие в технике «русская мозаика», надо … (Для того чтобы создать изделие в технике «русская мозаика», надо выбрать поделочный камень, распилить его на тонкие плитки, подобрать из них единый рисунок и приклеить на металл, мрамор или другой материал.)
— выполнять задание в соответствии с целью.
— формулировать фразу-конструкт о создании изделий в технике «русская мозаика»;
— определять последовательность операций по добыче и транспортировке нефти.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Стимулировать интерес к оформлению приглашения на праздник.
— составлять и оформлять суждение о человеческих ценностях;
— раскрывать смысл записки о тайне шкатулки;
— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
— использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания;
— планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
самоорганизацию по выполнению задания:
— представление результатов деятельности.
Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.
Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».
Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни — быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное — это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.
Ребята, кто из девочек прав?
Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?
1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.
2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, используя слова для выбора:
Слова для выбора: деньги, здоровье, семья, магические, отношения, богатство, мудрость, предмет, долголетие, талисман, амулет, оберег, сохранить, оберегать, ценности.
1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.
2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, используя план и приобретённые знания и умения:
— ценности в жизни человека;
— взаимосвязь камня и ценностей человека.
1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.
2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, аргументируйте своё мнение.
* Ценностями человека могут быть здоровье, мудрость, долголетие, отношения, семья. Есть камни, которые помогают людям оберегать человека и его ценности. Поэтому близкие люди дарят друг другу предмет, который может стать талисманом, защищающим его обладателя.
— проявлять интерес к оформлению приглашения на праздник.
— выбирать вариант выполнения задания;
— использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
— составлять и оформлять суждение о человеческих ценностях;
— раскрывать смысл записки о тайне шкатулки.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Самоанализ и самооценка ученика
— соотносить полученный результат с поставленной целью;
— оценивать результат учебной деятельности.
1. Мне важно уметь определять ценности в жизни человека, для того чтобы…
2. Мне важно уметь выполнять изделия в технике «русская мозаика», для того чтобы…
«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»;
«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»;
«Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»
б) Самооценка собственной деятельности
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.
Если вы довольны, поднимите две руки.
Если не очень довольны, то поднимите одну руку.
— оценивать результат собственной деятельности.
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Самоанализ и самооценка учителя
Соотнести полученный результат с поставленной целью.
Оценить результат своей деятельности.
Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.
— этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти ;
— технику «русская мозаика».
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
— проявлять желание оформлять суждение о человеческих ценностях.
— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
— адекватно представлять результат собственной деятельности.
— оформлять суждение о человеческих ценностях.
* Заполняется учителем по окончании изучения темы.